Коррупция в Армении
Политическая коррупция |
---|
![]() |
Формы и концепции |
Борьба с коррупцией |
Коррупция по странам |
Коррупция в Армении в наше время значительно снизилась, но остается постоянной проблемой в стране. Несмотря на это, в борьбе с коррупцией после армянской революции 2018 года был зафиксирован значительный прогресс. Армения является членом Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы и Антикоррупционной сети ОЭСР , и антикоррупционные меры Армении регулярно оцениваются в рамках их механизмов мониторинга. [1]
Прогресс с 2018 года
[ редактировать ]В 2023 году Армения заняла 62-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции (ИВК), набрав 47 баллов по шкале от 0 («высокая коррумпированность») до 100 («очень чистая»). Рейтинг 180 (и низкий балл) означает страну, которая считается высококоррумпированной, а рейтинг 1 (и высокий балл) — страну, которая считается свободной от коррупции. Во всем мире лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший — 11 (180-е место). Таким образом, в ИПЦ 2023 года Армения заняла примерно среднее место. [2] [3] В региональном разрезе самый высокий балл среди стран Восточной Европы и Центральной Азии. [Примечание 1] составил 53, средний балл — 35, а самый низкий балл — 18. [4]
В период с 2018 по 2020 год Армения зафиксировала значительный прогресс в борьбе с коррупцией, подняв свой рейтинг CPI с 35 до 49 и рейтинг со 105-го на 60-е место. [5] [6] Увеличение показателя CPI на 7 пунктов в период с 2019 по 2020 год стало вторым по величине улучшением в мире. [7] В сравнении, проведенном в 2020 году, Армения (занимавшая 60-е место в ИВК 2020 года) воспринималась как менее коррумпированная, чем три соседние страны: Азербайджан (129-е место), Иран (149-е место) и Турция (86-е место). [8] Четвертый сосед Армении, Грузия, заняла 45-е место в индексе потребительских цен 2020 года. [7]
Европейский Союз и Армения ратифицировали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС в марте 2021 года. Соглашение включает положения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, защите прав человека и дальнейшему развитию демократии в стране. [9]
На следующей диаграмме представлен рейтинг Армении в Индексе восприятия коррупции Transparency International; чем выше балл, тем меньше ощущается коррупция. [3]
![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Антикоррупционная стратегия
[ редактировать ]С 22 января 2001 года правительство Армении поставило перед собой цель добиться минимального уровня коррупции в стране путем разработки стратегии борьбы с коррупцией и плана реализации совместно с Руководящим комитетом. Армения уделяет большое внимание борьбе с коррупцией, обеспечивая участие различных НПО , правительственных и неправительственных субъектов и других учреждений в борьбе с коррупцией. [10] Для достижения цели искоренения коррупции правительство сосредоточивает внимание на:
- Создание справедливой системы государственного управления, основанной на верховенстве закона .
- Выявление и расследование актов коррупции и надлежащая ответственность.
- Повышение осведомленности о причинах и негативных причинах коррупции.
- Запрещение злоупотреблений со стороны должностных лиц по отношению к отдельному лицу.
- Применение специальных законов против коррупции. [10]
Программа устанавливает приоритеты в борьбе с коррупцией, которые повышают осведомленность общественности об опасности, которую представляет для общества коррупция и ее последствия; предотвращение коррупции и обеспечение верховенства закона в целях защиты прав и законных интересов граждан. [10]
Более ранние разработки
[ редактировать ]Согласно отчету Transparency International за 2014 год, укоренившаяся коррупция, сильные сети патронажа, отсутствие четкого разделения между частными предприятиями и государственными должностями, а также совпадение между политической и бизнес-элитами в Армении делают реализацию антикоррупционных усилий относительно относительной. неэффективны и подпитывают повсеместную политическую апатию и цинизм со стороны граждан, которые не видят для себя эффективной роли в борьбе с коррупцией. [11]
В 2006 году Программа развития ООН в Армении заявила, что коррупция в Армении является «серьезным вызовом ее развитию». [12] Выборочное и непрозрачное применение налоговых, таможенных и нормативных правил, а также слабое исполнение судебных решений создают возможности для коррупции. Армянская система закупок характеризуется случаями несправедливых тендерных процессов и преференциального режима. Отношения между высокопоставленными правительственными чиновниками и развивающимся частным бизнесом способствуют торговле влиянием. Сообщается, что правительство не смогло профинансировать реализацию антикоррупционной стратегии и не выделило никаких денег и мало средств на борьбу с коррупцией.
