Традиционная камбоджийская медицина
Эта статья является частью серии, посвященной |
Альтернативная медицина |
---|
Традиционная камбоджийская медицина ( кхмерский : វេជ្ជ សា ស្រ្ត បូរាណ ខ្មែរ , ALA-LC : Vejjasāstr Pūrāṇ Khmaer ) включает в себя несколько традиционной медицины систем в Камбодже .
Целителей и травников традиционной медицины Камбоджи вместе называют Кру Кхмер (кхмерский: គ្រូខ្មែរ ). В Камбодже существует множество региональных вариаций практики и знаний о травах традиционной медицины. Традиционная камбоджийская медицина широко используется в Камбодже.
Несмотря на то, что здравоохранение входит в число пяти наиболее важных вопросов правительства Камбоджи, система здравоохранения в стране неадекватна, и люди в более отдаленных деревнях в провинциях испытывают трудности с получением медицинской помощи. Эта ситуация отражена во многих развивающихся странах , и отчасти по этой причине Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) способствует использованию и сохранению знаний о некоторых традиционных лекарствах во многих из этих регионов по всему миру, включая Камбоджу. [1]
Из-за этнического китайского и этнического вьетнамского населения Камбоджи, традиционная китайская медицина и традиционная вьетнамская медицина также практикуются и представлены в стране.
Техники и культура
[ редактировать ]Практикующих традиционную камбоджийскую медицину называют Кру Кхмер (или, поочередно, Кру Кхмае ) (គ្រូខ្មែរ), что означает «кхмерские учителя», и аспект учитель-ученик между практикующим врачом и пациентом имеет центральное значение для консультации. Кру-кхмеры специализируются на нескольких категориях, таких как закрепка костей, травничество или гадание . Иногда используются различные части животных, минералы и татуировки. [2] В рамках традиционной камбоджийской медицины сверхъестественный мир может как лечить, так и вызывать болезни, поэтому определения между тем, что является лекарственным, а что духовным, часто размыты. [3]
Кхмерская традиционная медицина разделяет с китайской традиционной медициной три объяснительные модели болезней: сверхъестественную теорию, натуралистическую теорию и поддержание баланса горячего и холодного ( инь-ян ). Медицинский и парамедицинский персонал проводит четыре формы терапии: подношения спиртов, дермабразия , поддержание баланса тепла и холода и лекарственные травы. [4]
Знания о кхмерской традиционной медицине передаются от учителя к учителю. Каждый Кру Кхмер подчиняется своему индивидуальному учителю по имени Кру Хом посредством духовной связи даже после смерти своего Кру Хома . В этих отношениях существуют сложные правила и ритуалы. [2]
Кхмерская традиционная медицина использовала письменные тексты, кхмерские шастры или рукописи на пальмовых листьях, начиная с 9-го века, которые хранятся и изучаются во многих храмах по всей бывшей Кхмерской империи . Однако во время гражданской войны в Камбодже и последующего режима красных кхмеров практически все исторические научные тексты и философская литература в Камбодже были уничтожены, включая многие кхмерские медицинские рукописи. [2]
Чтобы более подробно понять профессию и практику кру-кхмеров , профессию можно разделить на ряд подклассов, каждая из которых связана с конкретным методом, вниманием и/или предоставляемыми услугами. [5]
- Кру тнам кру псам тнам ) ( или . означает «собиратель лекарств» и включает в себя традиционных травников
- бакбек (или чхоенг ) Кру кру та означает «сломанный» (или « соединитель костей»). Это костоправы, использующие в повязках различные травяные отвары.
- Кру чай ( គ្រូទាយ ) — прорицатели и предсказатели . Методы варьируются от астрологических карт и мантр до трав и дуновений ( sdaoh phlum ).
- Кру сне ( គ្រុ ស្នេហ៍ ) означает «заклинатель», и эти кру-кхмеры создают «любовное лекарство» или амулеты, которые можно использовать для общей удачи.
- Кру сантет ( គ្រូសណ្ឋិត ) — прорицатели с постоянным доступом к некоторым особым духам. Предполагается, что они предсказывают течение определенных заболеваний, а иногда также используют травы.
