Jump to content

Средневековая медицина Западной Европы

«Анатомический человек» (также «Зодиакальный человек»), Très Riches Heures du Duc de Berry (Ms.65, f.14v, начало 15 века)

В средние века медицина . Западной Европы состояла из смеси существующих идей античности В раннем средневековье , после падения Западной Римской империи , стандартные медицинские знания основывались главным образом на сохранившихся греческих и римских текстах, хранившихся в монастырях и других местах. Средневековая медицина широко понимается неправильно, ее считают единым подходом, основанным на надежде на церковь и Бога, которые исцелят все болезни, в то время как сама болезнь существует как продукт судьбы , греха и астральных влияний как физических причин. С другой стороны, средневековая медицина, особенно во второй половине средневекового периода (около 1100–1500 гг. Н.э.), стала формальной совокупностью теоретических знаний и была институционализирована в университетах. Средневековая медицина приписывала болезни и немощи не греховному поведению, а естественным причинам, и грех был связан с болезнью лишь в более общем смысле того взгляда, что болезнь проявляется в человечестве как результат его падшего состояния от Бога. Средневековая медицина также признавала, что болезни передаются от человека к человеку, что определенный образ жизни может привести к ухудшению здоровья, и что некоторые люди имеют большую предрасположенность к плохому здоровью, чем другие. [1]

Гиппократовая медицина

[ редактировать ]

Западная медицинская традиция часто уходит корнями непосредственно в древнегреческую цивилизацию , как и в основу всего западного общества . Греки, конечно, заложили основу западной медицинской практики, но гораздо больше западной медицины можно проследить до Ближнего Востока , германской и кельтской культур. Греческая медицинская основа основана на сборнике сочинений, известном сегодня как Корпус Гиппократа . [2] Остатки Корпуса Гиппократа сохранились в современной медицине в таких формах, как « Клятва Гиппократа » или «Не навреди». [3]

Корпус Гиппократа, широко приписываемый древнегреческому врачу, известному как Гиппократ , излагает основной подход к здравоохранению. Древнегреческие философы рассматривали человеческое тело как систему, отражающую работу природы, а Гиппократ применил это убеждение в медицине. Тело, как отражение природных сил, содержало четыре элементарных свойства, которые греки называли четырьмя жидкостями . Гуморы представляли огонь, воздух, землю и воду через свойства горячего, холодного, сухого и влажного соответственно. [4] Здоровье человеческого тела зависит от поддержания баланса этих жидкостей внутри каждого человека.

Поддержание баланса юмора внутри пациента происходило несколькими способами. Первоначальное обследование проводилось в стандартной комплектации, чтобы врач мог правильно оценить состояние пациента. домашний климат пациента, его привычный рацион питания и астрологические карты Во время консультации учитывались . Небеса по-разному влияли на каждого человека, воздействуя на элементы, связанные с определенными жидкостями, что является важной информацией для постановки диагноза. После обследования врач мог определить, какой юмор у пациента разбалансирован, и назначить новую диету для восстановления этого баланса. [5] Диета включала не только пищу, которую можно есть или избегать, но также режим физических упражнений и лекарства.

Медицина Гиппократа была записана в Корпусе Гиппократа, поэтому практикующие врачи должны были быть грамотными. [6] Письменные трактаты в Корпусе разнообразны и включают медицинские доктрины из любого источника, с которым греки соприкасались. В Александрии в Древнем Египте греки научились искусству хирургии и вскрытия ; Египетское мастерство на этих аренах намного превосходило мастерство греков и римлян из-за социальных табу на обращение с мертвыми . [7] Ранний практик Гиппократа Герофил занимался препарированием и добавил новые знания в анатомию человека в области нервной системы человека , внутренней работы глаза , дифференциации артерий от вен и использования пульса в качестве диагностического инструмента в лечении. [8] Хирургия и вскрытие дали много знаний о человеческом теле, которые врачи-гиппократы использовали наряду со своими методами балансировки юмора у пациентов. Сочетание знаний в области диеты, хирургии и лекарств сформировало основу медицинских знаний, на которую Гален позже опирался в своих собственных работах.

Храмовое исцеление

[ редактировать ]

Греки находились под влиянием своих египетских соседей с точки зрения медицинской практики в хирургии и лечении. Однако греки также переняли многие народные методы лечения, в том числе заклинания и исцеление во сне. В Гомера эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» греческие боги упоминаются как причина эпидемий и широко распространенных болезней, и что эти недуги можно вылечить, молясь им. Религиозная сторона греческой врачебной практики ярко проявляется в культе Асклепия , которого Гомер считал великим врачом и обожествляли в IV и III веках до нашей эры. [9] были основаны сотни храмов, посвященных Асклепию По всей эллинистической и римской империи , куда стекалось несметное количество людей за исцелением. Исцеляющие видения и сны легли в основу процесса лечения, поскольку человек, обращавшийся за лечением к Асклепию, спал в специальном общежитии. Исцеление произошло либо во сне человека, либо совет из сна можно было использовать для поиска правильного лечения его болезни в другом месте. После этого посетитель храма купался, приносил молитвы и жертвоприношения, а также получал другие формы лечения, такие как лекарства, диетические ограничения и комплекс упражнений, в соответствии с традицией Гиппократа. [10]

Языческая и народная медицина

[ редактировать ]

Некоторые виды медицины Средневековья имели свои корни в языческих и народных практиках. Это влияние было подчеркнуто взаимодействием между христианскими богословами , которые переняли аспекты языческих и народных практик и зафиксировали их в своих собственных работах. Практики, принятые практикующими христианскими врачами примерно во II веке нашей эры, и их отношение к языческим и народным традициям отражали понимание этих практик, особенно гумализма и траволечения .

Медицинская практика в раннем средневековье была эмпирической и прагматической. Основное внимание уделялось лечению болезней, а не выявлению причин болезней. [11] Часто считалось, что причина болезней была сверхъестественной. Тем не менее светские подходы к лечению болезней существовали. Люди в средние века понимали медицину, приняв древнегреческую медицинскую теорию юмора. Поскольку было ясно, что плодородие земли зависит от правильного баланса элементов, из этого следовало, что то же самое верно и для тела, внутри которого различные жидкости должны находиться в равновесии. [12] Этот подход оказал большое влияние на медицинскую теорию в средние века.

Народная медицина Средневековья занималась применением лекарственных трав при недугах. На практику содержания физических садов , изобилующих различными травами с лечебными свойствами, повлияли сады римской древности. [11] Многие рукописи раннего средневековья известны тем, что содержат практические описания использования лекарственных трав. Эти тексты, такие как «Псевдо-Апулей» , включали иллюстрации различных растений, которые были легко узнаваемы и знакомы европейцам того времени. [11] Позже монастыри стали центрами медицинской практики в средние века и продолжили традицию содержания лечебных садов. Эти сады стали специализированными и способны содержать растения из Южного полушария, а также поддерживать растения зимой. [11]

Хильдегард Бингенская была примером средневекового врача, который, получив образование в области классической греческой медицины, также использовал средства народной медицины. [13] Ее понимание лекарств на растительной основе послужило основой для ее комментариев о жидкостях тела, а лекарства, которые она описала в своем медицинском тексте Causae et curae, были созданы под влиянием ее знакомства с народными методами лечения болезней. В сельском обществе времен Хильдегард большую часть медицинской помощи, наряду с другими домашними обязанностями, оказывали женщины. [ нужна ссылка ] Кухни были заполнены травами и другими веществами, необходимыми в народных средствах от многих недугов. [12] Causae et curae иллюстрируют точку зрения на симбиоз тела и природы, согласно которой понимание природы может способствовать лечению тела. Однако Хильдегард придерживалась убеждения, что причиной болезней являются нарушенные отношения между человеком и Богом. [12] В раннем средневековье существовало множество параллелей между языческими и христианскими представлениями о болезнях. [ нужна ссылка ] Христианские взгляды на болезни отличались от взглядов язычников из-за фундаментального различия в верованиях: вера христиан в личные отношения с Богом сильно повлияла на их взгляды на медицину. [14]

Доказательства языческого влияния на зарождающуюся христианскую медицинскую практику были предоставлены многими выдающимися раннехристианскими мыслителями, такими как Ориген , Климент Александрийский и Августин , которые изучали натурфилософию и придерживались важных аспектов светской греческой философии, которые соответствовали христианской мысли. Они считали, что вера, подкрепленная здравой философией, превосходит простую веру. [14] Классическое представление о враче как о самоотверженном слуге, которому приходилось выполнять неприятные задачи и обеспечивать необходимое, часто болезненное лечение, имело большое влияние на практикующих ранних христиан. Эта метафора не осталась незамеченной христианами, которые считали Христа высшим врачом. [14] Раньше языческая философия считала, что стремление к добродетели не должно быть второстепенным по отношению к телесным заботам. Точно так же христиане считали, что, хотя забота о теле и важна, она уступает место духовным занятиям. [14] Взаимосвязь между верой и телесными недугами объясняет, почему большая часть средневековой медицинской практики выполнялась христианскими монахами. [ нужна ссылка ]

Монастыри

[ редактировать ]
Доминиканский врач измеряет пульс. Библиотека редких книг и рукописей Пенсильванского университета LJS 24

Монастыри развивались не только как духовные центры, но и центры интеллектуального обучения и медицинской практики. Помещения монастырей были изолированными и спроектированы так, чтобы быть самодостаточными, что требовало от монастырских насельников самостоятельного производства продуктов питания, а также ухода за больными. До появления больниц люди из окрестных городов обращались к монастырям за помощью для своих больных.