Основными антикоррупционными институтами правительства Армении являются Антикоррупционный совет, возглавляемый премьер-министром, и Комиссия по мониторингу антикоррупционной стратегии, созданная в июне 2004 года для усиления реализации антикоррупционной политики. Однако в 2006-2007 годах эти институты практически не функционировали, хотя предполагалось, что они будут встречаться два раза в квартал и месяц соответственно. [13] Более того, Армянский совет по борьбе с коррупцией был обвинен в расточительных расходах и практически не смог провести расследование или привлечь к ответственности высокопоставленных чиновников. [14] [15]
Покойный премьер-министр Андраник Маргарян начал первую постсоветскую кампанию против коррупции в Армении в 2003 году. Однако эта инициатива вызвала широкое осуждение из-за отсутствия результатов. [16] Бывший премьер-министр Тигран Саргсян признал, что коррупция является «проблемой номер один» Армении, которая препятствует всем нашим реформам. [16]
Правительство начало антикоррупционную кампанию, которая сопровождалась изменениями в таможенных правилах, сообщениями о проверках налоговой полицией компаний, принадлежащих проправительственным бизнесменам, и многочисленных громких увольнениях сотрудников налоговой службы, таможенной службы и полиции. Недавнее подавление коррупции вызвало неоднозначную реакцию. [16]
Области
[ редактировать ]Достоверность . утверждений, изложенных в этой статье, оспаривается ( июнь 2020 г. ) |
Горное дело
[ редактировать ]Регулирование горнодобывающей промышленности несет в себе многочисленные коррупционные риски, как показали международные исследования. [17]
Образование
[ редактировать ]Несмотря на успехи властей в сокращении мелкой коррупции/взяточничества в некоторых взаимодействиях между гражданами и правительством, антикоррупционные наблюдатели сообщают, что укоренившаяся коррупция, сильные покровительственные сети, отсутствие четкого разделения между частными предприятиями и государственными должностями, а также дублирование Между политической и бизнес-элитой ограничивается эффективная реализация антикоррупционных усилий. Эти проблемы затрагивают и систему образования. Он считается одним из секторов, наиболее пострадавших от коррупции. Попытки бороться с этой проблемой принесли неоднозначные результаты и часто открывали новые возможности для злоупотреблений вместо того, чтобы закрывать существующие. [18] [19]
Налоговые и таможенные органы
[ редактировать ]В 2007 году экономисты Всемирного банка указали на серьезные проблемы с верховенством закона и широко распространенную коррупцию в Налоговой службе Армении и Таможенной службе Армении . [20]
Незаконное присвоение международных кредитов
[ редактировать ]В марте 2004 года специальная комиссия Национального собрания , расследовавшая использование кредита Всемирного банка в размере 30 миллионов долларов, пришла к выводу, что бесхозяйственность и коррупция среди государственных чиновников и частных фирм стали причиной провала программы модернизации Ереване. разрушенной системы водоснабжения в инфраструктура. [21] Всемирный банк выдал кредит в 1999 году с целью улучшения доступа жителей Еревана к питьевой воде. Правительство обещало обеспечить круглосуточное водоснабжение подавляющего большинства домохозяйств к 2004 году, но по состоянию на 2008 год большинство жителей города продолжают пользоваться проточной водой лишь несколько часов в день. [21]
Veolia Environnement , французский коммунальный гигант, который в 2006 году взял на себя управление убыточной системой водоснабжения и канализации Еревана, заявил, что ей понадобится десятилетие, чтобы положить конец нормированию воды. [21] В августе 2007 года Брюс Таскер, британский инженер из Еревана, принимавший участие в парламентском расследовании в качестве эксперта, публично обвинил не только армянских чиновников и бизнесменов, но и представителей Всемирного банка в Ереване в предполагаемом нецелевом использовании кредита. На пресс-конференции 4 октября 2007 года глава ереванского офиса Всемирного банка Аристомене Варудакис опроверг обвинения, заявив, что Всемирный банк полностью раскрыл всю имеющуюся информацию о проекте парламентской комиссии и что на основе этой информации не было никаких доказательств мошенничества. или неправильное управление проектом. [21]
Незаконное использование выдающегося домена
