Эфиопия в средние века

История Эфиопии |
---|
![]() |
История Эфиопии в средние века. [ примечание 1 ] примерно охватывает период от упадка Аксумского королевства в 7 веке до периода Гондарина, начавшегося в 17 веке. [ 1 ] Аксум был могущественной империей в поздней античности , появившейся в Перипле Эритрейского моря и упомянутой иранским пророком Мани как одно из «четырёх великих царств на земле», наряду с Сасанидской империей в Персии , Римской империей и Китаем. Три королевства . [ 2 ] Королевство было неотъемлемой частью торгового пути между Римом и Индийским субконтинентом . [ 2 ] имел существенные культурные связи с греко-римским миром , [ 3 ] и был одним из первых последователей христианства при Эзане Аксумском в середине 4 века. [ 4 ] Использование слова «Эфиопия» для обозначения региона восходит к 4 веку. [ 2 ] На пике своего развития королевство охватывало территорию нынешней Эритреи , северную Эфиопию, восточный Судан, Йемен и южную часть территории нынешней Саудовской Аравии. [ 5 ] Однако к VII веку королевство начало медленно приходить в упадок, чему было предложено несколько возможных политических, экономических и экологических причин. Этот упадок, получивший название «Пост-Аксумский период», привел к чрезвычайной потере территорий и продолжался до прихода к власти династии Загве . [ 6 ]
В конце 10-го века Аксумское королевство перешло к королеве по имени Гудит . Историки не уверены в ее этнической принадлежности и религии, но предполагается, что она была аго и, вероятно, нехристианкой , поскольку в своих нападениях она нацеливалась на церкви. [ 7 ] Период, непосредственно последовавший за ее правлением, окружает путаница, но считается, что сама династия была основана Марой Такла Хайманот в 1137 году. [ 8 ] Столица переместилась на юг из Аксума в Лалибелу . [ 9 ] где было построено множество каменных церквей . [ 10 ] Несмотря на антихристианский характер прихода к власти Гудита, христианство процветало под властью Загве. [ 11 ] но его территориальная протяженность была заметно меньше, чем у аксумитов, контролировавших территорию между Ластой и Красным морем. [ 12 ]
Династия Загве была свергнута в 1270 году Екуно Амлаком , преемники которого стали известны как династия Соломоновых Островов . [ 13 ] «Кебра Нагаст» XIV века , национальный эпос , подтверждает утверждение династии о прямом происхождении от Соломона , рассказывая историю Соломона и царицы Савской , чьим ребенком предположительно был Менелик I. [ 14 ] правители Таким образом , семитские Амхары из династии Соломонов представляли собой восстановление израильского происхождения аксумитов, в отличие от кушитских правителей Загве, которые в ретроспективе рассматривались как нелегитимные. [ 15 ] За почти 150 лет между правлением Амды Сейона I и Зара Якоба императоры Соломоновых Островов осуществили значительную территориальную экспансию за счет нехристианских земель к югу, западу и востоку от нагорья, завоевав большую часть территории, которая включает в себя современные территории. Эфиопия. [ 16 ] Несмотря на огромную экспансию и успешное распространение христианства, Эфиопия была захвачена Адалом при поддержке Османской империи в 1531 году. Лишь в 1540 году Эфиопия начала возвращать свою территорию при поддержке Португальской империи . Ослабленное государство Эфиопии после войны сделало ее уязвимой для миграций оромо , в ходе которых народ оромо южной Эфиопии начал расширяться на север и основал постоянные поселения. [ 17 ] Этот изменившийся политический и культурный ландшафт рассматривается как начало современной эры в Эфиопии. [ 18 ] С историографической точки зрения Средние века являются загадочным периодом истории Эфиопии , поскольку контакты с иностранными государствами были сравнительно небольшими по сравнению с древним и современным периодами. [ 19 ]
Политическая история
[ редактировать ]Постаксумский период (7–10 вв.)
