Мона Лиза
Мона Лиза | |
---|---|
Английский : Мона Лиза , Мона Лиза. | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1503–1506 гг ., возможно, продолжаясь до ок. 1517 |
Середина | Масло на из тополя панно |
Предмет | Лиза дель Джокондо |
Размеры | 77 см × 53 см (30 × 21 дюйм) |
Расположение | Лувр , Париж |
Мона Лиза ( / ˌ m oʊ n ə ˈ l iː s ə / MOH -nə LEE -sə ; итальянский : Джоконда [ dʒoˈkonda] или Монна Лиза [ˈmɔnna ˈliːza] ; французский : Джоконда [ʒɔkɔ̃d] в пояс. ) — портрет Картина итальянского художника Леонардо да Винчи . Считается архетипическим шедевром итальянского Возрождения . [4] [5] его описывают как «самое известное, самое посещаемое, о котором больше всего пишут, о котором больше всего поют, [и] самое пародируемое произведение искусства в мире». [6] К новизне картины относятся загадочная выразительность сюжета, [7] монументальность композиции, тонкая моделировка форм, атмосферный иллюзионизм. [8]
Традиционно считается, что на картине изображена итальянская дворянка Лиза дель Джокондо . [9] Она написана маслом на из белого ломбардского тополя панели . Леонардо никогда не передал картину семье Джокондо. [10] Считалось, что она была написана между 1503 и 1506 годами; однако Леонардо, возможно, продолжал работать над ней даже в 1517 году. Король Франции Франциск I приобрел Мону Лизу после смерти Леонардо в 1519 году, и теперь она является собственностью Французской Республики. Обычно он выставляется в Лувре в Париже с 1797 года. [11]
Всемирная известность и популярность картины отчасти связаны с ее кражей в 1911 году Винченцо Перуджи , который объяснил свои действия итальянским патриотизмом — убеждением, что она должна принадлежать Италии. Кража и последующее возвращение в 1914 году вызвали беспрецедентную огласку кражи произведений искусства и привели к публикации многих культурных изображений, таких как опера 1915 года «Мона Лиза» , два фильма начала 1930-х годов ( «Кража Моны Лизы» и «Арсен Люпен ») и песня. « Мона Лиза », записанная Нэтом Кингом Коулом, — одна из самых успешных песен 1950-х годов. [12]
Мона Лиза – одна из самых ценных картин в мире. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса за самую высокую в истории стоимость страхования картин в 100 миллионов долларов США в 1962 году. [13] эквивалентно 1 миллиарду долларов США по состоянию на 2023 год [update]. [14]
Название и тема
Название картины , известной на английском языке как «Мона Лиза» , основано на предположении, что на ней изображена Лиза дель Джокондо , хотя ее сходство сомнительно. эпохи Возрождения Историк искусства Джорджо Вазари писал, что « Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены». [17] [18] [19] Монна на итальянском языке — это вежливая форма обращения, происходящая от ma donna , похожего на «мэм» , «мадам» или «миледи» на английском языке. Это стало мадонной , а ее сокращение — монной . Название картины, хотя на английском языке традиционно пишется «Мона» , по-итальянски пишется как «Мона Лиза» ( «мона» — вульгарность по-итальянски), но на английском языке такое встречается редко. [20] [21]
Лиза дель Джокондо была членом семьи Герардини из Флоренции и Тосканы и женой богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. [22] Считается, что картина была заказана для их нового дома и в честь рождения второго сына Андреа. [23] Итальянское название картины «Джоконда » означает «веселая» («счастливая» или «веселая») или, буквально, «веселая», игра слов на женской форме замужнего имени Лизы, Джокондо. [22] [24] Во французском языке название «Джоконда» имеет то же значение.
Рассказ Вазари о Моне Лизе взят из его биографии Леонардо, опубликованной в 1550 году, через 31 год после смерти художника. Уже давно это самый известный источник информации о происхождении работы и личности натурщика. Помощник Леонардо Салаи после его смерти в 1524 году владел портретом, который в его личных бумагах назывался «Джоконда» , картина, завещанная ему Леонардо. [25]
То, что Леонардо написал такую работу, и ее дата были подтверждены в 2005 году, когда ученый из Гейдельбергского университета обнаружил заметку на полях в издании 1477 года тома древнеримского философа Цицерона . Датированная октябрем 1503 года записка была написана современником Леонардо Агостино Веспуччи . В этой заметке Леонардо сравнивается с известным греческим художником Апеллесом , который упоминается в тексте, и утверждается, что Леонардо в то время работал над картиной Лизы дель Джокондо. [26] В ответ на сообщение об обнаружении этого документа Винсент Делёвен, представитель Лувра , заявил: «Леонардо да Винчи писал в 1503 году портрет флорентийской дамы по имени Лиза дель Джокондо. В этом мы теперь уверены. К сожалению, мы не можем быть абсолютно уверены, что этот портрет Лизы дель Джокондо — картина Лувра». [27]
Каталог -резонне Леонардо да Винчи (2019) подтверждает, что на картине, вероятно, изображена Лиза дель Джокондо, а Изабелла д'Эсте . единственной вероятной альтернативой является [28] Ученые разработали несколько альтернативных взглядов , утверждая, что Лиза дель Джокондо была предметом другого портрета, и идентифицируя по крайней мере четыре другие картины, названные Вазари « Моной Лизой» . [29] В качестве героев картины были предложены еще несколько человек. [30] включая Изабеллу Арагонскую , [31] Сесилия Галлерани , [32] Костанца д'Авалос, герцогиня Франкавилла [30] Пасифика Брандано/Брандино, Изабелла Гуаланда, Катерина Сфорца , Бьянка Джованна Сфорца , Салаи и даже сам Леонардо. [33] [34] [35] Психоаналитик Зигмунд Фрейд и другим произведениям одобрительную улыбку своей матери Катерины предположил, что Леонардо передал Моне Лизе . [36] [37]
Описание
Мона Лиза очень похожа на многие изображения Девы Марии эпохи Возрождения , которая в то время считалась идеалом женственности. [38] Женщина сидит заметно прямо в кресле «поццетто», скрестив руки, что является признаком ее сдержанной позы. Ее взгляд устремлен на наблюдателя. Женщина кажется живой в необычайной степени, чего Леонардо добился своим методом не рисования контуров. Мягкое смешивание ( сфумато ) создает неоднозначное настроение «в основном в двух чертах: уголках рта и углах глаз». [39]
Изображение натурщика в профиль в три четверти похоже на работы конца XV века Лоренцо ди Креди и Аньоло ди Доменико дель Мацциере . [38] Цёлльнер отмечает, что общее положение натурщика можно проследить до фламандских моделей и что «в частности, вертикальные срезы колонн по обе стороны панели имели прецеденты во фламандской портретной живописи». [40] Вудс-Марсден цитирует Ганса Мемлинга ( портрет Бенедетто Портинари работы 1487 г.) или итальянские имитации, такие как подвесные портреты Себастьяно Майнарди , для использования лоджии , что создает эффект посредника между натурщиком и далеким пейзажем, чего нет в портрете Леонардо. более ранний портрет Джиневры де Бенчи . [41]
Картина была одним из первых итальянских портретов, на которых изображен натурщик на фоне воображаемого пейзажа. [43] хотя некоторые ученые предпочитают реалистичное описание, [44] и Леонардо был одним из первых художников, использовавших воздушную перспективу . [45] Загадочная женщина изображена сидящей в открытой лоджии с темными основаниями колонн по обе стороны. Позади нее обширный пейзаж отступает к ледяным горам, [46] извилистые тропинки и далекий мост, дающие лишь малейшие признаки человеческого присутствия. Линию горизонта Леонардо решил разместить не на шее, как у Джиневры де Бенчи , а на уровне глаз, связав таким образом фигуру с пейзажем и подчеркнув загадочный характер картины. [41] Мост на заднем плане был идентифицирован Сильвано Винченти как четырехарочный мост Ромито ди Латерина этрусско римских - времен недалеко от Латерины , Ареццо , через реку Арно . [47] Другие мосты с похожими арками, предложенные в качестве возможных мест, имели больше арок. [47] Другие находят сходство с мостом Аццоне Висконти . [44]
У Моны Лизы нет четко видимых бровей и ресниц, хотя Вазари подробно описывает брови. [48] [а] В 2007 году французский инженер Паскаль Котт объявил, что его сканы картины со сверхвысоким разрешением доказывают, что Мона Лиза изначально была нарисована с ресницами и бровями, но со временем они постепенно исчезли, возможно, в результате чрезмерной чистки. [51] Котт обнаружил, что картину несколько раз переделывали, изменяя размер лица и направление взгляда. Он также обнаружил, что на одном слое объект был изображен с многочисленными шпильками и головным убором, украшенным жемчугом, который позже был очищен и закрашен. [52]
Было много предположений относительно модели и пейзажа картины. Например, Леонардо, вероятно, добросовестно нарисовал свою модель, поскольку ее красота не считается одной из лучших, «даже если измерять ее по стандартам позднего кватроченто (15 век) или даже XXI века». [53] Некоторые историки восточного искусства, такие как Юкио Ясиро , утверждают, что пейзаж на заднем плане картины создан под влиянием китайской живописи . [54] но этот тезис оспаривается из-за отсутствия четких доказательств. [54]
