Спящая Ариадна
« Спящая Ариадна» , находящаяся в Ватиканских музеях в Ватикане , представляет собой римско- адриановскую копию эллинистической скульптуры пергамской школы II века до нашей эры. [1] и является одной из самых известных скульптур античности. [2] Лежащая фигура в хитоне , подвязанном под грудью, полулежит, полусидит, [3] ее вытянутые ноги скрещены в икрах, голова покоится на левой руке, правая закинута за голову. Существуют и другие римские копии этой модели: одна, « Дом Уилтонов Ариадны», практически не реставрирована. [4] в то время как другая, «Медичи Ариадна», найденная в Риме, была «серьезно переработана в наше время», по словам Брунильды Сисмондо Риджуэй . [5] Две сохранившиеся статуэтки [6] свидетельствуют о том, что римляне занимались сокращением этой знакомой фигуры. Вариант «Спящей Ариадны» находится в музее Прадо в Мадриде. [7] Более поздний римский вариант, найденный в садах виллы Боргезе в Риме, находится в Лувре .
Куплена у римлянина Анджело Маффеи. [8] в 1512 году папой Юлием II он был немедленно установлен во дворе Бельведер , который связывает Ватиканский дворец с папским казино под названием Бельведер ; там его соседями были недавно открытый Лаокоон и Бельведерский Аполлон . Когда ее первоначально идентифицировали как Клеопатру [9] из-за змеиного браслета на верхней части левой руки, который был принят за змею, от которой она умерла, можно было легко использовать поддерживающее повествование: Улиссе Альдрованди думал, что он обнаружил, что «она, кажется, упала в обморок и потеряла сознание», [10] и современный зритель Шейла МакНелли (ниже) приписала ей чувство прерывистого беспокойства.
« Клеопатра » стала основной моделью [11] через которую условная поза, означающая сон, [12] с поднятым над головой локтем передавалось от Античности к Высокому Возрождению , а затем и к художникам и скульпторам.
TBL Вебстер отметил непростую позу спящего между сном и пробуждением, эллинистическое новшество в мотиве спящей Ариадны, давно известном из росписи ваз , которое теперь делало больший акцент на напряжении самой Ариадны; возможно, предполагает Вебстер, это отражало новый литературный источник, который не сохранился. [13] Шейла МакНелли обнаружила в скульптуре новое «чувство беспокойства, охватывающее все» и «попытку избавиться от некоторого внутреннего дискомфорта — вялое усилие, сдерживаемое сном, который скорее угнетает, чем расслабляет. сковывая ее чресла». [14] Вскоре она может проснуться и угрожать отомстить Тесею , как в Катулла описании в « Пелее и Фетиде ». [15]
Ренессанс
[ редактировать ]Микеланджело опирался на то, как скульптура обвила голову руками в своей «Ночи и рассвете» . [17]
« Клеопатра » , как ее тогда называли, была установлена на римском саркофаге и устроена в виде фонтана в нише на одном конце самой верхней террасы Кортиле -дель-Бельвидере , воплощая в своей обстановке описание Спящей Нимфы , предположительно найденной далеком Дунае , с подходящей по античному звучанию четырехстрочной латинской эпиграммой, начинающейся HUIUS NYMPHA LOCI... которая тогда набирала обороты среди гуманистов . Эпиграмма, считавшаяся до нового времени римской, была составлена Джованни Антонио Кампани , гуманистом при дворе Пия II, вращавшимся в академическом кругу Юлия Помпония Лета . Но мотив «Спящей нимфы» и прилагаемая к нему надпись стали неотъемлемой частью гуманистических и модных воссозданий райских садовых уголков с классическими чертами — loci amoeni — на протяжении всего XVIII века, все время ассимилируясь с « Клеопатрой », Леонард Баркан. отмечает, «путем заражения совершенно разных повествований, которые случайно сошлись в загадочном пространстве знак /государство». [18] Ниша, если она изначально не была гротом, была переоборудована в грот в 1530-х годах, когда Франсиско де Оланда нарисовал ее. [19]
