~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 3FB44BA79B09C466CDC6472DF5F11827__1718308080 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Doukhobors - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Духоборцы — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Doukhobors ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/27/3fb44ba79b09c466cdc6472df5f11827.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/27/3fb44ba79b09c466cdc6472df5f11827__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 25.06.2024 02:24:56 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 13 June 2024, at 22:48 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Духоборцы — Википедия Jump to content

Духоборцы

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Духоборцы
Духобурские женщины, 1887 г.
Основатель
Siluan Kolesnikov (17??–1775)
Регионы со значительной численностью населения
Канада ( Британская Колумбия и др.) 40,000 [1]
Южная Россия 30,000
Религии
Христианство ( старообрядчество )
Священные Писания
Книга Жизни (псалтырь)
Языки
Южнорусский Английский
Родственные этнические группы
русские
Веб-сайт
духобор .org
uscc-духоборы .org

Духоборы духоборы (канадское написание) или . ( русские : духоборы, духоборцы , латинизированные : духоборы, духоборцы ; букв. « Духи-воины, духоборцы » ) [2] [3] [4] [5] духовная христианская этнорелигиозная группа русского происхождения . Они известны своим пацифизмом и традициями устной истории , пения гимнов и стихов . Они отвергают русское православное священство и связанные с ним ритуалы, полагая, что личное откровение важнее Библии. Столкнувшись с преследованием со стороны российского правительства за свои неортодоксальные убеждения, многие из них мигрировали в Канаду в период с 1899 по 1938 год, где большинство из них проживает в настоящее время. [6]

В России духоборцы по-разному изображались как « народно-протестанты », духовные христиане , сектанты и еретики . Среди их основных убеждений – отказ от материализма . Они также отвергают русское православное священство , использование икон и все связанные с ними церковные ритуалы. Духоборцы считают, что одной Библии недостаточно для достижения божественного откровения [7] и что доктринальные конфликты могут помешать их вере. Библейские учения очевидны в некоторых опубликованных духовоборских псалмах , гимнах и верованиях. С момента прибытия в Канаду части Ветхого Завета , а в большей степени – Нового Завета , легли в основу большинства верований духоборов. Продолжают существовать духовно прогрессивные мыслители, которые посредством самоанализа и дебатов ищут божественное откровение для укрепления веры.

История духоборов восходит как минимум к 1701 году (хотя некоторые ученые подозревают, что эта группа имеет более раннее происхождение). [8] Духоборы традиционно жили в своих деревнях и вели общинный образ жизни . Название «Духоборы» , что означает «борцы с духами», происходит от оскорбления , нанесенного Русской православной церковью, которое впоследствии было поддержано группой. [9]

До 1886 года у духоборов был ряд лидеров. Происхождение духоборов неясно; они впервые появляются в первых письменных источниках 1701 года.

Духоборы традиционно ели хлеб и борщ . [10] [11] Некоторые из их религиозных символов, связанных с едой, — это хлеб, соль и вода. [12]

История [ править ]

17-го и 18-го веков В Российской империи первые зарегистрированные духоборы пришли к выводу, что духовенство и формальные ритуалы не нужны, веря в присутствие Бога в каждом человеке. Они отвергли светское правительство, русских православных священников, иконы, все церковные обряды и веру в Библию как высший источник божественного откровения. [7] Духоборцы верили в божественность Иисуса ; их практика, упор на индивидуальную интерпретацию и противостояние правительству и церкви вызвали антагонизм со стороны правительства и установленной Русской Восточной Православной Церкви . В 1734 году российское правительство издало указ против иконоборцев (отверженных икон), осуждая их как иконоборцев . [13]

Первым известным лидером духоборов был Силуан (Сильван) Колесников ( русский : Силуан Колесников ), действовавший с 1755 по 1775 год. Колесников жил в селе Никольское Екатеринославской губернии на территории современной юго-центральной Украины . [13] Колесников был знаком с произведениями западных мистиков , таких как Карл фон Эккартсхаузен и Луи Клод де Сен-Мартен . [14]

Ранние духоборы называли себя «народом Божьим» или «христианами». Их современное название, сначала в форме духоборцы (русские: духоборцы , духоборцы («борцы с духами»)), как полагают, впервые было использовано в 1785 или 1786 году Амвросием , архиепископом Екатеринославским. [13] [15] или его предшественник Никифор ( Nikephoros Theotokis ). [16] [а] Намерением архиепископа было высмеять духоборов как еретиков, борющихся против Святого Духа (русский язык: Святой Дух , Святой Дух ), но примерно в начале XIX века, по словам С. А. Иниковой, [16] несогласные приняли имя «духоборы», обычно в более короткой форме духоборы « него . », подразумевая , что они сражаются бок о бок со Святым Духом, а не против [13] [18] Первое известное использование написания духобор относится к правительственному указу 1799 года о изгнании 90 членов группы в Финляндию; [13] предположительно Выборгский район, входивший в то время в состав Российской империи, для ведения антивоенной пропаганды. [19]

Первые духоборы были пацифистами, которые отвергали военные институты и войну и поэтому подвергались угнетению в царской России . как царское государство, так и церковные власти. К преследованиям и лишению нормальных свобод инакомыслящих были причастны [20]

В 1802 году царь Александр I поощрял переселение религиозных меньшинств в район «Млечные воды» ( Молочные Воды ) вокруг реки Молочной вокруг Мелитополя на территории современной южной Украины . Это было мотивировано желанием быстрее заселить богатые степные земли на северном берегу Черного и Азовского морей и не допустить заражения «еретиками» своими идеями населения глубинки. Многие духоборы, а также меннониты из Пруссии приняли предложение императора и в течение следующих 20 лет отправились на Молочную из других провинций Империи. [19]

Закавказская ссылка [ править ]

Село Гореловка на юге Грузии, «столица» духоборов Закавказья (1893 г.)
Место поклонения духоборов в Грузии.

Когда Николай I сменил Александра на посту царя, 6 февраля 1826 года он издал указ, намеревавшийся принудить ассимиляции посредством воинской повинности, запрещая их собрания и поощряя обращение в установленную церковь. духоборов к [13] [18] 20 октября 1830 г. последовал еще один указ, в котором предписывалось, чтобы все трудоспособные члены инакомыслящих религиозных групп, занимавшихся пропагандой против установленной церкви, были призваны и отправлены в русскую армию на Кавказ , а не годные к военной службе и их женщины и дети должны быть переселены в недавно приобретенные Россией закавказские провинции. было переселено около 5000 духоборов. вместе с другими раскольниками в Грузию В период с 1841 по 1845 год Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии . Основным местом их поселения был выбран [19] Там появились духоборские деревни с русскими названиями; Гореловка, Родионовка, Ефремовка, Орловка, Спасское (Дубовка), Троицкое и Богдановка . Позже другие группы духоборов были переселены правительством или мигрировали в Закавказье по собственному желанию. Они расселились также в соседних областях, в том числе в Борчалинском уезде Тифлисской губернии и Кедабекском уезде Елизаветпольской губернии . [21]

В 1844 году духоборы, сосланные из своего дома под Мелитополем в село Богдановку, высекли Духоборский мемориальный камень , который сейчас хранится в коллекции Мелитопольского краеведческого музея . [22]

Россией После завоевания Карса и Сан-Стефанского договора 1878 года некоторые духоборы из Тифлисской и Елисаветпольской губерний переселились в Зарушатский и Шурагельский уезды недавно созданной Карсской области к северо-востоку от Карса на территории современной Турецкой Республики . [23] Лидером основной группы духоборов, прибывшей в Закавказье из Украины в 1841 году, был Илларион Калмыков ( русский : Илларион Калмыков ). Он умер в том же году, и на посту общинного лидера его сменил сын Петр Калмыков (?–1864). После смерти Петра Калмыкова в 1864 году его руководящую должность заняла его вдова Лукерья Васильевна Губанова (? – 15 декабря 1886; (рус. Лукерья Васильевна Губанова ); также известная как Калмыкова). [24]

Династия Калмыковых жила в селе Гореловка духоборской общины в Грузии. [25] [21] Лукерья пользовалась уважением у губернских властей, которым приходилось сотрудничать с духоборами. На момент ее смерти в 1886 году в Закавказье насчитывалось около 20 000 духоборов. К тому времени духоборы региона стали вегетарианцами и были знакомы с Льва Толстого , которую они находили весьма похожей на их собственное традиционное учение. философией [24]

Религиозное кризисы возрождение и

За смертью Лукерии, у которой не было детей, последовал кризис руководства, который разделил духоборцев на Кавказе на две основные группы, которые оспаривали своего следующего лидера. Лукерья хотела, чтобы руководство перешло к ее помощнику Петру Васильевичу Веригину . Хотя большая часть общества — «Большая партия» ( сторона Большая , латинизированное : Большая сторона) — признала его лидером, фракция меньшинства, известная как «Малая партия» (Малая сторона Малая сторона ), отвергла Веригина и встала на сторону Лукерьи. брат Михаил Губанов и староста села Алексей Зубков. [24] [26] [18]

Село Духобор в Славянке Азербайджан 2018

В то время как Большая партия составляла большинство, Малая партия пользовалась поддержкой старших членов общества и местных властей. 26 января 1887 года на общественную службу, на которой должно было прославлять нового вождя, прибыла полиция и арестовала Веригина. Он вместе с некоторыми своими соратниками был отправлен в ссылку в Сибирь . Крупные партийные духоборы продолжали считать Веригина своим духовным лидером и общаться с ним по почте и через делегатов, приезжавших к нему в Обдорск . [24] [26] [27] Изолированная популяция ссыльных духоборов, третья «партия», находилась примерно в 5000 милях (8000 км) к востоку в Амурской области .