[ редактировать ]
Будучи раннехристианской нацией, Аксумское королевство имело тесные дипломатические отношения с Византийской империей . [ 20 ] За Красным морем Химьяритское королевство стало еврейским государством, преследовавшим христиан под властью Зу Нуваса . Византийский император Юстин I призвал Калеба Аксумского за помощью к христианам-химьяритам, и в 525 году произошло аксумское вторжение. Вторжение было успешным, в результате чего Аксумское королевство расширилось до максимальной территории. Однако аксумское правление в регионе было неспокойным, и территория была отдана Сасанидской империи в результате аксумско-персидских войн . менее чем 50 лет спустя [ 21 ] После установления персидского присутствия в Южной Аравии Аксум больше не доминировал в торговле Красного моря; эта ситуация только ухудшилась после завоевания Персии мусульманами в VII веке. [ 22 ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что население города Аксум начало сокращаться в VII веке. Примерно в то же время королевство, похоже, прекратило чеканку золотых монет, что указывает на выход из международной торговли. [ 22 ] Это связывают с вышеупомянутой персидской и мусульманской экспансией, хотя были предложены и другие дополнительные факторы. Исторические записи об уровне воды в Ниле в Египте показывают, что в то время на Эфиопском нагорье выпадало меньше осадков, Аксум был среди стран, пострадавших от первой пандемии чумы , а разрушение стел этого времени предполагает внутренние волнения. [ 22 ] [ 23 ] Последние три столетия существования Аксумского королевства историки считают темным веком, поскольку письменных и археологических свидетельств мало что осталось. [ 10 ]
Династия Загве (10 век – 1270 г.)
[ редактировать ]
Во внешних документах конца X века упоминается царица, правившая землей «аль-Хабаша» ( Абиссиния ). В документах говорится, что королева (называемая в одном документе королевой «Бани аль-Хамвия») убила короля Эфиопии, и предполагают, что она захватила власть по крайней мере еще в 960-х годах. Ни одна религия или этническая группа не была однозначно отождествлена с Бани аль-Хамвия, но королева, известная как Гудит , определенно не была христианкой , поскольку ее правление характеризовалось разрушением церквей в Эфиопии, что рассматривается как противодействие распространение христианства в регионе. [ 24 ] Эфиопская православная церковь Тевахедо , находившаяся в подчинении Коптской православной церкви Александрии не посылала митрополита из Александрии , в течение многих лет в X веке . Однако после того, как правление Гудита закончилось, последующий эфиопский король обратился к Папе Филофею Александрийскому по поводу ухудшения ситуации, и Филофей впоследствии восстановил отношения между Египтом и Эфиопией. Это подготовило почву для христианского возрождения в Эфиопии. [ 11 ]
Хотя аксумская эра закончилась Гудитом, династия Загве не была основана до 1137 года Марой Такла Хайманотом . [ 8 ] [ 25 ] Короли Загве, которых считают Агавом , [ 8 ] столицу перенесли на юг, в Лалибелу , которая сама названа в честь одноименного эфиопского императора . [ 9 ] Во время правления Лалибелы началось строительство одиннадцати каменных церквей . [ 10 ] Хотя христианство в этот период переживало рост, территория Эфиопии значительно уменьшилась после падения Аксумского королевства, сосредоточенного в основном на эфиопском нагорье между Ластой и Тыграем . Королевство Медри Бахри , контролировавшее побережье Красного моря на территории современной Эритреи, было государством-сателлитом Эфиопии. [ 12 ]
Ранняя Соломонова династия (1270 – середина 16 века)
[ редактировать ]
Династия Загве прекратила свое существование в 1270 году, после того как Екуно Амлак сверг ее и основал то, что стало известно как династия Соломоновых Островов . [ 13 ] «Кебра Нагаст» XIV века , национальный эпос , описывает претензии династии на происхождение от Соломона. [ 26 ] и использовался для оправдания прихода к власти династии Загве. В эпосе говорится, что Аксумское царство было основано Менеликом I , который якобы был сыном Соломона и царицы Савской , известной в Эфиопии как Македа. [ 14 ] Связав Екуно Амлака с этим происхождением, династия считалась властью управлять Эфиопией. Напротив, кушитские цари загве не считались частью этой линии и были объявлены незаконными правителями. [ 15 ]
