Золотой век Грузии
Часть серии о |
История Грузии |
---|
![]() |
( Золотой век Грузии грузинский : საქართველოს ოქროს ხანა , латинизированный : сакартвелос окрос хана ) описывает исторический период в высоком средневековье , охватывающий примерно конец 11-13 веков, в течение которого Королевство Грузия достигло пика своего могущества и разработка. Помимо военной экспансии, в этот период приходится расцвет средневековой грузинской архитектуры, живописи и поэзии, что нередко выражалось в развитии церковного искусства, а также в создании первых крупных произведений светской литературы.
Длившийся более двух столетий Золотой Век подошел к постепенному завершению из-за постоянных вторжений кочевников , таких как монголы , а также распространения Черной Смерти этими же кочевыми группами. Грузия еще больше ослабла после падения Константинополя , которое фактически ознаменовало конец Восточной Римской империи , традиционного союзника Грузии. В результате этих процессов к XV веку Грузия раскололась и превратилась в изолированный анклав, в значительной степени отрезанный от христианской Европы и окруженный враждебными исламскими тюрко-иранскими соседями. Для Грузии Золотой век является важной частью ее статуса некогда могущественной и древней нации, поддерживавшей отношения с Грецией и Римом . [1]
Истоки Золотого века
[ редактировать ]Давид IV
[ редактировать ]

Золотой век начался с правления Давида IV («строителя» или «великого»), сына Георга II и царицы Елены, который вступил на престол в возрасте 16 лет в период великих турецких вторжений . Достигнув совершеннолетия под руководством своего придворного министра Георгия Чкондидского , Давид IV подавил инакомыслие феодалов и централизовал власть в своих руках для эффективной борьбы с внешними угрозами. В 1121 году он решительно разгромил гораздо более крупные турецкие армии во время битвы при Дидгори , при этом бегущие турки-сельджуки были сбиты преследовавшей их грузинской кавалерией в течение нескольких дней. Огромное количество добычи и пленных было захвачено армией Давида, которая также захватила Тбилиси и положила начало новой эре возрождения. [3]
Чтобы подчеркнуть более высокий статус своей страны, он стал первым грузинским царем, отказавшимся от весьма уважаемых титулов, дарованных Восточной Римской империей , давним союзником Грузии, тем самым указав, что Грузия будет иметь дело со своим могущественным другом только на паритетной основе. Из-за тесных семейных связей между грузинской и византийской королевской семьей - грузинская принцесса Марфа , тетя Давида IV, когда-то была византийской императрицей-консортом - к 11 веку уже 16 грузинских правящих князей и царей носили византийские титулы, причем Давид стал последним один, чтобы сделать это. [4]
Давид IV уделял особое внимание устранению остатков нежелательного восточного влияния, которое грузины считали вынужденным, в пользу традиционного христианского и византийского подтекста. В рамках этих усилий он основал Гелатский монастырь , ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , который стал важным научным центром в восточно-православном христианском мире того времени.
Давид также сыграл личную роль в возрождении грузинской религиозной гимнографии, сочинив «Гимны покаяния» ( грузинский : გალობანი სინანულისანი , галобани синанулисани ), последовательность из восьми псалмов вольным стихом. В этом эмоциональном покаянии в своих грехах Давид видит себя реинкарнацией библейского Давида , имеющего аналогичные отношения с Богом и своим народом. Его гимны также разделяют идеалистический рвение современных европейских крестоносцев, для которых Давид был естественным союзником в борьбе против сельджуков . [5]
Царствование Деметрия I и Георгия III.
[ редактировать ]
Царство продолжало процветать при Деметрии I , сыне Давида. Хотя в его правление произошел разрушительный семейный конфликт, связанный с престолонаследием, Грузия оставалась централизованной державой с сильной армией, одержавшей несколько решающих побед над мусульманами в Гяндже , ворота которой были захвачены Деметрием и перевезены в качестве трофея в Гелати.
Грузии Талантливый поэт, Деметрий также продолжил вклад своего отца в религиозное многоголосие . Самый известный из его гимнов — «Ты — виноградник» , посвященный Деве Марии, покровительнице Грузии, и до сих пор поется в церквях Грузии спустя 900 лет после его создания.
В 1156 году Деметрию наследовал его сын Георгий , что положило начало этапу более наступательной внешней политики. В том же году, когда он взошел на престол, Георгий начал успешную кампанию против сельджукского султаната Ахлат . Он освободил важный армянский город Двин от турецкого вассалитета и, таким образом, был встречен как освободитель этого региона. Георгий также продолжил процесс смешения грузинской королевской семьи с высшими чинами Восточной Римской империи, свидетельством чего является брак его дочери Русудан с Мануилом Комнином , сыном императора Андроника I Комнина .
