Jump to content

Закавказская Демократическая Федеративная Республика

Координаты : 41 ° 45' с.ш., 44 ° 45' в.д.  /  41,75 ° с.ш., 44,75 ° в.д.  / 41,75; 44,75

Закавказская Демократическая Федеративная Республика
Закавказская демократическая федеративная республика  ( Russian )
1918
Карта Кавказа британской армии 1918 года. В выделенных разделах показаны государства-правопреемники TDFR, которые претендовали примерно на ту же территорию.[1]
Карта Кавказа 1918 года, составленная британской армией . В выделенных разделах показаны государства-преемники TDFR, которые претендовали примерно на ту же территорию. [1]
Капитал Тбилиси
Общие языки
Правительство Федеративная парламентская республика при временном правительстве
Председатель Сейма  
• 1918
Николай Чхеидзе
премьер-министр  
• 1918
Акакий Чхкенели
Законодательная власть Закавказский Сейм
Историческая эпоха Русская революция
2 марта 1917 г.
• Федерация провозглашена
22 апреля 1918 г.
• Грузия провозглашает независимость
26 мая 1918 г.
• Независимость Армении и Азербайджана
28 мая
Валюта Закавказский рубль ( ru ) [2]
Предшественник
Преемник
Закавказский комиссариат
Демократическая Республика Грузия
Азербайджанская Демократическая Республика
Республика Армения
Сегодня часть

Закавказская Демократическая Федеративная Республика ( ЗДФР ; [а] 22 апреля - 28 мая 1918 г.) [б] было недолговечным государством на Кавказе , включавшим большую часть территории нынешних Армении , Азербайджана и Грузии , а также части России и Турции. Государство просуществовало всего месяц, прежде чем Грузия провозгласила независимость , а вскоре за ней последовали Армения и Азербайджан .

Регион, образовавший ТДФР, входил в состав Российской империи . Когда империя распалась во время Февральской революции 1917 года и к власти пришло временное правительство , аналогичный орган, названный Особым Закавказским комитетом (Озаком), сделал то же самое на Кавказе. После Октябрьской революции и прихода большевиков в Россию Закавказский комиссариат на смену Озакому пришел . В марте 1918 года, когда продолжалась Первая мировая война , Комиссариат начал мирные переговоры с Османской империей , которая вторглась в регион , но они быстро сорвались, поскольку османы отказались признать власть Комиссариата. , Брест-Литовский мирный договор положивший конец участию России в войне, уступил часть Закавказья Османской империи, которая продолжала вторжение, чтобы взять под контроль эту территорию. Столкнувшись с этой неминуемой угрозой, 22 апреля 1918 года Наркомат распустился и учредил ЗДФР как независимое государство. Законодательный орган — Сейм — был сформирован для ведения переговоров с Османской империей, которая немедленно признала это государство.

Расходящиеся цели трех основных групп ( армян , азербайджанцев , [с] и грузины ) быстро поставили под угрозу существование TDFR. Мирные переговоры снова прервались, и, столкнувшись с возобновлением османского наступления в мае 1918 года, грузинские делегаты в Сейме объявили, что TDFR не может продолжать свое существование, и провозгласили Демократическую Республику Грузия 26 мая независимой. Поскольку грузины больше не являются частью ЗДФР, 28 мая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика объявили себя независимыми, положив конец федерации. Из-за своего недолгого существования TDFR в значительной степени игнорировался в национальной историографии региона и рассматривался только как первый этап на пути к независимым государствам.

Большая часть Южного Кавказа была поглощена Российской империей в первой половине девятнадцатого века. [8] Первоначально Кавказское наместничество было создано в 1801 году, чтобы обеспечить прямое правление России, но в течение следующих нескольких десятилетий местная автономия была сокращена, а контроль России еще больше укрепился, а в 1845 году наместничество приобрело большую власть. [9] Тифлис (ныне Тбилиси), бывший столицей Грузинского Королевства Картли-Кахети , стал резиденцией наместника и фактической столицей региона. [10] Южный Кавказ был преимущественно сельским: кроме Тифлиса, единственным важным городом был Баку . [д] [11] который вырос в конце девятнадцатого века, когда регион начал экспортировать нефть и стал крупным экономическим центром. [12] В этническом отношении регион был весьма разнообразен. Тремя основными местными группами были армяне, азербайджанцы и грузины; Русские также обосновались после того, как Российская империя поглотила эту территорию. [13]

С началом Первой мировой войны в 1914 году Кавказ стал крупным театром боевых действий , где Российская и Османская империи сражались друг с другом в этом регионе. [14] Русские выиграли несколько сражений и глубоко проникли на территорию Османской империи. Однако они были обеспокоены тем, что местное население, состоящее в основном из мусульман , продолжит следовать за османским султаном Мехмедом V и разрушать российские войска, поскольку он также был халифом , духовным лидером ислама. [15] Обе стороны также хотели использовать армянское население, проживавшее за границей, в своих интересах и разжигать восстания. [16] После военных поражений османское правительство обратилось против армян и к 1915 году начало геноцид , в результате которого было убито около 1 миллиона армян. [17] [18]

