Jump to content

Лаз люди

Лаз, Лази
(Лазе, Лазефе)
Статуя мужчины и женщины-лаз в Архави (Аркаби), Турция
Регионы со значительной численностью населения
Турция 103 900 (Этнолог, 2019) [1]
Грузия 1,000 (2007) [1]
Германия 1,000 (2007) [1]
Языки
Лаз , Грузинская , Турецкая
Религия
В Турции : ислам большинства суннитов. [2]
В Грузии : большинство грузинских православных. [3]
Родственные этнические группы
Грузины (особенно мегрелы ), понтийские греки

Лазы лазы , или ლაზი ( лазы : ლაზი лазы ; грузинский : этническая , лази ; или ჭანი, ) , картвельская чани; турецкий: лазы группа , родом из Южного Кавказа , которые в основном живут в Черного моря прибрежных районах . Турция и Грузия . Они традиционно говорят на лазском языке (который является членом картвельской языковой семьи ), но пережили быстрый языковой сдвиг на турецкий .

Из 103 900 этнических лазов в Турции только около 20 000 говорят на лазском языке, и этот язык классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения (6b) в Турции и меняющийся (7) в Грузии по расширенной шкале межпоколенческих нарушений . [1]

Этимология

Карта Маунселла, Первой мировой войны британская этнографическая карта Кавказа до , на которой оранжевым цветом показан регион Лаз.

Предки народа лаз цитируются многими классическими авторами от Скилакса до Прокопия и Агафия , но само слово лази на латинском языке ( греческий : Λαζοί , латинизированный : Lazoí ) впервые цитируется Плинием примерно во 2 веке до нашей эры. [4] [5] [6]

Границы южной части Колхиды , из доходов десяти тысяч греков , 1815 г.

Личность

Самоидентификация

Владимир Минорский , российский ученый- востоковед , в 1913 году утверждал, что лазы, живущие в Турции и Грузии, развили разное понимание того, что значит быть лазами, поскольку их идентичность в Грузии во многом слилась с грузинской идентичностью со значением слова «лаз». рассматривается как просто региональная категория. [7]

Идентификация по нелазам

В стереотипной манере нелазы часто используют экзоним лаз для групп, которые в основном не являются этническими лазами:

  1. В Турции термин «лаз» является «народным» определением и экзонимом для всех, кто происходит с восточного черноморского побережья Турции. Иногда этот термин распространяется и на западную часть побережья. Поэтому этот термин часто используется в основном для этнических понтийских греков , турок , хемшинцев , а также лазов в Турции.
  2. Жителей северо-западной части Гюмюшане другие жители Гюмюшане считают лазами.
  3. Жителей Пософа соседние общины называют лазами.
  4. понтийских греков лазами. Другие греки считают [ нужна ссылка ]
  5. считают людей из Испира и хемшинов Эрзурума Другие жители Эрзурума лазами.
  6. Понтийских грекоязычных жителей деревень Эмек и Донердере в Ване соседние общины называют лазами. [8]
  7. Небольшая община, живущая на Каспийском побережье Ирана, называется Лаз. [9]

История

Происхождение

Лазуриязычные предки современных лазов первоначально были родом с северо-востока, вокруг Абхазии и Самегрело-Верхней Сванетии , и в древности поселились на нынешней родине лазов. [10]

Современные теории предполагают, что колхидские племена являются прямыми предками лаз- мегрелов , они составляли доминирующее этнокультурное присутствие в юго-восточном Причерноморье в древности и, следовательно, играли значительную роль в этногенезе современных грузин . [11]

Античность

В тринадцатом веке до нашей эры , [12] [13] царство Колхидское образовалось в результате усиливающейся консолидации племен, населявших регион, охватывающий современную западную Грузию и Турции северо-восточные провинции Трабзон , Ризе и Артвин . Колхида была важным регионом черноморской торговли, богатой золотом, воском, коноплей и медом. В восьмом веке несколько греческих торговых колоний вдоль берегов Черного моря было основано , одна из них — Трапезундская ( греч . Τραπεζοῦς , латинизированная : Трапеция ), основанная милетскими торговцами из Синопа в 756 г. до н.э. Торговыми партнерами Трапезундя были прото-лазские племена Мосиноэцев .