Одной из определяющих особенностей Эфиопии при династии Соломоновых островов была территориальная экспансия, прежде всего за счет мусульманских территорий. Это началось во время правления самого Екуно Амлака, завоевавшего султанат Шева в 1285 году. [ 27 ] Наиболее значительные расширения произошли при Амде Сейоне I , который завоевал Королевство Дамот , Султанат Хадия , Годжам , Фатагар , Султанат Даваро , Султанат Бале и Султанат Ифат . [ 28 ] К началу 16 века границы империи простирались за Массаву на севере, за реку Омо на юге, до султаната Адал на востоке и недалеко от места слияния рек Дидесса и Голубого Нила на западе. [ 29 ]
Хотя Адал был данником Эфиопии, султанат вторгся в Эфиопию в 1531 году при поддержке Османской империи и других мусульманских народов региона. [ 30 ] Последующая война продолжалась до 1543 года, и только с помощью Португальской империи и Кристована да Гамы Эфиопия смогла вернуть утраченные территории и выиграть войну. Однако и христианские, и мусульманские регионы Эфиопии были значительно ослаблены войной; это было предложено как возможный фактор миграции оромо в 16 веке. [ 17 ] С политической, религиозной и культурной точек зрения середина 16 века означает переход от средневековья к периоду раннего Нового времени . [ 18 ] [ 1 ]
Правительство и общество
[ редактировать ]Средневековую Эфиопию обычно описывают как феодальное общество, опирающееся на фермеров-арендаторов , составлявших класс крестьян, над которыми в социальной иерархии стоят землевладельцы, знать и члены королевской семьи. [ 31 ] Однако из-за нехватки информации знания об эфиопском феодализме в основном происходят из периода Гондарина . [ 32 ]
Император ( негуса нагаст ) | ||||
Дворянство ( макуаннент ) | Королевская семья ( негусави бетасаб ) Потомственное дворянство ( масафент ) |
Clergy (kahenatДуховенство | ||
Местная знать ( балаббат ) Gentry ( shum ) |
Трейдеры | Купцы ( торговцы ) | ||
Крестьянство | Крестьяне-землевладельцы | |||
Крестьяне-арендаторы | ||||
Ткачи, менестрели ( азмари ) и др. | Коробейники ( шакач ) | |||
Кузнецы по металлу, гончары, кожевники и т.д. | ||||
Рабы |
Некоторые археологические данные и современные отчеты позволили сделать выводы о возможной классовой структуре в Аксумском королевстве. Короли Аксума занимали вершину социальной иерархии, и, вероятно, находился благородный класс ниже них, что основано на различиях в размерах между большими дворцами и меньшими виллами. Средний класс мог состоять из торговцев, независимых фермеров и гражданских чиновников. Среди крестьян, вероятно, были ремесленники из городских центров и фермеры, чья работа поддерживала аксумское общество. Рабы были низшим социальным классом; Греческий путешественник Косма Индикоплевст утверждает, что рабы в Аксуме были в основном выходцами из племени Сасу (южная часть страны). [ примечание 2 ] Судан [ примечание 3 ] ) и Барбария (Сомали) . [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Геэз был общим языком, использовавшимся на протяжении всего аксумского периода, первоначально написанным с использованием древнего южноаравийского письма , но использовалось письмо геэз к I веку . Сценарий начинался как абджад превратился в вокализованную абугиду без гласных, а в IV веке . Однако греческий язык использовался вплоть до упадка Аксума, появляясь в надписях на стелах, на аксумской валюте и на нем говорили как на лингва-франка для облегчения торговли с эллинизированным миром . [ 2 ] Геэз оставался в официальном письменном употреблении на протяжении всего средневековья (его аналогом в исламском государстве был арабский язык), но, вероятно, в постаксумский период его использование в качестве разговорного языка, вероятно, пришло в упадок. Точный период этого упадка неизвестен, поскольку практически все письменные источники продолжали писаться на геэзе, но свидетельства тигринья и амхарского языка встречаются в средневековых текстах. Вдобавок, кушитские и омотские языки должно быть, существовали , которые, вероятно, предшествовали семитским языкам в этом регионе. Геэз сохранился до наших дней как литургический язык . [ 35 ] Дворяне Амхары поддержали Загве принца Лалибелу в его борьбе за власть против своих братьев, что привело его к созданию амхарского Лессана Негуса , а также к заполнению дворян Амхары на высших позициях своего королевства. [ 36 ] Хотя название «язык короля» (( геэз : ልሳነ ንጉሥ «Лисане Негус»)/( амхарский : የንጉሥ ቋንቋ «Йе-Негус КванКва»)) и его использование при королевском дворе в остальном восходят к Амхаре. Император Екуно Амлак . [ 37 ] [ 38 ]
Религия
[ редактировать ]Дохристианская эпоха