1917 года Февральская революция привела к распаду Российской империи и созданию временного правительства в России. Наместник Кавказа великий князь Николай первоначально выразил поддержку новому правительству, однако был вынужден уйти в отставку из-за ослабления имперской власти. [19] Временное правительство создало новый временный орган — Особый Закавказский комитет (известный под русской аббревиатурой Озаком). [и] ) 22 марта 1917 г. [ OS 9 марта]. Он состоял из представителей Кавказа в Думе (законодательный орган России) и других местных лидеров. Он должен был служить «коллективным наместничеством» и в него входили представители этнических групп региона. [21] [22] Совсем как в Петрограде , [ф] было установлено двоевластие , в котором Озаком конкурировал с Советами . [г] [24] При небольшой поддержке со стороны правительства в Петрограде Озакому было трудно установить свою власть над советами, прежде всего над Тифлисским Советом. [25]

Закавказский комиссариат

[ редактировать ]

Весть об Октябрьской революции , которая привела большевиков к власти в Петрограде 7 ноября 1917 года [ OS 25 октября], на следующий день достигла Кавказа. Тифлисский Совет собрался и заявил о своей оппозиции большевикам. Три дня спустя идею автономного местного самоуправления впервые высказал Ной Жордания , грузинский меньшевик , который утверждал, что захват власти большевиками был незаконным и что Кавказу не следует следовать их директивам, а ждать, пока будет восстановлен порядок. [26] Дальнейшее собрание представителей Тифлисского Совета, Озакома и других групп 28 ноября [ OS 15 ноября] решило упразднить Озаком и заменить его новым органом - Закавказским комиссариатом , который не будет подчиняться большевикам. Состоящее из представителей четырех основных этнических групп региона (армян, азербайджанцев, грузин и русских) оно заменило Озаком в качестве правительства Южного Кавказа и должно было исполнять эту роль до тех пор, пока Учредительное собрание России не соберется в Январь 1918 года. Евгений Гегечкори . Председателем и комиссаром иностранных дел Наркомата был назначен грузин [27] Остальные комиссариаты были разделены между армянами, азербайджанцами, грузинами и русскими. [28] Сформированный с явной целью быть временным правительством, Комиссариат не мог управлять жестко: он зависел от национальных советов, сформированных примерно в то же время и основанных на этническом признаке, в плане военной поддержки и был фактически бессилен обеспечить соблюдение любых законов, которые он мог бы обеспечить. прошедший. [29]

Поскольку российские и османские войска номинально все еще находились в регионе, временное прекращение огня — Эрзинджанское перемирие . было подписано 18 декабря 1917 года [ OS 5 декабря] [30] Когда боевые действия были приостановлены, 16 января 1918 года [ OS 3 января] османские дипломаты пригласили Комиссариат присоединиться к мирным переговорам в Брест-Литовске , где большевики вели переговоры о прекращении войны с центральными державами . Поскольку комиссариат не хотел действовать независимо от России, он не ответил на приглашение и, таким образом, не участвовал там в мирных переговорах. [31] Двумя днями позже, 18 января [ OS 5 января], Учредительное собрание провело свое первое и единственное заседание, разогнанное большевиками, тем самым эффективно укрепив свою власть в России. [32] Это подтвердило для Наркомата, что они не смогут работать с большевиками в каком-либо серьезном качестве, и поэтому они начали формировать более формальное правительство. [33] Перемирие между Османской империей и Комиссариатом продолжалось до 30 января [ OS 17 января], когда османская армия начала новое наступление на Кавказ, утверждая, что оно должно было отомстить спорадическим нападениям армянских ополченцев на мусульманское население на оккупированной территории Османской империи. . [34] Поскольку российские войска в значительной степени были выведены с фронта, комиссариат понял, что они не смогут противостоять полномасштабному наступлению османских войск, и поэтому 23 февраля согласился начать новый раунд мирных переговоров. [30]

Николай Чхеидзе , занимавший пост председателя Сейма

Идея создания Закавказского законодательного органа обсуждалась с ноября 1917 г., но тогда еще не была реализована. [35] После роспуска Учредительного собрания в январе руководителям Наркомата стало очевидно, что связи с Россией практически разорваны. Не желая следовать примеру большевиков, Комиссариат согласился создать свой собственный законодательный орган, чтобы Закавказье могло иметь законное правительство и более правильно вести переговоры с Османской империей. Так, 23 февраля в Тифлисе был учрежден « Сейм » («законодательный орган»). [36]

Выборы депутатов не проводились; вместо этого были использованы результаты выборов в Учредительное собрание, при этом избирательный порог был снижен до одной трети от порога, используемого для Учредительного собрания, чтобы позволить большему количеству членов присоединиться, что позволило представить более мелкие партии. [час] [37] Николай Чхеидзе . Председателем был назначен грузинский меньшевик [38] В конечном итоге в Сейм вошли десять различных партий. Доминировали трое, каждый из которых представлял одну крупную этническую группу: грузинские меньшевики и азербайджанская партия «Мусават» имели по 30 членов, а Армянская революционная федерация (Дашнакцутюн) имела 27 членов. [37] Большевики бойкотировали Сейм, утверждая, что единственным законным правительством России (включая Закавказье) был контролируемый большевиками Совет Народных Комиссаров (известный под русской аббревиатурой Совнарком). [я] [36]

С самого начала Сейм столкнулся с проблемами своей власти. Учитывая разнообразный этнический и политический состав и отсутствие четкого статуса власти, конфликты наблюдались как внутри его палат, так и за его пределами. [39] Он во многом зависел от национальных советов, представленных тремя основными этническими группами, и не мог действовать без их согласия. [1] Таким образом, предложение Османской империи возобновить мирные переговоры и готовность встретиться в Тифлисе, где базировался Сейм, было отклонено, поскольку Сейм считал, что это только продемонстрирует имеющиеся внутренние разногласия. Вместо этого они согласились поехать в Трабзон , на северо-востоке Анатолии . [40]

