Коррупция в Малайзии
Политическая коррупция |
---|
![]() |
Формы и концепции |
Борьба с коррупцией |
Коррупция по странам |
Согласно общественному опросу, в Малайзии проведенному Transparency International в 2013 году , большинство опрошенных домохозяйств считают малазийские политические партии крайне коррумпированными. [1] Четверть опрошенных домохозяйств считают усилия правительства по борьбе с коррупцией неэффективными. [1] Коррупция в Малайзии обычно связана с политическими связями, которые по-прежнему играют важную роль в результатах государственных тендеров. [2]
за 2013–2014 годы » Всемирного экономического форума, Руководители предприятий, опрошенные в рамках «Отчета о глобальной конкурентоспособности показывают, что неэтичное поведение компаний представляет собой недостаток для ведения бизнеса в Малайзии. [3] политика предоставления крупных инфраструктурных проектов избранным компаниям Bumiputera без открытого тендера. Государственные контракты иногда присуждаются компаниям с хорошими связями, и продолжает существовать [4]
В феврале 2016 года Малайзия появилась в журнале Time с сомнительной честью войти в список пяти стран, коррупционные скандалы которых освещаются. Журнал сосредоточил внимание на скандале с 1Malaysia Development Berhad (1MDB) и премьер-министра Наджиба Разака . коррупции [5]
28 июля 2020 года Высокий суд Малайзии признал Наджиба виновным по семи пунктам обвинения в , отмывании денег и преступном злоупотреблении доверием злоупотреблении властью в связи со скандалом с 1MDB. Его приговорили к 12 годам тюремного заключения и штрафу в 210 миллионов ринггитов. [6]
Индекс восприятия коррупции
[ редактировать ]Transparency International за 2023 год Индекс восприятия коррупции , в котором 180 стран были оценены по шкале от 0 («высокая степень коррумпированности») до 100 («очень чистая»), дал Малайзии 50 баллов. По шкале Малайзия заняла 57-е место среди стран мира. 180 стран в Индексе, где страна занимает первое место, считаются наиболее честным государственным сектором. [7] Для сравнения с мировыми показателями лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший — 11 (180-е место). [8] Для сравнения с региональными показателями самый высокий балл среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. [Примечание 1] составил 85, средний балл — 45, а самый низкий балл — 17. [9] К началу 2022 года рейтинг Малайзии ежегодно падал с максимума в 53 балла в 2018 году. [10] но в начале 2024 года Transparency International похвалила Малайзию и ее новый улучшенный балл (50) в контексте Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), написав: «Среди стран АСЕАН Малайзия (50) остается выше среднего по региону с сильными выборами. наряду с антикоррупционной комиссией, которая за последнее десятилетие расследовала громкие дела». [9]
Списки Transparency International [ нужна ссылка ] Ключевые проблемы коррупции в Малайзии:
- Финансирование политических партий и кампаний: Пожертвования (например: 700 миллионов долларов США) от корпораций и частных лиц политическим партиям и кандидатам в Малайзии не ограничены. Политические партии также по закону не обязаны отчитываться о том, какие средства расходуются во время избирательных кампаний. Отчасти из-за такого политического ландшафта правящая партия Малайзии на протяжении более 55 лет располагает средствами, совершенно непропорциональными средствам других партий. Это несправедливо влияет на кампании на выборах на федеральном уровне и в штатах и может подорвать общее функционирование демократической политической системы.
- «Вращающаяся дверь»: в Малайзии люди регулярно переключаются между работой как в частном, так и в государственном секторах. Такие обстоятельства, известные как «вращающаяся дверь», делают невозможным активное участие государства в экономике и государственно-частных отношениях. Риск коррупции высок, а регулирование взаимодействия между государственным и частным секторами становится затруднительным, что также позволяет безнаказанно иметь место коррупции. Еще одним фактором, подчеркивающим степень двусмысленности между государственным сектором и частной корпоративной собственностью, является то, что Малайзия также является редким примером страны, где политические партии не ограничены во владении корпоративными предприятиями.
