Jump to content

Это ярко

Это ярко
Кваквала
Марианна Николсон «Дом привидений», 2008. Текст на кваквале и английском языке в Художественной галерее Ванкувера.
Родной для Канада
Область вдоль пролива Королевы Шарлотты
Этническая принадлежность 3665 кваквакавакв
Носители языка
450 (перепись 2016 г.) [ 1 ]
Вакашан
  • Северный
    • Это ярко
Диалекты
  • Т̓лат̓ласик̓вала
  • Гучала
  • Наквала
  • Ликала
Коды языков
ИСО 639-3 kwk
глоттолог kwak1269
ЭЛП Кваквала
Диалекты кваквалы
Кваквала классифицируется как находящаяся под угрозой исчезновения согласно ЮНЕСКО. Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения
Эта статья содержит IPA фонетические символы . Без надлежащей поддержки рендеринга могут отображаться вопросительные знаки, прямоугольники и другие символы вместо символов Юникода . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA .
Люди Кваквакавакв
Язык Кваквала
Кваквала
`Накавала
Гучала
Т̓лат̓ласик̓вала
Все кончено
Страна Кваквакавакв Авинагвис

Кваквала ( / k w ɑː ˈ k w ɑː l ə / ), [ 2 ] или Кваквала, ранее известный как Квакиутль ( / ˈ k w ɑː k j ʊ t əl / ), [ 3 ] Вакашанский язык , на котором говорят около 450 кваквакавакв человек в районе пролива Королевы Шарлотты в Западной Канаде . Он разделил значительное влияние с другими языками Тихоокеанского Северо-Запада , особенно с языками несвязанной семьи Салишан . Хотя кваквала находится под серьезной угрозой исчезновения , предпринимаются усилия по возрождению языка, чтобы сохранить его.

Хотя Кваквала не имела письменных источников до контакта с европейцами, археологические и лингвистические данные проливают свет на ее предысторию. Северная и южная ветви языковой семьи Вакашан разделились примерно 2900 лет назад. [ 4 ] Носители северного вакашана (или квакиутлана), вероятно, распространились за пределы севера острова Ванкувер , вытеснив салишанские языки на материковой части территории, которая сейчас является Британской Колумбией . Кваквала была впервые написана миссионерами во время колонизации северо-запада Тихого океана. В рамках своей политики насильственной культурной ассимиляции коренных народов канадское правительство подавляло Кваквалу и объявило вне закона сопутствующую ей культуру на протяжении конца 19-го до середины 20-го веков; пожилые люди и изучающие второй язык в настоящее время восстанавливают говорящее население.

Кваквала морфологически сложна , имеет множество суффиксов, передающих различные значения, такие как настроение , аспект и личность , причем несколько этих значений часто существуют в одном суффиксе. В кваквале есть суффиксы, обозначающие субъект , объект и инструмент внутри фразы, а также пространственные отношения , включая расстояние и видимость для говорящего. Эти суффиксы могут вызвать мутацию согласных в основе, которую они изменяют. Он также фонологически сложен, поскольку имеет богатый набор согласных, содержащих фонемы - отдельные звуковые единицы - редко встречающиеся в языках мира.

Школа Тлисалагилакв возле Алерт-Бэй предприняла усилия по восстановлению Кваквалы. [ 5 ]

Использование квакваква значительно сократилось в девятнадцатом и двадцатом веках, главным образом из-за ассимиляционистской политики канадского правительства и, прежде всего, обязательного посещения детьми квакваква школ-интернатов . Хотя культура кваквала и кваквакавакв была хорошо изучена лингвистами и антропологами, эти усилия не изменили тенденции, ведущие к утрате языка. По словам Гая Буххольцера, «антропологический дискурс слишком часто превращался в длинный монолог, в котором кваквакавакву нечего было сказать». [ 6 ] В результате этого давления сегодня на кваквале относительно мало говорящих, а большинство оставшихся говорящих уже вышли из возраста воспитания детей, который считается решающим для передачи языка. Как и во многих других языках коренных народов, на пути возрождения языка существуют значительные препятствия.

Однако в последнее время в рамках ряда усилий по возрождению были предприняты попытки обратить вспять утрату языка Кваквала. Предложение о строительстве Центра языковой культуры коренных народов кваквакавакв получило широкую поддержку. [ 7 ] В августе 2021 года в Бонд-Саунде был открыт культурный лагерь для молодежи под названием «Навалакв» или «Сверхъестественное» в Кваквале. Цель проекта — оживить язык и стать местом, где на квакавале свободно говорят члены сообщества всех возрастов. [ 8 ] Обзор усилий по возрождению в 1990-х годах показывает, что потенциал для полного возрождения Кваквалы все еще сохраняется, но существуют и серьезные препятствия. [ 9 ] Язык преподается в Культурном центре Умиста в Алерт-Бэй, Британская Колумбия . [ 10 ] В 2012 году Культурный центр Нуйумбалис на острове Квадра получил финансирование на размещение на полках своей коллекции книг коренных народов для носителей языка Кваквала. [ 11 ]

Приложение Kwakwala для iPhone было выпущено в декабре 2011 года. [ 12 ] Онлайн-словарь, разговорник и портал для изучения языков доступны на портале сообщества First Voices Kwakwala. [ 13 ] Части Библии Кваквалы были размещены в Интернете Канадским библейским обществом в 2020 году.

При финансовой поддержке некоммерческой организации Mitacs исследователи Сара Чайлд и Кэролайн Бегущий Вулф объединили технологии и педагогику коренных народов, чтобы предоставить множество ресурсов для изучения кваквалы. С 2022 года они стремятся использовать виртуальную или дополненную реальность вместе с программным обеспечением для преобразования текста в речь, чтобы создать захватывающий опыт обучения для учащихся кваквалы. [ 14 ]


Фонология

[ редактировать ]

Фонология кваквалы демонстрирует многие черты Северо-Западного побережья, Sprachbund частью которого она является. Они включают в себя большой фонематический набор с очень богатым набором согласных контрастов и относительно небольшим количеством гласных фонем, частое употребление редуцированной гласной / ə /, контрастно глоттализованных сонорных согласных , наличие отрывающих звуков во всех местах артикуляции и наличие латеральных аффрикаты .