Этническая карта Кавказа V и IV веков до н.э.

К шестому веку до нашей эры племена, жившие на юге Колхиды ( макроны , моссиноэки , маррес вошли в состав девятнадцатой сатрапии Персии и др.) , . Империя Ахеменидов потерпела поражение от Александра Македонского возник ряд отдельных королевств , однако после смерти Александра в Анатолии , в том числе Понт , в углу южного Причерноморья, которым правил персидский дворянин Митридат I. В культурном отношении королевство было эллинизировано , [14] с греческим языком в качестве официального языка. [15] Митридат VI завоевал Колхиду и отдал ее своему сыну Митридату Колхидскому .

В результате римских кампаний 88–63 гг. до н. э., возглавлявшихся полководцами Помпеем и Лукуллом , Понтийское царство было полностью разрушено римлянами , а вся его территория, включая Колхиду, вошла в состав Римской империи. Бывшие южные провинции Колхиды были реорганизованы в римскую провинцию Понт -Полемониак , а северная Холхида стала римской провинцией Лазикум . Римский контроль над внутренними племенами также оставался лишь номинальным. [16]

Историки первого века Мемнон и Страбон мимоходом отмечают, что народ, ранее называвшийся Макронами, носил в его время имя Санни , и это утверждение поддержал также Стефан Византийский . Историк второго века Арриан отмечает, что Цанни , как и санни, [17] являются соседями колхов, а последние теперь назывались лазами. К середине третьего века племя лазов стало доминировать на большей части Колхиды, основав королевство Лазика .

Средний возраст

Королевство Лазика в поздней античности

Воинственные племена Халдии, называемые Цанни, предки современных лазов, жили в Цанице , местности, расположенной между Византией и Лазикой. В его состав входило несколько поселений с названиями: Афины , Архабис и Апсар ; Цанни не были подданными ни римлян, ни короля Лазики, за исключением того, что во время правления византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565) они были покорены, христианизированы и приведены к центральному правлению. [18] [19] Епископы Лазицы назначили своих священников, поскольку они христиане. Цанни начал более тесно контактировать с греками и приобрел различные черты эллинской культуры, включая в некоторых случаях язык.

Карта Кавказа, ок. 740 г. н.э.

С 542 по 562 годы Лазика была ареной длительного соперничества между Восточной Римской империей и империей Сасанидов , кульминацией которого стала Лазическая война , в которой участвовало 1000 вспомогательных войск Цанни под командованием Дагистея . Наступление императора Ираклия в 628 году нашей эры принесло победу над персами и обеспечило римское господство в Лазице до вторжения и завоевания Кавказа арабами во второй половине седьмого века. В результате мусульманских вторжений древняя метрополия Фасис . была потеряна, и Трапезунд стал новым митрополитом Лазики, с тех пор имя Лази появляется как общее греческое название Цанни Согласно «Географии Анании Ширакаци VII века», [20] Колхида ( Егер в армянских источниках, то же, что и Лазика) была разделена на четыре небольших округа, одним из которых была Цаника, то есть Халдия , и среди своих городов упоминает Афины, Риз и Трапезунд. Со второй половины VIII века Трапезундская область упоминается в греческих источниках (а именно Епифания Константинопольского ) как Лазика. X века Арабский географ Абул Феда считает город Трапезунд в основном лазийским портом.

В 780 году Абхазское царство включило бывшие территории Лазицы посредством династической преемственности, тем самым вытеснив понтийских лазов (ранее известных как Цанни) из западной Грузии; после этого Цанни жили под номинальным византийским сюзеренитетом в теме Халдии со столицей в Трапезунде, управляемой местными полуавтономными правителями, такими как семья Габра , [21] возможно, «греко-лазского» или просто халдийского происхождения. [22]