Для лечения больных использовалось сочетание духовного и естественного исцеления. Лекарственные травы, известные как Herbals , наряду с молитвами и другими религиозными ритуалами использовались в лечении монахами и монахинями монастырей. Травы рассматривались монахами и монахинями как одно из творений Бога для естественной помощи, способствующей духовному исцелению больного человека. Травяная текстовая традиция развивалась и в средневековых монастырях. [15] Старые латинские тексты о травах были переведены, а также распространены в монастырях. Монахи и монахини реорганизовали старые тексты, чтобы их можно было использовать более эффективно, добавив, оглавление, например, чтобы облегчить быстрый поиск информации. Они не только реорганизовали существующие тексты, но также добавили или удалили информацию. Были добавлены новые травы, которые оказались полезными, или определенные травы, известные в определенной географической области. Травы, оказавшиеся неэффективными, были исключены. Рисунки также были добавлены или изменены, чтобы читатель мог эффективно идентифицировать траву. «Травники», которые переводились и изменялись в монастырях, были одними из первых медицинских текстов, созданных и использованных в медицинской практике в средние века. [16]

Создавались не только тексты о травах, но и другие средневековые тексты, в которых обсуждалась важность юмора. Монастыри средневековой Европы получили доступ к греческим медицинским произведениям к середине VI века. [17] Монахи перевели эти произведения на латынь, после чего они постепенно распространились по Европе. Такие монахи, как Арнальд из Виллановы, также переводили работы Галена и других классических греческих ученых с арабского на латынь в средние века. [18] Создав эти тексты и переведя их на латынь, христианские монахи не только сохранили классическую греческую медицинскую информацию, но и разрешили ее использование европейскими врачами. К началу 1300-х годов эти переведенные произведения станут доступны в средневековых университетах и ​​составят основу университетских программ обучения медицине. [19]

Хильдегард Бингенская , известная настоятельница, писала о медицине Гиппократа, используя гуморальную теорию, и о том, как баланс и дисбаланс элементов влияют на здоровье человека, наряду с другими известными болезнями того времени, а также о способах сочетания молитвы и трав. помочь человеку выздороветь. Она обсуждает различные симптомы, которые часто можно наблюдать, и известные средства от них. [20]

Обмениваясь текстами о травах среди монастырей, монахи узнали о травах, которые могли быть очень полезными, но не встречались в окрестностях. Монашеское духовенство торговало друг с другом или использовало коммерческие средства для приобретения иностранных трав. [21] На большей части территории монастыря был отдельный сад, предназначенный для растений, необходимых для лечения больных. План обслуживания Святого Галла изображает отдельный сад, предназначенный для выращивания исключительно лечебных трав. [22] Монахи и монахини также посвящали много времени выращиванию трав, которые, по их мнению, были необходимы для ухода за больными. Некоторые растения не были местными для данной местности и требовали особого ухода, чтобы сохранить их живыми. Монахи использовали форму науки , которую мы сегодня называем ботаникой , для выращивания этих растений. Иноземные травы и растения, признанные очень ценными, выращивались в садах в непосредственной близости от монастыря, чтобы монашеское духовенство спешно имело доступ к природным лечебным средствам.

Монахи готовят травы для медицинских целей

Медицина в монастырях была сосредоточена на том, чтобы помочь человеку вернуться к нормальному здоровью. Главной задачей была способность идентифицировать симптомы и способы лечения. В некоторых случаях выявление симптомов приводило к тому, что монашескому духовенству приходилось принимать во внимание причину болезни, чтобы найти решение. исследования и экспериментальные В монастырях постоянно проводились процессы, чтобы они могли успешно выполнять свои обязанности перед Богом и заботиться обо всем Божьем народе.

Христианская благотворительность

[ редактировать ]

Христианская практика и отношение к медицине основывались на ближневосточном (особенно со стороны местных евреев ) и греческом влиянии. Евреи серьезно относились к своему долгу заботиться о своих собратьях-евреях. Эта обязанность распространялась на размещение и лечение паломников храме в Иерусалимском . [23] Временная медицинская помощь предоставлялась в классической Греции посетителям фестивалей, и эта традиция распространилась по всей Римской империи, особенно после того, как христианство стало государственной религией до упадка империи. В период раннего Средневековья на Ближнем Востоке начали распространяться больницы, приюты для бедных, общежития и детские приюты, каждый из которых имел целью помочь наиболее нуждающимся. [24]

Благотворительность, движущий принцип этих центров исцеления, побуждала первых христиан заботиться о других. В городах Иерусалим, Константинополь и Антиохия располагались одни из первых и наиболее сложных больниц со множеством коек для размещения пациентов и врачей новых специальностей. [25] Некоторые больницы были достаточно большими, чтобы обеспечить образование в области медицины, хирургии и ухода за пациентами. Св. Василий (330–79 гг. н.э.) утверждал, что Бог послал на Землю лекарства для использования человеком, в то время как многие отцы ранней церкви соглашались, что медицину Гиппократа можно использовать для лечения больных и удовлетворения благотворительной потребности в помощи другим. [26]

Лекарство

[ редактировать ]

Средневековая европейская медицина стала более развитой в эпоху Возрождения 12 века , когда многие медицинские тексты как по древнегреческой медицине , так и по исламской медицине были переведены с греческого и арабского языка в 13 веке . [17] Самым влиятельным среди этих текстов был Авиценны » «Канон медицины , медицинская энциклопедия, написанная около 1030 года и в которой обобщена медицина греческих, индийских и мусульманских врачей того времени. Канон раннего стал авторитетным текстом в европейском медицинском образовании вплоть до Нового времени . Другие влиятельные тексты еврейских авторов включают « Liber pantegni» Исаака Исраэля бен Соломона , а арабские авторы предоставили «De Gradibus» и Алкинда « Ат-Тасриф Абулкасиса » .

В Schola Medica Salernitana на юге Италии были легко доступны медицинские тексты из Византии и арабского мира (см. «Медицина в средневековом исламе »), переведенные с греческого и арабского языков в близлежащем монастырском центре Монте-Кассино . Салернитские мастера постепенно установили канон сочинений, известный как ars medicinae (искусство медицины) или articella (малое искусство), который на несколько столетий стал основой европейского медицинского образования.

Во время крестовых походов влияние исламской медицины усилилось. Влияние было взаимным, и исламские ученые, такие как Усама ибн Мункид, также описали свой положительный опыт работы с европейской медициной - он описывает европейского врача, успешно лечившего инфицированные раны уксусом, и рекомендует лечение золотухи , продемонстрированное ему неназванным « Франком ». [27]

Классическая медицина

[ редактировать ]

Англосаксонские переводы классических произведений, таких как «Диоскорид Травяной» , сохранились с 10 века, что свидетельствует о сохранении элементов классических медицинских знаний. Другие влиятельные переведенные медицинские тексты того времени включали « Корпус Гиппократа», приписываемый Гиппократу , и сочинения Галена .

Гален Пергамский, грек, был одним из самых влиятельных древних врачей. Гален описал четыре классических симптома воспаления (покраснение, боль, жар и отек) и многое внес в знания об инфекционных заболеваниях и фармакологии . Гален также обнаружил, что избыток жидкости может сделать человека сангвиником, флегматиком, холериком или меланхоликом. [28] Его анатомические знания человека были недостаточными, поскольку они основывались на вскрытии животных, в основном обезьян, овец, коз и свиней. [29] Некоторые учения Галена тормозили прогресс медицины. Его теория, например, о том, что кровь несет в себе пневму , или жизненный дух, который придает ей красный цвет, в сочетании с ошибочным представлением о том, что кровь проходит через пористую стенку между желудочками сердца, задержала понимание кровообращения и во многом препятствовал исследованиям в области физиологии. Однако его самая важная работа была в области формы и функции мышц и функций областей спинного мозга . Он также преуспел в диагностике и прогнозировании . Через Галена знания греческой медицины были переданы арабами западному миру. [30]

Средневековая хирургия

[ редактировать ]

Средневековая хирургия возникла на основе древнеегипетской , греческой и арабской медицины . Примером такого влияния может быть Гален , самый влиятельный практик хирургических и анатомических практик, которые он выполнял, посещая гладиаторов в Пергаме . [31] Достижения и достижения арабского мира в медицине были переведены и доступны латинскому миру. Это новое богатство знаний позволило повысить интерес к хирургии. [32]

В Париже в конце тринадцатого века считалось, что хирургическая практика крайне дезорганизована, и поэтому парижский проректор решил привлечь шесть самых надежных и опытных хирургов и поручить им оценить работу других хирургов. [33] Появление университетов позволило хирургии стать дисциплиной, которую следует изучать и передавать другим как единообразную практику. Университет Падуи был одним из «ведущих итальянских университетов в области преподавания медицины, выявления и лечения болезней и недугов, специализирующихся на вскрытиях и работе с телом». Самая престижная и известная часть университета, Анатомический театр Падуи , является старейшим сохранившимся анатомическим театром, в котором студенты изучали анатомию, наблюдая, как их учителя выполняют публичные вскрытия. [34]

В Италии формально преподавали хирургию, хотя изначально на нее смотрели с пренебрежением как на низшую форму медицины. Наиболее важной фигурой формального изучения хирургии был Ги де Шолиак . Он настаивал на том, что настоящий хирург должен обладать конкретными знаниями о человеческом теле, таких как анатомия, питание и диета пациента, а также другие недуги, которые могли повлиять на пациентов. Хирурги должны не только обладать знаниями о теле, но и хорошо разбираться в гуманитарных науках . Таким образом, хирургия больше не считалась низшей практикой, а вместо этого стала пользоваться уважением и приобретать уважение и статус. [33]

Во время крестовых походов одной из обязанностей хирургов было путешествовать по полю боя, оценивать раны солдат и определять, умер ли солдат. Благодаря этой задаче хирурги умело удаляли наконечники стрел из тел своих пациентов. [35] Другим существовавшим классом хирургов были хирурги-парикмахеры . От них ожидалось, что они не только смогут выполнять формальные операции, но и будут ловко стричь волосы и подстригать бороды. Некоторые из хирургических процедур, которые они проводили, включали кровопускание и лечение ран от меча и стрел.

