Трабзон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Трабзон | |
---|---|
Город | |
Сверху по часовой стрелке : мечеть Фатих ; озеро Узунгёль ; Площадь Ататюрка; общий вид на центр города со стороны Бозтепе ; Собор Святой Софии Трабзона ; и дом Ататюрка | |
Прозвище: Город Сказки на Востоке | |
Координаты: 41 ° 00'18 "N 39 ° 43'21" E / 41,00500 ° N 39,72250 ° E | |
Страна | Турция |
Область | Черноморский регион |
Провинция | Трабзон |
Учредил | в. 756 г. до н.э. |
Правительство | |
• Губернатор | Азиз Йылдирим |
• Мэр | Ахмет Метин Генч ( Партия AK ) |
Высота | 0 м (0 футов) |
Население (2022) [1] | |
• Городской | 293,661 |
Demonym(s) | Трапеция, Трапезунтин, Требизон, Трабзон, Трабзонит |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Почтовый индекс | 61ххх |
Код города | (+90) 462 |
Номерной знак | 61 |
Климат | CFA |
Веб-сайт | www www |
Трабзон , исторически известный как Трапезунд , — город на черноморском побережье северо-восточной Турции и столица провинции Трабзон . Трабзон, расположенный на историческом Шелковом пути. [ нужна ссылка ] , на протяжении веков стал плавильным котлом религий Кавказ , языков и культуры и торговыми воротами в Персию на юго-востоке и на на северо-востоке. [2] [ не удалось пройти проверку – см. обсуждение ] Венецианские шелк и генуэзские купцы посещали Трабзон в средневековый период и продавали , лен и шерстяные ткани . [ нужна ссылка ] Обе республики имели в городе торговые колонии – Леонкастрон и бывший «венецианский замок», – которые играли для Трабзона роль, подобную той, которую Галата играла для Константинополя (современный Стамбул ). [3] Трабзон за свою долгую историю составил основу нескольких государств и был столицей Трапезундской империи между 1204 и 1461 годами . В ранний современный период [ когда? ] Трабзон, из-за важности своего порта, снова стал центром торговли с Персией и Кавказом .
Имя
[ редактировать ]Турецкое название города – Трабзон. Исторически он известен на английском языке как Трапезунд . Первое зарегистрированное название города — греческое Tραπεζοῦς ( Трапеция ), относящееся к столообразному центральному холму между ручьями Загнос (Искелебоз) и Кузгун, на котором он был основан ( τράπεζα означало «стол» на древнегреческом языке ; обратите внимание на таблицу на монета на рисунке). На латыни Трабзон называется Трапезус , что является латинизацией его древнегреческого названия. И в понтийском , и в новогреческом языках оно называется Τραπεζούντα ( Трапезунта ). На османском турецком и персидском языках оно пишется как طربزون . Во времена Османской империи Тара Бозан . также использовалась [4] [5] [6] [7] В Лазе оно известно как Тамтра ( Т'амтра ) или Т'рап'узани , [8] по- грузински это ტრაპიზონი ( Т'рап'изони ), а по-армянски - Տրապիզոն Трапизон . Армянский странствующий священник XIX века Быжискян называл город другими, местными именами, в том числе Хуршидабат и Озинис . [9] Западные географы и писатели использовали множество вариантов написания названия на протяжении всего Средневековья. Эти версии названия, которые случайно использовались и в английской литературе, включают: Trebizonde ( фр. ), Trapezunt ( нем . ), Trebisonda ( исп. ), Trapesunta ( ит. ), Trapisonda , Tribisonde , Terabesoun , Trabesun , Трабузан , Трабизонд и Тарабосан .
В испанском языке это имя было известно из рыцарских романов и «Дон Кихота» .Из-за своего сходства с трапалой и трапазой , [10] трапизонда приобрела значение «сумма, запутанная ситуация». [11]
История
[ редактировать ]Железный век и классическая древность
[ редактировать ]До того, как город был основан как греческая колония, на территории доминировали колхидские (западно-грузинские) и халдийские (анатолийские) племена. , Считается, что хаяса которые находились в конфликте с центрально-анатолийскими хеттами в 14 веке до нашей эры, жили в районе к югу от Трабзона. Более поздние греческие авторы упоминали макронов и халибов как коренные народы. Одной из доминирующих кавказских групп на востоке были лазы , входившие в состав монархии Колхиды вместе с другими родственными грузинскими народами. [12] [13] [14]
Город был основан в классической античности в 756 году до нашей эры как Tραπεζούς ( Трапециевидный ) милетскими торговцами из Синопа . [15] Это была одна из многих (около десяти) милетских колоний торговых , расположенных вдоль берегов Черного моря. Другие включали Абидос и Кизик в Дарданеллах , а также близлежащий Керас . Как и большинство греческих колоний, город был небольшим анклавом греческой жизни, а не отдельной империей в позднеевропейском смысле этого слова. Будучи колонией, Трапезус первоначально платил дань Синопе, но предполагается, что ранняя банковская деятельность (обмен денег) имела место в городе уже в 4 веке до нашей эры, согласно серебряной монете драхма из Трапезуса в Британском музее в Лондоне. Кир Великий присоединил город к Империи Ахеменидов и, возможно, был первым правителем, объединившим восточное Причерноморье в единое политическое образование (сатрапию ) .
Торговыми партнерами Трапезунда были моссиноэки . Когда Ксенофонт и Десять тысяч наемников пробивались из Персии , первым греческим городом, которого они достигли, был Трапезунд (Ксенофонт, Анабасис , 5.5.10). Город и местные мосиноцы отдалились от столицы Мосиноэки до такой степени, что началась гражданская война. Войска Ксенофонта решили этот вопрос в пользу повстанцев, а значит, и в интересах Трапезунда.
Вплоть до завоеваний Александра Македонского город оставался под властью Ахеменидов. Хотя Понт не пострадал напрямую от войны, его города в результате нее получили независимость. Местные правящие семьи продолжали заявлять о частичном персидском наследии, и персидская культура имела некоторое длительное влияние на город; святые источники горы Минтрион к востоку от старого города были посвящены персидско-анатолийскому греческому богу Митре . Во II веке до нашей эры город с его естественными гаванями был присоединен к царству Фарнаком I. Понтийскому Митридат VI Евпатор сделал его портом приписки понтийского флота, стремясь изгнать римлян из Анатолии.
После поражения Митридата в 66 г. до н. э. город сначала был передан галатам , но вскоре был возвращен внуку Митридата, а впоследствии стал частью нового клиентского Понтийского царства. Когда два столетия спустя королевство было окончательно присоединено к римской провинции Галатия , флот перешёл к новым командующим, став Classis Pontica . Город получил статус civitas libera , расширяющий его судебную автономию и право чеканить собственную монету. Трапезунд приобрел важное значение благодаря доступу к дорогам, ведущим через перевал Зиган к границе с Арменией или к долине верхнего Евфрата . Новые дороги были построены из Персии и Месопотамии под властью Веспасиана . В следующем столетии император Адриан заказал улучшения, чтобы сделать гавань более структурированной. [16] Император посетил город в 129 году в рамках осмотра восточной границы ( липы ). Митреум . сейчас служит склепом церкви и монастыря Панагия Теоскепастос ( Кызлар Манастыры ) в соседней Кизларе, к востоку от цитадели и к югу от современной гавани
Септимий Север наказал Трапезунда за поддержку своего соперника Песценния Нигера в год пяти императоров . В 257 году город был разграблен готами , несмотря на то, что, как сообщается, его защищали «10 000 человек сверх обычного гарнизона» и две полосы стен. [16] Впоследствии Трапезунд был перестроен, снова разграблен персами в 258 году, а затем восстановлен еще раз. Оно не скоро восстановилось. Лишь во времена правления Диоклетиана надпись намекает на восстановление города; Аммиан Марцеллин ничего не сказал о Трапезунде, кроме того, что это «не безвестный город».
