Ислам в Африке
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |

Ислам в Африке является второй по распространенности религией на континенте после христианства . Африка была первым континентом, на который ислам распространился с Ближнего Востока в начале 7 века нашей эры . населения мира Почти треть мусульманского проживает в Африке . Мусульмане пересекли нынешние Джибути и Сомалиленд в поисках убежища в современных Эритрее и Эфиопии во время хиджры («миграции») в христианское королевство Аксум . [1] Как и подавляющее большинство (90%) мусульман в мире, большинство мусульман в Африке также являются мусульманами-суннитами ; [2] Сложность ислама в Африке проявляется в различных школах мысли, традициях и мнениях во многих африканских странах. Многие африканские народы, в основном проживающие в северной половине континента, считают ислам своей традиционной религией. Практика ислама на континенте не статична и постоянно меняется под влиянием преобладающих социальных, экономических и политических условий. В целом ислам в Африке часто адаптируется к африканскому культурному контексту и системам верований, образуя собственные ортодоксальности Африки. [3]
По оценкам, в 2014 году мусульмане составляли почти половину населения Африки (более 40%) с общей численностью населения около 437 миллионов человек и составляли более четверти (около 27%) мирового мусульманского населения. [4] Ислам является основной религией Северной Африки , Африканского Рога , Сахеля , побережья Суахили и Западной Африки , а также меньшинствами иммигрантов в Южной Африке .
История
[ редактировать ]
Присутствие ислама в Африке можно проследить до 7-го века нашей эры, когда в 8-м раджабе хиджры, или в мае 614 года нашей эры, Мухаммед посоветовал ряду своих первых учеников , которые столкнулись с преследованиями со стороны политеистических жителей Мекки , искать убежища. через Красное море в Аксуме . В мусульманской традиции это событие известно как первая хиджра , или переселение. Двадцать три мусульманина мигрировали в Абиссинию , где их защитил ее король Армах ан-Наджаши , который позже принял ислам. Позже в том же году за ними последовал 101 мусульманин. Большинство этих мусульман вернулись в Медину в 7 г. хиджры / 628 г. н. э., но некоторые поселились в соседней Зейле (нынешнее Сомали ), которая в то время была частью Билад аль-Барбара («Земли берберов)». Оказавшись в Зейле, в 627 году нашей эры они построили Масджид аль-Киблатайн («Мечеть двух Кибл »). В этой мечети есть две Киблы , потому что она была построена до того, как Пророк перенес Киблу из Иерусалима в Мекку. Сообщается также, что они построили старейшую мечеть Африки – Мечеть Сподвижников. в эритрейском городе Массауа . [5] Эта кыбла этой мечети в Массауа также указывает на Иерусалим, хотя сейчас она уже не существует, в этой мечети все еще проводятся периодические молитвы с коррекцией киблы в сторону Мекки. [6]

В 20 г. хиджры / 641 г. н. э., во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба , мусульманские войска захватили нынешний Египет и завоевали нынешнюю Ливию в следующем году . Затем мусульмане распространились на нынешний Тунис в 27 году хиджры / 647 года нашей эры, во время правления третьего мусульманского халифа Усмана ибн Аффана . Завоевание Северной Африки продолжалось при династии Омейядов , которая аннексировала части Алжира около 61 г. по хиджре/680 г. н.э. и Марокко в следующем году. Из последнего мусульманские войска пересекли Гибралтарский пролив в Европу в 92 г. по хиджре/711 г. н.э. Ислам получил распространение в 10 веке в Западной Африке с началом движения династии Альморавидов на реке Сенегал , когда правители и короли приняли ислам. Затем ислам медленно распространялся на большей части континента посредством торговли и проповеди. [8] В этот период эти мусульмане из Северной и Западной Африки стали известны европейцам в целом как мавры . [9] К 9 веку мусульманские султанаты начали создаваться на Африканском Роге , а к 12 веку султанат Килва распространился на юг до Мозамбика . Ислам проник глубже в Малави и Конго только во второй половине XIX века под властью Занзибарского султаната . Затем в конце девятнадцатого и начале двадцатого века британцы перевезли свою рабочую силу из Индии, в том числе некоторых граждан Индии-мусульман, в свои колонии в Африке.

