Саттвическая диета
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
Саттвическая диета относится к типу растительной диеты в Аюрведе. [1] где пища разделена на три йогических качества ( гуны ), известные как саттва . [2] В этой системе диетической классификации продукты, снижающие энергию тела, считаются тамасическими , а те, которые увеличивают энергию тела, — раджасическими . В современной литературе саттвическую диету иногда называют йогической диетой .
Саттвическая диета разделяет качества саттвы, некоторые из которых включают «чистую, необходимую, естественную, жизненную , энергоемкую, чистую, сознательную, истинную, честную, мудрую». [3] [4] Саттвическая диета также может служить примером ахимсы , принципа непричинения вреда другим живым существам. Это одна из причин, по которой йоги часто придерживаются вегетарианской диеты. [5]
Саттвическая диета — это режим, в котором упор делается на сезонные продукты, фрукты, если у человека нет проблем с сахаром, орехи, семена, масла, спелые овощи, бобовые, цельнозерновые продукты и белки немясного происхождения. Молочные продукты рекомендуются при правильном кормлении и доении коровы. [6]
В древней и средневековой литературе йоги обсуждается концепция Митахара , что буквально означает «умеренность в еде». [6] [7] Саттвическая диета – это один из видов лечения, рекомендуемый в аюрведической литературе. [3]
Этимология
[ редактировать ]Саттвич происходит от слова саттва ( सत्त्व ), которое является санскритским словом. [8] Саттва — сложная концепция в индийской философии, используемая во многих контекстах, и означает «чистую, сущностную, природную, жизненную, энергетическую, чистую, сознательную, сильную, мужественную, истинную, честную, мудрую, зачаточную жизнь». [9] [ нужен лучший источник ]
Саттва – одна из трех гун (качество, особенность, склонность, атрибут, свойство). Двумя другими качествами считаются раджас (возбужденный, страстный, трогательный, эмоциональный, модный) и тамас (темный, разрушительный, испорченный, невежественный, несвежий, инертный, незрелый, неестественный, слабый, нечистый). и противостоит ей, Концепция, которая контрастирует с саттвой — это Тамас . [10] [11]
Таким образом, саттвическая диета должна включать в себя пищу и привычки питания, которые являются «чистыми, необходимыми, естественными, жизненно важными, дающими энергию, чистыми, сознательными, истинными, честными, мудрыми». [2] [3] [4]
Древняя литература
[ редактировать ]В древней литературе особое внимание уделялось употреблению приятной (саттвической) пищи и умеренному питанию. Например, ц. V века Тамильский поэт-философ Валлувар настаивает на этом в 95-й главе своего труда « Тируккурал» . Он намекает: «Обладая хорошим пищеварением и по-настоящему голодным, ешьте с осторожностью приятную пищу» (стих 944) и «Приятная пища в умеренных количествах обеспечивает отсутствие боли» (стих 945). [12] [13]
Йога включает в себя рекомендации по привычкам питания. Обе Шандилья Упанишады [14] и Сватмарама , индийский йогин, живший в 15 веке нашей эры, [15] : Введение [16] [17] утверждают, что Митахара (умеренное питание) является важной частью практики йоги. Это одна из ям (добродетельных самоограничений). [15] : стихи 1.58–63, страницы 19–21. Однако в этих текстах, обсуждая диету йоги, не упоминается саттвическая диета. [ по мнению кого? ]
В контексте диеты йоги достоинством Митахары является то, что йог осознает количество и качество еды и напитков, которые он или она потребляет, не принимает ни слишком много, ни слишком мало и соответствует состоянию своего здоровья и потребностям. [4] [6]
Применение концепций саттвы и тамаса к еде является более поздним и относительно новым расширением добродетели Митахары в литературе по йоге. Стихи с 1.57 по 1.63 «Хатха-йоги прадипики» . [15] : стихи 1.58–63, страницы 19–21. предполагают, что вкусовые пристрастия не должны влиять на пищевые привычки; скорее, лучшая диета — это вкусная, питательная и приятная, а также достаточная для удовлетворения потребностей организма. [18] Он рекомендует «есть только тогда, когда чувствуешь голод» и «не переедать и не есть, чтобы полностью заполнить желудок; лучше оставлять четверть порции пустой и наполнять три четверти качественной пищей и пресной водой». [18] Хатха-йога Прадипика предлагает йогу режим «митахара», избегающий продуктов с чрезмерным количеством кислого, соленого, горького, масла, жгучих специй, незрелых овощей, ферментированных продуктов или алкоголя. [15] : Стихи с 1.59 по 1.61. Практика Митахары в Хатха-йоге Прадипика включает в себя отказ от несвежей, нечистой и тамасической пищи и употребление умеренного количества свежей, жизненно важной и саттвической пищи. [2]
