Духоборцы
Основатель | |
---|---|
Siluan Kolesnikov (17??–1775) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Канада ( Британская Колумбия и др.) | 40,000 [1] |
Южная Россия | 30,000 |
Религии | |
Христианство ( старообрядчество ) | |
Священные Писания | |
Книга Жизни (псалтырь) | |
Языки | |
Южнорусский • Английский | |
Родственные этнические группы | |
русские | |
Веб-сайт | |
духобор USCC-духоборы |
Духоборы духоборы (канадское написание) или духоборы ( русские : , духоборцы , латинизированные : духоборы, духоборцы ; букв. « Духи-воины, духоборцы » ). [2] [3] [4] [5] — духовная христианская этнорелигиозная группа русского происхождения . Они известны своим пацифизмом и традициями устной истории , пения гимнов и стихов . Они отвергают русское православное священство и связанные с ним ритуалы, полагая, что личное откровение важнее Библии. Столкнувшись с преследованием со стороны российского правительства за свои неортодоксальные убеждения, многие из них мигрировали в Канаду в период с 1899 по 1938 год, где большинство из них проживает в настоящее время. [6]
В России духоборцы по-разному изображались как « народно-протестанты », духовные христиане , сектанты и еретики . Среди их основных убеждений – отказ от материализма . Они также отвергают русское православное священство , использование икон и все связанные с ними церковные ритуалы. Духоборцы считают, что одной Библии недостаточно для достижения божественного откровения [7] и что доктринальные конфликты могут помешать их вере. Библейские учения очевидны в некоторых опубликованных духовоборских псалмах , гимнах и верованиях. С момента прибытия в Канаду части Ветхого Завета , а в большей степени – Нового Завета , легли в основу большинства верований духоборов. Продолжают существовать духовно прогрессивные мыслители, которые посредством самоанализа и дебатов ищут божественное откровение для укрепления веры.
История духоборов восходит как минимум к 1701 году (хотя некоторые ученые подозревают, что эта группа имеет более раннее происхождение). [8] Духоборы традиционно жили в своих деревнях и вели общинный образ жизни . Название «Духоборы », что означает «борцы с духами», происходит от оскорбления , нанесенного Русской православной церковью, которое впоследствии было поддержано группой. [9]
До 1886 года у духоборов был ряд лидеров. Происхождение духоборов неясно; они впервые появляются в первых письменных источниках 1701 года.
Духоборы традиционно ели хлеб и борщ . [10] [11] Некоторые из их религиозных символов, связанных с едой, — это хлеб, соль и вода. [12]
История [ править ]
17-го и 18-го веков В Российской империи первые зарегистрированные духоборы пришли к выводу, что духовенство и формальные ритуалы не нужны, веря в присутствие Бога в каждом человеке. Они отвергли светское правительство, русских православных священников, иконы, все церковные обряды и веру в Библию как высший источник божественного откровения. [7] Духоборцы верили в божественность Иисуса ; их практика, упор на индивидуальную интерпретацию и противостояние правительству и церкви вызвали антагонизм со стороны правительства и установленной Русской Восточной Православной Церкви . В 1734 году российское правительство издало указ против иконоборцев (отверженных икон), осуждая их как иконоборцев . [13]
Первым известным лидером духоборов был Силуан (Сильван) Колесников ( русский : Силуан Колесников ), действовавший с 1755 по 1775 год. Колесников жил в селе Никольское Екатеринославской губернии на территории современной юго-центральной Украины . [13] Колесников был знаком с произведениями западных мистиков , таких как Карл фон Эккартсгаузен и Луи Клод де Сен-Мартен . [14]
Ранние духоборы называли себя «Божьим народом» или «христианами». Их современное название, сначала в форме духоборцы (русские: духоборцы , духоборцы («борцы с духами»)), как полагают, впервые было использовано в 1785 или 1786 году Амвросием, архиепископом Екатеринославским. [13] [15] или его предшественник Никифор ( Nikephoros Theotokis ). [16] [а] Намерением архиепископа было высмеять духоборов как еретиков, борющихся против Святого Духа (русский язык: Святой Дух , Святой Дух ), но примерно в начале XIX века, по словам С. А. Иниковой, [16] несогласные приняли название «духоборы», обычно в более короткой форме » него «духоборы . , подразумевая, что они сражаются бок о бок со Святым Духом, а не против [13] [18] Первое известное использование написания духобор относится к правительственному указу 1799 года о изгнании 90 членов группы в Финляндию; [13] предположительно Выборгский район, входивший в то время в состав Российской империи, для ведения антивоенной пропаганды. [19]
Первые духоборы были пацифистами, которые отвергали военные институты и войну и поэтому подвергались угнетению в царской России . как царское государство, так и церковные власти. К преследованиям и лишению нормальных свобод инакомыслящих были причастны [20]
В 1802 году царь Александр I поощрял переселение религиозных меньшинств в район «Млечные воды» ( Молочные Воды ) вокруг реки Молочной вокруг Мелитополя на территории современной южной Украины . Это было мотивировано желанием быстрее заселить богатые степные земли на северном берегу Черного и Азовского морей и не дать «еретикам» заразить своими идеями население глубинки. Многие духоборы, а также меннониты из Пруссии приняли предложение императора и в течение следующих 20 лет отправились на Молочную из других провинций Империи. [19]
Закавказская ссылка [ править ]
Когда Николай I сменил Александра на посту царя, 6 февраля 1826 года он издал указ, намеревавшийся принудить к ассимиляции посредством воинской повинности, запрещая их собрания и поощряя обращение в установленную церковь. духоборов [13] [18] 20 октября 1830 г. последовал еще один указ, в котором предписывалось, чтобы все трудоспособные члены инакомыслящих религиозных групп, занимавшихся пропагандой против установленной церкви, были призваны и отправлены в русскую армию на Кавказ , а не годные к военной службе и их женщины и дети должны быть переселены в недавно приобретенные Россией закавказские провинции. вместе с другими раскольниками в Грузию В период с 1841 по 1845 год Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии . было переселено около 5000 духоборов . Основным местом их поселения был выбран [19] Там появились духоборские деревни с русскими названиями; Гореловка, Родионовка, Ефремовка, Орловка, Спасское (Дубовка), Троицкое и Богдановка . Позже другие группы духоборов были переселены правительством или мигрировали в Закавказье по собственному желанию. Они расселились также в соседних областях, в том числе в Борчалинском уезде Тифлисской губернии и Кедабекском уезде Елизаветпольской губернии . [21]
В 1844 году духоборы, сосланные из своего дома под Мелитополем в село Богдановку, высекли Духоборский памятный камень , который сейчас хранится в коллекции Мелитопольского краеведческого музея . [22]
После завоевания Россией Карса и Сан-Стефанского договора 1878 года некоторые духоборы из Тифлисской и Елисаветпольской губерний переселились в Зарушатский и Шурагельский уезды недавно созданной Карсской области к северо-востоку от Карса на территории современной Турецкой Республики . [23] Лидером основной группы духоборов, прибывшей в Закавказье из Украины в 1841 году, был Илларион Калмыков ( русский : Илларион Калмыков ). Он умер в том же году, и на посту общинного лидера его сменил сын Петр Калмыков (?–1864). После смерти Петра Калмыкова в 1864 году его его вдова Лукерья Васильевна Губанова (? – 15 декабря 1886; (рус. Лукерья Васильевна Губанова ); также известная как Калмыкова). руководящую должность заняла [24]
Династия Калмыковых жила в селе Гореловка духоборской общины в Грузии. [25] [21] Лукерья пользовалась уважением у губернских властей, которым приходилось сотрудничать с духоборами. На момент ее смерти в 1886 году в Закавказье проживало около 20 000 духоборов. К тому времени духоборы региона стали вегетарианцами и были знакомы с Льва Толстого , которую они находили весьма похожей на их собственное традиционное учение. философией [24]
и Религиозное кризисы возрождение
За смертью Лукерии, у которой не было детей, последовал кризис руководства, который разделил духоборцев на Кавказе на две основные группы, которые оспаривали своего следующего лидера. Лукерья хотела, чтобы руководство перешло к ее помощнику Петру Васильевичу Веригину . Хотя большая часть общества «Большая партия» ( — Большая сторона , латинизированное : Большая сторона) — признала его лидером, фракция меньшинства, известная как «Малая партия» (Малая сторона Малая сторона ), отвергла Веригина и встала на сторону Лукерьи. брат Михаил Губанов и староста села Алексей Зубков. [24] [26] [18]
В то время как Большая партия составляла большинство, Малая партия пользовалась поддержкой старших членов общества и местных властей. 26 января 1887 года на общественную службу, на которой должно было прославлять нового вождя, прибыла полиция и арестовала Веригина. Он вместе с некоторыми своими соратниками был отправлен в ссылку в Сибирь . Крупные партийные духоборы продолжали считать Веригина своим духовным лидером и общаться с ним по почте и через делегатов, приезжавших к нему в Обдорск . [24] [26] [27] Изолированная популяция ссыльных духоборов, третья «партия», находилась примерно в 5000 милях (8000 км) к востоку в Амурской области .
