Династия Махзуми
Династия Махзуми | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
896–1286 | |||||||||||||
Капитал | Валала (Северный Харарге ) [ 1 ] | ||||||||||||
Официальные языки | арабский | ||||||||||||
Общие языки | Харла Аргобба | ||||||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||||||
Султан | |||||||||||||
• 896–928 (первый) | Хабоба | ||||||||||||
• 1279 (последний) | Абдаллах | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 896 | ||||||||||||
1278–1285 | |||||||||||||
• Султанат Шева аннексирован Ифатом | 1285 | ||||||||||||
• Упразднено | 1286 | ||||||||||||
Валюта | Динар | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Эфиопия |
Династия Махзуми , также известная как Султанат Шева или Шева , была мусульманским королевством на территории современной Эфиопии. Султанат Его столица Валале расположена на севере Харарге в Харла . стране [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его территория простиралась, возможно, на районы к западу от реки Аваш . [ 5 ] Порт Зейла , возможно, оказал влияние на королевство. [ 6 ] Возвышение государства Махзуми в то же время привело к упадку Аксумского королевства . [ 7 ] Несколько гравюр, датируемых 13 веком, показывающих наличие королевства, найдены в Челенко , Бале , Харле возле Дыре-Давы и Мунесе возле озера Лангано . [ 8 ]
Недавно было высказано предположение, что Шева была не единым султанатом, а скорее совокупностью более мелких автономных политических образований. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Султанат Шева был одним из старейших документально подтвержденных мусульманских государств в регионе. Государство располагалось вдоль мусульманских торговых путей и владений, известных в арабском мире как страна Зейла . [ 10 ] его династическая семья-основательница, Махзуми , состояла из арабских иммигрантов, прибывших в Шева в VII веке. Говорят, что [ 11 ] Этот правящий дом управлял государством с 283 г. хиджры / 896 г. н. э. по 1285–1286 гг., В течение трехсот девяноста лет. Династия Махзуми правила до тех пор, пока не была свергнута династией Валашмы Ифата (1285-1415). Ифат когда-то был самым восточным районом султаната Шева. В 1285 году Али б. Вали Асма сверг царей Шевы и установил некий Мгц. [ 12 ] [ 13 ] По мнению историка Мохаммеда Хассена , одной из основных причин упадка Шевы был конфликт с Королевством Дамот . [ 14 ] [ 15 ]
Султанат Шева, основанный в 896 году, является первым мусульманским государством внутри страны, и, согласно хроникам султаната, до начала 12 века не сообщалось о каких-либо серьезных сообщениях о переходе в ислам. [ 16 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако, начиная с обращения народа гббх в 1108 году, которого Тримингем считал предками Аргоббы , были обращены и другие люди. К середине четырнадцатого века ислам распространился в регионе, и жители, покинувшие север реки Аваш, были мусульманами Забера и Мидра-Зеги (расположенных к югу от современного Мерхабете ); Аргобба (Габал), народ верджи ); Люди Тегулата и Менца, которые в то время были мусульманами. [ 17 ] [ 18 ] [ 16 ] В хрониках султаната Шева также упоминается, что в 1128 году амхара бежали из земель народа Верджих, который в то время был скотоводческим народом и жил в долине Аваш к востоку от плато Шоан. [ 19 ] Согласно средневековым исламским рукописям, Махзумис правил Аль-Хабашом на протяжении четырех столетий. [ 20 ]
Ифат или Ифат, основанный в эпоху раннего средневековья, был самым восточным районом султаната Шева и располагался в стратегическом положении между центральным нагорьем и морем, особенно портом Зейла. [ 21 ] [ 22 ] В 1285 году правитель Ифата Вали Асма сверг шеванских королей и основал династию Валасма, и Шева с ее районами, включая центры, Валалах и Тегулат, стал одним из семи округов султаната Ифат. [ 13 ] [ 23 ] [ 24 ] Велела, бывшая столица султаната Шева, расположена на горе в 24 км к северу от Дебре Берхана , расположенного в сегодняшней зоне Северная Шева (Амхара) . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] В хрониках Амде Сиона упоминается, что кат широко употреблялся мусульманами в городе Мараде. [ 28 ]
