Петр Веригин
Петр Веригин | |
---|---|
Рожденный | Петр Васильевич Веригин 12 июля 1859 г. |
Умер | 29 октября 1924 г. | ( 65 лет
Причина смерти | Погиб в результате взрыва бомбы во время путешествия по Канадско-Тихоокеанской железной дороге. |
Место отдыха | Бриллиант, Британская Колумбия (недалеко от Каслгара ) |
Национальность | Русский |
Занятие | Духовный лидер Общины духоборов. |
Срок | 1887-1924 |
Предшественник | Lukerya Vasilyevna Kalmykova (née Gubanova) |
Преемник | Peter Petrovich Verigin |
Супруг (а) | (1) Евдокия Георгиевна Веригина (урожденная Котельникова); (2) Анастасия Ф. Голубова (также пишется Голубова) (1885–1965). |
Дети | Peter Petrovich Verigin |
Родители) | Vasily Verigin and Anastasia V. Verigina (1817-1905) [1] |
Петр Васильевич Веригин 12 29 июня] 1859 — 29 философ, активист ( июля [ OS октября 1924) — русский и лидер общины духоборцев в Канаде. Виновные в его убийстве в 1924 году так и не были установлены.
Биография
[ редактировать ]В Закавказье
[ редактировать ]Петр Васильевич Веригин родился 11 июля [ OS 29 июня] 1859 года в селе Славянка Елисаветпольской губернии. [2] Российской Империи . Село, расположенное на северо-западе нынешней Азербайджанской Республики , было одним из поселений, основанных духоборами — большой сектой общинно живущих крестьян, сосланных в Закавказье с Украины и юга России в 1840-х годах. [3] Его отец, Василий Веригин, был неграмотным, но, по слухам, богатым крестьянином, который, однажды избранный сельским старостой, «показал себя настоящим деспотом». [4]
11 июля [ OS 29 июня] 1859 года — праздник святых Петра и Павла . Хотя духоборы традиционно не почитают святых, этот день, известный как День Святого Петра ( русский : Петров день ), по-прежнему остается традиционным днем празднования. Не исключено, что Веригин был назван в честь святого Петра . [5]
Петр был одним из семи братьев. Петр и два других брата, Василий и Григорий, обучались на дому , по крайней мере, в той степени, в которой научились читать и писать. В то время в деревнях духоборов не было официальных школ, и четверо его старших братьев не учились. [4]
В 20 лет Петр Веригин женился на Евдокии Георгиевне Котельниковой. В 1882 году, вскоре после его женитьбы, его жена ждала первенца ( Пётр Петрович Веригин ), и Веригин начал работать секретарем и административным помощником у лидера закавказских духоборцев Лукерьи Васильевны Губановой (род. 18?? — умерла). 15 декабря 1886 г.; русск .: Лукерья Васильевна Губанова ).Лукерья Губанова была вдовой предыдущего лидера общины Петра Калмыкова и была также известна как Калмыкова по фамилии покойного мужа. [6]
Семья Калмыковых проживала в селе Гореловка, одной из общин духоборцев в Грузии (показано на одной из карт И. Я. Калмакова). [3] ), в Сиротском доме ( по-русски : Сиротский дом ), или «Детском приюте» — учреждении, служившем штабом духоборцев и приютом для детей-сирот и престарелых. [7] Лукерья пользовалась уважением у губернских властей, сотрудничавших с духоборами по различным вопросам. Работая у нее и живя у нее по месту жительства, [8] Веригин получила обширное религиозное образование и была подготовлена бездетной Лукерией к тому, чтобы стать ее преемником на посту предводителя духоборцев. Он познакомился с духоборскими идеями управления, отвергающими светское правительство. Духоборцы пацифистами также отвергали святость Иисуса Христа и Библии и, естественно, были и отказниками от военной службы по убеждениям , отказывавшимися участвовать в войнах и сражениях.
За смертью Лукерья в 1886 г. последовал кризис руководства. Часть сообщества, известная как «Большая партия» ( по-русски : Большая сторона ), приняла Петра Веригина своим назначенным преемником и лидером. Другие, известные как «Малая партия» (Малая сторона), встали на сторону брата Лукерии Михаила Губанова и сельского старосты Алексея Зубкова. [6] [7] В то время как Большая партия имела большинство, Малая партия пользовалась поддержкой старших членов общины и местных властей.