Трабзонская мирная конференция

[ редактировать ]

Делегация, представляющая Сейм, должна была отправиться в Трабзон 2 марта, но в тот день было объявлено, что мирные переговоры в Брест-Литовске завершились и русские подпишут мирный договор. [41] В Брест-Литовском договоре содержалось соглашение о том, что русские отдадут Османской империи большие участки земли, включая крупные регионы Закавказья: территории Ардагана , Батумской области и Карсской области , которые все были аннексирован Россией после русско-турецкой войны 1877–1878 годов . [42] Из-за такого внезапного развития событий делегация отложила отъезд, поскольку им пришлось пересмотреть свою позицию. [43] Поскольку Закавказье не участвовало в переговорах в Брест-Литовске, они направили сообщения нескольким правительствам по всему миру, заявив, что, поскольку они не являются стороной мирных переговоров, они не будут соблюдать договор и не будут эвакуировать территории. [44] Наконец, делегация отправится 7 марта и прибудет в Трабзон на следующий день. [45] По прибытии делегация, состоящая из десяти делегатов и еще пятидесяти охранников, была задержана, поскольку охранникам было предложено разоружиться. Необычно большая делегация состояла из людей, выбранных для того, чтобы представлять различные этнические группы и политические фракции, входившие в состав Сейма; [46] по прибытии османский чиновник пошутил, что «[если] это было все население Закавказья, оно действительно было очень маленьким; однако если это была всего лишь делегация, то она была бы слишком большой». [44]

Пока делегаты ждали начала конференции в Трабзоне, командующий Третьей османской армией , бывшему российскому генералу , Вехиб-паша 10 марта направил запрос Евгению Лебединскому [ ru ] который начал выполнять приказы комиссариата: эвакуировать Ардаганскую, Батумскую и Карсскую области, как это предусмотрено Брест-Литовским договором. Вехиб также сообщил Илье Одишелидзе , который также выполнял приказы комиссариата, что в свете нападений армянских войск на население вблизи Эрзурума османским войскам придется продвигаться вперед, чтобы сохранить мир, предупредив, что любой враждебный ответ будет встречен силой. . На эти просьбы ответил непосредственно Чхеидзе как председатель Сейма, который отметил, что Закавказье направило делегацию в Трабзон для переговоров о мире и что, поскольку Сейм больше не признавал российскую власть, они не признают положения Брест-Литовска. [47] [48] 11 марта османская армия начала атаку на Эрзурум, и без особой надежды на успех защитники, в основном армяне, эвакуировались менее чем через сутки. [49]

Трабзонская мирная конференция открылась 14 марта. На первой сессии ведущий делегат Османской империи Рауф-бей спросил закавказскую делегацию, кого она представляет. Акакий Чхенкели Глава закавказской делегации не смог дать должного ответа, так как ни ему, ни его соратникам было непонятно, кого они представляют. Когда через два дня вопрос был повторен, Рауф также попросил Чхенкели уточнить состав их государства, чтобы определить, соответствует ли оно таковому в соответствии с международным правом . Чхенкели уточнил, что после Октябрьской революции центральная власть в Закавказье перестала существовать. Было сформировано независимое правительство, и, поскольку оно действовало как государство, когда обсуждало приглашение на Брест-Литовские мирные переговоры, оно квалифицировалось как суверенное государство, даже если независимость не была провозглашена явно. [50] Рауф опроверг этот аргумент, заявив, что Совнарком имел власть над всей Россией, и хотя представители Османской империи направили в Комиссариат послания с просьбой присоединиться к переговорам в Брест-Литовске, это не гарантировало признания. Наконец, Рауф заявил, что османская делегация находилась в Трабзоне только для того, чтобы решить некоторые экономические и торговые вопросы, которые не были решены в Брест-Литовске. У Чхенкели и его коллег-делегатов не было другого выбора, кроме как попросить небольшой перерыв, чтобы они могли связаться с Сеймом и определить, как действовать дальше. [51]

Формирование

[ редактировать ]

Возобновление османского вторжения

[ редактировать ]

Во время перерыва в Трабзоне османские войска продолжили продвижение на территорию Закавказья, к концу марта пересекли границу 1914 года с Российской империей. [52] Сейм обсуждал лучший вариант действий; большинство делегатов высказались за политическое решение. 20 марта османские делегаты заявили, что Сейм сможет вернуться к переговорам только в том случае, если они провозгласят независимость, тем самым подтвердив, что Закавказье больше не является частью России. [53] Идея независимости возникла раньше, грузины подробно обсуждали ее в предыдущие годы; решение было отклонено, поскольку грузинское руководство считало, что русские не одобрят это, а меньшевистская политическая идеология отклонялась от национализма. [54]

К 5 апреля Чхенкели принял Брест-Литовский договор в качестве основы для дальнейших переговоров и призвал Закавказский сейм принять эту позицию. [55] Первоначально он просил, чтобы Батум остался в составе Закавказья, аргументируя это тем, что это главный порт региона, это экономическая необходимость. Османы от предложения отказались, дав понять, что примут только условия Брест-Литовска, на которых Чхенкели уступил. [56] Действуя по собственному желанию, 9 апреля Чхенкели согласился вести дальнейшие переговоры на изложенных условиях, хотя и попросил, чтобы в переговорах приняли участие представители других центральных держав. Рауф ответил, что такая просьба может быть рассмотрена только в том случае, если Закавказье будет независимым государством. [57]

