Лаз люди
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Турция | 103 900 (Этнолог, 2019) [1] |
Грузия | 1,000 (2007) [1] |
Германия | 1,000 (2007) [1] |
Языки | |
Лаз , Грузинская , Турецкая | |
Религия | |
В Турции : ислам большинства суннитов. [2] В Грузии : большинство грузинских православных. [3] | |
Родственные этнические группы | |
Грузины (особенно мегрелы ), понтийские греки |
Лаз люди |
---|
Лазы лазы , или ლაზი ( лазы : ლაზი лазы ; грузинский : этническая , лази ; или ჭანი, ) , — картвельская чани; турецкий: лазы группа , родом из Южного Кавказа , которые в основном живут в Черного моря прибрежных районах . Турция и Грузия . Они традиционно говорят на лазском языке (который является членом картвельской языковой семьи ), но пережили быстрый языковой сдвиг на турецкий .
Из 103 900 этнических лазов в Турции только около 20 000 говорят на лазском языке, и этот язык классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения (6b) в Турции и меняющийся (7) в Грузии по расширенной шкале межпоколенческих нарушений . [1]
Этимология
Предки народа лаз цитируются многими классическими авторами от Скилакса до Прокопия и Агафия , но само слово лази на латинском языке ( греческий : Λαζοί , латинизированный : Lazoí ) впервые цитируется Плинием примерно во 2 веке до нашей эры. [4] [5] [6]
Личность
Самоидентификация
Владимир Минорский , российский ученый- востоковед , в 1913 году утверждал, что лазы, живущие в Турции и Грузии, развили разное понимание того, что значит быть лазами, поскольку их идентичность в Грузии во многом слилась с грузинской идентичностью со значением слова «лаз». рассматривается как просто региональная категория. [7]
Идентификация по нелазам
В стереотипной манере нелазы часто используют экзоним лаз для групп, которые в основном не являются этническими лазами:
- В Турции термин «лаз» является «народным» определением и экзонимом для всех, кто происходит с восточного черноморского побережья Турции. Иногда этот термин распространяется и на западную часть побережья. Поэтому этот термин часто используется в основном для этнических понтийских греков , турок , хемшинцев , а также лазов в Турции.
- Жителей северо-западной части Гюмюшане другие жители Гюмюшане считают лазами.
- Жителей Пософа соседние общины называют лазами.
- понтийских греков лазами. Другие греки считают [ нужна ссылка ]
- считают людей из Испира и хемшинов Эрзурума Другие жители Эрзурума лазами.
- Понтийских грекоязычных жителей деревень Эмек и Донердере в Ване соседние общины называют лазами. [8]
- Небольшая община, живущая на Каспийском побережье Ирана, называется Лаз. [9]
История
Происхождение
Лазуриязычные предки современных лазов первоначально были родом с северо-востока, вокруг Абхазии и Самегрело-Верхней Сванетии , и в древности поселились на нынешней родине лазов. [10]
Современные теории предполагают, что колхидские племена являются прямыми предками лаз- мегрелов , они составляли доминирующее этнокультурное присутствие в юго-восточном Причерноморье в древности и, следовательно, играли значительную роль в этногенезе современных грузин . [11]
Античность
В тринадцатом веке до нашей эры , [12] [13] царство Колхидское образовалось в результате усиливающейся консолидации племен, населявших регион, охватывающий современную западную Грузию и Турции северо-восточные провинции Трабзон , Ризе и Артвин . Колхида была важным регионом черноморской торговли, богатой золотом, воском, коноплей и медом. В восьмом веке несколько греческих торговых колоний вдоль берегов Черного моря было основано , одна из них — Трапезундская ( греч . Τραπεζοῦς , латинизированная : Трапеция ), основанная милетскими торговцами из Синопа в 756 г. до н.э. Торговыми партнерами Трапезундя были прото-лазские племена Мосиноэцев .
К шестому веку до нашей эры племена, жившие на юге Колхиды ( макроны , моссиноэки , маррес вошли в состав девятнадцатой сатрапии Персии и др.) , . Империя Ахеменидов потерпела поражение от Александра Македонского возник ряд отдельных королевств , однако после смерти Александра в Анатолии , в том числе Понт , в углу южного Причерноморья, которым правил персидский дворянин Митридат I. В культурном отношении королевство было эллинизировано , [14] с греческим языком в качестве официального языка. [15] Митридат VI завоевал Колхиду и отдал ее своему сыну Митридату Колхидскому .
