Jump to content

Ислам в Африке

Мусульманка сдает экзамен в Африке

Ислам в Африке является второй по распространенности религией на континенте после христианства . Африка была первым континентом, на который ислам распространился с Ближнего Востока в начале 7 века нашей эры . населения мира Почти треть мусульманского проживает в Африке . Мусульмане пересекли нынешние Джибути и Сомалиленд в поисках убежища в современных Эритрее и Эфиопии во время хиджры («миграции») в христианское королевство Аксум . [1] Как и подавляющее большинство (90%) мусульман в мире, большинство мусульман в Африке также являются мусульманами-суннитами ; [2] Сложность ислама в Африке проявляется в различных школах мысли, традициях и мнениях во многих африканских странах. Многие африканские народы, в основном проживающие в северной половине континента, считают ислам своей традиционной религией. Практика ислама на континенте не статична и постоянно меняется под влиянием преобладающих социальных, экономических и политических условий. В целом ислам в Африке часто адаптируется к африканскому культурному контексту и системам верований, образуя собственные ортодоксальности Африки. [3]

По оценкам, в 2014 году мусульмане составляли почти половину населения Африки (более 40%) с общей численностью населения около 437 миллионов человек и составляли более четверти (около 27%) мирового мусульманского населения. [4] Ислам является основной религией Северной Африки , Африканского Рога , Сахеля , побережья Суахили и Западной Африки , а также меньшинствами иммигрантов в Южной Африке .

Масджид ас-Сахаба , Массауа , Эритрея

Присутствие ислама в Африке можно проследить до 7-го века нашей эры, когда в 8-м раджабе хиджры, или в мае 614 года нашей эры, Мухаммед посоветовал ряду своих первых учеников , которые столкнулись с преследованиями со стороны политеистических жителей Мекки , искать убежища. через Красное море в Аксуме . В мусульманской традиции это событие известно как первая хиджра , или переселение. Двадцать три мусульманина мигрировали в Абиссинию , где их защитил ее король Армах ан-Наджаши , который позже принял ислам. Позже в том же году за ними последовал 101 мусульманин. Большинство этих мусульман вернулись в Медину в 7 г. хиджры / 628 г. н. э., но некоторые поселились в соседней Зейле (нынешнее Сомали ), которая в то время была частью Билад аль-Барбара («Земли берберов)». Оказавшись в Зейле, в 627 году нашей эры они построили Масджид аль-Киблатайн («Мечеть двух Кибл »). В этой мечети есть две Киблы , потому что она была построена до того, как Пророк перенес Киблу из Иерусалима в Мекку. Сообщается также, что они построили старейшую мечеть Африки Мечеть Сподвижников. в эритрейском городе Массауа . [5] Эта кыбла этой мечети в Массауа также указывает на Иерусалим, хотя сейчас она уже не существует, в этой мечети все еще проводятся периодические молитвы с коррекцией киблы в сторону Мекки. [6]

Великая мечеть Кайруан (также известная как мечеть Укба), основанная в 670 году арабским полководцем и завоевателем Укбой ибн Нафи, является старейшей мечетью в Северо-Западной Африке . [7] расположен в городе Кайруан , Тунис.

В 20 г. хиджры / 641 г. н. э., во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба , мусульманские войска захватили нынешний Египет и завоевали нынешнюю Ливию в следующем году . Затем мусульмане распространились на нынешний Тунис в 27 году хиджры / 647 года нашей эры, во время правления третьего мусульманского халифа Усмана ибн Аффана . Завоевание Северной Африки продолжалось при династии Омейядов , которая аннексировала части Алжира около 61 г. по хиджре/680 г. н.э. и Марокко в следующем году. Из последнего мусульманские войска пересекли Гибралтарский пролив в Европу в 92 г. по хиджре/711 г. н.э. Ислам получил распространение в 10 веке в Западной Африке с началом движения династии Альморавидов на реке Сенегал , когда правители и короли приняли ислам. Затем ислам медленно распространялся на большей части континента посредством торговли и проповеди. [8] В этот период эти мусульмане из Северной и Западной Африки стали известны европейцам в целом как мавры . [9] К 9 веку мусульманские султанаты начали создаваться на Африканском Роге , а к 12 веку султанат Килва распространился на юг до Мозамбика . Ислам проник глубже в Малави и Конго только во второй половине XIX века под властью Занзибарского султаната . Затем в конце девятнадцатого и начале двадцатого века британцы перевезли свою рабочую силу из Индии, в том числе некоторых граждан Индии-мусульман, в свои колонии в Африке.