В то же время российское правительство оказало еще большее давление, чтобы заставить духоборов соблюдать свои законы и постановления. Духоборцы сопротивлялись регистрации браков и рождений, пожертвованию зерна в государственные чрезвычайные фонды и присяге на верность. В 1887 году Россия распространила всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся на остальную часть империи, на Закавказские губернии. В то время как Малая партия сотрудничала с государством, Большая партия, реагируя на арест своих лидеров и вдохновляясь их письмами из ссылки, [28] почувствовали укрепление в своем желании соблюдать праведность своей веры. По указанию Веригина Большая партия прекратила употребление табака и алкоголя, разделила свое имущество поровну между членами общины и решила придерживаться практики пацифизма и ненасилия. Они отказались принести присягу на верность, требуемую в 1894 году нововступившим царем Николаем II . [13] [26]

По дальнейшему указанию Веригина около 7000 наиболее рьяных духоборов — около трети всех духоборов — трёх губерний Закавказья уничтожили своё оружие и отказались служить в армии. Когда духоборы собрались сжечь свои ружья в ночь с 28 на 29 июня (10 на 11 июля по григорианскому календарю ) 1895 года, распевая псалмы и духовные песни, правительственные казаки арестовали и избили их. Вскоре после этого правительство расквартировало казаков во многих деревнях Большой партии; около 4000 духоборов были вынуждены разойтись по деревням в других частях Грузии. Многие умерли от голода и холода. [26] [29]

Миграция в Канаду [ править ]

Первые эмигранты [ править ]

Порт Батуми , каким он был в 1881 году. Здесь духоборы отправлялись в трансатлантическое путешествие в 1898 и 1899 годах. [30]

Сопротивление духоборов привлекло международное внимание, а Российскую империю подвергли критике за обращение с этим религиозным меньшинством. В 1897 году российское правительство согласилось разрешить духоборцам покинуть страну при соблюдении условий:

  • эмигранты никогда не должны возвращаться;
  • эмигранты должны эмигрировать за свой счет;
  • лидеры общин, которые в настоящее время находятся в тюрьме или в ссылке в Сибири, должны отбыть оставшуюся часть своего наказания, прежде чем они смогут покинуть Россию. [13]

Эмигранты первоначально пытались поселиться на Кипре . В то время Кипр был признан владением Османской империи , но после русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) Османская империя предоставила Соединенному Королевству право управлять островом в обмен на поддержку. в продолжающемся конфликте с Российской империей . Этот факт сделал потенциальное поселение русских духоборов политически чувствительным вопросом для некоторых представителей британского правительства, но после того, как сторонники квакеров заверили в политической безобидности духоборов и предоставили финансовые гарантии против их потенциальной бедности, чиновники разрешили более 1000 духоборов переселиться в страну. основали фермерские поселения в нескольких местах на острове, начиная со второй половины 1898 года. Однако вскоре кипрский эксперимент оказался катастрофическим: его охватили болезни (усугубляемые недостаточным количеством еды, отвечавшей религиозным требованиям духоборов), а также внутренние разногласия. Из-за общественной организации к началу 1899 года умерло почти десять процентов колонии. [ нужна цитата ]

Канада предложила больше земли, транспорта и помощи для переселения в район Саскачевана. Около 6000 духоборов эмигрировали туда в первой половине 1899 года, поселившись на землях, предоставленных им правительством в современных Манитобе , Саскачеване и Альберте . К ним присоединились Кипрская колония и другие, и к концу года в Канаду прибыло около 7500 русских эмигрантов-духоборов — около трети их числа в России. [31] В последующие годы к основной массе эмигрантов присоединились несколько более мелких групп, прибывших непосредственно из Закавказья и других мест ссылки. [26] Среди опоздавших было 110 лидеров общины, которым пришлось отбыть наказание, прежде чем им разрешили эмигрировать. [31] К 1930 году около 8780 духоборов мигрировали из России в Канаду. [32]

Квакерское толстовское и движение покрыло большую часть расходов на проезд эмигрантов; писатель Лев Толстой организовал отправку гонораров за свой роман «Воскресение» , повесть «Отец Сергей» и некоторые другие в эмиграционный фонд. Толстой также получил деньги от богатых друзей; его стараниями было собрано около 30 000 рублей , половина эмиграционного фонда. анархист Петр Кропоткин и профессор политической экономии Университета Торонто Джеймс Мейвор . Эмигрантам также помогали [33] [34]

Эмигранты приспособились к жизни в земледельческих коммунах; в основном они были крестьянского происхождения и не уделяли особого внимания высшему образованию. [б] Многие работали лесорубами, лесорубами и плотниками. В конце концов, многие покинули общинные общежития и стали частными фермерами на канадских равнинах. Религиозное пение а капелла , пацифизм и пассивное сопротивление были признаками секты. Одна подгруппа время от времени демонстрировала обнаженные, обычно в знак протеста против обязательной военной службы. [36] Их политика сделала их противоречивыми. Современные потомки первой волны эмигрантов-духоборов продолжают жить в юго-восточных общинах Британской Колумбии, таких как Крестова , а также в южной Альберте и Саскачеване . По состоянию на 1999 год По оценкам, население духоборского происхождения в Северной Америке составляло 40 000 человек в Канаде и около 5 000 человек в Соединенных Штатах. [1]

Канадские прерии [ править ]

Деревня Вознесения («Вознесение»), к северо-востоку от Аррана, Саскачеван (Северная колония). Типичная одноуличная деревня, созданная по образцу деревень Старого Света.

В соответствии с Законом о землях доминиона 1872 года за номинальную плату в размере 10 канадских долларов канадское правительство предоставило бы 160 акров (0,65 км 2). 2 ) земли любому поселенцу-мужчине, который смог основать действующую ферму на этой земле в течение трех лет. на одну семью Усадьбы традиции духоборов не соответствовали коммунитарной , но «пункт Гамлета» в Законе был принят 15 годами ранее для размещения других общинных групп, таких как меннониты . Этот пункт разрешал бенефициарам Закона жить в деревне в пределах 3 миль (4,8 км) от своей земли, а не на самой земле. [37] Это позволило духоборцам установить общинный образ жизни, подобный образу жизни гуттеритов . Кроме того, приняв в конце 1898 года раздел 21 Военного закона Доминиона , канадское правительство освободило духоборов от военной службы. [37]

Земля для иммигрантов-духоборов общей площадью 773 400 акров (3130 км²). 2 ) на территории того, что вскоре должно было стать провинцией Саскачеван , состояло из трех блоков поселений или «резервов» и пристройки: [38]

Северная и Южная колонии, а также пристройка к озеру Гуд-Спирит были расположены вокруг Йорктона, недалеко от современной границы с Манитобой; Колония Саскачеван (Ростерн) располагалась к северо-западу от Саскатуна, на значительном расстоянии от трех других заповедников. [ нужна цитата ]

В 1899 году все четыре заповедника вошли в состав Северо-Западных территорий : колония Саскачеван (Ростерн) во временном округе Саскачевана. Северный заповедник находился на границе округов Саскачеван и Ассинибойя , а остальные заповедники полностью находились в Ассинибойе. После создания провинции Саскачеван в 1905 году все заповедники располагались внутри этой провинции. [ нужна цитата ]

Женщины-духоборы тянут плуг, колония Тандер-Хилл, Манитоба.