В результате римских кампаний 88–63 гг. до н. э., возглавлявшихся полководцами Помпеем и Лукуллом , Понтийское царство было полностью разрушено римлянами , а вся его территория, включая Колхиду, вошла в состав Римской империи. Бывшие южные провинции Колхиды были реорганизованы в римскую провинцию Понт -Полемониак , а северная Холхида стала римской провинцией Лазикум . Римский контроль над внутренними племенами также оставался лишь номинальным. [16]
Историки первого века Мемнон и Страбон мимоходом отмечают, что народ, ранее называвшийся Макронами, носил в его время имя Санни , и это утверждение поддержал также Стефан Византийский . Историк второго века Арриан отмечает, что Цанни , как и санни, [17] являются соседями колхов, а последние теперь назывались лазами. К середине третьего века племя лазов стало доминировать на большей части Колхиды, основав королевство Лазика .
Средний возраст
Воинственные племена Халдии, называемые Цанни, предки современных лазов, жили в Цанице , местности, расположенной между Византией и Лазикой. В его состав входило несколько поселений с названиями: Афины , Архабис и Апсар ; Цанни не были подданными ни римлян, ни короля Лазики, за исключением того, что во время правления византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565) они были покорены, христианизированы и приведены к центральному правлению. [18] [19] Епископы Лазицы назначили своих священников, поскольку они христиане. Цанни начал более тесно контактировать с греками и приобрел различные черты эллинской культуры, включая в некоторых случаях язык.
С 542 по 562 годы Лазика была ареной длительного соперничества между Восточной Римской империей и империей Сасанидов , кульминацией которого стала Лазическая война , в которой участвовало 1000 вспомогательных войск Цанни под командованием Дагистея . Наступление императора Ираклия в 628 году нашей эры принесло победу над персами и обеспечило римское господство в Лазице до вторжения и завоевания Кавказа арабами во второй половине седьмого века. В результате мусульманских вторжений древняя метрополия Фасис . была потеряна, и Трапезунд стал новым митрополитом Лазики, с тех пор имя Лази появляется как общее греческое название Цанни Согласно «Географии Анании Ширакаци VII века», [20] Колхида ( Егер в армянских источниках, то же, что и Лазика) была разделена на четыре небольших округа, одним из которых была Цаника, то есть Халдия , и среди своих городов упоминает Афины, Риз и Трапезунд. Со второй половины VIII века Трапезундская область упоминается в греческих источниках (а именно Епифания Константинопольского ) как Лазика. X века Арабский географ Абул Феда считает город Трапезунд в основном лазийским портом.
В 780 году Абхазское царство включило бывшие территории Лазицы посредством династической преемственности, тем самым вытеснив понтийских лазов (ранее известных как Цанни) из западной Грузии; после этого Цанни жили под номинальным византийским сюзеренитетом в теме Халдии со столицей в Трапезунде, управляемой местными полуавтономными правителями, такими как семья Габра , [21] возможно, «греко-лазского» или просто халдийского происхождения. [22]
После грузинской интервенции в Халдию и распада Византийской империи в 1204 году Трапезундская империя была основана на юго-восточном побережье Черного моря, населенном многочисленным картвельскоязычным населением. [23] В восточной части той же империи была учреждена автономная прибрежная фема Большая Лазия . [24] Византийские авторы, такие как Пахимер , и в некоторой степени трапезунтинцы, такие как Лазаропул и Виссарион , считали Трапезунтскую империю не более чем пограничным государством Лаза. [25] Несмотря на то, что более высокая культура была греческой, сельские районы Трапезундской империи, по-видимому, были преимущественно лазскими по этническому составу. [26] Фамилии Лаз с эллинизированными окончаниями заметны в записях средневековой Трапезундской империи, и, пожалуй, не слишком рискованно предположить, что антагонизм между «городской партией» и «деревенской партией», существовавший в политика «Империи» фактически представляла собой национальный антагонизм Лазов против греков. [27]
В 1282 году Имеретинское царство осадило Трапезунд , однако после неудачной попытки взять город грузины оккупировали несколько провинций. [28] и вся Трапезунтийская провинция Лазия отказалась от верности царю «иберийских» и «лазийских» племен и объединилась с Имеретинским грузинским царством .