хирургов налагались ограничения В середине четырнадцатого века на лондонских относительно того, какие виды травм они могли лечить, а также типы лекарств, которые они могли назначать или использовать, поскольку хирургия все еще рассматривалась как невероятно опасная процедура, которую следует использоваться только по назначению. Некоторые из ран, которые разрешалось обрабатывать, представляли собой внешние повреждения, например, рваные раны кожи, нанесенные острым краем, например, мечом, кинжалом и топором, или бытовыми инструментами, такими как ножи. В это время также ожидалось, что хирурги будут чрезвычайно хорошо осведомлены об анатомии человека и будут нести ответственность за любые последствия в результате процедуры. [36]

Дантист с серебряными щипцами и ожерельем из больших зубов вырывает зуб хорошо сидящему мужчине. Омне Бонум (Англия — Лондон; 1360–1375).

Средние века внесли большой вклад в медицинские знания. В этот период были достигнуты успехи в хирургии, медицинской химии, диссекции и практической медицине. Средние века заложили основу для последующих, более значительных открытий. В изучении и практике медицины наблюдался медленный, но постоянный прогресс. Он прошел путь от ученичества до университетов, от устных традиций до документирования текстов. Самыми известными хранителями текстов, не только медицинских, были монастыри. Монахи могли копировать и редактировать любые медицинские тексты, которые им удавалось получить.

Помимо документации, в средние века также была одна из первых известных женщин-врачей, Хильдегард Бингенская. Хильдегард родилась в 1098 году и в четырнадцать лет поступила в двойной монастырь Диссибоденберг. [37] Она написала медицинский текст Causae et curae, в котором были продемонстрированы многие медицинские практики того времени. Эта книга содержала диагностику, лечение и прогноз множества различных заболеваний и недугов. Этот текст проливает свет на средневековую медицинскую практику того времени. Это также демонстрирует огромный объем знаний и влияний, на которых она основывалась. В тот период к медицине относились очень серьезно, о чем свидетельствуют подробные описания Хильдегард того, как выполнять медицинские задачи. [38] Описания ничто без практического аналога, и считалось, что Хильдегард работала лазаретом в монастыре, где она жила. В монастырском приюте санитар лечил не только других монахов, но и паломников, рабочих, бедняков, женщин и детей. Поскольку монастыри располагались в сельской местности, лазарет также отвечал за лечение рваных ран, переломов, вывихов и ожогов. [39] Наряду с типичной медицинской практикой в ​​тексте также намекается, что юноша (например, Хильдегард) должен был пройти практическое обучение у предыдущего лазарета. Помимо обычного ухода, это также показывает, что медицинские средства из растений, выращенных или собранных, оказали значительное влияние на будущее медицины. Это было начало отечественной аптеки. [40]

Хотя растения были основным источником средневековых лекарств, примерно в шестнадцатом веке медицинская химия стала более заметной. «Медицинская химия началась с адаптации химических процессов для приготовления лекарств». [41] Раньше для медицинской химии характерно любое использование неорганических материалов, но позже она была усовершенствована и стала более технической, например, процессы дистилляции . Джона Рупескиссы Работы по алхимии и началу медицинской химии известны своими знаниями в области химии. Его работы по созданию философского камня , также известного как пятая сущность, сделали его известным. [42] В основном использовались методы дистилляции, и говорили, что, достигнув самой чистой формы вещества, человек обретает пятую сущность, и именно здесь на помощь приходит медицина. Лекарства можно было сделать более эффективными, потому что теперь появился способ удалить несущественные элементы. Это открыло множество дверей для средневековых врачей, поскольку были созданы новые, различные лекарства. Медицинская химия предоставила «растущий объем фармакологической литературы, посвященной использованию лекарств, полученных из минеральных источников». [43] Медицинская химия также показывает применение спиртов в медицине. Хотя эти события не были огромными рамками для этой области, они оказали влияние на определение курса науки. Это было началом дифференциации между алхимией и химией.

Средние века принесли новый образ мышления и ослабление табу на вскрытие. Вскрытие в медицинских целях стало более заметным около 1299 года. [44] В это время итальянцы практиковали анатомическую диссекцию, и первые записи о вскрытии датируются 1286 годом. Впервые диссекция была внедрена в учебных заведениях Болонского университета для изучения и преподавания анатомии. В четырнадцатом веке в Италии произошло значительное распространение вскрытий и вскрытий, и ими занялись не только медицинские факультеты, но и колледжи врачей и хирургов. [45]

Роджер Фругарди из Пармы составил свой трактат по хирургии около 1180 года. Между 1250 и 1265 годами Теодорих Боргоньони написал систематический четырехтомный трактат по хирургии «Кирургия» , который способствовал важным инновациям, а также ранним формам антисептической практики при лечении травм, и хирургическая анестезия с использованием смеси опиатов и трав.

Сборники, такие как Болда» «Книга пиявок (около 900 г.), включают цитаты из множества классических произведений, а также местные народные средства.

Теории медицины

[ редактировать ]

Хотя каждая из этих теорий имеет разные корни в различных культурных и религиозных традициях, все они переплетаются в общем понимании и практике медицины. Например, бенедиктинская настоятельница и целительница Хильдегард Бингенская утверждала, что черная желчь и другие дисбалансы юмора были напрямую вызваны присутствием Дьявола и грехом. [46] Другим примером слияния различных медицинских теорий является сочетание христианских и дохристианских представлений об эльфийских уколах (болезнях, вызванных эльфами или феями) и соответствующих методах их лечения. Идея о том, что эльфы вызывают болезни, была дохристианской верой, которая развилась в христианскую идею о демонах или дьяволах, вызывающих болезни. [47] Лечение этого и других типов болезней отражало сосуществование христианских и дохристианских или языческих представлений о медицине.

Иллюстрация XIII века, показывающая вены.

Теория юмора возникла из древних медицинских работ и была принята до 19 века. Теория утверждала, что внутри каждого человека имеется четыре жидкости , или основные жидкости – черная желчь, желтая желчь, слизь и кровь. Они вырабатываются различными органами тела, и чтобы человек оставался здоровым, они должны находиться в равновесии. . Например, слишком много мокроты в организме вызывало проблемы с легкими; и тело пыталось откашлять мокроту, чтобы восстановить баланс. Баланса юмора у человека можно достичь с помощью диеты, лекарств и кровопускания с использованием пиявок. Пиявок обычно морили голодом за день до применения к больному, чтобы повысить их эффективность. [48] Четыре юмора также были связаны с четырьмя временами года; черная желчь — осенью, желтая желчь — летом, слизь — зимой и кровь — весной.

ЮМОР ХАРАКТЕР ОРГАН ПРИРОДА ЭЛЕМЕНТ
Черная желчь Меланхолик Селезенка Холодная сушка Земля
Мокрота Флегматик Легкие Холодный Влажный Вода
Кровь Сангвиник Голова Теплый, влажный Воздух
Желтая желчь холерик Желчный пузырь Теплый Сухой Огонь

знаки астрологические зодиака связаны с определенным юмором . Считалось, что . Даже сейчас некоторые до сих пор используют для описания личности слова «холерик», «сангвиник», «флегматик» и «меланхолик».

Травничество и ботаника

[ редактировать ]

Травы обычно использовались в мазях и напитках для лечения ряда заболеваний. Конкретные используемые травы во многом зависели от местной культуры и часто имели корни в дохристианской религии. [47] Успех травяных средств часто приписывали их действию на жидкости внутри тела. Использование трав также опиралось на средневековую христианскую доктрину сигнатур , которая утверждала, что Бог предусмотрел ту или иную форму облегчения каждого недуга и что эти вещи, будь то животные, растения или минералы, несли на себе отметку или подпись , которая давала указание на их полезность. Например, семена шлемника (используемые как средство от головной боли) могут выглядеть как миниатюрные черепа; а белые пятнистые листья медуницы (используемой при туберкулезе) имеют сходство с легкими больного пациента. Считалось, что существует большое количество таких сходств.

Многие монастыри разбивали сады с травами для изготовления лечебных трав. [49] и они остались частью народной медицины, а также использовались некоторыми профессиональными врачами. Были выпущены книги о лекарственных травах, одна из самых известных из которых — валлийская Красная книга Хергеста , датируемая примерно 1400 годом.

