Зрительная терапия
Зрительная терапия | |
---|---|
Специальность | Оптометрия |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
Зрительная терапия ( ВТ ), или поведенческая оптометрия , — это общий термин для методов альтернативной медицины с использованием упражнений для глаз, основанных на псевдонаучном утверждении, что проблемы со зрением являются истинной основной причиной трудностей в обучении, особенно у детей. [1] Научные исследования не доказали свою эффективность зрительной терапии, за исключением помощи при недостаточности конвергенции . [2] Большинству утверждений (например, о том, что терапия может решить неврологические, образовательные и пространственные трудности) не хватает подтверждающих доказательств. [3] Ни Американская академия педиатрии , ни Американская академия офтальмологии не поддерживают использование зрительной терапии. [4] [5]
Определение и концептуальная основа
[ редактировать ]Зрительная терапия основана на предположении, что многие нарушения обучаемости у детей основаны на проблемах со зрением и что их можно вылечить, выполняя упражнения для глаз. Зрительная терапия не имеет убедительных доказательств, ее охарактеризовали как лженауку , а ее практику - как шарлатанство . [6] [1]
Зрительная терапия – это широкая концепция, охватывающая широкий спектр видов лечения. [3] К ним относятся те, которые направлены на недостаточность конвергенции , которую часто называют « вергентной терапией» или «ортоптической терапией», а также на различные неврологические, образовательные и пространственные трудности. [3]
Эффективность
[ редактировать ]Нет убедительных доказательств того, что зрительная терапия приносит какую-либо пользу при лечении нарушений обучаемости, чтения, дислексии или СДВГ, хотя есть некоторые доказательства того, что она может помочь в лечении недостаточности конвергенции у здоровых людей. [7] [8] [9] По состоянию на 2020 год [update] пришли к единому мнению офтальмологи , ортоптики и педиатры , что некосоглазая зрительная терапия не имеет документированных доказательств эффективности. [10]
Обзор, проведенный в 2000 году, пришел к выводу, что контролируемых исследований этого подхода было недостаточно. [11] Обзор литературы 2008 года также отметил, что контролируемых исследований было недостаточно, и пришел к выводу, что эти подходы «не основаны на фактических данных и, следовательно, не могут быть защищены». [2]
Нет убедительных доказательств, подтверждающих использование зрительной терапии в реабилитации пациентов с легкой черепно-мозговой травмой , хотя она может быть полезна для лечения посттравматической недостаточности конвергенции и недостаточности аккомодации . [12]
Виды лечения
[ редактировать ]Существует несколько различных широких классификаций философий лечения зрения, которые традиционно делятся между оптометристами , офтальмологами и практиками альтернативной медицины.
Ортоптическая терапия зрения, также известная как ортоптика , представляет собой область обследования и лечения пациентов с нарушениями зрительной системы с упором на бинокулярное зрение и движения глаз. [13] Традиционная ортоптика, которую обычно практикуют ортоптисты , оптометристы, поведенческие оптометристы, детские офтальмологи и офтальмологи общего профиля, решает проблемы напряжения глаз , зрительно-индуцированных головных болей , косоглазия , диплопии и навыков, связанных со зрением, необходимых для чтения .