Раннее Новое время
Населенный пункт Лаза часто оспаривался различными грузинскими княжествами, однако в результате битвы при Мурджахети в 1535 году Гурийское княжество обеспечило контроль над ним до 1547 года, когда оно было окончательно завоевано возрождающимися османскими войсками и реорганизовано в санджак как часть эялета Лазистанский Трабзон .
Османы три столетия боролись за уничтожение христианско-грузинского сознания лазов. [29] Из-за политики османской исламизации на протяжении семнадцатого века лазы постепенно обращались в ислам . Когда османы укрепили свое правление, система Милле была перенесена на недавно завоеванные территории. Местные православные жители, некогда подчиненные Грузинской Православной Церкви , были вынуждены подчиняться Константинопольскому Патриархату . [30] таким образом постепенно становясь греками , этот процесс известен как эллинизация лазов . [30] Лазы, находившиеся под контролем Константинополя, вскоре утратили свой язык и самоидентичность, став греками и выучив греческий язык. [31] особенно понтийский диалект греческого языка , хотя родной язык сохранили лазы, принявшие мусульманство. В середине семнадцатого века несколько губернаторов Туниса , носивших титул Дей , были лазского происхождения, такие как: Мухаммад Лаз (1647-1653), Мустафа Лаз (1653-1665) и Али Лаз (1673).
Не только паши (губернаторы) Трабзона до 19 века, но и реальная власть во многих казах ( районах) каждого санджака к середине 17 века находилась в руках относительно независимых коренных лаз- деребеев («владельцев долины»). ), или феодальные вожди, которые осуществляли абсолютную власть в своих округах, вели между собой мелкие войны, не были обязаны подчиняться вышестоящему и никогда не платили податей султану. В период после войны 1828–1829 годов султан Махмуд II попытался сломить власть великих независимых деребеев Лазистана. В 1832 году восстание действительно было успешным: на пике своего развития он пришелся на январь 1833 года, но к весне 1834 года восстание было подавлено. [32] Подавление восстания окончательно сломило мощь лазских деребеев. Это состояние неповиновения не было по-настоящему сломлено до утверждения османской власти во время реформ Осман -паши в 1850-х годах. [32]
В 1547 году османы построили прибрежную крепость Гония , важный османский форпост на юго-западе Грузии. [33] [34] который служил столицей Лазистана; затем Батум по решению Берлинского конгресса , пока он не был приобретен русскими в 1878 году, на протяжении русско-турецкой войны , после этого Ризе стал столицей санджака. Лазы-мусульмане, проживающие в недавно образованной Батумской области, подверглись этническим чисткам; к 1882 году около 40 000 лазов поселились в Османской империи, особенно в провинциях Западной Анатолии, таких как Бурса , Ялова , Карамурсель , Измит , Адапазары и Сапанджа . [35] С распространением младотурецкого движения в Лазистане было создано недолговечное автономистское национальное движение, возглавляемое Фаиком Эфендиши . Однако вскоре оно было ликвидировано в результате Абдул Хамида . вмешательства [36] Во время Первой мировой войны (1914–18) русские вторглись в провинции Ризе и Трабзон. Однако после большевистской революции 1917 года российские войска были вынуждены уйти из региона и, наконец, в марте 1918 года оставили этот район османско-турецким войскам. С 1918 по 1920 год национальное движение быстро охватило весь Лазистан, комитеты и было создано временное правительство. Оно было ориентировано на Советскую Россию. Но как только был заключен советско-турецкий договор о дружбе , это помогло туркам интегрировать Лазистан. [37] Автономный санджак Лазистан существовал до 1923 года, при этом обозначение термина Лазистан было официально запрещено в 1926 году кемалистами . Лазистан был разделен между Ризе и Артвин . провинциями [38]
В начале сталинской эпохи лазы, жившие под советским господством, имели определенную культурную автономию в Советском Союзе, но после начала Второй мировой войны советские власти разработали стратегию этнической чистки приграничных регионов от населения, которое они считали ненадежным. Население лазов было отправлено в ссылку в Сибирь и Среднюю Азию . После смерти Сталина в 1953 году политический климат изменился: в период с 1953 по 1957 год выжившим лазам разрешили вернуться на родину.