Мечеть исламской солидарности в Могадишо , Сомали, является крупнейшей мечетью на Африканском Роге.

Ислам пришел на северное побережье Сомали с Аравийского полуострова вскоре после хиджры . Зейлы Двухмихрабная мечеть Масджид аль-Киблатайн датируется VII веком и является старейшей мечетью в городе. [10] В конце 9 века Аль-Якуби писал, что мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали. [11] Он также упомянул, что столица королевства Адал находится в городе. [11] [12] предполагая, что султанат Адал со штаб-квартирой в Зейле восходит как минимум к 9 или 10 веку. По словам И. М. Льюиса, государством управляли местные династии , которые также правили аналогичным образом созданным Султанатом Могадишо в прибрежном регионе Бенадир на юге. История Адала, начиная с этого периода основания, будет характеризоваться чередой сражений с соседней Абиссинией . [12] [13]

В последующие столетия консолидация мусульманских торговых сетей, связанных родословной, торговлей и суфийскими братствами, достигла пика в Западной Африке , что позволило мусульманам обладать огромным политическим влиянием и властью. Говорят, что во время правления Умара II привлек берберов в тогдашний губернатор Африки Исмаил ибн Абдулла своим справедливым управлением ислам. Среди других первых известных миссионеров - Абдаллах ибн Ясин , который начал движение, которое заставило тысячи берберов принять ислам. [14]

Мечеть Эль-Табия в Асуане , Египет.

История ислама в Африке и рассказы о том, как распространялась эта религия, особенно на Севере и на Африканском Роге, всегда вызывали споры. Глава лондонского отделения «Авкаф Африки» шейх д-р Абу-Абдулла Аделабу написал в своей книге «Движения ислама перед лицом империй и королевств в Йорубаленде» заявления о раннем приходе ислама на юго-запад Нигерии. Он поддержал мнение арабского антрополога Абдуху Бадави о том, что первые мусульманские миссионеры извлекли пользу из своих работ благодаря падению Куша в северном Судане и процветанию политически мультикультурного периода Аббасидов на континенте, который, по его мнению, породил несколько потоков миграция, переместившаяся на запад в середине 9 века в страны Африки к югу от Сахары . [15] Аделабу указал на популярность и влияние династии Аббасидов (750–1258), второй великой династии, правители которой носили титул « халифа », как способствующей мирной и процветающей миграции межкультурных мусульман из долины Нила в Нигер , а также арабских торговцев из пустыни в Бенуэ . Некоторые утверждают, что принятие ислама было мотивировано желанием расширить торговлю, поскольку ислам предоставил моральный кодекс поведения для регулирования коммерческой деятельности, особенно в отношении кредитов и ценных бумаг. [16]

Минарет мечети Малинди в Стоун-Тауне , Занзибар

Точно так же на побережье Суахили ислам проник вглубь страны, распространяясь за счет традиционных африканских религий . [17] Это распространение ислама в Африке не только привело к формированию новых сообществ в Африке, но также изменило конфигурацию существующих африканских сообществ и империй, основанных на исламских моделях. [18] Действительно, в середине 11 века империя Канем , влияние которой распространялось на Судан , приняла ислам. В то же время, но в большей степени в Западной Африке, правящий правитель Империи Борну принял ислам. [14] Когда эти королевства приняли ислам, их подданные последовали этому примеру. Восхваляя ревность африканцев к исламу, исследователь XIV века Ибн Баттута заявил, что по пятницам мечети настолько переполнены, что, если не прийти очень рано, невозможно найти место, где можно присесть. [14]

В 16 веке Империя Уаддай и Королевство Кано приняли ислам, а позже, ближе к 18 веку, в Нигерии базирующийся халифат Сокото во главе с Усманом дан Фодио приложил значительные усилия для распространения ислама в рамках Фулани-джихада . [14]

Сегодня ислам является преобладающей религией северной половины Африки, в основном сосредоточенной в Северной Африке , на Африканском Роге и в Сахеле , а также в Западной Африке . [ нужна ссылка ]

Характеристики

[ редактировать ]
X века Медресе Санкоре , Тимбукту , Мали . Один из первых университетов мира. Три мечети Санкоре, Джингеребер и Сиди Яхья составляют знаменитый Университет Тимбукту . Медресе означает « школа » или « университет » на арабском языке и на других языках, связанных с мусульманским народом.