- Доступ к информации. По состоянию на апрель 2013 года в Малайзии не существует федерального закона о свободе информации. Хотя Селангор и Пенанг — единственные штаты Малайзии из тринадцати, принявшие закон о свободе информации, это законодательство по-прежнему страдает от ограничений. Если будет разработан федеральный закон о свободе информации, он будет противоречить Закону о государственной тайне, согласно которому любой документ может быть официально классифицирован как секретный, что освобождает его от публичного доступа и судебного контроля. Дополнительные законы, такие как Закон о печатных станках и публикациях, Закон о подстрекательстве к мятежу 1949 года (впоследствии замененный Законом о национальной гармонии) и Закон о внутренней безопасности 1969 года, также запрещают распространение официальной информации, а правонарушителям грозит штраф или тюремное заключение. [11] Малайзия страдает от корпоративного мошенничества в форме кражи интеллектуальной собственности . [12] Широко распространено контрафактное производство ряда товаров, включая ИТ-продукты, автомобильные детали и т. д. [12]
В 2013 году Малайзия была названа в опросе Ernst and Young одной из самых коррумпированных стран региона по мнению лидеров иностранного бизнеса, наряду с соседними странами и Китаем. В опросе задавался вопрос, вероятна ли вероятность того, что каждая страна будет использовать более короткие пути для достижения экономических целей. [13]
Виды коррупции
[ редактировать ]Коррупция в иммиграционной службе
[ редактировать ]Несмотря на периодические действия правительства по борьбе с мелкой коррупцией в Департаменте иммиграции, взяточничество и мошенническая выдача виз остаются давней проблемой, особенно среди сотрудников иммиграционной службы в терминалах KLIA и KLIA2 международного аэропорта Куала-Лумпур. [14] [15] [16] В 2016 году Малайзийская комиссия по борьбе с коррупцией (MACC) раскрыла в Селангоре схему, в рамках которой сотрудники иммиграционной службы взимали с путешественников сборы за подачу заявления на получение паспорта, а затем представляли поддельные документы, объявляющие их инвалидами, в результате чего сборы были освобождены от уплаты сборов на сумму более 1 миллиона малайзийских ринггитов. время, когда схема была раскрыта. [17] В заявлении для малайзийской прессы в декабре 2016 года заместитель премьер-министра Ахмад Захид Хамиди подсчитал, что более половины из 1500 сотрудников иммиграционной службы, работающих в терминалах KLIA и KLIA2, участвовали в ряде коррупционных действий, включая мошенническую выдачу виз, фальсификацию Данные Департамента иммиграции и сговор с агентами по торговле людьми. [15]
Органы по борьбе с коррупцией
[ редактировать ]
Малазийская комиссия по борьбе с коррупцией (MACC) — правительственное учреждение Малайзии , которое расследует и преследует коррупцию в государственном и частном секторах. Гонконга MACC был создан по образцу ведущих антикоррупционных агентств, таких как Независимая комиссия по борьбе с коррупцией и Нового Южного Уэльса Независимая комиссия по борьбе с коррупцией в Австралии. [18]
В настоящее время MACC возглавляет главный комиссар Азам Баки . Он был назначен на замену бывшего главного комиссара Латифы Койи, назначенного правительством Пакатана Харапана (PH) после того, как в марте 2020 года к власти пришло новое правительство Перикатана Насионала (PN). [ нужна ссылка ] Ранее его возглавлял главный комиссар Датук Дзулкифли Ахмад. Он был назначен 1 августа 2016 года вместо бывшего главного комиссара Тан Шри Абу Кассима Мохамеда. [19] [20] Аналогичным образом, агентство в настоящее время находится в ведении департамента премьер-министра. [18]
В течение своего срока Пакатан Харапан скандальную фигуру Латифу Койю , бывшего члена правящей коалиционной партии « Партия народной справедливости» назначил главой агентства по борьбе с коррупцией . Она была назначена вскоре после ее выхода из партии. [21]