Христианство достигло Трапезунда к третьему веку, поскольку во время правления Диоклетиана произошло мученичество Евгения и его соратников Кандидия, Валериана и Аквилы. [17] Евгений разрушил статую Митры , возвышавшуюся над городом с горы Минтрион (Бозтепе), и стал покровителем города после его смерти. Ранние христиане искали убежища в Понтийских горах к югу от города, где они основали монастырь Вазелон в 270 году нашей эры и монастырь Сумела в 386 году нашей эры. Еще на Первом Никейском соборе в Трапезунде был свой епископ. [18] Трапезундский был подчинен митрополиту Потийскому Впоследствии епископ . [18] Затем, в 9 веке, сам Трапезунд стал резиденцией митрополита Лазицкого епископа . [18]
Византийский период
[ редактировать ]Ко времени Юстиниана город служил важной базой в его Персидских войнах, и Миллер отмечает, что портрет полководца Велизария «долгое время украшал церковь Св. Василия». [19] Надпись над восточными воротами города посвящена реконструкции городских стен за счет Юстиниана после землетрясения. [19] В какой-то момент до VII века городской университет ( Пандидактерион ) был восстановлен с учебной программой квадривиума . Университет привлекал студентов не только из Византийской империи , но и из Армении. [20]
Город вновь приобрел значение, когда стал резиденцией фемы Халдии . Трапезунд также выиграл, когда торговый путь вновь приобрел значение в VIII-X веках; Мусульманские авторы X века отмечают, что Трапезунд часто посещали мусульманские купцы как основной источник перевалки византийского шелка в восточные мусульманские страны. [21] X века По словам арабского географа Абул Феды, он считался в основном лазским портом. Итальянские морские республики, такие как Венецианская республика и, в частности, Генуэзская республика, на протяжении веков активно вели черноморскую торговлю, используя Трапезунд как важный морской порт для торговли товарами между Европой и Азией. [3] Некоторые караваны Шелкового пути , везущие товары из Азии, останавливались в порту Трапезунд, где европейские купцы приобретали эти товары и развозили их на кораблях в портовые города Европы. Эта торговля обеспечивала государству источник дохода в виде таможенных пошлин, или kommerkiaroi , взимаемых с товаров, продаваемых в Трапезунде. [22] Греки защищали прибрежные и внутренние торговые пути обширной сетью гарнизонных фортов. [23]
После поражения Византии в битве при Манцикерте в 1071 году Трапезунд перешел под Сельджуков власть . Это правило оказалось временным, когда опытный солдат и местный аристократ Теодор Габрас взял под свой контроль город от турецких захватчиков и считал Трапезунд, по словам Анны Комнины , «как трофей, выпавший на его долю» и правил им. как свое собственное королевство. [24] Поддерживая утверждение Комнины, Саймон Бендалл выделил группу редких монет, которые, по его мнению, были отчеканены Габрасом и его преемниками. [25] Хотя он был убит турками в 1098 году, другие члены его семьи продолжили его де-факто независимое правление в следующем столетии.
Трапезундская империя
[ редактировать ]образовалась Трапезундская империя после грузинской экспедиции в Халдию . [26] под командованием Алексиоса Комнина за несколько недель до разграбления Константинополя в 1204 году. Расположенное в дальнем северо-восточном углу Анатолии , оно было самым долгоживущим из византийских государств-преемников. Византийские авторы, такие как Пахимер , и в некоторой степени трапезунтинцы, такие как Лазаропул и Виссарион , считали Трапезундскую империю не более чем лазийским пограничным государством. Таким образом, с точки зрения византийских писателей, связанных с Ласкари , а затем с Палеологами , правители Трапезунда не были императорами. [27] [28]
Географически Трапезундская империя представляла собой немногим более узкой полосы вдоль южного побережья Черного моря и не намного дальше вглубь страны, чем Понтийские горы . Однако город получил большое богатство за счет налогов, которые он взимал с товаров, продаваемых между Персией и Европой через Черное море. монголами Осада Багдада в 1258 году отвлекла больше торговых караванов в сторону города. В Трапезунд регулярно приезжали генуэзские и в меньшей степени венецианские торговцы. Чтобы обеспечить свою часть черноморской торговли, генуэзцы в 1306 году купили прибрежное укрепление «Леонкастрон» к западу от зимней гавани. Венецианцы также построили в городе торговый форпост, в нескольких сотнях метров к западу. генуэзцев. Между этими двумя итальянскими колониями поселилось множество других европейских торговцев, и поэтому он стал известен как «Европейский квартал». Небольшие группы итальянцев продолжали жить в городе до первых десятилетий 20 века. Одним из самых известных людей, посетивших город в этот период, был Марко Поло , который закончил свой обратный путь по суше в порту Трапезунд и отплыл в свой родной город Венецию на корабле ; проезжая Константинополь ( Стамбул по пути ), который был отбит византийцами в 1261 году.
Вместе с персидскими товарами итальянские торговцы привезли в Западную Европу истории о городе. Трапезунд играл мифическую роль в европейской литературе позднего средневековья и эпохи Возрождения. Мигель де Сервантес и Франсуа Рабле подарили своим героям желание завладеть городом. [29] Помимо литературы, легендарная история города – и истории Понта в целом – также повлияла на создание картин , театральных постановок и опер в Западной Европе на протяжении последующих столетий.
Город также сыграл роль в раннем Возрождении ; Западный захват Константинополя, который официально закрепил политическую независимость Трапезунда, также побудил византийских интеллектуалов искать убежища в городе. Особенно Алексиос II Трапезундский и его внук Алексиос III были покровителями искусств и наук. После великого городского пожара 1310 года разрушенный университет был восстановлен. В рамках университета Григорий Хониад открыл новую астрономическую академию, в которой разместилась лучшая обсерватория за пределами Персии. Хониад привез с собой труды Шамс ад-Дина аль-Бухари. [30] Насир ад-Дин ат-Туси и Абд ар-Рахман аль-Хазини из Тебриза, который он перевел на греческий язык. Эти работы позже попали в Западную Европу вместе с астролябией . Обсерватория, построенная Хониадом, стала известна своими точными предсказаниями солнечного затмения , но, вероятно, использовалась в основном в астрологических целях для императора и/или церкви. [31] Ученые и философы Трапезунда были одними из первых западных мыслителей, сравнивших современные теории с классическими греческими текстами. Базилиос Виссарион и Георгий Трапезундский путешествовали по Италии, преподавали и публиковали работы по Платону и Аристотелю , положив начало ожесточенным дебатам и литературной традиции, которая продолжается и по сей день на тему национальной идентичности и глобального гражданства . Они были настолько влиятельны, что Виссарион рассматривался на должность Папы , а Георгий мог выжить как академик даже после того, как его оклеветали за резкую критику Платона.
Черная смерть пришла в город в сентябре 1347 года, вероятно, через Каффу . В это время местная аристократия была вовлечена в Трапезунтинскую гражданскую войну .
В 1340 году Тур Алибек, один из первых предков Ак Коюнлу , совершил набег на Трапезунд. В 1348 году он осадил Трапезунд, однако потерпел неудачу и снял осаду. Позже Алексиос III Трапезундский отдал свою сестру Кутлу-беку, сыну Тур Али-бека, и установил с ними родство. [32]
Константинополь оставался столицей Византии до тех пор, пока он не был завоеван османским . султаном Мехмедом II в 1453 году, который также завоевал Трапезунд восемь лет спустя, в 1461 году
Его демографическое наследие сохранялось в течение нескольких столетий после османского завоевания в 1461 году, поскольку значительное количество греческих православных жителей, обычно называемых понтийскими греками , продолжали жить в этом районе во время османского владычества, вплоть до 1923 года, когда они были депортированы в Грецию. . Несколько тысяч греческих мусульман все еще живут в этом районе, в основном в Чайкаре - диалектическом регионе к юго-востоку от Трабзона. Большинство из них - мусульмане-сунниты, хотя в городе есть и недавно обращенные. [ нужна ссылка ] и, возможно, несколько криптохристиан в районе Тонья / Гюмюшане к юго-западу от города. По сравнению с большинством ранее греческих городов в Турции, здесь также сохранилась значительная часть греческого византийского архитектурного наследия.