Согласные

[ редактировать ]

Список согласных кваквалы включает трехсторонний контраст воздушных потоков во взрывных звуках (глухой, звонкий и выбросный). Существует обширный ряд различий между округлыми и неокругленными согласными в спинной области. Примечательно, что велярных согласных без вторичной артикуляции нет: все они либо палатализованы, либо лабиализованы. Согласные показаны в следующей таблице.

Согласные
двугубный Альвеолярный Палатальный Велар Увулярный Глоттальный
центральный шипящий боковой pal. лаборатория простой лаборатория
Взрывоопасный /
Аффрикат
глухой п т тс тɬ ко к'к д ʔ
озвученный б д дз ɡʲ ɡʷ ɢ ɢʷ
выбрасывающий п' т' тс' тɬʼ к'' к''' qʷʼ
Фрикативный с ɬ хʲ хʷ час χʷ час
сонорант простой м н л дж В
голосовой мˀ нˀ лˀ шˀ

Гласные кваквалы — /aeiou ə/. Также существует различие в фонематической длине; однако не все гласные существуют как в длинной, так и в краткой версии. Фонематический статус некоторых рассматриваемых гласных относительно неясен, что особенно очевидно в случае /a/ и /ə/. Они часто меняются местами в разных случаях одной и той же основы или суффикса, в зависимости от фонологического содержания.

Грабб (1969) представляет некоторые случаи дополнительного распределения между /a/ и /ə/, но приходит к выводу, что в некоторых других случаях эти гласные должны быть существенно различны. Бах (1975) анализирует, что только гласные /ə/ и /a/ являются фонематическими, а остальные - аллофоническими: /i/ от /əj/ ; /u/ из /əw/ ; /e/ из /əja/ ; и o из /əwa/ .

Супрасегментарии

[ редактировать ]

Расположение ударения зависит от веса слога . Слог считается тяжелым, если в нем есть долгая гласная или мораическая кода ; в противном случае он светлый. Моральная кода — неглоттальный сонор. Таким образом, /pən/ считается тяжелым слогом, а /pət/ – легким ( Zec 1994 ). Если в слове есть тяжелые слоги, основное ударение падает на крайний левый тяжелый слог. В противном случае основное ударение падает на самый правый слог.

Вторичный стресс также имеет место, но его распространение менее изучено. Согласно Уилсону (1986) , вторичное ударение падает на второй слог, следующий за основным ударением, а затем итеративно на каждый второй слог. Это утверждение можно изменить, приняв во внимание наблюдение Боаса (1947) , что эпентетические гласные никогда не несут ударения, включая вторичное ударение, и кажутся невидимыми при подсчете слогов для присвоения вторичного ударения.

В Кваквале, по-видимому, существует неподтвержденная схема стратегий исправления нарушений состояния коды. Нижележащие согласные оглушаются в конце слова, но четко выходят на поверхность с последующим эпентезом, когда они являются внутренними словами. Глоттализованные согласные остаются глоттализованными в конце слова, но выходят на поверхность со следующей эпентетической гласной, когда они находятся внутри слова ( Davenport 2007 ).

Морфонология

[ редактировать ]

Кваквала имеет богатую морфологическую систему, которая, как и другие языки Вакашана, полностью суффиксальная (за исключением дублирования ). Как и родственные ему языки, морфология кваквала отличается сложными эффектами, которые определенные суффиксы вызывают или коррелируют с основами, к которым они прикрепляются. Есть две основные категории изменений, связанных с суффиксами: фортиция или лениция конечной согласной основы и расширение материала основы за счет удлинения или дублирования гласных.

Упрочнение и ослабление

[ редактировать ]

Суффиксы делятся на три класса в зависимости от их поведения: ослабляющие, ужесточающие и нейтральные . Ослабляющие и ужесточающие суффиксы изменяют основу, к которой они прикрепляются, изменяя характеристики конечного согласного основы. Следуя боасийской орфографической традиции, типы суффиксов обозначаются символом, предшествующим суффиксу: ⟨-⟩, ⟨=⟩ или ⟨-!⟩ соответственно.

Ослабление суффиксов вызывает леницию в некоторых случаях . Обычные глухие остановки и аффрикаты заменяются их звонкими эквивалентами. Поведение фрикативов несколько менее систематично. Свистящий звук /s/ чередуется с [dz] или [j] в зависимости от корня. Велярный /xʲ/ чередуется с [n] . И /xʷ/, и /χʷ/ чередуются с [w] , но /χ/ не меняется в ослабляющем контексте. Латеральный /ɬ/ чередуется с [ɮ] и [l] . Сонорные ослабляются из-за глоттализации.

Помимо несколько непредсказуемого набора изменений, закономерности ослабления еще больше усложняются тем фактом, что некоторые суффиксы ослабляют стопы, но не влияют на фрикативные звуки. Боас перечисляет 11 суффиксов, ослабляющих стопы и аффрикаты, но не фрикативы; эти суффиксы обозначаются обозначением ⟨=⟩, как показано в следующем списке: /= əs / «непрерывно»; /= əχsta / "рот, открывающийся, о чем говорить"; /= əxʲsa / «прочь»; /= təwiʔ / или /= toʔji / «делать что-то, одновременно делая что-то другое» – ослабляет /s/ ; (=) ɡʲəɬ «продолжающееся движение в определенном направлении» – ослабляет /k , q , s/ ; (=) ɡʲətɬəla «идти, быть в пути»; /= χəkʷ / «место, где много (растений и т. д.)» – не ослабляет /s/ ; /= χs / «каноэ»; /= χsikʲa / "перед домом, телом, горой"; /= χtɬəjˀa / «силой»; /= tɬiʔ / «движение по воде».

