Коррупция в Грузии
Политическая коррупция |
---|
Формы и концепции |
Борьба с коррупцией |
Коррупция по странам |
Коррупция в Грузии была проблемой в постсоветские десятилетия . до Революции роз По данным журнала Foreign Policy , 2003 года Грузия была одной из самых коррумпированных стран Евразии. [ 1 ] Однако после революции уровень коррупции резко снизился. В 2010 году организация Transparency International (TI) заявила, что Грузия является «лучшим борцом с коррупцией в мире». [ 2 ] Хотя коррупция на низком уровне ранее была в значительной степени ликвидирована, Transparency International Georgia с 2020 года также задокументировала десятки случаев коррупции на высоком уровне, которые еще предстоит привлечь к ответственности. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
В январе 2012 года Всемирный банк назвал Грузию «уникальным успехом» мира в борьбе с коррупцией. Филипп Ле Уэру заявил, что «опыт Грузии показывает, что порочный круг повсеместной коррупции можно разорвать и с помощью соответствующих и решительных реформ превратить в благотворный цикл». [ 6 ] Грузия является «единственным постсоветским государством за последнее десятилетие, добившимся прорыва» в борьбе с коррупцией По данным журнала Foreign Policy, . [ 1 ]
Группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией в своем четвертом раунде оценки отметила, что Грузия в значительной степени преуспела в искоренении мелкой коррупции, однако также утверждается, что за последние годы коррупция в Грузии изменила свою форму. Например, возникла «клиентелистская система», при которой руководство страны «распределяет ресурсы, чтобы обеспечить лояльность и поддержку, необходимые для того, чтобы оставаться у власти». [ 7 ] [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Еще в 2003 году, по данным Всемирного банка, коррупция была повседневной частью грузинской жизни, а граждане считали взяточничество обычным явлением. [ 6 ] Ситуация изменилась с Революцией роз 2003 года , в результате которой был свергнут президент Шеварднадзе и которую многие считают реакцией на коррупцию и плохое управление при Шеварднадзе. [ 9 ] После того как Михаил Саакашвили получил 96% голосов на выборах 2004 года, он провел радикальные антикоррупционные реформы. В том числе увольнение всего персонала Министерства образования. [ 1 ] Грузия переняла антикоррупционные механизмы стран, добившихся успешных усилий по борьбе с коррупцией, таких как усилия Италии по борьбе с мафией и обучение немецкой полиции. [ 2 ] В рамках послереволюционных усилий по борьбе с коррупцией для общественности транслировались фильмы, показывающие аресты высокопоставленных государственных чиновников по обвинениям в коррупции, чтобы прояснить серьезность усилий. [ 2 ]
По данным « Глобального барометра коррупции» компании TI, в 2004 году рейтинг восприятия коррупции в Грузии улучшился более резко, чем в любой другой стране . В том же году 60% респондентов ожидали, что уровень коррупции снизится в течение следующих трех лет. Однако в 2005 году эта цифра упала до 38%. [ 9 ] Политика «нулевой толерантности» правительства кардинально изменила ситуацию, в результате чего страна оказалась в одном ряду с наиболее развитыми европейскими странами по всем показателям управления. [ 6 ] Страна регулярно добилась впечатляющих результатов по различным показателям управления. [ 9 ]
Усилия правительства Саакашвили практически искоренили мелкую коррупцию в государственном секторе, особенно в полицейском управлении, управлении по сбору налогов, таможенном бюро, государственных службах и секторе образования. [ 9 ] Однако некоторые критики оспаривают утверждение об исчезновении коррупции, утверждая вместо этого, что произошел переход от «безудержного мелкого взяточничества к более клиентелистским формам коррупции». [ 9 ] Действительно, по данным некоторых источников, многие формы коррупции по-прежнему распространены в Грузии. Например, исполнительная власть в сочетании со слабой судебной системой и средствами массовой информации делает возможным злоупотребление властью на всех уровнях власти и позволяет высшим должностным лицам действовать практически безнаказанно. [ 9 ]
Более того, хотя в Оценке национальной системы добропорядочности, проведенной Transparency International в Грузии в 2011 году, реформы, проведенные после 2004 года, отметили, что они сделали исполнительную власть и правоохранительные органы более сильными и эффективными, а также усилили борьбу с мелким взяточничеством и некоторыми другими видами коррупции, TI Georgia отметила, что что некоторые исполнительные органы были недостаточно подотчетны и прозрачны, что средства массовой информации не выделили достаточно ресурсов на расследование коррупции и что в антикоррупционной политике страны 2010 года не было последовательной основы, основанной на тщательном анализе проблем. TI Georgia также обвинила Совет по борьбе с коррупцией, созданный в 2008 году, в плохом мониторинге и оценке реализации плана. [ 9 ]
