Jump to content

Тиридат III Армении

Тиридат III Великий
Иллюстрация Тиридата XIX века
Король Армении
Царствование 298– ок. 330 г. н. э.
Предшественник Khosrov II
Преемник Хосров III Малый
Рожденный 250-е годы нашей эры
Умер в. 330 г. н. э.
Похороны
Супруга Ашхен
Проблема Хосров III Малый
Саломея Армянская
Династия Династия Аршакидов
Отец Khosrov II of Армения
Религия Зороастризм (до 301 г.) [1]
Армянское христианство (после 301 г.)

Тиридат III ( ок. 250-х ок. 330 ), также известный как Тиридат Великий или Тиридат IV , был армянским царем Аршакидов. [2] из ц. 298 до ок. 330 . В начале IV века (традиционная дата — 301 год) Тиридат провозгласил христианство государственной религией Армении, сделав Армянское царство первым государством, официально принявшим христианство. [3]

Имя Тиридат — греческий вариант парфянского имени Трдат , что означает «созданный Тиром ». [4] Хотя Тир не упоминается в Авесте, он является выдающимся язатой (ангельским божеством) в зороастрийской религии. [5] Имя также встречается в других греческих вариантах, таких как Terdates , Teridates , Teridatios и Tiridatios . оно встречается На сирийском языке как Турадатис , а на латыни — как Тиридат . [6]

Раннее детство

[ редактировать ]

Тиридат III был сыном Хосрова II из Армении , последний был убит в 252 году парфянским агентом по имени Анак по приказу I. Ардашира У Тиридата был по крайней мере один брат и сестра, сестра по имени Хосровидухт , которая была тезкой его деда по отцовской линии, Тиридата II Армянского . Анак был схвачен и казнен вместе с большей частью своей семьи, а его сын, Григорий Просветитель , был укрыт в Кесарии, в Каппадокии . Как единственный выживший наследник престола, Тиридат был быстро увезен в Рим вскоре после убийства своего отца, когда он был еще младенцем. Он получил образование в Риме и хорошо владел языками и военной тактикой; [7] [8] кроме того, он твердо понимал и ценил римское право . Армянский историк Мовсес Хоренаци описывает его как сильного и храброго воина, участвовавшего в боях со своими врагами и лично приведшего свою армию к победе во многих сражениях.

В 270 году римский император Аврелиан вступил в бой с Сасанидами на восточном фронте и смог отбросить их. Тиридат, как истинный наследник ныне оккупированного персами армянского престола, пришел в Армению, быстро собрал армию и изгнал врага в 298 году.

На какое-то время судьба благоволила Тиридату. Он не только изгнал своих врагов, но и пронес свое оружие в Ассирию. В то время Персидская империя находилась в расстроенном состоянии. Трон оспаривался амбициями двух соперничающих братьев, Ормуза и Нарсеса. [ нужна ссылка ] Однако гражданская война вскоре закончилась, и Нарсес был повсеместно признан королем Персии. Затем Нарсес направил все свои силы против внешнего врага. Тогда борьба стала слишком неравной. Тиридат снова укрылся у римлян. Римско-армянский союз крепчал, особенно во время Диоклетиана правления . Это можно объяснить воспитанием Тиридата, постоянными персидскими агрессиями и убийством его отца Анаком. С помощью Диоклетиана Тиридат вытеснил персов из Армении. [7] В 299 году Диоклетиан оставил Армянское государство в статусе квазинезависимого протектората , возможно, чтобы использовать его в качестве буфера в случае нападения персов. [9]

В 297 году Тиридат женился на аланской принцессе по имени Ашхен , от которой у него было трое детей: сын по имени Хосров III , дочь по имени Саломея и еще одна дочь, вышедшая замуж за святого Гусика I , одного из первых католикосов Армянской Апостольской церкви .

