Таманьино
Таманьино | |
---|---|
Рожденный | Антонио делла Порта в. 1471 |
Умер | в. 1520 г. |
Известный | Скульптура |
Движение | Высокое Возрождение |
Антонио делла Порта , более известный как Таманьино ( Остено , ок. 1471 — Порлецца , ок. 1520) — итальянский скульптор эпохи Возрождения .
Биография
[ редактировать ]Таманьино, скульптор и художник-декоратор, принадлежавший к известной семье художников Порлеццы, был сыном Джакомо (1430–1481), также скульптора, и братом Гульельмо и Бартоломео (1460–1514). Его мать была сестрой Маддалены Солари, дочери Гуинифорте Солари , главного инженера Миланского собора . Его первое появление в исторических записях произошло в Брешии , когда он заказал цикл из двенадцати ангелов для главного купола церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии . [1] Он поставил только десять, которые были казнены примерно в то же время, что и Гаспаро Кайрано цикл двенадцати апостолов , и оплачены 24 декабря 1489 года. [2] [3]
Вообще все гранильные работы при строительстве Санта-Мария-деи-Мираколи, последовавшие за апостольским циклом и в интерьере здания, были выполнены Кайрано и его мастерской. [4] Предполагается, что ранняя работа над скульптурными циклами стала прелюдией за право продолжить работу в церкви и вылилась в конкуренцию между Таманьино и Кайрано. [4] Цикл « Ангелы» Таманьино более высокого качества, чем цикл Кайрано, не только из-за относительной современности стиля первого, который следовал неоклассицизму венецианского художника Антонио Риццо, но и из-за продемонстрированного превосходного технического качества. [5] [6] Поэтому вполне вероятно, что захват Кайрано всех последующих гранильных работ в Санта-Мария-деи-Мираколи был вызван некоторой поддержкой местных жителей, которая позволила ему отодвинуть Таманьино на второй план. [4] Помимо Ангелов , Таманьино также поставил три из четырех бюстов для подвесок главного купола и Учителей Церкви. [примечание 1] а также два меньших медальона для фриза в нефе: за эти пять артефактов, три из которых были очень большими, и за двенадцать Ангелов Таманьино получил компенсацию меньшую, чем Кайрано за своих Апостолов . [7] [примечание 2]
Эта дискриминация служит правдоподобным объяснением отъезда Таманьино из Брешии, даже несмотря на то, что работы над Санта-Мария-деи-Мираколи продолжались. Таманьино обнаружил, что его работа недооценена и недоплачивается по сравнению с Кайрано, который в то время был менее опытным, чем он. [8] Таманьино получил престижный контракт на фасад Чертоза ди Павия , который должен был быть выполнен под руководством отца Амадео и Антонио Мантегацца . [9] Договор между художником и двумя скульпторами был еще более ужесточен в мае 1492 года. [10] [11] и создал уникальную тренировку для Таманьино, а также сделал замечательный скачок в его карьере. [12]
В 1499 году Миланское герцогство было завоевано французами, в результате чего возникла диаспора художников из города по всей северной Италии и за ее пределами. [13] Возможно, этим и объясняется возвращение Таманьино в Брешию. [14] а также контракт на декоративную каменную кладку палаццо Лоджия, в которой он участвовал с ноября 1499 года по июнь 1500 года. [15] Палаццо, открывшееся в 1492 году после первого отъезда Таманьино из Брешии, в то время находилось под твердым контролем Гаспаро Кайрано, который на несколько лет стал излюбленным скульптором брешийской элиты, как государственной, так и частной. [13]
До прибытия Таманьино в 1499 году Кайрано уже доставил по меньшей мере пять разных Цезарей и другие каменные изделия, но в тот год сохранились только записи о плате за один протом мужского пола, поскольку внимание Кайрано было полностью поглощено двумя гигантскими трофеями, которые он недавно начал работу. [13] В ноябре 1499 года Таманьино проявил себя очень активно: он доставил четырех цезарей и трех львиных протомов, продемонстрировав свои навыки и уровень. [15] Но в последующие семь месяцев Кайрано фиксирует последовательные достижения и балансы для трофеев в режиме полного производства, что не влияет на другие его работы, тогда как Таманьино реализует только двух Цезарей и семнадцать бюстов львов. [13] Создание львиных бюстов считалось повторяющимся занятием и могло быть поручено камнерезам низкого калибра. [13] а Таманьино платили гораздо меньше, чем в среднем Кайрано за артефакты того же типа. [примечание 3]
Таманьино Цезари , всего шесть штук прекрасной работы, практически отодвинуты на южный и западный фланги, а также в заднюю часть здания, которая посещалась гораздо реже. [16] [14] Учитывая обесценивание его работы, вполне вероятно, что шестой «Цезарь» Таманьино, гораздо худшего качества, чем остальная часть цикла, был предназначен для насмешки над Кайрано и их клиентами, которые во второй раз саботировали успех или, по крайней мере, надлежащее признание таланта Таманьино. [17] После этих событий Таманьино покинул Брешию, вероятно, навсегда, оставив Гаспаро Кайрано главным представителем скульптурной сцены Брешии.