Устав от бесплодных переговоров и понимая, что спорные территории могут быть оккупированы силой, османские власти предъявили защитникам Батума ультиматум, приказав эвакуировать его к 13 апреля. [58] В то время как Чхенкели смирился с потерей Батума, признавая его важность, но признавая, что это было частью условий Брест-Литовска, грузинские члены Сейма были непреклонны в сохранении города, Гегечкори отмечал, что его можно довольно легко защитить. [57] [59] Ираклий Церетели , грузинский меньшевик, произнес страстную речь, призывая к защите города, и попросил Сейм вообще денонсировать Брест-Литовский договор. Армянские делегаты уже давно поддерживают борьбу с Османской империей, ответ на геноцид 1915 года и продолжающиеся нападения на армянское мирное население, в то время как только азербайджанцы сопротивлялись войне, поскольку они не хотели воевать с собратьями-мусульманами. [60] Азербайджанцы потерпели поражение, и 14 апреля Сейм объявил войну Османской империи. [61] [62] Сразу после окончания голосования Церетели и Жордания выехали на защиту Батума, а делегации в Трабзоне было приказано немедленно вернуться в Тифлис. [63] Некоторые азербайджанские делегаты проигнорировали этот приказ и остались там в поисках потенциальных переговоров, но из этого ничего не вышло. [64]

Учреждение

[ редактировать ]

Военное превосходство османских войск стало очевидным сразу. [65] Они заняли Батум 14 апреля, не встретив особого сопротивления. Они также атаковали Карс, но отряд из 3000 армянских солдат при артиллерийской поддержке удерживал город до его эвакуации 25 апреля. [66] Захватив большую часть заявленной территории и не желая терять больше солдат, османские делегаты 22 апреля предложили еще одно перемирие и ждали ответа закавказцев. [67]

Перед лицом османского военного превосходства Национальный совет Грузии решил, что единственным выходом для Закавказья было объявить себя независимым государством. [68] Идея обсуждалась в Сейме 22 апреля, причем дебаты возглавили грузины, отметив, что представители Османской империи согласились возобновить мирные переговоры при условии, что Закавказье встретит их как независимое государство. [69] Выбор двигаться вперед поначалу не был единодушным: дашнаки, в основном армяне, считали, что лучшим вариантом в то время было остановить наступление османских вооруженных сил, хотя они не хотели отдавать столь большую территорию, в то время как мусаваты, представлявшие интересы Азербайджана, все еще не решались воевать с собратьями-мусульманами, но признали, что независимость была единственным способом гарантировать, что регион не будет разделен иностранными государствами. Единственная серьезная оппозиция исходила от Партии социалистов-революционеров , когда один из ее представителей, Лев Туманов [ ru ] , утверждал, что народ Закавказья не поддержал такую ​​акцию. Он также утверждал, что, хотя мусаваты заявляли, что их движущей силой была «совесть, а не страх», на самом деле это был «страх, а не совесть». Он пришел к выводу, что они все пожалеют об этом поступке. [70]

Когда дебаты закончились, Давид Ониашвили , этнический грузинский меньшевик, предложил Сейму «провозгласить Закавказье независимой демократической федеративной республикой». [71] Некоторые депутаты покинули палату, так как не хотели голосовать за этот вопрос, поэтому предложение было принято с небольшим количеством разногласий. [72] Новая республика, Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР), немедленно направила Вехиб-паше сообщение, в котором объявила об этом развитии и выразила свою готовность принять положения Брест-Литовского договора, и сдала Карс Османской империи. [73] Османская империя признала TDFR 28 апреля. [74] Несмотря на это признание, османы продолжили продвижение на территорию Закавказья и вскоре после этого оккупировали оба Эрзерума. [Дж] и Карс. [76]

Независимость

[ редактировать ]
Акакий Чхенкели занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел республики.

На момент своего создания у TDFR не было кабинета министров, который мог бы возглавить новое правительство. Комиссариат был распущен, когда была провозглашена независимость, и Гегечкори отказался продолжать занимать руководящую должность, чувствуя, что потерял для этого поддержку. Хотя во время дебатов в Сейме было решено, что Чхенкели возьмет на себя роль премьер-министра, он отказался занимать временную должность до тех пор, пока не будет сформирован новый кабинет министров. Состав кабинета был окончательно сформирован только 26 апреля, поэтому в течение трех дней в TDFR фактически не было руководителя. [72] Ввиду неотложных потребностей, Чхенкели занял пост премьер-министра. Он приказал армянским силам прекратить боевые действия, а также попросил Вехиба встретиться с ним для мирных переговоров в Батуме, месте, намеренно выбранном для того, чтобы в случае необходимости он мог поехать в Тифлис, что было невозможно из Трабзона. [77]

Недовольные действиями Чхенкели в предыдущие дни, а именно эвакуацией Карса, дашнаки сначала отказались войти в кабинет министров. Они вели переговоры с меньшевиками, но смягчились, когда последние предупредили, что будут поддерживать только Чхенкели или Ованеса Каджазнуни армянина . Меньшевики знали, что избрание Каджазнуни создаст впечатление, что TDFR намерен продолжать борьбу за защиту армянской территории, и опасались, что это приведет к выходу азербайджанцев из федерации и облегчит османским силам угрозу угрозе остальной части Армении. предложение, которое дашнаки не хотели поддерживать. [78] Кабинет был утвержден Сеймом 26 апреля и состоит из тринадцати членов. Чхенкели, помимо должности премьер-министра, занял пост министра иностранных дел, а остальные должности были разделены между армянами (четыре), азербайджанцами (пять) и грузинами (три). [79] Азербайджанцы и грузины заняли ведущие позиции в кабинете министров, что, по словам историка Фируза Каземзаде , в то время расценивалось как «соотношение сил в Закавказье». [74] В своей инаугурационной речи в Сейме Чхенкели заявил, что будет работать над обеспечением равенства всех граждан и установлением границ ЗДФР на основе соглашения с их соседями. [80] Далее он изложил платформу, состоящую из пяти основных пунктов: написать конституцию; очертить границы; положить конец войне; борьба с контрреволюцией и анархией; и земельная реформа. [74]