Ислам присутствует в Африке так долго, с момента его появления на Аравийском полуострове, что некоторые ученые утверждают, что это традиционная африканская религия. [19]

Хотя большинство мусульман в Африке являются внеконфессиональными мусульманами , сунниты [2] или суфия , сложность ислама в Африке проявляется в различных школах мысли, традициях и мнениях, которые постоянно борются за доминирование во многих африканских странах. Ислам в Африке не статичен и постоянно меняется под влиянием преобладающих социальных, экономических и политических условий. [18]

Ислам в Африке часто адаптируется к местному культурному контексту и системам верований, тем самым формируя собственные ортодоксальности на континенте. Различные общества в Африке, как правило, присваивали ислам как более инклюзивными способами, так и более радикальными способами, как в случае с движением Альморавидов в Магрибе и Сахаре. [3]

Кроме того, ислам в Африке имеет как локальное, так и глобальное измерение. На местном уровне эксперты утверждают, что мусульмане (в том числе африканские мусульмане) действуют со значительной автономией и не имеют международной организации, регулирующей их религиозную практику. Этот факт объясняет различия и разновидности исламских практик на африканском континенте. На глобальном уровне мусульмане Африки также являются частью уммы (исламского сообщества во всем мире) и с большим интересом следят за глобальными проблемами и текущими событиями, которые затрагивают мусульманский мир. Благодаря глобализации и новым инициативам в области информационных технологий мусульмане Африки развили и поддерживают тесные связи с остальным мусульманским миром. [18]

Аналитики утверждают, что мусульмане в Африке, как и другие мусульмане в Азии , на Ближнем Востоке и в остальном мире, похоже, вовлечены в напряженную борьбу за будущее направление ислама. В основе борьбы лежат вопросы о том, как мусульманам следует исповедовать свою веру. Ученые утверждают, что большинство, похоже, предпочитает оставаться на умеренном и толерантном курсе, которому исторически следовал ислам. Однако относительно небольшая, но растущая группа хотела бы установить более строгую форму религии, которая бы информировала и контролировала все аспекты жизни общества. [18]

XIII века Мечеть Ларабанга в Гане , одна из старейших сохранившихся мечетей в Западной Африке.

Шариат ислама широко влияет на юридический кодекс в большинстве исламских стран, но степень его воздействия широко варьируется. В Африке большинство государств ограничивают использование шариата «законом о личном статусе» в таких вопросах, как брак, развод, наследование и опека над детьми. За исключением северной Нигерии в Западной Африке , секуляризм, похоже, не сталкивается с какой-либо серьезной угрозой в Африке, хотя новое исламское возрождение оказывает большое влияние на сегменты мусульманского населения. Сожительство или сосуществование мусульман и немусульман остается по большей части мирным. [18]

Нигерия является домом для крупнейшего мусульманского населения Африки. В 1999 году северные штаты Нигерии приняли уголовный кодекс шариата, но наказания за них применялись редко. Фактически, десятки женщин, осужденных за прелюбодеяние и приговоренных к забиванию камнями до смерти, позже были освобождены. Египет, одно из крупнейших мусульманских государств Африки, утверждает, что шариат является основным источником своего законодательства, однако его уголовные и гражданские кодексы основаны в основном на французском законодательстве .

Национальная мечеть Абуджи в Абудже , Нигерия.

