Шусвапский язык
Шусвап | |
---|---|
Секвепемкцин | |
Произношение | [ʃaqhwapməxˈtʃin] |
Родной для | Канада |
Область | Центральные и южные внутренние районы Британской Колумбии |
Этническая принадлежность | 9860 секунд (2014, FPCC ) [1] |
Носители языка | 200 (2014, ФПКК ) [1] 1190 полудинамиков |
Салишан
| |
Дуплоянская стенография (историческая) | |
Официальный статус | |
Регулируется | Общество культурного образования Secwepemc |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | shs |
глоттолог | shus1248 |
ЭЛП | Секвепемкцин (Шусвап) |
классифицируется как находящийся под определенной угрозой исчезновения. шусвап Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, | |
Секвепемц (Шусвап) | |
---|---|
Люди | Секвепемц |
Язык | секвепемцин ; Secwepemcext |
Страна | Секвепемкулекв |
Язык шусвап ( / ˈ ʃ uː ʃ w ɑː p / ; шусвап : Secwepemctsín [ʃəxʷəpəməxˈtʃin] ) - это северный внутренний салишский язык , на котором традиционно говорят люди шусвап ( Shuswap : Secwépemc [ʃəˈxʷɛpəməx] ) Британской Колумбии . На шусвапе, находящемся под угрозой исчезновения, говорят в основном в центральной и южной части Британской Колумбии между рекой Фрейзер и Скалистыми горами . По данным Первого народного культурного совета , 200 человек говорят на шусвапе как на родном языке, а 1190 человек говорят на нем наполовину. [1]
Шусвап — самый северный из внутренних салишских языков, на котором говорят в Канаде и на тихоокеанском северо-западе США. Есть два диалекта шусвапа:
- Восток: Кинбаскет (Кенпеск'т) и озеро Шусвап (Qw7ewt/Quaaout).
- Запад: озеро Каним (Цк'эскен), Чу Чуа (Симпкв), Ручей Мертвеца (Скитсестн/Скитчестн) – Камлупс (Ткэмлупс), река Фрейзер (Сплацин, Эскет) и Павильон (Цк'вейлекв) – Бонапарт. (Ст'укстьюс)
Другими северными внутренними салишскими языками являются лиллуэт и томпсон .
Большая часть материала в этой статье взята из книги Койперса (1974). [2]
Упадок языка [ править ]
Многие языки коренных народов, такие как секвепемкцин, быстро пришли в упадок с учреждением школ-интернатов . В этих школах было запрещено использование языков коренных народов в устной и письменной речи, в результате чего два-три поколения учеников были строго наказаны за неиспользование английского языка. Хотя некоторые дети, вынужденные посещать эти школы-интернаты, все еще могут говорить на своем родном языке, они пережили много травм, которые имеют серьезные негативные последствия для будущих поколений. [3]
После закрытия школ-интернатов дети аборигенов перешли в обычную школьную систему, в которой преобладает английский язык. Передача языков коренных народов из поколения в поколение была серьезно нарушена из-за доминирования английского языка в образовании и на рабочем месте. Это еще больше способствовало резкому упадку языков коренных народов. Например, к середине 1990-х годов число свободно говорящих на языке секвепемкцин сократилось до 3,5 процента. [3]
языка технологии Возрождение и
Интерфейс для Facebook доступен в Secwepemctsín. [4] На веб -сайте «Первые голоса» есть портал сообщества Secwepemctsin (восточный диалект), [5] Портал сообщества Secwepemc, [6] и портал сообщества Сплатцина (восточный диалект). [7] для изучения языка. В статье, опубликованной в ноябре 2012 года, оценивается около 150 свободно говорящих, в основном старше 65 лет, и добавляется, что «около 400 студентов изучают язык, и «большинство изучающих Secwepemctsin моложе 19 лет». [8] Языковые приложения Secwépemc доступны для iOS . [9] В 2013 году Общество культурного образования Secwepemc выпустило программное обеспечение Nintendo DSi , которое обучает маленьких детей Secwepemctsin. [8] [10] Языковой авторитет из десяти старших, свободно владеющих языком, с Востока, Запада и Севера записывает произношение. По состоянию на 2013 год [update], репетитор по языку также находился в стадии подготовки, его можно было экспортировать на компакт-диск для использования в автономном режиме. [11] Дэвид Лачо, студент магистратуры Университета Британской Колумбии, разработал приложение-сборник рассказов дополненной реальности под названием Tuwitames , доступное в Apple App Store . [12] помочь людям выучить сплацинский диалект Сечвепемцина в поддержку инициатив сообщества по возрождению языка. [13]