Османская эпоха
[ редактировать ]Последний император Трапезунда Давид сдал город султану Мехмеду II Османской империи в 1461 году. [33] После этого захвата Мехмед II отправил в этот район множество турецких поселенцев, но старые этнические греческие , лазские и армянские общины остались. Согласно налоговым книгам Османской империи ( tahrir defterleri ), общая численность облагаемых налогом взрослых мужчин (только тех, у кого есть домашнее хозяйство) в 1523 году составляла 1473 человека. [34] Общая численность населения города была значительно выше. Примерно 85% населения были христианами, а 15% - мусульманами. Тринадцать процентов взрослых мужчин принадлежали к армянской общине, а подавляющее большинство христиан были греками. [34] Однако к концу 17 века значительная часть местных христиан была исламизирована , особенно те, кто находился за пределами города, согласно исследованию профессора Халила Инальджика об османских налоговых книгах ( tahrir defterleri ). Между 1461 и 1598 годами Трабзон оставался административным центром более широкого региона; сначала как «центр санжака» Рум-Эялета , позже эялета Эрзинджан-Байбурт , Анадолу-Эялета и Эрзурум-Эялета . [35]
В 1598 году он стал столицей собственной провинции — Эялета Трапезундского , — которая в 1867 году стала вилайетом Трапезундского . Во время правления султана Баязида II его сын принц Селим (впоследствии султан Селим I ) был санджак-беем Трабзона, а сын Селима I Сулейман Великолепный родился в Трабзоне в 1494 году. Османское правительство часто назначало местных турок-чепни и лазов. бей как региональный бейлербей . [ нужна ссылка ] Также зафиксировано, что некоторые боснийцы были назначены Блистательной Портой региональными бейлербеями в Трабзоне. [ нужна ссылка ] Эялет Трабзонский всегда отправлял войска для османских кампаний в Европе в 16 и 17 веках.
В конце османского периода в Трапезунде проживал богатый торговый класс, а местное христианское меньшинство имело существенное влияние с точки зрения культуры, экономики и политики. В городе был открыт ряд европейских консульств из-за его важности в региональной торговле и коммерции. В первой половине XIX века Трапезунд даже стал главным портом для персидского экспорта. Открытие Суэцкого канала значительно уменьшило международное торговое положение города, но не остановило экономическое развитие региона. В последние десятилетия XIX века в городе произошли некоторые демографические изменения. Поскольку население провинции значительно увеличилось из-за повышения уровня жизни, многие семьи и молодые люди - в основном христиане , но также некоторые евреи и греко- или тюркоязычные мусульмане - решили мигрировать в Крым и на юг Украины в поисках сельскохозяйственных угодий или работы. в одном из вновь основанных там городов. Среди этих мигрантов были бабушки и дедушки Боб Дилан [36] и греческие политики и художники. Многие христианские и мусульманские семьи из Трабзона также переехали в Константинополь, где они открыли бизнес или искали работу, как, например, дедушка Ахмета Эртегуна . Эти мигранты занимались самыми разными профессиями, включая выпечку, кондитерские изделия, пошив одежды, столярное дело, образование, пропаганду, политику и управление. Влияние этой диаспоры с тех пор продолжается, и его до сих пор можно увидеть во многих ресторанах и магазинах в городах черноморского региона 21 века, таких как Стамбул, Одесса и Мариуполь . В то же время в город прибыли тысячи мусульманских беженцев с Кавказа, особенно после 1864 года, во время так называемого черкесского геноцида .
Рядом с Константинополем, Смирной (ныне Измир ) и Салониками (ныне Салоники ), Трапезунд был одним из городов, где западные культурные и технологические инновации были впервые представлены Османской империи. В 1835 году Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям открыл станцию Трапезундской миссии, которую он занимал с 1835 по 1859 год и с 1882 по 1892 год. [37] В первой половине XIX века в провинции были построены сотни школ, что дало региону один из самых высоких уровней грамотности в империи. Сначала свои школы открыла греческая община, но вскоре за ними последовали мусульманская и армянская общины. В городе также были открыты международные школы; Во второй половине XIX века были открыты американская школа, пять французских школ, персидская школа и ряд итальянских школ. [38] В 1845 году в городе появилось почтовое отделение. Во второй половине XIX века были построены новые церкви и мечети, а также первый театр, общественные и частные типографии, многочисленные фотоателье и банки. Самые старые известные фотографии центра города датируются 1860-ми годами и изображают один из последних верблюжьих поездов из Персии.
Считается, что от одной до двух тысяч армян было убито в Трапезундском вилайете во время Хамидианской резни в 1895 году. Хотя это число было небольшим по сравнению с другими османскими провинциями, его влияние на армянскую общину в городе было большим. Многие видные жители Армении, в том числе ученые, музыканты, фотографы и художники, решили мигрировать в сторону Российской империи или Франции. Большое греческое население города не пострадало от резни. [39] Иван Айвазовский написал картину «Резня армян в Трапезунде 1895 года» . По мотивам этих событий [40] Из-за большого количества жителей Западной Европы в городе новости из региона освещались во многих европейских газетах. Эти западные газеты, в свою очередь, также пользовались большой популярностью среди жителей города.
Картины и рисунки Трапезунда османской эпохи
- Трапезунд с моря Иван Айвазовский
- Гравюра К. Лапанте с изображением порта в Чомлекчи.
- Трапезунд, Жан-Батист Анри Дюран-Брагер
- Трапезунд с моря Егише Тадевосян
- Трапезунд с юга, Годфри Винье
- Карантинная станция Жюля Лорана
- Просмотр улиц Николая Лансере
современная эпоха
[ редактировать ]В 1901 году гавань была оборудована кранами компании Stothert & Pitt из Бата в Англии. В 1912 году на центральной площади Мейдан был открыт Шумерский оперный театр, ставший одним из первых в империи. Начало Первой мировой войны резко положило конец относительно мирному и процветающему периоду, который город пережил в предыдущем столетии. Первый Трапезунд потерял многих своих молодых граждан мужского пола в битве при Сарыкамыше зимой 1914–1915 годов, в то время как за те же самые месяцы русский флот бомбардировал город в общей сложности пять раз, взяв 1300 человек. [41] жизни. Особенно объекту нападения подвергся портовый квартал Чёмлекчи и прилегающие кварталы.
В июле 1915 года большинство взрослых армян мужского пола, проживавших в городе, пятью колоннами были отправлены на юг, к рудникам Гюмюшане, и больше их никто никогда не видел. Сообщается, что других жертв геноцида армян вывезли в море на лодках, которые затем перевернулись. [42] [43] В некоторых районах Трапезундской провинции, таких как долина реки Карадере в современном Араклы , в 25 километрах к востоку от города, местное мусульманское население пыталось защитить армян-христиан. [44]
Прибрежный район между городом и российской границей стал местом ключевых сражений между османской и русской армиями во время Трапезундской кампании в рамках Кавказской кампании Первой мировой войны. Русская армия высадилась в Атине , к востоку от Ризе, в марте. 4 декабря 1916 года. Лазистан Санджак пал за два дня. Однако из-за сильного сопротивления партизан в районе Офа и Чайкары примерно в 50 км к востоку от Трабзона русской армии потребовалось еще 40 дней, чтобы продвинуться на запад. [45] Османская администрация Трабзона предвидела падение города и призвала к встрече с лидерами общины, на которой передала контроль над городом греческому митрополиту-епископу Хрисантосу Филиппидису .
Хрисантос пообещал защитить мусульманское население города. Османские войска отступили из Трабзона, и 15 апреля город был взят без боя Русской Кавказской армией под командованием великих князей Николая и Николая Юденича . Незадолго до захвата города Россией в Трабзоне также произошла резня армян и греков. [46] Многие взрослые турецкие мужчины покинули город, опасаясь репрессий, хотя губернатор Хрисантос включил их в свою администрацию. По некоторым данным, русские запретили мусульманские мечети и вынудили турок , которые были крупнейшей этнической группой, проживавшей в городе, покинуть Трабзон. [47] Однако уже во время российской оккупации многие турки, бежавшие в окрестные деревни, начали возвращаться в город, и губернатор Хрисантос помог им восстановить свои объекты, такие как школы, к ужасу русских.