Мусульмане в Африке в основном придерживаются суннитского ислама , среди которых немало приверженцев ибади . [20] Кроме того, суфизм очень широко распространен , мистическое измерение ислама. Мазхаб Малики Африканском является доминирующей школой юриспруденции среди большинства суннитских общин континента, в то время как шафиитский мазхаб распространен на Роге , в восточном Египте и на побережье Суахили . Ханафитскому . фикху также следуют в западном Египте

Коранисты

[ редактировать ]

Коранизм — это общий термин, обозначающий направление в исламе, которое поддерживает ориентированную на Коран форму ислама и часто избегает хадисов. Существует множество форм Корана, и не все из них могут согласиться с практическими принципами. [21]

Внеконфессиональные мусульмане

[ редактировать ]

Согласно опросу Pew, в Африке есть тринадцать стран, в которых не менее двадцати процентов мусульманского населения придерживаются внеконфессиональной формы ислама, т.е. являются внеконфессиональными мусульманами . Эти страны, а также процент мусульманского населения, подпадающего под эту группу, включают Мали (55%), Нигерию (42%), Камерун (40%), Тунис (40%), Гвинею-Бисау (36%), Уганда (33%), Марокко (30%), Сенегал (27%), Чад (23%), Эфиопия (23%), Либерия (22%), Нигер (20%) и Танзания (20%). [2]

Хартум - в Карима мечеть Судане , долина Нила

Суфизм, который фокусируется на мистических элементах ислама, имеет множество орденов и последователей в Западной Африке и Судане и, как и другие ордена, стремится познать Бога посредством медитации и эмоций. Суфии могут быть внеконфессиональными мусульманами , суннитами или шиитами, и их церемонии могут включать пение, музыку, танцы и медитацию. [18]

Многие суфии в Африке являются синкретическими , поскольку они исповедуют суфизм с традиционными фольклорными верованиями. Салафиты критикуют суфиев-фольклористов, которые, по их утверждениям, включили «неисламские» верования в свою практику, например, празднование различных событий, посещение святынь «исламских святых», танцы во время молитвы (кружащиеся дервиши). [22] В Западной Африке и Судане существуют различные суфийские ордена, к которым скептически относятся более доктринально строгие ветви ислама на Ближнем Востоке. Большинство орденов в Западной Африке подчеркивают роль духовного наставника, марабута или обладателя сверхъестественной силы, что рассматривается как африканизация ислама. В Сенегале и Гамбии суфии-муридисты заявляют, что имеют несколько миллионов приверженцев, и подвергаются критике за почитание основателя муридизма Амаду Бамбы. Тиджани — самый популярный суфийский орден в Западной Африке, имеющий большое количество последователей в Мавритании, Мали, Нигере, Сенегале и Гамбии. [18]

Салафизм

[ редактировать ]

В последнее время салафизм начал распространяться в Африке благодаря деятельности многих мусульманских неправительственных организаций (НПО), таких как Всемирная мусульманская лига, Всемирная ассамблея мусульманской молодежи, а также Федерация Маб и исламских школ, финансируемых в основном салафитскими правительствами в Африке. Арабские государства Персидского залива . Эти салафитские организации, часто базирующиеся в Саудовской Аравии, пропагандируют разновидность консервативного реформизма и считают суфизм «неортодоксальным» и противоречащим их интерпретации традиционного ислама. [18] Такие НПО построили мечети и исламские центры, в которых преобладают салафиты, в Африке, и многие из них укомплектованы пуританскими африканскими мусульманами, часто прошедшими обучение на Ближнем Востоке. Академические стипендии для обучения в исламских университетах на Ближнем Востоке также предлагаются для дальнейшего развития салафизма. [18]

С другой стороны, ученые- африканисты связывают популярность идеалов салафитов с местными культурными факторами и социальными усилиями выдающихся африканских салафитских ученых, реформистов, организаций и интеллектуалов, а также их религиозными связями с различными исламскими учеными во всем мусульманском мире . [23]

Известные королевства и султанаты

[ редактировать ]

Мусульманское население Африки по странам

[ редактировать ]
Распространение суннитских , шиитских , коранистских , махдавийских / ахмадийских , ибадийских и внеконфессиональных мусульманских ветвей в Африке.

