шишальский язык
шишал | |
---|---|
она шашишалхем | |
Произношение | [ʃáʃíʃáɬ] |
Родной для | Канада |
Область | Британская Колумбия |
Этническая принадлежность | 1200 кальянов (2014, FPCC ) [1] |
Носители языка | 4 (2014, ФПКК ) [1] |
Салишан
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | sec |
глоттолог | sech1246 |
ЭЛП | Она шашишалхем (Sechelt) |
Свия (мир, «Территория») нации шишал , где на этом языке говорят чаще всего. | |
Сешельт классифицирован как находящийся под угрозой исчезновения согласно ЮНЕСКО. Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения |
Люди | шишал |
---|---|
Язык | она шашишхальхем |
Страна | шишал свия |
Язык шишал , шашишал, она шашишалхем ( IPA: [ʃáʃíʃáɬəm] ), или язык Sechelt ( IPA: [siʃɜlt] ) — прибрежный язык Салиш , который зародился и на котором говорят в пределах свии (мира, «Территории») нации шишал , расположенной на Саншайн-Кост на юго-западе Британской Колумбии , Канада.
В 1999 году на этом языке говорили менее сорока пожилых людей. [2] Грамматический справочник языка был опубликован лингвистом Роном Бомонтом в 1985 году. [3] На основе языкового курса Сечелт он помогал разрабатывать проекты для местных средних школ, участвующих в программе изучения окружающей среды коренных народов. [4] В 2011 году он опубликовал словарь на тысячу страниц.
По состоянию на 2019 год осталось только двое пожилых людей, свободно говорящих на языке. [5] Многие учителя работают с детьми и взрослыми над возрождением языка в местных школах, от дошкольных до средних. И Университет Британской Колумбии , и Университет Капилано предлагают языковые курсы Сечелт, а также начальная школа Кинникинник и Средняя школа Чателек. [6]
В 2014 году Консорциум прибрежного коридора, «организация, состоящая из членов правления коренных народов и партнеров по образованию, призванная улучшить доступ аборигенов к высшему образованию и их успеваемость в сфере высшего образования», создал языковой сертификат Sechelt Nation, который предлагается в Университете Капилано в Саншайн-Косте. Кампус в Сешельте. [7]
Сешельт наиболее тесно связан со Сквомишем , Халкомеленом и Нуксэком .
Несмотря на то, что он находится под угрозой исчезновения, [8] шишалцы с помощью других восстановили в общей сложности 603 фразы и 5659 слов. [6] и иметь опубликованный словарь и грамматику. [9]
Фонология
[ редактировать ]Согласные
[ редактировать ]Для тех символов IPA, которые не соответствуют своим орфографическим аналогам, орфографическое представление заключено в скобки. Он основан на алфавите, созданном Рэнди Бушаром в 1977 году. [9]
двугубный | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Увулярный | Глоттальный | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
центральный | шипящий | боковой | простой | округлый | простой | округлый | |||||
Взрывоопасный / Аффрикат | глухой | п | т | тс | тʃ ⟨ч⟩ | к | к'к | д ⟨ḵ⟩ | qʷ ⟨w⟩ | ʔ | |
выбрасывающий | п' | т' | тс' | tɬʼ ⟨tl⟩ | тʃʼ ⟨ч'⟩ | к' | к''' | qʼ ⟨ḵ'⟩ | qʷʼ ⟨ḵw'⟩ | ||
Фрикативный | с | ɬ ⟨лх⟩ | ʃ ⟨ш⟩ | х | хʷ | χ ⟨x̱⟩ | χʷ ⟨x̱w⟩ | час | |||
сонорант | м | н | л | j ⟨y⟩ | В |
гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я | ||
Средний | а | тот | |
Открыть | а |
Четыре гласные имеют множество аллофонов в определенных фонетических контекстах. [9]
Когда /i/ находится между звонкими обратными согласными и /ʔ/, он реализуется как [e], а когда он находится между двумя другими согласными, он реализуется как [i]. Если он находится между комбинацией двух групп, он реализуется как гласный между [i] и [e], обычно ближе к [e]. Гласная также понимается как [е], когда слог безударный.
/ə/ реализуется как [ɪ] после ⟨y, ch, ch', sh, k, k'⟩. После согласных с округлением губ реализуется как [ʊ], а после ⟨h, k, ḵ', m, p', t', tl', x̱, ʔ⟩ реализуется как [ʌ]. Когда /ə/ находится в безударном слоге между двумя глухими согласными, он также глухой.
/o/ реализуется как [u], когда перед ним или после него стоит согласная с округлением губ.
/a/ реализуется как [ɒ], когда ему предшествует согласная с закруглением губ, и реализуется как [æ] после согласных ⟨y, ch, ch', sh, k, k'⟩. [3]
Гласные также можно удлинить, но это чисто в риторических целях. Чем дольше удерживается гласная, тем более выразительным или драматичным является предполагаемое значение.
Ударение и структура слога
[ редактировать ]Во всех словах Sechelt есть хотя бы один ударный слог , но в некоторых словах ударение приходится на каждый слог. Это придает языку характерную «прерывистую» каденцию. [9]
В Sechelt ни одно слово не может начинаться с гласной. Гортанная остановка используется в начале слов, которые в противном случае начинались бы с гласных. Кроме того, никогда не может быть двух гласных звуков подряд. Голосовая остановка часто вставляется между двумя последовательными гласными, например, в конце корня слова и начале суффикса. Другое решение для последовательных гласных — опустить безударную гласную.