Веригин убедил своих последователей освободить животных и самим тащить повозки и плуги. На пожалованных им землях в прериях переселенцы основали деревни русского типа, некоторые из которых получили русские названия по родным деревням переселенцев в Закавказье; например Спасовка, Большая и Малая Гореловка и Славянка; в то время как другие получили более абстрактные «духовные» имена, не распространенные в России, такие как Успение ( Успение ), Терпение (Терпение), Богомданное (Данное Богом) и Освобождение (Освобождение). [38] Поселенцы обнаружили, что зимы в Саскачеване намного суровее, чем в Закавказье, и выразили разочарование тем, что климат не так подходит для выращивания фруктов и овощей. Женщины значительно превосходили мужчин; многие женщины работали на фермах, обрабатывая землю, в то время как многие мужчины занимались несельскохозяйственной работой, особенно на строительстве железных дорог. [37] Самые ранние прибывшие были выходцами из трех слоев общества, имели разную приверженность общественной жизни и не имели лидерских качеств. Веригин прибыл в декабре 1902 года, был признан лидером и восстановил коммунализм и самодостаточность. Железная дорога появилась в 1904 году, и надежды на изоляцию от канадского общества закончились. [39] [40]

Народное недоверие

Канадцы, политики и средства массовой информации с большим подозрением относились к духоборцам. Их общинный образ жизни казался подозрительным, их отказ отправлять детей в школу считался глубоко тревожным, а пацифизм вызывал гнев во время Первой мировой войны . Угнетение российского царского режима закрепило возникшие в результате пацифистские убеждения в принципах духобура, и они не поколебались с началом мировой войны. Некоторые канадцы, готовые пойти на войну, не уважали секту людей, освобожденных от военной службы. Эта разница во взглядах вызвала много политических предубеждений в отношении духобуров. Бурные политические позиции и годы поляризованных социальных разногласий в конечном итоге привели некоторых духобуров к протестам, направленным на сохранение их простой, нематериалистической и автономной общинной жизни. Фракция духоборов, известная как « Сыны свободы», проводила шествия в обнаженном виде и устраивала ночные поджоги, что считалось неприемлемым и оскорбительным. [41] Канадские журналы проявили сильное любопытство, уделив особое внимание женским телам и одежде. Журналы и газеты публиковали рассказы и фотографии женщин-духоборок, выполняющих тяжелый сельскохозяйственный труд, выполняющих «женскую работу», носящих традиционную этническую одежду и частично или полностью раздетых. [42] Духоборы получили финансовую помощь от квакеров. Клиффорд Сифтон , министр внутренних дел, хотел, чтобы духоборы остались в Канаде; он организовал финансовые субсидии, чтобы позволить им мигрировать. [43]

Утрата прав на землю [ править ]

Из-за неприятия общины частной собственности на землю Веригин зарегистрировал землю на имя общины. дел Канады К 1906 году новый министр внутренних Фрэнк Оливер начал требовать регистрации земли на имя индивидуальных владельцев. Многие духоборы отказались подчиниться, в результате чего в 1907 году было возвращено более трети (258 880 акров (1047,7 км²) 2 )) из земель Духобора возвращаются Короне. Утрата юридического права на свою землю стала серьезной проблемой.

Раскол [ править ]

Спустя десять лет после призывного кризиса в России возникла еще одна политическая проблема, поскольку духоборы должны были стать натурализованными британскими гражданами и принести присягу на верность британской короне, что всегда противоречило их принципам. [44]

Этот вопрос привел к расколу общины духоборов в Канаде на три части: [13]

  • Единоличники (независимые), которые в 1907 году составляли 10% канадских духоборцев, сохранили свою религию , но отказались от общинной собственности на землю и отвергли наследственное лидерство и общинную жизнь как несущественные для нее.
  • Община ( община , или община) была крупнейшей группой, которую иногда называли «православными духоборцами» (не путать с Русской православной церковью), возглавляемой их духовным лидером Петром Веригиным . Они сформировали Христианское Сообщество Вселенского Братства (CCUB), которое реформировалось в 1939 году в Союз Духовных Общин Христа (USCC) со штаб-квартирой в Гранд-Форксе, Британская Колумбия, и издающее ежемесячный журнал «Искра» . с 1943 года [45]
  • Свободники в 1902 году пытались вернуться в Россию, отказывались подчиняться законам и нападали на законопослушных духоборов. Ими стали знаменитые диссиденты «Сыны свободы», которых также называют « свободниками в СМИ ». Они настолько ревностно восприняли сочинения Веригина, что он запретил их. СМИ и правительство ошибочно перепутали их со всеми духоборцами, сообщая об их сенсационных протестах. [46] [47] [48] [49] [50] [51]

Из этих группировок независимые легче всего интегрировались в канадское капиталистическое общество. У них не было проблем с регистрацией своих земельных групп, и они в основном остались в Саскачеване. В 1939 году они решительно отвергли авторитет правнука Петра Веригина Джона Дж. Веригина-старшего. [ нужна цитата ]

Веригина убийство Британская Колумбия и

В 1908 году, чтобы вывести своих последователей из-под тлетворного влияния недухоборов и единоличников (индивидуальных владельцев) духоборов, а также найти лучшие условия для сельского хозяйства, Веригин купил большие участки земли на юго-востоке Британской Колумбии . Его первая покупка произошла в районе Гранд-Форкса, недалеко от границы с США. Позже он приобрел большие участки земли дальше на восток в долине Слокан вокруг Каслгара . Между 1908 и 1912 годами около 8000 человек переехали из Саскачевана на земли Британской Колумбии, чтобы продолжить свой общинный образ жизни. [38] В более мягком климате Британской Колумбии поселенцы смогли посадить фруктовые деревья и за несколько лет стали известными садовниками и производителями фруктовых консервов. Когда община духоборов покинула Саскачеван, резервы там были закрыты к 1918 году.

Мемориал Веригина

29 октября 1924 года Петр Веригин погиб в результате взрыва бомбы в пассажирском поезде, следовавшем в Британскую Колумбию. Правительство первоначально заявило, что взрыв был совершен людьми из общины духоборов, хотя никаких арестов произведено не было из-за традиционного отказа духоборов сотрудничать с канадскими властями из-за страха перед перекрестным насилием. До сих пор неизвестно, кто несет ответственность за взрыв. Хотя изначально канадское правительство приветствовало духоборов, это убийство, а также убеждения духоборов относительно общественной жизни, их нетерпимость к школьному обучению и другие убеждения, считавшиеся оскорбительными или неприемлемыми, создали многолетнее недоверие между правительственными властями и духоборцами. [52]

Сын Петра Веригина Петр Петрович Веригин, приехавший из Советского Союза в 1928 году, сменил своего отца на посту лидера общины духоборцев. Он стал известен как «Петр Чистильщик» ( Чистяков ) и работал над сглаживанием отношений между общиной духоборов и канадским обществом в целом. Правительства Оттавы и западных провинций пришли к выводу, что он был тайным лидером «Сынов свободы» и, возможно, опасным большевиком . Правительство решило депортировать его, использовать систему правосудия, чтобы навязать духоборцам соответствие канадским ценностям и заставить их соблюдать канадские законы и отказаться от неприемлемых практик. Благодаря юридической защите под руководством Питера Макарова попытка депортации провалилась в 1933 году. [53] [54] «Сыны свободы» отвергли политику Веригина как безбожную и ассимиляционистскую и усилили свои протесты. «Сыны свободы» сожгли имущество общины духоборов и организовали новые парады обнаженных людей. В 1932 году парламент Канады отреагировал введением уголовной ответственности за публичную наготу . За это преступление было арестовано более 300 радикально настроенных мужчин и женщин-духоборов, за которые обычно грозило трехлетнее тюремное заключение. [37]

Духоборы не могли голосовать в Британской Колумбии до 1952 года. Они были последней этнической или религиозной общиной, получившей избирательное право в провинции. [55]

Нудизм и поджоги [ править ]

«Сыны свободы», отколовшаяся протестная секта, называвшая себя «сводониками» (суверенными, свободными людьми) в 1902 году, использовали нудизм и поджоги в качестве видимых методов протеста. [56] Они протестовали против материализма, захвата земель правительством, обязательного обучения в государственных школах и убийства Веригина. Это привело к многочисленным столкновениям с канадским правительством и Королевской канадской конной полицией , которые продолжались до 1970-х годов. Нудизм впервые стал использоваться после прибытия духоборов в Канаду. [36] Они использовали насилие для борьбы с современностью и уничтожали молотилки и другие признаки современности. Группа совершила ночные поджоги школ, построенных коммуной Духобор, и дома Веригина. [52] Широко разрекламированные действия «Сынов свободы» неоднократно ошибочно обозначались словом «духобор», что сбивало с толку различные группы и причиняло боль многим законопослушным ассимилированным потомкам канадских духоборов. [46] [47] [48] [49] [50] [51]