В 2013 году Всемирный банк назвал теневую экономику Грузии крупнейшей в мире по масштабам официальной экономической деятельности страны. [ 9 ]
за 2023 год, составленном Transparency International В Индексе восприятия коррупции , который оценивает 180 стран по шкале от 0 («высокая коррумпированность») до 100 («очень чистая»), Грузия набрала 53 балла. По рейтингу Грузия заняла 49-е место среди 180 стран в Индексе, где страна, занявшая первое место, считается страной с самым честным государственным сектором. [ 10 ] Для сравнения с мировыми показателями лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший — 11 (180-е место). [ 11 ] Для сравнения с региональными показателями самый высокий балл среди стран Восточной Европы и Центральной Азии. [ Примечание 1 ] было 53, Грузия, за ней следовала Армения с результатом 47. Средний балл по региону составил 35, а самый низкий балл — 18. [ 12 ]
Правительство
[ редактировать ]Благодаря усилению правоприменения, с тех пор, как Саакашвили стал президентом, практически исчезло взяточничество на низшем уровне на государственной службе. [ 13 ] Конечно, некоторые государственные фонды, например, президентские, продолжают работать с недостаточной подотчетностью. [ 9 ] Премии выплачиваются государственными органами на произвольной основе. [ 9 ] В отчете за 2011 год указано, что политические лидеры использовали государственные ресурсы для поддержания власти своей партии в политической системе. [ 9 ] Кроме того, сохраняются сильные сети покровительства, и государственные чиновники часто совмещают свою должность с частным предпринимательством. [ 9 ]
Transparency International считает, что влияние правительства на регулирующие органы открывает возможности для коррупции. Национальной комиссии по коммуникациям было предъявлено обвинение в избирательном обеспечении соблюдения правил, например, в выдаче и отказе в выдаче лицензий на вещание, и она не применяла это правило в отношении государственных органов, имеющих лицензии на вещание, или государственных органов, спонсирующих средства массовой информации. [ 9 ]
Кроме того, надзор за государственным бюджетом является слабым, и по состоянию на 2011 год Министерство обороны, Министерство внутренних дел и другие государственные органы еще не ввели внутренний аудит. [ 9 ] TI Georgia раскритиковала Министерство внутренних дел за чрезмерную слежку за частными электронными коммуникациями и за незаконное размещение своих сотрудников в независимых правительственных учреждениях. [ 9 ]
Законодательная и судебная власть, а также средства массовой информации и гражданское общество слабы по сравнению с исполнительной властью. [ 9 ] Прозрачность и подотчетность в местных органах власти Грузии слабее, чем в национальном правительстве. Члены городского совета, не получающие зарплату, освобождаются от правил добросовестности, которые применяются к национальным должностным лицам. [ 9 ]
Государственные закупки
[ редактировать ]В секторе государственных закупок коррупция незначительна. [ 13 ] Несмотря на высокую прозрачность системы закупок, некоторые исключения и лазейки делают возможным заключение государственных контрактов без торгов. Действительно, по состоянию на 2012 год 45% государственных контрактов были заключены без проведения торгов. [ 9 ]
Более того, лицензии в некоторых секторах выдавались на далеко не полностью конкурентных и прозрачных условиях. Одним из таких секторов является горнодобывающая промышленность. Другое дело — СМИ. Например, когда на аукционе продавались права управления телебашней в Тбилиси , победитель аукциона, не имевший никакого опыта в сфере телекоммуникаций, был выбран заранее. Также фирмы, связанные с бывшим министром обороны, получили эксклюзивные права на наружную рекламу в столице и лицензию на проведение национальной лотереи. Кроме того, некоторые государственные активы были проданы без проведения конкурсных торгов, иногда по цене ниже рыночной. Аналогичным образом, в 2011 году мэрия Тбилиси передала права управления общественным парком фирме, принадлежащей члену городского совета. [ 9 ]
Налогообложение
[ редактировать ]В налоговой системе относительно мало коррупции. Лишь в редких случаях компании просят дать взятки или дополнительные выплаты в связи с налогами. [ 13 ] Однако налоговые чиновники подвергаются определенному вмешательству со стороны исполнительной власти. Например, известно, что сторонники оппозиционных партий подвергаются преследованиям со стороны налоговой полиции. [ 13 ]
Таможня
