Совет Громклы
Совет Громклы | |
---|---|
Дата | 1178-1179 |
Принято | Армянская Апостольская Церковь Восточная Православная Церковь |
Предыдущий совет | Совет Ширакавана |
Вызванный | Нерсес IV |
Расположение | Она грохотала |
Хронологический список Вселенских соборов |
Собор Хромклы (или Хромглы ) ( армянский : Հּոմկլայի ժողով , латинизированный : Hṙomklayi žoġov ) — совет Армянской Апостольской церкви, состоявшийся в Хромкле в апреле 1178 года или на Пасху 1179 года с целью завершения унии с Восточной Православной Церковью . . Собор был созван армянским католикосом Нерсесом IV Милостивым , но, поскольку он скончался, на нем председательствовал его племянник и преемник Григорий IV Молодой . Его цель состояла в том, чтобы Армянская Апостольская Церковь приняла результаты дискуссий между Нерсесом IV Милостивым и Восточной Православной Церковью , включая признание диофизитства , веры в то, что Иисус Христос будет иметь две природы.
Несмотря на противодействие со стороны некоторых монахов и армянского епископа , собор принял предложения Григория IV Молодого и Нерсеса IV Милостивого и подписал унию с Восточной Православной Церковью. Однако, несмотря на эти события, Восточная Православная Церковь отвернулась от этого вопроса и не довела до конца совет, считая, что две Церкви не находятся в союзе по его заключению, особенно из-за смерти Мануила I Комнина в 1180 году.
Собор до сих пор признан Армянской Апостольской Церковью . В январе 1999 года Католикос Гарегин I написал статью, в которой вновь вспоминает Хромклаский собор и его вклад в историю и богословие Армянской Апостольской Церкви. [ 1 ] Кроме того, в 2011 году Католикос Арам I посвятил этой теме книгу. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В 1158 году династия Рубенидов взяла под свой контроль Армянскую Киликию и решила стать вассалом Византийской империи . [ 3 ] При более открытых политических отношениях богословские дискуссии могут возобновиться. Католикос Григорий III Пахлавуни послал своего брата и будущего преемника Нерсеса IV Милостивого вести переговоры с византийцами и изучить возможность унии. В 1165 году Нерсес встретился с протостатором Алексеем Комнином в Мопсуестии, чтобы обсудить эти вопросы. [ 3 ] Григорий III Пахлавуни скончался, и в 1166 году ему наследовал его младший брат Нерсес. [ 4 ]
Император Мануил I Комнин , имевший религиозное образование, быстро заинтересовался этим вопросом и решил попросить Нерсеса отправить изложение веры Армянской Апостольской церкви в Константинополь . [ 3 ] [ 4 ] Это письмо впоследствии стало известно как « Изложение веры Армянской церкви ». [ 5 ] [ 6 ] В этом письме Нерсес заявил, что Армянская Апостольская Церковь признавала две природы Иисуса Христа и что Армянская Церковь не была монофизитской или миафизитской , но предпочитала использовать кириллическую терминологию «одной природы», основанную на своей собственной традиции. [ 3 ] [ 6 ] Он также признал диотелизм на выставке. [ 6 ] Нерсес также защищал иконопочитание и признавал, что некоторые армяне были иконоборцами , но осуждал их взгляды. [ 3 ] [ 7 ] Остальная часть письма посвящена практическим организационным вопросам, связанным с постом , литургией , [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] и дата Рождества, которую Армянская Апостольская Церковь праздновала отдельно. [ 3 ]
Мануил I Комнин был тронут письмом и предложениями Нерсеса и предложил Нерсесу приехать в Константинополь для продолжения дискуссии. [ 4 ] [ 10 ] Однако Нерсес ответил, что императору было бы лучше послать представителя в Хромклу , резиденцию католикоса, для проведения там переговоров. [ 4 ] [ 9 ] Император послал двух представителей: богослова по имени Теорианос и православного армянского игумена по имени Джон Аутман. [ 9 ] Они принесли с собой ряд требований от императора, охватывающих не только вероучительные вопросы, но также литургические и организационные вопросы, беспокоившие Нерсеса своей строгостью. [ 4 ] [ 9 ] В 1170 году состоялась дискуссия между этими представителями и армянскими епископами, в том числе и Нерсесом. [ 3 ] и будущий Григорий IV Молодой . Это обсуждение сохранилось в Patrologia Graeca . [ 9 ] [ 11 ] Тогда было решено организовать собор в ближайшие годы, и Нерсес направил синодальное письмо с обращением к армянским священнослужителям с вопросом об унии, призвав их присутствовать на соборе. [ 3 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] даже если Рубениды были в то время независимыми. [ 3 ]
После смерти Нерсеса IV Милостивого в 1173 году его преемником стал его племянник Григорий IV Молодой . [ 4 ] [ 13 ] В 1174 году Григорию IV удалось убедить византийского императора отложить значительную часть требований и сосредоточиться на вероучительных вопросах, главным образом на вопросе о монофизитстве или диофизитстве . [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 12 ] По его словам, армяне больше привержены собственным литургическим и культурным традициям, чем союзу, и требование таких уступок было бы самым верным способом помешать союзу. [ 3 ]