Салливана В 1947 и 1948 годах Королевская комиссия расследовала акты поджогов и бомбардировок в Британской Колумбии и рекомендовала ряд мер, направленных на интеграцию духоборов в канадское общество, в частности, посредством обучения их детей в государственных школах. Примерно в это же время правительство провинции вступило в прямые переговоры с руководством фримитистов . WAC Беннета , Правительство социального кредита пришедшее к власти в 1952 году, заняло более жесткую позицию в отношении «проблемы духобора». В 1953 году 174 ребенка «Сынов свободы» были насильно интернированы правительственными агентами в школу-интернат в Нью-Денвере, Британская Колумбия . Позднее сообщалось о жестоком обращении с интернированными детьми. [57] [58]

Менее чем за пятьдесят лет «Сыны свободы» совершили 1112 отдельных актов насилия и поджогов, ущерб которых составил более 20 миллионов долларов; эти действия включают взрывы и поджоги государственных школ, взрывы канадских железнодорожных мостов и путей, [59] взрыв здания суда в Нельсоне , [60] и разрушение опоры электропередачи, обслуживающей район Восточный Кутеней , что привело к потере 1200 рабочих мест. Многие из независимых и общинных духоборов считали, что поджоги и взрывы «Сынов свободы» нарушили центральный принцип духоборцев - ненасилие, и что они не заслуживают названия духоборцев. [46] [47] [48] [49] [50] [51]

Духоборы остаются в России

После отъезда наиболее ревностных и бескомпромиссных духоборов и многих общественных лидеров в Канаду при закрытии Елисаветпольской губернии в Кавказском наместничестве (ныне Азербайджан ), бывшие духоборские деревни стали в основном заселены баптистами . В других местах некоторые духоборы присоединились к близлежащим группам духовных христиан . [24]

Оставшиеся духоборы были обязаны подчиниться государству. Мало кто протестовал против военной службы; Из 837 российских военных трибуналов против отказников от военной службы по убеждениям, зарегистрированных с начала Первой мировой войны по 1 апреля 1917 года, в 16 фигурировали обвиняемые духоборцы, ни один из которых не был родом из закавказских губерний. [24] Между 1921 и 1923 годами сын Веригина Петр Петрович Веригин организовал переселение 4000 духоборцев из Ниноцминдского (Богдановского) района на юге Грузии в Ростовскую область на юге России и еще 500 в Запорожскую область на Украине. [26] [61]

Советские реформы сильно повлияли на жизнь духоборов как в их старых деревнях в Грузии , так и в новых поселениях на юге России и на Украине. Государственные антирелигиозные кампании привели к подавлению религиозной традиции духоборов, утрате книг и архивных записей. Многие религиозные лидеры были арестованы или сосланы; например, из Гореловки в 1930 году сослали 18 человек. [26] Введение коммунистами колхозного хозяйства не противоречило духоборскому образу жизни. Трудолюбивые духоборы добились процветания своих колхозов , часто специализировавшихся на производстве сыра . [26]

Из общин духоборцев в Советском Союзе общины в Южной Георгии были наиболее защищены от внешнего влияния из-за своей географической изоляции в гористой местности, расположения вблизи международной границы и сопутствующих ограничений на поездки для посторонних. [26]

Гимнодия [ править ]

жизни» Устные священные песнопения духоборцев, которые они называют « Книгой , де-факто заменили письменную Библию. Их учение основано на этой традиции. [62] [63] «Книга жизни духоборов» (1909) — первый печатный сборник гимнов, содержащий песни на южнорусском наречии , сочиненные для пения вслух. В их молитвенных собраниях и собраниях преобладает пение а капелла псалмов, гимнов и духовных песен. [63]

Население [ править ]

Текущее население [ править ]

В 2001 году в Канаде проживало около 20 000–40 000 человек духоборского происхождения, 3800 из которых считали «духобор» своей религиозной принадлежностью. По оценкам, в России и соседних странах проживает около 30 000 человек духоборского происхождения. В 2011 году в Канаде насчитывалось 2290 человек, которые указали свою религиозную принадлежность как «духобор»; в России к середине 2000-х годов насчитывалось 50 таких людей.

Канада [ править ]

CCUB, православная организация духоборов или Сообщество духоборов, сменила Союз духовных общин Христа (USCC), образованный Петром П. Веригиным, сыном Петра В. Веригина, в 1938 году. [64] Самая крупная и активная официальная организация духоборов. Ее штаб-квартира находится в Гранд-Форксе, Британская Колумбия . [65]

Во время переписи населения Канады 2011 г. [66] 2290 человек в Канаде, из которых 1860 в Британской Колумбии , 200 в Альберте , 185 в Саскачеване и 25 в Онтарио , указали свою религиозную принадлежность как «духобор». Доля пожилых людей среди самоидентифицированных духоборов выше, чем среди населения в целом.

Возрастные группы Общий 0–14 лет 15–24 года 25–44 года 45–64 года 65–84 года 85 лет и старше
Все канадцы, 2001 г. 29,639,035 5,737,670 3,988,200 9,047,175 7,241,135 3,337,435 287,415
Самоидентифицированные духоборы, 2001 г. 3,800 415 345 845 1,135 950 110
Самоидентифицированные духоборы, 1991 г. 4,820 510 510 1,125 1,400 1,175 100

Двадцать восемь процентов самоидентифицированных духоборов в 2001 году были старше 65 лет (родившимися до 1936 года) по сравнению с 12% всего населения канадских респондентов. Старение купюры сопровождается ее сокращением, начиная с 1960-х годов: [66] [67]

Год переписи Самоидентифицированное население духоборов
1921 12,674
1931 14,978
1941 16,898
1951 13,175
1961 13,234
1971 9,170
1981.г., 28% ? кодируется как «Духобор православный» и «Духобор реформатский».
1991 4,820
2001 3,800
2011 2,290
2021 1,675

Число канадцев, имеющих духоборское наследие, значительно превышает число тех, кто считает себя приверженцами этой религии. В 2012 году исследователи духобора подсчитали, что в Канаде насчитывалось «более 20 000» человек «из [духоборской] популяции». [67] и более 40 000 духоборов - по «более широкому определению религии, этнической принадлежности, образа жизни и социального движения». [68] [ нужна страница ]

Канадские духоборы больше не живут общинно. Духоборцы не практикуют крещение , ни влажное, ни сухое, и не требуют от человека «рождения свыше ». Они отвергают некоторые положения, считающиеся ортодоксальными в христианских церквях, включая церковную организацию и литургию, вдохновение Священных Писаний, буквальное толкование воскресения, буквальное толкование Троицы , а также рая и ада. Некоторые избегают употребления алкоголя, табака и продуктов животного происхождения в пищу и избегают участия в партийной политике. Духоборцы верят в доброту человека и отвергают идею первородного греха . [69]

Грузия и Россия [ править ]

Peter Kalmykov 's house in Gorelovka, Georgia

С конца 1980-х годов многие духоборы Грузии начали эмигрировать в Россию. Различные группы перебрались в Тульскую область , Ростовскую область , Ставропольский край и другие места. После обретения Грузией независимости в 1991 году многие села с русскими названиями получили грузинские названия; Богдановка стала Ниноцминдой , Троицкое стало Самебой . По разным оценкам, в Ниноцминдском районе численность духоборцев сократилась примерно с 4000 в 1979 году до 3000–3500 в 1989 году и около 700 в 2006 году. В Дманисском районе она сократилась с примерно 700 духоборов в 1979 году до не более 50 на середина 2000-х. Большинство из тех, кто остается в Грузии, — пожилые люди; молодому поколению было легче переехать в Россию. Духоборская община Гореловка Ниноцминдского района, бывшая «столица» семьи Калмыковых, считается наиболее сохранившейся во всех странах бывшего Советского Союза . [26]

Экуменические отношения [ править ]

Духоборы поддерживают тесные связи с меннонитами и квакерами из-за схожих религиозных практик; все эти группы в совокупности считаются церквями мира из-за их веры в пацифизм . [70] [71] [72]

Исторические места и музеи [ править ]

Статуя Льва Толстого в Духоборском исследовательском центре

В 1995 году подвесной мост Духобор через реку Кутеней был признан Национальным историческим памятником Канады . [73] Место штаб-квартиры общины духоборцев в Верегине, Саскачеван , было признано национальным историческим памятником в 2006 году под названием « Духоборы в Верегине ».