В то же время российское правительство оказало еще большее давление, чтобы заставить духоборов соблюдать свои законы и постановления. Духоборцы сопротивлялись регистрации браков и рождений, внесению зерна в государственные чрезвычайные фонды и присяге на верность. В 1887 году Россия распространила всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся на остальную часть империи, на Закавказские губернии. В то время как Малая партия сотрудничала с государством, Большая партия, реагируя на арест своих лидеров и вдохновляясь их письмами из ссылки, [28] почувствовали укрепление в своем желании соблюдать праведность своей веры. По указанию Веригина Большая партия прекратила употребление табака и алкоголя, разделила свое имущество поровну между членами общины и решила придерживаться практики пацифизма и ненасилия. Они отказались принести присягу на верность, требуемую в 1894 году новоиспеченным царем Николаем II . [13] [26]
По дальнейшему указанию Веригина около 7000 наиболее рьяных духоборов — около трети всех духоборов — трёх губерний Закавказья уничтожили своё оружие и отказались служить в армии. Когда духоборы собрались сжечь свои ружья в ночь с 28 на 29 июня (10 на 11 июля по григорианскому календарю ) 1895 года, распевая псалмы и духовные песни, правительственные казаки арестовали и избили их. Вскоре после этого правительство расквартировало казаков во многих деревнях Большой партии; около 4000 духоборов были вынуждены разойтись по деревням в других частях Грузии. Многие умерли от голода и холода. [26] [29]
Миграция в Канаду [ править ]
Первые эмигранты [ править ]
Сопротивление духоборов привлекло международное внимание, а Российскую империю подвергли критике за обращение с этим религиозным меньшинством. В 1897 году российское правительство согласилось разрешить духоборцам покинуть страну при соблюдении условий:
- эмигранты никогда не должны возвращаться;
- эмигранты должны эмигрировать за свой счет;
- лидеры общин, которые в настоящее время находятся в тюрьме или в ссылке в Сибири, должны отбыть оставшуюся часть своего наказания, прежде чем они смогут покинуть Россию. [13]
Эмигранты первоначально пытались поселиться на Кипре . В то время Кипр был признан владением Османской империи , но после русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) Османская империя предоставила Соединенному Королевству право управлять островом в обмен на поддержку. в продолжающемся конфликте с Российской империей . Этот факт сделал потенциальное поселение русских духоборов политически чувствительным вопросом для некоторых представителей британского правительства, но после того, как сторонники квакеров заверили в политической безобидности духоборов и предоставили финансовые гарантии против их потенциальной бедности, чиновники разрешили более 1000 духоборов переселиться в страну. основали фермерские поселения в нескольких местах на острове, начиная со второй половины 1898 года. Однако вскоре кипрский эксперимент оказался катастрофическим: его охватили болезни (усугубляемые недостаточным количеством еды, отвечавшей религиозным требованиям духоборов), а также внутренние разногласия. Из-за общественной организации к началу 1899 года умерло почти десять процентов колонии. [ нужна ссылка ]
Канада предложила больше земли, транспорта и помощи для переселения в район Саскачевана. Около 6000 духоборов эмигрировали туда в первой половине 1899 года, поселившись на землях, предоставленных им правительством в современных Манитобе , Саскачеване и Альберте . К ним присоединились Кипрская колония и другие, и к концу года в Канаду прибыло около 7500 русских духоборских эмигрантов — около трети их числа в России. [31] В последующие годы к основной массе эмигрантов присоединились несколько более мелких групп, прибывших непосредственно из Закавказья и других мест ссылки. [26] Среди опоздавших было 110 лидеров общины, которым пришлось отбыть наказание, прежде чем им разрешили эмигрировать. [31] К 1930 году около 8780 духоборов мигрировали из России в Канаду. [32]
Квакерское толстовское и движение покрыло большую часть расходов на проезд эмигрантов; писатель Лев Толстой организовал отправку гонораров за свой роман «Воскресение» , повесть « Отец Сергей» и некоторые другие в эмиграционный фонд. Толстой также получил деньги от богатых друзей; его стараниями было собрано около 30 000 рублей , половина эмиграционного фонда. анархист Петр Кропоткин и профессор политической экономии Университета Торонто Джеймс Мейвор . Эмигрантам также помогали [33] [34]
Эмигранты приспособились к жизни в земледельческих коммунах; в основном они были крестьянского происхождения и не уделяли особого внимания высшему образованию. [б] Многие работали лесорубами, лесорубами и плотниками. В конце концов, многие покинули общинные общежития и стали частными фермерами на канадских равнинах. Религиозное пение а капелла , пацифизм и пассивное сопротивление были признаками секты. Одна подгруппа время от времени демонстрировала обнаженные, обычно в знак протеста против обязательной военной службы. [36] Их политика сделала их противоречивыми. Современные потомки первой волны эмигрантов-духоборов продолжают жить в юго-восточных общинах Британской Колумбии , таких как Крестова , а также в южной Альберте и Саскачеване . По состоянию на 1999 год [update]По оценкам, население духоборского происхождения в Северной Америке составляло 40 000 человек в Канаде и около 5 000 человек в Соединенных Штатах. [1]
Канадские прерии [ править ]
В соответствии с Законом о землях доминиона 1872 года за номинальную плату в размере 10 канадских долларов канадское правительство предоставило бы 160 акров (0,65 км 2). 2 ) земли любому поселенцу-мужчине, который смог основать действующую ферму на этой земле в течение трех лет. на одну семью Усадьбы традиции духоборов не соответствовали коммунитарной , но 15 лет назад в Законе была принята «пункт Гамлета» для размещения других общинных групп, таких как меннониты . Этот пункт разрешал бенефициарам Закона жить в деревне в пределах 3 миль (4,8 км) от своей земли, а не на самой земле. [37] Это позволило духоборцам установить общинный образ жизни, подобный образу жизни гуттеритов . Кроме того, приняв в конце 1898 года статью 21 Военного закона Доминиона , канадское правительство освободило духоборов от военной службы. [37]
Земля для иммигрантов-духоборов общей площадью 773 400 акров (3130 км²). 2 ) на территории того, что вскоре должно было стать провинцией Саскачеван , состояло из трех блоков поселений или «резервов» и пристройки: [38]
- Северная колония , также известная как «Колония Громового холма» или «Колония Лебединой реки» в округах Пелли и Арран Саскачевана, стала домом для 2400 духоборов из Тифлисской губернии , которые основали 20 деревень на 69 000 акров (280 км2). 2 ) о предоставлении земли.
- Южная колония , также известная как «Колония Уайтсэнд» или « Колония Йорктона » в округах Канора , Верегин и Камсак в Саскачеване. 3500 духоборов из Тифлисской , Елисаветпольской и Карсской областей поселились здесь в 30 деревнях на 215 010 акрах (870,1 км2). 2 ) о предоставлении земли.
- Пристройка к озеру Гуд Спирит в округе Бьюкенен в Саскачеване приняла 1000 духоборов из Елизаветпольской губернии и Карсской области, Россия, и поселилась там в восьми деревнях на 168 930 акрах (683,6 км2). 2 ) о предоставлении земли. Пристройка располагалась вдоль реки Доброго Духа , впадающей в озеро Доброго Духа (ранее известное как Озеро Дьявола).
- Колония Саскачеван , также известная как « Колония Ростерн ». [37] « Колония принца Альберта » и « Колония Дак-Лейк » располагались вдоль реки Северный Саскачеван в районах Лэнгхэм и Блейн-Лейк в Саскачеване, к северо-западу от Саскатуна . 1500 духоборов из Карсской области поселились здесь в 13 деревнях на 324 800 акрах (1314 км2). 2 ) о предоставлении земли.