Таманьино Бюст Ачеллино Сальваго работы , его шедевр, хранится в Музее Боде в Берлине.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторические источники для атрибуции этих произведений неоднозначны. Мемориал Мартиненго 1731 года (см. Guerrini 1930, стр. 189–218) приписывает три медальона святого Амвросия, святого Августина и святого Иеронима Таманьино, тогда как Сала (см. Сала, стр. 90) приписывает четвертый, Сан-Грегорио, хотя критический стилистический анализ его исключает. См. также Зани 2010, с. 98, примечание 59 и с. 121.
- ^ Гаспаро Кайрано получает девять лир за каждую статую апостолов , всего 108 лир, а Таманьино получает 106 лир за двенадцать ангелов и пять рельефов. См. транскрипцию утерянного документа Геррини, 1930, стр. 209–210, в Archivio Storico di Santa Maria dei Miracoli , тележка. А, фаск. 3.
- ^ Для сравнения отметим, что двадцать сольдо составляли венецианскую лиру; 27 мая 1500 года Таманьино заплатили сорок пять сольдо (чуть больше двух лир каждый) за восемь львиных протомов. За те же артефакты камнерез Гаспаре да Карсонья получил по три лиры, Якопо Кампионе — две лиры, Джироламо ди Каноника — три лиры, а Гаспаро Кайрано — восемь лир за каждый протом мужского пола доставленный . См. Замбони.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зани 2010 , стр. 102–103.
- ^ Исторический архив Санта-Мария-деи-Мираколи, тележка. А, фаск. 3
- ^ Геррини 1930 , с. 209-210.
- ^ Jump up to: а б с Зани 2010 , с. 104.
- ^ Зани 2010 , с. 98.
- ^ Зани 2011 , с. 62.
- ^ Зани 2010 , стр. 98–99.
- ^ Зани 2010 , с. 99.
- ^ Шофилд, Shell & Sironi 1989 , стр. 201–202.
- ^ Шофилд, Shell & Sironi 1989 , стр. 190.
- ^ Майокки 1949 .
- ^ Зани 2010 , стр. 99–101.
- ^ Jump up to: а б с д и Зани 2010 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Агости 1995 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Замбони .
- ^ Зани 2010 , стр. 101–102.
- ^ Зани 2010 , с. 102.
Библиография
[ редактировать ]- Агости, Джованни (1995). «Вокруг Цезарей Лоджии Брешии». Во Фрати, Васко; Джанфранчески, Ида; Робекки, Франко (ред.). Лоджия Брешии и ее площадь. Эволюция городского узла за полтысячелетия . Брешия: Графо. ISBN 88-7385-269-6 .
- Геррини, Паоло (1930). «Исторические воспоминания о Брешийской епархии». Гражданский храм чудес . Том I. Брешия: Моретто.
- Майокки, Родольфо (1949). Художественный дипломатический кодекс Павии с 1330 по 1550 год . Том II. Павия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шофилд, Ричард В.; Шелл, Джеймс; Сирони, Грациозо, ред. (1989). Джованни Антонио Амадео. Документы . Комо: Новая пресса. ISBN 88-953-8349-4 .
- Зани, Вито (2010). Гаспаро Кайрано . Роккафранка: Пресс-компания. ISBN 978-88-8486-400-0 .
- Зани, Вито (2011). «Мастера и стройки в пятнадцатом веке и в первой половине шестнадцатого века». В Валерио Террароли (ред.). Скульптура в Ломбардии. Пластическое искусство в Брешии и окрестностях Брешии с 15 по 20 века . Милан: Скира. ISBN 978-88-572-0523-6 .
- Замбони, Бальдассаре. Коллектанея по делам Бриксии . Кверинианская библиотека РС. Х. III. М. 2
- Холл, Алессандро (1834). Картины и другие предметы изобразительного искусства в Брешии . Брешия.