Диана Версальская
Диана Версальская или Артемида, богиня охоты ( по-французски : Artémis, déesse de la chasse ) немного увеличена в натуральную величину. [1] мраморная статуя римской богини Дианы (греч. Артемиды) с оленем. В настоящее время он находится в Музее Лувра в Париже . [2] Статуя также известна как Диана с ланью (по-французски: Diane à la biche ), Диана-охотница (по-французски: Diane chasseresse ) и Диана Эфесская . Это частично отреставрированная римская копия (1-й или 2-й век нашей эры) утраченного греческого бронзового оригинала, приписываемого Леохару , ок. 325 г. до н.э. [3] [4]
Описание
[ редактировать ]Диана представлена на охоте, спешащей вперед, словно в погоне за дичью. Она смотрит вправо и, подняв правую руку, собирается вытащить стрелу из колчана . Ее левая рука восстановлена, а у ее ног добавлен олень, хотя можно было бы ожидать собаку. [5] Ее левая рука держит небольшой цилиндрический фрагмент, который может быть частью того, что когда-то было луком . Она носит короткий дорийский хитон , гиматий на талии и сандалии . Ее вторые пальцы ног длиннее больших пальцев — это состояние известно как палец Мортона . [6]
История
[ редактировать ]Статуя была подарена Папой Павлом IV в французскому Генриху II 1556 году. [7] с тонким, но неизбежным намеком на любовницу короля Диану де Пуатье . Вероятно, он был обнаружен в Италии. Один источник предполагает Храм Дианы (Неми) , древнее святилище; [8] другой утверждает, что вилла Адриана в Тибуре . [9]
«Единственная среди статуй, вывезенных из Италии до второй половины семнадцатого века, Диана Шассересс приобрела за пределами Италии репутацию, эквивалентную шедеврам в Бельведере или на Вилле Боргезе », [10] хотя его поклонники обычно путали его с Артемидой в храме Эфеса . [11] Он был установлен как центральная деталь Сада королевы (сегодняшний Сад Дианы), расположенного к западу от Галереи Серфов в замке Фонтенбло ; там она была наиболее заметной и одной из первых римских скульптур, увиденных во Франции.
В 1602 году Генрих IV перенес ее во Дворец Лувра , где Диана была установлена в галерее, специально предназначенной для ее приема, Зале антиквариата (ныне Зал Кариатид ). В то время его реставрация была пересмотрена Бартелеми Приером . В 1696 году он был установлен в Большой галерее ( Зеркальном зале ) Версаля Людовиком XIV . [12] Как одно из величайших сокровищ Франции, « Диана Шассересс» вернулась в Лувр в VI (1798 г.) французского республиканского календаря (Haskell and Penny 1981:196). [13] [14] Он был восстановлен еще раз в 1802 году Бернаром Ланге. [15]
Фонтан Дианы в Фонтенбло
[ редактировать ]В 1605 году, после того как мраморную римскую статую вывезли из Фонтенбло, Бартелеми Приер отлил новую, бронзовую копию, которая была установлена на высоком мраморном постаменте в стиле маньеризма , являющемся частью фонтана, устроенного инженером-гидравликом Томмазо Франчини в 1603 году. Фонтан включал в себя бронзовые охотничьи собаки и плюющиеся водой оленьи головы, созданные Пьером Биаром и располагавшиеся в саду королевы, с партером, окруженным оранжереей . [16] [17]
Во времена Французской революции бронза Приера была отправлена в Лувр, но в 1813 году император Наполеон предложил ее императрице Жозефине для украшения ее замка Мальмезон . В то же время он приказал разместить нынешнюю бронзу, копию, отлитую братьями Келлер в 1684 году и ранее находившуюся в замке Марли (снесенном в 1806 году), на фонтане в Фонтенбло. Бронза Приера позже была возвращена в Лувр и только в 20 веке ее привезли обратно в Фонтенбло, где она была помещена в Галерею Серфов. [17]
Другие реплики
[ редактировать ]Сопоставимые римские копии той же модели, отмеченные на сайте Лувра, были найдены в Лептис-Магна (Ливия), в Анталии (Турция), а также в Аннабе (Алжир). [ нужна ссылка ]
была изготовлена полноразмерная бронзовая копия Помимо реплик современной эпохи, созданных Приером и братьями Келлер, в 1634 году Юбером Ле Сюером для Карла I Английского , зятя Людовика XIII . [18] Для Марли мраморную копию выполнил Гийом Кусту в 1710 году. Во второй половине XVIII века были созданы многочисленные копии всех размеров из бронзы, гипса и свинца (Haskell and Penny 1981:197).