3 июля 2018 года бывший премьер-министр Наджиб Разак был арестован Малайзийской антикоррупционной комиссией (MACC) в ходе расследования того, как предположительно 42 миллиона ринггитов (10,6 миллиона долларов США) перешли от SRC International , дочерней компании 1MDB, на банковский счет Наджиба. Полиция конфисковала 1400 ожерелий, 567 сумок, 423 часа, 2200 колец, 1600 брошей и 14 диадем на сумму 273 миллиона долларов. [22] 28 июля 2020 года Высокий суд признал Наджиба виновным по всем семи пунктам обвинения в злоупотреблении властью , отмывании денег и преступном злоупотреблении доверием , став первым премьер-министром Малайзии, осужденным за коррупцию. [23] [24] [25] и был приговорен к 12 годам тюремного заключения и штрафу в 210 миллионов ринггитов. [26] [27]
Конкретные случаи
[ редактировать ]Скандал с поддельным халяльным мясом
[ редактировать ]Коррупционный скандал, связанный с продажей поддельного халяльного мяса в Малайзии в течение 40 лет, раскрыт в декабре 2020 года. Мясной картель контрабандой ввозил мясо из несертифицированных источников, таких как Бразилия, Боливия, Канада, Китай, Колумбия, Мексика, Испания и Украина. Контрабандным путем ввозилось мясо лошадей, кенгуру и даже свинина, которые смешивались и продавались как сертифицированная говядина «Халяль».
Скандал в панэлектрической промышленности
[ редактировать ]Pan-Electric Industries была сингапурской компанией, которая специализировалась на спасательных работах на море и имела 71 дочернюю компанию, включая гостиничные и имущественные интересы, с рыночной капитализацией долларов 230 миллионов сингапурских . [28] [29] Компания обанкротилась в 1985 году из-за неурегулированных форвардных контрактов , что вынудило фондовые биржи Сингапура и Малайзии закрыться на три дня. [30] На момент закрытия компания имела общий долг в размере 480 миллионов сингапурских долларов, а все ее акции, принадлежавшие 5500 акционерам, в одночасье оказались бесполезными. По состоянию на 2000 год это остается крупнейшим корпоративным крахом в истории Сингапура и единственным случаем, когда Сингапурской фондовой бирже (SES) пришлось закрыться. [28] малазийская фондовая биржа Куала-Лумпура также была вынуждена закрыться на три дня. В результате [31]
Скандал с кооперативом по приему вкладов
[ редактировать ]После краха ключевые люди в компании, такие как Питер Там , Тан Кок Лян и Тан Кун Свон , были привлечены к ответственности и приговорены к различным тюремным срокам. Крах компании подорвал доверие общественности к SES, что привело к падению цен на акции. [ нужна ссылка ] Новые законы о ценных бумагах были приняты в марте 1986 года, чтобы гарантировать, что биржевые брокерские фирмы могут защитить себя от кредитных рисков. [28] [32]
Депозитные кооперативы (ДКК) 1986 года вызвали настоящий скандал.
За год до того, как разразился скандал, Ассоциация потребителей Пенанга (CAP) уже обратилась в JPK с письмом, чтобы узнать, какой контроль осуществляется над кооперативами и какая защита предоставляется вкладчикам в случае, если кооператив столкнется с финансовыми проблемами или «набегом». Расследования CAP показали, что злоупотребления в кооперативах включали использование директорами средств кооперативов для покупки земли, которой они владели или контролировали, по цене выше рыночной. Директора также заставляли кооперативы покупать принадлежащие им акции частных компаний по цене выше рыночной. Кооперативы также предоставляли крупные необеспеченные кредиты директорам, их родственникам или компаниям.
29 июля 1986 года CAP направила меморандум «Необходимость усиления контроля над кооперативами» в Банк Негара Малайзия (БНМ), Министерство финансов, Джабатан Пембангунан Копераси (ДПК) и Министерство национального и сельского развития. В меморандуме указывалось, что, если в Закон о кооперативных обществах 1948 года не будут внесены поправки и деятельность кооперативов не будет строго регулироваться, вкладчики могут потерять миллиарды.