В 1550-х годах под общим руководством Джорджо Вазари скульптура была переустановлена в помещении, в прилегающей длинной галерее, для которой, по-прежнему будучи фонтаном в неглубокой нише грота, она служила визуальным фокусом на одном конце; Даниэль да Вольтерра разработала дизайн декораций для так называемой Станцы Клеопатры . [20] Когда был основан Музей Пио-Клементино , он получил аналогичную новую обстановку, установленную на саркофаге с фризом Титаномахии . [21]
Со времен Возрождения
[ редактировать ]Скульптуре в XVI веке посвящались стихи, иногда выраженные как бы собственным голосом статуи, в риторическом приеме, называемом просопопеей ; Бальдассаре Кастильоне написал одно из них в форме драматического монолога: [23] который Александр Поуп перевел на английский язык в начале 18 века. [24]
Скульптура была одной из дюжины, выбранных Приматиччо для изготовления гипсовых копий, а затем отливки из бронзы для Франциска I в замке Фонтенбло . При этом поза была слегка скорректирована, а конечности спящей нимфы слегка удлиннены, чтобы лучше соответствовать французским маньеристским канонам женской красоты. С бронзы в Фонтенбло были сделаны многочисленные копии и редукции. [25] В Риме Николя Пуссен сделал для себя небольшую восковую копию папской скульптуры, которая теперь хранится в Лувре . Копии из мрамора были заказаны Людовиком XIV . Пьер Жюльен изваял мраморную копию во время своего пребывания во Французской академии в Риме с 1768 по 1773 год и отправил ее во Францию, чтобы продемонстрировать достигнутый им прогресс, что было ожидаемым жестом королевских пенсионеров . [26] В живописном саду Генри Хоара в Стоурхеде храм на берегу озера хранил » Джона Чира свинцово-беленую копию «Ватиканской Ариадны (1766 г.) со стихами, звучащими соответственно античности, начинавшимися с «HUIUS NYMPHA LOCI…» . В Америке, немногим позже, Томас Джефферсон приобрел небольшую мраморную копию « Клеопатры» в том виде, в каком он ее впервые узнал, для галереи скульптур, которую он планировал в Монтичелло, но которая так и не была реализована. [27] Это был подарок Джеймса Боудойна в 1805 году, и он остается в коридоре Джефферсона. [28]
Клеопатру Агенты Наполеона в Риме, естественно, выбрали « », чтобы присоединиться к лучшим антиквариатам, которые будут перевезены в Париж, образовав недолговечный Музей Наполеона ; после падения Наполеона он был возвращен в Рим вместе с другими сокровищами.
Повторная идентификация как Ариадна
[ редактировать ]Ранее Иоганн Иоахим Винкельман заметил, что змея на самом деле представляла собой браслет змеевидной формы и что у спящей фигуры нет оснований называться Клеопатрой; она спящая нимфа он предположил, что или Венера . [29] Эннио Квирино Висконти надежно идентифицировал ее как Ариадну , основываясь на схожих мотивах в резных драгоценных камнях и рельефах саркофагов . К 1816 году Джефферсон заявил, что его «Клеопатрой» была Ариадна. [30]
Медичи Спящая Ариадна
[ редактировать ]Другая версия скульптуры, которую так долго идентифицировали как Клеопатру, находилась в коллекции виллы Медичи в Риме. Его не перевезли во Флоренцию до 1787 года, и некоторые ценители спорили, не был ли он на самом деле лучше, чем папский. [31] Сегодня она находится в галерее Уффици.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вольфганг Хельбиг, Фюрер через публичные коллекции классических древностей в Риме , 1969 I: 109f; всегда неизвестно, в какой степени такие копии являются свободной стилизацией.
- ^ Высокая репутация Спящей Ариадны зарисована Фрэнсисом Хаскеллом и Николасом Пенни, « Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900» , 1981, кот. нет. 24 (как Клеопатра ): 184-87.
- ^ Незаметная каменная кладка восстановлена.
- ^ «Поэтому Дом Уилтона Ариадны, полностью нереставрированный, имеет большое значение, поскольку предлагает более горизонтальное положение, чем фигура Ватикана», - отмечает Брунильда Сисмондо Риджуэй, « Эллинистическая скульптура: стили ок. 331–200 гг. до н. э. 2001: 331; Ариадна . обсуждается на стр. 330–32
- ^ Риджуэй 2001 . лок. .
- ^ В Провиденсе, Род-Айленд (поза перевернутая), и Сан-Антонио, Техас .