[ редактировать ]До принятия христианства в Аксумском королевстве практиковался семитский политеизм , распространившийся в регион из Южной Аравии . [ 39 ] Было также высказано предположение, что иудаизм присутствовал в королевстве с древних времен; неизвестно, насколько широко практиковалась эта религия, но ее влияние на эфиопское христианство значительно. [ 40 ]
христианская эпоха
[ редактировать ]Христианство было введено в Аксумское королевство прежде всего Фрументием миссионером 4-го века, , финикийским который был рабом царя Аксума. После проповеди христианства в этом регионе он был освобожден незадолго до смерти короля, хотя и остался учить Эзана из Аксума , который был сыном короля и наследником престола. В конце концов в середине 4 века он обратил Эзану в христианство, которое вскоре после этого стало официальной религией Аксумского королевства. [ 41 ]
Утвердившись как христианская нация, Эфиопия расширила свои границы и распространила религию среди окружающих народов, исповедовавших традиционные африканские религии , иудаизм , а позднее и ислам . По этой причине аксумиты поддерживали дружеские отношения с Византийской империей . [ 20 ] и хотя Эфиопия стала изолированной после упадка Аксума, королевство участвовало в европейских религиозных и дипломатических делах в позднем средневековье. Ведем Арад отправил посла в Испанию в 1306 году с целью заключения религиозного союза. [ 42 ] [ 43 ] Эфиопские монахи участвовали в Констанцском соборе 1414–1418 гг. [ 44 ] эфиопская диаспора зарегистрирована в Риме еще в 15 веке, [ 45 ] и есть несколько задокументированных дипломатических миссий из Эфиопии в Испанию и Италию на протяжении 15 века. [ 46 ]
ислам
[ редактировать ]
Несмотря на то, что Эфиопия официально является христианским королевством, история ислама в Эфиопии почти так же стара, как и сам ислам. Первые мусульмане бежали от преследований в Аравии в 613 или 615 году, ища убежища в Аксумском королевстве в ходе события, известного как Миграция в Абиссинию . [ 47 ] Архипелаг Дахлак , ныне часть Эритреи, перешел под власть мусульман в начале 8 века; мусульмане там составляли первое постоянное мусульманское население в Эфиопии. К 11 веку этот район стал независимым султанатом Дахлак . [ 48 ]
Есть свидетельства того, что регион Шева стал исламизированным и основал султанат в 12 веке. [ 49 ] а к 13 веку на территории нынешней восточной Эфиопии было значительное присутствие мусульман. В рамках экспансии династии Соломоновых Островов многие мусульманские государства на востоке были завоеваны или стали подданными Эфиопии. [ 50 ] Напряженность между Эфиопией и мусульманскими государствами росла, что в конечном итоге привело к войне между Эфиопией и Адалем . [ 51 ]
иудаизм
[ редактировать ]Бета- Исраэль — этнорелигиозная группа , большая часть которой сейчас проживает в Израиле, но возникла в Семиене . [ 52 ] Их происхождение было предметом научных дискуссий на протяжении десятилетий. Устная традиция Бета-Исраэль основана на древнем еврейском происхождении, которое обычно приписывают колену Дана . [ 42 ] Генетическое тестирование предполагает, что группа могла быть основана небольшой группой еврейских поселенцев в регионе, которые обратили местное население и вступили между ними в браки более 2000 лет назад. Эта гипотеза дополнительно подтверждается несоблюдением Бета-Израилем Талмуда , который должен был быть написан после этого этногенеза . [ 53 ]
Письменные документы, описывающие Бета-Израиль, датируются 14 веком. При правлении Йешака I Бета-Израиль потерпел поражение в войне; впоследствии он лишил их прав собственности на землю (известных как рист ), если они не обратились в христианство. Потеряв свою землю, они стали известны как Фалаша («безземельные, странствующие»), этот термин стал использоваться как синоним Бета-Исраэль, но теперь считается уничижительным. [ 52 ]
Местные религии
[ редактировать ]Большая часть эфиопской историографии сосредоточена на христианской и мусульманской истории. Однако, хотя сегодня подавляющее большинство эфиопов исповедуют эти религии, существовали значительные общины, исповедующие традиционные религии в средние века . Остатки этих культур сегодня можно увидеть в погребальных стелах и курганах , широко распространённых в Эфиопии. [ 54 ]
Экономика и технологии