Северная и Южная колонии, а также пристройка к озеру Гуд-Спирит были расположены вокруг Йорктона, недалеко от современной границы с Манитобой; Колония Саскачеван (Ростерн) располагалась к северо-западу от Саскатуна, на значительном расстоянии от трех других заповедников. [ нужна ссылка ]
В 1899 году все четыре заповедника вошли в состав Северо-Западных территорий : колония Саскачеван (Ростерн) во временном округе Саскачевана. Северный заповедник находился на границе округов Саскачеван и Ассинибойя , а остальные заповедники полностью находились в Ассинибойе. После создания провинции Саскачеван в 1905 году все заповедники располагались внутри этой провинции. [ нужна ссылка ]
Веригин убедил своих последователей освободить животных и самим тащить повозки и плуги. На пожалованных им землях в прериях переселенцы основали деревни русского типа, некоторые из которых получили русские названия по родным деревням переселенцев в Закавказье; например Спасовка, Большая и Малая Гореловка и Славянка; в то время как другие получили более абстрактные «духовные» имена, не распространенные в России, такие как Успение ( Успение ), Терпение (Терпение), Богомданное (Данное Богом) и Освобождение (Освобождение). [38] Поселенцы обнаружили, что зимы в Саскачеване намного суровее, чем в Закавказье, и выразили разочарование тем, что климат не так подходит для выращивания фруктов и овощей. Женщины значительно превосходили мужчин; многие женщины работали на фермах, обрабатывая землю, в то время как многие мужчины занимались несельскохозяйственной работой, особенно на строительстве железных дорог. [37] Самые ранние прибывшие были выходцами из трех слоев общества, имели разное отношение к общественной жизни и не имели лидерских качеств. Веригин прибыл в декабре 1902 года, был признан лидером и восстановил коммунализм и самодостаточность. Железная дорога появилась в 1904 году, и надежды на изоляцию от канадского общества закончились. [39] [40]
недоверие Народное
Канадцы, политики и средства массовой информации с большим подозрением относились к духоборцам. Их общинный образ жизни казался подозрительным, их отказ отправлять детей в школу считался глубоко тревожным, а пацифизм вызывал гнев во время Первой мировой войны . Угнетение российского царского режима закрепило возникшие в результате пацифистские убеждения в принципах духобура, и они не поколебались с началом мировой войны. Некоторые канадцы, готовые пойти на войну, не уважали секту людей, освобожденных от военной службы. Эта разница во взглядах вызвала много политических предубеждений в отношении духобуров. Бурные политические позиции и годы поляризованных социальных разногласий в конечном итоге привели некоторых духобуров к протестам, направленным на сохранение их простой, нематериалистической и автономной общинной жизни. Фракция духоборов, известная как «Сыны свободы», проводила шествия в обнаженном виде и устраивала ночные поджоги, что считалось неприемлемым и оскорбительным. [41] Канадские журналы проявили сильное любопытство, уделив особое внимание женским телам и одежде. Журналы и газеты публиковали рассказы и фотографии женщин-духоборок, выполняющих тяжелый сельскохозяйственный труд, выполняющих «женскую работу», носящих традиционную этническую одежду и частично или полностью раздетых. [42] Духоборы получили финансовую помощь от квакеров. Клиффорд Сифтон , министр внутренних дел, хотел, чтобы духоборы остались в Канаде; он организовал финансовые субсидии, чтобы позволить им мигрировать. [43]
Утрата прав на землю [ править ]
Из-за неприятия общины частной собственности на землю Веригин зарегистрировал землю на имя общины. Канады К 1906 году новый министр внутренних дел Фрэнк Оливер начал требовать регистрации земли на имя индивидуальных владельцев. Многие духоборы отказались подчиниться, в результате чего в 1907 году было возвращено более трети (258 880 акров (1047,7 км²) 2 )) из земель Духобора возвращаются Короне. Утрата юридического права на свою землю стала серьезной проблемой.
Раскол [ править ]
Через десять лет после кризиса призыва в Россию возникла еще одна политическая проблема, поскольку духоборы должны были стать натурализованными британскими гражданами и принести присягу на верность британской короне, что всегда противоречило их принципам. [44]
Этот вопрос привел к расколу общины духоборов в Канаде на три части: [13]
- Единоличники ( независимые ), которые в 1907 году составляли 10% канадских духоборцев, сохранили свою религию, но отказались от общинной собственности на землю и отвергли наследственное лидерство и общинную жизнь как несущественные для нее.
- Община (община, или община) была самой крупной группой, которую иногда называли «православными духоборцами» (не путать с Русской православной церковью), возглавляемой их духовным лидером Петром Веригиным . Они сформировали Христианское Сообщество Вселенского Братства (CCUB), которое реформировалось в 1939 году в Союз Духовных Общин Христа (USCC) со штаб-квартирой в Гранд-Форксе, Британская Колумбия, и издающее ежемесячный журнал «Искра» . с 1943 года [45]
- Свободники в 1902 году пытались вернуться в Россию, отказывались подчиняться законам и нападали на законопослушных духоборов. Ими стали знаменитые диссиденты «Сыны свободы», которых также называют « свободниками в СМИ ». Они настолько ревностно восприняли сочинения Веригина, что он запретил их. СМИ и правительство ошибочно перепутали их со всеми духоборцами, сообщая об их нашумевших протестах. [46] [47] [48] [49] [50] [51]
Из этих группировок независимые легче всего интегрировались в канадское капиталистическое общество. У них не было проблем с регистрацией своих земельных групп, и они в основном остались в Саскачеване. В 1939 году они решительно отвергли авторитет правнука Петра Веригина Джона Дж. Веригина-старшего. [ нужна ссылка ]
Веригина убийство Колумбия и Британская
В 1908 году, чтобы вывести своих последователей из-под тлетворного влияния недухоборов и единоличников (индивидуальных владельцев) духоборов, а также найти лучшие условия для сельского хозяйства, Веригин купил большие участки земли на юго-востоке Британской Колумбии . Его первая покупка произошла в районе Гранд-Форкса, недалеко от границы с США. Позже он приобрел большие участки земли дальше на восток в долине Слокан вокруг Каслгара . Между 1908 и 1912 годами около 8000 человек переехали из Саскачевана на земли Британской Колумбии, чтобы продолжить свой общинный образ жизни. [38] В более мягком климате Британской Колумбии поселенцы смогли посадить фруктовые деревья и за несколько лет стали известными садовниками и производителями фруктовых консервов. Когда община духоборов покинула Саскачеван, резервы там были закрыты к 1918 году.