Карта Трапезундской империи в Анатолии, ок. 1300

После грузинской интервенции в Халдию и распада Византийской империи в 1204 году Трапезундская империя была основана на юго-восточном побережье Черного моря, населенном многочисленным картвельскоязычным населением. [23] В восточной части той же империи была учреждена автономная прибрежная фема Большая Лазия . [24] Византийские авторы, такие как Пахимер , и в некоторой степени трапезунтинцы, такие как Лазаропул и Виссарион , считали Трапезунтскую империю не более чем пограничным государством Лаза. [25] Несмотря на то, что более высокая культура была греческой, сельские районы Трапезундской империи, по-видимому, были преимущественно лазскими по этническому составу. [26] Фамилии Лаз с эллинизированными окончаниями заметны в записях средневековой Трапезундской империи, и, пожалуй, не слишком рискованно предположить, что антагонизм между «городской партией» и «деревенской партией», существовавший в политика «Империи» фактически представляла собой национальный антагонизм Лазов против греков. [27]

В 1282 году Имеретинское царство осадило Трапезунд , однако после неудачной попытки взять город грузины оккупировали несколько провинций. [28] и вся Трапезунтийская провинция Лазия отказалась от верности царю «иберийских» и «лазийских» племен и объединилась с Имеретинским грузинским царством .

Раннее Новое время

Санджак Лазистанский , Османская Анатолия, 1914 год.

Населенный пункт Лаза часто оспаривался различными грузинскими княжествами, однако в результате битвы при Мурджахети в 1535 году Гурийское княжество обеспечило контроль над ним до 1547 года, когда оно было окончательно завоевано возрождающимися османскими войсками и реорганизовано в санджак как часть эялета Лазистанский Трабзон .

Османы три столетия боролись за уничтожение христианско-грузинского сознания лазов. [29] Из-за политики османской исламизации на протяжении семнадцатого века лазы постепенно обращались в ислам . Когда османы укрепили свое правление, система Милле была перенесена на недавно завоеванные территории. Местные православные жители, некогда подчиненные Грузинской Православной Церкви , были вынуждены подчиняться Константинопольскому Патриархату . [30] таким образом постепенно становясь греками , этот процесс известен как эллинизация лазов . [30] Лазы, находившиеся под контролем Константинополя, вскоре утратили свой язык и самоидентичность, став греками и выучив греческий язык. [31] особенно понтийский диалект греческого языка , хотя родной язык сохранили лазы, принявшие мусульманство. В середине семнадцатого века несколько губернаторов Туниса , носивших титул Дей , были лазского происхождения, такие как: Мухаммад Лаз (1647-1653), Мустафа Лаз (1653-1665) и Али Лаз (1673).

Не только паши (губернаторы) Трабзона до 19 века, но и реальная власть во многих казах ( районах) каждого санджака к середине 17 века находилась в руках относительно независимых коренных лаз- деребеев («владельцев долины»). ), или феодальные вожди, которые осуществляли абсолютную власть в своих округах, вели между собой мелкие войны, не были обязаны подчиняться вышестоящему и никогда не платили податей султану. В период после войны 1828–1829 годов султан Махмуд II попытался сломить власть великих независимых деребеев Лазистана. В 1832 году восстание действительно было успешным: на пике своего развития он пришелся на январь 1833 года, но к весне 1834 года восстание было подавлено. [32] Подавление восстания окончательно сломило мощь лазских деребеев. Это состояние неповиновения не было по-настоящему сломлено до утверждения османской власти во время реформ Осман -паши в 1850-х годах. [32]

В 1547 году османы построили прибрежную крепость Гония , важный османский форпост на юго-западе Грузии. [33] [34] который служил столицей Лазистана; затем Батум по решению Берлинского конгресса , пока он не был приобретен русскими в 1878 году, на протяжении русско-турецкой войны , после этого Ризе стал столицей санджака. Лазы-мусульмане, проживающие в недавно образованной Батумской области, подверглись этническим чисткам; к 1882 году около 40 000 лазов поселились в Османской империи, особенно в провинциях Западной Анатолии, таких как Бурса , Ялова , Карамурсель , Измит , Адапазары и Сапанджа . [35] С распространением младотурецкого движения в Лазистане было создано недолговечное автономистское национальное движение, возглавляемое Фаиком Эфендиши . Однако вскоре оно было ликвидировано в результате Абдул Хамида . вмешательства [36] Во время Первой мировой войны (1914–18) русские вторглись в провинции Ризе и Трабзон. Однако после большевистской революции 1917 года российские войска были вынуждены уйти из региона и, наконец, в марте 1918 года оставили этот район османско-турецким войскам. С 1918 по 1920 год национальное движение быстро охватило весь Лазистан, комитеты и было создано временное правительство. Оно было ориентировано на Советскую Россию. Но как только был заключен советско-турецкий договор о дружбе , это помогло туркам интегрировать Лазистан. [37] Автономный санджак Лазистан существовал до 1923 года, при этом обозначение термина Лазистан было официально запрещено в 1926 году кемалистами . Лазистан был разделен между Ризе и Артвин . провинциями [38]