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Эфиопское нагорье и Великая рифтовая долина привели к тому, что средневековая Эфиопия имела разнообразный климат. В целом, как и сегодня, его можно разделить на высокогорья, низменности и тропические регионы. Эти климатические зоны диктовали методы ведения сельского хозяйства в каждом регионе. Зерновые и бобовые, такие как тефф , просо , сорго , ячмень , пшеница, чечевица и нут , выращивались в более прохладных высокогорьях. Скотоводство было распространено в жарких, засушливых низменностях; а плодовые растения, такие как кофея (кофе) и ложный банан, выращивались в более влажных тропических регионах. [ 55 ]
Экономика
[ редактировать ]Хотя Эфиопия была сельскохозяйственной цивилизацией с 6-го тысячелетия до нашей эры, она в значительной степени зависела от сельского хозяйства и стала сельской экономикой после упадка своей значительной торговой державы. [ 56 ] Торговля велась в основном в небольших масштабах, хотя существовали и крупные торговые города, служившие остановками для караванов . Морская торговля продолжалась в средние века, однако она больше не находилась в руках Эфиопского королевства, а контролировалась мусульманскими купцами. Начиная с 8-го века торговый путь к архипелагу Дахлак был связующим звеном Эфиопии с Красным морем, но путь между Шевой и Зейлой приобрел известность в конце 13-го века. [ 57 ]
Хотя сельское хозяйство было основой экономики Эфиопии, королевство экспортировало некоторые предметы роскоши, а именно золото, слоновую кость и мускус . Значительное количество рабов (в том числе множество евнухов ) также прибыло из Эфиопии и было продано в Аравию. [ 58 ]
Война
[ редактировать ]Армии
[ редактировать ]Средневековая Эфиопия была крайне милитаристской страной, основанной на системе этнических полков, известных как Шева в Геэзе . Эту практику можно проследить до начала аксумского периода, когда мужчины недавно покоренных племен были вынуждены стать солдатами царя Аксума, которым командовал данник, который, вероятно, был местным вождем. предоставлялся участок земли, называемый гультом . Полкам в обмен на военную службу [ 59 ] Мерид Вольде Арегей предполагает, основываясь на лингвистических теориях Кристофера Эрета , что возникновение самого аксумского правления могло произойти в результате подчинения земледельцев агав скотоводами, говорящими на языке геэз. [ 60 ] [ 61 ] Эти полки сыграли важную роль в поддержании суверенитета аксумцев над торговыми путями внутри своей империи; однако из-за децентрализованного характера полков вожди могли легко восстать против короля. [ 62 ] Полковая система сохранялась в средние века, но к эпохе Загве она состояла из профессиональных солдат. [ 63 ] В эпоху Соломоновых Островов, во время правления Зары Якоба , этот профессионализм был отражен в амхарском термине чава , поскольку шева несла в себе оттенок рабства, который уже не был точным. [ 64 ] [ 65 ]
Меч и копье были универсальны в Эфиопии как среди пехоты, так и среди кавалерии. копье и . шотель использовались Ифате В Солдаты кавалерии часто были оснащены кольчугами и шлемами, хотя некоторые использовали тканевые доспехи. Широко были распространены лук и стрелы, яд для стрел иногда использовался . Первым опытом применения огнестрельного оружия в Эфиопии стала война между Эфиопией и Адалом , в которой оружие использовалось с обеих сторон. [ 66 ]
Военно-Морской Флот
[ редактировать ]Информация об аксумском флоте ограничена, хотя он, должно быть, имел решающее значение для королевства, поскольку оно зависело от морской торговли. В Monumentum Adulitanum , древней аксумской надписи, упоминается поклонение морскому богу Бехеру , которого отождествляют с Посейдоном . Византийский историк VI века Прокопий описывает аксумский флот как состоящий из сшитых лодок , похожих на дау , которые используются до сих пор. [ 2 ] На протяжении всего средневековья управление и экспансия Эфиопии были в основном сосредоточены на внутренних районах, хотя северные прибрежные регионы, такие как султанат Дахлак , который контролировал побережье Красного моря современной Эритреи , на протяжении веков находились под властью Эфиопии. [ 67 ]
Искусство
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]
Наиболее значительная часть изобразительного искусства средневековой Эфиопии — это иллюминированные рукописи . Они имеют некоторое сходство с коптскими и византийскими иллюминированными рукописями , хотя и сохраняют раннехристианские иконографические практики, зародившиеся в Палестине , которые отсутствуют где-либо еще после византийского иконоборчества в 8 веке. [ 68 ] Однако изучение эфиопских рукописей до сих пор было ограничено. [ 69 ] Есть несколько сохранившихся примеров церковных фресок , хотя многие из них находятся в плохом состоянии и поэтому не были предметом серьезных исследований. [ 70 ]