Сроки и последствия
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]Григорий IV Молодой председательствовал на соборе, состоявшемся в Громкле в апреле 1178 г. [ 3 ] [ 8 ] или на Пасху 1179 года. [ 4 ] [ 15 ] [ 16 ] Католикос Албании (Кавказья) и 32 епископа из Армении , Киликии и диаспоры . На соборе присутствовали [ 8 ] [ 10 ] [ 17 ] хотя епископ Анийский и игумены Ахпата и Санаина отсутствовали, [ 4 ] главным образом из-за конфликтов с Грузинской церковью , что сделало их крайне враждебными по отношению к унионному совету. [ 3 ] В ответ на их обвинения в несторианстве Григорий направил им мирное письмо, призывая передумать и все же прийти на собор, в котором говорилось: [ 18 ]
Греки приглашали нас раз и два, не должны ли мы мужественно встретить их и либо согласиться с ними, либо заставить их согласиться с нами?
На соборе Нерсес Лампронский , архиепископ Тарсийский , произнес примечательную речь, в которой подверг критике военные действия между Восточной Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью . [ 19 ] Он призвал к миру и единству, призвав обе Церкви забыть о своих разногласиях и объединиться в гармонии. [ 19 ] [ 20 ]
Собор принял унию с Восточной Православной Церковью. [ 3 ] [ 9 ] [ 21 ] и предложил исповедание веры, охватывающее диофизитскую веру, приняв при этом халкидонскую терминологию . [ 3 ] [ 22 ] [ 23 ] Дополнительно собор осудил учение Евтихия и Нестория . [ 23 ] Совет также официально признал Совет Анкиры , Совет Кесарии , Совет Неокесарии , Совет Гангры , Совет Антиохии , Совет Лаодикии и Совет Сердики . [ 17 ] С того времени и с того собора Книга Откровения вошла и в список канонических книг Библии для Армянской Апостольской Церкви . [ 24 ]
После этого Григорий направил письмо Константинопольскому Патриарху , в котором заявил, что: [ 18 ]
Мы исповедуем, как и вы, неизреченное соединение двух природ во Христе.
Последствия
[ редактировать ]После смерти Мануила I Комнина в 1180 году соглашение, подписанное на Хромкском соборе, было практически забыто. [ 3 ] тем более, что в 1196 году византийцы вновь ввели литургические требования, от которых Мануил ранее согласился отказаться. [ 18 ]
Несмотря на неудачу, собор Громклы остается значимым в истории Армянской Апостольской церкви . В 1999 году Католикос Гарегин I написал статью, в которой размышлял о соборе и его вкладе в историю и богословие Армянской Апостольской Церкви. [ 1 ] Точно так же Католикос Арам I , Католикос Киликии , в 2011 году посвятил этой теме книгу. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гарекин И. (1999). «Экуменические тенденции в Армянской церкви» . Экуменический обзор . 51 (1): 31–39. дои : 10.1111/j.1758-6623.1999.tb00377.x . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Арам (2010). Святой Нерсес Милостивый и церковное единство: Армяно-греко-церковные отношения (1165-1173) . Армянский Католикосат Киликии. ISBN 978-9953-0-1442-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Стопка, Кшиштоф (2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Ягеллонские исследования по истории. Издательство Ягеллонского университета. ISBN 978-83-233-4190-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фрейзи, Чарльз А. (1976). «Христианская церковь в Киликийской Армении: ее отношения с Римом и Константинополем до 1198 года» . История Церкви . 45 (2): 166–184. дои : 10.2307/3163715 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 3163715 . S2CID 162237549 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ «НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ: Изложение веры Армянской Церкви» . сайт remacle.org . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Видович, Юлия. «Христология Нерсеса Снорали (Милосердного) из его «Изложения веры Армянской церкви» . Саборность 1/2007, С. 14-15 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ ХёрРанднер, Вольфрам; Хинтербербер, Мартин, ред. (2005). ЕЖЕГОДНИК АВСТРИЙСКОЙ ВИЗАНТИНИСТИКИ: ТОМ 55 (на немецком языке). Том 55. Вена: Издательство Австрийской академии наук. дои : 10.1553/joeb55 . ISBN 978-3-7001-3483-1 . Архивировано из оригинала 2 июня 2018 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Страно, Джоаккино (2020). «Отношения Армянской церкви и Греческой церкви в эпоху Комнинов (11-12 вв.)» . Античная и современная филология . 30 (50). дои : 10.1400/286878 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакЭвитт, Кристофер (2008). Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая толерантность . Серия Средневековье. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4050-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Мутафян, Клод (2012). Армения Леванта: 11-14 века (Диссертация). Париж: Художественная литература. ISBN 9782251444253 .