Музей духоборов, в настоящее время известный как «Центр открытий духоборов» (ранее «Деревенский музей духоборов»), действует в Каслгаре, Британская Колумбия . Он содержит более 1000 артефактов, представляющих искусство, ремесла и повседневную жизнь духоборцев Кутеней в 1908–38 годах. [74] [75]

Хотя большинство ранних деревенских построек духоборов в Британской Колумбии исчезли или были значительно реконструированы более поздними пользователями, часть деревни Макортофф за пределами Гранд-Форкса, Британская Колумбия , была сохранена в качестве музея Питером Гритченом, который купил эту собственность в 1971 году и открыл ее. 16 июня 1972 года это было как музей духобора Маунтин-Вью. Будущее этого места стало неопределенным после его смерти в 2000 году, но в марте 2004 года в сотрудничестве с местными организациями и заинтересованными гражданами организация Land Conservancy Британской Колумбии приобрела историческое место, известное как Харди-Маунтин. Деревня Духобор , а Музейное общество «Граница» приобрело музейную коллекцию и передало ее TLC для экспонирования. [76]

В Канадском музее цивилизации в Оттаве есть коллекция предметов, связанных с духоборами. В 1998–1999 годах там проходила специальная выставка, посвященная столетнему юбилею прибытия духоборов в Канаду. [77]

Лингвистическая история и диалект [ править ]

Духоборцы привезли с собой в Канаду южнорусский диалект, который в последующие десятилетия изменился под влиянием канадского английского и речи украинских поселенцев в Саскачеване . За несколько поколений этот диалект по большей части был утерян, потому что современные потомки первых духовоборских мигрантов в Канаду, как правило, являются носителями английского языка; когда они говорят по-русски, это обычно довольно стандартный вариант. [5]

Лингвистическая история [ править ]

В 1802 году духоборы и другие духовные христианские племена были вынуждены мигрировать в район реки Молочной вокруг Мелитополя , недалеко от украинского побережья Азовского моря , в пределах черты оседлости, соседствующей с поселениями анабаптистов из Германии. [19] [78] В течение следующих 10 или 20 лет духоборы и другие люди, говорящие в основном на различных южнорусских диалектах, прибыли в Молочную из нескольких провинций, большинство из которых расположены на территории современной восточной Украины и юга центральной России. [79] В поселенческих селах возникла возможность формирования диалекта койне на основе южнорусского и восточноукраинского диалектов. [5] [80]

Начиная с 1841 года духоборы и другие были переселены с юга Украины в Закавказье , где они основали несколько сел, окруженных преимущественно нерусскоязычными соседями — в первую очередь азербайджанцами в Елисаветпольской губернии , армянами. [81] в Тифлисской губернии и, вероятно, сочетание того и другого в более поздних поселениях после 1878 года в Карсской области . Эти условия позволили диалекту развиваться в сравнительной изоляции от основного русского языка. [5]

С миграцией 7500 духоборов из Закавказья в Саскачеван в 1899 году и некоторых более мелких групп прибывших как из Закавказья, так и из мест ссылки в Сибири и других местах, диалект, на котором говорили в духоборских деревнях Закавказья, был перенесен на равнины Канады. С этого момента он испытал влияние канадского английского, а в годы пребывания духоборов в Саскачеване - речи их украинских соседей . [5] [82] [83]

Раскол в общине духоборов привел к тому, что большое количество духоборов переехало из Саскачевана на юго-восток Британской Колумбии примерно в 1910 году. Те, кто переехал, так называемые общины духоборов — последователи Петра Веригина христианской общины Вселенского Братства продолжали жить. жили общинами в течение нескольких десятилетий и имели больше шансов сохранить свой русский язык, чем независимые духоборы, которые остались в Саскачеване в качестве единоличных фермеров. [5]

К 1970-м годам, когда умерло большинство членов общины, родившихся в России, английский стал первым языком подавляющего большинства канадских духоборцев. [84] [67] Их английская речь заметно не отличается от речи других англоязычных канадцев своих провинций. Русский язык по-прежнему используется, по крайней мере, в религиозных целях, среди тех, кто исповедует духоборскую религию. [5]

Особенности духоборского русского диалекта в Канаде [ править ]

Исследования русского языка канадских духоборов не были обширными, но в нескольких статьях, в основном опубликованных в 1960-х и 1970-х годах, отмечались различные особенности русской речи духоборов, характерные для южных, а в некоторых случаях и среднерусских диалектов ; например, использование южного [h] там, где в стандартном русском языке есть [g]. [80] [85]

Отмечены черты, характерные для многих локалей восточнославянского языкового пространства, отражающие неоднородное происхождение поселений духоборцев на р. Молочной после 1800 г.; например, как и белорусы , духоборцы не палатализируют [r] в «редко» ( редко , «редко»). Примечательным было исключение окончания -t в форме глаголов третьего лица единственного числа, что можно считать украинской особенностью, а также засвидетельствовано в некоторых русских диалектах, на которых говорят на юге Украины (например, в Николаеве вблизи бывшей родины духоборцев на Молочная). Как и в других группах иммигрантов, в русской речи духоборов используются английские заимствованные слова для обозначения некоторых понятий, с которыми они не сталкивались до переезда в Канаду. [21] : 74  [85]

В популярной культуре [ править ]

  • Рассел, Эрик Франк (1962), Великий взрыв , США: Додд, Мид и компания, стр. 187 1962 года Эрика Фрэнка Рассела В научно-фантастическом романе «Великий взрыв» , адаптированном и расширенном на основе его повести 1951 года «...И тогда никого не было», духоборы упоминаются как группа межзвездных поселенцев на планете Гигея, которые были маргинализированы. более поздними поселенцами -нудистами .
  • Рой, Габриель (1975), «Долина Худу», Сад на ветру (роман), Макклелланд и Стюарт, стр. 107+ .
  • Хайнлайн, Роберт А. (март 1952 г.), Х.Л. Голд (редактор), «Год джекпота» , Galaxy Magazine: Science Fiction , vol. 3, нет. 6, с. 10 . - Короткий рассказ, в котором нудисты ошибочно упоминаются как «эти люди в Канаде. Дука-что-то. Духоборцы».
  • О'Нил, Хейзел (1962), Духобор Дэйз , Грейс, Эвергрин . - Юмористические мемуары молодого школьного учителя детей-духоборов из сельской местности Бриллиант, Британская Колумбия, с выходками и транслитерацией их английского диалекта.
  • Плотников, Ви (2001). Главный повар на свадьбах и похоронах и другие истории духоборской жизни (роман). Книги Дождевого Побережья. .
  • Стенсон, Билл (2007). Свобода (роман). Тистлдаун Пресс. ISBN  978-1-897235-30-0 . . [86] — Обзор с планом урока для учителей.

Драма [ править ]

Научная литература [ править ]

Музыка [ править ]

  • Рейнольдс, Мальвина (1962), «Делай, как делают духоборы», The Best of Broadside 1962–88 (первоначально «Духобор До ») рассказывает о протестах духоборов обнаженными. Песня была записана Питом Сигером .
  • В бонус-треке «Ferdinand the Imposter» переиздания Music from Big Pink канадской рок-группы The Band в 2000 году главный герой после ареста «заявлял, что он духобор». [87] В текстах подразумевается, что Фердинанд, возможно, был задержан за публичную демонстрацию наготы в Балтиморе, штат Мэриленд . Он пытался избежать наказания, заявляя, что он выходец из духоборов Канады. К несчастью для Фердинанда, американские офицеры не были знакомы с группой, и просьба Фердинанда их не тронула. [88]

Телевидение [ править ]

  • Вудкок, Джордж (1976), Духоборцы (фильм), CBC / NFB . Две части: «Живая книга» и «Труд и мирная жизнь» . [89]

Примечания [ править ]