Современный
Большинство лазов сегодня проживают в Турции, но группа лазского меньшинства не имеет официального статуса в Турции. Число говорящих на лазе сокращается и в настоящее время ограничено в основном некоторыми районами Ризе и Артвина.
Население и географическое распределение
Общая численность населения лазов на сегодняшний день только приблизительна, и ее численность сильно варьируется. Большинство лазов проживают в Турции, где национальная перепись населения не учитывает этнические данные о меньшинствах. [39]
Поселения
Страна/регион | Официальные данные | Оценивать | Концентрация | Статья |
---|---|---|---|---|
Турция | — | 103,900 [1] | Ризе : Пазар , Ардешен , Фындыклы , Чамлыхемшин и Икиздере районы . Артвин : Архави и Хопа . меньшинства в: Борцкий район. Трабзон: Из | Лазы в Турции |
Грузия | — | 1,000 [1] | Тбилиси Аджария : Сарпи , Квариати , Гонио , Махо , Батуми и Кобулети . | Лазы в Грузии |
Германия | — | 1,000 [1] | — | Лазы в Германии |
Россия | 160 [40] | — | — | — |
Область
Большинство лазов сегодня проживают в районе, который они называют Лазиа, Лазистан, Лазети или Лазона (название культурного региона, традиционно населенного лазами на современном северо-востоке Турции и юго-западе Грузии). Географически Лазистан состоит из ряда узких, скалистых долин, простирающихся на север от гребня Понтийских Альп ( турецкий : Anadolu Dağları ), которые отделяют его от долины Чорух , и тянется с востока на запад вдоль южного берега Черного моря . Лазистан – практически запрещенный термин в Турции. [А] это название считалось «непатриотичным» изобретением старого режима. [38]
Исконные земли лазов не определены четко, и нет официального географического определения границ Лазистана. Однако обычно включаются части следующих провинций:
- Аджарский регион в Грузии
- Провинция Артвин в Турции.
- Провинция Ризе в Турции
- Провинция Трабзон в Турции
Экономика
Исторически Лазистан был известен производством фундука . [41] Лазистан также производил цинк , произведя в 1901 году более 1700 тонн. [41] Традиционная экономика лазов основывалась на сельском хозяйстве, которое осуществлялось с некоторыми трудностями в крутых горных районах, а также на разведении овец, коз и крупного рогатого скота. Ухаживали за садами и разводили пчел, а запасы продовольствия пополнялись за счет охоты. Лазы — хорошие мореплаватели, а также занимаются выращиванием риса, кукурузы, табака и фруктовых деревьев. Единственными отраслями промышленности были отмеченная с древних времен плавильная печь и заготовка древесины, используемой для судостроения.
Культура
За последние 20 лет наблюдается всплеск культурной деятельности, направленной на возрождение лазского языка, образования и традиций. Казим Коюнджу , который в 1998 году стал первым лазским музыкантом, добившимся массового успеха, внес значительный вклад в самобытность лазов, особенно среди их молодежи. [42]
был учрежден фестиваль лазской культуры В 1993 году был основан Институт лазской культуры, в 2008 году — Ассоциация лазской культуры, а в Гемлике . [40] [43] Сообщество лазов успешно лоббировало Министерство образования Турции, чтобы оно предложило преподавание лазского языка в школах Черноморского региона. В 2013 году Министерство образования добавило лаз в качестве четырехлетнего факультативного курса для учащихся средних школ, начиная с пятого класса. [44]
Язык
Лазури — сложный и морфологически богатый язык, принадлежащий к южнокавказской языковой семье , членами которой являются мегрельский , сванский и грузинский языки . Н. Марр рассматривал лазский и мегрельский, два диалекта «лингвистически одного» языка, как два языка. Язык лазов не имеет письменной истории, поэтому основными литературными языками лазов являются турецкий и грузинский. Их народная литература передавалась устно и систематически не записывалась. Первые попытки установить особую культурную самобытность лазов и создать литературный язык на основе арабского алфавита были предприняты Фаиком Эфендиси в 1870-х годах, но вскоре он был заключен в тюрьму османскими властями, а большинство его произведений было уничтожено. Во время относительной культурной автономии, предоставленной меньшинствам в 1930-х годах, письменная лазская литература, основанная на лазской письменности, появилась в Советской Грузии , где сильно доминировала советская идеология. Поэт Мустафа Баниши возглавил это недолговечное движение, но официальная стандартная форма языка так и не была установлена. [45] С тех пор было предпринято несколько попыток перевести произведения отечественной литературы на турецкий и грузинский алфавиты. Несколько местных поэтов в Турции, такие как Рашид Хилми Пехливаноглу, появились позже, в 20 веке.