Cseyseten озере (языковое гнездо) на Адамс полностью ведется на языке секвепемк. [14] Программа «Языковое гнездо» в Сецвепемцине также проводится совместно с Обществом «Сплатсин Цм7аксалтн» (Обучающий центр Сплатсин), где бабушки ( kikia7a ) общаются с детьми и обучают их. [15] [16] 21 января 2013 года Университет Томпсон Риверс начал предлагать уроки языка Secwepemctsín, которые ведет свободно говорящая Дженис Билли. [17]
Фонология [ править ]
В языке шусвап много согласных, для обозначения которых латинский алфавит обычно не используется. Используются две системы представления звуков шусвап. Одна из них — это система, использованная в 298-страничной монографии Койперса об этом языке. В нем используются некоторые буквы, не являющиеся частью латинского алфавита. Другая система основана на системе, разработанной Рэнди Бушаром из Языкового проекта Британской Колумбии. [18] Он полностью основан на латинском алфавите. Единственным исключением является символ 7, который используется для обозначения гортанной остановки .
Система стиля Бушара, по-видимому, используется среди самих шусвапов. Помимо разных используемых символов, между двумя системами существуют и другие различия. Система Койперса широко использует автоматическое чередование. Например, буква n иногда произносится как [n] , иногда [ən] и иногда [nə] . Выбор произношения основан на автоматически применяемых правилах. Предполагается, что читатель знает эти правила.
Правила охватывают три класса изменений: (1) автоматическое затемнение гласных (Неавтоматическое затемнение гласных рассматривается в разделе «Фонологические процессы» ). (2) автоматическое чередование сонорантов между согласными и гласными произношениями и (3) чередование простых звуков. велярные, увулярные и гортанные кости с соответствующими округленными звуками. Система стиля Бушара, похоже, не требует от читателя знания стольких правил чередования. Примеры слов, написанных в стиле Бушара, можно увидеть на двух сайтах. [19] [20] Эти веб-сайты не содержат достаточно примеров, чтобы показать, как все автоматические изменения обрабатываются в системе стилей Бушара. Поэтому в статье использована система орфографии Койперса.
Гласные [ править ]
В языке шусвап пять полных гласных /a/ , /e/ , /i/ , /o/ , /u/ и одна редуцированная гласная /ə/ .
Передний | Центральный | Спина (закругленная) | |
---|---|---|---|
Закрывать | я [я ~ е] | ты [у ~ о] | |
Средний | е [ɛ] | а [а] | твой [] |
Открыть | а [а] |
Дополнительная гласная /ʌ/ встречается редко и часто заменяется на /e/ или /a/ . Его описание неоднозначно. Койперс дал его фонетическое значение как [ʌ] , указывая на среднюю неокругленную гласную заднего ряда, но на словах описал его как среднюю центральную гласную.
Существуют ограничения на распределение гласных. Гласная /ə/ ограничена безударными слогами. Гласные /а/ и /о/ также встречаются в безударных слогах, но только в нескольких словах. Гласные /i/ и /u/ ограничены ударными слогами.
Автоматическое затемнение гласных [ править ]
В предыдущей таблице показано нормальное произношение гласных. Три полных гласных, /e/ , /i/ и /u/ , подвергаются автоматическому процессу, называемому затемнением, который меняет способ произношения этих гласных. Автоматическое затемнение предсказуемо; это происходит перед увулярными помехами и до или после увуляризованных сонорантов. Это не отражено в системе орфографии Койперса.