  1. Никифор был прозван «архиепископом Славянским и Херсонским » (Славенский и Херсонский), а его преемник, которого также звали Амвросий, был «архиепископом Екатеринославским и Херсонским », поскольку епархия была переименована. в 1786 году [17] Резиденция архиепископов находилась в Полтаве .
  2. Лишь в 1918 году Петр Макаров стал «первым духобором в мире, получившим образование, получившим университетскую степень и вступившим в профессию». [35]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Магочи, Пол Роберт, изд. (1999). Энциклопедия народов Канады . стр. 422–434.
  2. ^ "Lib.ru/Классика: Новицкий О. М.. Духоборцы" . az.lib.ru . Archived from the original on November 5, 2011 . Retrieved February 11, 2021 .
  3. ^ "Peel 4372: Bonch-Bruevich, Vladimir Dmitrievich, Dukhobortsy v Kanadskikh preriiakh (1918)" . peel.library.ualberta.ca . Archived from the original on January 16, 2022 . Retrieved February 11, 2021 .
  4. ^ «Духобор | Русская религиозная секта» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г Макарова, Вероника (1 октября 2013 г.). Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики . Гимн Пресс. п. 247. ИСБН  978-1-78308-046-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г.
  6. ^ Сейнсбери, Брендан. «Малоизвестная русская секта Канады» . www.bbc.com . Проверено 4 января 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Пинкертон, Роберт (1833), Россия: или, Разные наблюдения о прошлом и настоящем состоянии этой страны и ее жителей , заархивировано из оригинала 31 декабря 2018 г. , получено 23 января 2020 г.
  8. ^ Сассекс, Р. (1993), «Славянские языки в эмиграции», в Комри, Б.; Корбетт, Г.Г. (ред.), Славянские языки , Routledge .
  9. ^ «Духоборцы» . Канадская энциклопедия . 26 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года. В конце 18 века группа подвергалась гонениям со стороны царей и Русской православной церкви за ересь и пацифизм. В 1785 году православный архиепископ назвал их духоборцами, или «борцами с духами». Оно должно было означать «борцы против Святого Духа», но группа приняла его, интерпретируя как «борцы за Дух и с Духом».
  10. ^ "Civilization.ca - Духоборы - Пища для тела" . www.historymuseum.ca . Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 2 мая 2020 г.
  11. ^ «Духоборская кухня – Пирахи» . www.usccdoukhobors.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2020 года . Проверено 2 мая 2020 г.
  12. ^ «Хлеб, соль и вода» . usccdoukhobors.org . Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 2 мая 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я Кампос, Элизабет (2005). Les Doukhobors, "Lutteurs de l'esprit" [ Духоборы, "Борцы с духами" ] (на французском языке). ЭРТА TCRG. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 12 января 2008 г.
  14. ^ «Духоборцы» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ( , на русском языке), архивировано из оригинала 2 апреля 2008 года , дата обращения 12 января 2008 года .
  15. ^ Гентес, Эндрю Арманд (1999). «Ларри Ивашен и Кузьма Дж. Тарасов, «В поисках утопии: духоборы» » . Канадские славянские документы . 41 (3): 458. Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г. - через ProQuest.
  16. ^ Перейти обратно: а б Иникова, Светлана А. (22–24 октября 1999 г.), Духовные истоки и начало истории духоборов , Конференция столетия духобора, Оттавский университет , заархивировано из оригинала 18 марта 2016 г. , получено 28 июля 2016 г .; Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org).
  17. ^ "H Православный Русский Екатерин", Иерархия (на русском языке), RU : Religare, архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. , получено 12 января 2008 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Перетицкая, Виктория И. (апрель 2014 г.). «РУССКИЕ ДУХОБОРЫ НА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ВАНКУВЕРЕ, КАНАДА, 1958 Г.» (PDF) . Научно-аналитический журнал «Искусство и литература» Тексты : 111–119. Архивировано (PDF) из оригинала 16 января 2022 г. Проверено 15 января 2022 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Вудкок, Джордж; Авакумович, Иван (1 января 1977 г.). Духоборы . Издательство Университета Макгилла-Куина . стр. 36–356. ISBN  978-0-7735-9554-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г.
  20. ^ Калмаков, Джонатан. «Поселение Хиас Духобур» (PDF) . История Саскачевана . 59 (2): 1. Архивировано (PDF) из оригинала 16 января 2022 г. . Проверено 15 января 2022 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Калмакофф, Джонатан (2019). «Уличные семьи среди духоборов Кавказа и Канады» . Ономастика (на польском языке). 63 : 67–114. дои : 10.17651/ОНОМАСТ.63.5 . ISSN   2658-2783 . S2CID   213418831 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 15 января 2022 г.
  22. ^ «Памятный камень духобора из села Богдановка» . Духоборское наследие . 25 января 2020 г. . Проверено 10 марта 2022 г.
  23. ^ Брейфогл, Николас Б. (1995). «Строительство духобории: религиозная культура, социальная идентичность и русская колонизация в Закавказье, 1845-1895» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 46. ProQuest   1293167920 – через ProQuest .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Шубин, Дэниел Х. (2006). История русского христианства . Том. III. Алгора. стр. 141–48. ISBN  978-0-87586-427-3 . Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Проверено 21 сентября 2016 г. - через Google Книги .
  25. ^ Калмакофф, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов: поселения духоборов в Грузинской Республике» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г. .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж Лом, Хедвиг (ноябрь 2006 г.). «Духоборы в Грузии: исследование вопроса землевладения и межэтнических отношений в Ниноцминдском районе (Самцхе-Джавахети)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 г.
  27. ^ Маккормик, Польша (1978). «Духоборы в 1904 году» (PDF) . История Саскачевана . 31 (1): 12–19. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 15 января 2022 г.
  28. ^ Pozdnyakov, Vasily Nikolaevich (В. Поздняков) (1900s). Правда о духоборах в Закавказье и в Сибири [ Правда о духоборах в Закавказье и Сибири ] (на русском языке). В. Г. и А. К. Чертковы (опубликовано в 1914 г.). , цитируется в Golinenko, O.A. (ОА Голиненко). Вопросы Л.Н. Толстого Духобору [ Вопросы Льва Толстого духобору ] (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 15 января 2008 г.
  29. ^ Тарасов, Кузьма Дж. (2015). Наследие духоборов, не допускающих убийства (PDF) . Центр глобального неубийства. п. 187. Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 15 января 2022 г.
  30. ^ Калмакофф, Джонатан Дж. «Указатель списков пассажиров кораблей духоборов» . Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org) . Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Эшворт, Джон (1900). «Духоборцы и религиозные преследования в России» . Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org) . Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г. .
  32. ^ Калмаков, Джонатан. «Исследование ваших русских духоборских корней» (PDF) . Сайт генеалогии духоборов . п. 30. Архивировано (PDF) из оригинала 18 марта 2016 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
  33. ^ Адельман, Джереми (1990–1991). «Опыт раннего духобора в канадских прериях» . Канадские этнические исследования . 25 (4). Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Получено 28 июля 2016 г. - с веб-сайта генеалогии духоборов (www.dukhobor.org). .
  34. ^ Торстейнсон 1917 .
  35. ^ Джозефсон, Гарольд (1985). Биографический словарь современных лидеров мира . Коннектикут: Издательство Greenwood Publishing . стр. 594–596. ISBN  0-313-22565-6 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Макарова, Вероника (2013). «Нудизм духобора, ищущего свободы: исследование социокультурных корней». Культура и религия . 14 (2): 131–145. дои : 10.1080/14755610.2012.706228 . S2CID   145269278 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Это Хардвик, Сьюзен Уайли (1993). «Духоборы». Русское убежище: религия, миграция и расселение в североамериканском Тихоокеанском регионе . Издательство Чикагского университета . стр. 80–. ISBN  0-226-31610-6 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 21 сентября 2016 г. - через Google Книги .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Калмакофф, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов: Саскачеван» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
  39. ^ Маккормик, Польша (1978). «Духоборы в 1904 году». История Саскачевана . 31 (1): 12–19.
  40. ^ Торстейнсон 1917 , стр. 24–30.
  41. ^ Лайонс, Джон Э. (1991). «Труд и мирная жизнь: Питер В. Вериген и духоборское образование». Коммунальные общества . 11 : 78–92.