[ редактировать ]Коррупция в таможенной службе встречается редко. В отчете за 2014 год отмечалось, что Грузия сократила количество таможенных пунктов и упростила процедуры оформления, так что импорт и экспорт требуют меньше документов и меньших затрат, чем где-либо еще в регионе. [ 13 ]
Взяточничество
[ редактировать ]До 2003 года практически любая государственная сделка требовала определенной суммы взятки. Сообщается, что почти все бюрократы и чиновники злоупотребляют своей властью ради личной выгоды. [ 1 ] В 2013 году процент респондентов Глобального исследования коррупции, заявивших, что они получали взятку за предоставление государственных услуг, составил всего 4%. [ 9 ]
В 2011 году два бизнесмена из Израиля , Рон Фукс и Зеэв Френкиель, были заключены в тюрьму за предложение взятки премьер-министру, но позже в том же году были помилованы, предположительно по гуманитарным соображениям. В тот же день, когда было обнародовано помилование, Министерство юстиции объявило о мировом соглашении со своей фирмой Tramex, которое включало сокращение арбитражного решения против Грузии на 73 миллиона долларов. Время было сочтено подозрительным, но правительство настаивало, что это было чистое совпадение. [ 2 ]
Выборы
[ редактировать ]Эксперты говорят, что правительство оказывает «неправомерное влияние» на электорат, а государственные чиновники неправомерно используют официальные ресурсы для воздействия на избирателей. [ 9 ] Перед парламентскими выборами 2012 года пожертвования корпораций на предвыборную кампанию были признаны незаконными, но этот шаг рассматривался не как антикоррупционная мера, а как средство сохранения преимущества правящей партии. Действительно, новые правила использовались в основном для запугивания оппозиции. Кроме того, некоторые пожертвования во время избирательного цикла 2012 года, которые номинально были сделаны отдельными лицами, на самом деле были замаскированными корпоративными пожертвованиями. Кроме того, есть признаки того, что пожертвования на избирательную кампанию, сделанные лицами, представляющими компании с государственными контрактами, по сути были откатами. Для решения этой проблемы позже были введены правила раскрытия информации о взносах, но Государственный контроль, похоже, недостаточно готов внести свой вклад в обеспечение соблюдения новых правил. [ 9 ]
В 2012 году The Economist жаловался на новые ограничения на политические взносы, призванные ограничить влияние самого богатого человека Грузии и оппонента правительства Бидзины Иванишвили . [ 2 ]
Полиция
[ редактировать ]Коррупция в полиции не является серьезной проблемой в Грузии. [ 13 ] Коррупция среди дорожной полиции была серьезной проблемой до Революции роз; после того, как Саакашвили стал президентом, 16 тысяч сотрудников дорожной полиции были быстро и бесцеремонно уволены. [ 2 ]
судебная власть
[ редактировать ]По словам одного уважаемого источника, коррупция не является серьезной проблемой в судебном секторе. Transparency International заявила, что, хотя взяточничество на самом деле редко встречается в грузинской судебной системе, грузинский народ широко считает судей коррумпированными. Например, в 2013 году 51% респондентов заявили, что судебная система коррумпирована или крайне коррумпирована. [ 9 ] [ 13 ] Прокуратура больше не имеет того сильного влияния на судебную систему, которым она пользовалась до 2012 года. [ 9 ]
Образование
[ редактировать ]После рецессии начала 1990-х годов профессора зарабатывали так мало, что им требовались взятки, чтобы выжить. Обычно они дополняли свой доход взиманием «платы» за вступительные экзамены, в результате чего абитуриенты Тбилисского государственного университета могли заплатить взятку до 30 тысяч долларов, чтобы обеспечить поступление и получить высшие оценки. Ситуация изменилась в 2002 году, когда Всемирный банк учредил Национальный центр оценки и экзаменов, который разработал строгие оценочные экзамены. [ 1 ] Следовательно, студенты, сдавшие экзамены за последнее десятилетие, как сообщалось в журнале Foreign Policy в 2015 году, обязаны своим успехом тщательному образованию, а не какой-либо системе патронажа. [ 1 ]
СМИ
[ редактировать ]СМИ являются одним из секторов, в котором при Саакашвили возросли возможности для коррупции. Его режим стоял за захватом ведущих СМИ лояльными бизнес-интересами, в результате чего критика властей "постепенно исчезла" с телевидения вместе с программами-расследованиями. [ 9 ]
Бизнес
[ редактировать ]Бизнес- портал по борьбе с коррупцией заявил, что коррупция представляет собой низкий риск для компаний, желающих вести бизнес в Грузии, и что начать бизнес легче, чем практически в любой другой стране, благодаря повышенной прозрачности и эффективности получения лицензий и разрешений. . [ 13 ] Действительно, деловая среда в Грузии значительно улучшилась за последние годы благодаря введению сравнительно низких подоходных налогов и более либеральному регулированию. Однако существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться компаниям, например, отсутствие независимости судебной системы, отсутствие защиты прав интеллектуальной собственности и выборочное соблюдение экономического законодательства. [ 14 ]