26 января 1887 года на общественной службе, где должно было прославлять нового вождя, вошла полиция и увезла Веригина. Следующие 16 лет ему предстояло провести под стражей. Духоборы Большой партии поддерживали связь и продолжали считать его своим духовным лидером. [6] [9]
Северное изгнание
[ редактировать ]Веригин впервые был отправлен в Шенкурск Архангельской губернии (ныне Архангельская область ) на севере России и прибыл туда в октябре 1887 года. Летом 1890 года его перевели на Кольский полуостров на Баренцевом море . В то время Кола была самым северным городом России, поскольку Мурманск и Полярный еще не были построены. В ноябре 1894 года он уехал с Колы в Обдорск, ныне Салехард , на северо-западе Сибири . [6]
В Шенкурске Веригин и несколько ссыльных духоборов жили в двух домах. Когда в сентябре 1888 года эту небольшую группу духоборских ссыльных посетил брат Петра Веригина, Григорий, он был впечатлен их полным вегетарианством , поскольку семья Григория на Южном Кавказе все еще ела мясо. [10]
В ноябре 1894 года, при переводе с Колы в Обдорск, Веригин написал духоборцам послание, в котором просил их соблюдать заповедь Божию «не убий», уничтожить оружие и отказаться от военной службы. Его послание было доставлено на Кавказ его братьями Григорием и Василием, которые распространили его по духоборским общинам. Вскоре конфронтация между пацифистами-пацифистами-духоборами («Большая партия») и правительством, призывающим их молодежь, достигла апогея. В пасхальное воскресенье 1895 года одиннадцать духоборов-призывников отказались проходить военную подготовку. В последующие дни все больше призывников сложили оружие и отказались от дальнейшей службы, а резервисты сдавали свои регистрационные документы в призывные комиссии. Наконец, в ночь с 28 на 29 июня (10 на 11 июля по новому стилю ) 1895 года, в ночь накануне Петровского дня (дня рождения Веригина), многопартийные духоборы Закавказья собрались в трёх деревнях, чтобы сжечь принадлежащее им оружие. , который с тех пор отмечается как «Сожжение оружия». [5]
Последовали аресты и избиения со стороны правительственных казаков . Вскоре во многих домах духоборов расселились казаки, а коренные жители разошлись по отдаленным деревням региона. [6] [11] Джон Эшворт, Духоборцы и религиозные преследования в России. Архивировано 13 ноября 2010 г., в Wayback Machine , 1900 г. (веб-сайт генеалогии духоборов).
Исход
[ редактировать ]Ужаснувшись тяжелому положению своих последователей, Веригин в августе 1896 года написал императрице Александре Федоровне , жене Николая , внося ряд предложений по разрешению конфликта, таких как переселение многопартийных духоборов в какую-нибудь отдаленную провинцию России ( при условии, что освобождение от военной службы все еще может быть предоставлено), или эмиграция в Великобританию или Канаду. [6] Лев Толстой и его соратники обращались к российской и международной общественности с письмами и статьями о преследованиях духоборов.
В 1898 году была достигнута договоренность с царским министром внутренних дел Иваном Николаевичем Дурново о разрешении духоборов уехать в Канаду. В период с 1898 по 1899 год это сделали около 7500 духоборцев из Закавказья. Из них около 3300 были членами Большой партии; остальные принадлежали Малой и Средней партиям. Среди них была мать Веригина Анастасия Веригина, которой на тот момент было около 80 лет. Меньшее количество духоборов, непосредственно из Закавказья или из различных мест ссылки, продолжало переселяться в Канаду и в последующие годы.
Осенью 1902 года, после 16 лет ссылки, Веригин был освобожден из Обдорска . В октябре он посетил Льва Толстого. [12] и присоединился к своим людям в Йорктоне (современный Саскачеван ) в декабре 1902 года. [6]
Веригин должен был еще раз посетить Россию, только один раз. Он приехал в 1906 году во главе делегации из шести духоборов, чтобы исследовать возможность возвращения духоборов в Россию теперь, когда в результате русской революции (1905 г.) была законодательно закреплена религиозная терпимость. Делегация Веригина встретилась со Столыпиным и другими министрами, которые предложили землю на Алтае (юго-запад Сибири) и освобождение от воинской повинности. Хотя предложение было подтверждено лично Николаем II, Веригин чувствовал, что в любом случае положение духоборов в России не будет таким безопасным, как в Канаде. В марте 1907 года его делегация вернулась в Канаду.