Поведенческая зрительная терапия или терапия зрительной интеграции (также известная как поведенческая оптометрия ). [14]
Существует ряд альтернативных подходов к терапии зрения, которые не изучались в традиционной или доказательной медицине . Обычно их предоставляют нелицензированные профессионалы, хотя их также предоставляет меньшинство оптометристов. Эти методы обычно находятся под пристальным вниманием офтальмологических и оптометрических журналов из-за отсутствия доказанной эффективности. [ нужна ссылка ]
Ортоптическая терапия зрения
[ редактировать ]Ортоптика уделяет особое внимание диагностике и нехирургическому лечению косоглазия (блуждающего глаза), амблиопии (ленивого глаза) и нарушений движения глаз. [15] Доказательства в поддержку его использования при амблиопии по состоянию на 2011 год неясны. [16]
Большая часть практики ортопистов касается рефракции и мышечного контроля глаз. [17] Ортоптики – это обученные специалисты, специализирующиеся на ортоптическом лечении. При наличии специальной подготовки в некоторых странах ортоптики могут участвовать в мониторинге некоторых форм глазных заболеваний, таких как глаукома, скрининг катаракты и диабетическая ретинопатия. [18]
Поведенческая зрительная терапия
[ редактировать ]Поведенческая зрительная терапия (БВТ) направлена на лечение проблем, включая трудности зрительного внимания и концентрации, [19] которые поведенческие оптометристы классифицируют как недостатки обработки визуальной информации. Они проявляются как неспособность сохранять фокус или переключать фокус с одной области пространства на другую. [20] Некоторые практикующие врачи утверждают, что плохое отслеживание взгляда может повлиять на навыки чтения, и предполагают, что тренировка зрения может улучшить некоторые зрительные навыки, полезные для чтения. [21]
Поведенческую зрительную терапию практикуют в основном оптометристы, специализирующиеся в этой области. Исторически сложилось так, что между оптометрией и медициной существовали некоторые различия в философии относительно эффективности и актуальности терапии зрения, хотя ни одна из них не поддерживает ее использование для лечения нарушений обучения. Крупные организации, в том числе Международная ортоптическая ассоциация и Американская академия офтальмологии , пришли к выводу, что клинически значимое улучшение зрения при БВТ не имеет обоснования, и поэтому не практикуют ее. [2] Тем не менее, крупные оптометрические организации, в том числе Американская оптометрическая ассоциация , Американская академия оптометрии , Колледж оптометристов по развитию зрения и Программа развития оптометрии , поддерживают утверждение, что нестрабистическая визуальная терапия действительно решает основные проблемы со зрением, которые, как утверждается, влияют на потенциал обучения. Однако эти оптометрические организации стараются отметить, что зрительная терапия не лечит напрямую расстройства обучения. [22]
Поведенческая оптометрия
[ редактировать ]Поведенческая оптометрия — это научно недоказанный раздел оптометрии, который исследует, как зрительная функция влияет на повседневную деятельность пациента. Зрительная терапия является разновидностью поведенческой оптометрии. В целом, офтальмотерапевты пытаются улучшить зрение и, следовательно, повседневное самочувствие пациентов, используя «упражнения для глаз», призму и линзы, уделяя больше внимания зрительным функциям пациента.
Среди медицинских школ офтальмология не видит достоинств в процедурах, связанных со многими практиками поведенческой оптометрии, поскольку не было проведено достаточно строгих исследований, чтобы оправдать практику зрительной терапии. По данным Американской ассоциации детской офтальмологии и косоглазия , поведенческие аспекты терапии зрения считаются научно недоказанными. [10]
Техники
[ редактировать ]В 2008 году ученый-зритель Брендан Барретт опубликовал обзор поведенческой оптометрии по приглашению Колледжа оптометристов Великобритании . Он писал, что поведенческая оптометрия не является четко определенной областью, но ее сторонники полагают, что она может выйти за рамки стандартных программ, например, как расширение оптометрии, используя целостный подход. Барретт перечислил методы лечения: [2]
- Зрительная терапия при нарушениях аккомодации/вергенции – упражнения для глаз и обучение, направленные на облегчение этих нарушений. Существуют доказательства того, что упражнения для глаз могут помочь при нарушениях конвергенции, но убедительных доказательств того, что упражнения помогают при нарушениях аккомодации, не существует.
- Неуспевающий ребенок – методы лечения, которые, как утверждается, помогают детям с дислексией , диспраксией и синдромом дефицита внимания – «уязвимый» целевой рынок. Нет никаких доказательств того, что поведенческая оптометрия приносит какую-либо пользу в этих условиях.
- Призмы для лечения бинокулярных расстройств вблизи и для изменения осанки - использование «сопряженных» призм для перенаправления взгляда человека и достижения ряда заявленных преимуществ, включая улучшение осанки и улучшение самочувствия. Доказательств эффекта, который может иметь этот подход, недостаточно.
- Ближний точечный стресс и низкий плюс – использование специальных линз для регулировки зрения в ближнем поле даже для людей, которым обычно очки не нужны. Утверждается, что это улучшает осанку и снимает зрительный стресс. В этой области были проведены некоторые исследования, и их эффективность остается «недоказанной».