Ислам пришел на северное побережье Сомали с Аравийского полуострова вскоре после хиджры . Зейлы Двухмихрабная мечеть Масджид аль-Киблатайн датируется VII веком и является старейшей мечетью в городе. [10] В конце 9 века Аль-Якуби писал, что мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали. [11] Он также упомянул, что столица королевства Адал находится в городе. [11] [12] предполагая, что султанат Адал со штаб-квартирой в Зейле восходит как минимум к 9 или 10 веку. По словам И. М. Льюиса, государством управляли местные династии , которые также правили аналогичным образом созданным Султанатом Могадишо в прибрежном регионе Бенадир на юге. История Адала, начиная с этого периода основания, будет характеризоваться чередой сражений с соседней Абиссинией . [12] [13]
В последующие столетия консолидация мусульманских торговых сетей, связанных родословной, торговлей и суфийскими братствами, достигла пика в Западной Африке , что позволило мусульманам обладать огромным политическим влиянием и властью. Говорят, что во время правления Умара II привлек берберов в тогдашний губернатор Африки Исмаил ибн Абдулла своим справедливым управлением ислам. Среди других первых известных миссионеров - Абдаллах ибн Ясин , который начал движение, которое заставило тысячи берберов принять ислам. [14]

История ислама в Африке и рассказы о том, как распространялась эта религия, особенно на Севере и на Африканском Роге, всегда вызывали споры. Глава лондонского отделения «Авкаф Африки» шейх д-р Абу-Абдулла Аделабу написал в своей книге «Движения ислама перед лицом империй и королевств в Йорубаленде» заявления о раннем приходе ислама на юго-запад Нигерии. Он поддержал мнение арабского антрополога Абдуху Бадави о том, что первые мусульманские миссионеры извлекли пользу из своих работ благодаря падению Куша в северном Судане и процветанию политически мультикультурного периода Аббасидов на континенте, который, по его мнению, породил несколько потоков миграция, переместившаяся на запад в середине 9 века в страны Африки к югу от Сахары . [15] Аделабу указал на популярность и влияние династии Аббасидов (750–1258), второй великой династии, правители которой носили титул « халифа », как способствующей мирной и процветающей миграции межкультурных мусульман из долины Нила в Нигер , а также арабских торговцев из пустыни в Бенуэ . Некоторые утверждают, что принятие ислама было мотивировано желанием расширить торговлю, поскольку ислам предоставил моральный кодекс поведения для регулирования коммерческой деятельности, особенно в отношении кредитов и ценных бумаг. [16]

Точно так же на побережье Суахили ислам проник вглубь страны, распространяясь за счет традиционных африканских религий . [17] Это распространение ислама в Африке не только привело к формированию новых сообществ в Африке, но также изменило конфигурацию существующих африканских сообществ и империй, основанных на исламских моделях. [18] Действительно, в середине 11 века империя Канем , влияние которой распространялось на Судан , приняла ислам. В то же время, но в большей степени в Западной Африке, правящий правитель Империи Борну принял ислам. [14] Когда эти королевства приняли ислам, их подданные последовали этому примеру. Восхваляя ревность африканцев к исламу, исследователь XIV века Ибн Баттута заявил, что по пятницам мечети настолько переполнены, что, если не прийти очень рано, невозможно найти место, где можно присесть. [14]
В 16 веке Империя Уаддай и Королевство Кано приняли ислам, а позже, ближе к 18 веку, в Нигерии базирующийся халифат Сокото во главе с Усманом дан Фодио приложил значительные усилия для распространения ислама в рамках Фулани-джихада . [14]
Сегодня ислам является преобладающей религией северной половины Африки, в основном сосредоточенной в Северной Африке , на Африканском Роге и в Сахеле , а также в Западной Африке . [ нужна ссылка ]
Характеристики
[ редактировать ]Ислам присутствует в Африке так долго, с момента его появления на Аравийском полуострове, что некоторые ученые утверждают, что это традиционная африканская религия. [19]