- Кру тмоб ( គ្រូធ្មប់ ) — колдуны, которые, как говорят, вызывают болезни или причиняют людям зло. которого широко презирают и боятся в традиционной камбоджийской культуре и сами считают злом, не Ни один кру-хмер, признается в том, что он является или практикует тмап . Чтобы вылечить зло, причиненное мафией, понадобится помощь кру чая , кру сантета , кру чол руба или буддийского монаха.
- Кру чол руб (или кру баромей ) ( គ្រូ ចូល រូប или គ្រូ បារមី ), что означает «вошедший в тело», являются одержимыми духами-медиумами, часто женщинами. Они способны проводить диагностику или экзорцизм .
- Буддийские монахи играют важную роль в практике традиционной камбоджийской медицины, поскольку они проводят изгнание нечистой силы, в основном профилактическое.
- Чхмаб боран ( ឆ្មបបូរាណ ) — акушерки , которые под руководством личного духа оказывают уход и ритуальную помощь матери и ребенку во время и после родов.
Отдельные кру-кхмерские целители могут выполнять сразу несколько ролей.
История
[ редактировать ]Точное происхождение традиционной кхмерской медицины (ТКМ) остается неясным, но считается, что она была основана и формализована с периода Нокор Пном (эра Фунан) до 9 века, в ангкорский период. [6] На него влияют Аюрведа (традиционная индийская медицина) и традиционная китайская медицина . Эти иностранные рамки и практики были смешаны с местными верованиями и суевериями, чтобы создать основу ТКМ. Считается, что храм Неак Поан был центральным храмом кхмерской медицины в ангкорскую эпоху. Джаяварман VII , правивший около 1181–1218 годов, приказал построить 102 больницы («залы, свободные от болезней» или арогьясала ) по всему своему королевству.
Кхмерские надписи , исследованные французским археологом-исследователем Жоржем Кодесом в начале 20 века, подтвердили существование 15 больниц (из 102 больниц Джаявармана VII) по всему королевству. Эти 15 больниц:
Нет. | Имена на английском языке | Имена на кхмерском языке | Источники (коды надписей, страницы) |
---|---|---|---|
1 | Чоан Чум | Пол | К-11 Инв.I стр. 3 |
2 | Храм Хна | Храм Хна | К-160 р. 240 |
3 | Кок Рока | Кок Рока | К-435 БЕФЕО, XIII с. 34, стр. XV. 108 |
4 | Храм Бантей Прибытия | Храм Бантей Тленг | К-667 БИФЕО, ХХХ, с. 222, 224 |
5 | Сай Фонг | Сайфонг | К-368 Инв.II с. 96 |
6 | Храм Та Моан Тох | Храм Та Моан Тох | К-375 Инв.II с. 132 |
7 | Что Пакам | Ват Пкам | К.386 Инв.II с. 223 |
8 | Конбури | Кун Борей | К.387 Инв.II с. 238 |
9 | Имя Ван | Один торт | К-395 Инв.II с. 265 |
10 | Что Ку | Ват Ку | К-402 Инв, II с. 310 |
11 | Западная гопура Ангкор Тома | Гопура к западу от Ангкор Тома | К-602 БЕФЕО, XXVI, с. 512 |
12 | Та Пром Кель Храм | Храм Та Пром Кел | К-614 Инв.III, с. 116 |
13 | Та Кео , больничный храм | Храм Такео | К-537 ВСА1, 1917–30 гг. |
14 | Храм Та Ке Понг | Храм Такео | К-209 Инв, III с. 438 |
15 | Ват Свай | Ват Свай | К-912, ЭФЭО № 22, с. 8 |
Надписи в этих больницах описывают количество медицинского персонала и их различные роли, такие как менеджеры больниц, сотрудники по сбору лекарств, сотрудники водогрейных котлов, производители лекарств и дистрибьюторы лекарств. Надпись в Сай Фонге стала самой известной цитатой короля Джаявармана VII: «Болезни народа делают его более болезненным, чем его собственная болезнь». [7]
Прасат Чрей ( кхмерский : ប្រាសាទជ្រៃ) и Прасат Лек 8 (храм номер 8) ( кхмерский : ប្រាសាទលេខ៨) - храмы в Самборе Прей Куке , которые раньше были больничными часовнями во время Ченлы . эпоха. Внутри больничных часовен измельченные или измельченные традиционные лекарственные травы, извлеченные из стволов, корней и листьев растений, смешивали с очищенной водой. Затем жидкость с лекарством выливали на Шива -лингам для повышения эффективности, после чего она текла с базы Линга через внешнюю часть часовни по водосточной трубе, соединенной с северной стороной зданий. Здесь пациенты, ожидавшие возле больницы, наконец получили лекарственную жидкость. [6]