11 мая в Батуме была созвана новая мирная конференция, на которой присутствовали Чхенкели и Вехиб. [81] Перед конференцией Чхенкели повторил свою просьбу о присутствии других центральных держав, которую османские делегаты проигнорировали. [82] Обе стороны пригласили наблюдателей: TDFR привела небольшой немецкий контингент во главе с генералом Отто фон Лоссовым , а в османских делегатах были представители Горной республики Северного Кавказа , непризнанного государства, которое они поддерживали. Чхенкели хотел действовать на основе Брест-Литовских условий, но в этом отказала османская делегация во главе с Халил-беем , министром юстиции Османской империи. Халил-бей утверждал, что, поскольку два государства находятся в конфликте, Османская империя больше не будет признавать Брест-Литовск, и вместо этого представил Чхенкели должным образом подготовленный проект договора. [83]

статей, которые призывали к передаче Османской империи не только областей Карсской и и Батумской , но и уездов Ахалкалаки Договор содержал двенадцать , Ахалцихе , Сурмалу значительной части Александрополя , Эривани и Эчмиадзина , главным образом по ходу железной дороги Карс- Джульфа . Названная территория фактически включит всю Армению в состав Османской империи. [84] Железная дорога была желательна, поскольку османские войска искали быстрый путь в Северную Персию, где они сражались с британскими войсками в Персидской кампании , хотя историк Ричард Г. Ованнисян предположил, что настоящая причина заключалась в том, чтобы дать им возможность добраться до Баку и доступ к добыче нефти по всему городу. [85]

Дав TDFR несколько дней на рассмотрение своих вариантов, 21 мая османские войска возобновили военное наступление в Армению. Они вступили в бой с армянами в битвах при Баш-Абаране , Сардарапате и Кара-Киллисе , но не смогли решительно победить армян. В результате их продвижение замедлилось, и в конце концов они были вынуждены отступить. [86] [87]

Растворение

[ редактировать ]

Немецкая интервенция

[ редактировать ]

К 22 мая османские войска, разделенные на две группы, находились в 40 км (25 миль) от Еревана и в 120 км (75 миль) от Тифлиса. [88] С этой угрозой TDFR обратилась к фон Лоссову и немцам в надежде заручиться их помощью и защитой. Фон Лоссов ранее предлагал выступить посредником между TDFR и Османской империей 19 мая, хотя это не привело к какому-либо прогрессу. [89] Хотя номинально Германская и Османская империи были союзниками, в предыдущие месяцы отношения ухудшились, поскольку немецкая общественность не одобряла сообщения о том, что османское правительство убивает христиан, а правительство Германии не оценило продвижение османской армии на территорию, не согласованную. в Брест-Литовск. [90] У немцев также были свои собственные стратегические интересы на Кавказе: они хотели иметь как потенциальный путь для нападения на Британскую Индию , так и доступ к сырью в регионе, и то и другое могло быть заблокировано османами. [91]

Поскольку армяне сражались с османскими войсками, а у азербайджанцев были свои проблемы с большевиками, контролирующими Баку , грузины пришли к выводу, что у них нет будущего в ЗДФР. [92] 14 мая Жордания отправился в Батум, чтобы попросить помощи у Германии для обеспечения независимости Грузии. Он вернулся в Тифлис 21 мая и выразил уверенность, что Грузия сможет стать независимой. [93] Представители Армении, Азербайджана и Грузии в Сейме встретились 21 мая, чтобы обсудить будущее ЗДФР, и согласились, что он вряд ли продлится долго. На следующий день грузины встретились наедине и решили, что независимость — их единственный логический выбор. [92] Жордания и Зураб Авалишвили подготовили проект декларации независимости 22 мая, прежде чем Жордания снова уехал в Батум, чтобы встретиться с фон Лоссовом. [94] 24 мая фон Лоссов ответил, что ему разрешено работать только с TDFR в целом; поскольку становилось очевидным, что это продлится недолго, ему придется покинуть Трабзон и проконсультироваться со своим правительством о том, как действовать дальше. [95]

Расставаться

[ редактировать ]
Ираклий Церетели выступил с заключительной речью Сейма, призвав к роспуску ЗДФР и независимости Грузии.

26 мая Церетели выступил с двумя речами в Сейме. В первом он объяснил, что TDFR не смог продолжать свою деятельность из-за отсутствия единства среди людей и что этнические раздоры привели к разделению действий в отношении османского вторжения. Во втором выступлении Церетели обвинил азербайджанцев в неспособности поддержать защиту ЗДФР и заявил, что, поскольку федерация потерпела крах, пришло время Грузии провозгласить себя независимой. [96] В 15 часов было принято предложение: «Поскольку по вопросам войны и мира возникли коренные разногласия между народами, создавшими Закавказскую республику, и поскольку стало невозможно установить один авторитетный порядок, выступающий от имени всего Закавказья, Сейм удостоверяет факт распада Закавказья и слагает свои полномочия». [97] Большинство делегатов покинуло палату, оставив только грузин, к которым вскоре присоединились члены Национального совета Грузии. Затем Жордания зачитал декларацию независимости Грузии и провозгласил Демократическую Республику Грузия . [98] Через два дня за этим последовала декларация независимости Армении , а затем Азербайджан сделал то же самое , создав соответственно Республику Армения и Азербайджанскую Демократическую Республику . [99] Все три новых независимых государства подписали 4 июня мирный договор с Османской империей, фактически положив конец этому конфликту. [100] Позже Армения вела короткие войны как с Азербайджаном (1918–1920 гг.) , так и с Грузией (декабрь 1918 г.), чтобы определить свои окончательные границы. [101]