В начале сталинской эпохи лазы, жившие под советским господством, имели определенную культурную автономию в Советском Союзе, но после начала Второй мировой войны советские власти разработали стратегию этнической чистки приграничных регионов от населения, которое они считали ненадежным. Население лазов было отправлено в ссылку в Сибирь и Среднюю Азию . После смерти Сталина в 1953 году политический климат изменился: в период с 1953 по 1957 год выжившим лазам разрешили вернуться на родину.

Современный

Большинство лазов сегодня проживают в Турции, но группа лазского меньшинства не имеет официального статуса в Турции. Число говорящих на лазе сокращается и в настоящее время ограничено в основном некоторыми районами Ризе и Артвина.

Население и географическое распределение

Общая численность населения лазов на сегодняшний день только приблизительна, и ее численность сильно варьируется. Большинство лазов проживают в Турции, где национальная перепись населения не учитывает этнические данные о меньшинствах. [39]

Поселения

Страна/регион Официальные данные Оценивать Концентрация Статья
 Турция 103,900 [1] Ризе : Пазар , Ардешен , Фындыклы , Чамлыхемшин и Икиздере районы .

Артвин : Архави и Хопа . меньшинства в: Борцкий район.

Трабзон: Из
Анатолия : Карамюрсель в Коджаэли , Акчакоча в Дюздже , Сакарья , Зонгулдак , Бартын , Стамбул и Анкара.

Лазы в Турции
 Грузия 1,000 [1] Тбилиси
Аджария : Сарпи , Квариати , Гонио , Махо , Батуми и Кобулети .

Самегрело-Земо-Сванети : Зугдиди и Анаклия .

Лазы в Грузии
 Германия 1,000 [1] Лазы в Германии
 Россия 160 [40]

Область

Карта участников

Большинство лазов сегодня проживают в районе, который они называют Лазиа, Лазистан, Лазети или Лазона (название культурного региона, традиционно населенного лазами на современном северо-востоке Турции и юго-западе Грузии). Географически Лазистан состоит из ряда узких, скалистых долин, простирающихся на север от гребня Понтийских Альп ( турецкий : Anadolu Dağları ), которые отделяют его от долины Чорух , и тянется с востока на запад вдоль южного берега Черного моря . Лазистан – практически запрещенный термин в Турции. [А] это название считалось «непатриотичным» изобретением старого режима. [38]

Исконные земли лазов не определены четко, и нет официального географического определения границ Лазистана. Однако обычно включаются части следующих провинций:

Экономика

Исторически Лазистан был известен производством фундука . [41] Лазистан также производил цинк , произведя в 1901 году более 1700 тонн. [41] Традиционная экономика лазов основывалась на сельском хозяйстве, которое осуществлялось с некоторыми трудностями в крутых горных районах, а также на разведении овец, коз и крупного рогатого скота. Ухаживали за садами и разводили пчел, а запасы продовольствия пополнялись за счет охоты. Лазы — хорошие мореплаватели, а также занимаются выращиванием риса, кукурузы, табака и фруктовых деревьев. Единственными отраслями промышленности были отмеченная с древних времен плавильная печь и заготовка древесины, используемой для судостроения.