Литература
[ редактировать ]Средневековая эфиопская литература в основном состоит из религиозных текстов, особенно житий . [ 71 ] Хотя в тексты были внесены оригинальные эфиопские дополнения, ранняя эфиопская литература в основном состояла из переводов, как правило, с греческого при аксумитах, а затем и с арабского. [ 72 ] Первые коренные эфиопские жития появляются в 14 веке. [ 73 ]
Другой известный литературный жанр Эфиопии — это королевские хроники, восходящие ко времени правления Амды Сейона I. В этих документах излагались правила королей, включая их управление королевством и их военные кампании. Они использовались для легитимизации династии Соломоновых Островов, подобно Кебра Нагаст , которая, вероятно, является самым известным произведением эфиопской литературы. [ 74 ] [ 14 ]
Музыка и поэзия
[ редактировать ]Музыка в Эфиопии делится на светскую ( зафан ) и священную ( зема ). Хотя светская музыка различалась в зависимости от места и этнической группы, зема в целом оставалась неизменной. [ 75 ] Эфиопская традиция относит возникновение зема к VI веку, приписывая Яреду сочинение литургических гимнов, а также местную систему нотной записи, называемую мелекет . [ 76 ] Однако зема является частью культуры Бета-Исраэль , а приписывание Яреду и система обозначений - нет. Королевская хроника XVI века приписывает эту систему двум священнослужителям; это, в сочетании с различиями между христианскими и еврейскими традициями, позволяет предположить, что Яред не несет ответственности за эти творения. [ 77 ]
Яреду также приписывают традиционную форму поэзии Амхары, известную как Кене . Кене использует литературный прием, известный как сем-ена-верк («воск и золото»), в котором «воск» — это номинальная стоимость сообщения, а «золото» — более глубокий смысл, скрытый под ним. [ 78 ] Устройство отражает миафизитские верования Эфиопской православной церкви Тевахедо : воск представляет человеческую природу Иисуса, а золото представляет божественное. Есть свидетельства существования кене , по крайней мере, еще в 15 веке. [ 79 ]
Архитектура
[ редактировать ]Здания, построенные в Аксумском королевстве, подвергались большему количеству исследований, чем здания средневековья, что привело к выявлению заметного аксумского архитектурного стиля. Историк искусства Клэр Боск-Тиссе определяет общие характеристики как «... стены, построенные путем чередования горизонтальных деревянных балок со слоями мелких камней, соединенных раствором, причем вся поверхность иногда покрывается покрытием, и поперечными закругленными балками через равные промежутки на фасаде. ...» примером могут служить такие здания, как Дебре Дамо . [ 80 ] Из-за недостаточного количества письменных источников средневековую эфиопскую архитектуру датировать труднее, чем аксумскую. Таким образом, историки используют наличие и развитие аксумских архитектурных особенностей для установления временных периодов строительства средневековых зданий. [ 81 ] Высеченные в скале церкви, особенно в Лалибеле , являются примечательным примером постаксумской архитектуры. [ 82 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Для простоты под «Эфиопией» можно понимать Эритрею, которая не была определенным образованием до колониальной эпохи.
- ^ "...из Сасу (вероятно, золотоносный регион Фазугли, расположенный примерно в 200 км к юго-юго-западу от озера Цана, в современном Судане) пришло золото..." [ 2 ]
- ^ Некоторые ученые, например Джордж Хатке, [ 34 ] обсудили предположение, что «Сасу» является ошибкой переписчика Куша.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Келли, «Введение», с. 16
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Манро Хэй
- ^ Келли, «Введение», с. 17
- ^ Фовель, с. 117
- ^ Филлипсон, о. 48
- ^ Дерат, с. 33
- ^ Дерат, стр. 36–37
- ^ Jump up to: а б с Хенце, с. 50
- ^ Jump up to: а б Дерат, с. 49
- ^ Jump up to: а б с Дерат, с. 31
- ^ Jump up to: а б Дерат, с. 39
- ^ Jump up to: а б Дерат, с. 43-44
- ^ Jump up to: а б Айеначев, «Территориальная экспансия», с. 57
- ^ Jump up to: а б с Айеначев, «Территориальная экспансия», с. 59
- ^ Jump up to: а б Дерат, с. 54
- ^ Хенце, с. 64
- ^ Jump up to: а б Чекруун и Хирш, «Мусульманско-христианские войны», с. 463
- ^ Jump up to: а б Чекруун и Хирш, «Мусульманско-христианские войны», с. 470
- ^ Келли, «Введение», с. 4
- ^ Jump up to: а б Хенце, стр. 39-40.
