Донато Браманте
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: противоречивое имя при рождении. ( Ноябрь 2023 г. ) |
Донато Браманте | |
---|---|
![]() Донато Браманте | |
Рожденный | Донато ди Паскуччо д'Антонио 1444 |
Умер | 11 апреля 1514 г. | (69–70 лет)
Известный |
|
Заметная работа | Сан-Пьетро-ин-Монторио |
Движение | Высокое Возрождение |
Донато Браманте [место 1] (1444 – 11 апреля 1514 г.), [4] родился как Донато ди Паскуччо д'Антонио [5] и также известный как Браманте Лаццари , [6] [7] был итальянским архитектором и художником. Он представил архитектуру эпохи Возрождения в Милане и стиль Высокого Возрождения в Риме , где его план базилики Святого Петра лег в основу проекта, выполненного Микеланджело . Его Темпьетто ( Сан-Пьетро-ин-Монторио ) ознаменовал начало Высокого Возрождения в Риме (1502 г.), когда папа Юлий II поручил ему построить святилище на месте, где был замучен Петр .
Жизнь [ править ]
Урбино [ править ]
Браманте родился под именем Донато д'Аньоло . [7] Донато ди Паскуччо д'Антонио, или Донато Паскуччо д'Антонио [ нужна ссылка ] в Ферминьяно недалеко от Урбино . Здесь в 1467 году Лучано Лаурана пристраивал к Палаццо Дукале аркадный двор и другие элементы эпохи Возрождения к Федерико да Монтефельтро герцогскому дворцу . Архитектура Браманте затмила его живописные способности: он хорошо знал художников Мелоццо да Форли и Пьеро делла Франческа , которые интересовались правилами перспективы и иллюзионистскими особенностями в Андреа Мантенья живописи .
Милан [ править ]
Около 1474 года Браманте переехал в Милан , город с глубокой готической архитектурной традицией, и построил несколько церквей в новом античном стиле. Герцог Людовико Сфорца фактически сделал его своим придворным архитектором, начиная с 1476 года, с заказами, кульминацией которых стал знаменитый хор Тромплей в церкви Санта-Мария-Прессо-Сан-Сатиро (1482–1486). [ нужна ссылка ] Пространство было ограничено, и Браманте выполнил театральную апсиду в барельефе , соединив живописное искусство перспективы с римскими деталями. Имеется восьмиугольная ризница, увенчанная куполом . В Милане Браманте также построил трибуну Санта-Мария-делле-Грацие (1492–99); другие ранние работы включают монастыри Сант-Амброджо в Милане (1497–1498) и некоторые другие постройки в Павии (где он работал над собором , определяя дизайн и создавая склеп и часть апсиды). [8] ) и, возможно, Леньяно . Однако в 1499 году, когда его покровитель Сфорца был изгнан из Милана вторгшейся французской армией, Браманте пробился в Рим, где он уже был известен могущественному кардиналу Риарио . [ нужна ссылка ]
Рим [ править ]

В Риме его вскоре признал кардинал Делла Ровере , который вскоре стал Папой Юлием II . Для Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской или, возможно, Юлия II Браманте спроектировал одно из самых гармоничных зданий эпохи Возрождения: Темпьетто (1502 г.) Сан-Пьетро-ин-Монторио на Яникулуме . [9] Несмотря на свои небольшие масштабы, сооружение имеет все строгие пропорции и симметрию классических построек, окруженное стройными дорическими колоннами, увенчанными куполом. Согласно более поздней гравюре Себастьяно Серлио , Браманте планировал разместить ее внутри двора с колоннадой. В ноябре 1503 года Юлий нанял Браманте для строительства крупнейшей европейской архитектурной комиссии 16 века — полной перестройки базилики Святого Петра . Краеугольный камень первой из больших опор переправы был торжественно заложен 17 апреля 1506 года. Сохранилось очень мало рисунков Браманте, хотя некоторые из них сделаны его помощниками, демонстрируя размер собранной команды. Видение Браманте собора Святого Петра, централизованного плана греческого креста, который символизировал возвышенное совершенство для него и его поколения (сравните Санта-Мария-делла-Утешение в Тоди , созданное под влиянием работ Браманте), было фундаментально изменено в результате расширения нефа после его смерти в 1514 году. план предусматривал четыре большие часовни, заполняющие угловые пространства между равными трансепты , каждый из которых увенчан меньшим куполом, окружающим большой купол над переходом. Таким образом, первоначальный план Браманте был гораздо более романо-византийским по своим формам, чем базилика, которая была построена на самом деле. ( см. в Базилике Святого Петра .) Более подробную информацию [ нужна ссылка ]
Браманте также работал над несколькими другими комиссиями. Среди его самых ранних работ в Риме, до начала строительства базилики, — монастырь (1500–1504) Санта-Мария-делла-Паче недалеко от площади Пьяцца Навона . [ нужна ссылка ]
Работает [ править ]
![]() |
- Каса Фонтана-Сильвестри ; Милан, ок. 1480 г.
- Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро ; Милан, ок. 1482–1486 гг.
- Фрески Палаццо Висконти ; Художественная галерея Брера , Милан, 1486–1487 гг.
- Павийский собор (проект купола и склепа); Павия, ок. 1488-1492 гг.
- Канцелярский дворец ; Рим, ок. 1489-1513 гг.
- Христос у колонны (Браманте) ; Пинакотека Брера , Милан, ок. 1490 г.
- Базилика Сант-Амброджо (проект трапезной); Милан, ок. 1492
- Замок Сфорца (башня); Виджевано, 1492–1494 гг.
- Санта-Мария-делле-Грацие (монастырь и апсида); Милан, 1492–1498 гг.
- Кастелло Сфорцеско (проект моста-лоджии и фресок); Милан, ок. 1494
- Монастыри Сант-Амброджо ; проект 1497 г., два построены в 1505 г. и 1620-1630 гг. соответственно.
- Монастырь Браманте ; Санта-Мария-делла-Паче , Рим, ок. 15.00-15.04
- Миланский собор (центральный купол); Милан, проект 1488 г., постройки 1500-1510 гг.
- Темпьетто Монторио , Сан-Пьетро-ин- ; Рим, 1502 г.
- Базилика Сан-Маньо ; Леньяно, 1504–1513 гг.
- Кортиле дель Бельведер (план); Рим, 1505 г.
- Лестница Браманте ; Музеи Ватикана , Ватикан, 1505 г.
- Собор Святого Петра ; Рим, проект 1503 г., закладка фундамента 1506 г.
- Бельведерский дворик ; Ватикан, Рим, 1506 г.
- Форт Микеланджело ; Порт Чивитавеккья , Чивитавеккья, 1508-1535 гг.
- Сан-Джованни-ин-Олео ; ок. 1509
- Палаццо Каприни (также известный как Дом Рафаэля ); Рим, заложенный около 1510 г. (снесен в 17 веке).
- Базилика Святого Дома (фасад, оформление мраморной ширмы, 12 внутренних капелл); Лоретто
- Ватиканские лоджии ; Апостольский дворец , Ватикан
Помимо строительства, Браманте писал об архитектуре и сочинил восемьдесят сонетов . [10]
См. также [ править ]
Сноски [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Великобритания : / b r æ ˈ m æ n t eɪ / bram- AN -tay , [1] США : / b r ə ˈ m ɑː n teɪ brə- , - t i / -tee MAHN -tay, , [2] [3] Итальянский: [donaːto bramante] .
Ссылки [ править ]
11.^Гуальуми Сильвия.(2014) Донато Браманте.Художник и великий архитектор Ломбардии и Рима.Человек, идеи и работа.
ISBN Сильвии Эдитрис 978-88-96036-63-1.
- ^ «Браманте, Донато» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года.
- ^ «Браманте» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ «Браманте» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Дэвис, Пол ; Хемсолл, Дэвид (1996). «Браманте, Донато» . В Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Том. IV. Нью-Йорк: Гроув. стр. 642–653. ISBN 1-884446-00-0 .
- ^ Форсайт, Джозеф (2001). Заметки о древностях, искусстве и литературе во время экскурсии по Италии в 1802 и 1803 годах . Университет Делавэра Пресс . п. 289 .
- ^ Бэйнс, Т.С., изд. (1878), Британская энциклопедия , том. 4 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 213–14. ,
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911), , Британская энциклопедия , том. 4 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, с. 418
- ^ «Собор Павии» . Культурное наследие Ломбардии . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Фрайберг, Джек (2014). Темпьетто Браманте, римский Ренессанс и испанская корона . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-04297-1 .
- ^ Вейгерт, Ганс (1961). Буш, Харальд; Лозе, Бернд (ред.). Здания Европы: Европа эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Компания Macmillan . п. ix.
Внешние ссылки [ править ]

- Донато Браманте — Энциклопедия всемирной истории
- Зауэр, Йозеф (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. .