В начале 1917 года Хрисантос безуспешно пытался заключить мир между русскими и османами. Во время русской революции 1917 года русские солдаты в городе приступили к беспорядкам и грабежам, а офицеры реквизировали трапезонские корабли и бежали с места происшествия. Губернатору Хрисантосу удалось успокоить русских солдат, и русская армия в конечном итоге отступила из города и остальной части восточной и северо-восточной Анатолии . В марте и апреле 1918 года в городе прошла Трапезундская мирная конференция , на которой османы согласились отказаться от своих военных завоеваний на Кавказе в обмен на признание восточных границ империи в Анатолии Закавказским сеймом (недолговечным закавказским сеймом). правительство).
В декабре 1918 года заместитель губернатора Трабзона Хафиз Мехмет выступил с речью в османском парламенте , в которой обвинил бывшего губернатора Трапезундской провинции Джемаля Азми – назначенца-иностранца, бежавшего в Германию после российского вторжения – в организации Геноцида армян в город в 1915 году путем утопления. Впоследствии в начале 1919 года в Трапезунде была проведена серия судебных процессов по делам о военных преступлениях (см. Трапезунд во время Геноцида армян ). Среди прочих, Джемаль Азми был заочно приговорен к смертной казни.
Во время турецкой войны за независимость несколько христианских понтийских греческих общин в Трапезундской провинции восстали против новой армии Мустафы Кемаля (особенно в Бафре и Санта ), но когда греки-националисты прибыли в Трабзон, чтобы провозгласить революцию, они не были приняты с распростёртыми объятиями. местное понтийское греческое население города. В то же время мусульманское население города, помня о своей защите при греческом правителе Хрисанте, протестовало против ареста видных христиан. Либеральные делегаты Трапезунда выступили против избрания Мустафы Кемаля лидером турецкой революции на Эрзурумском конгрессе .
Губернатор и мэр Трапезунда были потрясены насилием против османских греческих подданных. [48] Таким образом, правительство Трабзона отказало в оружии приспешнику Мустафы Кемаля Топалу Осману , который был ответственен за массовые убийства в западном Понте, которые были частью Геноцида греков . Осман был изгнан из города вооруженными турецкими портовыми рабочими. [49] Губернатор Хрисантос отправился на Парижскую мирную конференцию , где предложил создать Понтийскую республику , которая защитила бы ее различные этнические группы. За это он был приговорен к смерти турецкими националистическими силами и не смог вернуться на свой пост в Трапезунде. Вместо этого город должен был быть передан « Вильсоновской Армении », что также так и не было реализовано. После войны Севрский договор был аннулирован и заменен Лозаннским договором (1923 г.). В рамках этого нового договора Трапезунд стал частью новой Турецкой Республики . Усилия проосманского и антинационалистического населения Трапезунда лишь отсрочили неизбежное, поскольку национальные правительства Турции и Греции согласились на взаимный принудительный обмен населением . В этот обмен вошли более 100 000 греков из Трапезунда и окрестностей, которые переехали в Грецию (основав новые города Неа Трапезунта, Пиерия и Неа Трапезунта, Гревена и другие). [50]
Во время войны депутат Трапезундского парламента Али Шюкрю-бей был одной из ведущих фигур первой турецкой оппозиционной партии . В своей газете «Тан » Шюкрю и его коллеги опубликовали критику кемалистского правительства, например, в отношении насилия, совершенного против греков во время обмена населением. Шюкрю утверждал, что признание этнического разнообразия не представляет угрозы для турецкой нации.
Люди Топала Османа в конечном итоге убили парламентария Шюкрю за его критику националистического правительства Мустафы Кемаля в марте 1923 года. Позже Топал Осман был приговорен к смертной казни и убит при сопротивлении аресту. Под давлением оппозиции его обезглавленное тело было повешено за ногу перед зданием турецкого парламента. Али Шюкрю-бей, который учился в Дениз Харп Окулу (Турецкая военно-морская академия) и работал журналистом в Соединенном Королевстве, жители Трабзона считают героем, а в соседнем Гиресуне стоит статуя его убийцы Топала Османа. . Три года спустя депутат Трабзона Хафиз Мехмет, который дал показания о том, что он знал о Геноциде армян и выступал против него, также был казнен за предполагаемое участие в заговоре в Измире с целью убийства Мустафы Кемаля. Буквальное обезглавливание турецкой политической оппозиции, которая по большей части базировалась в районе Трабзона, уменьшило национальное влияние города и привело к давней вражде между кемалистами и населением Трабзона. Политический и культурный разрыв между Восточным Черноморским регионом и остальной частью Анатолии продолжал существовать на протяжении всего 20-го века и до сих пор влияет на турецкую политику. Даже в 21 веке политики, выходцы из Трабзона, часто сталкиваются с ксенофобскими атаками как со стороны националистических, так и консервативных кругов. [ нужна ссылка ]
Во время Второй мировой войны судоходство было ограничено, поскольку Черное море снова стало зоной боевых действий. Следовательно, наиболее важные экспортные продукты, табак и фундук , не могли быть проданы, а уровень жизни ухудшился.
В результате общего развития страны Трабзон развил свою экономическую и коммерческую жизнь. Прибрежное шоссе и новая гавань расширили коммерческие отношения с центральной Анатолией, что привело к некоторому росту. Однако прогресс был медленным по сравнению с западной и юго-западной частями Турции.
Трабзон известен на всю Турцию своими анчоусами под названием хамси , которые являются основным блюдом во многих ресторанах города. Основные статьи экспорта из Трабзона включают фундук и чай .
В городе до сих пор проживает значительная община грекоязычных мусульман , большинство из которых родом из окрестностей Тони , Сюрмене и Чайкары . Однако на разновидности понтийского греческого языка , известной как « Ромейка » на местном языке, Понтиака на греческом и Румка на турецком языке, говорит в основном старшее поколение. [51]
География и климат
[ редактировать ]Провинция Трабзон имеет общую площадь 4685 квадратных километров (1809 квадратных миль) и граничит с провинциями Ризе , Гиресун и Гюмюшане . Общая площадь составляет 22,4% плато и 77,6% холмов. Понтийские горы проходят через провинцию Трабзон.
Трабзон был важным ориентиром для мореплавателей на Черном море в суровые погодные условия. Популярное выражение «perdere la Trebisonda» (потеря Трапезунда) до сих пор широко используется в итальянском языке для описания ситуаций, в которых теряется чувство направления. [3] Итальянские морские республики, такие как Венеция и, в частности, Генуя, на протяжении веков активно участвовали в черноморской торговле. [3]
В Трабзоне четыре озера: Узунгёль , Чакыргёль, Сера и Халдизен. В Трабзоне есть несколько ручьев, но нет рек.
Климат
[ редактировать ]В Трабзоне климат типичный для восточного Причерноморья, влажный субтропический климат ( Кеппен : Cfa, Треварта : Cf ) вблизи побережья. [52] Очень небольшой процент провинции можно классифицировать как субтропическую, однако, поскольку слегка возвышенные сельские районы вблизи побережья являются океаническими ( Cfb/Do ), горные прибрежные районы являются влажными континентальными ( Dfb/Dc ) и субарктическими ( Dfc/Eo ); и тундру ( ET/Ft ) можно найти на вершинах Понтийских Альп. Кроме того, во время создания климатической классификации Кеппена в центре города был пограничный океанически-влажный субтропический климат, температура которого опускалась чуть ниже порога 22 ° C (72 ° F) для самого жаркого месяца в году, однако изменение климата и города Городской остров тепла способствовал его реклассификации в последние десятилетия как влажный субтропический регион. Именно поэтому местные власти до сих пор относят город к океаническому, поскольку этот подтип климата лучше отражает всю Приморский район провинции. [53] [54]
Лето теплое, средняя максимальная температура составляет около 28 ° C (82 ° F) в августе, а зима обычно прохладная, самая низкая средняя минимальная температура составляет почти 5 ° C (41 ° F) в феврале. Наибольшее количество осадков выпадает осенью и зимой, с заметным снижением в летние месяцы микроклиматического состояния центра города по сравнению с остальной частью региона. [55] Снегопад довольно распространен в период с декабря по март, снег идет неделю или две, а когда идет снег, он может быть сильным.