Интересы правительства и бизнеса по-прежнему пересекаются. Многие люди, имеющие тесные связи с правительством, стали очень богатыми, многие государственные чиновники приобрели значительные состояния вскоре после ухода с государственной службы, а некоторые богатые бизнесмены, избранные в парламент, смогли использовать свое положение в интересах своих фирм. Кроме того, согласно отчету за 2013 год, владельцев некоторых компаний иногда заставляли делать подарки правительству или даже отказываться от права собственности на бизнес. Кроме того, обширный процесс приватизации государственных активов не был прозрачным и во многих случаях проводился при «подозрительных обстоятельствах». [ 9 ]
Считается, что некоторые фирмы получили государственные контракты в обмен на пожертвования на предвыборную кампанию в пользу действующей партии, и их отговаривали от участия в деятельности оппозиции. В результате такой практики предвыборная казна правящей партии оказалась в 10-20 раз больше, чем у всех остальных партий вместе взятых. [ 9 ]
В 2013 году Transparency International выявила три «проблемных» вопроса, связанных с ведением бизнеса в Грузии: «значительная теневая экономика, преференциальный режим при заключении контрактов и отсутствие прозрачности на волне приватизации». [ 9 ] В 2008 году 52% компаний сообщили Всемирному банку, что им пришлось конкурировать с незарегистрированными компаниями за государственные контракты. [ 9 ] По состоянию на 2013 год взяточничество все еще было фактором присуждения государственных контрактов. [ 9 ]
Лесная промышленность
[ редактировать ]Из-за коррупции темпы вырубки лесов очень высоки. [ 13 ]
Борьба с коррупцией
[ редактировать ]Экономические реформы и борьба с коррупцией были поставлены на первое место в политической повестке дня правительства Грузии , возглавляемого бывшим президентом Саакашвили . С 2004 года Грузия добилась огромного прогресса в борьбе с коррупцией и восстановлении надлежащего управления. Успешными примерами реформы стали полный роспуск коррумпированной ГИБДД в 2004 году и создание Межведомственного совета по борьбе с коррупцией в 2008 году. В последние годы коррупция на низовом уровне практически ликвидирована. И ОЭСР, и Всемирный банк высоко оценили уникальные успехи Грузии в борьбе с коррупцией. [ 3 ] [ 4 ] Но позже (2017–2019 годы) отчеты ОЭСР показали, что Грузия застопорила усилия по снижению коррупции и выполнению рекомендаций. [ 15 ] [ 16 ] В 2019 году Transparency International отметила, что «правительство Грузии не выполнило ряд важных антикоррупционных рекомендаций, касающихся таких вопросов, как планирование антикоррупционной политики, соблюдение антикоррупционных законов, независимость государственных служащих, судебная реформа и реформа правоохранительные органы, свобода информации и предотвращение коррупции в процессе государственных закупок». [ 17 ] [ 18 ]
Всемирный банк, например, объяснил успех Грузии в борьбе с коррупцией следующими факторами: «проявление сильной политической воли; раннее установление доверия; начало лобового нападения; привлечение новых сотрудников; ограничение роли государства; принятие нетрадиционных методов; тесная координация; адаптация» международный опыт в местных условиях; стратегическое использование коммуникаций». [ 6 ] Урок успеха Грузии в борьбе с коррупцией, по мнению журнала The Economist , заключается в том, что «лидерство и политическая воля важны», как и «установление доверия на раннем этапе». [ 2 ] Искоренение коррупции в Грузии было частью почти либертарианских усилий по минимизации размеров государства и созданию меньшего количества возможностей для взяточничества. Молодые и в основном получившие западное образование новые сотрудники правительства получают достаточно высокую зарплату, чтобы избежать соблазна коррупции. [ 2 ]
Межведомственный совет по борьбе с коррупцией, созданный в 2008 году, состоит из членов различных государственных ведомств, групп гражданского общества и бизнес-ассоциаций и отвечает за координацию, разработку стратегии и мониторинг борьбы с коррупцией. [ 9 ] Эффективность Министерства юстиции считается сомнительной из-за ограниченности ресурсов. [ 9 ] За борьбу с коррупцией отвечает Департамент по борьбе с коррупцией МВД, созданный в 2012 году. [ 9 ]