На основании исследования Серулли имен принцев Дж. Д. Фейдж и Роланд Оливер были убеждены, что жители Шевы говорили на эфиопском семитском языке, вероятно, на языке Аргобба . [ 29 ] Широко распространено мнение, что Аргобба был первым, кто коллективно принял ислам на Африканском Роге и возглавил экспансию в различные регионы Султаната Шева. [ 30 ] Аргобба и Харла , похоже, полагались друг на друга в исламский период. [ 31 ] После того, как Шева была включена в Ифат, египетский придворный Аль Умари описал султанат Ифат как одну из крупнейших и самых богатых мусульманских провинций Эфиопии. [ 23 ]
Список султанов
[ редактировать ]Было зарегистрировано девять султанов Шевы , которые утверждали свое происхождение от Вудда ибн Хишама аль-Махзуми. [ 32 ] Хотя имена правителей Махзуми, первоначально найденные в Хараре, являются арабскими, в других текстах, найденных в других местах позже, альтернативно используются традиционные эфиопские семитские имена. [ 33 ]
Имя правителя | Царствование | Примечание | |
---|---|---|---|
1 | Амир Хабоба | 896–928 | Самые ранние задокументированные правители Харарге. Хабоба не может подавить межплеменные конфликты и обращается за посредниками к халифату Аббасидов . Отрекается от престола в пользу лидера посреднической партии Аббасидов Абадира. [ 34 ] |
2 | Амир Умар | ???–??? | Известен как Отец (Ав) Абадир Умар ар-Рида . Решает племенные проблемы. Обращен в свою веру до Могадишо . [ 35 ] Несколько племен на Африканском Роге почитают Абадира. Начало Харари . династии правителей [ 36 ] Могила в Хараре . [ 37 ] |
3 | Амир Мухиаддин | ???–??? | Известен как Отец (Ав) Бархедле Юсуф бин Ахмад аль-Кавейн . Прозелитизировал до Мальдивских островов и Шри-Ланки . Почитается различными племенами Африканского Рога и Южной Азии. Могила возле Харгейсы . [ 38 ] |
4 | Эмир Италии | ???–??? | Известен как Отец (Ау) Абдал. [ 39 ] |
5 | Амир Майя | ???–??? | Ему наследует его дочь. |
6 | Королева Бадит | ???–1063 | Дочь короля Майи, возможно, Гудита , разрушившего Аксум . государство [ 40 ] [ 41 ] В хрониках Харара она указана как Тедин Бинт Майя Лама. [ 42 ] Бадит считается узурпатором, поскольку исламский закон запрещает женщинам-правителям. [ 43 ] Эмират Харар переходит из эмирата в султанат после смерти Бадита. |
7 | Султан Маласмаи | 1180–1183 | |
8 | Султан Хусейн | 1183–1193 | Он из штата Гидая . [ 44 ] [ 45 ] |
10 | Султан Абдулла | 1193–1235 | |
11 | Султан Махамед | 1235–1239 | Сын султана Хусейна. |
12 | Султан Ганах | 1252–1262 | Кади государства Факих Ибрагим аль-Хасан из Савы пишет о падении халифата Аббасидов перед Монгольской империей в 1258 году. [ 46 ] |
13 | Султан Малзарра | 1239–1252 | Сын султана Махамеда. Женился на Фатиме Айдаргун, дочери султана Али «Базиви» Умара из Ифата в 1245 году и матери султана Дилмарры. |
14 | Султан Гирам-Гази | 1262–1263 | Сын султана Ганы. Единственный правитель в регионе, носивший титул Гази «завоеватель», помимо Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . Отрекся от престола в пользу старшего брата. |
15 | Султан Дилмарра | 1263–1278 | Дхал Маррахан буквально означает «Проводник к победе» в Харари и Аргоббе . [ 47 ] Государство находилось в конфликте с жителями Гидаи , Моры и Габарги. [ 48 ] Сын султана Малзарры. Внутренний конфликт, он был свергнут Дил Гамисом. Он был наполовину валашмой по материнской линии, а также женился на принцессе валашмы. Согласно текстам Харари, в 1272 году в Султанате случилась засуха, в течение двух лет унесшая жизни большого количества аристократии и ее правителей. [ 49 ] |
16 | Султан Дил-Гамис | 1269–1283 | Принимает христианский аксумский королевский титул «Дил», последний раз использовавшийся Дил Наодом . [ 50 ] В 1270 году Екуно Амлак основывает династию Соломоновых Островов на западе с помощью наемников Гафата и Дил Гамиса, которые оказали помощь Амлаку, дав ему преимущество над Загве . [ 51 ] [ 52 ] Согласно арабским текстам, найденным в Хараре, предыдущий правитель Дил-Марра обратился за помощью к Екуно Амлаку в восстановлении своего правления и был ненадолго восстановлен на троне в июле 1278 года, но снова был свергнут к августу. [ 53 ] Аксумский титул «Дил» не будет использоваться снова до 16 века Бати дель Вамбара . |
17 | Султан Абдулла | 1279–1279 | Сын султана Ганы. На короткое время свергнул султана Дилмарру, чтобы восстановить власть сыновей Ганы. Однако это восстание длилось недолго, и в следующем году Шева будет присоединена к Ифату. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остебё, Терье (30 сентября 2011 г.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . ОЧКИ. стр. 56. ISBN 978-9004184787 .
