Jump to content

Традиционная камбоджийская медицина

Традиционная камбоджийская медицина ( кхмерский : វេជ្ជ សា ស្រ្ត បូរាណ ខ្មែរ , ALA-LC : Vejjasāstr Pūrāṇ Khmaer ) включает в себя несколько традиционной медицины систем в Камбодже .

Целителей и травников традиционной медицины Камбоджи вместе называют Кру Кхмер (кхмерский: គ្រូខ្មែរ ). В Камбодже существует множество региональных вариаций практики и знаний о травах традиционной медицины. Традиционная камбоджийская медицина широко используется в Камбодже.

Несмотря на то, что здравоохранение входит в число пяти наиболее важных вопросов правительства Камбоджи, система здравоохранения в стране неадекватна, и люди в более отдаленных деревнях в провинциях испытывают трудности с получением медицинской помощи. Эта ситуация отражена во многих развивающихся странах , и отчасти по этой причине Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) способствует использованию и сохранению знаний о некоторых традиционных лекарствах во многих из этих регионов по всему миру, включая Камбоджу. [1]

Из-за этнического китайского и этнического вьетнамского населения Камбоджи, традиционная китайская медицина и традиционная вьетнамская медицина также практикуются и представлены в стране.

Техники и культура

[ редактировать ]

Практикующих традиционную камбоджийскую медицину называют Кру Кхмер (или, поочередно, Кру Кхмае ) (គ្រូខ្មែរ), что означает «кхмерские учителя», и аспект учитель-ученик между практикующим врачом и пациентом имеет центральное значение для консультации. Кру-кхмеры специализируются на нескольких категориях, таких как закрепка костей, травничество или гадание . Иногда используются различные части животных, минералы и татуировки. [2] В рамках традиционной камбоджийской медицины сверхъестественный мир может как лечить, так и вызывать болезни, поэтому определения между тем, что является лекарственным, а что духовным, часто размыты. [3]

Кхмерская традиционная медицина разделяет с китайской традиционной медициной три объяснительные модели болезней: сверхъестественную теорию, натуралистическую теорию и поддержание баланса горячего и холодного ( инь-ян ). Медицинский и парамедицинский персонал проводит четыре формы терапии: подношения спиртов, дермабразия , поддержание баланса тепла и холода и лекарственные травы. [4]

Знания о кхмерской традиционной медицине передаются от учителя к учителю. Каждый Кру Кхмер подчиняется своему индивидуальному учителю по имени Кру Хом посредством духовной связи даже после смерти своего Кру Хома . В этих отношениях существуют сложные правила и ритуалы. [2]

Кхмерская традиционная медицина использовала письменные тексты, кхмерские шастры или рукописи на пальмовых листьях, начиная с 9-го века, которые хранятся и изучаются во многих храмах по всей бывшей Кхмерской империи . Однако во время гражданской войны в Камбодже и последующего режима красных кхмеров практически все исторические научные тексты и философская литература в Камбодже были уничтожены, включая многие кхмерские медицинские рукописи. [2]

Чтобы более подробно понять профессию и практику кру-кхмеров , профессию можно разделить на ряд подклассов, каждая из которых связана с конкретным методом, вниманием и/или предоставляемыми услугами. [5]