Религия
Апостол Андрей после путешествия из Трапезунда в Лазицу в первом веке нашей эры построил здесь церковь. [46] Значение деятельности апостола заключалось в том, что он ввел принцип христианской веры и тем самым подготовил почву для дальнейшей миссионерской деятельности. Лазы были обращены в христианство в V веке первым христианским королем Губазом I из Лазицы , который объявил христианство государственной религией Лазицы. После введения христианства Фасис стал кафедрой греческой епархии, один из епископов которой, Кир , стал Александрийским Патриархом между 630 и 641 годами нашей эры. [47] [48] Трапезунд стал митрополией Лазики, когда древняя метрополия Фасис была потеряна Византийской империей. [49] Трапезунд, единственная епархия, созданная в далеком прошлом, Керасус и Ризайон образовались как епископства повышенного уровня. Все три епархии пережили османское завоевание (1461 г.) и в целом действовали до 17 века, когда епархии Керасус и Ризайон были упразднены. Епархия Ризайон и епископство Оф были упразднены в то время из-за исламизации лазов. Большинство из них впоследствии приняли суннитский ислам . [50] [51] В современных районах Ризе и Артвин есть несколько разрушенных церквей, например; Джибистаси в Ардешене , Макриали (Ногеди) в Хопе , Пиронити в Архави и т. д.
также есть несколько христианских лазов, которые вновь обратились в христианство. В Аджарском регионе Грузии [52]
Мифология
Древний регион Колхида, известный своими сагами и мифами и ограниченный Черным морем и Кавказскими горами, простирается от Западной Грузии до северо-востока Турции. Знаменитая история греческой мифологии о Золотом руне , в которой Ясон и аргонавты украли Золотое руно у царя Ээта с помощью его дочери Медеи , внесла Колхиду в учебники истории.
Фестиваль
Колхоба – древний лазский праздник. Он проводится в конце августа или начале сентября в Сарпи селе Хелвачаурского района . Фестиваль возродил прежний образ жизни жителей Лазети и моменты человеческих отношений, типичные для времен Древней Греции и Колхиды, связанные с путешествием аргонавтов в Колхиду. Во время празднования Колхобы театральные представления сопровождаются разнообразными мероприятиями и считаются одним из главных народных праздников.
Музыка
Национальные инструменты включают гуда (волынка), кеменче (скрипка), зурна (гобой) и доли (барабан). В 1990-х и 2000-х годах фолк-рок- музыкант Кязым Коюнджу добился значительной популярности в Турции и гастролировал по Грузии. Коюнджу, умерший от рака в 2005 году, также был активистом народа лаз и стал культурным героем. [53]
Танец
Лазы известны своими народными танцами, называемыми хоронским танцем Черного моря, первоначально языческим культом, который должен был стать священным ритуальным танцем. В разных регионах существует много разных видов этого танца. Хорон родственен тем, которые исполняли аджарцы, известные как Хоруми . Они могут быть торжественными и точными, исполняемыми рядами мужчин с тщательно выполненной работой ног, или чрезвычайно энергичными, когда мужчины танцуют прямо, со связанными руками, делая короткие быстрые движения ногами, перемежающиеся приседанием. Женские танцы изящны, но более стремительны в движении, чем те, что встречаются в Грузии. В Греции такие танцы до сих пор ассоциируются с понтийскими греками, эмигрировавшими из этого региона после 1922 года.