Наследие

[ редактировать ]

Поскольку TDFR просуществовал всего месяц, у него было ограниченное наследие, и исторические исследования по этой теме ограничены. [102] Историки Адриан Бриску и Тимоти К. Блаувельт отметили, что это «казалось как действующим лицам того времени, так и более поздним исследователям региона уникальным, случайным и, безусловно, неповторимым». [103] Стивен Ф. Джонс заявил, что это была «первая и последняя попытка создания независимого Закавказского союза». [104] при этом Ованнисян отметил, что действия ЗДФР за время его недолгого существования продемонстрировали, что он «не был независимым, демократическим, федеративным или республиканским». [72]

Под властью большевиков три государства-преемника будут насильственно воссоединены в составе Советского Союза как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика . Это государство просуществовало с 1922 по 1936 год, а затем вновь распалось на три союзные республики : Армянскую , Азербайджанскую и Грузинскую Советские Социалистические Республики . [105] В современных государствах Армении, Азербайджане и Грузии TDFR в значительной степени игнорируется в их соответствующей национальной историографии , рассматриваясь только как первый этап на пути к их собственным независимым государствам. [106]

Правительство

[ редактировать ]
Министры Закавказской Демократической Федеративной Республики
Портфель Министр [79]
премьер-министр Акакий Чхкенели
Министр иностранных дел Акакий Чхкенели
Министр внутренних дел Ной Рамишвили
Министр финансов Александр Хатисян
Министр транспорта Худадат бек Малик-Асланов
Министр юстиции Фатали Хан Хойский
военный министр Григол Гиоргадзе
Министр сельского хозяйства Ной Хомерики
Министр образования Насиб бек Юсифбейли
Министр торговли и промышленности Мамед Гасан Гаджинский
Министр снабжения Аветик Саакян
Министр социального обеспечения Оганес Каджазнуни
Министр труда Арамаис Эрзинкян [ ru ]
Министр государственного контроля Ибрагим Хайдаров