Хотя большинство мусульман в Африке являются внеконфессиональными мусульманами , сунниты [2] или суфия , сложность ислама в Африке проявляется в различных школах мысли, традициях и мнениях, которые постоянно борются за доминирование во многих африканских странах. Ислам в Африке не статичен и постоянно меняется под влиянием преобладающих социальных, экономических и политических условий. [18]
Ислам в Африке часто адаптируется к местному культурному контексту и системам верований, тем самым формируя собственные ортодоксальности на континенте. Различные общества в Африке, как правило, присваивали ислам как более инклюзивными способами, так и более радикальными способами, как в случае с движением Альморавидов в Магрибе и Сахаре. [3]
Кроме того, ислам в Африке имеет как локальное, так и глобальное измерение. На местном уровне эксперты утверждают, что мусульмане (в том числе африканские мусульмане) действуют со значительной автономией и не имеют международной организации, регулирующей их религиозную практику. Этот факт объясняет различия и разновидности исламских практик на африканском континенте. На глобальном уровне мусульмане Африки также являются частью уммы (исламского сообщества во всем мире) и с большим интересом следят за глобальными проблемами и текущими событиями, которые затрагивают мусульманский мир. Благодаря глобализации и новым инициативам в области информационных технологий мусульмане Африки развили и поддерживают тесные связи с остальным мусульманским миром. [18]
Аналитики утверждают, что мусульмане в Африке, как и другие мусульмане в Азии , на Ближнем Востоке и в остальном мире, похоже, вовлечены в напряженную борьбу за будущее направление ислама. В основе борьбы лежат вопросы о том, как мусульманам следует исповедовать свою веру. Ученые утверждают, что большинство, похоже, предпочитает оставаться на умеренном и толерантном курсе, которому исторически следовал ислам. Однако относительно небольшая, но растущая группа хотела бы установить более строгую форму религии, которая бы информировала и контролировала все аспекты жизни общества. [18]
Шариат
[ редактировать ]
Шариат ислама широко влияет на юридический кодекс в большинстве исламских стран, но степень его воздействия широко варьируется. В Африке большинство государств ограничивают использование шариата «законом о личном статусе» в таких вопросах, как брак, развод, наследование и опека над детьми. За исключением северной Нигерии в Западной Африке , секуляризм, похоже, не сталкивается с какой-либо серьезной угрозой в Африке, хотя новое исламское возрождение оказывает большое влияние на сегменты мусульманского населения. Сожительство или сосуществование мусульман и немусульман остается по большей части мирным. [18]
Нигерия является домом для крупнейшего мусульманского населения Африки. В 1999 году северные штаты Нигерии приняли уголовный кодекс шариата, но наказания за них применялись редко. Фактически, десятки женщин, осужденных за прелюбодеяние и приговоренных к забиванию камнями до смерти, позже были освобождены. Египет, одно из крупнейших мусульманских государств Африки, утверждает, что шариат является основным источником своего законодательства, однако его уголовные и гражданские кодексы основаны в основном на французском законодательстве .
Секты
[ редактировать ]
Мусульмане в Африке в основном придерживаются суннитского ислама , среди которых немало приверженцев ибади . [20] Кроме того, суфизм очень широко распространен , мистическое измерение ислама. Мазхаб Малики Африканском является доминирующей школой юриспруденции среди большинства суннитских общин континента, в то время как шафиитский мазхаб распространен на Роге , в восточном Египте и на побережье Суахили . Ханафитскому . фикху также следуют в западном Египте
Коранисты
[ редактировать ]Коранизм — это общий термин, обозначающий направление в исламе, которое поддерживает ориентированную на Коран форму ислама и часто избегает хадисов. Существует множество форм Корана, и не все из них могут согласиться с практическими принципами. [21]
Внеконфессиональные мусульмане
[ редактировать ]Согласно опросу Pew, в Африке есть тринадцать стран, в которых не менее двадцати процентов мусульманского населения придерживаются внеконфессиональной формы ислама, т.е. являются внеконфессиональными мусульманами . Эти страны, а также процент мусульманского населения, подпадающего под эту группу, включают Мали (55%), Нигерию (42%), Камерун (40%), Тунис (40%), Гвинею-Бисау (36%), Уганда (33%), Марокко (30%), Сенегал (27%), Чад (23%), Эфиопия (23%), Либерия (22%), Нигер (20%) и Танзания (20%). [2]