Зенит развития при царице Тамаре
[ редактировать ]Успехи ее предшественников были развиты царицей Тамар , дочерью Георгия III, которая стала первой женщиной-правительницей Грузии и под руководством которой грузинское государство достигло зенита могущества и престижа в средние века. Она не только защитила большую часть своей империи от дальнейшего турецкого нападения, но и успешно умиротворила внутреннюю напряженность, включая переворот, организованный ее русским мужем Юрием Боголюбским князем , новгородским . Кроме того, она проводила политику, которая считалась очень просвещенной для ее периода времени, например, отмену санкционированной государством смертной казни и пыток. [6]
Иностранные интервенции и сделки на Святой Земле
[ редактировать ]Среди примечательных событий правления Тамары — основание Трапезундской империи на Черном море в 1204 году. Это государство было основано на северо-востоке распадающейся Византийской империи с помощью грузинских армий, которые поддерживали Алексиоса I Трапезундского и его брат Давид Комнин , оба были родственниками Фамари. [7] Алексиос и Давид были беглыми византийскими князьями, воспитанными при грузинском дворе. По мнению историка Тамары, целью грузинской экспедиции в Трапезунд было наказать византийского императора Алексия IV Ангела за конфискацию у него партии денег от грузинской царицы в монастыри Антиохии и Афона . Понтийские усилия Тамары также можно объяснить ее желанием воспользоваться западноевропейским Четвертым крестовым походом против Константинополя для создания дружественного государства в непосредственной близости от юго-западной Грузии, а также династической солидарностью с обездоленными Комнинами. [8] [9]

Мощь страны выросла до такой степени, что в последние годы правления Тамары Царство в первую очередь занималось защитой грузинских монашеских центров на Святой Земле , восемь из которых числились в Иерусалиме . [10] Саладина Биограф Баха ад-Дин ибн Шаддад сообщает, что после завоевания Иерусалима Айюбидами в 1187 году Тамар отправила послов к султану с просьбой вернуть конфискованное имущество грузинских монастырей в Иерусалиме. Ответ Саладина не записан, но усилия королевы, похоже, увенчались успехом. [11] Ибн Шаддад, кроме того, утверждает, что Тамар перебила цену византийского императора в своих попытках получить реликвии Истинного Креста , предложив 200 000 золотых Саладину, который взял реликвии в качестве добычи в битве при Хаттине - однако безрезультатно. [12]
Жак де Витри , патриарх Иерусалимский в то время, писал: [13]
Есть также на Востоке другой христианский народ, очень воинственный и доблестный в бою, сильный телом и могущественный бесчисленным числом своих воинов... Будучи полностью окружен неверными народами... этих людей называют грузинами, потому что они особенно почитают и поклоняются святому Георгию... Всякий раз, когда они приходят в паломничество к Гробу Господню , они идут в Святой Град... не платя никому дани, ибо сарацины никоим образом не смеют приставать к ним...
Торговля и культура
[ редактировать ]Теперь, когда процветающие коммерческие центры находились под контролем Грузии, промышленность и торговля принесли новое богатство стране и двору Тамары. Дань, взимаемая с соседей, и военная добыча пополняла королевскую казну, что дало повод для поговорки, что «крестьяне были подобны дворянам, дворяне подобны принцам, а принцы подобны королям». [14] [15]
Правление Фамари также ознаменовало продолжение художественного развития страны, начатого ее предшественниками. В то время как ее современные грузинские хроники продолжали закреплять христианскую мораль, религиозная тема начала терять свое прежнее доминирующее положение в пользу весьма оригинальной светской литературы. Кульминацией этого направления стал эпос национального поэта Грузии Руставели « Витязь в тигровой шкуре» ( «Вепхистк'аосани »). Почитаемая в Грузии как величайшее достижение отечественной литературы, поэма воспевает средневековые гуманистические идеалы рыцарства , дружбы и куртуазной любви .
Кочевые нашествия и постепенный упадок Грузии
[ редактировать ]
Примерно в то же время, когда монголы вторглись на славянский северо-восток Европы , кочевые армии одновременно продвигались на юг, в Грузию. Георг IV , сын царицы Тамары, отложил приготовления в поддержку Пятого крестового похода и сосредоточился на борьбе с захватчиками, но натиск монголов был слишком силен, чтобы его можно было преодолеть. Грузины понесли в войне тяжелые потери, а сам царь был тяжело ранен. В результате Джордж стал инвалидом и преждевременно умер в возрасте 31 года.
Сестра Георгия Русудан вступила на трон, но она была слишком неопытна, а ее страна слишком ослаблена, чтобы вытеснить кочевников. В 1236 году выдающийся монгольский полководец Чормакан повел огромную армию против Грузии и ее вассалов, вынудив царицу Русудан бежать на запад, оставив восточную Грузию в руках дворян, которые в конце концов заключили мир с монголами и согласились платить дань; сопротивлявшиеся подлежали полному уничтожению. Монгольские армии предпочли не пересекать естественный барьер Лихского хребта в погоне за грузинской царицей, избавив Западную Грузию от массовых беспорядков. Позже Русудан попыталась заручиться поддержкой Папы Григория IX , но безуспешно. В 1243 году Грузия была наконец вынуждена признать Великого хана своим сюзереном.