29 октября 1924 года Петр Веригин погиб в результате взрыва бомбы в пассажирском поезде, следовавшем в Британскую Колумбию. Правительство первоначально заявило, что взрыв был совершен людьми из общины духоборцев, хотя никаких арестов произведено не было из-за традиционного отказа духоборов сотрудничать с канадскими властями из-за страха перед перекрестным насилием. До сих пор неизвестно, кто несет ответственность за взрыв. Хотя изначально духоборов приветствовало канадское правительство, это убийство, а также убеждения духоборов в отношении общественной жизни, их нетерпимость к школьному обучению и другие убеждения, считавшиеся оскорбительными или неприемлемыми, создали многолетнее недоверие между правительственными властями и духоборцами. [52]
Сын Петра Веригина Петр Петрович Веригин, приехавший из Советского Союза в 1928 году, сменил своего отца на посту лидера общины духоборцев. Он стал известен как «Петр Чистильщик» ( Чистяков ) и работал над сглаживанием отношений между общиной духоборов и канадским обществом в целом. Правительства Оттавы и западных провинций пришли к выводу, что он был тайным лидером «Сынов свободы» и, возможно, опасным большевиком . Правительство решило депортировать его, использовать систему правосудия, чтобы навязать духоборцам соответствие канадским ценностям и заставить их соблюдать канадские законы и отказаться от неприемлемых практик. Благодаря юридической защите под руководством Питера Макарова попытка депортации провалилась в 1933 году. [53] [54] «Сыны свободы» отвергли политику Веригина как безбожную и ассимиляционистскую и усилили свои протесты. «Сыны свободы» сожгли имущество общины духоборов и организовали новые парады обнаженных людей. В 1932 году парламент Канады отреагировал введением уголовной ответственности за публичную наготу . За это преступление было арестовано более 300 радикально настроенных мужчин и женщин-духоборов, за которые обычно грозило трехлетнее тюремное заключение. [37]
Духоборы не могли голосовать в Британской Колумбии до 1952 года. Они были последней этнической или религиозной общиной, получившей избирательное право в провинции. [55]
Нудизм и поджоги [ править ]
«Сыны свободы», отколовшаяся протестная секта, называвшая себя « сводониками» (суверенными, свободными людьми) в 1902 году, использовали нудизм и поджоги в качестве видимых методов протеста. [56] Они протестовали против материализма, захвата земель правительством, обязательного обучения в государственных школах и убийства Веригина. Это привело к многочисленным столкновениям с канадским правительством и Королевской канадской конной полицией , которые продолжались до 1970-х годов. Нудизм впервые стал использоваться после прибытия духоборов в Канаду. [36] Они использовали насилие для борьбы с современностью и уничтожали молотилки и другие признаки современности. Группа совершила ночные поджоги школ, построенных коммуной Духобор, и дома Веригина. [52] Широко разрекламированные действия «Сынов свободы» неоднократно ошибочно обозначались словом «духобор», что сбивало с толку различные группы и причиняло боль многим законопослушным ассимилированным потомкам канадских духоборов. [46] [47] [48] [49] [50] [51]
Салливана В 1947 и 1948 годах Королевская комиссия расследовала акты поджогов и бомбардировок в Британской Колумбии и рекомендовала ряд мер, направленных на интеграцию духоборов в канадское общество, в частности, посредством обучения их детей в государственных школах. Примерно в это же время правительство провинции вступило в прямые переговоры с руководством фримитистов . WAC Беннета , Правительство социального кредита пришедшее к власти в 1952 году, заняло более жесткую позицию в отношении «проблемы духобора». В 1953 году 174 ребенка «Сынов свободы» были насильно интернированы правительственными агентами в школу-интернат в Нью-Денвере, Британская Колумбия . Позже сообщалось о жестоком обращении с интернированными детьми. [57] [58]
Менее чем за пятьдесят лет «Сыны свободы» совершили 1112 отдельных актов насилия и поджогов, ущерб которых составил более 20 миллионов долларов; эти действия включают взрывы и поджоги государственных школ, взрывы канадских железнодорожных мостов и путей, [59] взрыв здания суда в Нельсоне , [60] и разрушение опоры электропередачи, обслуживающей район Восточный Кутеней , что привело к потере 1200 рабочих мест. Многие из независимых и общинных духоборов считали, что поджоги и взрывы «Сынов свободы» нарушили главный принцип ненасилия духоборов и что они не заслуживают названия духоборцев. [46] [47] [48] [49] [50] [51]
в России остаются Духоборы
После отъезда наиболее ревностных и бескомпромиссных духоборов и многих общественных лидеров в Канаду при закрытии Елисаветпольской губернии в Кавказском наместничестве (ныне Азербайджан ), бывшие духоборские деревни стали в основном заселены баптистами . В других местах некоторые духоборы присоединились к близлежащим группам духовных христиан . [24]
Оставшиеся духоборы были обязаны подчиниться государству. Мало кто протестовал против военной службы; Из 837 российских военно-полевых дел против отказников от военной службы по убеждениям, зарегистрированных с начала Первой мировой войны по 1 апреля 1917 года, в 16 фигурировали обвиняемые духоборцы, ни один из которых не был родом из закавказских губерний. [24] Между 1921 и 1923 годами сын Веригина Петр Петрович Веригин организовал переселение 4000 духоборов из Ниноцминдского (Богдановского) района на юге Грузии в Ростовскую область на юге России и еще 500 в Запорожскую область на Украине. [26] [61]
Советские реформы сильно повлияли на жизнь духоборов как в их старых деревнях в Грузии , так и в новых поселениях на юге России и на Украине. Государственные антирелигиозные кампании привели к подавлению религиозной традиции духоборов, утрате книг и архивных записей. Многие религиозные лидеры были арестованы или сосланы; например, из Гореловки в 1930 году сослали 18 человек. [26] Введение коммунистами колхозного хозяйства не противоречило духоборскому образу жизни. Трудолюбивые духоборы обеспечили процветание своим колхозам , часто специализировавшимся на производстве сыра . [26]
Из общин духоборцев в Советском Союзе общины в Южной Георгии были наиболее защищены от внешнего влияния из-за своей географической изоляции в гористой местности, расположения вблизи международной границы и сопутствующих ограничений на поездки для посторонних. [26]
Гимнодия [ править ]
жизни» Устные священные песнопения духоборцев, которые они называют « Книгой , де-факто заменили письменную Библию. Их учение основано на этой традиции. [62] [63] «Книга жизни духоборов» (1909) — первый печатный сборник гимнов, содержащий песни на южнорусском наречии , сочиненные для пения вслух. В их молитвенных собраниях и собраниях преобладает пение а капелла псалмов, гимнов и духовных песен. [63]
Население [ править ]
Текущее население [ править ]
В 2001 году в Канаде проживало примерно 20 000–40 000 человек духоборского происхождения, 3800 из которых считали «духобор» своей религиозной принадлежностью. По оценкам, в России и соседних странах проживает около 30 000 человек духоборского происхождения. В 2011 году в Канаде насчитывалось 2290 человек, которые указали свою религиозную принадлежность как «духобор»; в России к середине 2000-х годов насчитывалось 50 таких людей.
Канада [ править ]
На смену CCUB, организации православных духоборов или Общине духоборов, пришел Союз духовных общин Христа (USCC), образованный Петром П. Веригиным, сыном Петра В. Веригина, в 1938 году. [64] Самая крупная и активная официальная организация духоборов. Ее штаб-квартира находится в Гранд-Форксе, Британская Колумбия . [65]
Во время переписи населения Канады 2011 г. [66] 2290 человек в Канаде, из которых 1860 в Британской Колумбии , 200 в Альберте , 185 в Саскачеване и 25 в Онтарио, указали свою религиозную принадлежность как «духобор». Доля пожилых людей среди самоидентифицированных духоборов выше, чем среди населения в целом.
Возрастные группы | Общий | 0–14 лет | 15–24 года | 25–44 года | 45–64 года | 65–84 года | 85 лет и старше |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Все канадцы, 2001 г. | 29,639,035 | 5,737,670 | 3,988,200 | 9,047,175 | 7,241,135 | 3,337,435 | 287,415 |
Самоидентифицированные духоборы, 2001 г. | 3,800 | 415 | 345 | 845 | 1,135 | 950 | 110 |
Самоидентифицированные духоборы, 1991 г. | 4,820 | 510 | 510 | 1,125 | 1,400 | 1,175 | 100 |
Двадцать восемь процентов самоидентифицированных духоборов в 2001 году были старше 65 лет (родились до 1936 года) по сравнению с 12% всего населения канадских респондентов. Старение купюры сопровождается ее сокращением, начиная с 1960-х годов: [66] [67]
Год переписи | Самоидентифицированное население духоборов |
---|---|
1921 | 12,674 |
1931 | 14,978 |
1941 | 16,898 |
1951 | 13,175 |
1961 | 13,234 |
1971 | 9,170 |
1981.г., 28% | ? кодируется как «Духобор православный» и «Духобор реформатский». |
1991 | 4,820 |
2001 | 3,800 |
2011 | 2,290 |
2021 | 1,675 |
Число канадцев, имеющих духоборское наследие, значительно превышает число тех, кто считает себя приверженцами этой религии. В 2012 году исследователи духобора подсчитали, что в Канаде насчитывалось «более 20 000» человек «из [духоборской] популяции». [67] и более 40 000 духоборов - по «более широкому определению религии, этнической принадлежности, образа жизни и социального движения». [68] [ нужна страница ]
Канадские духоборы больше не живут общинно. Духоборцы не практикуют крещение , ни влажное, ни сухое, и не требуют от человека « рождения свыше ». Они отвергают некоторые положения, считающиеся ортодоксальными в христианских церквях, включая церковную организацию и литургию, вдохновение Священных Писаний, буквальное толкование воскресения, буквальное толкование Троицы , а также рая и ада. Некоторые избегают употребления алкоголя, табака и продуктов животного происхождения в пищу и избегают участия в партийной политике. Духоборцы верят в доброту человека и отвергают идею первородного греха . [69]
Грузия и Россия [ править ]
С конца 1980-х годов многие духоборы Грузии начали эмигрировать в Россию. Различные группы перебрались в Тульскую область , Ростовскую область , Ставропольский край и другие места. После обретения Грузией независимости в 1991 году многие села с русскими названиями получили грузинские названия; Богдановка стала Ниноцминдой , Троицкое стало Самебой . По разным оценкам, в Ниноцминдском районе численность духоборцев сократилась примерно с 4000 в 1979 году до 3000-3500 в 1989 году и около 700 в 2006 году. В Дманисском районе она сократилась с примерно 700 духоборов в 1979 году до не более 50 на середина 2000-х. Большинство из тех, кто остается в Грузии, — пожилые люди; молодому поколению было легче переехать в Россию. Духоборская община Гореловка Ниноцминдского района, бывшая «столица» семьи Калмыковых, считается наиболее сохранившейся во всех странах бывшего Советского Союза . [26]
Экуменические отношения [ править ]
Духоборы поддерживают тесные связи с меннонитами и квакерами из-за схожих религиозных практик; все эти группы в совокупности считаются церквями мира из-за их веры в пацифизм . [70] [71] [72]
Исторические места и музеи [ править ]
В 1995 году подвесной мост Духобор через реку Кутеней был признан Национальным историческим памятником Канады . [73] Место штаб-квартиры общины духоборов в Верегине, Саскачеван , было признано Национальным историческим памятником в 2006 году под названием « Духоборы в Верегине ».