Культура

За последние 20 лет наблюдается всплеск культурной деятельности, направленной на возрождение лазского языка, образования и традиций. Казим Коюнджу , который в 1998 году стал первым лазским музыкантом, добившимся массового успеха, внес значительный вклад в самобытность лазов, особенно среди их молодежи. [42]

был учрежден фестиваль лазской культуры В 1993 году был основан Институт лазской культуры, в 2008 году — Ассоциация лазской культуры, а в Гемлике . [40] [43] Сообщество лазов успешно лоббировало Министерство образования Турции, чтобы оно предложило преподавание лазского языка в школах Черноморского региона. В 2013 году Министерство образования добавило лаз в качестве четырехлетнего факультативного курса для учащихся средних школ, начиная с пятого класса. [44]

Язык

Распространение южнокавказских языков.

Лазури — сложный и морфологически богатый язык, принадлежащий к южнокавказской языковой семье , членами которой являются мегрельский , сванский и грузинский языки . Н. Марр рассматривал лазский и мегрельский, два диалекта «лингвистически одного» языка, как два языка. Язык лазов не имеет письменной истории, поэтому основными литературными языками лазов являются турецкий и грузинский. Их народная литература передавалась устно и систематически не записывалась. Первые попытки установить особую культурную самобытность лазов и создать литературный язык на основе арабского алфавита были предприняты Фаиком Эфендиси в 1870-х годах, но вскоре он был заключен в тюрьму османскими властями, а большинство его произведений было уничтожено. Во время относительной культурной автономии, предоставленной меньшинствам в 1930-х годах, письменная лазская литература, основанная на лазской письменности, появилась в Советской Грузии , где сильно доминировала советская идеология. Поэт Мустафа Баниши возглавил это недолговечное движение, но официальная стандартная форма языка так и не была установлена. [45] С тех пор было предпринято несколько попыток перевести произведения отечественной литературы на турецкий и грузинский алфавиты. Несколько местных поэтов в Турции, такие как Рашид Хилми Пехливаноглу, появились позже, в 20 веке.

Религия

Апостол Андрей после путешествия из Трапезунда в Лазицу в первом веке нашей эры построил здесь церковь. [46] Значение деятельности апостола заключалось в том, что он ввел принцип христианской веры и тем самым подготовил почву для дальнейшей миссионерской деятельности. Лазы были обращены в христианство в V веке первым христианским королем Губазом I из Лазицы , который объявил христианство государственной религией Лазицы. После введения христианства Фасис стал кафедрой греческой епархии, один из епископов которой, Кир , стал Александрийским Патриархом между 630 и 641 годами нашей эры. [47] [48] Трапезунд стал митрополией Лазики, когда древняя метрополия Фасис была потеряна Византийской империей. [49] Трапезунд, единственная епархия, созданная в далеком прошлом, Керасус и Ризайон образовались как епископства повышенного уровня. Все три епархии пережили османское завоевание (1461 г.) и в целом действовали до 17 века, когда епархии Керасус и Ризайон были упразднены. Епархия Ризайон и епископство Оф были упразднены в то время из-за исламизации лазов. Большинство из них впоследствии приняли суннитский ислам . [50] [51] В современных районах Ризе и Артвин есть несколько разрушенных церквей, например; Джибистаси в Ардешене , Макриали (Ногеди) в Хопе , Пиронити в Архави и т. д.

также есть несколько христианских лазов, которые вновь обратились в христианство. В Аджарском регионе Грузии [52]

Мечеть и православная церковь в Сарпи, приграничном селе на берегу Черного моря, на границе Турции и Грузии.

Мифология

Ясон и аргонавты прибывают в Колхиду. Эпическая поэма «Аргонавтика» (3 век до н. э.) рассказывает миф об их путешествии за Золотым руном . Эта картина находится в Версальском дворце .

Древний регион Колхида, известный своими сагами и мифами и ограниченный Черным морем и Кавказскими горами, простирается от Западной Грузии до северо-востока Турции. Знаменитая история греческой мифологии о Золотом руне , в которой Ясон и аргонавты украли Золотое руно у царя Ээта с помощью его дочери Медеи , внесла Колхиду в учебники истории.