  42. ^ Андросов, Эшли (2007). «Большая рамка: «исправление» образа духоборско-канадских женщин в двадцатом веке» . Журнал Канадской исторической ассоциации . 18 (1): 81–105. дои : 10.7202/018255ар .
  43. ^ Торстейнсон 1917 , стр. 19–23.
  44. ^ Отчет Королевской комиссии по делам, касающимся секты духоборов в провинции Британская Колумбия , Калифорния: СФУ, 1912 г. [ мертвая ссылка ]
  45. ^ «Искра: Голос духоборов» . Проверено 19 мая 2024 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б с «Лидер духоборов получает поддержку» . Окленд Трибьюн . Окленд, Калифорния, США. 24 марта 1934 г. с. 3 . Проверено 16 марта 2024 г. Община не будет иметь ничего общего с Сынами Свободы, которые вовсе не являются истинными духоборцами.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Локк, Жаннин (6 октября 1962 г.). «Духоборы разные» (PDF) . Журнал Star Weekly и Canadian Weekly . Саскатун, Саскачеван, Канада. п. 5 . Проверено 16 марта 2024 г. .. судьба... правонарушителей BC Sons... «Если вы продолжите свой бессмысленный конфликт с правительством, не называйте себя духоборцами. ... Ваша большая надежда — образование».
  48. ^ Перейти обратно: а б с Тарасов, Кузьма (1982). Плакун Трава, Духоборцы . Издательское общество "Мир". п. 133. ИСБН  0-920046-05-3 . Тот, кто участвует в насильственных действиях, перестает быть духобором.
  49. ^ Перейти обратно: а б с МакКоннелл, Уильям Х. (1992). «Питер Макаров, королевский адвокат, первый в Канаде адвокат-духобор» . История Саскачевана . 44 (3): 99 . Проверено 16 мая 2024 г. …Сыны свободы… не имеют ничего общего с духоборской верой…
  50. ^ Перейти обратно: а б с Тарасов, Кузьма Дж. (2002). «Популярные мифы или заблуждения о духоборах» . Борцы с духами: стратегии жизни духоборских пионеров . Оттава: Издательство Legas and Spirit Wrestlers. п. 380. ИСБН  1-896031-12-9 . Проверено 16 мая 2024 г. Они не духоборы…
  51. ^ Перейти обратно: а б с Эвашен, Ларри (3 марта 2012 г.). «Кто такие сыны свободы?» . Стол Ларри . Ларри Ивашен . Проверено 16 мая 2024 г. ... Духоборы не имеют ничего общего с свободолюбцами... Слово «духобор» не следует использовать для обозначения фанатиков. Когда он используется, он ложно идентифицирует большинство законопослушных, конструктивных, мирных групп с противоправным поведением.
  52. ^ Перейти обратно: а б Ханнант, Ларри (октябрь – ноябрь 2004 г.). «Таинственная смерть Петра Веригина». Бобер . Том. 84, нет. 5. С. 26–28.
  53. ^ Джон PS Макларен (2022). «Веригин, Петр Петрович» . Словарь канадской биографии . Том. 16. Университет Торонто/Университет Лаваля . Проверено 17 февраля 2024 г.
  54. ^ Макларен, Джон (1995). «Борьба духов: Странный случай Петра Веригина II». Канадские этнические исследования . 27 (3): 95–130.
  55. ^ «1917 — Женщины получают право голоса» . Законодательное собрание Британской Колумбии .
  56. ^ Симма Холт, Террор во имя Бога (Макклелланд и Стюарт, 1964) представляет собой исследование Сынов свободы.
  57. ^ «Потерянные дети Британской Колумбии» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  58. ^ Кряк, Виолетта (9 сентября 2018 г.). «Правительство Британской Колумбии пересматривает извинения за детей духоборцев, забранных из их семей в 1950-е годы» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  59. ^ «Бомба взорвалась на железнодорожном мосту в Кутенэе» . Пресс-обзор . 11 декабря 1961 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 4 октября 2010 г.
  60. ^ Торранс, Джуди (1988). Публичное насилие в Канаде, 1867–1982 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина . п. 34 . ISBN  0-7735-0666-7 .
  61. ^ Калмаков, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
  62. ^ Чертков 1911 .
  63. ^ Перейти обратно: а б Павлин 1970г .
  64. ^ «Союз Духовных Общин Христа» . Союз Духовных Общин Христа .
  65. ^ «УССЦ Духоборцы» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2008 года . Проверено 17 января 2008 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б «Национальное обследование домохозяйств 2011: таблицы данных: религия» , Статистическое управление Канады , 8 мая 2013 г., заархивировано из оригинала 2 ноября 2013 г. , получено 2 ноября 2013 г. Данные переписи фактически основаны на экстраполяции 20% выборки.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Постников, Джон И. (май 1978 г.) [1977]. «Духоборы: исчезающий вид» . Журнал МИР . № 16. Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Издательское общество «МИР». Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Получено 26 июня 2023 г. - через веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org).
  68. ^ Тарасов 2002 .
  69. ^ Иникова, Светлана. «Духовные истоки и начало истории духоборов» . Духоборское наследие . Джонатан Калмакофф . Проверено 22 июля 2022 г.
  70. ^ Флеминг, Джон А.; Роуэн, Майкл Дж.; Чемберс, Джеймс Альберт (2004). Народная мебель духоборов, гуттеритов, меннонитов и украинцев Канады . Университет Альберты . п. 4 . ISBN  978-0-88864-418-3 . Английские квакеры, ранее вступившие в контакт с духоборами, а также Филадельфийское общество друзей также решили помочь им с эмиграцией из России в какую-то другую страну — единственное действие, которое казалось возможным.
  71. ^ Дайк, Корнелиус Дж.; Мартин, Деннис Д. Меннонитская энциклопедия . Издательство «Меннонитские братья». п. 107.
  72. ^ Фальбуш, Эрвин (14 февраля 2008 г.). Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 208. ИСБН  978-0-8028-2417-2 . Единственным контактом с меннонитами был период 1802–41, когда они жили в Молочне, где Иоганн Корнис (см.) оказывал им значительную помощь.
  73. ^ Духобор Подвесной Бриджи . Канадский реестр исторических мест . Проверено 13 ноября 2011 г.
  74. ^ Doukhobor Discovery Center , заархивировано из оригинала 6 января 2008 г. , получено 14 января 2008 г.
  75. ^ Джексон, Кристин (10 июля 2010 г.). «Наследие духоборов живет на юго-востоке Британской Колумбии» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 14 сентября 2010 года . Проверено 6 октября 2010 г.
  76. ^ «Историческое место деревни духобор Харди-Маунтин», Conservancy , Британская Колумбия, Калифорния, заархивировано из оригинала 18 октября 2007 г.
  77. ^ Духоборы: «Духовные борцы» , Канада: Музей цивилизации, 7 сентября 1998 г., архивировано из оригинала 4 апреля 2004 г. , получено 13 апреля 2004 г.
  78. ^ Тарасов, Кузьма Дж. (1 января 1972 г.). «Духоборцы – их миграционный опыт» . Канадские этнические исследования . 4 (1): 1–2 — через ProQuest .
  79. ^ Пальмиери, Аурелио (январь 1915 г.). «Русские духоборы и их религиозные учения» . Гарвардское богословское обозрение . 8 (1): 65–66. дои : 10.1017/S0017816000008324 . ISSN   1475-4517 . S2CID   154439550 .
  80. ^ Перейти обратно: а б Шааршмидт, Гюнтер (1 марта 2008 г.). «Ритуальный язык духоборов Британской Колумбии как находящийся под угрозой исчезновения функциональный стиль: проблемы интерференции и переводимости». Канадские славянские документы . 50 (1–2): 101–105. дои : 10.1080/00085006.2008.11092575 . ISSN   0008-5006 . S2CID   194016348 .
  81. ^ Тифлисская губерния находилась в составе Грузии, ее территорию Самцхе-Джавахети населяли этнические армяне , где находились духоборские села.
  82. ^ Брейфогл, Николас Б. (1 января 1995 г.). «Строительство духобории: религиозная культура, социальная идентичность и русская колонизация в Закавказье, 1845-1895» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 24. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Получено 19 февраля 2022 г. - через ProQuest .
  83. ^ Войзи, Пол (1998). «Труд и мирная жизнь»: Деревенское поселение Духобор в Саскачеване, 1899–1918 гг., Карл Дж. Трейси (обзор)» . Канадский исторический обзор . 79 (2): 368–369. ISSN   1710-1093 .
  84. Доктор Джон И. Постникофф Духоборцы: исчезающие виды. Архивировано 16 апреля 2008 г. в журнале Wayback Machine MIR, № 16 (Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Издательское общество MIR, май 1978 г.) (Веб-сайт генеалогии духоборов).
  85. ^ Перейти обратно: а б Шааршмидт, Гюнтер (1 января 1995 г.). «Аспекты истории духоборов русских» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 197. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Получено 19 февраля 2022 г. - через ProQuest .
  86. ^ Виерсема, Роберт Дж. (5 января 2008 г.). «Роман о духоборе не просто рассказывает хорошую историю» . Ванкувер Сан . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года .
  87. ^ «Лирика Фердинанда Самозванца» . Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
  88. ^ «Садавид: Фердинанд Самозванец» . theband.hiof.no . Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  89. ^ «Потерянное детство: духоборы» . 16:9 . Глобальное телевидение . Проверено 10 марта 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). « Духобуры ». Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.