- Пример: e [ɛ] в «он стреляет» qemns [ˈqɛmənʃ] , но e [a] в «Я стреляю» qeqmn [ˈqaqmən]
Гласный | Нормальное произношение | Затемненное произношение |
---|---|---|
и | [ɛ] | [а] |
я | [я ~ е] | [ɪ ~ ɛ] |
в | [ты ~ о] | [о] |
Согласные [ править ]
Согласные делятся на два класса: шумные и сонорные . В следующих таблицах произношение дано в квадратных скобках в транскрипции IPA . Обозначения те же, что и у Койперса (1974).
губной | Стоматологический | Альвеопалатальный | Велар | Увулярный | глоточный | Глоттальный | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Простой | Закругленный | Простой | Закругленный | Простой | Закругленный | ||||||
носовой | Простой | м [м] , [əм] | п [н] , [эн] | ||||||||
Глоттализованный | м' [мˀ] , [əмˀ] | n' [nˀ] , [ənˀ] | |||||||||
взрывчатые вещества | Простой | п [п] | т [т] | ц [тʃ] | к [к] | к° [кʷ] | д [д] | q° [qʷ] | |||
Глоттализованный | п' [рˀ] | т' [тɬˀ] | с' [тʃˀ] | к' [кˀ] | к'° [кʷˀ] | q' [qˀ] | q'° [qʷˀ] | ʔ [ʔ] | |||
фрикативные звуки | λ [ɬ] | с [ʃ] | х [х] | х° [хʷ] | х̌ [х] | х̌° [χʷ] | ч [ ч] | ||||
аппроксимант | Простой | л [л] , [эл] | y [j] , [iː] | ɣ [ɰ] , [əː] | ш [ш] , [uː] | ʕ [ʕ] , [аː] | ʕ° [ʕʷ] , [ɔː] | ||||
Глоттализованный | л' [лˀ] , [əлˀ] | y' [jˀ] , [iʔ] | ɣ' [ɰˀ] , [əʔ] | w' [wˀ] , [uʔ] | ( ʕʼ ) [ʕˀ] , [aʔ] | ʕ°' [ʕʷˀ] , [ɔʔ] |
- Обычные взрывные звуки обычно не содержат придыхания и в некоторых ситуациях могут озвучиваться.
- Произношение зубно-небных звуков c, c' и s варьируется от небных [tʃ] , [tʃʼ] и [ʃ] до зубных [ts] , [tsʼ] и [s] , хотя c' больше склоняется к стоматологическое произношение.
- Глоттализованный зубно-латеральный взрывной звук t' [tɬʼ] также может произноситься как глоттальный зубной взрывной звук [tʼ] .
- Сонорные звуки звонкие. Поскольку они могут быть согласными или гласными, для каждого в таблице дана пара произношений. Вокальные варианты встречаются только в безударных слогах.
- Согласные формы голосовых соноров встречаются только после гласных.
- Простые сонорные звуки в вокале имеют различное произношение в начале слова: [mə] , [nə] , [lə] , [jə] , [ɰə] , [ʕə] , [ʕʷə] и [wə] .
- Долгие гласные, представляющие простые вокальные соноры, имеют разную длину и могут быть короткими.
- отсутствует Простой увулярный голосовой звук *ʕˀ . Там, где это должно произойти из-за фонологических процессов, вместо этого происходит ʔ , когда требуется согласная форма, и (без ударения) aʔ , когда требуется вокальная форма.
Согласно-гласная вариация сонорантов [ править ]
Изменение сонорантов между согласным и голосовым произношением происходит автоматически и не указано в системе орфографии Койперса. Правило определения этого следующее:
- Начнем с того, что все сонорные звуки в слове следует считать вокальными.
- Затем, начиная с правой части слова, сонорный звук в любой из следующих ситуаций заменяется на согласный:
- гласная на правой стороне;
- голосовой сонор на правой стороне; или
- гласная с левой стороны.