[ редактировать ]Выдающиеся законы о доменах [22] использовались для насильственного выселения жителей, владельцев бизнеса и землевладельцев из их собственности. Проекты, построенные на этих участках, не представляют государственного интереса, а находятся в частной собственности тех же властей, которые выполнили положение о выдающемся домене. Ярким примером является развитие района Северного проспекта Еревана . Другой связан с реализуемым проектом (по состоянию на ноябрь 2008 г.) строительства торгового центра рядом с ереванским ботаническим садом. Новыми владельцами земли стали бывший мэр Еревана Ерванд Захарян и заместитель мэра Карен Давтян, который в свое время был директором Армянского агентства развития и успешно осуществил выселение жителей Северного проспекта. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Косово, Кыргызстан, Молдова, Черногория, Северная Македония, Россия, Сербия, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Украина, Узбекистан
См. также
[ редактировать ]- Армянская мафия
- Преступность в Армении
- Ассоциация «Европа в праве»
- Группа государств против коррупции
- Международная Антикоррупционная Академия
- Международный день борьбы с коррупцией
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
- Трансперенси Интернешнл
- Конвенция ООН против коррупции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД ОЦЕНКИ Армении» .
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Армения» . Transparency.org . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «ИПЦ 2023 для Восточной Европы и Центральной Азии: автократия и слабая система правосудия, способствующая широкому распространению коррупции» . Transparency.org . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2020 в Армении» . Transparency.org . 28 января 2021 г. Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2018 года в Армении» . Transparency.org . 29 января 2019 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б р/к, Азатутюн (17 марта 2024 г.). «Армения продолжает подниматься в глобальном рейтинге коррупции» . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" (на армянском языке) . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «Армения улучшила рейтинг в Индексе восприятия коррупции 2020» . Общественное радио Армении . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ "EUR-Lex - 52017JC0037 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б с «АНТИКОРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 31 мая 2011 г.
- ^ «Оценка национальной системы добросовестности Армении за 2014 год», проведенная TI . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 г. Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ «Укрепление сотрудничества между Национальной ассамблеей, гражданским обществом и средствами массовой информации в борьбе с коррупцией». Архивировано 2 мая 2006 г. в Wayback Machine , выступление г-жи Консуэло Видаль (КК ООН / РР ПРООН), 6 апреля 2006 г. .
- ^ Отчет о глобальной коррупции за 2008 год. Архивировано 3 сентября 2010 г. в Wayback Machine , Transparency International , глава 7.4, стр. 225.
- ^ Григорян, Марианна (12 августа 2015 г.). «Совет по борьбе с коррупцией Армении обвинен в расточительных расходах» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ «The Guardian: Антикоррупционный совет Армении обвинен в расточительных расходах» . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с "АРМЕНИЯ: СЕРЬЕЗНО ПОДОЙДЕМ К КОРРУПЦИИ?" Архивировано 27 июля 2008 г. в Wayback Machine , EurasiaNet, 11 июля 2008 г.
- ^ eV, Transparency International (5 декабря 2017 г.). «Публикация TI – Борьба с коррупцией при выдаче разрешений на добычу полезных ископаемых» . www.transparency.org . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Укрепление добропорядочности и борьба с коррупцией в образовании: Армения, Фонды «Открытое общество» - Армения и Центр прикладной политики, 2015 г.
- ^ Армения, 3-й раунд мониторинга Стамбульского плана действий, Издательство ОЭСР, 2014 г.
- ↑ Всемирный банк призывает к «реформам второго поколения» в Армении , «Армения Свобода» (RFE/RL), 20 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хроники коррупции: Международные кредиты , Eurasianet.org, 2008.
- ↑ Конституция Республики Армения (27 ноября 2005 г.), Глава 2: Основные права и свободы человека и гражданина, статья 31. Архивировано 27 ноября 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Муниципалитет Еревана выделил участок земли одному из своих сотрудников под видом «выдающегося домена». Архивировано 21 августа 2009 г. на Wayback Machine , Hetq Online, 10 ноября 2008 г.