суфизм
[ редактировать ]
Суфизм, который фокусируется на мистических элементах ислама, имеет множество орденов и последователей в Западной Африке и Судане и, как и другие ордена, стремится познать Бога посредством медитации и эмоций. Суфии могут быть внеконфессиональными мусульманами , суннитами или шиитами, и их церемонии могут включать пение, музыку, танцы и медитацию. [18]
Многие суфии в Африке являются синкретическими , поскольку они исповедуют суфизм с традиционными фольклорными верованиями. Салафиты критикуют суфиев-фольклористов, которые, по их утверждениям, включили «неисламские» верования в свою практику, например, празднование различных событий, посещение святынь «исламских святых», танцы во время молитвы (кружащиеся дервиши). [22] В Западной Африке и Судане существуют различные суфийские ордена, к которым скептически относятся более доктринально строгие ветви ислама на Ближнем Востоке. Большинство орденов в Западной Африке подчеркивают роль духовного наставника, марабута или обладателя сверхъестественной силы, что рассматривается как африканизация ислама. В Сенегале и Гамбии суфии-муридисты заявляют, что имеют несколько миллионов приверженцев, и подвергаются критике за почитание основателя муридизма Амаду Бамбы. Тиджани — самый популярный суфийский орден в Западной Африке, имеющий большое количество последователей в Мавритании, Мали, Нигере, Сенегале и Гамбии. [18]
Салафизм
[ редактировать ]В последнее время салафизм начал распространяться в Африке благодаря деятельности многих мусульманских неправительственных организаций (НПО), таких как Всемирная мусульманская лига, Всемирная ассамблея мусульманской молодежи, а также Федерация Маб и исламских школ, финансируемых в основном салафитскими правительствами в Африке. Арабские государства Персидского залива . Эти салафитские организации, часто базирующиеся в Саудовской Аравии, пропагандируют разновидность консервативного реформизма и считают суфизм «неортодоксальным» и противоречащим их интерпретации традиционного ислама. [18] Такие НПО построили мечети и исламские центры, в которых преобладают салафиты, в Африке, и многие из них укомплектованы пуританскими африканскими мусульманами, часто прошедшими обучение на Ближнем Востоке. Академические стипендии для обучения в исламских университетах на Ближнем Востоке также предлагаются для дальнейшего развития салафизма. [18]
С другой стороны, ученые- африканисты связывают популярность идеалов салафитов с местными культурными факторами и социальными усилиями выдающихся африканских салафитских ученых, реформистов, организаций и интеллектуалов, а также их религиозными связями с различными исламскими учеными во всем мусульманском мире . [23]
Известные королевства и султанаты
[ редактировать ]- Гадабурси Угазате (1604 - 1885)
- Королевство Харла (500–1500)
- Султанат Вадай (1501-1911)
- Империя Канем (700–1376)
- Династия Идрисидов (789 – 974)
- Султанат Могадишо ( ок. 900 - 16 век)
- Династия Маграва (987–1070)
- Королевство Кано (1000–1805 гг.)
- Дулбаханте (1530–1960)
- Султанат Килва (12 век - 1505 г.)
- Династия Альмохадов (1147–1269)
- Малийская империя (1230-1600-е гг.)
- Династия Маринидов (1258 – 1420)
- Аджуранский султанат (13-17 века)
- Султанат Ифат (1285–1415)
- Империя Сонхай (1340–1591)
- Империя Борну (1369–1893)
- Адалский султанат (1415–1555)
- Хираб Имамат (17 век - 1874 г.)
- Исаакиевский султанат (17 век – 1884 г.)
- Династия Ваттасидов (1420–1554)
- Сеннарский султанат (1502–1821)
- Династия Саади (1554 – 1659)
- Королевство Денди (1591–1901)
- Султанат Дарфур (1603–1874 гг.)
- Династия Алавитов (1666-настоящее время)
- Империя Конг (1710–1894)
- Султанат Маджертин (середина 18 века - начало 20 века)
- Священство Фута Джаллона (1727–1896)
- Алмамиате Фута Торо (1776–1861)
- Сокотоский халифат (1804–1903)
- Королевство Гомма (начало 19 века - 1886 г.)
- Королевство Джимма (1830–1932)
- Королевство Гумма (1840–1902)
- Империя Васулу (1878–1898)
- Султанат Хобио (1880-1920-е гг.)