- Пример 1: l [l] , m [m] и m [əm] в вариантах «вперед!» x̌ílme [ˈχilmɛ] и x̌ílmxe [ˈχiləmxɛ]
- Пример 2: w [wə] в «нисходящем» wtemtk [wəˈtɛmtk]
- Пример 3: l [l] и ɣ [əː] в слове «водопад» k'°əλlɣʔép [kʷʼəɬləːˈʔɛp]
- Пример 4: l [l] , w [u] , y [j] и n [ən] в «Я ловлю что-то в ловушку» lélwyn-kn [ˈlɛlujəŋkən]
Система письма [ править ]
Койперс (1974) использует алфавит, показанный в разделе «Фонология». Языковой факультет Шусвап использует другой алфавит: [21]
Слоговая структура [ править ]
Слово шусвап состоит из основы, к которой могут быть добавлены различные аффиксы. Очень немногие слова содержат два корня. Любой ударный корень может иметь безударную альтернативу, в которой гласная заменяется на [ə].
Большинство корней имеют форму CVC или CC (последнее только без ударения). Другие корни — CVCC или CCVC.
Суффиксы начинаются либо с ударной гласной (опущенной в формах, где корень ударен), либо с согласной. Префиксы обычно имеют форму C- или CC-.
Стресс [ править ]
Ударение в шусвапе не очень заметно и встречается только в более длинных словах. Поскольку [u] и [i] всегда имеют ударение, а [ə] — никогда, стресс обычно довольно легко предсказать.
Фонологические процессы [ править ]
Хотя Койперс (1974) не уточняет, во многих случаях голосовая или округленная версия согласного, по-видимому, представляет собой аллофоническую вариацию. Например, согласные округленной формы округляются до и после [u] . Однако глоттализация может быть контрастной (корень q'e y - «создавать структуру» по сравнению с q'e y' - «писать») или аллофонической (корень q'e y - появляется с глоттализованной конечной согласной). в stq'e y' -qn, «сарай»). Редупликация согласных также может влиять на голосовую щель.
Существует несколько способов воздействия на звуки окружающей среды. Резонансам в вокальной позиции предшествует автоматическая шва, например слово /stʼmkelt/ («дочь»), произносимое [stɬʼ ə mkelt] . Другой случай — потемнение гласных, как описано ниже.
Распределение гласных довольно сложное. Гласные имеют следующие основные варианты:
- я = [я~е]
- ты = [и~о]
- о = [о]
- е = [ɛ] .
/a/ и /ʌ/ не изменяются. Окружающая среда вокруг увуляров и веляров порождает различный набор вариантов, включая случайные небольшие дифтонги. Кроме того, некоторые корни вызывают появление затемненных гласных в суффиксах; Одним из примеров является приставка - e kst («рука, рука»), которая затемнена в x°əl'- a kst. Затемненные гласные следующие:
- е = [а]
- ты = [о]
- я = [е] .
Морфология [ править ]
Аффиксы [ править ]
Система прикрепления Shuswap надежна. Номинализирующая приставка s- используется для образования существительных от глаголов, а к глаголам добавляются приставки, указывающие на результирующее состояние. Ниже приведен образец небольшого количества префиксов Shuswap:
- /t'l'-/: в какой-то момент в прошлом
- /c-/ или /s-/: сюда
- /t-/ или /tk-/: сверху, снаружи
- /wλ-/: группа людей
- /ʔ-/: притяжательный падеж второго лица единственного числа
Большинство существительных содержат суффиксы . Суффиксы также используются для обозначения переходных, непереходных и повелительных глаголов. Ниже приведены несколько примеров, взятых из обширной коллекции суффиксов шусвап:
- /-eps/: задняя часть шеи
- /-tem'/: дно, каньон, низина
- /-itʃeʔ/: поверхность, скрыть
- /-esq't/: день
- /-eq/: ягоды
- /-el'txʷ/: листовой предмет, кожа, кора
Морфологические процессы [ править ]
Shuswap широко использует редупликацию . Некоторые примеры простого дублирования:
- Первоначальное дублирование: [s-tíq'm] (горький корень) на [tətíq'm] (подготовка горьких корней)
- Окончательное дублирование: от [puxʷ-m] (удар) до [pəxʷ'úxʷ] (набухание)
- Полное дублирование: [piq] (белый) на [pəq-'piq] (мука)
- Редупликация согласных
Кроме того, существует несколько типов сложной редупликации, включающей такие шаблоны, как 11V12, 112V23 и 1123V34 (где 1 представляет C 1 и т. д.).