Знания и практика ТКМ были записаны в рукописях на пальмовых листьях , написанных на языке пали и хранившихся в храмах по всей империи. Считается, что большая часть этих оригинальных кхмерских медицинских рукописей была уничтожена во время гражданской войны в Камбодже, но некоторые из них все еще существуют и представляют собой одни из наиболее надежных источников происхождения ТКМ. [3] [8]
Сохранившиеся древние кхмерские медицинские тексты свидетельствуют о значительной систематизации медицинских знаний, но институционализированная кхмерская медицинская система с соответствующей доктринальной практикой не сохранилась в Камбодже до наших дней. Ученые и историки уже давно задаются вопросом, что случилось с этой великой медицинской традицией, и 13 век считается решающим переломным моментом в истории традиционной кхмерской медицины. Постепенный упадок Ангкорийской империи и религиозные сдвиги в сторону буддизма Тхеравады, похоже, сильно повлияли на первоначальную медицинскую культуру. Считается, что сиамское завоевание Ангкора не уничтожило медицинские традиции, а, скорее, присвоило медицинские знания и сохранило их как тайские , а не кхмерские. Считается, что французская колониальная эпоха повлияла и предотвратила возникновение древней кхмерской медицинской традиции. В отличие, например, от Индии, где происходил диалог и обмен знаниями между первоначальными колонизаторами и индийскими врачами, колониальное присутствие, начиная с XVIII века, в Камбодже было почти мгновенным, и французы с самого начала требовали и полагались на западную медицину, упразднив местную камбоджийскую медицину. медицинские традиции в целом. Последовавшая за этим независимость и военные перевороты в Камбодже во время гражданской войны, режим красных кхмеров и вьетнамская оккупация продолжили подавление медицинских традиций, в частности духовных аспектов. Это многовековое давление фрагментировало кхмерскую медицинскую традицию, иногда с появлением местных изменений. [8]
три подкатегории профессии кру кхмеров Исторически были отмечены : кру пет ( кхмерский :គ្រូពេទ្យ), кру тнам и тмуп . Кру Пэт были самыми почитаемыми и теоретически образованными. Они изучали рукописи на пальмовых листьях в храмах и в основном были найдены вокруг резиденций и храмов королевской семьи, в меньшей степени среди населения в целом. Крутнам , которые были травниками без особого интереса к религиозным аспектам, были гораздо более многочисленными, и их можно было найти по всей стране. Тмупы были колдунами . [9] Эти общие категории до сих пор используются в Камбодже, но класса кру домашних животных не существует.
Известные кру-кхмеры
[ редактировать ]Домашние отшельники Кру всегда прославлялись и почитались в кхмерской культуре за их доброту, спасающую жизни людей и животных. Статуи были созданы в знак уважения к кру пет , например, скульптура отшельника на горе Пном Сантук , а также были построены скиты или храмы, посвященные кру пет , такие как отшельник Маха Русей ( кхмер : មហាឫសី) на горе Пном Да .
Семахатата ( кхмерский : សឹម្ហទត្ត ) был королевским врачом короля Родравармана и Джаявармана I в период Ченлы . Кроме того, он был королевским чиновником королей Бхававармана I и Махендравармана . был мэром Вьядхапуры . В то время он также [10]
Яджнавараха был религиозным кру-кхмером и королевским врачом Кхмерской империи в 10 веке. Наряду с кхмерской традиционной медициной он также практиковал Аюрведу , систему традиционной индийской медицины.