  • Кру тнам кру псам тнам ) ( или . означает «собиратель лекарств» и включает в себя традиционных травников
  • бакбек (или чхоенг ) Кру кру та означает «сломанный» (или « соединитель костей»). Это костоправы, использующие в повязках различные травяные отвары.
  • Кру чай ( គ្រូទាយ ) — прорицатели и предсказатели . Методы варьируются от астрологических карт и мантр до трав и дуновений ( sdaoh phlum ).
  • Кру сне ( គ្រុ ស្នេហ៍ ) означает «заклинатель», и эти кру-кхмеры создают «любовное лекарство» или амулеты, которые можно использовать для общей удачи.
  • Кру сантет ( គ្រូសណ្ឋិត ) — прорицатели с постоянным доступом к некоторым особым духам. Предполагается, что они предсказывают течение определенных заболеваний, а иногда также используют травы.
  • Кру тмоб ( គ្រូធ្មប់ ) — колдуны, которые, как говорят, вызывают болезни или причиняют людям зло. которого широко презирают и боятся в традиционной камбоджийской культуре и сами считают злом, не Ни один кру-хмер, признается в том, что он является или практикует тмап . Чтобы вылечить зло, причиненное мафией, понадобится помощь кру чая , кру сантета , кру чол руба или буддийского монаха.
  • Кру чол руб (или кру баромей ) ( គ្រូ ចូល រូប или គ្រូ បារមី ), что означает «вошедший в тело», являются одержимыми духами-медиумами, часто женщинами. Они способны проводить диагностику или экзорцизм .
  • Буддийские монахи играют важную роль в практике традиционной камбоджийской медицины, поскольку они проводят изгнание нечистой силы, в основном профилактическое.
  • Чхмаб боран ( ឆ្មបបូរាណ ) — акушерки , которые под руководством личного духа оказывают уход и ритуальную помощь матери и ребенку во время и после родов.

Отдельные кру-кхмерские целители могут выполнять сразу несколько ролей.

Считается, что Неак Поан был центральным храмом традиционной кхмерской медицины в ангкорский период. На изображении показано центральное святилище Неак Поан.

Точное происхождение традиционной кхмерской медицины (ТКМ) остается неясным, но считается, что она была основана и формализована с периода Нокор Пном (эра Фунан) до 9 века, в ангкорский период. [6] На него влияют Аюрведа (традиционная индийская медицина) и традиционная китайская медицина . Эти иностранные рамки и практики были смешаны с местными верованиями и суевериями, чтобы создать основу ТКМ. Считается, что храм Неак Поан был центральным храмом кхмерской медицины в ангкорскую эпоху. Джаяварман VII , правивший около 1181–1218 годов, приказал построить 102 больницы («залы, свободные от болезней» или арогьясала ) по всему своему королевству.

Кхмерские надписи , исследованные французским археологом-исследователем Жоржем Кодесом в начале 20 века, подтвердили существование 15 больниц (из 102 больниц Джаявармана VII) по всему королевству. Эти 15 больниц:

Храм Та Пром Кель — один из 102 госпиталей короля Джаявармана VII, расположенный в историческом парке Ангкор.
Нет. Имена на английском языке Имена на кхмерском языке Источники (коды надписей, страницы)
1 Чоан Чум Пол К-11 Инв.I стр. 3
2 Храм Хна Храм Хна К-160 р. 240
3 Кок Рока Кок Рока К-435 БЕФЕО, XIII с. 34, стр. XV. 108
4 Храм Бантей Прибытия Храм Бантей Тленг К-667 БИФЕО, ХХХ, с. 222, 224
5 Сай Фонг Сайфонг К-368 Инв.II с. 96
6 Храм Та Моан Тох Храм Та Моан Тох К-375 Инв.II с. 132
7 Что Пакам Ват Пкам К.386 Инв.II с. 223
8 Конбури Кун Борей К.387 Инв.II с. 238
9 Имя Ван Один торт К-395 Инв.II с. 265
10 Что Ку Ват Ку К-402 Инв, II с. 310
11 Западная гопура Ангкор Тома Гопура к западу от Ангкор Тома К-602 БЕФЕО, XXVI, с. 512
12 Та Пром Кель Храм Храм Та Пром Кел К-614 Инв.III, с. 116
13 Та Кео , больничный храм Храм Такео К-537 ВСА1, 1917–30 гг.
14 Храм Та Ке Понг Храм Такео К-209 Инв, III с. 438
15 Ват Свай Ват Свай К-912, ЭФЭО № 22, с. 8