Конверсия

[ редактировать ]

Тиридат III Великий
Св. Царь Трдатус Великий
Тиридат III Великий, великий царь армян.
Король Армении
Место отдыха Кемах, Эрзинджан , Армения
Почитается в Восточное православие
Католическая церковь
Праздник Суббота перед пятым воскресеньем после Пятидесятницы (Армянская Апостольская Церковь) [10]
Атрибуты Корона
Меч
Крест
Глобус крестигер
Покровительство Армения

Традиционная история обращения царя и народа в первую очередь основана на армянской истории пятого века, приписываемой Агафангелу . [11] [12] В нем рассказывается о Григории Просветителе , сыне Анака, который был воспитан христианином и, чувствуя вину за грех собственного отца, вступил в армянскую армию и работал секретарем при царе. Христианство в Армении имело прочную основу к концу III века, но нация в целом все еще следовала зороастризму . Тиридат не был исключением, поскольку он тоже поклонялся различным древним богам. Во время зороастрийской религиозной церемонии Тиридат приказал Григорию возложить цветочный венок к подножию статуи богини Анаит в Эризе. Григорий отказался, заявив о своей христианской вере. Этот поступок разгневал короля. Его ярость только усилилась, когда несколько человек заявили, что Григорий на самом деле был сыном Анака, предателя, убившего отца Тиридата. Григория пытали и в конце концов бросили в Хор Вирап , глубокую подземную темницу.

В годы заключения Григория в Армению приехала группа монахинь-девственниц во главе с Гаяне , спасавшихся от римских гонений на их христианскую веру. Тиридат услышал о группе и легендарной красоте одной из ее участниц, Рипсиме . Он привел их во дворец и потребовал жениться на прекрасной деве; она отказалась. Король приказал замучить и убить всю группу. После этого события он заболел и по легенде принял поведение кабана, бесцельно бродящего по лесу. Хосровидухту приснился сон, в котором Григорий был еще жив в темнице, и он единственный, кто мог вылечить царя. На тот момент прошло 13 лет с момента его заключения, и шансы на то, что он выживет, были невелики. Они нашли его, и, несмотря на невероятное истощение, он был все еще жив. Его поддерживала в живых добросердечная женщина, которая каждый день бросала ему в Хор Вирапе буханку хлеба.

Тиридат был доставлен к Григорию и чудесным образом исцелился от болезни. Убежденный силой лекарства, король немедленно провозгласил христианство официальной государственной религией. Таким образом, Армения стала номинально христианским королевством и первым государством, официально принявшим христианство. Тиридат назначил Григория Католикосом Армянской Апостольской Церкви .

Обращение в христианство оказалось поворотным событием в истории Армении. По мнению исследователя зороастризма Мэри Бойс , кажется, что христианизация Армении Аршакидами Армении частично была вызовом Сасанидам. [13]

Остаток правления

[ редактировать ]

Переход от традиционного зороастризма к христианству был нелегким. Тиридат часто использовал силу, чтобы навязать эту новую веру людям, и последовало множество вооруженных конфликтов из-за того, что зороастризм глубоко укоренился в армянском народе. Между войсками короля и зороастрийским лагерем произошла настоящая битва, приведшая к ослаблению политеистической военной мощи. Таким образом, Тиридат провел остаток своей жизни, пытаясь уничтожить все древние верования, и при этом уничтожил бесчисленные статуи, храмы и письменные документы. В результате из местных источников мало что известно о древней армянской истории и культуре. Царь лихорадочно работал над распространением веры и умер в 330 году. Мовсес Хоренаци утверждает, что несколько членов семей нахараров сговорились против Тиридата и в конечном итоге отравили его. [14]

Тиридат III, Ашхен и Хосровидухт — святые Армянской Апостольской Церкви и, как следствие, всех Восточных Православных Церквей , и их праздник приходится на субботу после пятого воскресенья после Пятидесятницы . В этот праздник поется гимн «Царям». [15] Их праздник обычно приходится на 30 июня.