Возможно, никакое монгольское нашествие не опустошило Грузию так сильно, как десятилетия антимонгольской борьбы, происходившей в стране. Первое антимонгольское восстание началось в 1259 году под предводительством Давида VI и продолжалось почти тридцать лет. Антимонгольская распри продолжалась без особого успеха при царях Деметрии Самоотверженном , казнённом монголами, и Давиде VIII .
В Грузии наконец-то наступил период возрождения, невиданный со времен монгольского вторжения при короле Георге V Блистательном . Дальновидный монарх Георг V сумел сыграть на упадке Ильханства , перестал платить дань монголам, восстановил государственные границы Грузии до 1220 года и вернул Трапезундскую империю в сферу влияния Грузии. При нем Грузия установила тесные международные торговые связи, главным образом с Византийской империей , с которой Георг V имел родственные связи, а также с великими европейскими морскими республиками , Генуей и Венецией . Георг V также добился возвращения Грузинской Православной Церкви нескольких грузинских монастырей в обеспечил Иерусалиме и свободный проход грузинских паломников на Святую Землю . Считается, что широкое использование иерусалимского креста в средневековой Грузии, ставшего источником вдохновения для создания современного государственного флага Грузии , относится ко времени правления Георга V. [16]
Смерть Георга V, последнего из великих царей объединенной Грузии, ускорила необратимый упадок королевства. Последующие десятилетия ознаменовались Черной смертью , распространявшейся кочевниками, а также многочисленными нашествиями под предводительством Тамерлана , опустошавшими экономику, население и городские центры страны. После падения Византии Грузия окончательно превратилась в изолированный, раздробленный христианский анклав, реликт увядшей восточно-римской эпохи, окруженный враждебными тюрко-иранскими соседями. [ нужна ссылка ]
Упадок Грузии привел к «выхолащиванию» ее образа в представлениях Российской Империи , которые систематически игнорировали происхождение нации и вместо этого изображали ее как уязвимый женский «восток», нуждающийся в имперской защите. [17]
Художественное наследие
[ редактировать ]- Золотая Богородица Хобийского монастыря с драгоценными камнями, украденными коммунистами
- Хахули . Деталь триптиха
- Назад Триптих
- Строительство собора Светицховели во Мцхете , ныне ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия , было инициировано в 1020-х годах Георгием I.
- Грузинское тондо в память римского мученика Маммеса Кесарийского
- Процессионный крест Давида IV
- Распятие из Местии
- Фреска из Убиси, Грузия.
- Тайная вечеря Убиси
- Благовещение Убиси
- Стены монастыря Хоби демонстрируют сильное римское влияние.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шольтбах, Альваро. Нодия, Джиа. Политический ландшафт Грузии: Политические партии: достижения, вызовы и перспективы. Нидерланды : Eburon Uitgeverij BV, 2006, с. 7
- ^ Энтони Истмонд. Царские образы в средневековой Грузии . Penn State Press , 1998. стр. 61.
- ^ (на грузинском языке) Джавахишвили, Иване (1982), k'art'veli eris istoria (История грузинской нации), том. 2, стр. 184-187. Тбилисского государственного университета . Издательство
- ^ Кирилл Туманов . Исследования по христианской истории Кавказа. Издательство Джорджтаунского университета , 1963. стр. 202.
- ^ Дональд Рэйфилд , «Давит II», в: Роберт Б. Пинсент, С.И. Каникова (1993), Читательская энциклопедия восточноевропейской литературы , стр. 82. ХарперКоллинз, ISBN 0-06-270007-3 .
- ^ Мачитадзе, Захария. Мирианашвили, Ладо. Жития грузинских святых. Святого Германа Аляскинского Братство : 2006, с. 167
- ↑ Тётя Тамары по отцовской линии была бабушкой Комнинов по отцовской линии, как предположил Кирилл Туманов (1940).
- ^ Истмонд (1998), стр. 153–154.
- ↑ Vasiliev (1935), pp. 15–19.
- ^ Энтони Истмонд. Царские образы в средневековой Грузии . Penn State Press , 1998. с. 122
- ^ Пахлич, Йоханнес, «Грузины и греки в Иерусалиме (1099–1310)», в Ciggaar & Herman (1996), стр. 38–39.
- ^ Энтони Истмонд. Царские образы в средневековой Грузии . Penn State Press , 1998. с. 122-123
- ^ Земля Дэвида Маршалла. Жития и легенды грузинских святых . Лондон : Аллен и Анвин , 1976, с. 11
- ^ Суни, Рональд Григор, Создание грузинской нации. Издательство Университета Индианы: 1994, с. 40
- ^ Туманов, Кирилл. «Армения и Грузия», Кембриджская средневековая история, том. 4, стр. 593–637. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 1966, стр. стр. 624–625.
- ^ Д. Клдиашвили, История грузинской геральдики , Parlamentis utskebani, 1997, с. 35.
- ^ Сьюзан Лейтон. Доктор философии Йельского университета . Литература и империя: ученый Сьюзен Лейтон обсуждает российский «литературный Кавказ» . 13 ноября 2011 г.