Не все виды редупликации продуктивны и функциональны. Полное дублирование указывает на множественность, а дублирование согласных является уменьшительным, но большинство других дубликаций трудно объяснить.
Помимо редупликации, корневые морфемы могут быть изменены путем внутренней глоттализации, так что корневой CVC появляется как CʔVC. Хотя процесс непродуктивен, многие зафиксированные формы относятся к состоянию, например [pʔeɣ] (остыл) от [peɣns] (он остывает). Редупликация согласных может происходить как обычно с внутренней глоттализацией.
Синтаксис [ править ]
Порядок слов [ править ]
Порядок слов в шусвапе относительно свободный; синтаксические отношения легко передаются с помощью системы регистровой маркировки . Однако часто, но не обязательно, чтобы сказуемое стояло в начале предложения.
Предложения со сказуемым первым:
- wist ɣ-citx дом высокий
- вырезай l-nx̌peʔe, сказал мой дедушка
Предложения с подлежащим первым (редко):
- ɣ-sq°yic m-cunsəs ɣx̌°ʕ°elmx Кролику рассказала лиса
Маркировка корпуса [ править ]
Шусвап использует два падежа: абсолютный для подлежащего непереходного глагола , подлежащего переходного глагола и объекта переходного глагола; и относительное для всех остальных случаев (например, действующее лицо пассивного глагола или наречия).
Абсолютный случай:
- wist ɣ-citx дом высокий
- m-tʔeyns ɣ-x̌°ʕ°elmx ɣ-ск'леп Лис с Койотом
Относительный случай:
- wist t-citx° высокий дом
- m-cuntməs ɣ-sq°yic t-x̌°ʕ°elmx Кролику рассказал Фокс (подлежащее в абсолютном падеже)
Другие формы [ править ]
Существительные и глаголы появляются в разных формах, в зависимости от их синтаксического окружения.
- Простая форма: существительные и непереходные глаголы, спряженные для лица. Кроме того, проводится различие между объектно-центрированными и субъектно-центрированными словами; сравните [lm-wiwk tn ] «тот, кого я видел» с [lm-wiwk cms ] «тот, который видел меня».
- Суффиксальная форма: для непереходных глаголов, а также переходных глаголов и существительных (только третьего лица единственного числа). Эта форма иногда является необязательной, а иногда обязательной. Примеры употребления включают в себя замену повелительного наклонения ([xwislxəx° wl meʔ kicx-k], «беги, пока не доберешься»), а также в предложениях «если» и «когда» ([l-twiwtwn], «когда я вырос». ).
- Номинальная форма: для существительных и непереходных глаголов. Номинальный непереходный глагол относится к целевому объекту действия, например, в [yʔen t'-sq°iʔq°e l-nstix°C'e l-pəxyewtəs] «это сурок, которого я застрелил вчера». Номинализация также используется в вопросах, которые отвечают либо да, либо нет, либо начинаются со слова «что».
- Форма ʔs-: относится к факту с оттенком целенаправленности. Например: [cuct-knʔnsʔiʔλn] «Я хочу есть».
Пример словаря [ править ]
Ниже приводится список корней (перечисленных отдельно или как их простейшие производные), а также подборка слов, образованных от этих корней с помощью аффиксов .