Саттвические продукты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2023 г. ) |
Согласно Аюрведе , саттвическая, раджасическая и тамасическая пища состоит из некоторой комбинации любого из пяти основных элементов: притхви (земля), джала (вода), теджа (огонь), вайю (воздух) и акаша (эфир). [19]
Орехи и семена
[ редактировать ]Орехи, которые можно считать частью саттвической диеты, включают сырой органический миндаль, кешью и фисташки. Семена, которые можно считать частью саттвической диеты, включают семена подсолнечника и тыквы. [20]
Фрукты
[ редактировать ]Свежие и органические фрукты считаются саттвичными. Свежие фрукты предпочтительнее замороженных или консервированных в саттвической диете. [21]
Молочный
[ редактировать ]Молочные продукты, такие как йогурт и сыр ( панир ), должны быть приготовлены в этот день из молока, полученного в этот день. Сливочное масло также должно быть свежим и сырым; но топленое масло ( топленое масло ) может храниться вечно и отлично подходит для приготовления пищи. Свежесть – это ключ к молочным продуктам. Молоко должно быть свежедоенным от коровы. Молоко, которое не употребляется в свежем виде, можно хранить в холодильнике в сыром виде в течение одного-двух дней, но перед употреблением его необходимо довести до кипения и пить, пока оно еще горячее/теплое. [ нужна ссылка ]
Овощи
[ редактировать ]Большинство мягких овощей считаются саттвичными. Острые овощи лук-порей , чеснок и лук (тамасические) исключаются, в том числе грибы , так как все грибы также считаются тамасическими. Некоторые считают помидоры, перец и баклажаны саттвичными, но большинство считает семейство луковых (чеснок, лук, лук-порей, лук-шалот), а также грибы (дрожжи, плесень и грибы) несаттвичными. [ нужна ссылка ]
Цельнозерновые продукты
[ редактировать ]Цельнозерновые продукты обеспечивают питание. Некоторые из них включают органический рис , цельнозерновую пшеницу , полбу , овсянку и ячмень . Иногда зерна перед приготовлением слегка обжаривают, чтобы удалить часть их тяжелого качества. Дрожжевой хлеб не рекомендуется употреблять, если только он не поджарен. Пшеницу и другие зерна также можно прорастить перед приготовлением. [ нужна ссылка ]
Бобовые
[ редактировать ]Фасоль мунг , чечевица , желтый колотый горох , нут , фасоль адуки , обыкновенная фасоль и ростки фасоли считаются саттвичными, если их хорошо приготовить. В общем, чем меньше фасоль, тем легче ее переваривать. [ нужна ссылка ]
Подсластители
[ редактировать ]Большинство йогов используют сырой мед (часто в сочетании с молочными продуктами), неочищенный сахар или сахар-сырец (нерафинированный). Другой выбор — пальмовый пальмовый сахар и сахар из кокосовой пальмы. Другие используют альтернативные подсластители, такие как стевия или листья стевии. В некоторых традициях из рациона исключаются сахар и/или мед, а также все другие подсластители. [ нужна ссылка ]
Специи
[ редактировать ]Саттвические специи — это травы/листья, включая базилик и кориандр . [ нужна ссылка ]
Все остальные специи считаются либо раджасическими, либо тамасическими. Однако со временем некоторые индуистские секты попытались причислить некоторые специи к саттвическим. [ нужна ссылка ]
Специи в новом саттвическом списке могут включать кардамон (yealakaai на тамильском языке, Elaichi на хинди), корицу (Ilavangapattai на тамильском языке, Dalchini на хинди), тмин (seeragam на тамильском языке, Jeera на хинди), фенхель (soambu на тамильском языке, Saunf на хинди). ), пажитник (вентайям на тамильском, Мети на хинди), черный перец ( Piper nigrum ), также известный как «Кали мирч» на хинди, свежий имбирь (инги на тамильском, Адрак на хинди) и куркума (Манджай на тамильском, Халди на хинди). ).