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian : Закавказская демократическая Федеративная Республика ( ЗДФР ), Zakavkazskaya Demokraticheskaya Federativnaya Respublika ( ZDFR ). [3]
  2. ^ Россия и TDFR использовали юлианский календарь , который на 13 дней отставал от григорианского календаря, использовавшегося в то время в большей части Европы. Оба перешли на григорианский календарь в начале 1918 года. [4] Обе даты указаны до февраля 1918 года, когда в России произошла смена власти, после чего используется только григорианский календарь.
  3. До 1918 года их вообще называли « татарами ». Этот термин, используемый русскими, относился к тюркоязычным мусульманам (шиитам и суннитам) Закавказья . В отличие от армян и грузин , татары не имели своего алфавита и использовали персидско-арабскую письменность . После 1918 года с созданием Азербайджанской Демократической Республики и «особенно в советское время» татарская группа идентифицировала себя как « азербайджанскую ». [5] [6] До 1918 года слово « Азербайджан » относилось исключительно к иранской провинции Азарбайджан . [7]
  4. ^ Ныне столица Азербайджана .
  5. ^ Russian : Особый Закавказский Комитет ; Osobyy Zakavkazskiy Komitet . [20]
  6. Санкт-Петербург был переименован в Петроград в 1914 году. [23]
  7. ^ Русский : Совет ; Совет , что означает «Совет». [24]
  8. ^ Каждый депутат Учредительного собрания представлял 60 000 человек, тогда как в Сейме это число было снижено до 20 000, что фактически утроило число представителей. [36]
  9. ^ Russian : Совнарком ; short for Совет народных комиссаров , Sovet narodnykh kommissarov . [36]
  10. ^ Сейчас известен как Эрзурум. [75]
  1. ^ Jump up to: а б Бриску и Блаувелт 2020 , с. 2
  2. ^ Джавахишвили 2009 , с. 159
  3. ^ Уратадзе 1956 , с. 64
  4. ^ Слай 2020 , с. 119, примечание 1
  5. ^ Борноутиан 2018 , с. 35 (примечание 25).
  6. ^ Цуциев 2014 , с. 50.
  7. ^ Борноутиан 2018 , стр. xiv.
  8. ^ Сапаров 2015 , с. 20
  9. ^ Сапаров 2015 , с. 21–23
  10. ^ Маршалл 2010 , с. 38
  11. ^ Король 2008 , с. 146
  12. ^ Король 2008 , с. 150
  13. ^ Каземзаде 1951 , с. 3
  14. ^ Король 2008 , с. 154
  15. ^ Маршалл 2010 , стр. 48–49.
  16. ^ Солнечно 2015 , с. 228
  17. ^ Кеворкян 2011 , с. 721
  18. ^ Кинг 2008 , стр. 157–158.
  19. ^ Каземзаде 1951 , стр. 32–33.
  20. ^ Ованнисян 1969 , с. 75
  21. ^ Гасанлы 2016 , с. 10
  22. ^ Светоховский 1985 , стр. 84–85.
  23. ^ Рейнольдс 2011 , с. 137
  24. ^ Jump up to: а б Солнечный 1994 , с. 186
  25. ^ Каземзаде 1951 , с. 35
  26. ^ Каземзаде 1951 , стр. 54–56.
  27. ^ Каземзаде 1951 , с. 57
  28. ^ Светоховский 1985 , с. 106
  29. ^ Каземзаде 1951 , с. 58
  30. ^ Jump up to: а б Мамуля 2020 , с. 23
  31. ^ Каземзаде 1951 , с. 84
  32. ^ Светоховский 1985 , с. 108
  33. ^ Каземзаде 1951 , с. 85
  34. ^ Энгельштейн 2018 , с. 334
  35. ^ Ованнисян 1969 , с. 124
  36. ^ Jump up to: а б с д Ованнисян 1969 , с. 125
  37. ^ Jump up to: а б Каземзаде 1951 , с. 87
  38. ^ Бакрадзе 2020 , с. 60
  39. ^ Светоховский 1985 , с. 110
  40. ^ Ованнисян 1969 , стр. 128–129.
  41. ^ Ованнисян 1969 , с. 130
  42. ^ Форестье-Пейра, 2016 , с. 166
  43. ^ Каземзаде 1951 , с. 91
  44. ^ Jump up to: а б Каземзаде 1951 , с. 93
  45. ^ Ованнисян 1969 , с. 131
  46. ^ Светоховский 1985 , с. 121
  47. ^ Ованнисян 1969 , с. 132
  48. ^ Каземзаде 1951 , стр. 93–94.
  49. ^ Ованнисян 1969 , с. 135
  50. ^ Каземзаде 1951 , стр. 94–95.
  51. ^ Ованнисян 1969 , с. 140
  52. ^ Ованнисян 1969 , с. 137
  53. ^ Каземзаде 1951 , с. 96
  54. ^ Бритва 2020 , с. 32
  55. ^ Рейнольдс 2011 , с. 203
  56. ^ Ованнисян 1969 , стр. 150–151.
  57. ^ Jump up to: а б Ованнисян 1969 , с. 152
  58. ^ Каземзаде 1951 , стр. 98–99.
  59. ^ Каземзаде 1951 , с. 99
  60. ^ Каземзаде 1951 , стр. 99–100.
  61. ^ Светоховский 1985 , с. 124
  62. ^ Каземзаде 1951 , с. 101
  63. ^ Ованнисян 1969 , с. 155
  64. ^ Каземзаде 1951 , с. 100
  65. ^ Размер 2020 , с. 50
  66. ^ Маршалл 2010 , с. 89
  67. ^ Каземзаде 1951 , с. 103
  68. ^ Каземзаде 1951 , стр. 103–104.
  69. ^ Ованнисян 1969 , стр. 159–160.
  70. ^ Ованнисян 1969 , стр. 160–161.
  71. ^ Каземзаде 1951 , с. 105
  72. ^ Jump up to: а б с Ованнисян 1969 , с. 162
  73. ^ Каземзаде 1951 , с. 106
  74. ^ Jump up to: а б с Каземзаде 1951 , с. 108
  75. ^ де Ваал 2015 , с. 149
  76. ^ Ованнисян 2012 , стр. 292–294.
  77. ^ Ованнисян 1969 , с. 163
  78. ^ Ованнисян 1969 , стр. 167–168.
  79. ^ Jump up to: а б Каземзаде 1951 , с. 107
  80. ^ Ованнисян 1969 , с. 168
  81. ^ Каземзаде 1951 , с. 109
  82. ^ Ованнисян 1969 , с. 172
  83. ^ Ованнисян 1969 , с. 173
  84. ^ Каземзаде 1951 , с. 110
  85. ^ Ованнисян 1969 , с. 174
  86. ^ Золян 2020 , с. 17
  87. ^ Ованнисян 2012 , с. 299
  88. ^ Ованнисян 1969 , с. 176
  89. ^ Каземзаде 1951 , стр. 113–114.
  90. ^ Ованнисян 1969 , стр. 176–177.
  91. ^ Ованнисян 1969 , стр. 177–179.
  92. ^ Jump up to: а б Каземзаде 1951 , с. 115
  93. ^ Ованнисян 1969 , с. 183
  94. ^ Ованнисян 1969 , с. 184
  95. ^ Ованнисян 1969 , с. 181
  96. ^ Каземзаде 1951 , с. 120
  97. ^ Ованнисян 1969 , с. 188
  98. ^ Suny 1994 , стр. 191–192.
  99. ^ Каземзаде 1951 , стр. 123–124.
  100. ^ Каземзаде 1951 , стр. 125–127.
  101. ^ Каземзаде 1951 , стр. 177–183, 215–216.
  102. ^ Brisku & Blauvelt 2020 , с. 3
  103. ^ Brisku & Blauvelt 2020 , с. 1
  104. ^ Джонс 2005 , с. 279
  105. ^ Король 2008 , с. 187
  106. ^ Brisku & Blauvelt 2020 , с. 4