Корень | Производная | Значение |
---|---|---|
c-питомец | разложить | |
х-пет-мин' | прикрывая что-то | |
x-pət-cin'-tn | кожаная обшивка дверей | |
птек | пройти мимо | |
x-ptetk-tn | финишная черта | |
x-ptək-ew's | перейти дорогу | |
tʔik° | огонь | |
tətʔiʔk°-м | светиться / быть раскаленным докрасна | |
тик°-нк-тн | гриб, который использовался при добыче огня | |
ciq° | красный | |
cəq°-cin-tn | помада | |
cəq°-cq°eq°sxn' | пенни | |
q°el | говорить, говорить | |
cq°l-nt-es | позвонить, вызвать | |
q°lt-əmiʔ | разговорчивый | |
тис | зачерпнуть | |
х-тис-м | принести воды | |
х-тис'-мин | место для рыбалки, ведро | |
кв°ex-t | дикий человек, медвежонок | |
tq°əx-q°əx-n't-es | пугать людей жутким поведением | |
q°ex-sns | рассказать кому-нибудь о таинственном видении или опыте |
Слова, заимствованные в английский язык [ править ]
Слово «кокани» , разновидность лосося , происходит от слова «Шусвап». [22]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шусвап в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Кейперс, Аэрт Х. (1974). Язык шусвап . Гаага: Мутон.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Игнас, Марианна; Игнас, Рональд Э. (2017). Secwépemc Люди, земля и законы: Yerí7 re Stsq'ey's-kucw . McGill-Queen's Press. стр. 121–144. ISBN 978-0-7735-5203-6 .
- ^ Сканнелл, Кевин (16 октября 2012 г.). «Facebook на вашем языке коренных народов или на языке, находящемся под угрозой исчезновения» . Восходящие голоса . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ «Первые голоса: Портал сообщества Secwepemctsin (восточный диалект)» . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ «Портал сообщества Secwepemc» . Первые голоса . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ «Портал сообщества Сплатцин (восточный диалект)» . Первые голоса . Проверено 22 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майк Юдс (29 ноября 2012 г.). «Nintendo оценивает родной язык» . Камлупс Дейли Ньюс . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Кэтрин Литт (04 февраля 2013 г.). «Родной язык учится говорить на технологиях: язык народа шусвап имеет многообещающее будущее благодаря современным технологиям» . Камлупс Дейли Ньюс . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Вуд, Стефани (22 января 2014 г.). «Несмотря на ограниченность ресурсов, программы на языках коренных народов продолжаются в Британской Колумбии», — Georgia Straight, Vancouver's News & Entertainment Weekly . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Джеки Шарки. «Планшетные инструменты обучают языку аборигенов, находящемуся под угрозой исчезновения» . CBC Камлупс . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ «Тувитамес: Сплатсин Сптаквла» . Предварительный просмотр в магазине приложений . Яблоко . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Лачо, Дэвид Деннисон (2018). Разработка приложения дополненной реальности в Сецвепемцине в сотрудничестве с Обществом «Сплатсин Цм7аксалтн» (Учебный центр Сплатсина) (Диссертация). дои : 10.14288/1.0363946 . hdl : 2429/64689 .
- ^ МакИвор, Онова. Программы языкового гнезда в Британской Колумбии. Программы погружения для детей раннего возраста в двух сообществах коренных народов. Ответы на практические вопросы и предлагаемые рекомендации (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2013 г. Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Мортенсон, Джоани. 2008. «Дар Kia7as: программа Splats'in First Nation Language Nest». Воспитатели раннего детства.
- ^ «Общество Сплатцин Цм7аксальтн» . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Деван Таса (20 января 2013 г.). «Первый курс языка аборигенов преподает секвепемкцин» . Омега . Проверено 20 января 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эллис, Дэвид В. и Люк Свон. 1981. Учение о приливах: использование морских беспозвоночных жителями Манхусата. Нанаймо, Британская Колумбия: Theytus Books
- ^ «Земля Шусвапа, Секвепемкульэккс» . Архивировано из оригинала 4 октября 2008 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Соединение традиций
- ^ . Языковой факультет Шусвап. 2000.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Оксфордский словарь английского языка , 3-е изд., стр. 977.