- ^ Хенце, стр. 40-41.
- ^ Jump up to: а б с Дерат, с. 34
- ^ Рыботорговец, с. 78
- ^ Селассие, с. 120
- ^ Лузини, с. 204
- ^ Хаббард, стр. 2-3.
- ^ Айеначью, «Территориальная экспансия», с. 65
- ^ Айеначев, «Территориальная экспансия», стр. 65-66.
- ^ Айеначью, «Территориальная экспансия», с. 70
- ^ Чекруун и Хирш, «Мусульманско-христианские войны», с. 459
- ^ Крамми, с. 115
- ^ Вион, с. 397
- ^ Левин, стр. 148-156.
- ^ Хатке
- ^ Келли, «Введение», стр. 25-26.
- ^ Мохаммад Хасан, Оромо Эфиопии, стр.
- ^ Донэм, Дональд; Джеймс, Венди (1986). Южные марки Имперской Эфиопии: очерки истории и социальной антропологии . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-32237-9 .
- ^ Слои времени: история Эфиопии . Спрингер. 27 сентября 2016 г. ISBN 978-1-137-11786-1 .
- ^ Фовель, с. 114
- ^ Баус, с. 229
- ^ Фрич и Кидане, с. 162
- ^ Jump up to: а б Келли, «Введение», с. 20
- ^ Сальвадор, с. 602
- ^ Сальвадор, с. 610
- ^ Келли, «Средневековые эфиопские диаспоры», с. 438
- ^ Келли, «Введение», с. 21
- ^ Чекруун и Хирш, «Султанаты средневековой Эфиопии», стр. 88
- ^ Чекруун и Хирш, «Султанаты средневековой Эфиопии», стр. 89-91.
- ^ Чекруун и Хирш, «Султанаты средневековой Эфиопии», стр. 93
- ^ Чекруун и Хирш, «Султанаты средневековой Эфиопии», стр. 99
- ^ Чекруун и Хирш, «Султанаты средневековой Эфиопии», стр. 104
- ^ Jump up to: а б Вион, с. 410
- ^ Бегли
- ^ Фовель, стр. 124-130
- ^ Вион, стр. 399-400
- ^ Вион, с. 399
- ^ Вион, стр. 413-415
- ^ Вион, стр. 417-418
- ^ Арегей, с. 33
- ^ Арегей, с. 32
- ^ Эрет, стр. 173-174.
- ^ Арегей, стр. 37-38.
- ^ Арегей, с. 39
- ^ Арегей, с. 48
- ^ Айеначью, «Эволюция и организация», с. 84
- ^ Эзиабер
- ^ Дерат, стр. 43, 46, 69, 81
- ^ Боск-Тиссе, с. 350
- ^ Боск-Тиссе, с. 323
- ^ Боск-Тиссе, с. 341
- ^ Брита, с. 260
- ^ Брита, с. 253
- ^ Брита, стр. 268-269
- ^ Брита, стр.258-259.
- ^ Шелемей, с. 52
- ^ Шелемай, стр. 54, 59.
- ^ Шелемей, с. 59
- ^ Рост, с. 175
- ^ Молваер, стр. 462.
- ^ Боск-Тиссе, стр. 329-330
- ^ Боск-Тиссе, с. 328
- ^ Боск-Тиссе, с. 332
Библиография
[ редактировать ]- Арегей, Мерид В. (июнь 1997 г.). «Военные элиты в средневековой Эфиопии» . Журнал эфиопских исследований . 30 (1): 31–73. JSTOR 41966063 . Проверено 24 августа 2021 г.
- Айеначью, Дересс (2014). «Эволюция и организация военных полков Чва в средневековой Эфиопии» (PDF) . Анналы Эфиопии . 29 (29): 83–9 дои : 10.3406/ethio.2014.1559 . Получено 24 августа.
- Айеначью, Дересс (2020). «Территориальная экспансия и административная эволюция при династии Соломоновых». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Бауси, Алессандро (2020). «Эфиопия и христианская ойкумена: культурная передача, перевод и рецепция». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Бегли, Шэрон (6 августа 2012 г.). «Генетическое исследование дает ключ к разгадке истории евреев Северной Африки» . Рейтер . Проверено 23 августа 2021 г.