Температура воды, как и на остальной части черноморского побережья Турции, обычно мягкая и колеблется от 8 ° C (46 ° F) до 20 ° C (68 ° F) в течение года.
Климатические данные для Трабзона (1991–2020 гг., крайности 1927–2020 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 25.9 (78.6) | 30.1 (86.2) | 35.2 (95.4) | 37.6 (99.7) | 38.2 (100.8) | 36.7 (98.1) | 37.0 (98.6) | 38.2 (100.8) | 37.9 (100.2) | 33.8 (92.8) | 32.8 (91.0) | 26.4 (79.5) | 38.2 (100.8) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 11.3 (52.3) | 11.4 (52.5) | 13.0 (55.4) | 16.3 (61.3) | 20.0 (68.0) | 24.5 (76.1) | 27.5 (81.5) | 28.1 (82.6) | 25.1 (77.2) | 21.0 (69.8) | 16.5 (61.7) | 13.1 (55.6) | 19.0 (66.2) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 7.7 (45.9) | 7.5 (45.5) | 9.2 (48.6) | 12.2 (54.0) | 16.4 (61.5) | 20.9 (69.6) | 23.8 (74.8) | 24.4 (75.9) | 21.1 (70.0) | 17.2 (63.0) | 12.7 (54.9) | 9.5 (49.1) | 15.2 (59.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 5.0 (41.0) | 4.6 (40.3) | 6.2 (43.2) | 9.0 (48.2) | 13.4 (56.1) | 17.6 (63.7) | 20.6 (69.1) | 21.2 (70.2) | 17.8 (64.0) | 14.1 (57.4) | 9.6 (49.3) | 6.8 (44.2) | 12.2 (54.0) |
Рекордно низкий °C (°F) | −7.0 (19.4) | −7.4 (18.7) | −5.8 (21.6) | −2.0 (28.4) | 4.2 (39.6) | 9.2 (48.6) | 11.0 (51.8) | 13.5 (56.3) | 7.3 (45.1) | 3.4 (38.1) | −1.6 (29.1) | −3.3 (26.1) | −7.4 (18.7) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 88.8 (3.50) | 63.1 (2.48) | 69.3 (2.73) | 62.8 (2.47) | 55.5 (2.19) | 52.3 (2.06) | 34.7 (1.37) | 59.4 (2.34) | 85.4 (3.36) | 134.1 (5.28) | 103.2 (4.06) | 93.5 (3.68) | 902.1 (35.52) |
Среднее количество осадков в днях | 10.82 | 9.68 | 11.09 | 11.32 | 11.00 | 9.95 | 7.32 | 9.32 | 9.64 | 11.27 | 9.27 | 10.64 | 121.3 |
Средняя относительная влажность (%) | 69 | 69 | 73 | 75 | 77 | 75 | 73 | 73 | 74 | 73 | 70 | 68 | 72 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 71.3 | 84.8 | 99.2 | 135.0 | 170.5 | 192.0 | 176.7 | 151.9 | 147.0 | 127.1 | 105.0 | 65.1 | 1,525.6 |
Среднесуточное количество солнечных часов | 2.3 | 3.0 | 3.2 | 4.5 | 5.5 | 6.4 | 5.7 | 4.9 | 4.9 | 4.1 | 3.5 | 2.1 | 4.2 |
Источник 1: Государственная метеорологическая служба Турции. [56] | |||||||||||||
Источник 2: Weatherbase. [57] [58] |
Экономика
[ редактировать ]По состоянию на 1920 год порт Трабзона считался британцами «самым важным из турецких черноморских портов » . Торговля доходила до Тебриза и Мосула . В 1911 году Центральный банк Турецкой Республики подписал соглашение о развитии гавани в порту. Когда русские оккупировали Трабзон, здесь был построен мол . [59] Они построили волнолом и отвечали за создание расширенного пирса, упрощающего погрузку и разгрузку. В 1920 году в Трабзоне производились льняные ткани, серебряная филигрань , дубление и небольшое количество хлопка , шелка и шерсти . Табак и фундук экспортировались. [60] Табак, производимый в Трабзоне, назывался Трапезунд-Платана . Он был описан как имеющий «большие листья и яркий цвет». [61] Трабзон был известен производством зерновых низкого качества , в основном для местного потребления. [62]
Трабзон производил белую зеленую фасоль , которая продавалась в Европе. По состоянию на 1920 год это был единственный овощ, экспортируемый за пределы провинции. [61] птицеводство В Трабзоне также было популярно . Шелководство наблюдалось в этом районе до 1914 года. [63] В районе производятся медь , серебро , цинк , железо и марганец . Медь хранилась для местного использования медниками . Во время Балканских войн производство прекратилось из-за плохого экспорта и поставок топлива. [64]
Аэропорт Трабзона открылся в 1957 году.
Люди
[ редактировать ]История
[ редактировать ]1461 году Трапезунд был преимущественно христианским и греческим На момент его захвата османами в городом . К концу того же столетия греческие христиане постепенно теряли свое большинство. Первоначально мусульмане были в основном иммигрантами из Анатолии с небольшим количеством местных новообращенных, но ситуация быстро изменилась с появлением активного миссионерского духа в 16 веке, когда мечети и ложи дервишей были построены в преимущественно христианских кварталах. [65]
Лазы также живут в Трабзоне. Многочисленные деревни внутри и за пределами Трабзона Лазов восходят к периоду правления царицы Тамар (грузинский: თამარი, также транслитерируется как Тамар или Тамар; ок. 1160 - 18 января 1213) в новом объединенном Королевстве. Грузии . Во время правления королевы значительные группы грузин-иммигрантов переехали в Трабзон, где продолжают сохранять свой родной язык. Армянская община в Трапезунде существовала еще в VII веке. [66]
В XIII и XIV веках многочисленные армянские переселились сюда из Ани семьи . [66] Роберт В. Эдвардс опубликовал часть дневника начала XV века кастильского посла, посетившего Трабзон, и сравнившего церкви греческой и армянской общин. [67] Посол заявил, что армяне, которых греки не очень любили, имеют достаточно большое население, чтобы содержать постоянного епископа. По данным Рональда Дженнингса, в начале 16 века армяне составляли примерно 13 процентов населения. [68] населения города. [69] В настоящее время в Трабзоне нет армяноязычной общины.
Народ Чепни , племя тюрков-огузов , сыгравшее важную роль в истории восточного Причерноморья в XIII и XIV веках, проживает в регионе Шалпазары (долина Агасар) провинции Трабзон. [70] написано очень мало О тюркизации региона . До конца 15 века нет никаких исторических записей о каких-либо значительных тюркоязычных группах в районе Трабзона, за исключением чепнисов. Первоначальные носители греческого (а в некоторых регионах и армянского ) языка привнесли черты своего родного языка в турецкий язык, на котором говорят в этом регионе. Хит В. Лоури [71] работа с Халилом Инальчиком над налоговыми книгами Османской империи ( Тахрир Дефтери ) [72] предоставляет подробную демографическую статистику города Трабзон и его окрестностей в период Османской империи.
Возможно, что большая часть населения Трабзона и Ризе (и других древнегреческих колоний в Понтийском регионе) — за исключением времен иммиграционных волн турок-чепни — состояла из коренных кавказских племен ( колхов и лазов), которые была частично эллинизирована в религиозном и языковом отношении. [73] Майкл Микер подчеркивает культурное сходство (например, в деревенской структуре, типах домов и пасторальных методах) между восточным побережьем Черного моря и территориями собственно Кавказа . [74]
Урбанизация
[ редактировать ]Население | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | 740,569 | 748,982 | 765,127 | 763,714 | 757,353 | 757,898 | 758,237 | 766,782 | 768,417 |
Городской | 396,646 | 390,797 | 408,103 | 415,652 | 757,353 | 757,898 | 758,237 | 766,782 | 768,417 |
Основные достопримечательности
[ редактировать ]В Трабзоне есть ряд туристических достопримечательностей, некоторые из которых относятся ко временам древних империй , существовавших когда-то в регионе. В самом городе можно найти множество магазинов, ларьков и ресторанов, окружающих Мейдан , площадь в центре города, на которой есть чайный сад.