Исследование, проведенное в 2003 году профессором Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета, показало, что улыбка Моны Лизы исчезает при наблюдении прямым зрением, что называется фовеальной . Из-за того, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, он менее приспособлен для непосредственного улавливания теней; однако периферийное зрение хорошо различает тени. [55]
Исследования, проведенные в 2008 году профессором геоморфологии Университета Урбино и художником-фотографом, показали, что пейзаж Моны Лизы похож на некоторые виды региона Монтефельтро в итальянских провинциях Пезаро и Урбино , а также Римини . [56] [57] Исследования геолога и искусствоведа Анны Пиццоруссо, проведенные в 2023/2024 году, показывают, что ландшафт содержит «несколько узнаваемых особенностей Лекко , на берегу озера Комо в регионе Ломбардия на севере Италии ». [58]
История
Создание и дата
Из произведений Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — единственный портрет, подлинность которого никогда серьезно не подвергалась сомнению. [59] и одно из четырех произведений (остальные — «Святой Иероним в пустыне» , «Поклонение волхвов» и «Тайная вечеря» ), атрибуция которых не вызвала споров. [60] К октябрю 1503 года он начал работу над портретом Лизы дель Джокондо , модели Моны Лизы . [26] [27] Некоторые полагают, что работа над Мона Лизой была начата в 1503 или 1504 году во Флоренции. [61] Хотя Лувр утверждает, что картина «несомненно написана между 1503 и 1506 годами», [8] историк искусства Мартин Кемп говорит, что существуют некоторые трудности с точным подтверждением дат. [22] Алессандро Веццози считает, что картина характерна для стиля Леонардо последних лет его жизни, после 1513 года. [62] Другие ученые утверждают, что, учитывая историческую документацию, Леонардо написал бы произведение 1513 года. [63] По словам Вазари, «после того, как он задержался над этим на четыре года, [он] оставил его незавершенным». [18] пригласил Леонардо В 1516 году король Франциск I работать в Кло-Люсе недалеко от замка Амбуаз ; Считается, что он взял с собой « Мону Лизу» и продолжил работу над ней после переезда во Францию. [33] Историк искусства Кармен К. Бамбах пришла к выводу, что Леонардо, вероятно, продолжал совершенствовать работу до 1516 или 1517 года. [64] Правая рука Леонардо была парализована c. 1517 , [65] что может указывать на то, почему он оставил « Мону Лизу» незавершенной. [66] [67] [68] [б]
Около 1505 г. [70] Рафаэль выполнил набросок пером и тушью, на котором более заметны колонны, окружающие объект. Эксперты единодушны во мнении, что в основе портрета Леонардо. [71] [72] [73] Другие более поздние копии Моны Лизы , например, находящиеся в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна и Художественном музее Уолтерса , также демонстрируют большие боковые колонны. В результате возникло мнение, что Мону Лизу обрезали. [74] [75] [76] [77] Однако к 1993 году Франк Цёлльнер заметил, что поверхность картины никогда не обрезалась; [78] это было подтверждено серией испытаний в 2004 году. [79] Ввиду этого Винсент Делёвен , куратор итальянской живописи XVI века в Лувре, утверждает, что эскиз и другие копии, должно быть, были вдохновлены другой версией: [80] в то время как Цёлльнер утверждает, что эскиз может быть создан по мотивам другого портрета Леонардо на тот же предмет. [78]
В протоколе визита Луи д'Арагона в октябре 1517 года говорится, что Мона Лиза была казнена для умершего Джулиано Медичи , управляющего Леонардо в Бельведере, Вена , между 1513 и 1516 годами. [81] [82] [с] — но это, скорее всего, была ошибка. [83] [д] По словам Вазари, картина была создана для мужа модели, Франческо дель Джокондо. [84] Ряд экспертов утверждали, что Леонардо сделал две версии (из-за неопределенности относительно ее датировки и заказчика, а также ее судьбы после смерти Леонардо в 1519 году, а также разницы в деталях в эскизе Рафаэля, что можно объяснить возможностью того, что эскиз сделал по памяти). [70] [73] [72] [85] Гипотетический первый портрет с выдающимися колоннами должен был быть заказан Джокондо ок. 1503 г. и оставался незавершенным во владении ученика и помощника Леонардо Салаи до его смерти в 1524 г. Второй, построенный по заказу Джулиано де Медичи ок. 1513 г. , был бы продан Салаи Франциску I в 1518 г. [и] и сегодня находится в Лувре. [73] [72] [85] [86] Другие полагают, что была только одна настоящая Мона Лиза , но мнения относительно двух вышеупомянутых судеб разделились. [22] [25] [87] В какой-то момент в 16 веке лак . на картину нанесли [3] Он хранился во дворце Фонтенбло , пока Людовик XIV не перенес его в Версальский дворец , где он оставался до Французской революции . [88] В 1797 году она была выставлена в постоянной экспозиции Лувра. [11]
Убежище, воровство и вандализм
После Французской революции картина была перенесена в Лувр, но некоторое время провела в спальне Наполеона (ум. 1821) во дворце Тюильри . [88] « Мона Лиза» не была широко известна за пределами мира искусства, но в 1860-х годах часть французской интеллигенции начала прославлять ее как шедевр живописи эпохи Возрождения. [89] Во время франко-прусской войны (1870–1871) картина была перевезена из Лувра в Брестский арсенал . [90]
В 1911 году картина еще не пользовалась популярностью среди мирской публики. [91] 21 августа 1911 года картина была украдена из Лувра. [92] На следующий день картину впервые пропустил художник Луи Беру . После некоторой путаницы относительно того, фотографировалась ли где-нибудь картина, Лувр закрыли на неделю для расследования. Французский поэт Гийом Аполлинер попал под подозрение, был арестован и заключен в тюрьму. Аполлинер обвинил в этом своего друга Пабло Пикассо , которого вызвали на допрос. Позже оба были реабилитированы. [93] [94] Настоящим виновником был сотрудник Лувра Винченцо Перуджа , который помог построить витрину для картины. [95] Он совершил кражу, войдя в здание в обычные часы, спрятавшись в чулане для метел и выйдя с картиной, спрятанной под пальто, после закрытия музея. [24]
Перуджа был итальянским патриотом, который считал, что картину Леонардо следовало вернуть в итальянский музей. [96] Перуджа, возможно, был мотивирован партнером, чьи копии оригинала значительно вырастут в цене после кражи картины. [97] Продержав « Мону Лизу» в своей квартире в течение двух лет, Перуджа потерял терпение и был пойман при попытке продать ее Джованни Поджи , директору галереи Уффици во Флоренции . Картина выставлялась в галерее Уффици более двух недель и вернулась в Лувр 4 января 1914 года. [98] Перуджа отсидел шесть месяцев в тюрьме за это преступление и был прославлен в Италии за свой патриотизм. [94] Через год после кражи Saturday Evening Post журналист Карл Декер написал, что встретил предполагаемого сообщника по имени Эдуардо де Вальфьерно , который утверждал, что организовал кражу. Фальсификатор Ив Шодрон должен был изготовить шесть копий картины для продажи в США, скрыв при этом местонахождение оригинала. [97] Декер опубликовал отчет о краже в 1932 году. [99] [12]
Во время Второй мировой войны его снова вывезли из Лувра и перевезли сначала в замок Амбуаз, затем в аббатство Лок-Дье и замок Шамбор , а затем, наконец, в музей Энгра в Монтобане . [12] [100]
За последние десятилетия картину трижды временно переносили для проведения ремонта в Лувр: в период с 1992 по 1995 год, с 2001 по 2005 год и снова в 2019 году. [101] Новая система очередей, введенная в 2019 году, сокращает время ожидания посетителей музея в очереди, чтобы увидеть картину. После прохождения очереди у группы есть около 30 секунд, чтобы увидеть картину. [102]
30 декабря 1956 года боливийский Уго Унгаза Вильегас бросил камень в Мону Лизу , когда она выставлялась в Лувре. Он сделал это с такой силой, что разбил стеклянную витрину и выбил пятно пигмента возле левого локтя. [103] Картина была защищена стеклом, потому что несколькими годами ранее мужчина, утверждавший, что влюблен в картину, порезал ее лезвием бритвы и попытался украсть. [104] С тех пор пуленепробиваемое стекло используется для защиты картины от дальнейших атак. Впоследствии, 21 апреля 1974 года, когда картина экспонировалась в Токийском национальном музее , женщина обрызгала ее красной краской в знак протеста против неспособности этого музея обеспечить доступ для людей с ограниченными возможностями. [105] 2 августа 2009 года россиянка, обезумевшая из-за отказа в гражданстве Франции, бросила керамическую чашку, купленную в Лувре; Судно разбилось о стеклянный корпус. [106] [107] В обоих случаях картина не пострадала.