В раннем средневековье ботаника претерпела радикальные изменения по сравнению с ее античной предшественницей (греческой практикой). Раннесредневековый трактат на Западе о растениях, известный как Ex herbis femininis, был в значительной степени основан на греческом тексте Диоскорида: De Material Medica . В то время Ex herbis был намного популярнее, потому что его не только было легче читать, но и он содержал растения и их лекарственные средства, относящиеся к регионам южной Европы, где изучалась ботаника. Это также обеспечило лучшее медицинское руководство о том, как создавать лекарства и как правильно их использовать. Эта книга также была хорошо иллюстрирована, в отличие от предыдущей, что облегчило понимание практики ботаники. [50]

Диоскорид: О Материи медике.

Возрождение ботаники в средневековом мире произошло в шестнадцатом веке. В рамках возрождения классической медицины одной из самых больших областей интереса была Материя медика: изучение лечебных веществ. «Итальянские гуманисты в пятнадцатом веке восстановили и перевели древнегреческие ботанические тексты, которые были неизвестны на Западе в средние века или относительно игнорировались». [51] Вскоре после роста интереса к ботанике такие университеты, как Падуя и Болонья, начали создавать программы и области обучения; некоторые из этих практик, включая создание садов, чтобы учащиеся могли собирать и исследовать растения. «Ботаника также была областью, в которой книгопечатание оказало огромное влияние благодаря созданию натуралистически иллюстрированных трав». [51] В этот период университетская практика была очень озабочена философскими вопросами изучения естественных наук и гуманитарных наук, «но к шестнадцатому веку как схоластическое обсуждение растений, так и использование промежуточных сборников названий и описаний растений все больше отказывались в пользу непосредственное изучение оригинальных текстов классических авторов и попытки согласовать имена, описания и растения в природе». [52] Ботаники расширили свои знания о различных растительных средствах, семенах, луковицах, использовании сушеных и живых растений благодаря постоянному обмену информацией, ставшему возможным благодаря печати. В медицине шестнадцатого века ботаника быстро становилась живой и быстро развивающейся дисциплиной, которая имела широкую универсальную привлекательность в мире врачей, философов и фармацевтов. [53]

Психические расстройства

[ редактировать ]

Людей с психическими расстройствами в средневековой Европе лечили различными методами, в зависимости от убеждений врача, к которому они обращались. Некоторые врачи в то время считали, что сверхъестественные силы, такие как ведьмы, демоны или одержимость, вызывают психические расстройства. Эти врачи верили, что молитвы и заклинания, а также экзорцизмы вылечат больных и избавят их от страданий. [54] Существовала еще одна форма лечения, помогающая изгнать злых духов из тела пациента, известная как трепанация . Трепанация была средством лечения эпилепсии путем открытия отверстия в черепе путем сверления или разрезания. Считалось, что через отверстие из тела вытечет любой злой дух или злой воздух и оставит больного в покое. [55] Вопреки распространенному мнению, что большинство врачей средневековой Европы считали, что психические заболевания вызываются сверхъестественными факторами, считается, что это лишь меньшинство случаев, связанных с диагностикой и лечением лиц, страдающих психическими расстройствами. Большинство врачей считали, что эти расстройства вызваны физическими факторами, такими как нарушение работы органов или дисбаланс юмора. Одним из наиболее известных и известных примеров было убеждение, что избыточное количество черной желчи является причиной меланхолии, которую теперь классифицировали бы как шизофрению или депрессию . [56] Средневековые врачи использовали различные формы лечения, чтобы попытаться решить любые физические проблемы, которые вызывали психические расстройства у их пациентов. Когда считалось, что причина исследуемого расстройства вызвана дисбалансом четырех дош, врачи попытались восстановить баланс тела. Они сделали это с помощью комбинации рвотных , слабительных средств и различных методов кровопускания, чтобы удалить избыточное количество телесных жидкостей. [57]

Христианская интерпретация

[ редактировать ]

Медицина в Средние века коренилась в христианстве не только благодаря распространению медицинских текстов через монашескую традицию, но и через представления о болезнях в сочетании с лечением и теорией. Христианство на протяжении всего средневекового периода не отодвинуло медицинские знания назад или вперед. [58] Церковь учила, что Бог иногда посылает болезни в качестве наказания и что в таких случаях покаяние может привести к выздоровлению. Это привело к практике покаяния и паломничества как средства лечения болезней. В средние века некоторые люди не считали медицину профессией, подходящей для христиан, поскольку болезни часто считались посланными Богом. Бог считался «божественным врачом», посылавшим болезни или исцеления в зависимости от своей воли. С христианской точки зрения болезнь можно рассматривать либо как наказание от Бога, либо как недуг демонов (или эльфов, см. первый абзац раздела «Теории медицины»). В этой интерпретации главным целителем является, конечно, Бог, но практикующие врачи ссылаются как на Библию, так и на христианскую историю как на доказательство того, что люди могут и должны пытаться лечить болезни. Например, « Книга лекарств Лорша» или « Пиявочная книга Лорша» содержат длинную защиту медицинской практики с христианской точки зрения. Христианское лечение было сосредоточено на силе молитвы и святых слов, а также на литургической практике. [59]

Однако многие монашеские ордена, особенно бенедиктинцы , активно занимались исцелением и уходом за больными и умирающими. [60] Во многих случаях греческая философия , на которой основывалась раннесредневековая медицина, была совместима с христианством. [61] Хотя широко распространенная христианская традиция, согласно которой болезнь является божественным вмешательством в ответ на грех, широко распространена в средние века, она не исключает естественных причин. Например, считалось, что Черная смерть имела как божественное, так и естественное происхождение. [62] Считалось, что чума была наказанием Бога за грехи, однако, поскольку считалось, что Бог был причиной всех природных явлений, физическая причина чумы также могла быть объяснена с научной точки зрения. Одним из наиболее широко распространенных научных объяснений чумы было загрязнение воздуха , в котором загрязняющие вещества, такие как гниющие вещества или что-либо, придающее воздуху неприятный запах, вызывали распространение чумы. [63]

Хильдегард Бингенская (1098–1179) сыграла важную роль в том, как болезнь интерпретировалась как через Бога, так и через естественные причины в ее медицинских текстах. Будучи монахиней, она верила в силу Бога и молитву для исцеления, однако она также признавала, что существуют и естественные формы исцеления через юмор. Хотя и помимо молитвы существовали лекарства от болезней, в конечном итоге пациент оказался в руках Божиих. [64] Одним из конкретных примеров этого является ее текст Causae et Curae, в котором она объясняет практику кровопускания:

Кровотечение, говорит Хильдегард, следует делать на убывающей луне, потому что тогда «крови мало» (77:23–25). Мужчинам следует пускать кровь в возрасте от двенадцати (120:32) до восьмидесяти лет (121:9), а женщинам, поскольку у них больше вредных газов, — до ста лет (121:24). Для лечебного кровотечения используйте вены, ближайшие к пораженному участку (122:19); для профилактики кровотечений используйте крупные вены на руках (121:35–122:11), потому что они подобны великим рекам, притоки которых орошают тело (123:6–9, 17–20). 24 У сильного человека возьми «количество, которое жаждущий может проглотить одним глотком» (119:20); от слабого - «количество, которое может вместить яйцо среднего размера» (119:22–23). После этого дайте больному отдохнуть три дня и дайте ему неразбавленное вино (125:30), потому что «вино — кровь земли» (141:26). Эту кровь можно использовать для прогноза; например, «если кровь выйдет мутной, как дыхание человека, и если в ней будут черные точки, и если вокруг нее будет восковой налет, то больной умрет, если только Бог не возвратит его к жизни» (124: 20–24). [64]

Монастыри также сыграли важную роль в развитии больниц в средние века, где уход за больными членами общины был важной обязанностью. Эти монастырские больницы предназначались не только для монахов, живших при монастырях, но и для паломников, приезжих и окружающего населения. [62] Монашеская традиция трав и ботаники также повлияла на средневековую медицину не только в ее реальном медицинском использовании, но и в ее текстовых традициях. Тексты по фитотерапии часто копировались в монастырях монахами, но есть веские доказательства того, что эти монахи также практиковали тексты, которые они копировали. Эти тексты постепенно изменялись от одного экземпляра к другому, на полях добавлялись примечания и рисунки по мере того, как монахи узнавали что-то новое и экспериментировали с лекарствами и растениями, которые содержались в книгах. [65] Монашеские переводы текстов продолжали влиять на медицину, поскольку многие греческие медицинские труды были переведены на арабский язык. Как только эти арабские тексты стали доступны, монастыри в Западной Европе смогли их перевести, что, в свою очередь, помогло сформировать и перенаправить западную медицину в позднем средневековье. [66] Способность этих текстов распространяться из одного монастыря или школы в прилегающие регионы привела к быстрому распространению медицинских текстов по всей Западной Европе. [67]

Влияние христианства продолжалось и в более поздние периоды Средневековья, когда медицинское образование и практика переместились из монастырей в соборные школы , хотя больше с целью получения общих знаний, а не подготовки профессиональных врачей. Изучение медицины в конечном итоге было институционализировано в средневековых университетах . [62] Даже в университетских условиях религия во многом определяла преподаваемую медицинскую практику. Например, дебаты о том, когда дух покинул тело, повлияли на практику вскрытия в университетских условиях. В университетах юга считали, что душа лишь оживляет тело и покидает его сразу после смерти. Из-за этого тело, хотя и оставалось важным, из субъекта превратилось в объект. Однако на севере считали, что душе требуется больше времени, чтобы покинуть тело, поскольку она является неотъемлемой частью тела. [68] Хотя медицинская практика стала профессиональной и институционализированной областью, аргумент души в случае вскрытия показывает, что основы религии все еще были важной частью медицинской мысли в позднем средневековье.