Морфология
[ редактировать ]Как и другие члены языковой семьи Салиш , Sechelt является агглютинативным с аффиксами, добавляемыми к существительным и глаголам.
К глаголам суффиксы добавляются для обозначения подлежащего и времени, а также для того, чтобы сделать утверждение вопросом или добавить наречие. Все местоимения в Sechelt являются суффиксами, а наречия могут быть суффиксами или собственными словами, которые идут перед глаголом и могут иметь собственные суффиксы. Примером этого могут служить две разные формулировки вопроса «Были ли вы?», при этом в первой подчеркивается слово «боится», а во второй подчеркивается, что это произошло в прошлом.
Часм
испуганный
-ууу
- КОМПЛ.
-на
- Вопрос
-чекс?
-ты?
— Ты боялся ?
к
Тихоокеанское стандартное время
-на
- Вопрос
-chexw
-ты
хасксем?
испуганный?
— Ты боялся ?
Для существительных и глаголов лексические маркеры используются для передачи связанных значений. Это можно увидеть в вариациях глагола ts'exw ' чистить/мыть ' :
ts'exw
получить.чистить/стирать
-ал-это
-одежда
'стирать одежду; стирка, стирка'
тс'ишвалиц'а
прачечная
-десять
-устройство/контейнер
стиральная машина; умывальник
ts'exw
получить.очистить
-являюсь
блюдо
-десять
-устройство/контейнер
'сковородка, раковина'
ts'exw
получить.очистить
-áwtxw
-комната
'ванная комната; туалет'
У существительных притяжательными маркерами могут быть отдельные слова, суффиксы или быть одновременно приставками и суффиксами. Формы могут различаться в зависимости от пола объекта, а также от того, видим он или невидим. [9]
нель
Это
десять
мой
они
дедушка.
«Это мой дедушка»
нел-а
Это- вопрос
тлемс-тан-с
дом-ее
проблемы
наш
они?
бабушка
— Это дом нашей бабушки?
нел-а
это- вопрос
?и
твой
с-какой-промежуток?
собака-твоя?
— Это твоя собака?
инфиксы
[ редактировать ]Обычно в Sechelt у глагола нет суффикса, который бы передал, что подлежащее находится в третьем лице единственного или множественного числа. Однако, если говорящий хочет подчеркнуть, что подлежащее стоит во множественном числе, он может добавить -áw- или -íw- в качестве инфикса в середине глагола или -aw после глагола.
'é'ilhten
он/она ест
'é'ilh-⟨íw⟩-десять
они едят
Синтаксис
[ редактировать ]Порядок слов
[ редактировать ]В Sechelt используется порядок слов «Глагол-Субъект-Объект» , в котором только избранные наречия могут стоять перед глаголом в предложении. В языке нет падежного обозначения , а роль существительного в предложении определяется порядком слов.
Хотя в Sechelt есть как переходные, так и непереходные глаголы, переходные формы часто происходят от непереходных форм и имеют другое окончание. [3] Например, слово «канам» означает «слушать», а слово «канам-мит» означает «слушать/слышать». Вы можете увидеть это ниже в предложении, которое иллюстрирует порядок слов.
канам — иметь
услышать (транс)
-чен
я
Что
тот
xwch'énam
собаки
вёвум
лай
«Я слышу лай собак»
я напеваю
слушать (входит)
-на
вопрос-мкр
-chexw
ты
— Ты слушаешь?
Хотя в Sechelt нет спряжения, существительные можно различать по полу (мужской или женский) и по тому, виден ли объект. Это касается только артиклей и притяжательных местоимений.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б шишал в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Митхун, Марианна (2001). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 487. ИСБН 978-0-521-29875-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бомонт, Рон (1985). Ше Шашишалхем, Язык Сечелт: язык, истории и высказывания индейцев Сечелт Британской Колумбии . Пентиктон, Британская Колумбия: Theytus Books.
- ^ Пиджон, Мишель; Муньос, Марисса; Киркнесс, Верна Дж.; Арчибальд, Джо-Энн (10 декабря 2021 г.). «Индийский контроль над индийским образованием: размышления и видение следующих 40 лет». Канадский журнал местного образования . 36 (1). doi : 10.14288/cjne.v36i1.196585 . ПроКвест 1523947656 .
- ^ «Язык шишал вспоминают на фоне потери большинства свободно говорящих» . Береговой репортер . 7 февраля 2019 года . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б ноль, ноль. «Портал сообщества она шашишалхем» . www.firstvoices.com . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Вуд, Стефани (22 января 2014 г.). «Несмотря на ограниченность ресурсов, программы на языках коренных народов продолжаются в Британской Колумбии», — Georgia Straight, Vancouver's News & Entertainment Weekly . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Мозли, Кристофер, изд. (2010). Атлас языков мира, находящихся под угрозой . Память народов (3-е изд.). Париж: Издательство ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-104096-2 . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бомонт, Рональд К. (2011). Словарь Сешельта .