В Канаде
[ редактировать ]Веригин основал свою первую канадскую резиденцию в духоборской деревне Потерпевшие ( по-русски : «Потерпевшие» , «Жертвы» или, возможно, «Выжившие»), примерно в 15 км к северо-западу от Камсака, Саскачеван . По радостному случаю воссоединения со своим вождём жители села переименовали это место Отрадное в . Отрадное оставалось штаб-квартирой Веригина до 1904 или 1905 года. [13] Близлежащее село Надежда было местом ежегодных общих собраний духоборской общины под его председательством.
Когда в 1904 году, примерно в 10 км к югу от Отрадного, новая линия Канадской Северной железной дороги пересекла заповедник Духобор, около 1904 года там была построена небольшая станция, названная в честь вождя духоборцев (первоначально написанная с ошибкой «Верегин Сайдинг», а после 1908 года — станция Верегин). для удовлетворения нужд духоборской общины этого района. Рядом со станцией была построена деревня, также названная Верегин (иногда называемая Веригин , по крайней мере, на фирменном бланке Веригина CCUB), и туда была перенесена штаб-квартира Верегина. [14]
В 1905 году ссыльные духоборы отвергли недавно вступившие в силу требования федерального Закона о землях доминиона , который пытался зарегистрировать свои общинные земли в индивидуальной собственности, и восстали против этой просьбы. После этого в 1907 году система общинных земель была упразднена, а в 1908 году Веригин повёл около 6000 членов своей группы ( Христианское сообщество Вселенского Братства , CCUB) в Британскую Колумбию . CCUB по-прежнему продолжал владеть некоторыми объектами недвижимости и промышленными объектами в Саскачеване, а его штаб-квартира оставалась в Верегине еще несколько лет. Веригин построил для себя еще один дом недалеко от Гранд-Форкса, Британская Колумбия , и провел остаток своей жизни, деля время между двумя провинциями.
Смерть Веригина
[ редактировать ]Веригин был убит в результате до сих пор нераскрытого взрыва поезда Канадско-Тихоокеанской железной дороги 29 октября 1924 года на линии железной дороги Кеттл-Вэлли (теперь известной как Колумбийская и Западная железная дорога ) недалеко от Фаррона , между Каслгаром и Гранд-Форксом , в результате чего также погибли его 17 человек. двухлетняя секретарь Мари Стрелаефф, член законодательного собрания провинции Джон Маккай, П. Дж. Кэмпбелл, Хаким Сингх, Гарри Дж. Бишоп, У. Дж. Армстронг и Нил Э. Армстронг. Правительство первоначально (в ходе расследования) заявило, что преступление было совершено членами общины духоборов, в то время как духоборы подозревали причастность канадского правительства . На сегодняшний день до сих пор неизвестно, кто несет ответственность за взрыв. [15]
Могила Веригина находится недалеко от Бриллианта , исторической деревни духоборов недалеко от Каслгара, Британская Колумбия . [16]
Преемники
[ редактировать ]После убийства Веригина в 1924 году большинство духоборов провозгласили его преемником его сына Петра Петровича Веригина, который еще находился в СССР. Однако несколько сотен духоборов признали своим лидером вдову П. В. Веригина Анастасию Федоровну Голубову (1885–1965; также пишется Голубова), которая была женой Веригина около 20 лет.
В 1926 году последователи Анастасии отделились от CCUB, образовав отколовшуюся организацию под названием «Благородная христианская община христианского братства». Они уехали из Британской Колумбии в Альберту , где основали собственную деревню в Шоулдисе , недалеко от Эрроувуда, Альберта , которая просуществовала до 1943 года. [17]
Тем временем из СССР приехал сын Веригина Петр Петрович Веригин и в 1928 году принял на себя руководство CCUB. После банкротства CCUB он в 1938 году организовал УССЦ (Союз Духовных Общин Христа).
Когда в 1939 году умер Петр Петрович Веригин, община духоборов провозгласила его сына Петра Петровича Веригина II своим новым духовным лидером. Поскольку в то время он находился в советских тюрьмах, его сын (и правнук Петра Васильевича Веригина), Джон Дж. Веригин, которому на тот момент было 17 лет, стал фактическим лидером USCC. [18]
Опубликованные работы Веригина
[ редактировать ]- "Pisʹma dukhoborcheskago rukovoditeli︠a︡ Petra Vasilʹevicha Verigina" (Письма духоборческаго руководителя Петра Васильевича Веригина : Letters of the Doukhobor Leader Peter Vasilievich Verigin), published by Anna Chertkov , 1901. No ISBN. Google eBook
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Отрадное кладбище. Архивировано 11 января 2008 г., в Wayback Machine (веб-сайт духоборской генеалогии).