Медицинские университеты в средневековой Европе

[ редактировать ]

Медицина не была формальной областью изучения в эпоху раннего средневековья, но она выросла в ответ на распространение переведенных греческих и арабских медицинских текстов в 11 веке. [69] В Западной Европе также наблюдался экономический, демографический и городской рост в XII и XIII веках, что привело к появлению средневековых медицинских университетов . [69] Университет Салерно считался известным местом происхождения практикующих врачей в 9 и 10 веках, но не был признан официальным медицинским университетом до 1231 года. [70] [71] Основание университетов Болоньи (1088 г.), Парижа (1150 г.), Оксфорда (1167 г.), Монпелье (1181 г.), Падуи (1222 г.) и Лериды (1297 г.) расширило первоначальную работу Салерно по всей Европе, и к 13 веку медицинское руководство перешло к этим новым учреждениям. Несмотря на важный вклад Салерно в основу медицинской учебной программы, ученые не считают Салерно одним из средневековых медицинских университетов. Это связано с тем, что официальное учреждение медицинской учебной программы произошло после упадка величия Салерно как центра академической медицины. [71] [72]

Центральная концепция средневековых медицинских университетов концентрировалась на балансе между юмором и «веществами, используемыми в терапевтических целях». [73] Вторая концепция учебной программы была сосредоточена на медицинской астрологии, согласно которой считалось, что небесные события влияют на здоровье и болезни. [73] Медицинская учебная программа была разработана для подготовки практикующих врачей. [74] Преподаватели студентов-медиков часто были успешными врачами, практикующими одновременно с преподаванием. Учебная программа академической медицины в основном основывалась на переведенных текстах и ​​трактатах, приписываемых Гиппократу и Галену, а также на арабских медицинских текстах. [75] В 1309 году профессора медицинского факультета Монпелье должны были иметь книги Галена, в которых описывались юморы: De complexionibus , De virtutibus naturalibus , De Critis diebu , чтобы они могли обучать студентов медицинской теории Галена . [76] Переведенные работы Гиппократа и Галена часто были неполными и сопровождались арабскими медицинскими текстами за их «независимый вклад в лечение и фармакологию трав». [77] Хотя анатомию преподавали в академической медицине посредством вскрытия трупов , хирургия в значительной степени не зависела от медицинских университетов. [78] Болонский университет был единственным университетом, присуждавшим степени в области хирургии. Академическая медицина также сосредоточилась на реальной медицинской практике, где студенты изучали отдельные случаи и наблюдали, как профессор посещает пациентов. [74]

Требуемое количество лет, чтобы стать лицензированным врачом, различалось в зависимости от университета. Монпелье требовал от студентов, не имеющих степени магистра искусств, пройти три с половиной года формального обучения и шесть месяцев внешней медицинской практики. [79] [80] В 1309 году учебная программа Монпелье была изменена на шесть лет обучения и восемь месяцев внешней медицинской практики для тех, кто не имел степени магистра искусств, тогда как те, кто имел степень магистра искусств, подвергались только пяти годам обучения с восемью месяцами внешней медицинской практики. упражняться. [80] Для обучения в Болонском университете требовалось три года философии, три года астрологии и четыре года посещения медицинских лекций. [80]

Практикующие врачи

[ редактировать ]

Члены религиозных орденов были основными источниками медицинских знаний и методов лечения. Судя по всему, существовали некоторые разногласия относительно целесообразности медицинской практики для членов религиозных орденов. Указ Второго Латеранского собора 1139 г. рекомендовал монашествующим избегать медицины, поскольку это была хорошо оплачиваемая работа с более высоким социальным статусом , чем приличествовало духовенству. Однако эта официальная политика не часто соблюдалась на практике, и многие верующие продолжали заниматься медицинской практикой. [49]

Помимо священнослужителей было много других практикующих врачей. Врачи с академической подготовкой были особенно важны в городах с университетами. Медицинский факультет университетов сыграл важную роль в определении медицинских гильдий и общепринятой практики, а также необходимой квалификации врачей. [49] Под этими врачами с университетским образованием существовала целая иерархия практикующих врачей. Уоллис [ нужна ссылка ] предполагает социальную иерархию, в которой на вершине находятся врачи с университетским образованием, за которыми следуют «ученые хирурги; хирурги с ремеслом; хирурги-парикмахеры, которые сочетали кровопускание с удалением «лишних» вещей с кожи и головы; странствующие специалисты, такие как дантисты и окулисты; эмпирики; духовенство, раздававшее благотворительные советы и помощь, и, наконец, простые родственники и соседи». [49] Каждая из этих групп практиковала медицину по-своему и вносила свой вклад в общую культуру медицины.

Больничная система

[ редактировать ]

В период Средневековья термин «госпиталь» включал в себя общежития для путешественников, амбулатории для оказания помощи бедным , клиники и кабинеты для раненых, а также дома для слепых, хромых, пожилых и психически больных. Монастырские больницы разработали множество методов лечения, как терапевтических, так и духовных.

В тринадцатом веке было построено огромное количество больниц. Итальянские города были лидерами движения. В Милане было не менее дюжины больниц, а во Флоренции до конца четырнадцатого века было около тридцати больниц. Некоторые из них были очень красивыми зданиями. В Милане часть больницы общего профиля была спроектирована Браманте , а другая часть — Микеланджело . Больница в Сиене , построенная в честь святой Екатерины , славится с тех пор. Это больничное движение распространилось по всей Европе. Вирхов , великий немецкий патологоанатом, в статье о больницах показал, что в каждом городе Германии с пятитысячным населением была своя больница. Он проследил все это больничное движение до папы Иннокентия III , и, хотя он был наименее склонен к папистским взглядам, Вирхов, не колеблясь, воздал этому понтифику чрезвычайно высокую похвалу за все, что он совершил на благо детей и страдающего человечества. [81]

Больницы стали массово появляться во Франции и Англии. После вторжения французских норманнов в Англию взрыв французских идеалов побудил большинство средневековых монастырей построить госпитали или хосписы для паломников. Этот госпиталь со временем превратился в то, что мы сейчас называем больницей, где различные монахи и миряне оказывали медицинскую помощь больным паломникам и жертвам многочисленных эпидемий и хронических болезней, поразивших средневековую Западную Европу. Бенджамин Гордон поддерживает теорию о том, что больница в том виде, в каком мы ее знаем, является французским изобретением, но первоначально она была разработана для изоляции прокаженных и жертв чумы, а лишь позже претерпела модификации для обслуживания паломников. [82]

Благодаря хорошо сохранившемуся отчету XII века о монахе Эдмере из Кентерберийского собора, существует превосходный отчет о стремлении епископа Ланфранка создать и поддерживать образцы этих первых больниц:

Но я не должен завершать свою работу, упуская из виду то, что он сделал для бедных за стенами города Кентербери. Короче говоря, он построил приличный и просторный каменный дом... для разных нужд и удобств. Он разделил главное здание на две части, отведя одну часть для мужчин, угнетенных разного рода недугами, а другую для женщин в плохом состоянии здоровья. Он также позаботился об их одежде и ежедневном питании, назначив министров и опекунов принять все меры, чтобы у них не было недостатка ни в чем. [83]

Более поздние события

[ редактировать ]
Анатомия , 1541 г.
Corpus physicum, из Книги «Искусство дистилляции композитов» , 1512 г.

Хирурги Высокого Средневековья, такие как Мондино де Люцци, были пионерами анатомии в европейских университетах и ​​проводили систематические вскрытия людей. В отличие от языческого Рима, в Европе высокого средневековья не существовало полного запрета на вскрытие человека. Однако влияние Галена все еще было настолько распространено, что Мондино и его современники пытались приспособить свои открытия на людях к анатомии Галена.

В период Возрождения , начиная с середины 1450-х годов, в медицинской практике произошло много достижений. Итальянец Джироламо Фракасторо (1478–1553) был первым, кто предположил, что эпидемические заболевания могут быть вызваны объектами вне тела , которые могут передаваться при прямом или косвенном контакте. [84] Он также предложил новые методы лечения таких заболеваний, как сифилис .

В 1543 году фламандский ученый Андреас Везалий написал первый полный учебник по анатомии человека : «De Humani Corporis Fabrica», что означает «О ткани человеческого тела». Намного позже, в 1628 году, Уильям Гарвей объяснил циркуляцию крови по телу в венах и артериях. Раньше считалось, что кровь является продуктом питания и поглощается мышечной тканью.

В 16 веке Парацельс , как и Джироламо , обнаружил, что болезни вызываются факторами, находящимися вне тела, такими как бактерии , а не дисбалансом внутри организма.