По данным исследовательского центра Pew , три из десяти стран с наибольшим мусульманским населением в 2015 году находились в Африке: Нигерия (где, по оценкам, проживало 90,02 миллиона мусульман, что составляет 50% от общей численности населения), Египет (83,87 миллиона; 95,1). %) и Алжира (37,21 млн; 97,9%). [24]

Расчетное мусульманское население по странам, 2010 г. [25]
Мусульманское население Общая численность населения Процент мусульман
Алжир Народно-Демократическая Республика Алжир 34,730,000 35,470,000 97.9
Ангола Ангола 40,000 19,080,000 <1,0
Бенин Бенин 2,110,000 8,850,000 23.8
Ботсвана Ботсвана <10 000 2,010,000 <1,0
Буркина-Фасо Буркина-Фасо 10,150,000 16,470,000 61.6
Бурунди Бурунди 230,000 8,380,000 2.8
КамерунКамерун 9,475,628 30,966,105 30.6
Кабо-Верде Кабо-Верде <10 000 500,000 <1,0
Центральноафриканская Республика Центральноафриканская Республика 370,000 4,400,000 8.5
Чад Чад 6,210,000 11,230,000 55.3
Коморские острова Коморские острова 720,000 730,000 98.3
Республика Конго Конго 50,000 4,040,000 1.2
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго 970,000 65,970,000 1.5
Джибути Джибути 860,000 890,000 96.9
Египет Египет 76,990,000 81,120,000 94.9
Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея 30,000 700,000 4.0
Эритрея Эритрея 1,920,000 5,250,000 36.6
Эфиопия Эфиопия 28,680,000 82,950,000 34.6
Габон Габон 170,000 1,510,000 11.2
Гамбия Гамбия 1,640,000 1,730,000 95.1
Гана Гана 3,860,000 24,390,000 15.8
Гвинея Гвинея 8,430,000 9,980,000 84.4
Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау 680,000 1,520,000 45.1
Кот-д'Ивуар Кот-д'Ивуар 7,390,000 19,740,000 42.5
Кения Кения 3,920,000 40,510,000 9.7
Марокко Марокко 32,460,000 32,460,000 99.0
Лесото Лесото <10 000 2,170,000 <1,0
Либерия Либерия 480,000 3,990,000 12.0
Ливия Ливия 6,140,000 6,360,000 96.6
МадагаскарМадагаскар 620,000 20,710,000 3.0
Малави Малави 1,930,000 14,900,000 13.0
У них было У них было 14,510,000 15,370,000 94.4
Мавритания Мавритания 3,430,000 3,460,000 99.0
Маврикий Маврикий 220,000 1,300,000 17.3
Майотта Майотта 200,000 200,000 98.6
МозамбикМозамбик 4,200,000 23,390,000 18.0
Намибия Намибия <10 000 2,280,000 <1,0
Нигер Нигер 15,270,000 15,510,000 98.4
Нигерия Нигерия 80,300,000 158,420,000 50.8
Встреча Воссоединение 40,000 850,000 4.2
Руанда Руанда 190,000 10,620,000 1.8
Остров Святой Елены Святая Елена <10 000 <10 000 <1,0
Сан-Томе и Принсипи Сан-Томе и Принсипи <10 000 170,000 <1,0
Сенегал Сенегал 11,980,000 12,430,000 96.4
Сейшельские острова Сейшельские острова <10 000 90,000 1.1
Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне 4,580,000 5,870,000 78.0
Сомали Сомали 9,310,000 9,330,000 98.0
ЮАР ЮАР 860,000 50,130,000 1.7
Южный Судан Южный Судан 2,316,000 11,580,000 20
Судан Судан 45,480,000 46,880,000 97
В Свате Свазиленд <10 000 1,190,000 <1,0
Танзания Танзания 15,770,000 44,840,000 35.2
Togo Togo 840,000 6,030,000 14.0
Тунис Тунис 10,430,000 10,480,000 99.0
Уганда Уганда 3,840,000 33,420,000 11.5
Замбия Замбия 70,000 13,090,000 <1,0
Зимбабве Зимбабве 110,000 12,570,000 <1,0