- Использование линз с низким плюсом на близком расстоянии позволяет замедлить прогрессирование близорукости.
- Терапия для уменьшения близорукости.
- Поведенческие подходы к лечению косоглазия и амблиопии.
- Тренировка центрального и периферического осознания и синтоники.
- Спортивная терапия зрения.
- Неврологические расстройства и нейрореабилитация после травмы/инсульта.
Барретт отметил отсутствие опубликованных контролируемых испытаний этих методов. Он обнаружил, что есть несколько областей, в которых имеющиеся данные позволяют предположить, что этот подход может иметь определенную ценность, а именно: лечение недостаточности конвергенции, использование коромысловых призм у неврологических пациентов и восстановление зрения после заболеваний или травм головного мозга. обнаружил, что в других областях, где использовались эти методы, то есть в большинстве ситуаций, нет никаких доказательств их ценности. [2] Напротив, Стивен Новелла отмечает, что единственное состояние, для которого имеются научные данные хорошего качества, — это расстройства конвергенции. Это указывает на проблему, которая является общей для дополнительной или интегративной медицины, типа альтернативной медицины , заключается в том, что многообещающее применение для лечения одного расстройства применяется к широкому спектру расстройств, для которых нет никаких доказательств. [1]
Упражнения для глаз
[ редактировать ]В этом разделе отсутствует информация об упражнениях по китайскому массажу глаз (眼保健操), обязательных в школах на основе теории традиционной китайской медицины – несколько иной разновидности теории шарлатанства. ( ноябрь 2021 г. ) |
Упражнения для глаз, используемые в терапии зрения, обычно можно разделить на две группы: те, которые используются для лечения «косоглазия» и те, которые используются для лечения «не косоглазия», для улучшения здоровья глаз.Офтальмологи и ортоптики не считают эти упражнения клинически значимыми для улучшения зрения. Обычно они видят эту перцептивно-моторную деятельность в сфере логопедической или эрготерапии .
Некоторые из используемых упражнений:
- Рядом с точкой тренировки конвергенции или способности обоих глаз фокусироваться на одной точке пространства.
- базовое чтение призмы, карты стереограмм используются Для улучшения фузионной вергенции и компьютеризированные обучающие программы . [23]
- Ношение выпуклых линз . [24]
- Ношение вогнутых линз .
- В «Упражнениях Коуторна Кукси» также используются различные упражнения для глаз, однако они предназначены для облегчения вестибулярных расстройств, таких как головокружение, а не проблем со зрением. [25]
- Противосупрессивные упражнения при амблиопии – сейчас это практически не практикуется, хотя иногда их можно использовать.
Упражнения для глаз, используемые в поведенческой терапии зрения, также известные как оптометрия развития, направлены на лечение проблем, в том числе проблем со зрительным вниманием и концентрацией, которые могут проявляться в неспособности поддерживать фокус или перемещать фокус с одной области пространства на другую. [ нужна ссылка ]
В некоторых упражнениях используются: [ нужна ссылка ]
- Марсденские шарики
- Тренажеры ротации
- Синтоника
- Балансборд или балки
- Саккадические фиксаторы
- Направленные секвенсоры
Тренировка фузионной амплитуды и относительной фузионной амплитуды предназначена для облегчения недостаточности конвергенции . Исследование CITT (Испытание лечения недостаточности конвергенции) представляло собой рандомизированное двойное слепое многоцентровое исследование (высокий уровень надежности), показавшее, что ортоптическая зрительная терапия является эффективным методом лечения недостаточности конвергенции (КИ). Соавторами этого исследования были оптометристы и офтальмологи. [ нужна ссылка ] Тренировка фузионной амплитуды также предназначена для облегчения периодической экзотропии. [26] и другие менее распространенные формы косоглазия.