Суффиксы затвердевания вызывают фортитион в большинстве случаев . Конечные простые стопы, аффрикаты или соноранты становятся голосовыми. Как и в случае с ослабляющими суффиксами, усиление фрикативных звуков менее предсказуемо. /s/ затвердевает до [ts] или [jˀ] . (Классификация, очевидно, произвольна и не обязательно соответствует поведению данной основы при ослаблении; основа, в которой /s/ становится [dz] при ослаблении, может стать либо [ts], либо [jˀ], когда она затвердевает, и т. д.) /xʲ/ затвердевает до [nˀ] . И /xʷ/, и /χʷ/ затвердевают до [wˀ] , в то время как /χ/ в контексте ужесточения появляется с дополнительной следующей голосовой остановкой: [χʔ] . /ɬ/ затвердевает до [lˀ] .

В таблице ниже показано, как различные корни ослабевают и затвердевают.

Корень Ослабление Закалка Значение
ʔiːp ʔiːbaju ʔiːpʼid 'ущипнуть'
что ваːdəkʷ ватини
ɢekʲ ɢəɡʲад ɢaːɢekʼʲa
бек бəɡʷiːs bəkʼʷəs 'мужчина'
когда wənɢiɬ wənq'a
джак'к jaːɢʷis jaːqʼʷəs
kʼʲəmtɬ kʼʲəmdlekʷ kʼʲəmtɬʼala
пис пʼəjaːju pʼaːpʼətsʼa
Макс` значение мамамана
dlaχʷ dlaːwaju для тебя
цууːɬ цулато tsʼulˀəmja
сиːχʷ предстоящий сивала весло

Расширение штока

[ редактировать ]

Помимо фортитиона и удлинения, суффиксы также могут быть связаны с эффектами удлинения или редупликации предшествующих им основ. ( Boas 1947 ) выделяет семь классов суффиксов (со многими подклассами), каждый из которых по-разному влияет на некоторые из двадцати возможных форм корней, которые он идентифицирует:

Корень Суффикс
Сорт Форма например 1 2 3d 3g 3h 4 5 7
А1. Джет неа = = – или В+= ˈa или + ə а – или ˘+= ˈa или CVC*a ˘+= аː + а а +v
А2. Банка с = -+= = или ˘+= ˘+= – или ˘+= ˘+= ˘+= аː += -+˘ или – -+˘ -+˘ -+˘ -+˘
А3. CY не = – или В+= ˘+= или -" – или ˘+= ˘+= ˘+= -" или ˘+= ˘+= -+˘ -+˘ -+˘ -+˘ -+˘
A4. компакт-диск вад = = ˈ- = (?) еː
А5. CeT' χəkʲʼ = = ˈ- = ˘+= аː += еː
А6. CəRˀ tsʼəmˀ = = = ˈ- ˈ- ˘+= ˘+= ˘+= еː
Б1. вариатор ɡʲuːkʷ = = = – или -+˘ -" или ˘+= ˘+= или -" или CajaC -" или ˘+= -" или ˘+= -" или ˘+= -" или -+= ˘+= ˘+= аː += -+˘ или -+ -+v – или -+ а --+ а -+˘
Б2. ЦВР q'uːm = = = ˘+= ˘+- или я -+˘
Б3. CVY = = = -" или ˘+= ˘+-
Б4. ССЗ jˀuːɡʷ = = = ˘+= или ˈ- -" или ˘+= ˘+=
Б5. вариатор сик' = = = = ˘+=(а) – или ˘+= ˘+= v+= ˘+- -+˘ – или ˘+-
Б6. CVRˀ ваːнˀ = = = = ˘+= ˘+=
С1. КВРТ канс = = = – или -+˘ или CaRaC – или ˘+= или CaRaC ˘+= или CaRaC – или ˘+= ˘+= или CaRaC ˘+= или – – или ˘+= ˘+= ˘+= аː += -+˘ -+= -+=˘ -+˘ -+=
С2.
С3.
С4. КЛРД мне = = v+= – или ˘+= v+= ˘+-
С5. CERT' jəŋkʲʼ = = = ˘+= – или ˘+= ˘+= v+= ˘+-
С6. CəRˀT ɡʲəmˀxʲ = = =
Д. СТТ tsʼəɬkʲ = = ˘+= -" или ˘+= ˘+= ˘+= ˘+= аː +? аː -+˘

Ключ: Схема соответствует приведенной в ( Boas 1947 , стр. 235), с некоторыми изменениями. Формы корня относятся к начальной согласной C, ядру ə или полной гласной V, а конечные согласные включают простые глухие шумящие звуки (T), звонкие шумящие звуки (D), скользящие звуки (Y), другие сонорные звуки (R) и голосовые версии каждого из них. T и R (Tʼ и Rˀ). В ячейках показано влияние суффиксов, принадлежащих к различным классам (столбцам), на корни или стебли различной формы (ряды). = указывает, что суффикс оставляет основу без изменений. - указывает на то, что суффикс вызывает удлинение гласной в основе (часто вызывая ə превращение в aː ). Ячейка с гласной ( a или e ) указывает на то, что основная гласная заменяется гласной в ячейке. Несколько символов, встречающихся вместе с + в середине, указывают на то, что происходит дублирование; символы на каждой стороне + обозначают форму каждого слога редупликативной основы.

Например, суффиксы класса 7, добавленные к корням C1, вызывают дублирование по шаблону -+=, что означает, что редупликативная основа состоит из двух слогов, причем первый слог длинный, а второй слог сохраняет длину исходной основы. ˘ указывает на краткую копию; таким образом, суффикс 6a в корне D образует редупликативную основу, при этом второй слог будет коротким, а первый слог будет иметь ядро ​​a . C относится к одному из основных согласных. Знаки ударения показывают место основного ударения в суффиксальной форме. В нередупликативных формах они указывают на то, что сам стебель несет напряжение. В редупликативных формах знаки ударения указывают, на какой основной слог приходится ударение. Если знак ударения не указан, присвоение ударений происходит по обычному шаблону для ударения Кваквала. Ячейки с несколькими вариантами отображаются так же, как в исходной диаграмме; неясно, носит ли эта факультативность какой-либо систематический характер.

Несколько символов, значение которых неясно, были сохранены напрямую, как указано в Боасе. К ним относятся V и v. Символ «-» соответствует специальному символу в исходной таблице ( тире с тремой ); его значение также неясно. В приведенной выше версии в исходную таблицу внесены несколько исправлений. Суффиксы класса 2 указано в этой таблице как «все -», т.е. удлинение всех основ. Однако все суффиксы класса 2, описанные Боасом, которые продуктивно применяются к корням типа B или C, оставляют основы без изменений, а не вызывают удлинение. фонотактика кваквалы, которая не допускает использования сверхтяжелых слогов, которые могли бы образоваться за счет удлинения этих основ.