- ^ Минь, Жак-Поль (1864). Полный курс патрулологии, или универсальная библиотека, полная, единообразная, удобная, экономичная: всех отцов СС, врачей и церковных писателей...: греческая серия, в которой отцы, врачи и писатели греческого Явление церкви (на греческом языке). Ж. П. Минь. стр. 113 и далее. Архивировано из оригинала 06 мая 2021 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холтер, Питер (1996). Папство и армяне в раннем и высоком средневековье: от первых контактов до закрепления церковной унии в 1198 году . Исследование истории императоров и пап в средние века. Кельн Веймар Вена: Бёлау. ISBN 978-3-412-15395-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Бернард (1980). Латинская церковь в государствах крестоносцев: светская церковь . Публикация Вариорум. Лондон: Variorum Publ. ISBN 978-0-86078-072-4 .
- ^ Чакмакджян, Акоп А. (1965). Армянская христология и евангелизация ислама: обзор значимости христологии Армянской Апостольской церкви для отношений Армении с ее мусульманским окружением . Архив Брилла. Архивировано из оригинала 17 января 2023 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Дарроз, Жан (1990). «Три документа из греко-армянского спора» . Обзор византийских исследований (на французском языке). 48 (1): 89–153. дои : 10.3406/rebyz.1990.1822 . ISSN 0766-5598 . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Гриво, Жиль (1997). «Восточные меньшинства на Кипре (средневековье и современность)» . Нормандия (на французском языке). Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Армянское церковное право. Книга А - 54) КОНГРЕГАЦИЯ РОМКЛЫ НОМЕР 1179" . digilib.aua.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нерсесян, Сирарпи Дер (1945). Армения и Византийская империя: краткое исследование армянского искусства и цивилизации . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-86323-1 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нерсес Ламбронаци; Томсон, Роберт Уильям (2007). Толкование на откровение святителя Иоанна . Еврейский университет, арменоведение. Левен Париж: Петерс. ISBN 978-90-429-1866-5 .
- ^ "ПОСВЯЩАЕТСЯ 1700-летию КРЕЩЕНИЯ АРМЕНИИ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ (I - V века) СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН 2007 Книга издана по благословению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН ГАРЕГИНА ВТОРОГО Повелением - Книга - стр. 41" . textarchive.ru . Retrieved 2023-08-24 .
- ^ Армяно-византийские отношения после смерти св. Нерсес Шнорали , Редакционная программа, Погос Левон Зекиян, 1969, с. 332–337
- ^ Букосси, Алессандра (2009). «Новые исторические свидетельства датировки Священного Арсенала Андроником Каматеросом» . Ревю византийских этюдов (на французском языке). 67 (1): 111–130. дои : 10.3406/rebyz.2009.4826 . ISSN 0766-5598 . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гейзенберг, август (08.07.2019). Об армяно-византийских отношениях в начале XIII века (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-486-76057-6 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Обзор НЕРСЕСА ИЗ ЛАМБРОНА, Комментарий к Откровению святого Иоанна, Перевод армянского текста, примечания и введение Роберта В. ТОМСОНА (Арменоведение Еврейского университета, 9), Левен, Петерс, 2007, И. Дорффман Лазарев: https ://eprints.soas.ac.uk/10804/1/Nerses_of_Lambron.pdf. Архивировано 6 января 2024 г. в Wayback Machine.