- ^ Остебё, Терье (30 сентября 2011 г.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . ОЧКИ. стр. 56. ISBN 978-9004184787 .
- ^ Этноистория народа халаба (PDF) . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2018 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Браухапер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 21. ISBN 9783825856717 . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Браухапер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 21. ISBN 9783825856717 . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Хбрек, Иван (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. п. 85. ИСБН 9789231017094 . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ «Записки эфиописта» . Центр африканских исследований Мичиганского государственного университета . 1–2 : 17. 1977.
- ^ ДЖАНФРАНЧЕСКО, ЛУЗИНИ. ЯЗЫКИ ХРИСТИАН И ЯЗЫКИ МУСУЛЬМАН ЭФИОПИИ . ИЗДАНИЯ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ. п. 136.
- ^ Чекруун, Амели; Хирш, Бертран (2020). «Султанаты средневековой Эфиопии». Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи» . Брилл. стр. 94.
- ^ Мери, Йозеф (2006). Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс . Тейлор и Фрэнсис. п. 12. ISBN 9780415966917 . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Кват, Фейт (1957). Ислам и история козла [ Ислам и Абиссиния на протяжении всей истории ] (на арабском языке). Каир, Египет.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Неемия Левцион , Рэндалл Пауэлс. История ислама в Африке - Google Книги» , Ohio University Press, 2000. стр. 228.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт Манро-Хей Эфиопия, Неизведанная земля: Путеводитель по культуре и истории - Google Книги» IBTauris, 2002. стр. 365.
- ^ Балиски, Э. (сентябрь 2009 г.). Евангелисты Волайтты: исследование религиозных инноваций в Южной Эфиопии, 1937–1975 гг . Wipf и Stock Publishers. п. 3. ISBN 9781606081570 .
- ^ Хассен, Мохаммед (1983). Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 8.
- ^ Jump up to: а б Дж. Д. Фейдж, Роланд Оливер Кембриджская история Африки, Том 3 - Google Книги», Cambridge University Press, 1975. стр. 107.
- ^ Перспективы Немецкой комиссии ЮНЕСКО-Комиссии по современным африканским исследованиям: Заключительный отчет международного симпозиума - Google Книги» 1974. стр. 269.
- ^ Ричард Панкхерст Пограничье Эфиопии: Очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века - Google Книги», The Red Sea Press, 1997. стр. 41-42.
- ^ Дж. Д. Фейдж, Роланд Оливер Кембриджская история Африки, Том 3 - Google Книги», Cambridge University Press, 1975. стр. 107.
- ^ Муж Нураддин. Рукопись истории Шейха Бакри Сапало (PDF ) Университет Аддис-Абебы. стр. 100-1 58–59.
- ^ Нехемия Левцион , Рэндалл Пауэлс. История ислама в Африке - Google Книги» , Ohio University Press, 2000. стр. 228.
- ^ Томаса П. Офкански Дэвид Х. Шинн, Исторический словарь Эфиопии - Google Books» Scarecrow Press, 2013. стр. 225.
- ^ Jump up to: а б Ричард Панкхерст «Пограничье Эфиопии: очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века» - Google Books», The Red Sea Press, 1997. стр. 45-46.
- ^ Вред Йоханнеса Шнайдера от проказы и других проблем со здоровьем в Харарге, Эфиопия - Google Книги» 1975. с.
- ^ Джордж Винн Бреретон Хантингфорд Историческая география Эфиопии: от первого века нашей эры до 1704 года - Google Книги», Британская академия, 1989. стр. 78.