Надписи в этих больницах описывают количество медицинского персонала и их различные роли, такие как менеджеры больниц, сотрудники по сбору лекарств, сотрудники водогрейных котлов, производители лекарств и дистрибьюторы лекарств. Надпись в Сай Фонге стала самой известной цитатой короля Джаявармана VII: «Болезни народа делают его более болезненным, чем его собственная болезнь». [7]

Прасат Чрей ( кхмерский : ប្រាសាទជ្រៃ) и Прасат Лек 8 (храм номер 8) ( кхмерский : ប្រាសាទលេខ៨) - храмы в Самборе Прей Куке , которые раньше были больничными часовнями во время Ченлы . эпоха. Внутри больничных часовен измельченные или измельченные традиционные лекарственные травы, извлеченные из стволов, корней и листьев растений, смешивали с очищенной водой. Затем жидкость с лекарством выливали на Шива -лингам для повышения эффективности, после чего она текла с базы Линга через внешнюю часть часовни по водосточной трубе, соединенной с северной стороной зданий. Здесь пациенты, ожидавшие возле больницы, наконец получили лекарственную жидкость. [6]

Джаяварман VII приказал построить в общей сложности 102 «зала без болезней» по всей Ангкорийской империи в XII веке для обслуживания населения в целом.

Знания и практика ТКМ были записаны в рукописях на пальмовых листьях , написанных на языке пали и хранившихся в храмах по всей империи. Считается, что большая часть этих оригинальных кхмерских медицинских рукописей была уничтожена во время гражданской войны в Камбодже, но некоторые из них все еще существуют и представляют собой одни из наиболее надежных источников происхождения ТКМ. [3] [8]

Сохранившиеся древние кхмерские медицинские тексты свидетельствуют о значительной систематизации медицинских знаний, но институционализированная кхмерская медицинская система с соответствующей доктринальной практикой не сохранилась в Камбодже до наших дней. Ученые и историки уже давно задаются вопросом, что случилось с этой великой медицинской традицией, и 13 век считается решающим переломным моментом в истории традиционной кхмерской медицины. Постепенный упадок Ангкорийской империи и религиозные сдвиги в сторону буддизма Тхеравады, похоже, сильно повлияли на первоначальную медицинскую культуру. Считается, что сиамское завоевание Ангкора не уничтожило медицинские традиции, а, скорее, присвоило медицинские знания и сохранило их как тайские , а не кхмерские. Считается, что французская колониальная эпоха повлияла и предотвратила возникновение древней кхмерской медицинской традиции. В отличие, например, от Индии, где происходил диалог и обмен знаниями между первоначальными колонизаторами и индийскими врачами, колониальное присутствие, начиная с XVIII века, в Камбодже было почти мгновенным, и французы с самого начала требовали и полагались на западную медицину, упразднив местную камбоджийскую медицину. медицинские традиции в целом. Последовавшая за этим независимость и военные перевороты в Камбодже во время гражданской войны, режим красных кхмеров и вьетнамская оккупация продолжили подавление медицинских традиций, в частности духовных аспектов. Это многовековое давление фрагментировало кхмерскую медицинскую традицию, иногда с появлением местных изменений. [8]

три подкатегории профессии кру кхмеров Исторически были отмечены : кру пет ( кхмерский :គ្រូពេទ្យ), кру тнам и тмуп . Кру Пэт были самыми почитаемыми и теоретически образованными. Они изучали рукописи на пальмовых листьях в храмах и в основном были найдены вокруг резиденций и храмов королевской семьи, в меньшей степени среди населения в целом. Крутнам , которые были травниками без особого интереса к религиозным аспектам, были гораздо более многочисленными, и их можно было найти по всей стране. Тмупы были колдунами . [9] Эти общие категории до сих пор используются в Камбодже, но класса кру домашних животных не существует.

Известные кру-кхмеры

[ редактировать ]

Домашние отшельники Кру всегда прославлялись и почитались в кхмерской культуре за их доброту, спасающую жизни людей и животных. Статуи были созданы в знак уважения к кру пет , например, скульптура отшельника на горе Пном Сантук , а также были построены скиты или храмы, посвященные кру пет , такие как отшельник Маха Русей ( кхмер : មហាឫសី) на горе Пном Да .