Однако это раннее предупреждение не было услышано, и скандал разразился.
Фиаско DTC, произошедшее в следующем месяце, затронуло 24 кооператива, 522 000 вкладчиков и депозиты на сумму около 1,5 миллиарда ринггитов.
Это было вызвано тем, что Копераси Белиа Берсату Берхад (КОСАТУ) приостановила выплаты вкладчикам, которые хотели забрать свои сбережения в июле 1986 года. Основное положение (защита вкладчиков) 1986 года, обнародованное 20 июля 1986 года, позволило БНМ заморозить активы КОСАТУ и его ключевое руководство, а также расследовать дела кооперативов. Другие вкладчики заволновались, и это привело к изъятию вкладов из других DTC. 8 августа 1986 г. была приостановлена деятельность еще 23 кооперативов. Затем было назначено семнадцать аудиторских фирм для оказания помощи BNM в расследованиях и подготовке Белой книги.
В Белой книге по DTC указано, что к ноябрю 1986 года 24 DTC в совокупности потеряли около 673 миллионов ринггитов из-за бесхозяйственности или мошенничества. В Белой книге показано, что значительное количество кооперативов пострадало от плохого управления либо из-за отсутствия опыта или профессионализма, либо из-за неразумного, а в некоторых случаях и коррумпированного руководства.
Это приводит к грубому нерациональному использованию средств, например, к чрезмерным инвестициям в землю и недвижимость, при этом почти одна пятая часть активов приходится на проекты жилищного строительства и основные средства, некоторые из которых были куплены в разгар рынка недвижимости.
Также наблюдалась чрезмерная приверженность убыточным или не приносящим доход дочерним и связанным компаниям: до 42% совокупных активов было передано в кредиты или капитальные вложения в такие компании. Кооперативы также пострадали от спекулятивных инвестиций в акции.
В некоторых кооперативах случаи мошеннической деятельности и конфликта интересов привели к неосмотрительному кредитованию средств, в том числе директорам и другим заинтересованным сторонам.
Многие кооперативы не имели полномочий по заимствованию или превышали их. Некоторые из них инвестировали в активы или проекты без одобрения JPK или даже вопреки одобрению JPK.
В 1986 году пять директоров трех DTC были обвинены в суде, а в 1987 году обвинения были предъявлены еще 17 директорам еще пяти DTC.
Возврат средств вкладчикам 24 DTC стал возможен благодаря трем типам схем спасения. Эти схемы спасения предусматривали полное возмещение ринггита за ринггит наличными или сочетанием денежных средств и акций.
Спасение включало льготные кредиты и коммерческие кредиты на сумму 600 миллионов ринггитов от банка Negara Malaysia. BNM также заплатило 15,6 миллиона ринггитов за профессиональные гонорары, понесенные в ходе расследования и спасательных операций.
В 1988 году были исследованы еще семь больных DTC. Три действовали в Сабахе и четыре на полуострове Малайзия. Одной из четырех компаний на полуострове была Федерация жилищных кооперативов Ltd, в которой Кооперативный центральный банк владел 78% акций. [33] [34]
Скандал с 1MDB
[ редактировать ]Скандал с 1Malaysia Development Berhad (скандал 1MDB) был назван «одним из величайших финансовых скандалов в мире». [35] [36] и объявлено Министерством юстиции США «крупнейшим делом клептократии на сегодняшний день» в 2016 году. [37]
В 2015 году тогдашний премьер-министр Малайзии Наджиб Разак был обвинен в перенаправлении более 2,67 миллиарда ринггитов (примерно 700 миллионов долларов США) из 1Malaysia Development Berhad (1MDB), государственной компании стратегического развития (возглавляемой Лоу Тэк Джо ), в свою личные банковские счета. [38] Снятие обвинений по этому поводу вызвало широкое возмущение среди малазийцев. [39] многие призывали к отставке Наджиба Разака, в том числе Махатхир Мохамад , [40] один из предшественников Наджиба, который позже победил Наджиба на всеобщих выборах 2018 года и вернулся к власти.