Музей духоборов, в настоящее время известный как «Центр открытий духоборов» (ранее «Деревенский музей духоборов»), действует в Каслгаре, Британская Колумбия . Он содержит более 1000 артефактов, представляющих искусство, ремесла и повседневную жизнь духоборов Кутеней в 1908–38 годах. [74] [75]
Хотя большинство ранних деревенских построек духоборов в Британской Колумбии исчезли или были значительно реконструированы более поздними пользователями, часть деревни Макортофф за пределами Гранд-Форкса, Британская Колумбия, была сохранена в качестве музея Питером Гритченом, который купил эту собственность в 1971 году и открыл ее. 16 июня 1972 года это было как музей духобора Маунтин-Вью. Будущее этого места стало неопределенным после его смерти в 2000 году, но в марте 2004 года в сотрудничестве с местными организациями и заинтересованными гражданами организация Land Conservancy Британской Колумбии приобрела историческое место, известное как Харди-Маунтин. Деревня Духобор , а Музейное общество «Граница» приобрело музейную коллекцию и передало ее TLC для экспонирования. [76]
В Канадском музее цивилизации в Оттаве есть коллекция предметов, связанных с духоборами. В 1998–1999 годах там проходила специальная выставка, посвященная столетнему юбилею прибытия духоборов в Канаду. [77]
Лингвистическая история и диалект [ править ]
Духоборцы привезли с собой в Канаду южнорусский диалект, который в последующие десятилетия изменился под влиянием канадского английского и речи украинских поселенцев в Саскачеване . За несколько поколений этот диалект по большей части был утерян, потому что современные потомки первых духовоборских мигрантов в Канаду, как правило, являются носителями английского языка; когда они говорят по-русски, это обычно довольно стандартный вариант. [5]
Лингвистическая история [ править ]
В 1802 году духоборы и другие духовные христианские племена были вынуждены мигрировать в район реки Молочной вокруг Мелитополя , недалеко от украинского побережья Азовского моря, в пределах черты оседлости, соседствующей с поселениями анабаптистов из Германии. [19] [78] В течение следующих 10 или 20 лет духоборы и другие люди, говорящие в основном на различных южнорусских диалектах, прибыли в Молочную из нескольких провинций, большинство из которых расположены на территории современной восточной Украины и юга центральной России. [79] В поселенческих селах возникла возможность формирования диалекта койне на основе южнорусского и восточноукраинского диалектов. [5] [80]
Начиная с 1841 года духоборы и другие были переселены с юга Украины в Закавказье , где они основали несколько сел, окруженных преимущественно нерусскоязычными соседями — в первую очередь азербайджанцами в Елисаветпольской губернии , армянами. [81] в Тифлисской губернии и, вероятно, сочетание того и другого в более поздних поселениях после 1878 года в Карсской области . Эти условия позволили диалекту развиваться в сравнительной изоляции от основного русского языка. [5]
С миграцией 7500 духборов из Закавказья в Саскачеван в 1899 году и некоторых более мелких групп прибывших как из Закавказья, так и из мест ссылки в Сибири и других местах, диалект, на котором говорили в духоборских деревнях Закавказья, был перенесен на равнины Канады. С этого момента он испытал влияние канадского английского, а в годы пребывания духоборов в Саскачеване - речи их украинских соседей . [5] [82] [83]
Раскол в общине духоборов привел к тому, что большое количество духоборов переехало из Саскачевана на юго-восток Британской Колумбии примерно в 1910 году. Те, кто переехал, так называемые общины духоборов — последователи Петра Веригина христианской общины Вселенского Братства — продолжали жить. жили общинами в течение нескольких десятилетий и имели больше шансов сохранить свой русский язык, чем независимые духоборы, которые остались в Саскачеване в качестве единоличных фермеров. [5]
К 1970-м годам, когда умерло большинство членов общины, родившихся в России, английский стал первым языком подавляющего большинства канадских духоборцев. [84] [67] Их английская речь мало чем отличается от речи других англоязычных канадцев своих провинций. Русский язык по-прежнему используется, по крайней мере, в религиозных целях, среди тех, кто исповедует духоборскую религию. [5]
Особенности духоборского русского диалекта в Канаде [ править ]
Исследования русского языка канадских духоборов не были обширными, но в нескольких статьях, в основном опубликованных в 1960-х и 1970-х годах, отмечались различные особенности русской речи духоборов, характерные для южных, а в некоторых случаях и среднерусских диалектов ; например, использование южного [h] там, где в стандартном русском языке есть [g]. [80] [85]
Отмечены особенности, характерные для многих локалей восточнославянского языкового пространства, отражающие неоднородное происхождение поселений духоборов на р. Молочной после 1800 г.; например, как и белорусы , духоборцы не палатализируют [r] в «редко» ( редко , «редко»). Примечательным было исключение окончания -t в форме глаголов третьего лица единственного числа, что можно считать украинской особенностью, а также засвидетельствовано в некоторых русских диалектах, на которых говорят на юге Украины (например, в Николаеве недалеко от бывшей родины духоборцев на Молочная). Как и в других группах иммигрантов, в русской речи духоборов используются английские заимствованные слова для обозначения некоторых понятий, с которыми они не сталкивались до переезда в Канаду. [21] : 74 [85]
В популярной культуре [ править ]
- Рассел, Эрик Франк (1962), Великий взрыв , США: Додд, Мид и компания, стр. 187 1962 года « Эрика Фрэнка Рассела В научно-фантастическом романе Великий взрыв» , адаптированном и расширенном на основе его повести 1951 года «...И тогда никого не было», духоборы упоминаются как группа межзвездных поселенцев на планете Гигея, которые были маргинализированы. более поздними поселенцами -нудистами .
- Рой, Габриель (1975), «Долина Худу», Сад на ветру (роман), Макклелланд и Стюарт, стр. 107+ .
- Хайнлайн, Роберт А. (март 1952 г.), Х.Л. Голд (редактор), «Год джекпота» , Galaxy Magazine: Science Fiction , vol. 3, нет. 6, с. 10 . - Короткий рассказ, в котором нудисты ошибочно упоминаются как «эти люди в Канаде. Дука-что-то. Духоборцы».
- О'Нил, Хейзел (1962), Духобор Дэйз , Грейс, Эвергрин . - Юмористические мемуары молодого школьного учителя детей-духоборцев из сельской местности Бриллиант, Британская Колумбия, с выходками и транслитерацией их английского диалекта.
- Плотников, Ви (2001). Главный повар на свадьбах и похоронах и другие истории духоборской жизни (роман). Книги Дождевого Побережья. .
- Стенсон, Билл (2007). Свобода (роман). Тистлдаун Пресс. ISBN 978-1-897235-30-0 . . [86] — Обзор с планом урока для учителей.
Драма [ править ]
- Духоборцы (1971). Коллективное творчество в театре Passe Muraille .
Научная литература [ править ]
- Марсден, Филип (1998), Борцы с духами: Русская одиссея , HarperCollins .
- Тарасов, Кузма Дж. (2002), Духовные борцы: Стратегии жизни духоборских пионеров , Легас .
- Вудкок, Джордж ; Авакумович, Иван (1977), Духоборы , Карлтонского университета Институт канадских исследований , Макклелланд и Стюарт .
- Райт, Джеймс ; Райт, Фредерик Чёрч (1940), Слава Боху , Farrar & Rinehart Inc.
Музыка [ править ]
- Рейнольдс, Мальвина (1962), «Делай, как делают духоборы», The Best of Broadside 1962–88 (первоначально «Духобор До ») рассказывает о протестах духоборов обнаженными. Песня была записана Питом Сигером .