- Собор Святой Софии (ранее турецкий : Аясофья Мюзеси , ныне мечеть), потрясающая византийская церковь, вероятно, является самой важной туристической достопримечательностью города.
- Руины замка Трабзон видны в городе, но их нельзя посетить, поскольку они находятся в военной зоне. Внешняя стена замка теперь служит задней стеной военного здания.
- «Ататюрк Кёшку» — это вилла, построенная в 1890 году местным греческим купцом. В 1924 году Мустафа Кемаль Ататюрк останавливался на вилле во время своего визита в Трабзон. Он снова останавливался здесь в 1937 году. В нем расположены старинные помещения, и он служит памятником памяти основателя и первого президента Турецкой Республики.
- Парк Бозтепе — небольшой парк и чайный сад на холмах над Трабзоном, откуда открывается панорамный вид почти на весь город. Рельеф в Трабзоне поднимается таким образом, что, хотя вид намного выше, чем на здания внизу, он все же достаточно близок, чтобы можно было наблюдать за потоком транспорта и людьми, передвигающимися по городу.
- Узун Сокак – одна из самых многолюдных улиц Трабзона.
- Музей Трабзона расположен в центре города и предлагает интересные экспонаты по истории региона, в том числе впечатляющую коллекцию византийских артефактов.
- Район базаров Трабзона предлагает интересные возможности для покупок на старинных узких улочках, продолжающихся от улицы Кундураджилар до Мейдана (городской площади).
- Церковь Святой Анны в Трабзоне расположена в центре Трабзона и является одной из старейших в городе.
- Особняк Костаки расположен к северу от Зейтинлика , недалеко от Узун Сокак.
- Музей Узунгёля Дурсуна Али Инана Этнографический музей в Узунгёле , рассказывающий историю Трабзона и региона.
Другие достопримечательности города включают: мечеть Фатих (первоначально церковь Панагия Хрисокефалос), мечеть Йени Джума (первоначально церковь Агиос Евгениос), мечеть Накип (первоначально церковь Агиос Андреас), мечеть Хюсню Кёктуг (первоначально церковь Агиос Элевтериос), Искендер. Мечеть Паши , мечеть Семерджилер, мечеть Чарши, мечеть Гюльбахар Хатун и Тюрбе (по заказу султана Селима I ) и Калепарк (первоначально Леонкастрон).
В провинции Трабзон основными достопримечательностями являются монастырь Сумела (т. е. монастырь Панагия Сумела) и озеро Узунгёль . Монастырь построен на склоне очень крутой горы с видом на зеленые леса внизу и находится примерно в 50 километрах (31 милях) к югу от города. Узунгёль известен своей природной средой и пейзажами. Другие интересные места в более широком регионе включают:
- Монастырь Каймаклы , бывший армянский монастырь Всеспасителя (арм. Аменапргич Ванк);
- Кызларский монастырь Панагия Теоскепастос (Богоматерь под покрывалом);
- Куштулский монастырь Григориоса Перистериотаса (греч.: Святой монастырь Святого Георгия Перистериотаса, Ierá Moní tou Agíou Georgíou Peristereotas);
- Вазелонский монастырь Святого Савваса (Машатлык);
- Пещерные церкви Агия Анна (Маленький Айвасил), Сота (Св. Иоанн), Агиос Теодорос, Агиос Константинос, Агиос Христофорос, Агия Кириаки, Агиос Михаил и церкви Панагия Цита. [75]
Культура
[ редактировать ]Народные танцы все еще широко распространены в Черноморском регионе . « Хорон » — знаменитый танец, характерный для города и его окрестностей. Его исполняют мужчины, женщины, молодые и пожилые люди; на праздниках, местных свадьбах и во время сбора урожая . [76] Хотя народный танец Трабзона по своей яркости похож на русские казачьи танцы, он, вероятно, является коренным для восточного Черноморского региона, который отличается впечатляющим разнообразием народной музыки.
Жители Трабзона имеют репутацию религиозно-консервативных и националистических людей. Многие трабзониты обычно демонстрируют сильное чувство преданности своей семье, друзьям, религии и стране. Ататюрк выбрал своих президентских охранников из Трабзона и соседнего города Гиресун из-за их яростных боевых способностей и лояльности.
За пределами относительно городского пространства самого Трабзона, а также в некоторых его частях, сельские традиции черноморской деревенской жизни все еще процветают. К ним относятся традиционные гендерные роли, социальный консерватизм, гостеприимство и готовность помочь незнакомцам; и все аспекты, как положительные, так и отрицательные, аграрного образа жизни, такие как тяжелый труд, бедность, крепкие семейные связи и близость к природе.
Жители восточного Причерноморья также известны своим остроумием и чувством юмора; много анекдотов в Турции рассказывают о выходцах из Причерноморья Karadeniz fıkraları (черноморские анекдоты). Персонаж Темель , универсальный шут, встречающийся во многих культурах, составляет важную часть турецкой устной традиции.
Репутация города в некоторой степени повысилась в англоязычном мире благодаря дамы Роуз Маколей последнему роману «Трапезундские башни» (1956), который до сих пор издается. [77]
Образование
[ редактировать ]Черноморский технический университет в Трабзоне принимает студентов со всей Турции, особенно из Черноморского и Восточно-Анатолийского регионов, а также студентов из тюркских государств Центральной Азии .
Исторически город был центром греческой культуры и образования, и с 1683 по 1921 год действовал педагогический колледж, известный как Фронтистерион Трапеций , что дало главный импульс быстрому расширению греческого образования по всему региону. [78] Здание этого учреждения (построенное в 1902 году) до сих пор остается самым впечатляющим памятником понтийских греков в городе и сегодня здесь находится турецкая школа Анадолу Лисеси . [79]
Кухня
[ редактировать ]В региональной кухне Трабзона традиционно используется рыба, особенно хамси (свежий европейский анчоус, похожий на британскую кильку или американскую корюшку). Трабзон обеспечивает 20% общего производства рыбы в Турции. Региональные блюда включают Акчаабат кёфте (острые фрикадельки из баранины из района Акчаабат), Карадениз пидеси (пита в форме каноэ , часто с начинкой из говяжьего фарша, сыра и яиц), куймак (турецкое фондю из кукурузной муки, свежего масла и сыра), Vakfıkebir ekmeği (большой хлеб по-деревенски), Tonya tereyağı (масло Тоня), tava mısır ekmeği (кукурузный хлеб с глубоким блюдом) и кара лахана сорбасы (суп из фасоли и капусты). Тафлан кавурмасы — блюдо из лавровишни, которое подают с луком и оливковым маслом . Трабзон также славится своим фундуком . Черноморский регион Турции является крупнейшим в мире производителем вишни и фундука ; и большие площади по производству чая ; все они играют важную роль в местной кухне.
Спорт
[ редактировать ]Футбол — самый популярный вид спорта в Трабзоне. Лучший спортивный клуб города «Трабзонспор был » до 2010 года единственным турецким футбольным клубом за пределами Стамбула, выигравшим Суперлигу ( шесть раз), которую ранее (до первого чемпионского титула «Трабзонспора» в сезоне 1975–76 ) выигрывал только «Большой Три» клуба Стамбула , а именно «Галатасарай» , «Фенербахче» и «Бешикташ» . Из-за успеха «Трабзонспора» сложившийся десятилетиями термин «Большая тройка», определявший самые успешные футбольные клубы Турции, пришлось изменить на «Большую четверку».«Трабзонспор» также является одним из самых успешных турецких клубов в еврокубках , сумев обыграть многие выдающиеся команды, такие как «Барселона» , «Интер » , «Ливерпуль» , «Астон Вилла » и «Лионский Олимпик» . В число известных бывших игроков «Трабзонспора» входят Шенол Гюнеш , Ларс Олсен и Шота Арвеладзе . В сезоне 2021–2022 «Трабзонспор» оставил свои стамбульские соревнования далеко позади, обеспечив досрочное чемпионство и завершив 38-летнюю сухую серию. Сотни тысяч экспатриантов и болельщиков Трабзонита со всего мира приехали в город, чтобы принять участие в одном из первых массовых собраний в стране за почти два года, ознаменовав конец пандемии Короны. Официально меры по борьбе с пандемией не были полностью отменены, что вызвало некоторую критику в адрес муниципальных властей города за то, что они позволили празднованиям продолжаться часами до поздней ночи, уже давно после комендантского часа.