  1. ^ Кертис 2016 , с. 185; Де Йонг, 2015 г. , стр. 119–120, 123–125; Рассел 1987 , стр. 170–171.
  2. ^ Эдвардс и др. 1970
  3. ^ Биннс 2002 , с. 30.
  4. ^ Шмитт 2005 ; Рассел 1987 , с. 386; Рэпп 2014 , с. 263
  5. ^ Рассел 1987 , с. 382.
  6. ^ Рассел 1987 , с. 386.
  7. ^ Перейти обратно: а б Григорян 1987 .
  8. ^ Мовсес Хоренаци 1997 , 2.79.
  9. ^ Барнс 1981 , с. 18.
  10. ^ Решения 2002 г. , стр. 443.
  11. ^ Бурнутиан 2006 , стр. 47.
  12. ^ Агафангелос 1976 .
  13. ^ Бойс 2001 , с. 84: «[...] и нет никаких сомнений в том, что во второй половине парфянского периода Армения была преимущественно зороастрийской страной. После этого она приняла христианство (частично, по-видимому, вопреки сасанидам) [.. .].
  14. ^ Мовсес Хоренаци 1997 , 2.92.
  15. ^ Жизнеописания армянских святых 2012 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Агафангелос (1976). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона (Первое изд.). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-87395-323-1 .
  • Барнс, Тимоти Дэвид (1981). Константин и Евсевий . Издательство Гарвардского университета.
  • Биннс, Джон (2002). Введение в христианские православные церкви . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-66738-0 .
  • «Жизнеописания армянских святых, святитель Дртад (250-330)» . Армянская семинария Св. Нерсеса . Архивировано из оригинала 14 августа 2012 года.
  • Бурнутян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа (Пятое изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN  1-56859-141-1 .
  • Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс.
  • Шомон, Мария-Луиза (1996). «Визит армянского царя Тиридата III к императору Константину в Рим?» [Визит армянского царя Тиридата III к императору Константину в Рим?]. В Гарсоян, Нина (ред.). Армения и Византия: история и культура [ Армения и Византия: история и культура ] (на французском языке). Париж: Éditions de la Sorbonne. стр. 55–66. ISBN  9782859448240 .
  • Кертис, Веста Сархош (2016). «Древние иранские мотивы и зороастрийская иконография». В Уильямсе, Маркус; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут (ред.). Зороастрийское пламя, изучающее религию, историю и традиции . ИБ Таурис. стр. 179–203. ISBN  9780857728159 .
  • Де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
  • Домар: Календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви . Армянский православный богословский научно-исследовательский институт. 2002.
  • Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Бордман, Джон; Уолбанк, Фрэнк Уильям; Льюис, Дэвид Малкольм; Боуман, Алан; Астин, А.Е.; Гарнси, Питер (1970). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-30199-2 .
  • Григорян, В. (1987). «Трдат Г Мец» Трдат Г. Мец [Трдат III Великий]. Амбарцумян Виктор; и др. (ред.). Айкакан советакан ангитаран Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 12. Ереван: Ай советакан ханрагитаран хратаракчюттюн. п. 94.
  • Мовсес Хоренаци (1997). Саргсян, Гагик (ред.). Айоц Патмутьюн, это подарок История Армении, Е век [ История Армении, V век ] (на армянском языке). Ереван: Айастан. ISBN  5-540-01192-9 .
  • Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN  978-1-4724-2552-2 .
  • Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674968509 .
  • Шмитт, Рюдигер (2005). «Личные имена, иранский iv. парфянский период» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк: Фонд Энциклопедии Ираника.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Кеттенхофен, Эрих (2002). «Начало христианства в Армении» . Хандес Амсорей (на немецком языке). 116 :45-104. OCLC   5377086 .
  • Кеттенхофен, Эрих (1995). Тирдад и Пайкулинская надпись: Критика источников по истории Армении конца III и начала IV веков н. э. [ Тирдад и Пайкулинская надпись: Критика источников по истории Армении конца III и начала IV веков н.э. ] (на немецком языке). Райхерт Верлаг. ISBN  9783882268256 .
  • Манасерян, Рубен (1997). Айастане Артаваздицминчев Трдат Мец Армения от Артаваза до Трдат Мец [ Армения от Артавазда до Трдата Великого ] (на армянском языке). Ереван: Арег. OCLC   606657781 .
  • Мардироссян, Арам (2001). «Валарсапатский Синод (491 г.) и дата обращения в христианство Королевства Великой Армении (311 г.)». Обзор арменоведения . 28 : 249–260. дои : 10.2143/REA.28.0.505082 . ISSN   0080-2549 .
  • Томсон, Роберт В. (1997). «Константин и Трдат в армянской традиции». Восточный журнал Венгерской академии наук . 50 (1/3): 277–289. ISSN   0001-6446 . JSTOR   23658223 .
  • Вальбург, Карин Мозиг (2006). «Армянская война Максимина Дая». Historia: Журнал древней истории (на немецком языке). 55 (2): 247–255. дои : 10.25162/история-2006-0016 . ISSN   0018-2311 . JSTOR   4436812 . S2CID   252446106 .
  • Цукерман, Константин (1994). «Походы тетрархов, 296-298. Хронологические заметки» [Походы тетрархов, 296-298. Хронологические заметки]. Поздняя античность (на французском языке). 2 :65–70. дои : 10.1484/J.AT.2.301153 . ISSN   1250-7334 .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6b294aa0eaa5c5dfdeddc7aa4d97e5a__1719974460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/5a/b6b294aa0eaa5c5dfdeddc7aa4d97e5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiridates III of Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)