Раджасические специи, такие как красный перец (кудаймилагаи на тамильском языке, «Шимла мирч» на хинди), обычно исключаются, но иногда используются в небольших количествах, как для очистки каналов, заблокированных слизью, так и для противодействия тамасу. [ нужна ссылка ]
Саттвические травы
[ редактировать ]Другие травы используются для непосредственной поддержки саттвы в уме и во время медитации . К ним относятся ашвагандха , бакопа , аир , готу кола , гинкго , джатаманси, пурнарнава, шатавари , шафран , шанкхапушпи, тулси и роза . [ нужна ссылка ]
Раджасические (стимулирующие) продукты
[ редактировать ]Раджас-пища определяется как острая, горячая, жареная или кислая пища. Раджа-еда могла привести к печали, страданиям или недугам. Нездоровая пища или консервированные продукты часто относят к раджасику. [22]
Тамасические (седативные) продукты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2010 г. ) |
Седативная пища , также называемая статической пищей или тамасической пищей , — это продукты, употребление которых, согласно йоге , вредно как для ума, так и для тела. Вред разуму включает в себя все, что приведет к более тупому и менее утонченному состоянию сознания. К телесным повреждениям относятся любые продукты, которые прямо или косвенно (через любой физический дисбаланс) вызывают вредный стресс для любого физического органа. [ нужна ссылка ]
К таким продуктам иногда относятся: мясо , рыба , оплодотворенные яйца, лук , чеснок , зеленый лук , лук-порей , шнитт-лук , грибы , алкогольные напитки , дуриан (фрукты), сыр с плесенью , опиум и несвежие продукты. Пища, оставшаяся более трех часов (т. е. один ям) , согласно главе 17 Бхагавад -гиты , находится в тамасическом состоянии. [23]
Несовместимые продукты
[ редактировать ]Несовместимые продукты (вируддха) [24] считаются причиной многих заболеваний. [19] В Чарака-самхите дан список сочетаний продуктов питания, считающихся несовместимыми в саттвической системе. [19] П.В. Шарма утверждает, что такая несовместимость может не иметь влияния на человека сильного, достаточно тренирующегося и обладающего хорошей пищеварительной системой. [24]
Примеры комбинаций, которые считаются несовместимыми, включают:
- Соль или что-либо содержащее соль с молоком (традиционно считается, что оно вызывает кожные заболевания). [ нужен лучший источник ]
- Фрукты с молочными продуктами. [ нужен лучший источник ]
- Рыба с молочными продуктами (традиционно считается, что она производит токсины) [24] [19]
- Мясо с молочными продуктами [19]
- Кислая еда [19] или кислые фрукты [24] с молочными продуктами
- Листовые овощи с молочными продуктами [19]
- Молочный пудинг или сладкий пудинг с рисом [19]
- Горчичное масло и куркума ( куркума ) [19]
См. также
[ редактировать ]- Аюрведа
- Буддийское вегетарианство
- Диета в индуизме
- Джайн (Сатвика)
- Лактовегетарианство
- Ital
- Кошерный
- Халяль
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Открытие удивительных преимуществ саттвической еды.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стивен Розен (2011), Еда для души: вегетарианство и традиции йоги, Прегер, ISBN 978-0-313-39703-5 , страницы 25-29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Скотт Герсон (2002), Аюрведическое руководство по диете, ISBN 978-0-910261-29-6 , Глава 8: Саттвическая диета, страницы 107–132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Десаи, БП (1990). «Место питания в йоге» . Древняя наука о жизни . 9 (3): 147–153. ПМЦ 3331325 . ПМИД 22557690 .
- ^ «Ахимса – религиозное учение» . Британская энциклопедия . Проверено 12 марта 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пол Тернер (2013), ПИЩЕВАЯ ЙОГА – питание тела, разума и души, 2-е издание, ISBN 978-0-9850451-1-1
- ^ Митихара, в книге «Что такое индуизм?» (Ред. Журнал «Индуизм сегодня», 2007 г.), Гималайская академия, Гавайи, ISBN 978-1-934145-00-5 , стр. 340
- ^ саттвическая диета Что такое саттвическая диета
- ^ Саттва Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ Эдвард Крейг (2009), Энциклопедия философии Routledge, Routledge, стр. 463
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 978-0-8239-3179-8 , стр. 265
- ^ Сундарам, PS (1990). Тируваллувар Курал . Гургаон: Пингвин. п. 115. ИСБН 978-0-14-400009-8 .
- ^ «Рассел Симмонс о своей веганской диете, Обаме и йоге» . Журнал «Интегральная йога» . нд . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ К. Н. Айяр (1914), Тридцать малых упанишад, Kessinger Publishing, ISBN 978-1-164-02641-9 , глава 22, страницы 173–176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сватмарама. (2002). Хатха-йога прадипика (перевод) . Акерс, Брайан Дана. Корк: BookBaby. ISBN 9780989996648 . OCLC 897647792 .
- ^ Лоренцен, Дэвид (1972). Капалики и Каламукхи . Издательство Калифорнийского университета. стр. 186–190 . ISBN 978-0-520-01842-6 .
- ^ Субрамуния (2003). Слияние с Шивой: современная метафизика индуизма . Публикации Гималайской академии. п. 155. ИСБН 978-0-945497-99-8 . Проверено 6 апреля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б К.С. Джоши, Говоря о йоге и природной терапии, Sterling Publishers, ISBN 978-1-84557-045-3 , страницы 65-66.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Растоги, Санджив (2014). Аюрведическая наука о еде и питании . Springer Science & Business Media. ISBN 1461496284 . стр.16, 31-32.
- ^ «6 саттвических продуктов, которые сделают вашу диету более йогической • Основы йоги» . 17.12.2020 . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «6 саттвических продуктов, которые сделают вашу диету более йогической • Основы йоги» . 17.12.2020 . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Растоги, Санджив (2014). Аюрведическая наука о еде и питании . Спрингер. стр. 12, 22. ISBN. 978-1-4614-9627-4 .
- ↑ Глава 17, стих 10 Бхагавад-гиты.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Веротта, Луизелла; Макки, Мария Пиа; Венкатасубраманиан, Падма (2015). Соединение индийской мудрости и западной науки: использование растений для питания и здоровья . CRC Press, Бока-Ратон, США. ISBN 1482299763 . стр. 25-26.