Библиография [ править ]

  • Бартольф, Кристиан / Доминик Митинг: «Пламя истины»: глобальное значение духоборского пацифизма. Русский журнал церковной истории , Том. 4, № 4 (Спецвыпуск: История христианского миротворчества и пацифизма, редактор: доктор Надежда Белякова) (2023): 6-27. PDF
  • Чертков, Владимир (1911). «Духоборцы» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 448–49.
  • Элькинтон, Джозеф, Духоборцы: их история в России; их миграция в Канаду .
  • Фризен, Джон В.; Веригин, Майкл М. (1996) [1986], Сообщество духоборов: люди в переходный период (2-е изд.), Онтарио: Borealis Press, ISBN  0-88887-151-1 .
  • Хэмм, Джеймс «Джим» (2002), Spirit Wrestlers (документальное видео) о свободолюбивых духоборах.
  • Боярышник, Гарри Б. Духоборцы Британской Колумбии .
  • Холт, Симма. Террор во имя Бога История сынов свободы духоборов (Макклелланд и Стюарт, 1964)
  • Пикок, Кеннет, изд. (1970), «Песни духоборов: вводный план» , Бюллетень национальных музеев Канады № 231, Фольклорная серия № 7, перевод Э. А. Попова (тексты песен), Оттава: Национальные музеи Канады; Королевский принтер Канады, заархивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2023 г.
  • Тарасов, Кузьма Дж. (1999). «Дукбхоборс». Пол Роберт Магочи (ред.). Энциклопедия народов Канады . Университет Торонто Пресс. стр. 422–34. ISBN  978-0-8020-2938-6 .
  • Tarasoff, Koozma J, Plakun Trava: The Doukhobors
  • Тарасов, Кузма Дж. (2002), «Обзор» , Spirit Wrestlers: Стратегии жизни духоборских пионеров , Оттава: Легас (опубликовано в 2006 г.), ISBN  1-896031-12-9 .
  • Тарасов, Кузьма Дж.; Климаш, Роберт Б. (1995), Spirit Wrestlers: статьи к столетнему юбилею в честь канадского духоборского наследия , ISBN  0-660-14034-9 .
  • Торстейнсон, Элина (1917). «Духоборы в Канаде». Исторический обзор долины Миссисипи . 4 (1): 3–48. дои : 10.2307/1886809 . JSTOR   1886809 .
  • Вудкок, Джордж ; Авакумович Иван, Духоборцы .
  • Makarova V. (2012). The use of Russian in contemporary Doukhobor prayer service. In: International scientific research Internet conference "Current issues in philology and methods of teaching foreign languages", February 1–29, 2012, Novosibirsk, Russia. Международнaя научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков», 1 февраля - 29 февраля 2012 года; http://ffl.nspu.net/?p=144 Archived December 4, 2012, at the Wayback Machine
  • Makarova V. A., Usenkova, E.V., Evdokimova, V.V. Evgrafova, K. V. (2011). The Language of Saskatchewan Doukhobors: Introduction to analysis. Izvestija Vysshix uchebnyx zavedenij [The News of Higher Schools]. Serija Gumanitarnyje nauki [Humanities]. Razdel Lingvistika [Linguistics section]. Vol 2 (2), pp. 146–151. http://www.isuct.ru/e-publ/gum/ru/2011/t02n02/philology-and-linguistics Archived March 16, 2016, at the Wayback Machine
  • Шааршмидт Гюнтер (Университет Виктории, Канада) Четыре нормы – одна культура: русские духоборы в Канаде
  • Шаршмидт, Г. (2012). История русского языка в Канаде. Внутренние и внешние миграции духоборов: влияние на развитие и структуру языка. В: В. Макарова (ред.), Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики . Лондон/Нью-Йорк: Anthem Press. стр. 235–260. www.anthempress.com

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бернхэм, Дороти К. (1986), В отличие от лилий: текстильные традиции духоборов в Канаде , Торонто, Онтарио, Канада: Королевский музей Онтарио, ISBN  0-88854-322-0 .
  • Крэн, Грегори Дж. Ведение переговоров с Баком обнаженным: духоборы, государственная политика и разрешение конфликтов (UBC Press, 2006), 180 стр. Речь идет только о Сынах свободы.
  • Донсков, Андрей; Вудсворт, Джон; Гаффилд, Чад (2000), Столетие духоборов в Канаде: междисциплинарный взгляд на их единство и разнообразие (материалы конференции, состоявшейся в Оттавском университете, 22–24 октября 1999 г.), Оттава: Группа славянских исследований в университете Оттавы, ISBN  0-88927-276-Х .
  • Холт, Симма (1964), Террор во имя Бога: История сынов свободы духоборцев , Торонто/Монреаль: Макклелланд и Стюарт .
  • Янзен, Уильям (1990), Ограничения свободы: опыт общин меннонитов, гуттеритов и духоборов в Канаде , Торонто; Буффало: Университет Торонто Press, ISBN  0-8020-2731-8 .
  • Калмаков, Джонатан. «Поселение Хиас Духобур», История Саскачевана (2007) 59 № 2, стр. 27–34. охватывает период с 1902 по 1907 год.
  • Ливанов, Федор Васильевич, Ранние духаборы. Архивировано 19 февраля 2022 г., в Wayback Machine , английский перевод Дэниела Х. Шубина, 2021 г. ISBN   978-1-300-34255-7
  • Макарова В. (2013), Духоборский нудизм: исследование социокультурных корней. Культура и религия .
  • ——— (1–29 февраля 2012 г.), Использование русского языка в современном духоборском молебне Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков [ Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков ], Международная научно-исследовательская Интернет-конференция, Новосибирск, Россия, архивировано из оригинала 4 декабря 2012 г. , получено 18 июня 2012 г.
  • Макарова В.А.; Усенкова Е.В.; Евдокимова В.В.; Евграфова, К.В. (2011), "Язык саскачеванских духоборов: Введение в анализ. Известия высших учебных заведений. Серия гуманитарных наук. Раздел лингвистики" , Филология и лингвистика , 2 (2), RU : ISUCT: 146–51, архивировано с оригинала 16 марта 2016 , дата обращения 18 июня 2012 .
  • Мод , Эйлмер (1905), Особый народ: духоборы , Констебль, Лондон .
  • Милинг, Фрэнсис Марк (1975), Жизнь духоборов: обзор религии, истории и народной жизни духоборов , Кутеней Историческое общество духоборов .
  • Моррелл, Кэти. «Жизнь Петра Петровича Веригина». История Саскачевана (2009) 61 № 1, стр. 26–32. охватывает период с 1928 по 1939 год.
  • О'Нил, Хейзел (1994), Doukhobor Daze , Суррей, Британская Колумбия: Heritage House, ISBN  1-895811-22-8 .
  • Рак, Джули (2004), Договорная память: автобиографический дискурс духобора , Ванкувер: UBC Press, ISBN  0-7748-1030-0 .
  • Розинкин В.М. Сага о духоборах . [Нельсон, Британская Колумбия: News Publishing Co.], 1974.
  • Шаршмидт, Г. 2012. История русского языка в Канаде. Внутренние и внешние миграции духоборов: влияние на развитие и структуру языка. В: В. Макарова (ред.), Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики. Лондон/Нью-Йорк: Anthem Press. стр. 235–260. www.anthempress.com
  • Sorokin, Stephan Sebastian, and Steve Lapshinoff. Doukhobor Problem . Crescent Valley, B.C.: Steve Lapshinoff, 1990.
  • Тарасов, Кузма Дж. (1977), Традиционные духоборы: этнографические и биографические записи предписанного поведения , Меркьюри, Оттава: Национальные музеи Канады .
  • Трейси, Карл. Тяжелый труд и мирная жизнь: деревенское поселение Духобор в Саскачеване, 1899–1918 гг . Регина: Исследовательский центр канадских равнин, Университет Реджайны, 1996. ISBN   0-88977-100-6
  • Союз Духовных Общин Христа. Гостеприимство: вегетарианская кухня по-духоборски . Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Комитет по кулинарным книгам столетия USCC, 2003. ISBN   0-9732514-0-9
  • Вудсворт, Джон. Русские корни и канадские крылья: русские архивные документы об эмиграции духоборцев в Канаду . Серия Канада/Россия, т. 1. [Манотик, Онтарио]: Penumbra Press, 1999. ISBN   0-921254-89-X
  • Шалган, Кристофер (12 июня 2008 г.). «Как духоборы принесли демократию в СССР» . Морж . Архивировано из оригинала 19 сентября 2021 года . Проверено 19 сентября 2021 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3FB44BA79B09C466CDC6472DF5F11827__1718308080
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Doukhobors
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doukhobors - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)