Следовательно, в приведенной выше таблице суффиксы класса 2 не вызывают изменений в корнях этих типов. Кроме того, в некоторых формах исходной диаграммы в повторяющихся формах вместо «+» есть «-». Здесь они воспринимаются как ошибки и исправляются в таблице выше. Корневые классы C2 и C3 включены в эту таблицу, так же как они включены в его диаграмму, хотя нет известных корней, принадлежащих этим классам (которые предположительно имели бы формы CəRR и CəRY). Корневой класс B3 включен с изменениями, отмеченными в исходной таблице, хотя ( Boas 1947 , стр. 217) утверждает, что корней этого типа нет.

Пример суффикса, вызывающего изменение основы: -! əm «исключительно; настоящий, действительно; всего лишь; общий», относящийся к классу 3f. Его влияние на корни различной формы показано в следующей таблице.

Корневой класс Корень Суффиксальная форма Блеск
А1 Макс` я не «ударить кулаком и больше ничего»
А2 кэн kʲəkʲənˀəmxʲʔid "по-настоящему раскрепоститься"
А3 qʼəj Мне жаль "действительно много"
A4 вад Я вадаа "действительно холодно"
А5 χəkʲʼ χaːkʲʼaʔəm "действительно держаться подальше"
А6 ɬəlˀ ɬaːlaʔəm "действительно мертв"
Б1 ɡʲuːkʷ Я ɡʲəɡʲuːkʷʼ «Дом и ничего больше»
Б2 ɡʲaːl ɡʲəɡʲaːlaʔəm "самый первый"
Б4 юːɡʷ jˀəjˀuːɡʷamˀ или jˀuːɡʷamˀ "действительно дождь"
Б5 хан χəχaːnˀaʔəm "действительно голый"
С1 ləmχʷ лаламвам "действительно сухой"
Д педак pʼaːdəkʲʼəmxʲʔid «станет совсем темно»

Другие словообразовательные процессы

[ редактировать ]

Помимо редупликации, управляемой суффиксами, словообразование может также включать редупликацию, не связанную с каким-либо суффиксом. Существует как минимум два шаблона редупликации.

Морфосинтаксис

[ редактировать ]

Расширение основ за счет суффиксации — центральная особенность языка, которая превращает относительно небольшой словарный запас корней в большой и точный словарный запас. Различные лингвистические анализы по-разному сгруппировали эти суффиксы в классы, в том числе «формирующие» и «постепенные», «управляющие» и «ограничительные». ( Boas 1947 ) отвергает эти морфосинтаксические классификации и делит суффиксы на различные классы, основываясь главным образом на семантических критериях. Тем не менее, существуют морфосинтаксические факты, которые различают классы суффиксов, включая порядок суффиксов и существование парадигм для определенных типов суффиксов. Как минимум, существует достаточно данных из синтаксиса и фонологии, чтобы различать суффиксы, образующие основу, и флективные суффиксы. Эти классы сопоставимы с различием между деривационной и флективной морфологией, хотя они не обязательно гомологичны им.

Суффиксы, образующие основу

[ редактировать ]

Суффиксы в кваквале можно сгруппировать как минимум в девятнадцать различных классов, главным образом по семантическому признаку. ( Боас 1947 , стр. 237) В порядке, указанном Боасом, классы в целом, но не полностью, соответствуют порядку, в котором эти суффиксы появляются в слове:

  1. Общие местные падежи: например = axʲsa «прочь» ( maːxtsʼaxʲsa «уходить от стыда»); = ʔdzu "на плоском объекте" ( ʔaleːwədzəweʔ "морской охотник на равнине, т.е. Орион").
  2. Специальные местные падежи: например - ʔstu "круглое отверстие, глаз, дверь" ( t͡ɬeːχʼʷstu "пропустить круглое место"); = это «открытое пространство, дно моря, мир, пляж, в теле» ( mˀəɡʷiːs «круглое существо в животе»).
  3. Специальные местные падежи, относящиеся к частям тела: например -! pəla "горло" ( teːkʼʷəpəla "висеть на груди"); -! iq «в уме» ( nˀeːnˀkʼʲiχʼid «начать говорить в уме»).
  4. Ограничения формы: обычно используется с цифрами, например = ukʷ «человеческие существа» ( malˀuːkʷ «два человека»); - tsʼaq "длинный" ( nˀəmpˈinatsʼaxsta "только один раз по улице села").
  5. Временные суффиксы: например - xʲid «недавнее прошлое» ( qaːsaxʲid «он ушел (около недели назад)»); - ajadzəwˀaɬ "раньше был, делал" ( t͡ɬiːqˈinuχajadzəwˀaɬ "раньше строил каноэ").
  6. Суффиксы, создающие переходный глагол: например - a , который превращает статический или непереходный глагол или существительное в переходный глагол: ср. ʔamχ «водонепроницаемый» и ʔamχa «сделать водонепроницаемым»; и jaːsikʷ «жир» и jaːsikʷa «наносить жир».
  7. Аспект: например - (ə)s «постоянно» ( -! məmiːχəs «спать непрерывно, все время»); - aːɬa «находиться в положении совершения действия» ( xʲuːsaɬa «находиться в покое»).
  8. Множественность (человеческая): т.е. - xʲdaʔχʷ ( ʔaχiːdəxʲdaʔχʷ "они взяли").
  9. Режим: например - «гипотетический» ( qasuʔ wət͡ɬasuʔt͡ɬuʔ «если вас спросят»); - «назидательный» ( ɢʷalaxʲənts «не позволяй нам этого делать!»)
  10. Пассивный залог: например = əm «пассивный залог глаголов с творительным залогом» ( halaːɢimaχa maːmajuɬtsila «платится акушерке»); - ɬ "пассив глаголов, выражающих ощущения и умственные действия; также ощущения, вызываемые внешними действиями" ( ʔamdəɬ "поражаться фурункулом").
  11. Ограничение субъекта: например - (xʲ)sanala "некоторые" ( (huːχʷsanalaɡʲəliɬ "некоторых из них рвет в доме"); - amənqʷəla "некоторые" ( kʲˈəlxʲamənqʷəla "некоторые незрелые").
  12. Номинальные суффиксы: например -! ənχ «сезон» ( xʲaːmˀaʔənχ «сезон нехватки еды»); = id "тот, кому ты принадлежишь как" ( qʼaːɡʷid "господин (то есть тот, кому ты принадлежишь как раб)").
  13. Глагольные суффиксы: например = alisəm «умереть от внутренних проблем» ( xʷəljalisəm «умереть от тоски»); - buɬa «притворяться» ( qʼʷaːsabuɬa «притворяться, что плачет»).
  14. Суффиксы наречия/прилагательного: например - kʲas «настоящий, правда» ( nənwalakʼʷinikʲasus «твоя настоящая сверхъестественная сила»); - дзи "большой" ( qʼaːsadzikʲas "множество каланов").
  15. Источник информации: например - lˀ(a) "сказано" ( χənt͡ɬəlalˀ "очень, сказано"); - ʔəŋɡʲa "во сне" ( laʔəŋɡʲa "во сне было видно, что он пошел").
  16. Степень уверенности: например - ɡʲanəm «возможно» ( suːɡʲanəm «возможно»); - дза "подчеркнутая уверенность" ( ladzat͡ɬən "Я собираюсь идти").
  17. Союзы: например «относящийся к предыдущему предмету разговора или повествования»; - tˈa "но с его стороны".
  18. Эмоциональные установки: например id͡l «потрясающе!» ( saʔid͡la «это ты?!»); - niʔsd͡l "а если бы!" ( - ɡʲaːχniʔsd͡liʔ «эх, если бы он пришел!»).
  19. Вспомогательные суффиксы: например - ɡʲəɬ «движение без остановки, в сторону» ( uːχt͡ɬəɡʲəɬəχsa «поднять груз из каноэ»); - əm «множественное число местных суффиксов» ( jəpəmliɬ «стоять в ряд в доме»).