29 мая 2022 года мужчина-активист, переодетый женщиной в инвалидной коляске, бросил торт в защитное стекло, закрывающее картину, явно пытаясь привлечь внимание к проблеме изменения климата . [108] Картина не пострадала. [109] Мужчину арестовали и поместили в психиатрическую больницу в полицейском управлении. [110] Расследование было начато после того, как Лувр подал жалобу. [111] 28 января 2024 года двое нападавших из группы защитников окружающей среды Riposte Alimentaire («Возмездие за еду») облили супом защитное стекло картины, требуя права на «здоровую и экологически чистую пищу» и критикуя современное состояние сельского хозяйства. [112]
Современный анализ
В начале 21 века французский учёный Паскаль Котт выдвинул гипотезу о скрытом портрете под поверхностью картины. Он проанализировал картину в Лувре с использованием технологии отражающего света, начиная с 2004 года, и представил косвенные доказательства своей теории. [113] [114] [115] Котт признает, что его расследование проводилось лишь для подтверждения его гипотез и не должно рассматриваться как окончательное доказательство. [114] [25] На нижнем портрете изображена модель, смотрящая в сторону, без боковых колонн. [116] но не соответствует историческому описанию картины. И Вазари, и Джан Паоло Ломаццо описывают субъекта как улыбающегося: [17] [117] в отличие от персонажа на предполагаемом портрете Котта. [114] [25] В 2020 году Котт опубликовал исследование, в котором утверждалось, что на картине есть подрисовка , перенесенная с подготовительного рисунка с помощью техники спольверо . [118]
Сохранение
Мона Лиза сохранилась более 500 лет, и международная комиссия, созванная в 1952 году, отметила, что «картина находится в замечательном состоянии сохранности». [79] Он так и не был полностью восстановлен, [119] Таким образом, нынешнее состояние отчасти связано с различными консервационными обработками, которым подверглась картина. Подробный анализ, проведенный мадам де Жиронда в 1933 году, показал, что предыдущие реставраторы «действовали с большой сдержанностью». [79] Тем не менее, лак , нанесенный на картину, потемнел даже к концу XVI века, а агрессивная очистка и повторное лакирование в 1809 году удалили часть самой верхней части красочного слоя, в результате чего лицевая сторона картины стала размытой. фигура. Несмотря на обработку, о Моне Лизе на протяжении всей ее истории хорошо заботились, и хотя деформация панели вызвала у кураторов «некоторое беспокойство», [120] команда консерваторов 2004–2005 годов с оптимизмом смотрела на будущее работы. [79]
Панель из тополя
В какой-то момент Мона Лиза была удалена из первоначальной рамы. Неограниченная панель из тополя свободно деформировалась при изменении влажности, в результате чего в верхней части панели образовалась трещина, доходящая до линии роста волос фигуры. В середине XVIII - начале XIX века в форме бабочки в заднюю часть панели на глубину примерно одной трети толщины панели были вставлены две ореховые скобы . Это вмешательство было умело выполнено и успешно стабилизировало трещину. Где-то между 1888 и 1905 годами, или, возможно, во время кражи картины, выпала верхняя скоба. Более поздний реставратор заклеил и обклеил образовавшуюся розетку и трещину тканью. [121] [122]
Картина хранится в строгом климат-контроле в футляре из пуленепробиваемого стекла. Влажность поддерживается на уровне 50% ±10%, а температура поддерживается в пределах от 18 до 21 °C. Чтобы компенсировать колебания относительной влажности, корпус дополнен слоем силикагеля, обработанного для обеспечения относительной влажности 55%. [79]
Рамка
Поскольку Лизы Моны тополя опора расширяется и сжимается при изменении влажности, картина несколько искажается. В ответ на деформацию и вздутие, произошедшие во время хранения во время Второй мировой войны, а также для подготовки картины к выставке в честь 500-летия со дня рождения Леонардо, Мона Лиза была оснащена в 1951 году гибкой дубовой рамой с буковыми перемычками . Эта гибкая рамка, которая используется в дополнение к декоративной рамке, оказывает давление на панель, предотвращая ее дальнейшую деформацию. В 1970 году поперечины из бука были заменены на кленовые после того, как было обнаружено, что древесина бука заражена насекомыми. В 2004–2005 годах группа консерваторов и исследователей заменила поперечины клена на поперечины платана, а также была добавлена дополнительная металлическая поперечина для научного измерения деформации панели. [ нужна ссылка ]
За свою историю Мона Лиза имела множество различных декоративных рамок. В 1909 году коллекционер произведений искусства графиня де Беаг придала портрету его нынешнюю рамку. [123] произведение эпохи Возрождения, соответствующее историческому периоду Моны Лизы . Края картины хотя бы один раз за всю ее историю обрезались, чтобы поместить картину в различные рамки, но ни одна часть исходного красочного слоя не была обрезана. [79]
Чистка и подкраска
Первой и самой масштабной зарегистрированной чисткой, покраской и подкраской Моны Лизы была мытье и покраска Моны Лизы в 1809 году, предпринятая Жаном-Мари Хустоэлом, который отвечал за реставрацию картин для галерей Музея Наполеона . Работа включала в себя очистку спиртом, подкраску и покраску картины. В 1906 году реставратор Лувра Эжен Денизар выполнил акварельную ретушь на участках красочного слоя, нарушенных трещиной в панели. Денизард также отретушировал края картины лаком, чтобы замаскировать участки, которые изначально были закрыты старой рамой.