Библиография

[ редактировать ]
  • Бакрадзе, Лаша (2020), «Немецкий взгляд на Закавказскую федерацию и влияние Комитета за независимость Грузии», «Кавказское исследование » , 8 (1): 59–68, doi : 10.1080/23761199.2020.1714877 , S2CID   213498833
  • Бурнутян, Джордж (2018), Армения и упадок империи: Ереванская провинция, 1900–1914 , Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж, ISBN  978-1-351-06260-2
  • Бриску, Адриан (2020), «Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР) как «грузинская» ответственность», « Обзор Кавказа» , 8 (1): 31–44, doi : 10.1080/23761199.2020.1712902 , S2CID   213610541
  • Бриску, Адриан; Блаувельт, Тимоти К. (2020), «Кому нужен TDFR? Создание и распад Закавказской Демократической Федеративной Республики», «Кавказский обзор » , 8 (1): 1–8, doi : 10.1080/23761199.2020.1712897
  • де Ваал, Томас (2015), Великая катастрофа: армяне и турки в тени геноцида , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-935069-8
  • Энгельштейн, Лаура (2018), Россия в огне: война, революция, гражданская война 1914–1921 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-093150-6
  • Форестье-Пейра, Этьен (2016), «Османская оккупация Батуми, 1918 год: вид снизу» (PDF) , «Обзор Кавказа» , 4 (2): 165–182, doi : 10.1080/23761199.2016.1173369 , S2CID   163701318 , заархивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2020 г. , получено 6 августа 2021 г.
  • Гасанлы, Джамиль (2016), Внешняя политика Азербайджанской Республики: трудный путь к западной интеграции, 1918–1920 , Нью-Йорк: Routledge, ISBN  978-0-7656-4049-9
  • Ованнисян, Ричард Г. (1969), Армения на пути к независимости, 1918 , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, LCCN   67-13649 , OCLC   175119194
  • Ованнисян, Ричард Г. (2012), «Путь Армении к независимости», в книге Ованнисян, Ричард Г. (редактор), Армянский народ от древних времен до наших дней, Том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до современности. Двадцатый век , Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Макмиллан, стр. 275–302, ISBN  978-0-333-61974-2
  • Джавахишвили, Николай (2009), «История единой финансовой системы на Центральном Кавказе», Кавказ и глобализация , 3 (1): 158–165.
  • Джонс, Стивен Ф. (2005), Социализм в грузинских цветах: европейский путь к социал-демократии 1883–1917 , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN  978-0-67-401902-7
  • Каземзаде, Фируз (1951), Борьба за Закавказье (1917–1921) , Нью-Йорк: Философская библиотека, ISBN  978-0-95-600040-8
  • Кеворкян, Раймонд (2011), Геноцид армян: полная история , Bloomsbury Publishing, ISBN  978-0-85771-930-0
  • Кинг, Чарльз (2008), Призрак свободы: История Кавказа , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-539239-5
  • Мамулия, Жорж (2020), «Азербайджан и Закавказская Демократическая Федеративная Республика: историческая реальность и возможность», «Кавказский обзор » , 8 (1): 21–30, doi : 10.1080/23761199.2020.1712901 , S2CID   216497367
  • Маршалл, Алекс (2010), Кавказ под советской властью , Нью-Йорк: Routledge, ISBN  978-0-41-541012-0
  • Рейнольдс, Майкл А. (2011), Разрушающиеся империи: столкновение и крах Османской и Российской империй 1908–1918 , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN  978-0-521-14916-7
  • Сапаров, Арсен (2015), От конфликта к автономии на Кавказе: Советский Союз и создание Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха , Нью-Йорк: Routledge, ISBN  978-1-138-47615-8
  • Слай, Сара (2020), «Поворот к единству: Северокавказский взгляд на Закавказскую Демократическую Федеративную Республику», «Кавказский обзор » , 8 (1): 106–123, doi : 10.1080/23761199.2020.1714882 , S2CID   213140479
  • Суни, Рональд Григор (1994), Создание грузинской нации (второе изд.), Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, ISBN  978-0-25-320915-3
  • Суни, Рональд Григор (2015), «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: история геноцида армян , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN  978-0-691-14730-7
  • Талья, Стефано (2020), «Прагматизм и целесообразность: османские расчеты и создание Закавказской Демократической Федеративной Республики», «Обзор Кавказа » , 8 (1): 45–58, doi : 10.1080/23761199.2020.1712903 , S2CID   213772764
  • Светоховский, Тадеуш (1985), Русский Азербайджан, 1905–1920: Формирование национальной идентичности в мусульманском сообществе , Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-52245-8
  • Цуциев, Артур (2014), «1886–1890: Этнолингвистическая карта Кавказа», Атлас этнополитической истории Кавказа , Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, стр. 48–51, ISBN  978-0-300-15308-8
  • Uratadze, Grigorii Illarionovich (1956), Образование и консолидация Грузинской Демократической Республики [ The Formation and Consolidation of the Georgian Democratic Republic ] (in Russian), Moscow: Institut po izucheniyu istorii SSSR, OCLC  1040493575
  • Золян, Микаел (2020), «Между империей и независимостью: Армения и Закавказская Демократическая Федеративная Республика», «Кавказский обзор » , 8 (1): 9–20, doi : 10.1080/23761199.2020.1712898 , S2CID   216514705

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Цюррер, Вернер (1978), Кавказ 1918–1921: Борьба великих держав за сухопутный мост между Черным и Каспийским морями [ Кавказ 1918–1921: Борьба великих держав за сухопутный мост между Черным и Каспийским морями ] (на немецком языке), Дюссельдорф: Droste Verlag GmbH, ISBN  3-7700-0515-5

41 ° 45' с.ш., 44 ° 45' в.д.  /  41,75 ° с.ш., 44,75 ° в.д.  / 41,75; 44,75

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 263f7bb5461f16989fc1ecbacc002814__1715536140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/14/263f7bb5461f16989fc1ecbacc002814.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transcaucasian Democratic Federative Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)