Традиционная одежда
Традиционный мужской костюм лаз состоит из своеобразного платка-банданы, закрывающего всю голову над глазами, завязанного сбоку узлом и свисающего до плеча и верхней части спины; облегающий жакет грубой коричневой домотканой ткани со свободными рукавами; и мешковатые темно-коричневые шерстяные брюки, заправленные в узкие кожаные сапоги до колен. Женский костюм был похож на платье принцессы с широкой юбкой, встречающееся по всей Грузии, но носилось с таким же платком, как и мужской, и с богатым шарфом, повязанным вокруг бедер. Лазы мастерили отличные самодельные винтовки, и даже на плуге их обычно видели ощетинившимися оружием: винтовкой, пистолетом, пороховым рожком, патронташами на груди, кинжалом на бедре и мотком веревки для связывания пленных.
Дискриминация
Мустафа Кемаль Ататюрк , лидер первых десятилетий существования Республики, стремился создать национальное государство ( турецкий : улус ) из турецких остатков Османской империи. В течение первых трех десятилетий существования Республики попытки тюркизировать географические названия были постоянной темой. Импортные карты, содержащие ссылки на исторические регионы, такие как Армения , Курдистан или Лазистан (официальное название провинции Ризе до 1921 года), были запрещены (как и в случае с Der Grosse Weltatlas , картой, изданной в Лейпциге ).
Культурная ассимиляция с турецкой культурой была высокой, а национальность лазов подвергалась угнетению во времена Османской и Советской власти. книга «История лазов» ( Lazların tarihi Один из поворотных моментов произошел в 1992 году, когда была опубликована ). Авторам не удалось опубликовать его в 1964 году. [42]
Галерея
- Амедео Прециози : Мустафа, мусульманин из Батума , живопись, ок. 1852 г.
- Чюруксулу Али-паша с османскими грузинами и лазами. Паша был потомком грузинского дворянского рода Тавдгиридзе , 19 век.
- Молодой лаз, гравюра из «Тур дю Монд» , по рисунку Теофиля Дейролля , который путешествовал по Турции и Грузии в 1870-х годах, документируя, среди прочего, средневековые грузинские памятники на территории Османской империи.
- Житель Лазистана, из немецкого путеводителя, 1897 г.
- Лазы в 1900-х годах
- Солдаты в традиционной трапезундской одежде, Константинополь, 1900-е годы.
- Открытка с изображением танцоров лаз в национальных костюмах в Трабзоне
- Лазы из Трабзона, 1910-е гг.
- Лазийское ополчение, ок. 1918 год
- Гераспор (Işıklı Spor), состав первой футбольной команды Лаза, 1925 год.
- Около 1900 г.
См. также
- Аджарцы
- Мегрелы
- Понтийские греки
- Чвенебури
- Чепни люди
- Хемшинские народы
- Гермакочи
- Дидамангиса
- Лазский национализм
Примечания
- ^ «Статья 8 Закона о борьбе с терроризмом (Закон № 3713 с поправками, внесенными Законом № 4126) гласит: «Никто не может заниматься письменной и устной пропагандой, направленной на нарушение неделимой целостности государства Турецкой Республики, страны, и нация. [… ] Те, кто совершает подобные действия, будут приговорены к тюремному заключению на срок от одного до трех лет и к крупному штрафу […]». Эта статья означает, что те, кто в устной или печатной форме использует такие слова, как Лазистан или Курдистан, рискуют уголовное преследование».
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лаз» . Этнолог . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс, Грузинская Республика, Паспортные книги (сентябрь 1991 г.)
- ^ "ЛАЗЫ СССР И ГРУЗИИ: ПЕРИПЕТИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЕБ - Кавказ: новости, история,традиции" . www.kavkazoved.info .
- ^ Плиний, Нью-Хэмпшир 6.4.12.
- ^ Браунд (1994), с. 157, сн. 24.
- ^ Плиний, К. (1989). Естественная история: Книги 3–7 (Х. Рэкхэм, Пер.). Кембридж: Гарвард. п. 346-347.