Анвар Ибрагим , политический лидер оппозиции Наджибу, открыто поставил под сомнение полномочия 1MDB еще в 2010 году. Он сообщил парламенту, что, согласно записям Комиссии по компаниям , компания «не имеет юридического адреса и назначенного аудитора ». [41] Согласно публичной отчетности, к 2015 году долг 1MDB составлял почти 42 миллиарда ринггитов (11,73 миллиарда долларов США). [42] Часть этого долга возникла в результате выпуска гарантированных государством облигаций на сумму 3 миллиарда долларов в 2013 году, проведенного американским инвестиционным банком Goldman Sachs , который, как сообщалось, получил комиссионные в размере до 300 миллионов долларов за сделку, хотя банк оспаривает эту цифру. [43] Тем не менее, Goldman Sachs было предъявлено обвинение по делу о взяточничестве за рубежом, и он согласился выплатить более 2,9 миллиарда долларов в рамках мирового соглашения с Министерством юстиции США (DOJ). [44] Малайзии Конференция правителей призвала к немедленному расследованию скандала, заявив, что он вызвал кризис доверия в Малайзии. [45] [46]
После выборов 2018 года новоизбранный премьер-министр Махатхир Мохамад возобновил расследование скандала с 1MDB. [47] Иммиграционный департамент Малайзии запретил Наджибу [48] и еще 11 [49] из страны, а полиция конфисковала более 500 сумок и 12 000 ювелирных изделий на сумму 270 миллионов долларов США из собственности, связанной с Наджибом. [50] Наджибу было предъявлено обвинение в преступном злоупотреблении доверием , отмывании денег и злоупотреблении властью , а Лоу Таеку Джо (обычно называемому Джо Лоу) было предъявлено обвинение в отмывании денег. Министерство юстиции США провело собственное расследование в отношении 1MDB, утверждая, что более 4,5 миллиардов долларов США были выведены из 1MDB Джо Лоу и другими заговорщиками, включая чиновников из Малайзии, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. [51] Впоследствии Наджиб был признан виновным по семи обвинениям, связанным с SRC International, фиктивной корпорацией, связанной с 1MDB, и приговорен к двенадцати годам тюремного заключения. [52]
В сентябре 2020 года предполагаемая сумма, украденная у 1MDB, оценивалась в 4,5 миллиарда долларов США, а в отчете правительства Малайзии непогашенная задолженность 1MBD указана в 7,8 миллиарда долларов США. [53] Правительство взяло на себя долги 1MDB, включая 30-летние облигации со сроком погашения в 2039 году. [54]
По состоянию на 5 августа 2021 года в рамках продолжающихся усилий по борьбе с глобальной клептократией Министерство юстиции США вернуло в общей сложности 1,2 миллиарда долларов США из средств 1MDB, незаконно присвоенных в пределах юрисдикции США. народу Малайзии [55] присоединение к списку нескольких стран, которые начали восстановление или уже репатриировали меньшие возвращенные суммы. [56]
См. также
[ редактировать ]- 1. Скандал с Берхадом в Малайзии
- Споры о Наджибе Разаке
- Преступность в Малайзии
- Международная Антикоррупционная Академия
- Группа государств против коррупции
- Международный день борьбы с коррупцией
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству
- Конвенция ООН против коррупции
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
- Трансперенси Интернешнл
Примечания
[ редактировать ]- ^ Афганистан, Австралия, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Китай, Фиджи, Гонконг, Индия, Индонезия, Япония, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Мьянма, Непал, Новая Зеландия, Северная Корея, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Соломоновы Острова, Южная Корея, Шри-Ланка, Тайвань, Таиланд, Тимор-Лешти, Вануату и Вьетнам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Глобальный барометр коррупции 2013» . Трансперенси Интернешнл. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ «Отчет о коррупции в Малайзии» .
- ^ «Отчет о глобальной конкурентоспособности 2013-2014» . Всемирный экономический форум . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль страны Малайзии» . Деловой антикоррупционный портал. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ «Мсия в списке коррупционных скандалов по версии журнала Time» . Малайзикини . 18 марта 2016 г.