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мусульманские общества в истории Африки (Новые подходы к истории Африки) , Дэвид Робинсон, Глава 1.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Глава 1: Религиозная принадлежность» . Мусульмане мира: единство и разнообразие . Исследовательского центра Пью Проект «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2020 г. . Проверено 4 сентября 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Дэвид (2004). Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-53366-9 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
  4. ^ Уэр III, Рудольф Т. (2014). Ходячий Коран: исламское образование, воплощенные знания и история в Западной Африке . Издательство Университета Северной Каролины. п. 17. ISBN  978-1-4696-1432-8 .
  5. ^ Рид, Ричард Дж. (12 января 2012 г.). «Исламский рубеж в Восточной Африке». История современной Африки: с 1800 года по настоящее время . Джон Уайли и сыновья . п. 106. ИСБН  978-0470658987 . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2015 г.
  6. ^ «Мечеть Ас-Сахаба (Мечеть сподвижников)» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
  7. ^ Кнг, Ганс (31 октября 2006 г.). Прослеживая путь: духовные измерения мировых религий . А&С Черный. ISBN  9780826494238 . Архивировано из оригинала 6 марта 2022 года . Получено 26 февраля 2021 г. - через Google Книги.
  8. ^ Холл, Брюс С. (2009). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511976766 . ISBN  978-0-511-97676-6 .
  9. ^ Нехемия Левцион и Рэндалл Л. Пауэлс (ред.). История ислама в Африке. Архивировано 6 марта 2022 г. в Wayback Machine . стр. 1. Издательство Университета Огайо, 2000 г.
  10. ^ Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 7. ISBN  978-1841623719 . Архивировано из оригинала 12 октября 2014 г. Проверено 3 июня 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Американская энциклопедия, том 25 . Американская корпорация. 1965. с. 255. Архивировано из оригинала 06 января 2017 г. Проверено 3 июня 2018 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Льюис, IM (1955). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Международный африканский институт. п. 140. Архивировано из оригинала 06 августа 2016 г. Проверено 3 июня 2018 г.
  13. ^ «Страновое исследование: Сомали из Библиотеки Конгресса» . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 15 февраля 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 261-
  15. ^ Абдуху Бадави: Маа Харак уль-Ислам фи Ифрикия (Исламское движение в Африке), 1979 г., Каир, стр. 175
  16. ^ Марк Картрайт. «Распространение ислама в Древней Африке» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 24 апреля 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
  17. ^ «Африканская религиозная диаспора и континент» . Доктор Кофи Асаре Опоку. Архивировано из оригинала 01.06.2019 . Проверено 06 марта 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хусейн Д. Хасан. «Ислам в Африке». Архивировано 21 августа 2008 г. в Стэнфордском веб-архиве (RS22873). Исследовательская служба Конгресса (9 мая 2008 г.). Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  19. ^ Африканская традиционная религия в современном мире - Дуглас Э. Томас, стр. 125
  20. ^ Ши, Нина. Соревнование идей с радикальным исламом: центральное место идеи религиозной свободы и толерантности. HUDSON INST ВАШИНГТОН, округ Колумбия, 2006 г.
  21. ^ Jafarli, D. "Рыса квартистского путешествия в Египет (19th to 20th ctnturies): a historical approach." Гилея: научный вестник 126(2017): 181-185.
  22. ^ Джон Пайк (17 августа 2012 г.). «Суфийский ислам» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 23 ноября 2013 г.
  23. ^ Мурзик Кобо, Усман (2012). "Введение". Раскрытие современности в исламских реформах в Западной Африке двадцатого века . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 4–6. ISBN  978-90-04-21525-2 .
  24. ^ Диамант, Джефф (1 апреля 2019 г.). «Страны с 10 крупнейшим христианским населением и 10 крупнейшим мусульманским населением» . Исследовательский центр Пью. Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
  25. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью. 2 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дж. Спенсер Тримингем, История ислама в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета, 1962.
  • Нехемия Левцион и Рэндалл Л. Пауэлс (редакторы). История ислама в Африке . Издательство Университета Огайо, 2000.
  • Дэвид Робинсон. Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Брюс С. Холл, История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета, 2011, ISBN   9781107002876 .
  • Пол Шрийвер (2006), Библиография по исламу в современной Африке к югу от Сахары , отчет об исследовании, Лейден: Центр африканских исследований, ISBN  9789054480679 Значок бесплатного доступа. Обновленная онлайн-версия
  • Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN   978-93-85083-52-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a9fd3dca4a826d145a9be7abbd89e4a__1722708180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/4a/0a9fd3dca4a826d145a9be7abbd89e4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)