- ^ Минорский, В. «Лаз». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE. Босворт, Э. ван Донзель и В.П. Генрихс. Брилл, 2010.,
- ^ Дорогой, Шенол. «Деревня Лаз в Ване: «Здесь их называют лазами, в Черном море курдами» » . Плюс Факт . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Йылмаз, Исмаил Гюней. «О личности Лаза» . Бианет . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Беллер-Ханн, Ильдико (2018). «Лаз» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ Кирилл Туманов, Исследования по христианской истории Кавказа, стр. 80.
- ^
Морритт, Р.Д. (2010) Камни, которые говорят. Академическая коллекция электронных книг EBSCO. Паб Кембриджских ученых. (9781443821766) стр.99«Плена Колхиды объединились в 13 веке до нашей эры. В этот период она упоминалась в греческой мифологии как Колхида как место назначения аргонавтов и дом Медеи в ее владениях колдовства. Урартам она была известна как Кулха (Колха или Килхи).»
- ^ Нодар Асатиани, Отар Джанелидже (2009) История Грузии: с древнейших времен до наших дней. Мичиганский университет. Издательство Petite 9789941906367 стр. 17.
- ^ Дети Ахилла: Греки в Малой Азии со времен Трои, Джон Фрили, с. 69–70
- ^ Внешняя политика Митридата VI Евпатора, царя Понта, Б.К. МакГинг, стр. 11
- ^ Талберт 2000 , с. 1226.
- ^ Прокопий , История войн , I-II [21-25]
- ^ Эванс 2000 , с. 93.
- ^ Прокопий Белл. Перс . я. 15, Белл. Гот . iv. 2, де Аед. iii. 6.
- ^ Ashkharatsuyts, Long Recension, V, 19.
- ^ Хьюсен, 47 лет.
- ^ А. Брайер и Д. Уинфилд, Византийские памятники и топография Понта , стр.300
- ^ Микаберидзе, А. (2015). Исторический словарь Грузии. 2-е изд. Лэнхэм, Мэриленд, США: ROWMAN & LITTLEFIELD, стр.634.
- ^ Тис-Шенокак, Люсьен. Османские женщины-строители . Олдершот, Англия: Эшгейт, 2006.
- ^ Брайер 1967, 179.
- ^ «Лаз | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ КОРОЛЕВСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ). (1893). Географический журнал. Лондон, Королевское географическое общество.
- ^ Миллер, Трапезунд , с. 30
- ↑ СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ЛАЗЕТСКИЕ (17–18 ВВ.) pravlavie.ru
- ^ Jump up to: а б Денационализация грузин в XVII-XX веках; Лазети-Триалети (Греизация грузин) Митрополит Манглисский Анания Джапаридзе , nplg.gov.ge
- ^ Марк Юнге, Бернд Бонвеч (2015). Большевистский порядок в Грузии . Moscow: АИРО-XXI. p. 93. ISBN 978-5-91022-306-0 .
Есть православные лазы, находящиеся под контролем Греческого патриархата в Стамбуле. Они говорят по-гречески и называют себя греками.
- ^ Jump up to: а б Абашидзе, Аслан; Трикоз, Елена (2009), «Статут МУС и сага о ратификации в государствах Содружества независимых государств», Правовой режим Международного уголовного суда , Брилл, стр. 1105–1110, doi : 10.1163/ej.9789004163089 .i-1122.306 , ISBN 9789004163089
- ^ Багратиони, Вахушти (1976). Накашидзе, NT (ред.). История Царства Грузинского [ История Королевства Грузия ] (PDF) (на русском языке). Тбилиси: Мецниереба. стр. 133–135.
- ^ Черч, Кеннет (2001). От династического княжества к имперскому округу: включение Гурии в состав Российской империи до 1856 г. (доктор философии). Мичиганский университет. стр. 127–129.
- ^ Саригил, Зеки (2012). «Этнические группы в« критические моменты »: лазы против курдов». Ближневосточные исследования . 48 (2): 269–286. дои : 10.1080/00263206.2011.652778 . hdl : 11693/12314 . ISSN 0026-3206 . S2CID 53584439 .
- ^ "Федорова Е.П. Публичный порядок в российском и французском праве: сравнительная характеристика. Публичный экономический порядок" . Актуальные проблемы российского права . 5 (5): 975–981. 2014. doi : 10.7256/1994-1471.2014.5.9758 . ISSN 1994-1471 .