- В бонус-треке «Ferdinand the Imposter» переиздания Music from Big Pink канадской рок-группы The Band в 2000 году главный герой после ареста «заявлял, что он духобор». [87] В текстах подразумевается, что Фердинанд, возможно, был задержан за публичную демонстрацию наготы в Балтиморе, штат Мэриленд . Он пытался избежать наказания, заявляя, что он выходец из духоборов Канады. К несчастью для Фердинанда, американские офицеры не были знакомы с группой, и просьба Фердинанда их не тронула. [88]
Телевидение [ править ]
- Вудкок, Джордж (1976), Духоборцы (фильм), CBC / NFB . Две части: «Живая книга» и «Труд и мирная жизнь» . [89]
Примечания [ править ]
- ↑ Никифор был прозван «архиепископом Славянским и Херсонским » (Славенский и Херсонский), а его преемник, которого также звали Амвросий, был «архиепископом Екатеринославским и Херсонским », поскольку в 1786 году епархия была переименована. [17] Резиденция архиепископов находилась в Полтаве .
- ↑ Лишь в 1918 году Петр Макаров стал «первым духобором в мире, получившим образование, получившим университетскую степень и вступившим в профессию». [35]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магочи, Пол Роберт, изд. (1999). Энциклопедия народов Канады . стр. 422–434.
- ^ "Lib.ru/Классика: Новицкий О. М.. Духоборцы" . az.lib.ru . Archived from the original on November 5, 2011 . Retrieved February 11, 2021 .
- ^ "Peel 4372: Bonch-Bruevich, Vladimir Dmitrievich, Dukhobortsy v Kanadskikh preriiakh (1918)" . peel.library.ualberta.ca . Archived from the original on January 16, 2022 . Retrieved February 11, 2021 .
- ^ «Духобор | Русская религиозная секта» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Макарова, Вероника (1 октября 2013 г.). Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики . Гимн Пресс. п. 247. ИСБН 978-1-78308-046-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Сейнсбери, Брендан. «Малоизвестная русская секта Канады» . www.bbc.com . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пинкертон, Роберт (1833), Россия: или, Разные наблюдения о прошлом и настоящем состоянии этой страны и ее жителей , заархивировано из оригинала 31 декабря 2018 г. , получено 23 января 2020 г.
- ^ Сассекс, Р. (1993), «Славянские языки в эмиграции», в Комри, Б.; Корбетт, Г.Г. (ред.), Славянские языки , Routledge .
- ^ «Духоборцы» . Канадская энциклопедия . 26 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года.
В конце 18 века группа подвергалась гонениям со стороны царей и Русской православной церкви за ересь и пацифизм. В 1785 году православный архиепископ назвал их духоборцами, или «борцами с духами». Оно должно было означать «борцы против Святого Духа», но группа приняла его, интерпретируя как «борцы за Дух и с Духом».
- ^ "Civilization.ca - Духоборы - Пища для тела" . www.historymuseum.ca . Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Духоборская кухня – Пирахи» . www.usccdoukhobors.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2020 года . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Хлеб, соль и вода» . usccdoukhobors.org . Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кампос, Элизабет (2005). Les Doukhobors, "Lutteurs de l'esprit" [ Духоборы, "Борцы с духами" ] (на французском языке). ЭРТА TCRG. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 12 января 2008 г.
- ^ «Духоборцы» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ( , на русском языке), архивировано из оригинала 2 апреля 2008 года , дата обращения 12 января 2008 года.
- ^ Гентес, Эндрю Арманд (1999). «Ларри Ивашен и Кузьма Дж. Тарасов, «В поисках утопии: духоборы» » . Канадские славянские документы . 41 (3): 458. Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г. - через ProQuest.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иникова, Светлана А. (22–24 октября 1999 г.), Духовные истоки и начало истории духоборов , Конференция столетия духобора, Оттавский университет , заархивировано из оригинала 18 марта 2016 г. , получено 28 июля 2016 г .; Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org).
- ^ "H Православный Русский Екатерин", Иерархия (на русском языке), RU : Religare, архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. , получено 12 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перетицкая, Виктория И. (апрель 2014 г.). «РУССКИЕ ДУХОБОРЫ НА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ВАНКУВЕРЕ, КАНАДА, 1958 Г.» (PDF) . Научно-аналитический журнал «Искусство и литература» Тексты : 111–119. Архивировано (PDF) из оригинала 16 января 2022 г. Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вудкок, Джордж; Авакумович, Иван (1 января 1977 г.). Духоборы . Издательство Университета Макгилла-Куина . стр. 36–356. ISBN 978-0-7735-9554-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Калмаков, Джонатан. «Поселение Хиас Духобур» (PDF) . История Саскачевана . 59 (2): 1. Архивировано (PDF) из оригинала 16 января 2022 г. . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Калмакофф, Джонатан (2019). «Уличные семьи среди духоборов Кавказа и Канады» . Ономастика (на польском языке). 63 : 67–114. дои : 10.17651/ОНОМАСТ.63.5 . ISSN 2658-2783 . S2CID 213418831 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ «Памятный камень духобора из села Богдановка» . Духоборское наследие . 25 января 2020 г. . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Брейфогл, Николас Б. (1995). «Строительство духобории: религиозная культура, социальная идентичность и русская колонизация в Закавказье, 1845-1895» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 46. ProQuest 1293167920 – через ProQuest .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шубин, Дэниел Х. (2006). История русского христианства . Том. III. Алгора. стр. 141–48. ISBN 978-0-87586-427-3 . Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Проверено 21 сентября 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Калмакофф, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов: поселения духоборов в Грузинской Республике» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Лом, Хедвиг (ноябрь 2006 г.). «Духоборы в Грузии: исследование вопроса землевладения и межэтнических отношений в Ниноцминдском районе (Самцхе-Джавахети)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 г.
- ^ Маккормик, Польша (1978). «Духоборы в 1904 году» (PDF) . История Саскачевана . 31 (1): 12–19. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Pozdnyakov, Vasily Nikolaevich (В. Поздняков) (1900s). Правда о духоборах в Закавказье и в Сибири [ Правда о духоборах в Закавказье и Сибири ] (на русском языке). В.Г. и А.К. Чертковы (опубликовано в 1914 г.). , цитируется в Golinenko, O.A. (ОА Голиненко). Вопросы Л.Н. Толстого Духобору [ Вопросы Льва Толстого духобору ] (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ Тарасов, Кузьма Дж. (2015). Наследие духоборов, не допускающих убийства (PDF) . Центр глобального неубийства. п. 187. Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Калмакофф, Джонатан Дж. «Указатель списков пассажиров кораблей духоборов» . Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org) . Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эшворт, Джон (1900). «Духоборцы и религиозные преследования в России» . Веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org) . Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г. .
- ^ Калмаков, Джонатан. «Исследование ваших русских духоборских корней» (PDF) . Сайт генеалогии духоборов . п. 30. Архивировано (PDF) из оригинала 18 марта 2016 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Адельман, Джереми (1990–1991). «Опыт раннего духобора в канадских прериях» . Канадские этнические исследования . 25 (4). Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Получено 28 июля 2016 г. - с веб-сайта генеалогии духоборов (www.dukhobor.org). .
- ^ Торстейнсон 1917 .
- ^ Джозефсон, Гарольд (1985). Биографический словарь современных лидеров мира . Коннектикут: Издательство Greenwood . стр. 594–596. ISBN 0-313-22565-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макарова, Вероника (2013). «Нудизм духобора, ищущего свободы: исследование социокультурных корней». Культура и религия . 14 (2): 131–145. дои : 10.1080/14755610.2012.706228 . S2CID 145269278 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хардвик, Сьюзен Уайли (1993). «Духоборы». Русское убежище: религия, миграция и расселение в североамериканском Тихоокеанском регионе . Издательство Чикагского университета . стр. 80–. ISBN 0-226-31610-6 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 21 сентября 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Калмакофф, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов: Саскачеван» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Маккормик, Польша (1978). «Духоборы в 1904 году». История Саскачевана . 31 (1): 12–19.
- ^ Торстейнсон 1917 , стр. 24–30.
- ^ Лайонс, Джон Э. (1991). «Труд и мирная жизнь: Питер В. Вериген и духоборское образование». Коммунальные общества . 11 : 78–92.
- ^ Андросов, Эшли (2007). «Большая рамка:« исправление »образа духоборско-канадских женщин в двадцатом веке» . Журнал Канадской исторической ассоциации . 18 (1): 81–105. дои : 10.7202/018255ар .
- ^ Торстейнсон 1917 , стр. 19–23.
- ^ Отчет Королевской комиссии по делам, касающимся секты духоборов в провинции Британская Колумбия , Калифорния: СФУ, 1912 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Искра: Голос духоборов» . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Лидер духоборов получает поддержку» . Окленд Трибьюн . Окленд, Калифорния, США. 24 марта 1934 г. с. 3 . Проверено 16 марта 2024 г.