В Трабзоне прошли первые Черноморские игры в июле 2007 года и Европейский юношеский летний олимпийский фестиваль 2011 года .
Мэры муниципалитета Трабзона столичного
[ редактировать ]- 1984-1989 Партия Родина Орхан Каракуллукчу
- 1989 - 1994 Атай Актуг МГП , ТЭЦ
- 1994–2002 , добродетели Асым Айкан Партия благосостояния Партия , Партия ПСР
- 2002–2004 ПСР Партия Ниязи Сюрмена
- 2004 - 2009 Волкан Каналиоглу ТЭЦ
- 2009–2019 Партия Гюмрюкчуоглу Орхан Февзи AK
- 2019–2024 Партия Мурата Зорлуоглу АК
- 2024 - настоящее время Ахмета Метина Генча AK Партия
Известные жители
[ редактировать ]Международные отношения
[ редактировать ]Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Трабзон является побратимом : [80]
См. также
[ редактировать ]- Амасья (древняя Амасия , столица понтийских греков в эпоху классической античности)
- Анатолийские тигры
- Черноморский регион
- Кеменче Черного моря
- Колбасты
- Всемирный торговый центр Трабзон
- Взятие Трабзона
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Трабзон» . citypopulation.de . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Трабзон (tr). Архивировано 3 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уильям Миллер (2009). Латинский Восток . ООО «Библиобазар». стр. 51–54. ISBN 978-1-110-86390-7 .
- ^ Кэмпбелл, Лоуренс Дандас, Азиатский ежегодный реестр, или Взгляд на историю Индостана, а также на политику, торговлю, литературу Азии , Лондон, 1802 г., страница 3, ссылка на книги Google
- ^ Мальте-Брун, Конрад, Универсальная география: или описание всех частей света ... , Том 2 Google Книги
- ^ «Современный путешественник, популярное описание географического, исторического и топографического различных стран земного шара» . Дж. Дункан. 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Риттер, Карл (14 января 2018 г.). География по отношению к природе и истории человечества: или общая, сравнительная география, как надежная основа для изучения и преподавания физических и исторических наук . Г. Реймер. ISBN 9783111959979 . Проверено 14 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Ю.Дучури. «Словарь турецкого лаз / Перевод / Онлайн-перевод / Lazuri.Com» . www.Lazuri.com . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Ожан Озтюрк утверждает, что Озинис означает «плоское место» на языке лазов, а Хуршидабат означает «Город Солнца» на персидском/османском языке. Понт: Этническая и политическая история Причерноморья от древности до наших дней. Публикации Бытия. Анкара, 2011 год . стр. 547–549 ISBN 978-605-54-1017-9
- ^ Короминас, Джоан; Паскуаль, Хосе А. (1991). Критический этимологический словарь Castellano e hispánico (на испанском языке). Том RI – X (3-е переиздание). Мадрид: Гредос. п. 592. ИСБН 84-249-0879-1 .
- ^ трапизонда в Словаре Королевской испанской академии (на испанском языке) (23-е изд.). 2019 . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Феникс: Народы холмов: Древний Арарат и Кавказ, Чарльз Берни, Дэвид Маршалл Лэнг, Phoenix Press; Новое издание Ed (31 декабря 2001 г.)
- ^ Рональд Григор Суни, Создание грузинской нации: 2-е издание (декабрь 1994 г.), Indiana University Press, ISBN 0-253-20915-3 , стр. 45
- ^ «Звезда Востока» . TimothyGrove.Blogspot.ro . 23 июля 2012 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Ромео Боснягу (22 февраля 2022 г.). Черное море от палеогеографии к современному мореплаванию: прикладная морская география и океанография . Спрингер Природа. ISBN 978-3-03-088762-9 . OCLC 1299382109 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильям Миллер , Трапезунд: Последняя греческая империя , 1926, (Чикаго: издательство Argonaut Publishers, 1968), стр. 9
- ^ Миллер, Трапезунд , с. 10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хьюсен, 46 лет
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллер, Трапезунд , с. 11
- ^ Кальцолари, В. «Армянский перевод греческих неоплатонических произведений» в греческих текстах и армянских традициях: междисциплинарный подход , 2016, с. 51
- ^ Р.Б. Серджант, Исламский текстиль: материал для истории до монгольского завоевания , 1972, стр. 63, 213, отмечено Дэвидом Джейкоби, «Экономика шелка и межкультурное художественное взаимодействие: Византия, мусульманский мир и христианский Запад» , Dumbarton Oaks Papers 58 (2004:197–240), с. 219 примечание 112.
- ^ Сперос Врионис, Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век (Беркли: Калифорнийский университет, 1971), стр. 16
- ^ Роберт В. Эдвардс, «Гарнизонные форты Понта: аргумент в пользу распространения армянской парадигмы», Revue des Études Arméniennes 19, 1985, стр. 181–284.
- ^ Миллер, Трапезунд , с. 12
- ^ Бендалл, «Монетный двор Трапезунда при Алексее I и Габрадах» , Нумизматическая хроника , седьмая серия, 17 (1977), стр. 126–136
- ↑ А. А. Васильев, «Основание Трапезундской империи (1204–1222)» , Speculum , 11 (1936), стр. 18f.
- ^ Финли, Джордж. История Греции от ее завоевания крестоносцами до завоевания турками и Трапезундской империи, 1204–1461 гг., Джордж Финли. 1-е изд. Эдинбург: У. Блэквуд и сыновья, 1851 г. Печать.
- ^ Васильев, А.А. Основание Трапезундской империи 1204–1222 гг. 1-е изд. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1936. Печать.
- ^ «Приманка Трапезунда» Энтони Истмонда, в «Другая империя Византии: Трапезунд» , стр. 22, 2016, Стамбул
- ^ «Шамс ад-Дин аль-Бухари» . Томас Хоккей и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Springer, 2007, стр. 1047–1048. Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Астрономия в Трапезундской империи Ахмет М. Зехироглу (перевод Паулы Дарвиш). из Трабзонской империи 2016, Трабзон.
- ^ Фарук Шумер (1988–2016). «Туркменская династия А.К. Коюнлу, правившая в Восточной Анатолии, Азербайджане и Ираке в XV веке (1340-1514 гг.)». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Протеро, GW (1920). Анатолия . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Армянский народ от древности до современности , Ричард Г. Ованнисян, стр. 27/28, 2004 г.
- ^ «Новостная печать: Исследование о завоевании Трабзона и 15 августа 1461 г. – Из новостей Хайрата» . www.OfHayrat.com . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Соунс, Ховард (2001). Вниз по шоссе: жизнь Боба Дилана . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1686-4 . На страницах 12-13.
- ^ Преподобный М. П. Пармали (1892 г.). Записки АБЦФМ за 1892 год . Бостон: Сэмюэл Ашер. п. 229 . Проверено 1 мая 2017 г.
Трапезунд был оккупирован как миссионерская станция в 1835 году... Ниже приводится список миссионеров, которые были связаны со станцией не менее одного года: ... Преподобный Г. Вуд , 1842–1843 гг.»
- ^ Конституционная революция 1908 года и ее последствия в Трабзоне Ахметоглу, С., 2019, стр.127-128, Докторская диссертация, Лейденский университет.
- ^ Преподобный Эдвин Манселл Блис о резне в Хамидиане в книге «Современный геноцид: окончательный сборник ресурсов и документов», 2014, стр. 147, Пол Р. Бартроп и Стивен Леонард Джейкобс (редакторы)
- ^ Давидян, Вазкен Хачиг (2018). «Образ злодеяния: Резня армян Ивана (Ованеса) Айвазовского в Трапезунде 1895 года » . Etudes Arméniennes Contemporaines (11): 40–73. doi : 10.4000/eac.1815 .