- Государство Дервишей (1896-1920)
- Эмират Харар (967-1887)
- Makhzumi dynasty (896-1286)
Мусульманское население Африки по странам
[ редактировать ]
По данным исследовательского центра Pew , три из десяти стран с наибольшим мусульманским населением в 2015 году находились в Африке: Нигерия (где, по оценкам, проживало 90,02 миллиона мусульман, что составляет 50% от общей численности населения), Египет (83,87 миллиона; 95,1). %) и Алжира (37,21 млн; 97,9%). [24]
Мусульманское население | Общая численность населения | Процент мусульман | |
---|---|---|---|
![]() | 34,730,000 | 35,470,000 | 97.9 |
![]() | 40,000 | 19,080,000 | <1,0 |
![]() | 2,110,000 | 8,850,000 | 23.8 |
![]() | <10 000 | 2,010,000 | <1,0 |
![]() | 10,150,000 | 16,470,000 | 61.6 |
![]() | 230,000 | 8,380,000 | 2.8 |
![]() | 9,475,628 | 30,966,105 | 30.6 |
![]() | <10 000 | 500,000 | <1,0 |
![]() | 370,000 | 4,400,000 | 8.5 |
![]() | 6,210,000 | 11,230,000 | 55.3 |
![]() | 720,000 | 730,000 | 98.3 |
![]() | 50,000 | 4,040,000 | 1.2 |
![]() | 970,000 | 65,970,000 | 1.5 |
![]() | 860,000 | 890,000 | 96.9 |
![]() | 76,990,000 | 81,120,000 | 94.9 |
![]() | 30,000 | 700,000 | 4.0 |
![]() | 1,920,000 | 5,250,000 | 36.6 |
![]() | 28,680,000 | 82,950,000 | 34.6 |
![]() | 170,000 | 1,510,000 | 11.2 |
![]() | 1,640,000 | 1,730,000 | 95.1 |
![]() | 3,860,000 | 24,390,000 | 15.8 |
![]() | 8,430,000 | 9,980,000 | 84.4 |
![]() | 680,000 | 1,520,000 | 45.1 |
![]() | 7,390,000 | 19,740,000 | 42.5 |
![]() | 3,920,000 | 40,510,000 | 9.7 |
![]() | 32,460,000 | 32,460,000 | 99.0 |
![]() | <10 000 | 2,170,000 | <1,0 |
![]() | 480,000 | 3,990,000 | 12.0 |
![]() | 6,140,000 | 6,360,000 | 96.6 |
![]() | 620,000 | 20,710,000 | 3.0 |
![]() | 1,930,000 | 14,900,000 | 13.0 |
![]() | 14,510,000 | 15,370,000 | 94.4 |
![]() | 3,430,000 | 3,460,000 | 99.0 |
![]() | 220,000 | 1,300,000 | 17.3 |
![]() | 200,000 | 200,000 | 98.6 |
![]() | 4,200,000 | 23,390,000 | 18.0 |
![]() | <10 000 | 2,280,000 | <1,0 |
![]() | 15,270,000 | 15,510,000 | 98.4 |
![]() | 80,300,000 | 158,420,000 | 50.8 |
![]() | 40,000 | 850,000 | 4.2 |
![]() | 190,000 | 10,620,000 | 1.8 |
![]() | <10 000 | <10 000 | <1,0 |
![]() | <10 000 | 170,000 | <1,0 |
![]() | 11,980,000 | 12,430,000 | 96.4 |
![]() | <10 000 | 90,000 | 1.1 |
![]() | 4,580,000 | 5,870,000 | 78.0 |
![]() | 9,310,000 | 9,330,000 | 98.0 |
![]() | 860,000 | 50,130,000 | 1.7 |
![]() | 2,316,000 | 11,580,000 | 20 |
![]() | 45,480,000 | 46,880,000 | 97 |
![]() | <10 000 | 1,190,000 | <1,0 |
![]() | 15,770,000 | 44,840,000 | 35.2 |
![]() | 840,000 | 6,030,000 | 14.0 |
![]() | 10,430,000 | 10,480,000 | 99.0 |
![]() | 3,840,000 | 33,420,000 | 11.5 |
![]() | 70,000 | 13,090,000 | <1,0 |
![]() | 110,000 | 12,570,000 | <1,0 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мусульманские общества в истории Африки (Новые подходы к истории Африки) , Дэвид Робинсон, Глава 1.