- ^ Джордж Винн Бреретон Хантингфорд Историческая география Эфиопии: от первого века нашей эры до 1704 года - Google Книги», Британская академия, 1989. стр. 80.
- ^ Найл Финнеран. Археология Эфиопии - Google Книги» , Routledge, 2013. стр. 254.
- ^ Морис Рандрианам, Б. Шаханде, Калман Сендрей, Арчер Танг, Международный совет по алкоголю и наркозависимости. Здоровье и социально-экономические аспекты употребления кат - Google Книги « Совет», 1983. стр. 26.
- ^ Фадж, JD (1975). Кембриджская история Африки . Кембриджский университет. п. 107 . Проверено 22 декабря 2016 г.
Убежденный, аль-Умари называет князей семитскими.
- ^ Бегашоу, Кассай. Археология ислама в Северо-Восточном Шоа (PDF) . п. 15.
- ^ Браукэмпер, Ульрих (1977). «Исламские княжества в юго-восточной Эфиопии между тринадцатым и шестнадцатым веками (Часть 1)». Эфиопские заметки . 1 (1): 27. JSTOR 42731359 .
- ^ Эфиопия, неизвестная земля: культурный и исторический путеводитель, стр. 365-366.
- ^ ДЖАНФРАНЧЕСКО, ЛУЗИНИ. Цена лингвистического перехода: следы исчезнувших языков в Эфиопии (PDF) . Университет Неаполя. п. 270-271.
- ^ Бэйнс-Рок, Маркус (21 сентября 2015 г.). Среди пожирателей костей: встречи с гиенами в Хараре . Пенн Стейт Пресс. ISBN 9780271074047 . Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ Браукэмпер, Ульрих. Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер.
- ^ Бэйнс-Рок, Маркус (21 сентября 2015 г.). Среди пожирателей костей: встречи с гиенами в Хараре . Пенн Стейт Пресс. ISBN 9780271074047 .
- ^ Бертон, Ричард Ф. (15 января 2014 г.). Первые шаги в Восточной Африке; Или Исследование Харара . Курьерская корпорация. п. 14. ISBN 9780486789545 .
- ^ Льюис, IM (3 февраля 2017 г.). Ислам в Тропической Африке . Рутледж. ISBN 9781315311395 .
- ^ Ахмед, Вахиб (2015). История Харара и Харариса (PDF) . Бюро культуры Харара. п. 105.
- ^ «Гудит эт. Православная Эфиопия X века» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Манро-Хей, Стюарт (3 мая 2002 г.). Эфиопия, неизведанная земля: Культурный и исторический путеводитель . ИБТаурис. п. 365. ИСБН 9781860647444 . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Ахмед, Вахиб (2015). История Харара и Харариса (PDF) . Бюро культуры Харара. п. 105.
- ^ Андерсен, Кнуд (2000). «Царица Хабаша в эфиопской истории, традициях и хронологии» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 63 (1). Издательство Кембриджского университета: 36-37. дои : 10.1017/S0041977X00006443 . JSTOR 1559587 .
- ^ Браукампер, Ульрих (15 октября 2023 г.). Исламская история и культура в Южной Эфиопии . Лит. п. 34. ISBN 9783825856717 .
- ^ Ахмед, Вахиб (2015). История Харара и Харариса (PDF) . Бюро культуры Харара. п. 105.
- ^ Хирш, Бертран (2020). «Султанаты средневековой Эфиопии» (PDF) . Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . БРИЛЛ. п. 95. дои : 10.1163/9789004419582_005 . ISBN 978-90-04-41958-2 .
- ^ ДЖАНФРАНЧЕСКО, ЛУЗИНИ. Цена лингвистического перехода: следы исчезнувших языков в Эфиопии (PDF) . Университет Неаполя. п. 270-271.
- ^ Династия Махзуми . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Селассие, Джон. Чума как возможный фактор упадка и распада Аксумской империи: новая интерпретация (PDF) . Университет Мекелле. п. 50.
- ^ Всеобщая история Африки ЮНЕСКО . Издательство Калифорнийского университета. 3 ноября 1992 г. с. 281. ИСБН 9780520066984 .
- ^ Регион Гибе в Эфиопии (PDF ) п. 4.
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 89. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Селассие, Сержю Хабл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 290.