- ^ Рашид, Хидир Редуан Абдул (28 июля 2020 г.). «Наджиб приговорен к 12 годам лишения свободы одновременно и штрафу в размере 210 миллионов ринггитов» . Малайзикини .
- ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . 20 декабря 2021 г. Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Малайзия» . Transparency.org . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ИПЦ 2023 для Азиатско-Тихоокеанского региона: региональная стагнация, отмеченная неадекватным выполнением обязательств по борьбе с коррупцией» . Transparency.org . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Привет, Вина Бабулала и Фаустина (25 января 2022 г.). «Малайзия опустилась на пять позиций до 62 в рейтинге коррупции TI-M | New Straits Times» . НСТ Онлайн . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Дэррил С.Л. Джарвис (2003). Международный бизнес-риск: справочник для Азиатско-Тихоокеанского региона . Издательство Кембриджского университета. п. 219. ИСБН 0-521-82194-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэррил С.Л. Джарвис (2003). Международный бизнес-риск: справочник для Азиатско-Тихоокеанского региона . Издательство Кембриджского университета. п. 220. ИСБН 0-521-82194-0 .
- ^ «Малайзия одна из самых коррумпированных стран, как показывает опрос – Malaysian Insider» . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Редакция Рейтер. «Малайзия борется с коррупцией в иммиграционной сфере» . НАС . Проверено 11 июля 2018 г.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б «Более половины сотрудников иммиграционной службы Малайзии оказались коррумпированными и напрямую сотрудничают с торговцами людьми – освещение» . thecoverage.my . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Стол, Звезда (8 августа 2017 г.). «Иммиграционный департамент Малайзии подписывает обязательство бороться с коррупцией» . Сеть новостей Азии . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «MACC: Мошенничество с паспортами сотрудников иммиграционной службы на 1 миллион ринггитов может быть верхушкой айсберга | Malay Mail» . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правительственный справочник: Департамент премьер-министра» . Канцелярия премьер-министра Малайзии. 8 июля 2011 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Кто такой Датук Дзулкифли Ахмад, новый главный комиссар MACC» . www.astroawani.com (на малайском языке). 30 июля 2016 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Кетуа Песурухая СПРМ» . СПРМ (на малайском языке). Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Репортеры, FMT (4 июня 2019 г.). «Адвокат Латифа Койя назначена главой MACC» . Свободная Малайзия сегодня . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Объяснение скандала 1MDB: история о пропавших миллиардах Малайзии. Опубликовано The Guardian 25 октября 2018 г.
- ^ «Бывший премьер-министр Малайзии Наджиб Разак признан виновным по всем семи пунктам обвинения в суде 1MDB» . Канал новостей Азия . 28 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Наджиб одновременно приговорен к 12 годам тюремного заключения и штрафу в размере 210 миллионов ринггитов (обновления в реальном времени)» . Звезда .
- ^ «Наджиб Разак: бывший премьер-министр Малайзии виновен по всем пунктам обвинения в коррупции» . Новости Би-би-си . 28 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Бывший премьер-министр Малайзии Наджиб приговорен к 12 годам тюрьмы по делу о взяточничестве, связанном с 1MDB» . «Стрейтс Таймс» . 28 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Бывший премьер-министр Малайзии Наджиб Разак приговорен к 12 годам тюремного заключения после обвинительного приговора по делу 1MDB» . Канал NewsAsia . 28 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Совет национального наследия (Сингапур) (2006 г.). «Пан-Эльский кризис». В Томми ТБ Кох ; и др. (ред.). Сингапур: Энциклопедия . Сингапур: Издания Дидье Милле. п. 402. ИСБН 981-4155-63-2 .
- ↑ Ликвидация Pan-Electric , The New York Times , 7 февраля 1986 г.
- ^ «Остановка торговли вызывает кризис в Сингапуре». Глобус и почта . 3 декабря 1985 г. с. Б15.