В 1913 году, когда картина была восстановлена после кражи, Денизара снова пригласили работать над « Моной Лизой» . Денизарду было приказано очистить картину без растворителя и слегка подправить несколько царапин на картине акварелью. В 1952 году слой лака на фоне картины был выровнен. После второго нападения 1956 года реставратору Жану-Габриэлю Гулинату было поручено подправить Моны Лизы . акварелью повреждения левого локтя [79]
В 1977 году в задней части панели было обнаружено новое заражение насекомыми из-за установки перемычек, предохраняющих картину от деформации. Его тут же обработали четыреххлористым углеродом , а затем обработали оксидом этилена . В 1985 году пятно снова обработали четыреххлористым углеродом в качестве профилактической меры. [79]
Отображать
6 апреля 2005 года, после периода кураторского обслуживания, записи и анализа, картина была перенесена на новое место в Государственном зале музея. Он выставлен в специально построенном помещении с климат-контролем за пуленепробиваемым стеклом. [124] С 2005 года картина освещается светодиодной лампой , а в 2013 году была установлена новая светодиодная лампа мощностью 20 Вт, специально разработанная для этой картины. Лампа имеет индекс цветопередачи до 98 и минимизирует инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. , что в противном случае могло бы испортить картину. [125] Реконструкцию галереи, где сейчас находится картина, профинансировала японская телекомпания Nippon Television . [126] По состоянию на 2019 год картину в Лувре ежегодно просматривают около 10,2 миллиона человек. [127]
К 500-летию со дня смерти мастера Лувр с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года провел крупнейшую в истории выставку работ Леонардо. Мона Лиза не была включена, поскольку она пользуется большим спросом среди посетителей музея; картина осталась выставленной в галерее. [128] [129]
В 2024 году было решено разместить полотно в отдельном помещении. Это изменение потребует значительных строительных изменений, включая новый вход в Лувр и две комнаты в подвале под квадратным двором музея. Благодаря реконструкции посетители смогут проходить прямо к картине, что сократит очереди в Лувре . [130] [131]
Наследие
Мона Лиза начала оказывать влияние на современную флорентийскую живопись еще до ее завершения. Рафаэль , несколько раз побывавший в мастерской Леонардо, оперативно использовал элементы композиции и формата портрета в нескольких своих работах, таких как « Молодая женщина с единорогом» ( ок. 1506 ), [132] и Портрет Маддалены Дони ( ок. 1506 ). [70] Более поздние картины Рафаэля, такие как «Ла Велата» (1515–1516) и «Портрет Бальдассаре Кастильоне» ( ок. 1514–15 ), продолжали заимствовать из живописи Леонардо. Цольнер заявляет, что «Ни одна из работ Леонардо не оказала большего влияния на эволюцию жанра, чем « Мона Лиза» . Она стала окончательным примером портрета эпохи Возрождения и, возможно, по этой причине рассматривается не просто как подобие реального человека, но и как изображение реального человека. также как воплощение идеала». [133]
Если раньше критики, такие как Вазари в 16 веке и Андре Фелибьен в 17 веке, хвалили картину за ее реализм , то к середине 19 века писатели стали рассматривать « Мону Лизу» как пропитанную ощущением тайны и романтики . В 1859 году Теофиль Готье писал, что Мона Лиза была «сфинксом красоты, который так загадочно улыбается» и что «под выраженной формой чувствуется мысль смутная, бесконечная, невыразимая. Человек тронут, обеспокоен... подавленные желания надежды, доводящие до отчаяния, болезненно шевелятся». В эссе Уолтера Патера 1869 года эта натурщица описывалась как «старше скал, среди которых она сидит; как и вампир, она много раз умирала и познавала тайны могилы; и ныряла в глубоких морях, и хранит их павший день при себе». [134]
К началу 20 века некоторые критики начали чувствовать, что картина стала хранилищем субъективных толкований и теорий. [135] После кражи картины в 1911 году историк эпохи Возрождения Бернар Беренсон признал, что она «просто стала инкубом, и [он] был рад избавиться от нее». [135] [136] Картина Жана Метцингера Le goûter («Время чая») была выставлена на Осеннем салоне 1911 года и была саркастически описана как «la Joconde à la cuiller» (Мона Лиза с ложкой) искусствоведом Луи Вокселем на первой полосе журнала Gil Blas. . [137] Андре Сальмон впоследствии назвал картину «Моной Лизой кубизма». [138] [139]
Мир авангардного искусства отметил Моны Лизы . неоспоримую популярность Из-за огромного размера картины дадаисты и сюрреалисты часто создают ее модификации и карикатуры . В 1883 году была показана картина «Лерир», изображение Моны Лизы, курящей трубку, работы Сапека (Эжен Батай) на выставке « Несвязные » в Париже . В 1919 году Марсель Дюшан , один из самых влиятельных современных художников, создал LHOOQ — пародию на Мону Лизу , сделанную путем украшения дешевой репродукции усами и бородкой. Дюшан добавил надпись, которая при чтении вслух на французском языке звучит как «Elle a chaud au cul», что означает: «у нее горячая задница», подразумевая, что женщина на картине находится в состоянии сексуального возбуждения и задумана как шутка по Фрейду. . [140] По словам Ронды Р. Ширер , кажущаяся репродукция на самом деле является копией, частично смоделированной с собственного лица Дюшана. [141]
Сальвадор Дали , известный своими сюрреалистическими работами, нарисовал «Автопортрет в образе Моны Лизы» в 1954 году. [142] Энди Уорхол создал трафаретные отпечатки нескольких Моны Лизы под названием «Тридцать лучше, чем одна » после визита картины в Соединенные Штаты в 1963 году. [143] Французский городской художник, известный под псевдонимом Invader, создал версии Моны Лизы на городских стенах Парижа и Токио, используя мозаичный стиль. [144] 2014 года Мультфильм журнала New Yorker пародирует предполагаемую загадку улыбки Моны Лизы в анимации, показывающей все более маниакальные улыбки.
- Портрет Бальдассаре Кастильоне работы Рафаэля, ок. 1514–1515 гг.
- «Смех» Батая Эжена или Сапека, 1883 г.
- Le goûter (Время чая) Жана Метцингера , 1911, холст, масло , 75,9 × 70,2 см, Художественный музей Филадельфии
Слава
Сегодня Мона Лиза считается самой известной картиной в мире, картиной назначения , но до 20-го века она была одним из многих высоко ценимых произведений искусства. [145] когда-то входившая в короля Франции Франциска I коллекцию Мона Лиза, , была одним из первых произведений искусства, выставленных в Лувре, который после Французской революции стал национальным музеем. Леонардо стали почитать как гения, а популярность картины выросла в середине 19 века, когда французская интеллигенция оценила ее как загадочную и олицетворяющую роковую женщину . [146] Путеводитель Бедекера в 1878 году назвал ее «самой знаменитой работой Леонардо в Лувре». [147] но картина была известна больше интеллигенции, чем широкой публике. [148]
О краже Моны Лизы в 1911 году и ее последующем возвращении стало известно во всем мире, что привело к массовому росту общественного признания картины. В течение 20-го века он был объектом массового воспроизведения, мерчандайзинга, высмеивания и спекуляций и, как утверждалось, был воспроизведен в «300 картинах и 2000 рекламных объявлениях». [147] Мона Лиза считалась «всего лишь еще одним Леонардо до начала прошлого века, пока скандал с кражей картины из Лувра и последующим возвращением не приковал к ней внимания на протяжении нескольких лет». [149]
С декабря 1962 по март 1963 года французское правительство предоставило его Соединенным Штатам для показа в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия. [150] [151] Его отправили на новом океанском лайнере SS France . [152] В Нью-Йорке около 1,7 миллиона человек стояли в очереди, «чтобы бросить взгляд на Мону Лизу в течение 20 секунд или около того». [147] Во время выставления в Метрополитен-музее картина была почти залита водой из-за неисправного разбрызгивателя, но пуленепробиваемый стеклянный футляр картины защитил ее. [153]
В 1974 году картина выставлялась в Токио и Москве. [154]
В 2014 году Лувр посетили 9,3 миллиона человек. [155] Бывший режиссер Анри Лойретт подсчитал, что «80 процентов людей хотят увидеть только Мону Лизу ». [156]
Финансовая ценность
Перед турне 1962–1963 годов картина была оценена по страховке в 100 миллионов долларов (что эквивалентно 770 миллионам долларов в 2023 году), что на практике сделало ее самой ценной картиной в мире. Страховка не была приобретена; вместо этого больше было потрачено на безопасность. [157]
В 2014 году в статье France 24 предлагалось продать картину, чтобы облегчить государственный долг, хотя было отмечено, что « Мона Лиза» и другие подобные произведения искусства запрещены к продаже французским законом о наследии, который гласит: «Коллекции Хранящиеся в музеях, принадлежащих государственным органам, считаются общественной собственностью и не могут быть иными». [158]
Культурные изображения
Культурные изображения Моны Лизы включают:
- 1915 года Мона Лиза немецкого композитора Макса фон Шиллингса.