- ^ Прадо E-167, иллюстрация .
- ↑ Маффеи уже накопили обширную коллекцию скульптур, рельефов и надписей, которые были обнаружены на объектах.
- ^ Леонард Баркан, «Рассказ смотрящего: древняя скульптура, повествования эпохи Возрождения» « Представления 44 » (осень 1993: 133-166) исследует риторику, неразрывно связанную с расшифровкой этого образа ( экфрасиса ) и предоставлением для него повествования, будь то «Клеопатра», « Спящая нимфа» или «Ариадна»; Питер Хиггс, «В поисках образа Клеопатры: классические портреты в камне», в книге Сьюзен Уокер и Питера Хиггса, Клеопатра Египетская. «От истории к мифу» (2001) начинается с ошибочной идентификации Спящей Ариадны , а затем переходит к историческому портрету Клеопатры.
- ^ Альдрованди, О древних статуях , Венеция, 1556 г., цитируется в Barkan 1993:138, примечание 18.
- ^ Фавн Барберини не был найден до 1620-х годов, когда конвенция уже полностью утвердилась.
- ^ Шейла МакНелли, «Ариадна и другие: образы сна в греческом и раннеримском искусстве», Classical Antiquity 4 .2 (октябрь 1985: 152-192), особенно. 170 ff; Брунильда Сисмондо Риджуэй , «История пяти амазонок», Американский журнал археологии, 78.1 (январь 1974:1-17), отмечает архаичные изображения мертвых и умирающих и кратко описывает развитие позы по мере ее распространения на другие цифры; сравните позу спящего Эндимиона на саркофагах и на картинах постренессансного периода.
- ^ Вебстер, «Миф об Ариадне от Гомера до Катулла», Греция и Рим 13 (1966:22-31), стр. 29-31.
- ^ МакНелли 1985:172.
- ^ Цитируется Вебстером 1966:30.
- ↑ Сейчас хранится в Археологическом музее Флоренции.
- ^ Реголи, Джигетта Далли; Джозеффи, Десио; Меллини, Джан Лоренцо; Сальвини, Роберто (1968). Музеи Ватикана: Рим . Италия: Newsweek. п. 27.
- ^ «В конце концов, одно из слов для обозначения статуи на латыни — Signum » (Баркан 1993:43).
- ^ Иллюстрированный Баркан 1993: 143 рис. 3.
- ^ Норман Канеди, «Украшение Станцы делла Клеопатры», Очерки истории искусства, представленные Рудольфу Виттковеру , II (1967).
- ^ Хаскелл и Пенни 1981:184.
- ^ Например, на портрете Томаса Уильяма Кока из Холкхэм-холла , Норфолк (в Холкхэме), сделанном Батони, отмеченном Хаскеллом и Пенни, 1981:187, а также на портретах Томаса Дандаса и Джона, 3-го лорда Монсона (в Бертон-холле), отмечено Джона Стигмана, «Некоторые английские портреты Помпео Батони», The Burlington Magazine 88, № 516 (март 1946: 54–61, 63); Стигман обсуждает использование Батони такого культурного реквизита.
- ^ Отмечено Хаскеллом и Пенни 1981:
- ^ Папа, «О статуе Клеопатры, превращенной в фонтан Львом Десятым, в переводе с латыни графа Кастильоне».
- ^ Сильвия Прессуйр, «Шрифты Primatice в Фонтенбло», Bulletin Monumental 1969::223-39.
- ^ Иллюстрация в Версале
- ^ Сеймур Ховард, «Художественная галерея Томаса Джефферсона в Монтичелло», The Art Bulletin 59.4 (декабрь 1977: 583-6000, стр. 587, 592)
- ^ «Ариадна (Скульптура)» , Энциклопедия Томаса Джефферсона . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ Винкельмана История , отмеченная Хаскеллом и Пенни 1981:186.
- ↑ Письмо от 20 сентября 1816 г., отмечено в Barkan 1993: примечание 64.
- ^ Хаскелл и Пенни 1981:187.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перепись античных произведений искусства и архитектуры, известных в эпоху Возрождения
- Ватикан: дух и искусство христианского Рима , книга из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступна онлайн в формате PDF), содержащая материалы о Спящей Ариадне.