Миниатюрная копия статуи стояла на каминной полке в зале ожидания первого класса «Титаника » . В 1986 году Роберт Баллард обнаружил и сфотографировал статую на морском дне возле носовой части затонувшего корабля. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Фонтан Дианы из замка Ане.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Высота статуи 2,01 метра.
- ^ Диана де Версаль (на французском языке), Лувр, 125 , получено 15 июля 2023 г.
- ^ И. Левенти, «Леохар» , том. 19, стр. 169–170, в «Словаре искусства» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 .
- ^ «Артемида с ланью», Лувр. Архивировано 2 ноября 2020 года .
- ^ Аноним 1996, с. 90.
- ^ «История «греческой стопы» и ее медицинское объяснение» . Греческий репортер .
- ^ «Диана à la biche» , Замок Фонтенбло, Архивная копия (22 апреля 2021 г.) ; Онлайн-каталог Musée du Louvre, архивировано 18 августа 2018 г. В архивной копии на сайте Фонтенбло цитируется рукопись Бориса Лосского 1968 года, предназначенная для Бюллетеня общества истории французского искусства . Другие источники (Haskell and Penny 1981, стр. 196; Anonymous 1996, стр. 90) указывают 1586 год как самую раннюю определенную дату, когда статуя, как известно, находилась в Фонтенбло (упоминается голландским путешественником Ван Бучеллом [Хаскелл и Пенни]) и Сообщалось, что в 17 веке он произошел из замка Медон .
- ^ Ричард Купер (2016). Римские древности во Франции эпохи Возрождения, 1515–1565 гг. , с. 189 . Рутледж. ISBN 9781317061861 .
- ^ «Избранные примеры классической скульптуры: Диана , по стр. 274 в книге Алексиса де Токвиля , Демократия в Америке », перевод Генри Рива, исправленное издание, том 1. Нью-Йорк: The Colonial Press, 1900.
- ^ Хаскелл и Пенни, 1981, с. 196.
- ↑ Ошибка была решительно опровергнута Жаном-Эмаром Пиганиолем де Ла Форсом , Новое описание замков и парков Версаля и Марли (Париж, 1713 г.), примечание Хаскелла и Пенни (1981:196).
- ↑ Дата согласно онлайн-каталогу Musée du Louvre .
- ^ Инвентарный номер 589.
- ^ Аноним 1996, с. 90: «Многочисленные копии статуи семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков свидетельствуют о ее популярности в ту эпоху, но сегодня эта работа широко игнорируется».
- ↑ Ланге также приписывают первую реставрацию Венеры Милосской.
- ↑ Оранжерея была снесена при Луи-Филиппе .
- ^ Jump up to: а б «Диана с ланью» , Архивная копия (22 апреля 2021 г.) , Замок Фонтенбло; Жан-Мари Перуз де Монкло, Замок Фонтенбло (Париж: Скала, 2009), с. 212.
- ^ Сейчас он находится в Виндзорском замке .
Ссылки
[ редактировать ]- Аноним (1996). «Артемида Версальская (Дайана Шассересс), стр. 90 , в Энциклопедии истории классической археологии под редакцией Нэнси Томсон де Граммонд. Рутледж. Цифровое переиздание 2015 г.: ISBN 9781134268542 .
- Коллиньон, Максим (1890). Руководство по мифологии в отношении греческого искусства . Х. Гревель и Ко.. Стр. 94.
- Хаскелл, Фрэнсис ; Николас Пенни (1981). Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 гг . Издательство Йельского университета. Кот. нет. 30.
- Робертсон, Мартин (1975). История греческого искусства . Издательство Кембриджского университета. Том. Я, стр. 460–461.