Государственное контрольно-ревизионное управление (ГАО) отвечает за проверку государственных расходов, но ему не хватает ресурсов для проведения достаточно глубокого аудита, и оно слишком тесно связано с политическим истеблишментом. В 2012 году САО объективно не обеспечивало соблюдение правил финансирования избирательных кампаний. Фактически, глава и заместитель главы САО ушли из САО, чтобы баллотироваться в качестве кандидатов от правящей партии в парламент в том же году. С другой стороны, действующий глава ГАО не имеет никаких связей с новым правящим правительством. [ 9 ]
Агентство государственных закупок и конкуренции, которое координирует и контролирует государственные контракты, также получило высокую оценку за прозрачный подход к государственным закупкам. С 2013 года Грузия публикует в Интернете все государственные контракты, за исключением некоторых исключений по соображениям национальной безопасности или из-за особых исключений, например, тех, что применяются к Грузинским железным дорогам. Критики предлагаемых контрактов на закупки могут подавать апелляции онлайн. [ 9 ]
Совершенствование правоохранительной деятельности с 2004 года оказало значительное влияние на усилия по борьбе с коррупцией. Согласно оценке национальной системы добросовестности 2011 года, правоохранительные органы входят в число самых сильных институтов Грузии, хотя в оценке также подвергается критике низкий уровень прозрачности и подотчетности этих ведомств. [ 9 ]
Сильные организации гражданского общества Грузии, несмотря на то, что они недостаточно финансируются и почти полностью зависят от иностранной помощи, сыграли свою роль в поощрении антикоррупционных реформ, таких как содействие совершенствованию закона о финансировании избирательных кампаний и мониторинге выполнения страной международных обязательств по борьбе с коррупцией. . [ 9 ] TI Georgia похвалила Бюро государственной службы (БГС) за улучшение системы раскрытия информации об активах. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Косово, Кыргызстан, Молдова, Черногория, Северная Македония, Россия, Сербия, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Украина, Узбекистан
См. также
[ редактировать ]- Международная Антикоррупционная Академия
- Группа государств против коррупции
- Международный день борьбы с коррупцией
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству
- Конвенция ООН против коррупции
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
- Трансперенси Интернешнл
- Экологические проблемы в Грузии (страна)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Берглунд, Кристофер; Энгвалл, Йохан (3 сентября 2015 г.). «Как Грузия искоренила коррупцию в кампусе» . Внешняя политика .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Уроки борьбы Грузии со взяточничеством» . Экономист . 7 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Борьба с коррупцией в сфере государственных услуг: хроника реформ в Грузии» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о втором раунде мониторинга в Грузии» (PDF) . Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Трансперенси Интернешнл - Грузия. «Предполагаемые случаи коррупции в высшем уровне — периодически обновляемый список — 13 июля 2023 г.» . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Борьба Грузии с коррупцией в сфере государственных услуг заслуживает похвалы» . Всемирный банк . 31 января 2012 г.
- ^ «Четвертый раунд оценки Грузии» .
- ^ «Оценка национальной добросовестности Грузии 2015» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Урушадзе, Ираклий (20 ноября 2013 г.). Обзор коррупции и борьбы с коррупцией в Грузии (PDF) (Отчет). Трансперенси Интернешнл . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . 20 декабря 2021 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Грузия» . Transparency.org . 30 января 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «ИВК 2023 для Восточной Европы и Центральной Азии: автократия и слабая система правосудия, способствующая широкому распространению коррупции» . Transparency.org . 30 января 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Отчет о коррупции в Грузии» . Деловой антикоррупционный портал . 5 ноября 2020 г.
- ^ «Профильная коррупция в Грузии» . Деловой антикоррупционный портал. Архивировано из оригинала 14 июня 2016 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ «Правительство Грузии сокращает усилия по выполнению рекомендаций ОЭСР-АКС» . idfi.ge. 22 февраля 2019 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Грузия не выполнила большинство антикоррупционных рекомендаций, выданных ОЭСР-АКС в 2017 году» . idfi.ge. 14 марта 2018 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Тормозящие в Грузии антикоррупционные реформы: невыполненные рекомендации Стамбульского плана действий» . Международная прозрачность - Грузия . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Антикоррупционные реформы в Грузии: пилотный 5-й раунд мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией» . oecd-ilibrary.org . 29 мая 2022 г. Проверено 24 июля 2023 г.