Община не будет иметь ничего общего с Сынами Свободы, которые вовсе не являются истинными духоборцами.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Локк, Жаннин (6 октября 1962 г.). «Духоборы разные» (PDF) . Журнал Star Weekly и Canadian Weekly . Саскатун, Саскачеван, Канада. п. 5 . Проверено 16 марта 2024 г.
.. судьба... правонарушителей BC Sons... «Если вы продолжите свой бессмысленный конфликт с правительством, не называйте себя духоборцами. ... Ваша большая надежда — образование».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тарасов, Кузьма (1982). Плакун Трава, Духоборцы . Издательское общество "Мир". п. 133. ИСБН 0-920046-05-3 .
Тот, кто участвует в насильственных действиях, перестает быть духобором.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакКоннелл, Уильям Х. (1992). «Питер Макаров, королевский адвокат, первый в Канаде адвокат-духобор» . История Саскачевана . 44 (3): 99 . Проверено 16 мая 2024 г.
…Сыны Свободы… не имеют ничего общего с духоборской верой…
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тарасов, Кузьма Дж. (2002). «Популярные мифы или заблуждения о духоборах» . Борцы с духами: стратегии жизни духоборских пионеров . Оттава: Издательство Legas and Spirit Wrestlers. п. 380. ИСБН 1-896031-12-9 . Проверено 16 мая 2024 г.
Они не духоборы…
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эвашен, Ларри (3 марта 2012 г.). «Кто такие сыны свободы?» . Стол Ларри . Ларри Ивашен . Проверено 16 мая 2024 г.
... Духоборы, не имеющие ничего общего с свободолюбцами... Слово «духобор» не следует использовать для обозначения фанатиков. Когда он используется, он ложно идентифицирует большинство законопослушных, конструктивных, мирных групп с противоправным поведением.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханнант, Ларри (октябрь – ноябрь 2004 г.). «Таинственная смерть Петра Веригина». Бобер . Том. 84, нет. 5. С. 26–28.
- ^ Джон PS Макларен (2022). «Веригин, Петр Петрович» . Словарь канадской биографии . Том. 16. Университет Торонто/Университет Лаваля . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Макларен, Джон (1995). «Борьба духов: Странный случай Петра Веригина II». Канадские этнические исследования . 27 (3): 95–130.
- ^ «1917 — Женщины получают право голоса» . Законодательное собрание Британской Колумбии .
- ^ Симма Холт, Террор во имя Бога (Макклелланд и Стюарт, 1964) представляет собой исследование Сынов свободы.
- ^ «Потерянные дети Британской Колумбии» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Кряк, Виолетта (9 сентября 2018 г.). «Правительство Британской Колумбии пересматривает извинения за детей духоборов, забранных из их семей в 1950-е годы» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Бомба взорвалась на железнодорожном мосту в Кутенэе» . Пресс-обзор . 11 декабря 1961 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Торранс, Джуди (1988). Публичное насилие в Канаде, 1867–1982 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина . п. 34 . ISBN 0-7735-0666-7 .
- ^ Калмаков, Джонатан Дж. «Исторические карты духоборов» . Генеалогия духоборов . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Чертков 1911 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павлин 1970г .
- ^ «Союз Духовных Общин Христа» . Союз Духовных Общин Христа .
- ^ «УССЦ Духоборцы» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2008 года . Проверено 17 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Национальное обследование домохозяйств 2011: таблицы данных: религия» , Статистическое управление Канады , 8 мая 2013 г., заархивировано из оригинала 2 ноября 2013 г. , получено 2 ноября 2013 г. Данные переписи фактически основаны на экстраполяции 20% выборки.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Постников, Джон И. (май 1978 г.) [1977]. «Духоборы: исчезающий вид» . Журнал МИР . № 16. Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Издательское общество «МИР». Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Получено 26 июня 2023 г. - через веб-сайт генеалогии духоборов (www.dukhobor.org).
- ^ Тарасов 2002 .
- ^ Иникова, Светлана. «Духовные истоки и начало истории духоборов» . Духоборское наследие . Джонатан Калмакофф . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Флеминг, Джон А.; Роуэн, Майкл Дж.; Чемберс, Джеймс Альберт (2004). Народная мебель духоборов, гуттеритов, меннонитов и украинцев Канады . Университет Альберты . п. 4 . ISBN 978-0-88864-418-3 .
Английские квакеры, ранее вступившие в контакт с духоборами, а также Филадельфийское общество друзей также решили помочь им с эмиграцией из России в какую-то другую страну — единственное действие, которое казалось возможным.
- ^ Дайк, Корнелиус Дж.; Мартин, Деннис Д. Меннонитская энциклопедия . Издательство «Меннонитские братья». п. 107.
- ^ Фальбуш, Эрвин (14 февраля 2008 г.). Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 208. ИСБН 978-0-8028-2417-2 .
Единственным контактом с меннонитами был период 1802–41, когда они жили в Молочне, где Иоганн Корнис (см.) оказывал им значительную помощь.
- ^ Духобор Подвесной Бриджи . Канадский реестр исторических мест . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Doukhobor Discovery Center , архивировано из оригинала 6 января 2008 г. , получено 14 января 2008 г.
- ^ Джексон, Кристин (10 июля 2010 г.). «Наследие духоборов живет на юго-востоке Британской Колумбии» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 14 сентября 2010 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Историческое место деревни духобор Харди Маунтин», Conservancy , Британская Колумбия, Калифорния, заархивировано из оригинала 18 октября 2007 г.
- ^ Духоборы: «Борцы духа» , Канада: Музей цивилизации, 7 сентября 1998 г., архивировано из оригинала 4 апреля 2004 г. , получено 13 апреля 2004 г.
- ^ Тарасов, Кузьма Дж. (1 января 1972 г.). «Духоборцы – их миграционный опыт» . Канадские этнические исследования . 4 (1): 1–2 — через ProQuest .
- ^ Пальмиери, Аурелио (январь 1915 г.). «Русские духоборы и их религиозные учения» . Гарвардское богословское обозрение . 8 (1): 65–66. дои : 10.1017/S0017816000008324 . ISSN 1475-4517 . S2CID 154439550 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шааршмидт, Гюнтер (1 марта 2008 г.). «Ритуальный язык духоборов Британской Колумбии как находящийся под угрозой исчезновения функциональный стиль: проблемы интерференции и переводимости». Канадские славянские документы . 50 (1–2): 101–105. дои : 10.1080/00085006.2008.11092575 . ISSN 0008-5006 . S2CID 194016348 .
- ^ Тифлисская губерния находилась в составе Грузии, ее территорию Самцхе-Джавахети населяли этнические армяне , где находились духоборские села.
- ^ Брейфогл, Николас Б. (1 января 1995 г.). «Строительство духобории: религиозная культура, социальная идентичность и русская колонизация в Закавказье, 1845-1895» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 24. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Получено 19 февраля 2022 г. - через ProQuest .
- ^ Войзи, Пол (1998). «Труд и мирная жизнь»: Деревенское поселение Духобор в Саскачеване, 1899–1918 гг., Карл Дж. Трейси (обзор)» . Канадский исторический обзор . 79 (2): 368–369. ISSN 1710-1093 .
- ^ Доктор Джон И. Постникофф Духоборцы: исчезающие виды. Архивировано 16 апреля 2008 г. в журнале Wayback Machine MIR, № 16 (Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Издательское общество MIR, май 1978 г.) (Веб-сайт генеалогии духоборов).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шааршмидт, Гюнтер (1 января 1995 г.). «Аспекты истории духоборов русских» . Канадские этнические исследования . 27 (3): 197. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Получено 19 февраля 2022 г. - через ProQuest .
- ^ Виерсема, Роберт Дж. (5 января 2008 г.). «Роман о духоборе не просто рассказывает хорошую историю» . Ванкувер Сан . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года .
- ^ «Лирика Фердинанда Самозванца» . Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ «Садавид: Фердинанд Самозванец» . theband.hiof.no . Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ «Потерянное детство: духоборы» . 16:9 . Глобальное телевидение . Проверено 10 марта 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). « Духобуры ». Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.
Библиография [ править ]
- Бартольф, Кристиан / Доминик Митинг: «Пламя истины»: глобальное значение духоборского пацифизма. Русский журнал церковной истории , Том. 4, № 4 (Спецвыпуск: История христианского миротворчества и пацифизма, редактор: доктор Надежда Белякова) (2023): 6-27. PDF
- Чертков, Владимир (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 448–49.
- Элкинтон, Джозеф, Духоборы: их история в России; их миграция в Канаду .