- ↑ Краткая история духоборов в Канаде. Архивировано 27 декабря 2019 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Калмакофф, Исторические карты духобора. Архивировано 4 февраля 2012 г., в Wayback Machine , с картами населенных пунктов Азербайджана. Архивировано 23 апреля 2020 г., в Wayback Machine и Грузии. Архивировано 23 апреля 2020 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Василий Николаевич Поздняков , «История духовного переворота». Архивировано 16 апреля 2008 г., в Wayback Machine, Суортмор, Пенсильвания, 1908 г. (Веб-сайт генеалогии духоборов).
- ^ Перейти обратно: а б Кузма Дж. Тарасов , День мира духоборов. Архивировано 16 мая 2004 г., на Wayback Machine (веб-сайт генеалогии духоборов).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дэниел Х. Шубин, «История русского христианства». Том III, стр. 141-8. Издательство Алгора, 2006 г.; ISBN 0-87586-425-2 в Google Книгах
- ^ Перейти обратно: а б Хедвиг Лом, «Духоборы в Грузии: исследование вопроса землевладения и межэтнических отношений в Ниноцминдском районе (Самцхе-Джавахети)». Ноябрь 2006 г. Доступно на английском языке. Архивировано 2 июня 2010 г. на Wayback Machine и на русском языке. Архивировано 2 сентября 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ «Симеон Ф. Рейбин - Автобиография» . Архивировано из оригинала 9 августа 2007 года . Проверено 15 ноября 2007 г. (Сайт генеалогии духоборов)
- ^ Энциклопедия Саскачевана
- ↑ Григорий Веригин: Моя поездка в Шенкурск и моя общественная жизнь там. Архивировано 16 апреля 2008 года, в Wayback Machine. Глава из Григория Васильевича Веригина, Не в Силе Бог, ав Правде («Бог не в Силе, а в Истине»). "). Париж, Дрейфус и Шарпантье, 1935 год. (Веб-сайт генеалогии духоборов)
- ↑ Джон Эшворт, Духоборцы и религиозные преследования в России. Архивировано 13 ноября 2010 г., в Wayback Machine , 1900 г. (веб-сайт генеалогии духоборов).
- ^ Х. Н. АБРИКОСОВ. ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ОКОЛО ТОЛСТОГО. (Kh. N. Abrikosov, "Twelve Years near Tolstoy") (in Russian) . Abrikosov mentions Verigin visiting Tolstoy on the way from Obdorsk to Canada in October 1902
- ↑ Отрадное . Архивировано 15 сентября 2005 г., на Wayback Machine (веб-сайт духовоборской генеалогии).
- ↑ Деревня Верегин. Архивировано 10 сентября 2005 г., в Wayback Machine (сайт генеалогии духобора).
- ^ «Взрыв на линии долины чайников: смерть Питера Веригина» , веб-сайт «Великие неразгаданные тайны канадской истории».
- ^ Ларри Ханнант, [ «Таинственная смерть Петра Веригина» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 года . Проверено 22 января 2008 г. «Таинственная смерть Петра Веригина». Бобер , ноябрь 2004 г., Том. 84:5 (Сайт духоборской генеалогии)
- ^ «Пацифизм и деревня духоборов Анастасии». Архивировано 14 декабря 2009 г., на Wayback Machine (веб-сайт генеалогии духоборов).
- ^ Искра: Жизнь в Канаде
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моррелл, Кэти. «Жизнь Петра Петровича Веригина». История Саскачевана (2009) 61 № 1, стр. 26–32. охватывает период с 1928 по 1939 год. О своем сыне
- Торстейнсон, Элина. «Духоборы в Канаде», Исторический обзор долины Миссисипи (1917), 4 № 1, стр. 3–48, бесплатно в JSTOR.
- Вудкок, Джордж ; Авакумович Иван, Духоборцы .
Первоисточники
[ редактировать ]- Донсков, Андрей и Петр Веригин. Переписка Льва Толстого-Питера Веригина (Нью-Йорк; Оттава: Легас, 1995).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1859 рождений
- 1924 смерти
- Убийства 1924 года в Канаде
- Духоборцы
- Канадские христианские религиозные лидеры
- Российские христианские религиозные лидеры
- Канадские христианские пацифисты
- Русские христианские пацифисты
- Философы XIX века из Российской империи
- Русские философы ХХ века.
- Люди из регионального округа Кутеней-Граница
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Жертвы убийств в Канаде
- русские жертвы убийств
- Убитые религиозные лидеры
- Нераскрытые убийства в Канаде
- Эмигранты из Российской империи в Канаду