Фестиваль

Колхоба – древний лазский праздник. Он проводится в конце августа или начале сентября в Сарпи селе Хелвачаурского района . Фестиваль возродил прежний образ жизни жителей Лазети и моменты человеческих отношений, типичные для времен Древней Греции и Колхиды, связанные с путешествием аргонавтов в Колхиду. Во время празднования Колхобы театральные представления сопровождаются разнообразными мероприятиями и считаются одним из главных народных праздников.

Музыка

Национальные инструменты включают гуда (волынка), кеменче (скрипка), зурна (гобой) и доли (барабан). В 1990-х и 2000-х годах фолк-рок- музыкант Кязым Коюнджу добился значительной популярности в Турции и гастролировал по Грузии. Коюнджу, умерший от рака в 2005 году, также был активистом народа лаз и стал культурным героем. [53]

Танец

Распространение и распространение народных танцев в Турции.

Лазы известны своими народными танцами, называемыми хоронским танцем Черного моря, первоначально языческим культом, который должен был стать священным ритуальным танцем. В разных регионах существует много разных видов этого танца. Хорон родственен тем, которые исполняли аджарцы, известные как Хоруми . Они могут быть торжественными и точными, исполняемыми рядами мужчин с тщательно выполненной работой ног, или чрезвычайно энергичными, когда мужчины танцуют прямо, со связанными руками, делая короткие быстрые движения ногами, перемежающиеся приседанием. Женские танцы изящны, но более стремительны в движении, чем те, что встречаются в Грузии. В Греции такие танцы до сих пор ассоциируются с понтийскими греками, эмигрировавшими из этого региона после 1922 года.

Открытка с изображением солдат-лазов в национальной одежде (Трабзон, Турция).

Традиционная одежда

Традиционный мужской костюм лаз состоит из своеобразного платка-банданы, закрывающего всю голову над глазами, завязанного сбоку узлом и свисающего до плеча и верхней части спины; облегающий жакет грубой коричневой домотканой ткани со свободными рукавами; и мешковатые темно-коричневые шерстяные брюки, заправленные в узкие кожаные сапоги до колен. Женский костюм был похож на платье принцессы с широкой юбкой, встречающееся по всей Грузии, но носилось с таким же платком, как и мужской, и с богатым шарфом, повязанным вокруг бедер. Лазы мастерили отличные самодельные винтовки, и даже на плуге их обычно видели ощетинившимися оружием: винтовкой, пистолетом, пороховым рожком, патронташами на груди, кинжалом на бедре и мотком веревки для связывания пленных.

Дискриминация

Процент изменений географических названий в Турции с 1916 года.

Мустафа Кемаль Ататюрк , лидер первых десятилетий существования Республики, стремился создать национальное государство ( турецкий : улус ) из турецких остатков Османской империи. В течение первых трех десятилетий существования Республики попытки тюркизировать географические названия были постоянной темой. Импортные карты, содержащие ссылки на исторические регионы, такие как Армения , Курдистан или Лазистан (официальное название провинции Ризе до 1921 года), были запрещены (как и в случае с Der Grosse Weltatlas , картой, изданной в Лейпциге ).

Культурная ассимиляция с турецкой культурой была высокой, а национальность лазов подвергалась угнетению во времена Османской и Советской власти. книга «История лазов» ( Lazların tarihi Один из поворотных моментов произошел в 1992 году, когда была опубликована ). Авторам не удалось опубликовать его в 1964 году. [42]

См. также

Примечания

  1. ^ «Статья 8 Закона о борьбе с терроризмом (Закон № 3713 с поправками, внесенными Законом № 4126) гласит: «Никто не может заниматься письменной и устной пропагандой, направленной на нарушение неделимой целостности государства Турецкой Республики, страны, и нация. [… ] Те, кто совершает подобные действия, будут приговорены к тюремному заключению на срок от одного до трех лет и к крупному штрафу […]». Эта статья означает, что те, кто в устной или печатной форме использует такие слова, как Лазистан или Курдистан, рискуют уголовное преследование».