- Фризен, Джон В.; Веригин, Майкл М. (1996) [1986], Сообщество духоборов: люди в переходный период (2-е изд.), Онтарио: Borealis Press, ISBN 0-88887-151-1 .
- Хэмм, Джеймс «Джим» (2002), Spirit Wrestlers (документальное видео) о свободолюбивых духоборах.
- Боярышник, Гарри Б. Духоборцы Британской Колумбии .
- Холт, Симма. Террор во имя Бога История сынов свободы духоборов (Макклелланд и Стюарт, 1964)
- Пикок, Кеннет, изд. (1970), «Песни духоборов: вводный план» , Бюллетень национальных музеев Канады № 231, фольклорная серия № 7, перевод Э. А. Попова (тексты песен), Оттава: Национальные музеи Канады; Королевский принтер Канады, заархивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2023 г.
- Тарасов, Кузьма Дж. (1999). «Дукбхоборс». Пол Роберт Магочи (ред.). Энциклопедия народов Канады . Университет Торонто Пресс. стр. 422–34. ISBN 978-0-8020-2938-6 .
- Tarasoff, Koozma J, Plakun Trava: The Doukhobors
- Тарасов, Кузма Дж. (2002), «Обзор» , Spirit Wrestlers: Стратегии жизни духоборских пионеров , Оттава: Легас (опубликовано в 2006 г.), ISBN 1-896031-12-9 .
- Тарасов, Кузьма Дж.; Климаш, Роберт Б. (1995), Spirit Wrestlers: статьи к столетнему юбилею в честь канадского духоборского наследия , ISBN 0-660-14034-9 .
- Торстейнсон, Элина (1917). «Духоборы в Канаде». Исторический обзор долины Миссисипи . 4 (1): 3–48. дои : 10.2307/1886809 . JSTOR 1886809 .
- Вудкок, Джордж ; Авакумович Иван, Духоборцы .
- Makarova V. (2012). The use of Russian in contemporary Doukhobor prayer service. In: International scientific research Internet conference "Current issues in philology and methods of teaching foreign languages", February 1–29, 2012, Novosibirsk, Russia. Международнaя научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков», 1 февраля - 29 февраля 2012 года; http://ffl.nspu.net/?p=144 Archived December 4, 2012, at the Wayback Machine
- Makarova V. A., Usenkova, E.V., Evdokimova, V.V. Evgrafova, K. V. (2011). The Language of Saskatchewan Doukhobors: Introduction to analysis. Izvestija Vysshix uchebnyx zavedenij [The News of Higher Schools]. Serija Gumanitarnyje nauki [Humanities]. Razdel Lingvistika [Linguistics section]. Vol 2 (2), pp. 146–151. http://www.isuct.ru/e-publ/gum/ru/2011/t02n02/philology-and-linguistics Archived March 16, 2016, at the Wayback Machine
- Шааршмидт Гюнтер (Университет Виктории, Канада) Четыре нормы – одна культура: русские духоборы в Канаде
- Шаршмидт, Г. (2012). История русского языка в Канаде. Внутренние и внешние миграции духоборов: влияние на развитие и структуру языка. В: В. Макарова (ред.), Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики . Лондон/Нью-Йорк: Anthem Press. стр. 235–260. www.anthempress.com
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бернхэм, Дороти К. (1986), В отличие от лилий: текстильные традиции духоборов в Канаде , Торонто, Онтарио, Канада: Королевский музей Онтарио, ISBN 0-88854-322-0 .
- Крэн, Грегори Дж. Ведение переговоров с Баком обнаженным: духоборы, государственная политика и разрешение конфликтов (UBC Press, 2006), 180 стр. Речь идет только о Сынах свободы.
- Донсков, Андрей; Вудсворт, Джон; Гаффилд, Чад (2000), Столетие духоборов в Канаде: междисциплинарный взгляд на их единство и разнообразие (материалы конференции, состоявшейся в Оттавском университете, 22–24 октября 1999 г.), Оттава: Группа славянских исследований в университете Оттавы, ISBN 0-88927-276-Х .
- Холт, Симма (1964), Террор во имя Бога: История сынов свободы духоборцев , Торонто/Монреаль: Макклелланд и Стюарт .
- Янзен, Уильям (1990), Ограничения свободы: опыт общин меннонитов, гуттеритов и духоборов в Канаде , Торонто; Буффало: Университет Торонто Press, ISBN 0-8020-2731-8 .
- Калмаков, Джонатан. «Поселение Хиас Духобур», История Саскачевана (2007) 59 № 2, стр. 27–34. охватывает период с 1902 по 1907 год.
- Ливанов, Федор Васильевич, Ранние духаборы. Архивировано 19 февраля 2022 г., в Wayback Machine , английский перевод Дэниела Х. Шубина, 2021 г. ISBN 978-1-300-34255-7
- Макарова В. (2013), Духоборский нудизм: исследование социокультурных корней. Культура и религия .
- ——— (1–29 февраля 2012 г.), Использование русского языка в современном духоборском молебне Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков [ Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков ], Международная научно-исследовательская интернет-конференция, Новосибирск, Россия, архивировано из оригинала 4 декабря 2012 г. , получено 18 июня 2012 г.
- Макарова В.А.; Усенкова Е.В.; Евдокимова В.В.; Евграфова, К.В. (2011), "Язык саскачеванских духоборов: Введение в анализ. Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарных наук. Раздел лингвистики" , Филология и лингвистика , 2 (2), RU : ISUCT: 146–51, архивировано с оригинала 16 марта 2016 , дата обращения 18 июня 2012 .
- Мод , Эйлмер (1905), Особый народ: духоборы , Констебль, Лондон .
- Милинг, Фрэнсис Марк (1975), Жизнь духоборов: обзор религии, истории и народной жизни духоборов , Кутеней Историческое общество духоборов .
- Моррелл, Кэти. «Жизнь Петра Петровича Веригина». История Саскачевана (2009) 61 № 1, стр. 26–32. охватывает период с 1928 по 1939 год.
- О'Нил, Хейзел (1994), Doukhobor Daze , Суррей, Британская Колумбия: Heritage House, ISBN 1-895811-22-8 .
- Рак, Джули (2004), Договорная память: автобиографический дискурс духобора , Ванкувер: UBC Press, ISBN 0-7748-1030-0 .
- Розинкин В.М. Сага о духоборах . [Нельсон, Британская Колумбия: News Publishing Co.], 1974.
- Шаршмидт, Г. 2012. История русского языка в Канаде. Внутренние и внешние миграции духоборов: влияние на развитие и структуру языка. В: В. Макарова (ред.), Изучение русского языка в Северной Америке: новые перспективы теоретической и прикладной лингвистики. Лондон/Нью-Йорк: Anthem Press. стр. 235–260. www.anthempress.com
- Sorokin, Stephan Sebastian, and Steve Lapshinoff. Doukhobor Problem . Crescent Valley, B.C.: Steve Lapshinoff, 1990.
- Тарасов, Кузма Дж. (1977), Традиционные духоборы: этнографические и биографические записи предписанного поведения , Меркьюри, Оттава: Национальные музеи Канады .
- Трейси, Карл. Тяжелый труд и мирная жизнь: Деревенское поселение Духобор в Саскачеване, 1899–1918 гг . Регина: Исследовательский центр канадских равнин, Университет Реджайны, 1996. ISBN 0-88977-100-6
- Союз Духовных Общин Христа. Гостеприимство: вегетарианская кухня по-духоборски . Гранд-Форкс, Британская Колумбия: Комитет по кулинарным книгам столетия USCC, 2003. ISBN 0-9732514-0-9
- Вудсворт, Джон. Русские корни и канадские крылья: русские архивные документы об эмиграции духоборцев в Канаду . Серия Канада/Россия, т. 1. [Манотик, Онтарио]: Penumbra Press, 1999. ISBN 0-921254-89-X
- Шалган, Кристофер (12 июня 2008 г.). «Как духоборы принесли демократию в СССР» . Морж . Архивировано из оригинала 19 сентября 2021 года . Проверено 19 сентября 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Союз Духовных Общин Христовых (УССС) — Духоборцы
- Наследие духоборов — старейший, крупнейший и наиболее полный сайт о духоборах.
- Сайт «Наследие духоборов» (генеалогия и история духоборов), Канада »
- «Взрыв на линии долины чайников: смерть Питера Веригина», великие неразгаданные тайны канадской истории
- Центр открытий духоборов , Каслгар, Британская Колумбия.
- Иван Сысоев , заархивировано с оригинала 3 апреля 2005 года , плодовитый и известный духоборский поэт и гимнист.
- «Духоборы прибывают в Канаду», Канадская энциклопедия.