Флективные суффиксы

[ редактировать ]

В языке кваквала есть два основных типа флективных суффиксов: глагольные суффиксы, которые изменяют сказуемое ; и именные клитики , которые могут согласовываться с существительным, присутствующим в предложении, или могут быть полностью местоименными .

Глагольное изменение

[ редактировать ]

Типологически . примечательной особенностью кваквалы является различие в словесном спряжении видимых и невидимых предметов Различают также предметы, находящиеся рядом со слушателем, и предметы, находящиеся далеко. Глагольная парадигма la «идти» (классифицируемая как глагол Парадигмы 2) иллюстрирует эти свойства ( Boas 1947 , стр. 261):

Ориентировочный Вопросительный
1сг. Лен laːʔən
1пл. лек ---
2сг./пл. тот Ласа
3сг. рядом со мной видно лако laːʔəkʲ
3сг. рядом со мной невидимый laɡʲaʔ laːʔəɡʲaʔ
3пл. рядом с вами видно лах laːʔuχʷ
3пл. рядом с тобой невидимый ла` laːʔuʔ
3пл. в другом месте видно тот лаːʔiʔ
3пл. в другом месте невидимый лаːʔ laːʔijˀa

Номинальный перегиб

[ редактировать ]

Сущность может присутствовать в предложении одним из трех способов: как полное явное существительное, как местоимение или без какого-либо явного показателя. В каждом случае сущность также будет представлена ​​клиентом соглашения. Если сущность принимает форму существительного или местоимения, то клитика будет из преноминального набора; если у сущности нет явного показателя степени, будет использоваться местоименная клитика. Клитики всегда предшествуют номиналу, с которым они согласны, что нарушает обобщение, согласно которому аффиксы Кваквалы всегда являются суффиксами. Однако клитика всегда образует фонологическое слово с предшествующим словом, а не с номиналом, в результате чего суффиксальное обобщение всегда верно в отношении фонологии.

Глагольные суффиксы показаны в следующей таблице:

Местоименное местоимение Предноминальный
Предмет Объект Инструментальный Предмет Объект Инструментальный
1сг. - большинство(t͡ɬ) - большинство(t͡ɬ)
1пл. инклюзивный - интервал - интервал
1пл. эксклюзивный - энцуксʼʷ - энцуксʼʷ
2сг./пл. - как - угу - нас
3сг./пл. - д - с - и - ч - с

Поскольку сущности первого и второго лица всегда дейктически доступны, нет различия между демонстративными и недемонстративными клитиками. Однако таким образом выделяются и критики от третьего лица. Как и в случае с глагольным изменением, клики согласия различают объекты, которые находятся близко и далеко, а также объекты, которые являются видимыми и невидимыми. Местоименные демонстративные клитики показаны в следующей таблице (1 указывает на объект рядом с говорящим; 2 указывает на объект рядом со слушающим; 3 указывает на объект, удаленный как от слушающего, так и от говорящего):

Предмет Объект Инструментальный
1 видимый - к'о - qəkʲ - секунда
невидимый - ɡʲaʔ - χɡʲaʔ - дааа
2 видимый - ух - - такой
невидимый - ты - qʼʷ ; - цюй - суʔ
3 видимый - IQ - д - с
невидимый - я - ци - да

Преноминальные демонстративные клитики не различают видимые и невидимые сущности. Они делятся на два класса: согласные формы (которые предшествуют именам собственным, неопределенным существительным и притяжательным формам третьего лица, обладатель которых не является подлежащим предложения) и гласные формы (которые предшествуют всем остальным существительным и местоимениям):

Предмет Объект Инструментальный
Согласный вокал Согласный вокал Согласный вокал
1 - ɡʲа - ɡʲада - χɡʲа - χɡʲада - да - садада
2 - ух - ухда - хм ? - χʷ - хучда ; - χʷa - такой ; - в - сухой ; - с
3 - я - ида ; - ида - ч - ха - с - в

Другой набор суффиксов используется для одновременного обозначения субъекта и объекта/инструмента, как показано в следующих таблицах. (Когда расширение субъекта и объекта/инструмента перекрываются, суффикс невозможен. Для выражения такого рода рефлексивного отношения необходимо использовать другую конструкцию.)

