Эзана из Аксума
Негус Эзан Изана Хезана из Аксомита | |
---|---|
Король Аксума | |
Царствование | 320-е годы – ок. 360 г. н. э. |
Предшественник | Усанас |
Преемник | МХДИС |
Эзан (Айзан) | |
---|---|
Король | |
Заслуженный в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Эфиопская православная церковь Тевахедо |
Праздник | 1 октября и 27 октября |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
Восточные православные церкви |
Христианский портал |
Эзана ( геэз : ዔዛና , 'Эзана , негласный ዐዘነ 'zn ), ( древнегреческий : Ἠεζάνα , Аезана ) был правителем Аксумского королевства (320-е – ок. 360 г. н.э. ). Эзана, один из наиболее документированных правителей Аксума, важен, поскольку он является первым королем страны, принявшим христианство и сделавшим его официальной религией. Традиция гласит, что Эзана сменил своего отца Эллу Амиду ( Усанас ) на посту короля, будучи еще ребенком, но его мать, Софья, затем служила регентом, пока он не достиг совершеннолетия.
Царствование
[ редактировать ]Эзана был первым монархом Аксумского королевства, принявшим христианство . [1] после того, как его раб-учитель Фрументий обратил его в веру. [2] Он был первым монархом после Зоскалеса, упомянутым современными историками, и эта ситуация побудила Стюарта Манро-Хея прокомментировать, что он был «самым известным из аксумских царей до Калеба ». [3] В молодости он считал себя сыном Ареса , но более поздние надписи показывают растущую привязанность к христианству. Его наставник детства, сирийский христианин Фрументий , стал главой Эфиопской церкви . Сохранившееся письмо арианского римского императора Констанция II адресовано Эзане и его брату Сайзане и просит отправить Фрументия в Александрию для проверки на предмет доктринальных ошибок и заменить его Феофилом Индейцем ; Манро-Хэй предполагает, что Эзана либо отказался, либо проигнорировал эту просьбу. [4]
Эзана также предпринял несколько военных кампаний, которые зафиксировал в своих надписях. Пара надписей на стеле в Геэзе, найденной в Мероэ, считается свидетельством кампании четвертого века, либо во время правления Эзаны, либо его предшественника, такого как Усанас . В то время как некоторые авторитеты интерпретируют эти надписи как доказательство того, что аксумиты разрушили царство Мероэ, другие говорят, что археологические данные указывают на экономический и политический упадок в Мероэ около 300 г. [5] Более того, некоторые рассматривают стелу как военную помощь от Аксума Мероэ для подавления восстания и мятежа нубийцев. Однако убедительных доказательств того, какая точка зрения верна, в настоящее время нет.
На некоторых аксумских монетах, отчеканенных во время правления Эзаны, появляется девиз на греческом языке ΤΟΥΤΟ ΑΡΕΣΗ ΤΗ ΧΩΡΑ - «Пусть это понравится стране». Манро-Хей комментирует, что этот девиз является «довольно привлекательной особенностью аксумской чеканки, дающей ощущение царской заботы и ответственности за желания и удовлетворение народа». [6] Несколько монет, отчеканенных с его именем, были найдены в конце 1990-х годов на археологических раскопках в Индии, что указывает на торговые контакты в этой стране. [7] Примечательной особенностью монет является переход от языческого мотива с диском и полумесяцем к дизайну с крестом. Эзане также приписывают возведение нескольких стел и обелисков . Надпись на греческом языке сообщает о царственных притязаниях Эзаны: [8] [9] [10]
Я, Эзана, царь царства Аксум и Химьяритов , и Ридана , и Эфиопов , и Сабайитов , и Силила (?), и Хасы, и Бугаитов, и Таймо...
Эзана неизвестен в Списках царей, хотя монеты носят это имя. Согласно традиции, императоры Абреха и Асбеха правили Эфиопией, когда было введено христианство. Возможно, эти имена позже были применены к Эзане и его брату или что это были их имена при крещении. [12]
Почитание
[ редактировать ]Вместе со своим братом Сайзаном (Сазаном) Эзана (Айзан) [13] считается святым Эфиопской православной церковью Тевахедо и католической церковью , праздник отмечается первого октября. [14] и 27 октября. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стюарт Манро-Хей (2002). Эфиопия: неизведанная земля . ИБ Таурис. п. 41.
- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 30–31. ISBN 978-1-60239-706-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 77
- ^ Munro-Hay, Аксум , стр. 78 и далее.
- ^ Манро-Хей, Приобретение , стр. 79,
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 192.
- ^ Подробности в Поле Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 31 н.18.
- ^ Jump up to: а б Табберни, Уильям (18 ноября 2014 г.). Раннее христианство в контекстах: исследование культур и континентов . Бейкер Академик. п. 252. ИСБН 978-1-4412-4571-7 .
- ^ Jump up to: а б Анфре, Фрэнсис; Како, Андре; Наутен, Пьер (1970). «Новая греческая надпись Эзаны, царя Аксума» . Журнал ученых . 4 (1): 266. doi : 10.3406/jds.1970.1235 . |quote=Я, Эзана, царь аксумитов, химьяритов, Ридана, сабеян, С[ил]ээля, Касо, Беджи и Тиамо, Биси Ален, сын Элле-Амиды и слуга Христа
- ^ Вальпи, Авраам Джон; Баркер, Эдмунд Генри (28 февраля 2013 г.). Классический журнал . Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН 9781108057820 .
- ^ Гиббон, Эдвард (14 февраля 2016 г.). История упадка и разрушения Римской империи . электронное искусствосейчас. п. Примечание 137. ISBN. 978-80-268-5034-2 .
- ^ См. статью «Эзана» на веб-сайте «Словарь африканских христианских биографий» ( http://www.dacb.org ) по адресу: « ЭЗАНА, Эфиопия, Православная» . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 г. Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «Эфиопские святые» . Инопланетяне в этом мире . 11 февраля 2011 г. Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Хольвек, Ф.Г. , Биографический словарь святых . Сент-Луис, Миссури: B. Herder Book Co., 1924 г.
- ^ Зенон. «Статья в лексиконе »Абреха, СС.«. Полный лексикон святых, том 1. Аугсбург ...» www.zeno.org (на немецком языке) . Проверено 6 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франсис Анфре, Андре Како и Пьер Нотен, «Новая греческая надпись Эзаны, короля Аксума» , Journal des Savants , (1970), стр. 260-274.
- Юрий Михайлович Кобищанов . Аксум (Джозеф В. Михелс, редактор; Лоррейн Т. Капитанофф, переводчик). Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Пенсильванский университет, 1979. ISBN 0-271-00531-9
- Стюарт Манро-Хей, «Датировка Эзаны и Фрументиуса» , Обзор эфиопских исследований , 32 (1988), стр. 111-127
- Сержю Хэйбл Селласси. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года (Аддис-Абеба: United Printers, 1972).
- Африканский Сион, священное искусство Эфиопии (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1993).