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лаз» . Этнолог . Проверено 4 июля 2022 г.
  2. ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс, Грузинская Республика, Паспортные книги (сентябрь 1991 г.)
  3. ^ "ЛАЗЫ СССР И ГРУЗИИ: ПЕРИПЕТИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЕБ - Кавказ: новости, история,традиции" . www.kavkazoved.info .
  4. ^ Плиний, Нью-Хэмпшир 6.4.12.
  5. ^ Браунд (1994), с. 157, сн. 24.
  6. ^ Плиний, К. (1989). Естественная история: Книги 3–7 (Х. Рэкхэм, Пер.). Кембридж: Гарвард. п. 346-347.
  7. ^ Минорский, В. «Лаз». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE. Босворт, Э. ван Донзель и В.П. Генрихс. Брилл, 2010.,
  8. ^ Дорогой, Шенол. «Деревня Лаз в Ване: «Здесь их называют лазами, в Черном море курдами» » . Плюс Факт . Проверено 23 июня 2024 г.
  9. ^ Йылмаз, Исмаил Гюней. «О личности Лаза» . Бианет . Проверено 6 июля 2022 г.
  10. ^ Беллер-Ханн, Ильдико (2018). «Лаз» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  11. ^ Кирилл Туманов, Исследования по христианской истории Кавказа, стр. 80.
  12. ^

    «Плена Колхиды объединились в 13 веке до нашей эры. В этот период она упоминалась в греческой мифологии как Колхида как место назначения аргонавтов и дом Медеи в ее владениях колдовства. Урартам она была известна как Кулха (Колха или Килхи).»