Предмет Объект
1сг. 1пл. инклюзивный 1пл. эксклюзивный 2-сг./пл. 3сг./пл.
1сг. - ент͡ɬут͡ɬ - ent͡ɬaq
1пл. инклюзивный - давай дышать
1пл. эксклюзивный - ənuxʼʷut͡ɬ - enuxʼʷaq
2сг./пл. ɡʲaχen ɡʲaχənuxʼʷ - тугой
3сг./пл. ɡʲaχen ɡʲaχənts ɡʲaχənuxʼʷ - угу - д

В предыдущей таблице формы с объектом от первого лица не используют глагольный суффикс. Скорее, они используют перифрастическую вспомогательную форму глагола ɡʲaχ «приходить». Вспомогательный глагол предшествует основному глаголу в предложении.

Предмет Инструментальный
1сг. 1пл. инклюзивный 1пл. эксклюзивный 2-сг./пл. 3сг./пл.
1сг. - Ent͡ɬus - ентас
1пл. инклюзивный - дыхание
1пл. эксклюзивный - enuxʼʷus - enuxʼʷas
2сг./пл. - если вы установите - setsenuxʼʷ - Сестрёнка
3сг./пл. - самый - интервал - enuxʼʷ - нас - с

Суффиксация также используется в родительных конструкциях. Эти суффиксы могут быть как преноминальными/местоименными, так и постноминальными. Родительные падежи первого лица допускают любую форму. В родительных падежах третьего лица наблюдается четкое различие между теми случаями, когда субъект и владелец являются одним и тем же лицом, и теми, в которых это не так. В первом случае падежа . к преноминальному маркеру родительного падежа добавляется творительный суффикс -s, а одержимое существительное принимает постноминальное указательное окончание родительного В последнем случае творительный залог присоединяется -s к постноминальному окончанию родительного падежа одержимого существительного, а преноминальный суффикс остается неизменным. ( Боас 1947 , стр. 254)

В следующей таблице показаны суффиксы родительного падежа для владельцев первого и второго лица. Преноминальные формы включают различие между первым и вторым лицом, тогда как различие в постноминальных формах осуществляется путем добавления местоименного глагольного сгибания для соответствующего лица.

Преноминальный:
1-й человек
Преноминальный:
2-й человек
Почтовый номинал
рядом со мной видимый - ɡʲin , - ɡʲints - ɡʲас - ɡʲ -
невидимый - ɡʲinuxʼʷ - ɡʲас - ɡʲа -
рядом с тобой видимый - большинство , - энты - нас , - хс - (а)q - [ 15 ]
невидимый - большинство , - энты - ты - (а)qʼ - [ 15 ]
в другом месте видимый - enuxʼʷ - является - (я) - [ 15 ]
невидимый - enuxʼʷ - является - а -

Суффиксы родительного падежа с обладателем от третьего лица показаны в следующей таблице:

Владелец подлежит Владелец не подлежит
Предноминальный Почтовый номинал Предноминальный Почтовый номинал
рядом со мной видимый - ɡʲас - к'о - ɡʲа - ɡʲас
невидимый - ɡʲас - ɡʲaʔ - ɡʲа - ɡʲaʔes
рядом с тобой видимый - нас - д - ух - (а)х
невидимый - нас - - ух - месть
в другом месте видимый - является - я - с
невидимый - является - а - я - как

Предименные формы предметного и творительного средства образуются путем суффиксации приведенных выше предименных форм до - χ или s соответственно.

Независимые местоимения также существуют в кваквале. Местоимения имеют глагольную и именной формы. Глагольные формы изменяются так же, как и другие глаголы. Номинальные формы встречаются в предметной, объектной и инструментальной формах. Полный набор местоимений показан в следующей таблице:

Глагольные формы Номинальные формы
Предмет Объект Инструментальный
1сг. nuːɡʷa джинн ɡʲaχen джинн
1пл. инклюзивный nuːɡʷants мальчики ɡʲaχənts мальчики
эксклюзивный nuːɡʷənuxʼʷ Дженух'' ɡʲaχənuxʼʷ Дженух''
2сг./пл. являются просто лат͡ɬ просто
3сг./пл. рядом со мной ɡʲа jəχɡʲa laχɡʲa jəsɡʲa
рядом с тобой верно да ржу не могу Иисус
в другом месте привет идти отставать Иисус

Формы объекта явно связаны с ɡaχ «приходить» (в первом лице) и la «идти» (во втором и третьем лице).

Синтаксис

[ редактировать ]

Кваквала формально различает только три класса слов: предикаты/существительные, частицы и восклицательные формы. Существительные и глаголы различаются главным образом по синтаксическому контексту. Таким образом, голая форма kʼʷasʼ «сидеть» — это глагол; в сочетании с артикльной частицей оно служит существительным: jəχa kʼʷasʼ «тот, кто сидит» ( Boas 1947 ).

Минимальное предложение состоит из сказуемого. Хотя это синтаксически просто, оно не обязательно семантически обеднено. Богатая морфологическая система кваквалы позволяет выразить множество признаков в одном предикате: ɢaɢakʼʲənt͡ɬut͡ɬ «Я постараюсь сделать тебя моей женой»; ɬawadənt͡ɬasəkʲ «У меня есть этот для моего мужа (букв. Я его муж-владелец)» ( Боас 1947 , стр. 281).

В предложениях с большей синтаксической сложностью порядок слов идентичен порядку, в котором флективные морфемы добавляются к основе, основа/предикат-субъект-прямой объект-прямой инструмент-объект:

kʷikhidida bəɡʷanəmaχa qʼasasis tʼəlwaɢaju

Киксид

избит дубинкой

-Ида

-

моя мать

мужчина

- ОБЖ

-χа

-

каса

морская выдра

- ИНСТР

-является

-его

тʼəlwaɢaju

клуб

kʷixid -ida bəɡʷanəm -a -χa qʼasa -s -is tʼəlwaɢaju

clubbed -the man -OBJ -the {sea otter} -INSTR -his club

Мужчина ударил калана своей дубинкой. ( Боас 1947 , стр. 282), ( Андерсон 1984 )

ряд клитиков Для обозначения согласия с существительными используется , в том числе клитики на определенность / дейксис и падеж (в том числе винительный и творительный падеж ). Клитики располагаются у левого края существительного, с которым они согласны, но фонологически наклоняются влево. Результатом является систематическое несоответствие между синтаксической и фонологической структурой составляющих, так что на первый взгляд кажется, что каждое предименное слово склоняется в соответствии со следующим существительным.