- ^ Перейти обратно: а б с «Глава 1: Религиозная принадлежность» . Мусульмане мира: единство и разнообразие . Исследовательского центра Пью Проект «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2020 г. . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Дэвид (2004). Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53366-9 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Уэр III, Рудольф Т. (2014). Ходячий Коран: исламское образование, воплощенные знания и история в Западной Африке . Издательство Университета Северной Каролины. п. 17. ISBN 978-1-4696-1432-8 .
- ^ Рид, Ричард Дж. (12 января 2012 г.). «Исламский рубеж в Восточной Африке». История современной Африки: с 1800 года по настоящее время . Джон Уайли и сыновья . п. 106. ИСБН 978-0470658987 . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Мечеть Ас-Сахаба (Мечеть сподвижников)» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Кнг, Ганс (31 октября 2006 г.). Прослеживая путь: духовные измерения мировых религий . А&С Черный. ISBN 9780826494238 . Архивировано из оригинала 6 марта 2022 года . Получено 26 февраля 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Холл, Брюс С. (2009). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511976766 . ISBN 978-0-511-97676-6 .
- ^ Нехемия Левцион и Рэндалл Л. Пауэлс (ред.). История ислама в Африке. Архивировано 6 марта 2022 г. в Wayback Machine . стр. 1. Издательство Университета Огайо, 2000 г.
- ^ Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 7. ISBN 978-1841623719 . Архивировано из оригинала 12 октября 2014 г. Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Американская энциклопедия, том 25 . Американская корпорация. 1965. с. 255. Архивировано из оригинала 06 января 2017 г. Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, IM (1955). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Международный африканский институт. п. 140. Архивировано из оригинала 06 августа 2016 г. Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ «Страновое исследование: Сомали из Библиотеки Конгресса» . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 261-
- ^ Абдуху Бадави: Маа Харак уль-Ислам фи Ифрикия (Исламское движение в Африке), 1979 г., Каир, стр. 175
- ^ Марк Картрайт. «Распространение ислама в Древней Африке» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 24 апреля 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Африканская религиозная диаспора и континент» . Доктор Кофи Асаре Опоку. Архивировано из оригинала 01.06.2019 . Проверено 06 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хусейн Д. Хасан. «Ислам в Африке». Архивировано 21 августа 2008 г. в Стэнфордском веб-архиве (RS22873). Исследовательская служба Конгресса (9 мая 2008 г.).
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Африканская традиционная религия в современном мире - Дуглас Э. Томас, стр. 125
- ^ Ши, Нина. Соревнование идей с радикальным исламом: центральное место идеи религиозной свободы и толерантности. HUDSON INST ВАШИНГТОН, округ Колумбия, 2006 г.
- ^ Jafarli, D. "Рыса квартистского путешествия в Египет (19th to 20th ctnturies): a historical approach." Гилея: научный вестник 126(2017): 181-185.
- ^ Джон Пайк (17 августа 2012 г.). «Суфийский ислам» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ Мурзик Кобо, Усман (2012). "Введение". Раскрытие современности в исламских реформах в Западной Африке двадцатого века . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 4–6. ISBN 978-90-04-21525-2 .
- ^ Диамант, Джефф (1 апреля 2019 г.). «Страны с 10 крупнейшим христианским населением и 10 крупнейшим мусульманским населением» . Исследовательский центр Пью. Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью. 2 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Спенсер Тримингем, История ислама в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета, 1962.
- Нехемия Левцион и Рэндалл Л. Пауэлс (редакторы). История ислама в Африке . Издательство Университета Огайо, 2000.
- Дэвид Робинсон. Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета, 2004.
- Брюс С. Холл, История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета, 2011, ISBN 9781107002876 .
- Пол Шрийвер (2006), Библиография по исламу в современной Африке к югу от Сахары , отчет об исследовании, Лейден: Центр африканских исследований, ISBN 9789054480679
. Обновленная онлайн-версия
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN 978-93-85083-52-5 .