- ^ Ахмад, Закария Хаджи (1986). «Малайзия в 1985 году: начало саг». Азиатский опрос . 26 (2). Издательство Калифорнийского университета : 150–7. дои : 10.2307/2644450 . ISSN 1533-838X . JSTOR 2644450 .
- ^ «Пан-Эл - крупнейший корпоративный крах на сегодняшний день». «Стрейтс Таймс» . 17 сентября 2000 г.
- ^ «История кооперативных скандалов» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2018 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Сага о Кун Сване: откроется ли правда? | Свободная Малайзия сегодня» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «1MDB: Плейбои, премьер-министры и тусовщики вокруг глобального финансового скандала. Это один из величайших финансовых скандалов в мире» . Би-би-си . 9 августа 2019 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Лауреат премии Shorenstein в области журналистики Том Райт рассказывает историю глобального финансового скандала» . Институт международных исследований Фримена Спогли Стэнфордского университета . 6 ноября 2020 г. Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Международная коррупция: США стремятся вернуть 1 миллиард долларов по крупнейшему на сегодняшний день делу о клептократии» . Федеральное бюро расследований . 20 июня 2016 г. Проверено 24 августа 2021 г. .
- ^ «Малазийская оперативная группа расследует обвинения в выплате Наджибу 700 миллионов долларов» . Хранитель . 6 июля 2015 года . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Снятие обвинений в коррупции с премьер-министра Малайзии вызывает презрение» . Время . 27 января 2016 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир призывает отстранить премьер-министра Наджиба Разака» . Новости Би-би-си . 30 августа 2015 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Правительство «играет» на непроверенную 1MDB» . Малайзикини . 18 октября 2010 г.
- ^ «1MDB предстоит новое испытание по выплате долга» . Свободная Малайзия сегодня . 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2015 г.
- ^ «Джо говорит, что это не так: малазийский магнат отрицает свою причастность к «ограблению века» 1MDB » . Журнал Евромани . Апрель 2015.
- ^ «Goldman Sachs обвинен по делу о взяточничестве за рубежом и согласен выплатить более 2,9 миллиарда долларов» . Министерство юстиции США . 22 октября 2020 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Королевские правители Малайзии призывают к скорейшему завершению расследования 1MDB» . «Стрейтс Таймс» . 6 октября 2015 г. Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Королевские правители сожалеют о «кризисе доверия» в Малайзии » . Аль Джазира . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Махатхир выбирает Лима министром финансов и возвращает Зети в Совет» . Bloomberg.com . 12 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Бывшему премьер-министру Малайзии Наджибу Разаку запретили выезд из страны» . Новости Би-би-си . 12 мая 2018 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «12 человек в черном списке Малайзии для туристов из-за расследования 1MDB» . «Стрейтс Таймс» . 18 мая 2018 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Изъятые сумки бывшей первой леди Малайзии Росмы Мансор повреждены, и правительство должно заплатить, - сообщает адвокат в суде» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 10 июня 2020 г. Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «Министерство юстиции США заявляет, что проводит расследование, связанное с малайзийским 1MDB» . Звезда . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Сингх, Шаранджит; Хайрулриджал, Хайра Н. Карим и Рахмат (28 июля 2020 г.). «Наджиб приговорен к 12 годам тюремного заключения и штрафу в 210 миллионов ринггитов | New Straits Times» . НСТ Онлайн . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Государственный фонд Малайзии 1MDB все еще имеет долг в размере 7,8 миллиардов долларов – отчет правительства» . Рейтер . 6 ноября 2020 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Как накапливается долг «неплатежеспособного» 1MDB и кто с этим обременен» . Новости Блумберга . 6 ноября 2020 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «На данный момент в Малайзию репатриировано более 1,6 миллиарда долларов незаконно присвоенных средств 1MDB» . Стрейтс Таймс . 6 августа 2021 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Сингапур вернет Малайзии 11 миллионов долларов в виде фондов, связанных с 1MDB» . Рейтер . 10 сентября 2018 года . Проверено 7 августа 2021 г.