Это можно видеть на предыдущем примере: предикат начала предложения kʷixidida включает в себя клитику / -ida принадлежит вместе с номиналом bəɡʷanəmaχa /, которая по синтаксическому составу . В этот номинал, в свою очередь, входит клитика / -χa /, синтаксически связанная со следующим существительным и так далее.

Орфография

[ редактировать ]

Списки слов и некоторая документация кваквалы были созданы в ранний период контактов с европейцами в 18 веке. Первую систематическую работу по записи языка провел преподобный Альфред Джеймс Холл (1853–1918), который был английским миссионером в Северо-Тихоокеанской миссии Общества англиканской церковной миссии (CMS) в Британской Колумбии. Он прибыл в Форт-Руперт в 1881 году и работал среди жителей Квакуитля в Форт-Руперте и Алерт-Бэй. Он выучил язык кваквала и создал орфографию этого языка на основе латинского алфавита, используемого в английском языке. В 1888 году он подготовил отрывки из Книги общих молитв, которая была опубликована Обществом распространения христианских знаний (SPCK). В 1900 году он был расширен. В 1889 году он подготовил «Грамматику языка». Он перевел некоторые книги Нового Завета, которые были опубликованы Британским и зарубежным библейским обществом в Лондоне. Он выпустил Евангелие от Матфея в 1882 году, Евангелие от Иоанна в 1884 году, Евангелие от Марка в 1890 году, Евангелие от Луки в 1894 году, а затем Книгу Деяний в 1897 году. [ 16 ]

Еще одну попытку записать язык предпринял Франц Боас в конце 19 — начале 20 века. Однако Боас нес полную ответственность за сбор данных по языку кваквала; Джордж Хант предоставил десятки тысяч страниц языка, на котором он работал с Боасом, для официального документирования. Благодаря этому сбору данных Боас и Хант разработали систематическую орфографию для документации кваквалы, которая уловила почти все важные различия в языке (хотя некоторые особенности, такие как длина гласных и ударение, не регистрировались систематически). [ 17 ]

Хотя боасианская орфография смогла уловить почти все важные особенности кваквала, носителям кваквала было трудно ее использовать: невозможно было писать на стандартной пишущей машинке из-за обильного использования специальных символов, и в ней использовались некоторые стандартные буквы. совсем не похоже на английскую орфографию, которая была знакома многим кваквакавакв. Практическая орфография, разработанная лингвистом кваквакавакв Дэвидом Граббом , стала стандартной системой письма кваквала.

Практическое написание кваквалы сегодня обычно осуществляется с использованием орфографии, пропагандируемой Культурным обществом Умиста . [ 18 ] который во многом напоминает орфографию Грабба. Варианты этой орфографии облегчают набор текста на компьютере. Например, вместо того, чтобы отмечать извлекаемые согласные апострофом, напечатанным над согласной, апостроф можно напечатать как отдельный символ, следующий за согласной. В лингвистических работах о кваквале обычно используется транскрипция IPA или американистская транскрипция.

Алфавит культурного общества Умиста

[ редактировать ]
Умистский алфавит [ 19 ]
Прописные буквы А А̱ Б Д Длина Журнал И Г Гв Г̱ Гв ЧАС я К кВт К̓
строчные буквы а а̱ б д длина дз и г гв г̱ г̱в час я к кВт к̓
Прописные буквы Кв как Ḵ̓ Ḵ̓w л л Л М М Н А ТО П П̓ С
строчные буквы ок хв ḵ̓ ḵ̓w л ʼл л м м н а тот п п с
Прописные буквы Т Т̓ Перевод Т̓ł Ц Тс В В ʼW Х Хв Х X̱w И ʼY ʼ
строчные буквы т т̓ перевод т̓ł тс это в В х хв х x̱w и ʼ
"это будет" "и так сначала я кидаю" «шесть видов» «танцовщица ворона»
НАСИЛИЕ приветʔəmt͡ɬi Ты ɡʲəɬmˀ qʼat͡ɬʼəxʲidaɬa ɢʷəɢʷaːχʷəlaɬ
Хороший он'ᵋᴇm'e г̣ᴇłᵋмисон qƃăʟǃxꞏᵋiʼdała g̣wᴇg̣wāẋwᴇlał
Грабб привет7емтли гельмизен ḵ'at'lhexidalha Будьте здоровы
из Ума любовь галмисах ḵ̓at̓ła̱khidała г̱ва̱г̱вакс̱ва̱лал

Диалекты

[ редактировать ]

Кваквакавакв . (что означает «носители языка кваквала») — этническая группа, состоящая из нескольких племен, говорящих на языке кваквала Однако язык кваквала, на котором говорит каждое племя, часто демонстрирует существенные диалектные различия. Существует четыре основных однозначных диалекта кваквала: кваквала, накавала, гукала и талатласиквала. [ 20 ]

Все кончено

[ редактировать ]

Помимо этих диалектов, существуют также племена квакваквакв, говорящие на ликвале . Ликвала иногда считается диалектом кваквалы, а иногда и отдельным языком. Стандартная орфография Ликвалы сильно отличается от наиболее широко используемой орфографии Кваквалы.