- О краже написаны два фильма 1930-х годов ( «Кража Моны Лизы» и «Арсен Люпен» ).
- Песня 1950 года « Мона Лиза », записанная Нэтом Кингом Коулом .
- Песня 2011 года « Баллада о Моне Лизе » американской рок-группы Panic! на Дискотеке .
- В детективном фильме 2022 года « Стеклянный лук: Тайна достать ножи» показано разрушение Моны Лизы , которую миллиардер позаимствовал у ее места.
Ранние версии и копии
Музей Прадо Мона Лиза
Версия Моны Лизы, известная как Mujer de mano de Leonardo Abince («Женщина, созданная рукой Леонардо да Винчи», Музей Прадо , Мадрид), на протяжении веков считалась произведением Леонардо. Однако после реставрации в 2012 году считается, что она была написана одним из учеников Леонардо в его студии одновременно с Моны Лизы . написанием [159] Вывод Прадо о том, что картина, вероятно, принадлежит Салаи (1480–1524) или Мельци (1493–1572), был поставлен под сомнение другими. [160]
Отреставрированная картина представлена с несколько иной точки зрения, чем оригинальная Мона Лиза , что позволяет предположить , что она является частью первой в мире стереоскопической пары. [161] [162] Однако более поздний отчет показал, что эта стереоскопическая пара на самом деле не дает надежной стереоскопической глубины. [163]
Айлворт Мона Лиза
Версия Моны Лизы, известная как Айлвортская Мона Лиза, была впервые куплена английским дворянином в 1778 году и вновь открыта в 1913 году Хью Блейкером , знатоком искусства. Картина была представлена средствам массовой информации в 2012 году Фондом Моны Лизы. [164] Это картина того же сюжета, что и « Мона Лиза» Леонардо да Винчи . Текущий научный консенсус относительно атрибуции неясен. [165] Некоторые эксперты, в том числе Фрэнк Зёлльнер , Мартин Кемп и Люк Сайсон, отрицали приписывание Леонардо; [166] [167] такие профессора, как Сальваторе Лоруссо, Андреа Натали, [168] и Джон Ф. Асмус поддержал это; [169] другие, такие как Алессандро Веццози и Карло Педретти, сомневались. [170]
Эрмитаж Мона Лиза
Версия, известная как « Эрмитажная Мона Лиза», находится в Эрмитаже и была создана неизвестным художником XVI века. [171] [172]
Моны Лизы Иллюзия
Если фотографируемый человек смотрит в объектив камеры, создаваемое изображение создает иллюзию, которую зрители воспринимают как смотрящего на них субъекта, независимо от положения фотографии. Вероятно, именно по этой причине многие люди, фотографируя, просят испытуемых смотреть в камеру, а не куда-либо еще. В психологии это известно как « иллюзия Моны Лизы », названная в честь знаменитой картины, на которой также представлена та же иллюзия. [173]
См. также
- Список работ Леонардо да Винчи
- Список самых дорогих картин
- Список украденных картин
- Спекуляции о Моне Лизе
- о мужской Моне Лизе Теории
- двух Моны Лизы Теория
Сноски
- ↑ Некоторые исследователи утверждают, что в то время благородные женщины часто выщипывали эти волосы, поскольку они считались неприглядными. [49] [50]
- ↑ Говорят, что в более позднем возрасте Леонардо сожалел, что «никогда не завершил ни одной работы». [69]
- ^ «... Мессер Лунардо Винчи [ так в оригинале ] ... показал Его Превосходительству три картины, одну из которых изображает некая флорентийская дама, сделанная с натуры по просьбе покойного Великолепного Джулиано Медичи». [83]
- ^ "Возможно, это был еще один портрет, о котором не существует ни записей, ни копий - Джулиано Медичи наверняка не имел никакого отношения к Моне Лизе - вероятно, секретарь, ошеломленный, как он, должно быть, был в то время, нечаянно уронил портрет Имя Медичи не в том месте». [83]
- ↑ Вместе с Богородицей с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем.
Ссылки
- ^ «Обнаружена картина-близнец Моны Лизы» . Все учтено . 2 февраля 2012. Национальное общественное радио .
Оригинальную Мону Лизу в Лувре увидеть сложно — она покрыта слоями лака, который потемнел за десятилетия и столетия и даже потрескался», — говорит Бэйли.
- ^ «Кража Моны Лизы» . Сокровища мира . ПБС.
время состарило и потемнело ее цвет лица.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сассун, Дональд (2001). Мона Лиза: история самой известной картины в мире . ХарперКоллинз. п. 10. ISBN 978-0-00-710614-1 .
На самом деле он довольно грязный, отчасти из-за возраста, отчасти из-за потемнения лака, нанесенного в шестнадцатом веке.
- ^ «Кража, сделавшая Мону Лизу шедевром» . Все учтено . 30 июля 2011. НПР . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Сассун, Дональд (21 сентября 2001 г.). «Почему я думаю, что Мона Лиза стала иконой» . Высшее образование Таймс .
- ^ Личфилд, Джон (1 апреля 2005 г.). «Переезд Моны Лизы» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года.
- ^ Коэн, Филип (23 июня 2004 г.). «Шумная тайна Моны Лизы» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 23 апреля 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мона Лиза – Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» . Лувр. Архивировано из оригинала 30 июля 2014 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ «Мона Лиза – гейдельбергская находка уточняет личность» . Университетская библиотека Гейдельберга. Архивировано из оригинала 8 мая 2011 года . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ «Была ли «Мона Лиза» любовником Леонардо?» . Новости Артнета . 22 апреля 2016 года . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэрриер, Дэвид (2006). Музейный скептицизм: история показа искусства в общественных галереях . Издательство Университета Дьюка. п. 35. ISBN 978-0-8223-3694-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чарни, Н.; Финчем, Д.; Чарни, У. (2011). Кражи Моны Лизы: о краже самой известной картины в мире . Публикации Арки. ISBN 978-0-615-51902-9 . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Высшая страховая стоимость картины» . Книги рекордов Гиннесса . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Стоимость долларов США 1962 года сегодня – калькулятор инфляции» . www.inflationtool.com .
- ^ «Немецкие специалисты взломали личность «Моны Лизы» » . Сегодня . Рейтер . 14 января 2008 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Ницца, Майк (15 января 2008 г.). «Личность Моны Лизы раскрыта навсегда?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Русский : Он поручил Лионардо написать портрет Моны Лизы, своей жены, для Франческо дель Джокондо Вазари 1879 , с. 39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . 115 (840): 144–151. ISSN 0007-6287 . JSTOR 877242 .
- ^ «Джорджо Вазари – Леонардо и Мона Лиза» . Libriantichionline.com (на итальянском языке) . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Исследования | Гарзанти лингвистика» . www.garzantilinguistica.it . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Онлайн-словарь итальянского языка Hoepli – слово, значение и перевод» . dizionari.hoepli.it/ . Проверено 15 ноября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кемп 2006 , стр. 261–262.
- ^ Фараго 1999 , стр. 123.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барц и Кениг 2001 , с. 626.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кемп, Мартин; Палланти, Джузеппе (2017). Мона Лиза: Люди и живопись . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 113. ИСБН 978-0-19-874990-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мона Лиза – Гейдельбергское открытие подтверждает личность» . Гейдельбергский университет . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Делёвен, Винсент (15 января 2008 г.). «Телематин». Телевизионные новости . Телевидение Франции 2.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 241
- ^ Стайтс, Раймонд С. (январь 1936 г.). «Мона Лиза – Монна Белла». Парнас . 8 (1): 7–10, 22–23. дои : 10.2307/771197 . JSTOR 771197 . S2CID 195050582 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон 2000 , стр. 364–366.
- ^ Дебелль, Пенелопа (25 июня 2004 г.). «За этой тайной улыбкой» . Возраст . Мельбурн. Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Джонстон, Брюс (8 января 2004 г.). «Загадка Моны Лизы наконец разгадана: она была матерью пятерых детей» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чаунди, Боб (29 сентября 2006 г.). «Лица недели» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 3 августа 2014 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Николл, Чарльз (28 марта 2002 г.). «Миф о Моне Лизе» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Кингтон, Том (9 января 2011 г.). «На фоне Моны Лизы изображен итальянский город Боббио, — утверждает историк искусства» . Хранитель . Лондон.