- ^ Marc Junge, Bernd Bonwetsch (2015). Большевистский порядок в Грузии . Москва. ISBN 978-5-91022-304-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тис-Шенокак, Люсьен. Османские женщины-строители. Олдершот, Англия: Эшгейт, 2006. Печать.
- ^ Сильвия Кучер (2008). «Язык лазов в Турции: языковое изменение, вызванное контактом, или постепенная утрата?» (PDF) . Тюркские языки . 12 (1) . Проверено 31 января 2015 г.
Из-за отсутствия данных переписи населения о меньшинствах (за исключением небольшого числа исключений, таких как греческое или армянское население), фактическое количество лазов, проживающих в Турции, можно лишь оценить.
- ^ Jump up to: а б Национальный состав населения [Перепись 2010 года: Этнический состав населения] (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики России . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2018 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. стр. 52, 73.
- ^ Jump up to: а б Исмаил Гюней Йылмаз (7 января 2015 г.). «90-е годы: рождение лазской культуры и движения идентичности» (на турецком языке). Лазебура . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Камиль Аксойлу (3 июля 2013 г.). «От 93-го процесса движения лазской культуры к институту лазов» (на турецком языке). Ласка.орг . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «В средних школах Турции начнутся занятия по лазури» . Анадолу. 14 сентября 2013 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Iksander Tsitashi (1939). Литературная энциклопедия (Encyclopedia of Literature) Лазская литература [ Лазовая литература ] (на русском языке). Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пелкманс, Матейс Эмиэль (2003). Неопределенные различия: религия, этническая принадлежность и политика на грузинском приграничье . sn] OCLC 193987206 .
- ^ Бери (1889), с. 458-462
- ^ Холмс (1905), с. 728-730
- ^ Трапезунд newadvent.org
- ^ Якар, Джак (2000). Этноархеология Анатолии: сельская социоэкономика в бронзовом и железном веках . Публикации Эмери и Клэр Ясс по археологии. ISBN 9789652660114 . Проверено 26 мая 2014 г.
Бывшие христиане, они приняли суннитский ислам чуть более четырех столетий назад.
- ^ Ожан Озтюрк . Понт . Публикации Бытия. Стамбул, 2009. с. 737-38, 778
- ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс (сентябрь 1991 г.) Грузинская Республика , Паспортные книги, Линкольнвуд, Иллинойс ISBN 978-0-84429-677-7
- ^ Хек, Сабина; Меннель, Барбара (1 октября 2012 г.). Турецко-немецкое кино в новом тысячелетии: места, звуки и экраны . Книги Бергана. ISBN 978-0-85745-769-1 .
Библиография
- Эндрюс, Питер (ред.). 1989. Этнические группы в Турецкой Республике . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг, стр. 497–501.
- Беннингхаус, Рюдигер. 1989. «Лаз: пример множественной идентификации». В: Этнические группы в Турецкой Республике под редакцией П. Эндрюса.
- Брайер, Энтони. 1969. «Последние восстания лазов и падение Понтийских Деребеев, 1812–1840». В: Беди Картлиса 26, стр. 191–210.
- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (2000). Эпоха Юстиниана: обстоятельства императорской власти . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-23726-0 .
- Хьюсен, Роберт Х. «Лаз» . В: Энциклопедия мировой культуры . Доступ 1 сентября 2007 г.
- Негеле, Джолион. Турция: лазское меньшинство пассивно перед лицом ассимиляции. Радио Свободная Европа/Радио Свобода , 25 июня 1998 г.
- Талберт, Ричард Дж. А. (2000). Атлас Баррингтона греческого и римского мира: картографический справочник . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04945-8 .
Внешние ссылки
- Ассоциация культуры лаз (турецкий)
- Lazca.org: Культура, новости и информация (турецкий)
- Lazebura.com: Культура, новости и информация (турецкий)
- Lazuri.com: Культурный портал (турецкий)
- Лаз люди
- Древние народы Грузии (страна)
- Этнические группы в Германии
- Этнические группы на Ближнем Востоке
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Турции
- Коренные народы Европы
- Коренные народы Западной Азии
- Этнические группы в Грузии (стране)
- Народы Кавказа
- Общество Грузии (страна)
- Племена в греко-римской историографии