Семахатата ( кхмерский : សឹម្ហទត្ត ) был королевским врачом короля Родравармана и Джаявармана I в период Ченлы . Кроме того, он был королевским чиновником королей Бхававармана I и Махендравармана . был мэром Вьядхапуры . В то время он также [10]

Яджнавараха был религиозным кру-кхмером и королевским врачом Кхмерской империи в 10 веке. Наряду с кхмерской традиционной медициной он также практиковал Аюрведу , систему традиционной индийской медицины.

Центры и организации

[ редактировать ]

В 1982 году в Камбодже был открыт Исследовательский центр традиционной медицины. В 1983 году в исследовательском центре началось производство избранных лекарственных средств и был издан ряд книг о целебных растениях. Специалисты по камбоджийской традиционной медицине были приглашены на медицинский факультет для участия в конференциях, и одна из целей факультета - внедрить традиционную медицину во все учебные программы на начальном, среднем и университетском уровнях. [11]

В 2009 году Национальная школа традиционной медицины открылась в Пномпене . В школе преподают и собирают знания о традиционной медицине Камбоджи, которую обычно называют кхмерской традиционной медициной. [12] [13] В школе особое внимание уделяется гигиене и анатомии . [14]

Законы и постановления

[ редактировать ]

Регулирование лекарственных средств растительного происхождения в Камбодже было введено в 1998 году. Лекарственные средства растительного происхождения регулируются как лекарства, отпускаемые без рецепта, и только для самостоятельного лечения. По закону к растительным лекарственным средствам не могут быть предъявлены никакие претензии. [15]

Нормативные требования к производству или оценке безопасности, а также механизмы контроля, созданные для обеспечения соответствия, находятся в ведении Департамента лекарств и продуктов питания . По состоянию на 2005 год в Камбодже зарегистрировано 48 лекарственных средств растительного происхождения; однако ни один из них не включен в национальный список основных лекарств. [15]

Лекарственные травы в Камбодже продаются в аптеках без рецепта, в специальных торговых точках, лицензированными практикующими врачами и без ограничений. [15]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ См. « Национальная политика в области традиционной медицины и регулирования лекарственных средств растительного происхождения – отчет глобального исследования ВОЗ ».
  2. ^ Jump up to: а б с См. Кру Кхмер (стр. 52 f) в разделе «Медицинские удостоверения» .
  3. ^ Jump up to: а б См. отчет о ДВИЖЕНИИ.
  4. ^ См. « Традиционная камбоджийская медицина ».
  5. ^ См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 134-6.
  6. ^ Jump up to: а б « История медицины », проф. Ив Чана, стр.70-76, опубликовано в 2010 г.
  7. ^ Национальный музей Камбоджи короля Джаявармана VII , Пномпень
  8. ^ Jump up to: а б См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 129-33.
  9. Описан Адхемаром Леклером в 1894 году. См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 133.
  10. ^ « История медицины », профессор Ив Чан, стр.70, опубликовано в 2010 г.
  11. ^ «Здравоохранение в Камбодже» . Культурное выживание. 1990 . Проверено 15 ноября 2016 г.
  12. ^ «Открытие школы кхмерской традиционной медицины» . Фонд Ниппон. 29 апреля 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  13. ^ Кео Кунила (10 ноября 2010 г.). «Кому нужна современная медицина?» . Пномпень Пост . Проверено 15 ноября 2016 г.
  14. ^ «Кхмерские целители Камбоджи обучаются древнему искусству» . Мир Фокс Ньюс . АФП. 4 июля 2013 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Национальная политика в области традиционной медицины и регулирования лекарственных средств растительного происхождения – отчет глобального исследования ВОЗ» . ВОЗ. 2005. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd9b7dcac634f988aa965bae0d9b4c53__1709925840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/53/bd9b7dcac634f988aa965bae0d9b4c53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional Cambodian medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)