- ^ Коббе, Густав (1916). «Улыбка Моны Лизы » . Журнал «Лотос» . 8 (2): 67–74. ISSN 2150-5977 . JSTOR 20543781 .
- ^ «Мнение | Не могла ли «Мона Лиза» остаться загадкой?» . Нью-Йорк Таймс . 9 января 1987 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зёлльнер, Франк (2000). Леонардо да Винчи, 1452–1519 гг . Сумки. ISBN 978-3-8228-5979-7 .
- ^ «Э. Х. Гомбрих, История искусства » . Artchive.com. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ Цёлльнер, Франк. «Портрет Моны Лизы дель Джокондо работы Леонардо» (PDF) . п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вудс-Марсден с. 77 н. 100
- ^ Фараго 1999 , стр. 372.
- ^ Кэмпбелл, Лорн , Портреты эпохи Возрождения, Европейская портретная живопись 14, 15 и 16 веков , стр. 120–124, 1990, Йельский университет, ISBN 0300046758
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альберге, Даля (11 мая 2024 г.). «Тайна того, где была написана Мона Лиза, раскрыта, утверждает геолог» . Хранитель . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Мона Лиза (Джоконда)» . Би-би-си. 25 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ По мнению геолога и историка искусства Анны Пиццоруссо, горы на заднем плане не будут покрыты снегом, потому что белый и серый цвет будут типичными для гор, возвышающихся над Лекко и его озером. Альберге, Даля (11 мая 2024 г.). «Тайна того, где была написана Мона Лиза, раскрыта, утверждает геолог» . Хранитель . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джуффрида, Анджела (3 мая 2023 г.). «Итальянский историк утверждает, что идентифицировал мост на фоне Моны Лизы» . Хранитель .
- ^ Вазари, Джорджо (1991) [1568]. Жизнь художников . Оксфордская мировая классика. Перевод Бонданеллы, Питер; Бонданелла, Джулия Конвей. Издательство Оксфордского университета. п. 294. ИСБН 0-19-283410-Х .
Брови не могут быть более естественными, поскольку они отражают способ роста волос на коже: в одних местах толще, в других тоньше, следуя за порами кожи.
- ^ Турудич 2003 , стр. 198.
- ^ Макмаллен, Рой (1976). Мона Лиза: картина и миф . Издательство Макмиллан . ISBN 978-0-333-19169-9 .
- ^ Холт, Ричард (22 октября 2007 г.). «Решено: Почему у Моны Лизы нет бровей» . «Дейли телеграф» . Великобритания. Архивировано из оригинала 4 апреля 2010 года . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Гоуз, Тиа (9 декабря 2015 г.). «Под «Моной Лизой» может скрываться настоящая личность» . Livescience.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года.
- ^ Ирен Эрлс, Художники эпохи Возрождения , Greenwood Press, 2004, стр. 113. ISBN 0-313-31937-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Салгейро, Хелиана Анготти (2000). Пейзаж и искусство Университет Сан- Паулу п. 74. ИСБН 978-85-901430-1-7 .
- ^ «BBC News – Entertainment – раскрыты секреты улыбки Моны Лизы» . 18 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2007 г.
- ^ Розетта Борчиа и Оливия Нески, Кодице П. Иллюстрированный атлас реального ландшафта Моны Лизы , Mondadori Electa, 2012, ISBN 978-88-370-9277-1
- ^ «Исследователи идентифицируют ландшафт позади Моны Лизы» . Таймс . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Тайна того, где была написана Мона Лиза, раскрыта, утверждает геолог» . Хранитель . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Кьеза 1967 , с. 103.
- ^ Кьеза 1967 , с. 87.
- ^ Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (2005). Эпоха путешествий, 1350–1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 978-0-19-517672-8 .
- ^ Веццози, Алессандро (2007). «Тайна Джоконды – Леонардо и «обычный порок художников» ». В Веццози; Шварц; Манетти (ред.). Мона Лиза: скрытое лицо Леонардо . Полипресс. ISBN 978-88-596-0258-3 .
- ^ Асмус, Джон Ф.; Парфенов Вадим; Элфорд, Джесси (28 ноября 2016 г.). «Видение двойное: близнец Моны Лизы Леонардо». Оптическая и квантовая электроника . 48 (12): 555. дои : 10.1007/s11082-016-0799-0 . S2CID 125226212 .
- ^ Леонардо, Кармен Бамбах, Рэйчел Стерн и Элисон Манжес (2003). Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 234. ISBN 1-58839-033-0
- ^ Лоренци, Росселла (10 мая 2016 г.). «Убил ли инсульт Леонардо да Винчи?» . Искатель . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ МакМахон, Барбара (1 мая 2005 г.). «Паралич Да Винчи оставил Мону Лизу незавершенной » . Хранитель . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Саплакоглу, Ясемин (4 мая 2019 г.). «Портрет Леонардо да Винчи может показать, почему он так и не закончил «Мону Лизу»» . Живая наука . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Бодкин, Генри (4 мая 2019 г.). «Леонардо да Винчи так и не закончил «Мону Лизу», потому что повредил руку во время обморока, говорят эксперты» . Телеграф . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Томас, Генри; Ли Томас, Дана (1940). Живые биографии великих художников . Гарден Сити Паблишинг Ко., Инк. с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бехеруччи, Луиза (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 50.
- ^ Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . Том. 115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лоруссо, Сальваторе; Натали, Андреа (2015). «Мона Лиза: Сравнительная оценка разных версий и копий» . Наука сохранения . 15 :57–84 . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Исбоутс, Жан-Пьер; Хит-Браун, Кристофер (2013). Миф о Моне Лизе . Санта-Моника, Калифорния: Pantheon Press. ISBN 978-1-4922-8949-4 .
- ^ Фриденталь, Рихард (1959). Леонардо да Винчи: иллюстрированная биография . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- ^ Кемп, Мартин (1981). Леонардо: Чудесные творения природы и человека . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-52460-6 .
- ^ Брэмли, Серж (1995). Леонардо: Художник и человек . Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-023175-5 .
- ^ Марани, Пьетро (2003). Леонардо: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-9159-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цоллнер, Франк (1993). «Портрет Моны Лизы Джокондо работы Леонардо да Винчи» (PDF) . Газета изящных искусств . 121 : 115–138 . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Моэн, Жан-Пьер (2006). Мона Лиза: внутри картины . Гарри Н. Абрамс, Inc. с. 128. ИСБН 978-0-8109-4315-5 .
- ^ Делёвен, Винсент; Таллек, Оливье (2017). Что такого особенного в Моне Лизе ? Париж: Editions du Musée du Louvre. ISBN 978-2-35031-564-5 .
- ^ Де Беатис, Антонио (1979) [1-й паб: 1517]. Хейл, младший; Линдон, JMA (ред.). Путевой журнал Антонио де Беатиса: Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция и Италия 1517–1518 гг . Лондон, Англия: Общество Хаклюта.
- ^ Баччи, Мина (1978) [1963]. Великие художники: Да Винчи . Перевод Танги, Дж. Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 163–64.
- ^ Вазари, Джорджо (1550). Жизнеописания выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Флоренция, Италия: Лоренцо Торрентино .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Буден де л'Арш, Жерар (2017). В поисках Моны Лизы . Канны, Франция: Edition de l'Omnibus. ISBN 979-10-95833-01-7 .
- ^ «Мона Лиза» . Лувр.fr. Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Джестаз, Бертран (1999). «Франсуа I, Салаи и картины Леонардо». Revue de l’Art (на французском языке). 76 :68–72. дои : 10.3406/rvart.1999.348476 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Классика, Дельфи; Рассел, Питер (7 апреля 2017 г.). История искусства в 50 картинах (с иллюстрациями) . Делфи Классика. ISBN 978-1-78656-508-2 .