Французский военный врач Амбруаз Паре , родившийся в 1510 году, возродил древнегреческий метод перевязки кровеносных сосудов. После ампутации обычной процедурой было прижигание открытого конца ампутированного придатка, чтобы остановить кровотечение. Это делалось путем нагревания масла , воды или металла и прикосновения им к ране, чтобы закупорить кровеносные сосуды. Паре также верил в перевязку ран чистыми повязками и мазями, в том числе мазями, которые он приготовил сам, из яиц масла , розового и скипидара . Он был первым, кто разработал искусственные руки и конечности для пациентов с ампутацией. На одной из искусственных рук две пары пальцев можно было двигать для выполнения простых задач по захвату и отпусканию, и рука под перчаткой выглядела совершенно естественно.

Медицинские катастрофы были более распространены в эпоху позднего средневековья и эпохи Возрождения, чем сегодня. В эпоху Возрождения торговые пути были идеальным средством транспортировки болезней. Через восемьсот лет после Юстиниановой чумы вернулась бубонная чума в Европу. Начавшись в Азии, « Черная смерть» достигла Средиземноморья и Западной Европы в 1348 году (возможно, от итальянских купцов, бежавших от боевых действий в Крыму ) и за шесть лет убила 25 миллионов европейцев, примерно 1/3 всего населения и до 2/3 населения. наиболее пострадавшие городские районы. Прежде чем монголы покинули крымскую Каффу во время осады Каффы , мертвые или умирающие тела зараженных солдат были загружены в катапульты и запущены через стены Каффы, чтобы заразить тех, кто находился внутри. Этот инцидент был одним из самых ранних известных примеров биологической войны и считается источником распространения Черной смерти в Европе.

Чума неоднократно возвращалась в Европу и Средиземноморье с 14 по 17 века. Известные более поздние вспышки включают итальянскую чуму 1629–1631 гг ., Великую чуму в Севильи (1647–1652 гг.), Великую чуму в Лондоне (1665–1666 гг.), Великую чуму в Вене (1679 г.), Великую чуму в Марселе в 1720 г. –1722 г. и чума 1771 г. в Москве .

До того, как испанцы открыли Новый Свет (континентальную Америку), о смертельных инфекциях оспы , кори и гриппа никто не слышал. У коренных американцев не было иммунитета, который выработался у европейцев в результате длительного контакта с болезнями. Христофор Колумб положил конец изоляции Америки в 1492 году, плывя под флагом Кастилии , Испания. Смертельные эпидемии охватили Карибский бассейн. Оспа уничтожила деревни за считанные месяцы. На острове Эспаньола проживало 250 000 коренных американцев. 20 лет спустя население резко упало до 6000 человек. 50 лет спустя, по оценкам, осталось около 500 коренных американцев. Затем оспа распространилась на территорию, которая сейчас является Мексикой, где она помогла уничтожить Империю ацтеков . В I веке испанского правления на территории нынешней Мексики (1500–1600 гг.) жители Центральной и Южной Америки умирали миллионами. К 1650 году большая часть населения Новой Испании (ныне Мексика) вымерла.

Вопреки распространенному мнению [85] Купание и санитария не были потеряны в Европе с распадом Римской империи . [86] [87] Фактически, купание вышло из моды в Европе лишь вскоре после эпохи Возрождения , и на смену ему пришло интенсивное использование пота и парфюмерии , поскольку в Европе считалось, что вода может переносить болезни в организм через кожу. Средневековые церковные власти считали, что общественные бани создают среду, открытую для безнравственности и болезней. Чиновники Римско-католической церкви даже запретили общественные бани в безуспешной попытке остановить эпидемию сифилиса , охватившую Европу. [88]

Боевая медицина

[ редактировать ]

Лагерь и движение

[ редактировать ]

Чтобы армия была в хорошей боевой форме, она должна поддерживать здоровье своих солдат. Один из способов сделать это – знать подходящее место для разбивки лагеря . Военные лагеря не должны были располагаться в какой-либо болотистой местности. [89] Болотистые земли, как правило, имеют стоячую воду, которая может привлекать комаров . Комары, в свою очередь, могут переносить смертельные заболевания, например малярию . Поскольку лагерь и войска необходимо было переместить, солдаты должны были носить обувь на тяжелой подошве, чтобы предотвратить износ солдатских ног. [89] Заболевания, передающиеся через воду, также оставались проблемой на протяжении веков. Когда солдаты искали воду, они искали какой-то природный источник или другие формы проточной воды. Когда были обнаружены источники воды, любые виды гниющей древесины или растительного материала удалялись, прежде чем воду можно было использовать для питья. Если бы эти особенности нельзя было удалить, то воду брали бы из другой части источника. [89] Поступая так, солдаты с большей вероятностью пили воду из безопасного источника. Таким образом, передающиеся через воду бактерии имели меньше шансов вызвать заболевание у солдат. Один из способов проверки наличия грязной воды заключался в том, чтобы смочить в воде тонкую белую льняную ткань и оставить ее сохнуть. Если бы на ткани было какое-либо пятно, ее считали бы зараженной. Если ткань была чистой, вода была здоровой и пригодна для питья. [89] Пресная вода также помогает при удалении сточных вод и уходе за ранами. Таким образом, источник пресной воды был превентивной мерой, принимаемой для победы над болезнями и сохранения здоровья людей после ранения.

В средневековой Европе социальный статус хирургов значительно повысился, поскольку их опыт был необходим на поле боя. [90] Из-за большого количества пациентов война создала для этих хирургов уникальную среду обучения. Трупы также давали возможность учиться. Трупы давали возможность учиться на собственном опыте. По мере того как война пошла на убыль, потребность в хирургах также снизилась. Это будет следовать схеме, согласно которой статус хирурга будет меняться в зависимости от того, идет ли активная война или нет. [90]

Первые медицинские школы

[ редактировать ]

Медицинская школа также впервые появилась в период Средневековья. Это создало разрыв между врачами, прошедшими обучение в классе, и врачами, которые освоили свою профессию на практике. Этот разрыв привел к сдвигу, который привел к тому, что врачи, прошедшие обучение в классе, стали пользоваться большим уважением и более осведомленными. Несмотря на это, военным врачам по-прежнему не хватало знаний. [91] Знания военных врачей в значительной степени были приобретены на основе личного опыта. В медицинских школах такие врачи, как Гален, считались высшим источником знаний. Таким образом, образование в школах было направлено на то, чтобы доказать правоту этих древних врачей. Это создало проблемы, поскольку средневековые знания превосходили знания этих древних врачей. В схоластической среде все еще было практикой ссылаться на древних врачей, или другая представляемая информация не воспринималась всерьез. [92]

Уровень ухода

[ редактировать ]

Солдатам, которым была оказана медицинская помощь, скорее всего, оказал врач недостаточной подготовки. Вдобавок к этому у солдата не было хороших шансов выжить после ранения, требующего специального, специализированного или квалифицированного лечения. [91] Хирургическое вмешательство часто выполнял хирург, знавший это как ремесло. Было несколько хирургов, таких как Генри де Мондевиль, которые были очень опытными и работали у таких королей, как король Филипп . Однако; всегда было достаточно, чтобы спасти жизни королей, поскольку король Англии Ричард I умер от ран при осаде Чалуса этого не в 1199 году нашей эры из-за неквалифицированного извлечения стрелы. [91]

Лечение ран

[ редактировать ]

Извлечение стрелы

[ редактировать ]

Лечение ран было и остается наиболее важной частью любой боевой медицины, поскольку именно это сохраняет солдатам жизнь. Как и на современном поле боя, кровоизлияние и шок были убийцами номер один. Таким образом, первоначальный контроль над этими двумя вещами имел первостепенное значение в средневековой медицине. [91] Такие предметы, как длинный лук, широко использовались на протяжении всего средневекового периода, что сделало извлечение стрел обычной практикой в ​​армиях средневековой Европы. При извлечении стрелы необходимо было следовать трем правилам. Врачи должны предварительно проверить положение стрелы и степень видимости ее частей, возможность ее отравления, расположение раны, возможность загрязнения грязью и другим мусором. Второе правило заключалось в том, чтобы извлечь его деликатно и быстро. Третьим правилом было остановить кровотечение из раны. [91]

Наконечники стрел, которые использовались против войск, обычно не были зазубренными или зацепленными, а были тонкими и предназначались для пробивания доспехов, таких как кольчуга . Хотя такая конструкция может быть полезной, поскольку раны были меньше, эти стрелы с большей вероятностью застревали в кости, что затрудняло их извлечение. [93] Если стрела имела зазубрины или зацеплялась, ее удаление усложнялось. Затем врачи позволяли ране разлагаться, делая ткани мягче и облегчая извлечение стрелы. [94] После того, как солдат был ранен, его доставили в полевой госпиталь, где рану осмотрели и очистили, затем, если позволяло время, солдата отправили в лагерный госпиталь, где его рану навсегда закрыли и дали возможность зажить. [95]

Лезвие и ножевые ранения

[ редактировать ]