- ^ Дэниел Мальдонадо в «Исторических городах исламского мира», 2007, стр. 525, К. Эдмунд Босворт (редактор)
- ↑ Toronto Globe , 26 августа 1915 г.
- ^ Календарь Векдый , №. 3616, 6 августа 1919 г., с. 2.
- ^ КАЗА ХЕМШИН / АМШЕН Виртуальный мемориал геноцида
- ↑ Инфографика газеты «Сфера» , показывающая продвижение русского фронта на Трапезунд, «Сфера», 29 апреля 1916 г.
- ^ «Резня христиан перед эвакуацией Трапезунда» . Аделаида, Австралия: Daily Herald. 21 апреля 1916 г. с. 5.
В христианском квартале произошли ужасающие сцены... были убиты сотни мирных жителей.
- ^ Энциклопедия Grand Larousse, турецкое издание, 22, страница: 11669, Librairie Larousse
- ^ Городской совет Сиэтла и Малая Азия - статьи Герберта Адамса Гиббонса в журнале Christian Science Monitor Ставроса Т. Ставридиса в The National Herald , 26 сентября 2017 г.
- ^ Кларк, Брюс (2006). Дважды чужой: массовые изгнания, которые создали современную Грецию и Турцию . Издательство Гарвардского университета. стр. 112–116. ISBN 9780674023680 . Проверено 15 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Баум, Вильгельм (2006). Христианские меньшинства в Турции . Китаб. п. 162. ISBN 978-3-902005-62-5 . «11 октября 1922 года Турция заключила перемирие с союзными войсками, но не с греками. Греки из других населенных пунктов Малой Азии также были изгнаны в это время, как, например, каппадокийские греки в районе Гёреме и другие греки в Понте, в Трапезундской области и на западном побережье».
- ^ Ожан Озтюрк : Понт: Этническая и политическая история Черного моря от древности до наших дней , Genesis Publications, Анкара, 2011 , стр. 417–421, ISBN 978-605-54-1017-9 ; Питер Макридж: Грекоязычные мусульмане северо-восточной Турции: Пролегомены к изучению офитического поддиалекта понтийских , византийских и новогреческих исследований, Oxford University Press, 1987, стр. 115–137; Омер Асан : Pontus Kültürü , Belge Yayınları, Стамбул, 1996.
- ^ Пил, MC; Финлейсон, БЛ; МакМахон, Т.А. (2007). «Обновленная карта мира климатической классификации Кеппена-Гейгера» (PDF) . Гидрология и науки о системе Земли . 4 (2): 439–473. Бибкод : 2007HESSD...4..439P . дои : 10.5194/hessd-4-439-2007 .
- ^ «Климат Турции» . Главное управление метеорологии . 27 мая 2021 г.
- ^ «Файл: Карта Коппена-Гейгера TUR Present.svg — Arc.Ask3.Ru» . commons.wikimedia.org . 6 ноября 2018 года . Проверено 07.11.2020 .
- ^ «Анализ метеорологических параметров в Турции» . Главное управление метеорологии . 27 мая 2021 г.
- ^ «Официальная статистика: общие статистические данные наших провинций» (на турецком языке). Государственная метеорологическая служба Турции . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Средние погодные условия для путешествий в Трабзоне, Турция (погодная база)» . Погодная база . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «17038: Трабзон (Турция)» . ОГИМЕТ. 13 января 2021 г. Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 51.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 61.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 60.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 64.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 73.
- ^ Грин, Молли (23 июля 2015 г.). Эдинбург История греков с 1453 по 1768 год: Османская империя . Издательство Эдинбургского университета. стр. 75–79. ISBN 9780748694006 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Виктор Амазаспович Амбарцумян; Абель Погоси Симонян; Макич Вагани Арзуманян (1986). "Ереван". Айкакан советакан ханрагитаран [ Советская армянская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 12. с. 87. OCLC 10431241 .
- ^ Роберт В. Эдвардс, «Армянские и византийские религиозные практики в Трабзоне начала пятнадцатого века: испанская точка зрения», Revue des Études Arméniennes 23, 1992, стр. 81–90.
- ^ 15,5% из 85%
- ^ Дженнингс, Рональд К. (январь 1976 г.) Городское население Анатолии в 16 веке : Международный журнал исследований Ближнего Востока, Vol. 7, № 1, стр. 21–57.
- ^ Бернт Брендемоен, Турецкие диалекты Трабзона , Университет Осло , 2002, стр. 18
- ^ Профессор. Департамент ближневосточных исследований. Принстонский университет
- ^ Исламизация и тюркификация города Трабзон 1461–1583 гг. ISBN 975-518-116-4
- ^ Майкл Микер, «Черноморские турки: некоторые аспекты их этнического и культурного происхождения», Международный журнал ближневосточных исследований (1971) 2 : 318–345.
- ^ Микер, 1971: с. 326 " Как уже упоминалось, села вдоль побережья Черного моря от Орду до Артвина состоят из множества деревень, каждая из которых возвышается над вершиной холма или склоном горы, на которых отдельно высаживаются свои собственные культуры. Этот тип расселения резко контрастирует с типичным зародившаяся анатолийская деревня, но она характерна для многих сельских поселений Западного Кавказа, особенно для абхазов, черкесов, грузин, мегрелов и осетин... "
Похожие идеи см.: Карл Кох, Reise duch Russland nach dem Kaukasis chen Istmus in den Jahren, 1836. vol1. п. 378; УЭД Аллен, История грузинского народа , Лондон, 1932. стр. 54–5; Ожан Озтюрк, Карадениз. 2005. с. 35, 757–68. О лингвистическом влиянии см.: Бернт Брендомен, Влияние лазов на черноморские турецкие диалекты , 1990 (Материалы 32-го заседания Постоянной международной алтаистической конференции). - ^ Karalahana.com. Архивировано 11 июня 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Люди и культура Трабзона и Черноморского региона. Архивировано 10 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Маколей, Роуз : Трапезундские башни (Коллинз, Лондон, 1956)
- ^ Оздалга, Элизабет (2005). Позднеосманское общество: интеллектуальное наследие . Рутледж. п. 261. ИСБН 978-0-415-34164-6 .
- ^ Брайер, Энтони (2002). Поствизантийские памятники Понта . Эшгейт. п. xxxiii. ISBN 978-0-86078-864-5 .
- ^ «Города-побратимы» . trabzon.bel.tr (на турецком языке). Трабзон . Проверено 17 января 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брайер, Энтони; Дэвид Уинфилд (март 1985 г.). Византийские памятники и топография Понта (Исследования Думбартон-Оукса, 20), двухтомный комплект . Служба пабов Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-122-Х .
- Нистазопулу, Мари (1964). «Последнее завоевание Синопа трапезундскими греками (1254–1265)». Обзор византийских исследований (на французском языке). 22 (22): 241–249. дои : 10.3406/rebyz.1964.1329 .
- Шлифер, Игаль (26 января 2007 г.). «Турецкий город борется с насилием» . Христианский научный монитор .
- Арсу, Себнем (8 февраля 2007 г.). «Подозреваемые в убийстве журналиста прибыли из очага турецких ультранационалистических настроений» . Нью-Йорк Таймс .
- Ожан Озтюрк (2005). Черное море : Энциклопедический словарь. 2 Том. Издательство Хейамола. Стамбул. ISBN 975-6121-00-9
- Ричард Стиллвелл; Уильям Л. Макдональд; Мэриан Холланд Макаллистер (ред.). «Трапеция». Принстонская энциклопедия классических памятников .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трабзон
- Древнегреческие археологические памятники в Турции
- Черноморские портовые города и поселки Турции
- Столицы бывших стран
- Трапезундская империя
- Рыбацкие сообщества в Турции
- Греческие колонии в Понте
- Населенные прибрежные места Турции.
- Римские города Турции.
- Римские гавани в Турции
- Милетские понтийские колонии
- Населенные пункты, основанные в 8 веке до нашей эры.