- ^ «Кража, сделавшая «Мону Лизу» шедевром» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 30 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ Бом-Дюшен, Моника (2001). Личная жизнь шедевра . Издательство Калифорнийского университета. п. 53 . ISBN 978-0-520-23378-2 . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Халперн, Джек (9 января 2019 г.). «Французский грабитель, совершивший крупнейшее ограбление произведений искусства своего поколения» . Житель Нью-Йорка . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ «Кража Моны Лизы» . Stoner Productions через Службу общественного вещания (PBS). Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Р. А. Скотти (апрель 2010 г.). Исчезнувшая улыбка: загадочная кража Моны Лизы . Винтажные книги. ISBN 978-0-307-27838-8 . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «25 главных преступлений века: Кража Моны Лизы, 1911 год» . ВРЕМЯ . 2 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 г. Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ Сейл, Джонатан (8 мая 2009 г.). «Обзор: Потерянная Мона Лиза: необыкновенно правдивая история величайшей кражи произведений искусства в истории Р. А. Скотти» . Хранитель . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Икбал, Ношин; Джонз, Тим (22 января 2020 г.). «В фотографиях: Величайшие ограбления произведений искусства в истории» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Потерянная Мона Лиза» , Р.А. Скотти ( Random House , 2010) [ нужна страница ]
- ^ «Ной Чарни, Хронология Моны Лизы: История и кражи , Тайная история искусства, Блоги Blouin Artinfo» . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Нильссон, Джефф (7 декабря 2013 г.). «100 лет назад: вдохновитель ограбления Моны Лизы | The Saturday Evening Post» . Субботняя вечерняя почта . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Ной Чарни (12 ноября 2013 г.). «Нацисты украли Мону Лизу?» . Хранитель .
- ^ Генфуд, Ибтисем (17 июля 2019 г.). « Мона Лиза» переехала в Лувр впервые с 2005 года . Новости АВС . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Сэмюэл, Генри (7 октября 2019 г.). «Вернет ли новая система очереди Моны Лизы в отреставрированной галерее Лувра улыбку посетителям?» . Телеграф . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Мона FAQ» . Мона Лиза Мания. Архивировано из оригинала 1 июня 2009 года . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ «Турист повредил «Мону Лизу» ». Нью-Йорк Таймс . 31 декабря 1956 года.
- ^ « Мона Лиза» все еще улыбается и не пострадала после нападения женщины на распылитель в Токио . Сарасота Геральд-Трибюн . 21 апреля 1974 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ «Мона Лиза атакована русской женщиной» . Информационное агентство Синьхуа. 12 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Русский турист швырнул кружку в Мону Лизу в Лувре» . Ассошиэйтед Пресс. 11 августа 2009 года . Проверено 11 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Мужчина в парике бросает торт в стекло, защищающее Мону Лизу» . Новости АВС . Ассошиэйтед Пресс . 30 мая 2022 г. Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Хуммель, Тассило (30 мая 2022 г.). Стоунстрит, Джон (ред.). «Мона Лиза осталась невредимой, но замазана сливками в ходе акции протеста против изменения климата» . Рейтер . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Мужчина арестован после того, как Мону Лизу испачкали тортом» . Хранитель . 30 мая 2022 г. Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Палумбо, Жаки (31 мая 2022 г.). «Мона Лиза» была замешана в попытке вандализма» . CNN . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ «Защитники окружающей среды облили супом Мону Лизу в парижском Лувре» . Франция 24 . 28 января 2024 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Скрытый портрет, «найденный под Моной Лизой», — говорит французский учёный» . Новости Би-би-си . 8 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Котт, Паскаль (2015). Люмьер о Моне Лизе: Скрытые портреты . Париж: Издания Винчи. ISBN 978-2-9548-2584-7 .
- ^ Макалун, Джонатан (10 декабря 2015 г.). «Пропавшая Мона Лиза» . Аполлон . Архивировано из оригинала 15 декабря 2015 года.
- ^ «Тайный портрет, спрятанный под Моной Лизой, утверждает французский учёный» . Newsweek . 8 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Ломаццо, Джан Паоло (1584). Трактат об искусстве живописи . Милан.
- ^ Котт, Паскаль; Симонот, Лайонел (1 сентября 2020 г.). «Раскрыто сполверо Моны Лизы» . Журнал культурного наследия . 45 : 1–9. doi : 10.1016/j.culher.2020.08.004 . ISSN 1296-2074 . S2CID 225304838 .
- ^ Калб, Клаудия (1 мая 2019 г.). «Почему гениальность Леонардо да Винчи сохраняется спустя 500 лет после его смерти» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Старение Моны Лизы беспокоит Лувр» . Новости Би-би-си . 26 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2009 г. Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Брэмли, Серж (1996). Мона Лиза . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23717-5 .
- ^ Сассун, Дональд (2006). Леонардо и история Моны Лизы: история картины, рассказанная в картинках . Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74114-902-9 .
- ^ «Биографический указатель коллекционеров пастели» . Pastellists.com. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ «Мона Лиза обретает новый дом в Лувре» . Би-би-си. 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г. Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Фонтойнон, Марк и др. « Освещение Моны Лизы светодиодами. Архивировано 8 марта 2014 года в Wayback Machine ». Заметка. Архивировано 29 августа 2014 года в Wayback Machine . ВОО / Ольборгский университет , июнь 2013 г.
- ^ «Ниппонская телевизионная сетевая корпорация» . Ntv.co.jp. 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2010 г. Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ «Поклонники Моны Лизы осуждают краткую встречу со своим кумиром в Париже» . Хранитель . 13 августа 2019 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Неисследованная жизнь Леонардо да Винчи как художника» . Атлантика. 1 декабря 2019 года . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «На выставке в Лувре представлено большинство когда-либо собранных картин да Винчи» . Алетейя. 1 декабря 2019 года . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ " "Моне Лизе" обещают свою комнату. В Лувре считают, что полотно "плохо расположено" " (in Russian). ru.euronews.com. 25 April 2024 . Retrieved 7 May 2024 .
- ^ https://www.npr.org/2024/04/28/1247666904/louvre-museum-mona-lisa-renovations-paris-olympics#:~:text=Hourly%20News-,'Mona%20Lisa'%20upgrade %20plans%20include%20move%20to%20a%20отдельная%20комната, ну %20как%20%20музей%20в целом .
- ^ Цоллнер дает дату ок. 1504 г., большинство других говорят, что ок. 1506
- ^ Цёлльнер, Франк . Леонардо да Винчи, 1452–1519 гг . п. 161.
- ^ Кларк, Кеннет (1999). «Мона Лиза» . В Фараго, Клэр Дж. (ред.). Леонардо да Винчи, Избранная стипендия: проекты Леонардо, ок. 1500–1519 . Тейлор и Фрэнсис. п. 214. ИСБН 978-0-8153-2935-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Миф о Моне Лизе» . Хранитель . 28 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г.
- ^ Сэмюэлс, Эрнест; Сэмюэлс, Джейн (1987). Бернард Беренсон, Создание легенды . Издательство Гарвардского университета. п. 215. ИСБН 978-0-674-06779-0 .
- ^ «Жиль Блас / реж. А. Дюмон» . французский 30 сентября 1911 г.
- ^ Салмон, Андре (15 сентября 1920 г.). «Живое искусство» . Париж: Г. Крес – через Интернет-архив.
- ^ «Художественный музей Филадельфии - Объект коллекции: Время чая (Женщина с чайной ложкой)» . www.philamuseum.org .
- ^ Джонс, Джонатан (26 мая 2001 г.). «LHOOQ, Марсель Дюшан (1919)» . Хранитель . Великобритания. Архивировано из оригинала 9 мая 2014 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Мартинг, Марко Де (2003). «Мона Лиза: Кто скрывается за женщиной с усами?» . Научно-исследовательская лаборатория искусствоведения. Архивировано из оригинала 20 марта 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Дали, Сальвадор. «Автопортрет в образе Моны Лизы» . Образы Моны Лизы для современного мира Роберта А. Барона (из каталога выставки в Музее современного искусства и Художественном музее Филадельфии, 1973, стр. 195). Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Сассун, Дональд (2003). Стать Моной Лизой . Собирайте книги с помощью поиска Amazon Inside. п. 251. ИСБН 978-0-15-602711-3 .