Еще одной распространенной травмой были травмы, вызванные лезвиями. Если рана была слишком развита для простого наложения швов и повязки, это часто приводило к ампутации конечности. Хирурги на поле боя Средневековья считали практику ампутации искусством. Обычно хирургу требовалось меньше минуты, чтобы удалить поврежденную конечность, и еще три-четыре минуты, чтобы остановить кровотечение. [94] Хирург сначала помещает конечность на деревянный брусок и связывает лигатуры выше и ниже места операции. Затем мягкие ткани разрезались, обнажая кость, которую затем распиливали. Затем культю перевязали и оставили заживать. Уровень смертности среди пациентов с ампутацией составлял около 39%, это число выросло примерно до 62% для пациентов с высокой ампутацией ноги. [94] Идеи средневековой хирургии часто воспринимаются в современном сознании как варварские, поскольку наши взгляды разбавлены нашими собственными медицинскими знаниями. Хирургия и медицинская практика в целом для своего времени находились на пике развития. Все процедуры проводились с намерением спасти жизни, а не причинить лишнюю боль и страдания. Скорость процедуры, выполняемая хирургом, была важным фактором, поскольку ограничение боли и кровопотери приводит к более высоким показателям выживаемости среди этих процедур. [94]

Травмы крупных артерий , вызывавшие массовую кровопотерю, обычно не поддавались лечению, как показывают археологические находки. [93] Мы [ ВОЗ? ] знайте это как раны, достаточно серьезные, чтобы перерезать основные артерии, оставив разрезы на кости, которую раскопали археологи. Раны также учили закрывать, чтобы улучшить заживление. различные антисептики Для предотвращения инфекции также использовались . Для перевязки ран использовались всевозможные повязки: жир, впитывающие повязки, паутина, мед, молотые моллюски, глина и скипидар. Некоторые из этих методов восходят к римской военной медицине . [95]

Перелом костей

[ редактировать ]

Осада была опасным местом, поскольку переломы костей становились проблемой, а солдаты падали, взбираясь на стену, среди других способов разрушения. Обычно подвергались длинные кости переломам . Этими переломами манипулировали, чтобы вернуть кости в правильное положение. [94] Как только они оказывались на правильном месте, рану иммобилизовали либо шиной, либо гипсовой повязкой. Гипсовую форму (ранний слепок) изготавливали из муки и яичных белков и накладывали на поврежденный участок. Оба эти метода обездвижили кость и дали ей возможность зажить. [94]

Лечение ожогов

[ редактировать ]