Некоторые утверждают, что некоторые упражнения для глаз, выполняемые своими руками, улучшают остроту зрения за счет уменьшения или устранения аномалий рефракции . Такие утверждения основаны главным образом на неофициальных данных и обычно не подтверждаются ортоптистами, офтальмологами или оптометристами. [27] [28]
Немецкий оптик Ханс-Иоахим Хаазе разработал метод исправления предполагаемого смещения. Его метод, названный методом МКХ , не признан научно обоснованным подходом. [29] [30] [31] [32]
Концептуальная основа и эффективность
[ редактировать ]Поведенческая оптометрия во многом основана на концепциях, которые недостаточно правдоподобны или противоречат общепринятой неврологии , а большинство проведенных исследований было низкого качества. [33] Как и в случае с хиропрактикой , среди практикующих специалистов, по-видимому, существует определенный спектр научной легитимности: с одной стороны, есть некоторые слабые доказательства в поддержку идеи о том, что близорукость может быть затронута тренировкой глаз; [2] другой крайностью являются такие концепции, как «синтонная фототерапия», которая предполагает, что свет разного цвета можно использовать для лечения различных заболеваний. [33]
Обзор, проведенный в 2000 году, пришел к выводу, что контролируемых исследований этого подхода было недостаточно. [11] В 2008 году Барретт пришел к выводу, что «продолжающееся отсутствие строгих научных доказательств в поддержку подходов к управлению поведением и, в частности, нехватка контролируемых исследований представляют собой серьезную проблему для доверия к теории и практике поведенческой оптометрии». [2]
Поведенческая оптометрия была предложена как полезная для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и аутизмом . Это предложение основано на идее о том, что, поскольку у людей с этими заболеваниями часто наблюдаются ненормальные движения глаз, исправление этого может помочь устранить основное заболевание. Однако доказательства, подтверждающие этот подход, слабы; Американская академия педиатрии , Американская академия офтальмологии и Американская ассоциация детской офтальмологии и косоглазия заявили, что нарушения обучаемости не вызываются и не поддаются лечению визуальными методами. [34]
Тренировка спортивного зрения
[ редактировать ]Специалисты по спортивной тренировке зрения утверждают, что могут улучшить функцию зрения спортсменов сверх того, что ожидается у людей с уже здоровой зрительной системой. [35] [36] [ нужен лучший источник ]
История
[ редактировать ]Различные формы упражнений для глаз использовались на протяжении веков. [9] Концепция ортоптики была введена в конце девятнадцатого века для нехирургического лечения косоглазия . Эта ранняя и традиционная форма зрительной терапии легла в основу того, что сейчас известно как ортоптика , и была основана на наблюдении, а не на исследованиях или доказательствах. [37]
В первой половине двадцатого века ортоптики, работая с офтальмологами , внедрили различные методы обучения, в основном предназначенные для улучшения выравнивания глаз. Во второй половине двадцатого века зрительная терапия начала использоваться специально обученными оптометристами для лечения различных состояний, от нарушения зрения (астенопии), нарушений моторики глаз, контроля фокусировки, бинокулярного зрения, восприятия глубины, координации глаз и рук и обработки изображений. . Было продемонстрировано, что эти методы лечения помогают многим пациентам с плохим чтением и успеваемостью, вызванными их зрением. Существует множество ненаучных методов, которые пропагандируются в коммерческих целях и утверждаются специально для улучшения зрения и даже улучшения спортивных результатов. [9]
Поведенческая оптометрия
[ редактировать ]Некоторые оптометристы считают, что поведенческая оптометрия берет свое начало в учении Скеффингтона и Александра. Они способствовали непрерывному обучению оптометристов, чтобы они могли расширить свои знания о том, как зрение влияет на производительность. В зрительной терапии различают терапию косоглазого/ортоптического зрения (которую практикуют многие оптометристы, ортоптики и офтальмологи ) и терапию некосоглазого зрения. [38] А. М. Скеффингтон был американским оптометристом, известным некоторым как «отец поведенческой оптометрии». [39] Скеффингтон считается соучредителем программы оптометрического расширения вместе с Э. Б. Александером в 1928 году. [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Новелла С (31 января 2018 г.). «Шлатанство в области зрительной терапии» . Научная медицина .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барретт, Брендан Т. (2009). «Критическая оценка доказательств, подтверждающих практику поведенческой зрительной терапии» . Офтальмологическая и физиологическая оптика . 29 (1): 4–25. дои : 10.1111/j.1475-1313.2008.00607.x . ПМИД 19154276 .