- Боск-Тиссе, Клэр (2020). «Христианская визуальная культура в средневековой Эфиопии: обзор, тенденции и проблемы». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Брита, Антонелла (2020). «Жанры эфиопско-эритрейской христианской литературы с акцентом на агиографию». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Чекруун, Амели; Хирш, Бертран (2020). «Султанаты средневековой Эфиопии». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Чекруун, Амели; Хирш, Бертран (2020). «Мусульманско-христианские войны и экспансия оромо: трансформации в конце средневековья (ок. 1500 – ок. 1560)». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Крамми, Дональд (ноябрь 1980 г.). «Абиссинский феодализм» . Прошлое и настоящее (89): 115–138. дои : 10.1093/прошлое/89.1.115 . JSTOR 650660 . Проверено 23 августа 2021 г.
- Дера, Мари-Лора (2020). «До Соломонидов: кризис, Возрождение и возникновение династии Загве (седьмой – тринадцатый века)». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Эгзиабхер, Теволде Берхан Гебре; Эгзиабер, Йозеф Гебре; Эдвардс, Сью (1993). «Влияние современной науки и технологий на права человека в Эфиопии». В Вирамантри, CG (ред.). Влияние технологий на права человека: глобальные тематические исследования . Токио: Издательство Университета Организации Объединенных Наций. ISBN 92-808-0821-4 .
- Эрет, Кристофер (1979). «О древности земледелия в Эфиопии» . Журнал африканской истории . 20 (2): 161–177. дои : 10.1017/S002185370001700X . JSTOR 181512 . S2CID 162986221 . Проверено 24 августа 2021 г.
- Фовель, Фрэнсис Ксавье (2020). «Об обращении и беседе: последователи местных религий в средневековой Эфиопии» В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Фрич, Эммануэль; Кидане, Хабтемайкл (2020). «Средневековая Эфиопская Православная Церковь и ее литургия» В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Гирма, Мохаммед (2010). «Чей смысл? Восковая и золотая традиция как философская основа эфиопской герменевтики» . София . 50 (50): 175–187. дои : 10.1007/s11841-010-0201-9 . S2CID 154810755 .
- Хатке, Джордж (май 2011 г.). «Война, торговля и политическая фантастика в древней Северо-Восточной Африке» . Цифровая библиотека Древнего мира . Нью-Йорк Пресс . Проверено 29 августа 2021 г.
- Хенце, Пол Б. (2000). Слои времени: история Эфиопии . Лейден: Брилл. ISBN 978-1-137-11786-1 .
- Хаббард, Дэвид Аллан (1956). Литературные источники Кебра Нагаста (доктор философии). Университет Сент-Эндрюс. hdl : 10023/544 . Получено 27 августа.
- Келли, Саманта (2020). "Введение". В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Келли, Саманта (2020). «Средневековые эфиопские диаспоры». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Левин, Дональд Натан (1965). «Старая и новая элиты». Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. LCCN 65018340 .
- Лузини, Джанфранческо (2020). «Древняя и средневековая история эритрейского и эфиопского монашества: очерк». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- Молваер, РК (2012). «Эфиопия, Поэзия». Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691154916 .
- Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748601066 .
- Филлипсон, Дэвид В. (2012). Основы африканской цивилизации: Аксум и Северный Рог, 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. Вудбридж: Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-041-4 .
- Пуассонье, Бертран (2012). «Гигантские стелы Аксума в свете раскопок 1999 года» . Палетнология Африки (4): 49–86 . Проверено 23 августа 2021 г.
- Сальвадор, Маттео (декабрь 2010 г.). «Эфиопская эпоха исследований: открытие Европы пресвитером Иоанном, 1306–1458» . Журнал всемирной истории . 21 (4): 593–627. дои : 10.1353/jwh.2010.a413985 . JSTOR 41060852 . Проверено 23 августа 2021 г.
- Селассие, Сергей Хабле (январь 1972 г.). «Проблема Бога » Журнал эфиопских исследований 10 (1): 113–124. JSTOR 41965849 . Получено 23 августа.
- Шелемай, Кей Кауфман (1982). «Зема: концепция духовной музыки в Эфиопии» . Мир музыки . 24 (3): 52–67. JSTOR 43560851 . Проверено 30 августа 2021 г.
- Томпсон, Э. Дэвид (1976). «Языки Северной Эритреи». В Бендерах, М. Лайонел (ред.). Несемитские языки Эфиопии . Ист-Лансинг: Центр африканских исследований, Университет штата Мичиган. ASIN B00ARO5FDQ .
- Вион, Анаис (2020). «Средневековая экономика Эфиопии: существование, глобальная торговля и управление богатством». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-41958-2 .