Лечение ожогов также требовало от врачей того времени особого подхода. Это происходило из-за горения масла и стрел или кипящей воды, которые применялись в бою. На ранних этапах лечения была попытка остановить образование волдырей . Засыхание ожога предотвращалось с помощью мазей, нанесенных на ожог. Эти помазания обычно состояли из уксуса, яиц, розового масла, опиума и множества различных трав. [94] Мазь наносили на пораженный участок, а затем повторно наносили по мере необходимости.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Блэк, Уинстон. Средневековье: факты и вымыслы. ABC-CLIO, 2018, стр. 169–190.
  2. ^ Лоуренс Конрад , Майкл Нив, Вивиан Наттон , Рой Портер , Эндрю Уир. Западная медицинская традиция с 800 г. до н. э. по 1800 г. н. э . Издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк, 1995, стр. 16–17.
  3. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 19.
  4. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 25.
  5. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 23-25.
  6. ^ Линдберг, Дэвид К. Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, предыстория до 1450 года нашей эры . Издательство Чикагского университета, Чикаго и Лондон, 2007, стр. 118.
  7. ^ Линдберг, Начало западной науки , стр. 119.
  8. ^ Линдберг, Начало западной науки , стр. 120.
  9. ^ Линдберг, Начало западной науки , стр. 111.
  10. ^ Линдберг, Начало западной науки , стр. 112-113.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фойгтс, Линда (1 июня 1979 г.). «Англосаксонские растительные средства и англосаксы». Исида . 70 (2): 250–268. дои : 10.1086/352199 . ПМИД   393654 . S2CID   3201828 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Милая, Виктория (1999). «Хильдегарда Бингенская и экологизация средневековой медицины» . Бюллетень истории медицины . 73 (3): 381–403. дои : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  13. ^ Романи, Дж. (6 сентября 2016 г.). «Причины и методы лечения кожных заболеваний в творчестве Хильдегард Бингенской» . Актас Дермофилиогр . 108 (6): 538–543. дои : 10.1016/j.ad.2016.09.002 . PMID   27788912 – через журналы студенческого портала.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Амундсен, Даррел, В. (1982). «Медицина и вера в раннем христианстве». Бюллетень истории медицины . 56 (3): 326–350. ПМИД   6753984 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Фойгтс, Линда. «Англосаксонские растительные средства и англосаксы. Издательство Чикагского университета, 1979. стр. 251».
  16. ^ Фойгтс, Линда. «Англосаксонские растительные средства и англосаксы». Издательство Чикагского университета, 1979. стр. 253.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдберг, Дэвид (2008). Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, предыстория до 1450 года нашей эры . Издательство Чикагского университета. п. 321. ИСБН  9780226482057 .
  18. ^ Маклехоз, Уильям (22 апреля 2013 г.). «Средневековые практики и медицинская биография». Журнал медицинской биографии . 22 (1): 1–2. дои : 10.1177/0967772013486233 . ПМИД   23610220 . S2CID   206608671 .
  19. ^ Жаккар, Даниэль (2002). Западная медиальная мысль от античности до средневековья . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 198. ИСБН  978-0674007956 .
  20. ^ Милая, Виктория. «Хильдегарда Бингерская и озеленение средневековой медицины». Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999 г.
  21. ^ Фойгтс, Линда. «Англосаксонские растительные средства и англосаксы. Издательство Чикагского университета, 1979. стр. 259».
  22. ^ Фойгтс, Линда. «Англосаксонские растительные средства и англосаксы. Издательство Чикагского университета, 1979. стр. 265».
  23. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 73-74.
  24. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 79.
  25. ^ Наттон, Западная медицинская традиция , стр. 78.
  26. ^ Святитель Василий Великий о врачебном искусстве.
  27. ^ Средневековый справочник: Усма ибн Мункид (1095–1188): Автобиография , отрывки о франках .
  28. ^ Хаджар, Рэйчел (2012). «Воздух истории (часть II) медицины в средние века» . Виды сердца . 13 (4): 158–162. дои : 10.4103/1995-705X.105744 . ISSN   1995-705X . ПМЦ   3573364 . ПМИД   23437419 .
  29. ^ Наттон, Вивиан; Лоуренс И. Конрад; Майкл Нив; Рой Портер; Эндрю Уир (1995). Западная медицинская традиция: 800 г. до н.э. – 1800 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 66. ИСБН  978-0-521-38135-2 .
  30. ^ Хаджар, Рэйчел (2012). «Воздух истории (часть II) медицины в средние века» . Виды сердца . 13 (4): 158–162. дои : 10.4103/1995-705X.105744 . ISSN   1995-705X . ПМЦ   3573364 . ПМИД   23437419 .
  31. ^ Толедо-Перейра, Луис Х. (1 октября 1973 г.). «Вклад Галена в хирургию». Журнал истории медицины и смежных наук . XXVIII (4): 357–375. дои : 10.1093/jhmas/XXVIII.4.357 . ПМИД   4583693 .
  32. ^ Хант, Тони (1992). Средневековая хирургия . Бойделл и Брюэр.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакВо, Майкл (11 января 2000 г.). «Хирургическое образование в средние века» (PDF) . Динамис .
  34. ^ Былбыл, Джером Дж. (1979). «Школа Падуи: гуманистическая медицина в 16 веке». Здоровье, медицина и смертность в шестнадцатом веке .
  35. ^ Беллерби, Рэйчел. «Хирургия в средневековье» . Архивировано из оригинала 14 мая 2014 года . Проверено 12 мая 2014 г.
  36. ^ Уорр, Корделия (2014). «Раны в средние века». Фарнем: Эшгейт .
  37. ^ Милая, Виктория (1999). «Хильдегарда Бингенская и озеленение средневековой медицины». Бюллетень истории медицины . 73 (3): 381–403. дои : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  38. ^ Милая, Виктория (1999). «Хильдегарда Бингенская и озеленение средневековой медицины». Бюллетень истории медицины . 73 (3): 389. doi : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  39. ^ Милая, Виктория (1999). «Хильдегарда Бингенская и озеленение средневековой медицины». Бюллетень истории медицины . 73 (3): 396. doi : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  40. ^ Милая, Виктория (1999). «Хильдегарда Бингенская и озеленение средневековой медицины». Бюллетень истории медицины . 73 (3): 399. doi : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  41. ^ Мультауф, Роберт (1954). «Иоанн Рупескисса и происхождение медицинской химии». Исида . 45 (4): 359–367. дои : 10.1086/348357 . ПМИД   13232808 . S2CID   19866672 .
  42. ^ Мультауф, Роберт (1954). «Иоанн Рупескисса и происхождение медицинской химии». Исида . 45 (4): 360. дои : 10.1086/348357 . ПМИД   13232808 . S2CID   19866672 .
  43. ^ Мультауф, Роберт (1954). «Иоанн Рупескисса и происхождение медицинской химии». Исида . 45 (4): 366. дои : 10.1086/348357 . ПМИД   13232808 . S2CID   19866672 .
  44. ^ Парк, Кэтрин (1995). «Жизнь трупа: разделение и вскрытие в Европе позднего средневековья». Журнал истории медицины и смежных наук . 50 (1): 113. дои : 10.1093/jhmas/50.1.111 . ПМИД   7876528 .
  45. ^ Парк, Кэтрин (1995). «Жизнь трупа: разделение и вскрытие в Европе позднего средневековья». Журнал истории медицины и смежных наук . 50 (1): 114. дои : 10.1093/jhmas/50.1.111 . ПМИД   7876528 .
  46. ^ Хильдегард Бингенская (2003). Причины и лечение . Берлин: Издательство Академии.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Веселый, Карен Луиза (1996). Популярная религия в позднесаксонской Англии: эльфийские чары в контексте . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
  48. ^ МакКинни, Лорен (1965). Медицинские иллюстрации в средневековых рукописях . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 60.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уоллис, Фейт (2010). Средневековая медицина: читатель . Торонто: Университет Торонто Press.
  50. ^ Риддл, Джон М. (весна 1981 г.). «Ex Herbis Femininis» псевдодиосокоридов и раннесредневековая медицинская ботаника». Журнал истории биологии . 14 (1): 43, 43–81. дои : 10.1007/bf00127514 . JSTOR   4330774 . ПМИД   11610831 . S2CID   37620502 .
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Палмер, Ричард (февраль 1985 г.). «Медицинская ботаника в северной Италии в эпоху Возрождения» . Журнал Королевского медицинского общества . 78 (2): 149, 149–1157. дои : 10.1177/014107688507800216 . ПМК   1289588 . ПМИД   3882963 .
  52. ^ Сираиси, Нэнси Г. (осень 1993 г.). «Обзор ботаники в университетах средневековья и эпохи Возрождения». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 46 (3): 565, 565–567. дои : 10.2307/3039106 . JSTOR   3039106 . S2CID   193308300 .
  53. ^ Стэннард, Джерри (1999). Приштина Медикамента: древняя и средневековая ботаника . Брукфилд, Вирджиния: Олдершот. ISBN  978-0-86078-773-0 .
  54. ^ Кемп, Саймон (июнь 1985 г.). «Современный миф и средневековое безумие: взгляды на психические заболевания в европейском средневековье и эпоху Возрождения» (PDF) . Новозеландский журнал психологии . 14 (1): 2–5.
  55. ^ Гросс, Чарльз Г. (1999). «Дыра в голове» (PDF) . Нейробиолог . 5 (4): 265–266. дои : 10.1177/107385849900500415 . S2CID   144734026 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2019 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  56. ^ Кемп, Саймон (июнь 1985 г.). «Современный миф и средневековое безумие: взгляды на психические заболевания в европейском средневековье и эпоху Возрождения» (PDF) . Новозеландский журнал психологии . 14 (1): 5.
  57. ^ Фершнер, Эллисон М. (2010). «История психических заболеваний: от черепных упражнений до таблеток счастья» . Студенческий пульс . 2 (9): 1.
  58. ^ Гирисай, Нэнси. Медицина Средневековья и раннего Возрождения: введение в знания и практику. Издательство Чикагского университета, 1990, 7.
  59. ^ Джолли, Карен Луиза (1996). Популярная религия в позднесаксонской Англии: эльфийские чары в контексте . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
  60. ^ Уоллис, Фейт (2010). Средневековая медицина: читатель. Торонто: Университет Торонто Press.
  61. ^ Амундсен, Даррел В. (1982). «Медицина и вера в раннем христианстве». Бюллетень истории медицины . 56 (3): 326–50. ПМИД   6753984 .
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линдберг, округ Колумбия (2007). Средневековая медицина и естественная история. Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, предыстория до 1450 г. н.э. (2-е изд.,). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  63. ^ Хоррокс, Р. (1994). Черная смерть. Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свит, В. (1999). «Хильдегарда Бингенская и экологизация средневековой медицины». Бюллетень истории медицины . 73 (3): 381–403. дои : 10.1353/bhm.1999.0140 . ПМИД   10500336 . S2CID   36792515 .
  65. ^ Фойгтс Л.Е. (1979). «Англосаксонские растительные средства и англосаксы». Исида . 70 (2): 250–268. дои : 10.1086/352199 . JSTOR   230791 . ПМИД   393654 . S2CID   3201828 .
  66. ^ Линдберг, округ Колумбия (2007). Средневековая медицина и естественная история. Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, предыстория до 1450 г. н.э. (2-е изд.,). Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 327
  67. ^ Линдберг, округ Колумбия, и Талбот, Швейцария (1978). Лекарство. Наука в средние века (). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 403.
  68. ^ Пак К. (1995). «Жизнь трупа: разделение и вскрытие в Европе позднего средневековья». Журнал истории медицины и смежных наук . 50 (1): 111–132. дои : 10.1093/jhmas/50.1.111 . ПМИД   7876528 .
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Риддер-Симоенс, Хильда (1992). «Медицинский факультет». История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 360. ИСБН  978-0521541138 .
  70. ^ Коббан, AB (1975). Средневековые университеты: их развитие и организация . Harper & Row Publishers Inc., стр. 39 . ISBN  978-0416812503 .
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дейли, Лоури Дж. (1961). Средневековый университет: 12.00–14.00 . Нью-Йорк: Sheed and Ward, Inc., стр. 94 .
  72. ^ де Риддер-Симоэнс, Хильда. История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . п. 366.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Риддер-Симоен, Хильда. История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . п. 383.
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Риддер-Симоен, Хильда. История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . п. 380.
  75. ^ Дейли, Лоури Дж. Средневековый университет: 12.00–14.00 . п. 95.
  76. ^ Деметр, Люк (1975). «Теория и практика медицинского образования в Университете Монпелье в тринадцатом и четырнадцатом веках». Журнал истории медицины и смежных наук . 30 (2). п. 112. дои : 10.1093/jhmas/xxx.2.103 . JSTOR   24622558 . ПМИД   1094064 .
  77. ^ де Риддер-Симоэнс, Хильда. История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . п. 378.
  78. ^ Дейли, Лоури Дж. Средневековый университет: 12.00-14.00 . п. 95.
  79. ^ Дейли, Лоури Дж. Средневековый университет: 12.00–14.00 . п. 139.
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с де Риддер-Симоен, Хильда. История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века . п. 379.
  81. ^ Уолш, Джеймс Джозеф (1924). Долг мира перед католической церковью . Компания Стратфорд. п. 244.
  82. ^ Гордон, Бенджамин (1959). Медицина Средневековья и Возрождения . Нью-Йорк: Философская библиотека. п. 341.
  83. ^ Орм, Николас (1995). Английская больница: 1070–1570 гг . Нью-Хейвен: Йельский университет. Нажимать. стр. 21–22.
  84. ^ Фракасторо, Джироламо (1546 г.). Заражение среди наследников Лукантония Хунты.
  85. ^ Старые плохие времена - Свадьбы и гигиена
  86. ^ Великий голод (1315–1317) и Черная смерть (1346–1351)
  87. ^ Гигиена Средневековья
  88. ^ Пейдж, Джон С; Лаура Вульер Харрисон (1987). Из паров: социальная и архитектурная история Батхаус-Роу, национальный парк Хот-Спрингс (PDF) . Министерство внутренних дел США.
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д МакВо, Майкл (1 января 1992 г.). «Режим Альмари Арнольда Виллановы и средневековая военная медицина». Периодические издания : 201–213.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Старейшина, Джин (2005). «Врачи и медицина в средневековой Англии 1340–1530». Канадский исторический журнал : 101–102.
  91. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кашуба, София (1996). «Раны в средневековой монгольской войне». Монголоведение . 19 : 59–67. JSTOR   43193237 .
  92. ^ Грегг, Джордж (1963). «Состояние медицины во времена крестовых походов» . Ольстерский медицинский журнал . 32 (2): 146–148. ПМК   2384607 . ПМИД   14105941 .
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл, PD; Нагар, Ю; и др. (1 марта 2006 г.). «Травмы от оружия в гарнизоне крестоносцев XII века замка Вадум-Якоб, Галилея» Международный журнал остеоархеологии . 16 (2): 145–155. дои : 10.1002/oa.814 .
  94. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Митчелл, Пирс Д. (25 ноября 2004 г.). Медицина в крестовых походах: война, раны и средневековый хирург . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–176. ISBN  9780521844550 .
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Киркхэм, доктор Энн; Уорр, доктор Корделия (28 мая 2014 г.). Раны в средние века . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 18–20. ISBN  9781409465713 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Барбара С. изд. Средневековая больница и медицинская практика (Эшгейт, 2007 г.); 258 стр.; очерки ученых
  • Гетц, Фэй. Медицина в английском средневековье. (Издательство Принстонского университета, 1998). ISBN   0-691-08522-6
  • Хартнелл, Джек (2019). Средневековые тела: жизнь, смерть и искусство в средние века . Приветственная коллекция. ISBN  978-1781256800 .
  • Митчелл, Пирс Д. Медицина в крестовых походах: война, раны и средневековый хирург (Cambridge University Press, 2004) 293 стр.
  • Портер, Рой. Величайшая польза для человечества. История медицины человечества от древности до наших дней. (ХарперКоллинз, 1997)
  • Сираиси Нэнси Дж. (2012). «Медицина, 1450–1620 и история науки». Исида . 103 (3): 491–514. дои : 10.1086/667970 . ПМИД   23286188 . S2CID   6954963 .

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 007b4c2b6724c51d64ae790bcc3f67ad__1720530420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/ad/007b4c2b6724c51d64ae790bcc3f67ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval medicine of Western Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)