- ^ Jump up to: а б с Уайткросс С (2013). «Зрительная терапия: вы шутите? Проблемы с текущими исследованиями». Ам Ортопт Ж (Обзор). 63 : 36–40. дои : 10.3368/aoj.63.1.36 . ПМИД 24260807 . S2CID 9835985 .
- ^ Джо Зельцер (30 ноября 2010 г.). «Офтальмологи выражают скептицизм по поводу терапии зрения» . Сент-Луисский маяк. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 г.
- ^ Джудит Уорнер (10 марта 2010 г.). «Придумываем лекарство для детей с проблемами» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лаброт З., Дюфрен Б. (2019). «Глава 5: Обучение». В Хаппе С. (ред.). Лженаука в детской и подростковой психотерапии: скептическое практическое руководство . Издательство Кембриджского университета. стр. 66–79. дои : 10.1017/9781316798096.007 . ISBN 9781107175310 . S2CID 240819473 .
- ^ Ракер Дж.С., Филлипс П.Х. (июнь 2018 г.). «Эфферентная зрительная терапия». J Нейроофтальмол . 38 (2): 230–236. doi : 10.1097/WNO.0000000000000480 . ПМИД 28059865 . S2CID 11582050 .
- ^ Роустрон, Дж. А.; Берли, CD; Старейшина, MJ (2005). «Систематический обзор применимости и эффективности упражнений для глаз». Журнал детской офтальмологии и косоглазия . 42 (2): 82–8. дои : 10.3928/01913913-20050301-02 . ПМИД 15825744 .
- ^ Jump up to: а б с Хелвестон, Юджин М (2005). «Визуальное обучение: современное состояние офтальмологии». Американский журнал офтальмологии . 140 (5): 903–10. дои : 10.1016/j.ajo.2005.06.003 . ПМИД 16310470 .
- ^ Jump up to: а б Скотт С. (17 декабря 2020 г.). «Зрительная терапия» . AAPOS — Американская ассоциация детской офтальмологии и косоглазия.
- ^ Jump up to: а б Дженнингс (2000). «Поведенческая оптометрия – критический обзор». Оптом. Практика. 1 (67).
- ^ Бартон Дж., Раналли П. (июнь 2020 г.). «Зрительная терапия: тренировка глазомоторной активности при легкой черепно-мозговой травме» . Анналы неврологии . 88 (3): 453–461. дои : 10.1002/ana.25820 . ПМИД 32542907 . S2CID 219706486 .
- ^ «Ортоптик» . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Американская академия офтальмологии. Дополнительная оценка терапии: зрительная терапия при нарушениях обучаемости. Архивировано 1 октября 2006 г. в Wayback Machine . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ Документ Международной ортоптической ассоциации «профессиональная роль».
- ^ Запад, С; Уильямс, К. (30 июня 2011 г.). «Амблиопия» . Клинические данные BMJ . 2011 . ПМЦ 3275294 . ПМИД 21714945 .
- ^ "TCOS.ca :: Канадское ортоптическое общество" . Архивировано из оригинала 1 мая 2004 г.
- ^ Вукицевич М., Кокланис К. и Гирибальди М. Ортоптика: развитие для удовлетворения растущего спроса на офтальмологические услуги . В новостях Инсайта. Март 2013 г.: Сидней, Австралия.
- ^ ДЖУДИТ УОРНЕР (10 марта 2010 г.). «Придумываем лекарство для детей с проблемами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ «Этапы перемен» (PDF) . Политехнический институт и Государственный университет Вирджинии . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ «Отслеживание взгляда и подсказки для улучшения обучения» (PDF) . Вустерский политехнический институт . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ «Зрение, обучение и дислексия. Совместное заявление о организационной политике Американской академии оптометрии и Американской оптометрической ассоциации» . Журнал Американской оптометрической ассоциации . 68 (5): 284–6. 1997. ПМИД 9170793 .
- ^ Майкл Дж. Бартисс. «Лечение и управление недостаточностью конвергенции» . Медскейп . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Бертон Дж. Кушнер (2014). «Проблемы глазных мышц у детей и взрослых: руководство к пониманию» (PDF) .
- ^ «Упражнения Коуторна-Кукси от головокружения» . Dizziness-and-balance.com . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Чжан К.К.; Кокланис К; Георгиевский З (2007). «Периодическая экзотропия: обзор естественного течения и результатов нехирургического лечения». Австралийский ортоптический журнал . 39 (1): 31–37.