    Морритт, Р.Д. (2010) Камни, которые говорят. Академическая коллекция электронных книг EBSCO. Паб Кембриджских ученых. (9781443821766) стр.99
  13. ^ Нодар Асатиани, Отар Джанелидже (2009) История Грузии: с древнейших времен до наших дней. Мичиганский университет. Издательство Petite 9789941906367 стр. 17.
  14. ^ Дети Ахилла: Греки в Малой Азии со времен Трои, Джон Фрили, с. 69–70
  15. ^ Внешняя политика Митридата VI Евпатора, царя Понта, Б.К.   МакГинг, стр. 11
  16. ^ Талберт 2000 , с. 1226.
  17. ^ Прокопий , История войн , I-II [21-25]
  18. ^ Эванс 2000 , с. 93.
  19. ^ Прокопий Белл. Перс . я. 15, Белл. Гот . iv. 2, де Аед. iii. 6.
  20. ^ Ashkharatsuyts, Long Recension, V, 19.
  21. ^ Хьюсен, 47 лет.
  22. ^ А. Брайер и Д. Уинфилд, Византийские памятники и топография Понта , стр.300
  23. ^ Микаберидзе, А. (2015). Исторический словарь Грузии. 2-е изд. Лэнхэм, Мэриленд, США: ROWMAN & LITTLEFIELD, стр.634.
  24. ^ Тис-Шенокак, Люсьен. Османские женщины-строители . Олдершот, Англия: Эшгейт, 2006.
  25. ^ Брайер 1967, 179.
  26. ^ «Лаз | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
  27. ^ КОРОЛЕВСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ). (1893). Географический журнал. Лондон, Королевское географическое общество.
  28. ^ Миллер, Трапезунд , с. 30
  29. СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ЛАЗЕТСКИЕ (17–18 ВВ.) pravlavie.ru
  30. ^ Jump up to: а б Денационализация грузин в XVII-XX веках; Лазети-Триалети (Греизация грузин) Митрополит Манглисский Анания Джапаридзе , nplg.gov.ge
  31. ^ Марк Юнге, Бернд Бонвеч (2015). Большевистский порядок в Грузии . Moscow: АИРО-XXI. p. 93. ISBN  978-5-91022-306-0 . Есть православные лазы, находящиеся под контролем Греческого патриархата в Стамбуле. Они говорят по-гречески и называют себя греками.
  32. ^ Jump up to: а б Абашидзе, Аслан; Трикоз, Елена (2009), «Статут МУС и сага о ратификации в государствах Содружества независимых государств», Правовой режим Международного уголовного суда , Брилл, стр. 1105–1110, doi : 10.1163/ej.9789004163089 .i-1122.306 , ISBN  9789004163089
  33. ^ Багратиони, Вахушти (1976). Накашидзе, NT (ред.). История Царства Грузинского [ История Королевства Грузия ] (PDF) (на русском языке). Тбилиси: Мецниереба. стр. 133–135.
  34. ^ Черч, Кеннет (2001). От династического княжества к имперскому округу: включение Гурии в состав Российской империи до 1856 г. (доктор философии). Мичиганский университет. стр. 127–129.
  35. ^ Саригил, Зеки (2012). «Этнические группы в« критические моменты »: лазы против курдов». Ближневосточные исследования . 48 (2): 269–286. дои : 10.1080/00263206.2011.652778 . hdl : 11693/12314 . ISSN   0026-3206 . S2CID   53584439 .
  36. ^ "Федорова Е.П. Публичный порядок в российском и французском праве: сравнительная характеристика. Публичный экономический порядок" . Актуальные проблемы российского права . 5 (5): 975–981. 2014. doi : 10.7256/1994-1471.2014.5.9758 . ISSN  1994-1471 .
  37. ^ Marc Junge, Bernd Bonwetsch (2015). Большевистский порядок в Грузии . Москва. ISBN  978-5-91022-304-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  38. ^ Jump up to: а б Тис-Шенокак, Люсьен. Османские женщины-строители. Олдершот, Англия: Эшгейт, 2006. Печать.
  39. ^ Сильвия Кучер (2008). «Язык лазов в Турции: языковое изменение, вызванное контактом, или постепенная утрата?» (PDF) . Тюркские языки . 12 (1) . Проверено 31 января 2015 г. Из-за отсутствия данных переписи населения о меньшинствах (за исключением небольшого числа исключений, таких как греческое или армянское население), фактическое количество лазов, проживающих в Турции, можно лишь оценить.
  40. ^ Jump up to: а б Национальный состав населения [Перепись 2010 года: Этнический состав населения] (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики России . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2018 года . Проверено 31 января 2015 г.
  41. ^ Jump up to: а б Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. стр. 52, 73.
  42. ^ Jump up to: а б Исмаил Гюней Йылмаз (7 января 2015 г.). «90-е годы: рождение лазской культуры и движения идентичности» (на турецком языке). Лазебура . Проверено 31 января 2015 г.
  43. ^ Камиль Аксойлу (3 июля 2013 г.). «От 93-го процесса движения лазской культуры к институту лазов» (на турецком языке). Ласка.орг . Проверено 31 января 2015 г.
  44. ^ «В средних школах Турции начнутся занятия по лазури» . Анадолу. 14 сентября 2013 года . Проверено 31 января 2015 г.
  45. ^ Iksander Tsitashi (1939). Литературная энциклопедия (Encyclopedia of Literature) Лазская литература [ Лазовая литература ] (на русском языке). Москва. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Пелкманс, Матейс Эмиэль (2003). Неопределенные различия: религия, этническая принадлежность и политика на грузинском приграничье . sn] OCLC   193987206 .
  47. ^ Бери (1889), с. 458-462
  48. ^ Холмс (1905), с. 728-730
  49. ^ Трапезунд newadvent.org
  50. ^ Якар, Джак (2000). Этноархеология Анатолии: сельская социоэкономика в бронзовом и железном веках . Публикации Эмери и Клэр Ясс по археологии. ISBN  9789652660114 . Проверено 26 мая 2014 г. Бывшие христиане, они приняли суннитский ислам чуть более четырех столетий назад.
  51. ^ Ожан Озтюрк . Понт . Публикации Бытия. Стамбул, 2009. с. 737-38, 778
  52. ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс (сентябрь 1991 г.) Грузинская Республика , Паспортные книги, Линкольнвуд, Иллинойс ISBN   978-0-84429-677-7
  53. ^ Хек, Сабина; Меннель, Барбара (1 октября 2012 г.). Турецко-немецкое кино в новом тысячелетии: места, звуки и экраны . Книги Бергана. ISBN  978-0-85745-769-1 .

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e157d11b3fc3595a21d064dc0e572a3b__1720875660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/3b/e157d11b3fc3595a21d064dc0e572a3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laz people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)