Центры и организации
[ редактировать ]В 1982 году в Камбодже был открыт Исследовательский центр традиционной медицины. В 1983 году в исследовательском центре началось производство избранных лекарственных средств и был издан ряд книг о целебных растениях. Специалисты по камбоджийской традиционной медицине были приглашены на медицинский факультет для участия в конференциях, и одна из целей факультета - внедрить традиционную медицину во все учебные программы на начальном, среднем и университетском уровнях. [11]
В 2009 году Национальная школа традиционной медицины открылась в Пномпене . В школе преподают и собирают знания о традиционной медицине Камбоджи, которую обычно называют кхмерской традиционной медициной. [12] [13] В школе особое внимание уделяется гигиене и анатомии . [14]
Законы и постановления
[ редактировать ]Регулирование лекарственных средств растительного происхождения в Камбодже было введено в 1998 году. Лекарственные средства растительного происхождения регулируются как лекарства, отпускаемые без рецепта, и только для самостоятельного лечения. По закону к растительным лекарственным средствам не могут быть предъявлены никакие претензии. [15]
Нормативные требования к производству или оценке безопасности, а также механизмы контроля, созданные для обеспечения соответствия, находятся в ведении Департамента лекарств и продуктов питания . По состоянию на 2005 год в Камбодже зарегистрировано 48 лекарственных средств растительного происхождения; однако ни один из них не включен в национальный список основных лекарств. [15]
Лекарственные травы в Камбодже продаются в аптеках без рецепта, в специальных торговых точках, лицензированными практикующими врачами и без ограничений. [15]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Морис Эйзенбрух (1992). «Ритуальное пространство пациентов и народных целителей в Камбодже». Бюллетень французской школы Крайнего Востока . 79 (2): 283–316. дои : 10.3406/befeo.1992.1882 .
- Эшвелл Д. и Уолстон Н. (2008). «Обзор использования и торговли растениями и животными в системах традиционной медицины Камбоджи» (PDF) . ДВИЖЕНИЕ Юго-Восточной Азии.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Дж. Овесен и И. Транкелл (2010). Камбоджийцы и их врачи (PDF) . НИАС Пресс.
- Кент Мейнард (2007): Медицинские удостоверения , Berghahn Books
- Журнал дополнительной и интегративной медицины (июль 2010 г.): Традиционная камбоджийская медицина.
- Фонд «Ниппон»: Превращение страны наземных мин в страну медицины: новая роль традиционных травников в Камбодже
- Nomad Recherche et Soutien International (2011): Традиционные терапевтические знания народа бунонг на северо-востоке Камбоджи: целители, их практики и лекарственные растения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. « Национальная политика в области традиционной медицины и регулирования лекарственных средств растительного происхождения – отчет глобального исследования ВОЗ ».
- ^ Jump up to: а б с См. Кру Кхмер (стр. 52 f) в разделе «Медицинские удостоверения» .
- ^ Jump up to: а б См. отчет о ДВИЖЕНИИ.
- ^ См. « Традиционная камбоджийская медицина ».
- ^ См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 134-6.
- ^ Jump up to: а б « История медицины », проф. Ив Чана, стр.70-76, опубликовано в 2010 г.
- ^ Национальный музей Камбоджи короля Джаявармана VII , Пномпень
- ^ Jump up to: а б См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 129-33.
- ↑ Описан Адхемаром Леклером в 1894 году. См. « Камбоджийцы и их врачи », стр. 133.
- ^ « История медицины », профессор Ив Чан, стр.70, опубликовано в 2010 г.
- ^ «Здравоохранение в Камбодже» . Культурное выживание. 1990 . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Открытие школы кхмерской традиционной медицины» . Фонд Ниппон. 29 апреля 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Кео Кунила (10 ноября 2010 г.). «Кому нужна современная медицина?» . Пномпень Пост . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Кхмерские целители Камбоджи обучаются древнему искусству» . Мир Фокс Ньюс . АФП. 4 июля 2013 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Национальная политика в области традиционной медицины и регулирования лекарственных средств растительного происхождения – отчет глобального исследования ВОЗ» . ВОЗ. 2005. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.