- ^ Уорролл, Рассел; Невьяс, Джейкоб; Барретт, Стивен (6 июля 2018 г.). «Шлатанство, связанное с глазами» . Шарлатанские часы.
- ^ Хайтинг, Гэри (март 2021 г.). «Улучшают ли упражнения для глаз зрение?» . AllAboutVision.com . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Кромейер, Мириам; Шмитт, Кристина; Бах, Майкл; Коммерелл, Гунтрам (2002). «По мнению Ханса-Иоахима Хаазе, улучшают ли призмы стереовидение?» [Улучшают ли призмы по мнению Ханса-Иоахима Хаазе стереоостроту?]. Клинические ежемесячные бюллетени по офтальмологии (на немецком языке). 219 (6): 422–8. дои : 10.1055/s-2002-32883 . ПМИД 12136437 . S2CID 72028637 .
- ^ Шрот, В; Ящинский, В. (2007). «По мнению Х.-Й. Хаазе, влияют ли призмы на распространенность глаз?» [Выполните коррекцию призмы по Х.-Ж. Влияние Хаазе на распространенность глаз?]. Клинические ежемесячные бюллетени по офтальмологии (на немецком языке). 224 (1): 32–9. дои : 10.1055/s-2006-927268 . ПМИД 17260317 . S2CID 260203639 .
- ^ Коммерелл, Г; Кромейер, М. (2002). «Коррекция призмы при гетерофории». Офтальмолог: Журнал Немецкого офтальмологического общества . 99 (1): 3–9. дои : 10.1007/PL00007112 . ПМИД 11840793 . S2CID 9739355 .
- ^ Брюггер, Н.; Чемпион, Р; Флюри-Корнелис, Х; Плательщик, Г; Плательщик, Х; Зигенталер, Б; Старкерман, М; Вейстаннер, Б. (1995). «Насколько необходимы призмы? Как избежать неправильного применения призменных очков, вызванных Полатестом, в более чем 70 случаях» [Насколько необходимы призмы? В более чем 70 случаях удаление призм, которые были неправильно установлены, основано только на методике теста Пола]. Спектр офтальмологии (на немецком языке). 9 (2): 63–73. дои : 10.1007/bf03163758 . S2CID 24248991 .
- ^ Jump up to: а б Новелла, Стивен (28 октября 2009 г.). «Урок науки от гомеопата и поведенческого оптометриста» . Научная медицина . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Вольрайх и др . 2008, стр. 269-270 .
- ^ «Видение спорта и достижений: инструменты для расширения вашей практики и привлечения новых пациентов». Американская оптометрическая ассоциация . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Эриксон, Грэм (2007). Спортивное видение . Баттерворт-Хейннеман. ISBN 9780750675772
- ^ Георгиевский, Зоран; Кокланис, Константина; Фентон, Адам; Кукурас, Игнатиос (2007). «Работа викторианских ортоптиков в фотооценке диабетической ретинопатии». Клиническая и экспериментальная офтальмология . 35 (8): 733–8. дои : 10.1111/j.1442-9071.2007.01576.x . ПМИД 17997777 . S2CID 8661627 .
- ^ Бирнбаум, М.Х. (1994). «Поведенческая оптометрия: историческая перспектива». Журнал Американской оптометрической ассоциации . 65 (4): 255–64. ПМИД 8014367 .
- ^ Jump up to: а б «А.М. Скеффингтон, О.Д.: Отец поведенческой оптометрии». Провидцы(Перепечатано из журнала «Обзор оптометрии», январь – декабрь 1991 г.)Обзор оптометрии. По состоянию на 5 февраля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэндлер С.М., Фиерсон В.М. (март 2011 г.). «Нарушение обучаемости, дислексия и зрение» . Педиатрия (обзор). 127 (3): e818–56. дои : 10.1542/пед.2010-3670 . ПМИД 21357342 .
- Уорролл Р.С., Невьяс Дж., Барретт С. (6 июля 2018 г.). «Шлатанство, связанное с глазами» . Шарлатанство . Проверено 20 марта 2021 г.