Территория Лайх-квиль-тах

Ликвала (также переводится как Ликвала и Ликвала ) — находящийся под угрозой исчезновения диалект кваквала, на котором говорят люди Лайч-квил-тах на острове Ванкувер, Британская Колумбия . [ 21 ]

По данным Лори Льюис из Комитета по возрождению языка ликвала, в 2017 году только 12 человек старше 70 лет свободно говорили на языке ликвала. [ 22 ] В 2017 году газета Campbell River Mirror сообщила, что будет предпринята попытка преподавать диалект с помощью пилотной программы языкового погружения ликвала :

Льюис говорит, что у них уже есть программа наставника-ученика, в которой старейшина, свободно владеющий языком, работает один на один с квалифицированным учителем в течение 300 часов, и между этим старейшиной и учителем, она уверена, они могли бы создать трехлетнюю пилотную программу, которая обеспечит программа полного погружения. «Нам просто нужно три года, чтобы подготовить несколько бегло говорящих людей и сохранить наш язык», — говорит Льюис, — «и я хочу поговорить о том, как мы можем это сделать. Мы верим, что сможем это сделать».

Фонология

[ редактировать ]
Согласные
губной Альвеолярный Палатальный Велар Увулярный Глоттальный
простой шипящий боковой простой лаборатория простой лаборатория
Взрывоопасный /
Аффрикат
глухой п т тс тɬ с к к'к д ʔ
озвученный б д дз ɡ ɡʷ ɢ ɢʷ
выбрасывающий п' т' тс' тɬʼ с' к' к''' qʷʼ
Фрикативный с ɬ х хʷ час χʷ час
сонорант простой м н л дж В
голосовой мˀ нˀ лˀ шˀ
гласные [ 23 ]
Передний Центральный Назад
Высокий я в
Средний и а тот
Низкий а

Орфография

[ редактировать ]

Ликвала следует орфографии, основанной на американистской фонетической записи , и, таким образом, значительно отличается от орфографии, используемой в других диалектах кваквалы . [ 23 ] [ 24 ]

Ликвала алфавит
Прописные буквы А А Б С С̓ Д Да И Г Г'к ƒ Ʀʷ ЧАС я К К̓
строчные буквы а а б с с̓ д да и г гʷ ٧ Ƨʷ час я к к̓
Прописные буквы Кʷ К̓ʷ л л̓ Л М М̓ Н Н̓ ТО П П̓ вопрос
строчные буквы к'к к̓ʷ л л̓ л л ƛ ƛ̓ м м н н̓ тот п п д
Прописные буквы вопрос Q̓ʷ С Т Т̓ В В Х Хʷ Х̌ Х̌ʷ И
строчные буквы q̓ʷ с т т̓ в В ш̓ х хʷ х̌ х̌ʷ и ʔ

Усилия по возрождению

[ редактировать ]

В январе 2019 года школьный округ 72 Кэмпбелл-Ривер принял предложение о пилотном проекте программы погружения в Ликвалу в начальной школе Ripple Rock в Кэмпбелл-Ривер, Британская Колумбия.


  1. ^ «Родной язык аборигенов (90)» . www12.statcan.gc.ca . 28 марта 2018 года . Проверено 21 мая 2018 г.
  2. ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
  3. ^ «Квакиутль» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  4. ^ Фортескью, Майкл. Дрейф и разрыв в грамматизации между Северным и Южным Вакашаном . Международный журнал американской лингвистики, Vol. 72, № 3 (июль 2006 г.), стр. 295- 324.
  5. ^ Энтони, Роберт Дж.; Дэвис, Генри; Пауэлл, СП (2003). «Сохранение и обновление языка кваквала: обзор с рекомендациями» (PDF) . Первый Народный Культурный Фонд . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 20 мая 2011 г.
  6. ^ Джеймисон-Макларнон, Сьюзен (2005). «Планируется центр родного языка» . Университет Саймона Фрейзера . Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года . Проверено 13 мая 2023 г.
  7. ^ «Новости СФУ онлайн – Планируется создание центра родного языка – 07 июля 2005 г.» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
  8. ^ «Возрождение языков коренных народов острова Ванкувер» .
  9. ^ Обратный языковой сдвиг: можно ли возродить кваквалу?
  10. ^ «Надежное процветание: сохранение культуры» . Проверено 2 декабря 2012 г.
  11. ^ Брайан Киран (15 ноября 2012 г.). «Сохранение языка по одной полке за раз» . Зеркало Кэмпбелл Ривер . Архивировано из оригинала 15 сентября 2013 г. Проверено 2 декабря 2012 г.
  12. ^ «Приложения FirstVoices» . Первые голоса . Проверено 27 октября 2022 г.
  13. ^ «Первые голоса: выучите квакавалу» . Первые голоса . Проверено 27 октября 2022 г.
  14. ^ «Исследователи из Британской Колумбии могут помочь спасти один из самых сложных языков коренных народов мира» . Глобальные новости . Проверено 11 мая 2023 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Наличие основной гласной в этих формах сомнительно.
  16. ^ «Глобал.Библия» .
  17. ^ Берман, Джудит (1994). «Джордж Хант и тексты кваквалы». Антропологическая лингвистика . 36 (4): 482–514. JSTOR   30028391 .
  18. ^ «Плакат с алфавитом кваквала» . Культурное общество Умиста: Продукты языкового образования . Архивировано из оригинала 28 августа 2011 г. Проверено 4 августа 2015 г.
  19. ^ «Кваквала с 5 по 12, Интегрированный пакет ресурсов 2010» (PDF) . Школьный округ 85, Британская Колумбия . 2010. с. Е-4–Е-6. Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2016 г.
  20. ^ Сообщества Kwakwa̱ka̱'wakw/Kʷakʷəkəw̓akʷ
  21. ^ Инглис, Джой; Ассу, Гарри (01 ноября 2011 г.). Ассу с мыса Мадж: воспоминания вождя прибрежных индейцев . ЮБК Пресс. ISBN  978-0-7748-4306-5 .
  22. ^ Дэвис, Майк (19 апреля 2017 г.). «Как спасти умирающий язык?» . Зеркало Кэмпбелл Ривер . Проверено 13 июня 2019 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б «Язык Ликала» . www.languagegeek.com . Проверено 13 июня 2019 г.
  24. ^ Адам, Верле (2010). «Приложение A. Алфавиты квакавалы и транслитерация» (PDF) . Университет Виктории .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e45a1816c6603d0150574d7d487ffea1__1719299520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/a1/e45a1816c6603d0150574d7d487ffea1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kwakʼwala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)