- ^ «Кубик Рубика Мона Лиза за 20 000 фунтов стерлингов» . Metro.co.uk. 29 января 2009 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Райдинг, Алан (6 апреля 2005 г.). «В Лувре новая комната с видом на «Мону Лизу» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Сассун, Дональд. «Почему Мона Лиза знаменита?» . Подкаст Университета Ла Троб. Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сассун, Дональд (2001). «Мона Лиза: самая известная девушка во всем мире». Журнал исторической мастерской . 2001 (51) (изд. том 2001 г.): 1. doi : 10.1093/hwj/2001.51.1 . ISSN 1477-4569 .
- ^ «Кража, сделавшая «Мону Лизу» шедевром» . Все учтено . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 30 июля 2011 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Гопник, Блейк (7 мая 2004 г.). «Рекордный Пикассо и ажиотажная цена статусных объектов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ «Мона Лиза» (PDF) . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2018 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Столоу, Натан (1987). Консервация и выставки: упаковка, транспортировка, хранение и забота об окружающей среде . Баттервортс. п. 188. ИСБН 978-0-408-01434-2 . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ «Сегодня в истории Met: 4 февраля» . Метрополитен-музей . 4 февраля 2013 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ «Очередной арт-юбилей: Мона Лиза приезжает в Нью-Йорк! И чуть не утонула из-за неисправности разбрызгивателя» . www.boweryboyshistory.com. 13 января 2013 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Бом-Дюшен, Моника (2001). Личная жизнь шедевра . Издательство Калифорнийского университета. п. 65 . ISBN 978-0-520-23378-2 . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Министерство иностранных дел Франции. «Лувр, самый посещаемый музей мира (15.01)» . Дипломатия Франции :: Министерство иностранных дел и международного развития . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
- ^ «О миссии по освобождению Лувра» . Нью-Йорк Таймс . 11 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 г.
- ^ Янг, Марк, изд. (1999). Книга рекордов Гиннесса 1999 года . Бантамские книги. п. 381. ИСБН 978-0-553-58075-4 .
- ^ «Культура. Может ли Франция продать Мону Лизу, чтобы погасить свои долги?» . Франция 24 . 2 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2015 г.
- ^ «Джоконда, мастерская Леонардо» . Национальный луговой музей . Архивировано 8 декабря. из оригинала Получено 7 декабря.
- ^ «Мона Лиза Прадо» - Фонд Моны Лизы» . Фонд Моны Лизы . 11 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2015 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ Углерод, CC; Хесслингер, В.М. (август 2013 г.). «Мона Лиза да Винчи переходит в следующее измерение» . Восприятие . 42 (8): 887–893. дои : 10.1068/p7524 . ПМИД 24303752 .
- ↑ Анимированный GIF-изображение версии Моны Лизы и Прадо. Архивировано 7 февраля 2017 года в Wayback Machine авторами Carbon и Hesslinger.
- ^ Брукс, КР (1 января 2017 г.). «Восприятие глубины и история трехмерного искусства: кто создал первые стереоскопические изображения?» . я-Восприятие . 8 (1): 204166951668011. doi : 10.1177/2041669516680114 . ПМЦ 5298491 . ПМИД 28203349 .
- ^ Дутта, Кунал (15 декабря 2014 г.). « Ранняя Мона Лиза»: открытие единственного на миллион идентичного близнеца картины Леонардо да Винчи» . Independent.co.uk . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 года.
- ^ Розенбаум, Мэтью (27 сентября 2012 г.). «Вторая Мона Лиза представлена впервые за 40 лет» . Новости АВС . ABC News Интернет-венчуры . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Аластер Сук. «Айлвортская Мона Лиза: второй шедевр Леонардо?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года.
- ^ «Новые доказательства говорят о том, что найдена «оригинальная» Мона Лиза» . Рейтер.com. 13 февраля 2013 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Лоруссо, Сальваторе; Натали, Андреа (январь 2015 г.). «Мона Лиза: сравнительная оценка разных версий и их копий» . Наука сохранения культурного наследия . 15:80 . doi : 10.6092/issn.1973-9494/6168 .
- ^ Асмус, Джон Ф. (1 июля 1989 г.). «Компьютерные исследования Моны Лизы Айлворта и Лувра» . Оптическая инженерия . 28 (7): 800–804. Бибкод : 1989OptEn..28..800A . дои : 10.1117/12.7977036 . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Кемп 2018 : « Алессандро Веццози , выступавший на презентации в Женеве , и Карло Педретти , великий специалист по Леонардо, сделали обнадеживающие, но уклончивые заявления о том, что картина высокого качества и заслуживает дальнейшего исследования».
- ^ Портрет Джоконды (копия) , Hermitagemuseum.org.
- ^ Мастроматтеи, Дарио (16 февраля 2016 г.). «Мона Лиза (или Мона Лиза) Леонардо да Винчи: анализ» .
- ^ Хорстманн Г., Лот С. (2019). «Ученые-иллюзионисты Моны Лизы видят, как она смотрит на них, хотя это не так» . Iвосприятие . 10 (1). дои : 10.1177/2041669518821702 . ПМК 6327345 . ПМИД 30671222 .
Источники
- Барц, Габриэле; Кениг, Эберхард (2001). Искусство и архитектура, Лувр . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books . ISBN 978-0-7607-2577-1 .
- Бом-Дюшен, Моника (2001). Личная жизнь шедевра . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-23378-2 .
- Кьеза, Анджела Оттино делла (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Фараж, Клэр Дж. (1999). Проекты Леонардо, ок. 1500–1519 . Оксфорд: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0-8153-2935-0 .
- Кемп, Мартин (2006). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280725-0 .
- Кемп, Мартин (2018). Жизнь с Леонардо: пятьдесят лет здравомыслия и безумия в мире искусства и за его пределами . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-77423-6 .
- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Турудич, Даниэла (2003). Выщипанные, побритые и заплетенные: средневековые и ренессансные практики красоты и ухода, 1000–1600 гг . Северный Брэнфорд, Коннектикут: Streamline Press. ISBN 978-1-930064-08-9 .
- Вазари, Джорджо (1879) [1550]. Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов (на итальянском языке). Том 4. Флоренция: GC Sansoni .
- Уилсон, Колин (2000). Гигантская энциклопедия неразгаданного . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф . ISBN 978-0-7867-0793-5 .
- Вудс-Марсден, Джоанна (2001). «Портрет дамы, 1430–1520» . В Брауне, Дэвид Алан (ред.). Добродетель и красота . Лондон: Издательство Принстонского университета. стр. 64–87. ISBN 978-0-691-09057-3 .
- Зёлльнер, Франк (2015). Леонардо (2-е изд.). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-0215-3 .
- Зёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Одеколон: Сумки. ISBN 978-3-8365-7625-3 .
Внешние ссылки
- Сассун, Дональд (21 января 2014 г.). № 26: Почему Мона Лиза знаменита? . Блог подкаста Университета Ла Троб . Архивировано из оригинала аудиоподкаста 4 июля 2015 г.
- « Мона Лиза , ранняя версия Леонардо» . Цюрих, Швейцария: Фонд Моны Лизы. 14 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
- «Истинные цвета Моны Лизы раскрыты» (пресс-релиз). Париж: Технология Люмьер. 19 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г. . Проверено 5 ноября 2015 г.
- Научный анализ, проведенный Центром исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF). Сравните слои картины, выявленные с помощью рентгеновской радиографии, инфракрасной рефлектографии и ультрафиолетовой флуоресценции.
- «Кража Моны Лизы » . Дороти и Томас Хублер. Май 2009. отрывок из книги. Ярмарка тщеславия
- Обсуждение Янины Рамирес и Мартина Кемпа : подкаст Art Detective, 18 января 2017 г.
- Леонардо. Мона Лиза Архивировано 4 ноября 2014 года в Wayback Machine , Smarthistory (видео).
- Тайны Моны Лизы , документальный фильм канала Discovery на YouTube
- Проделки Леонардо да Винчи и Иеронима Босха . Ксавье д'Эрувиль и Аврора Колье. Декабрь 2023 г. HAL Open Science