Jump to content

Нож Гебель эль-Арак

Нож Гебель эль-Арак
Нож Гебель эль-Арак (задняя и передняя часть) на выставке в Лувре.
Материал Chert
Размер 25,5 см (10,0 дюйма)
Созданный в. 3450 г. до н.э. [1]
Обнаруженный Куплена Жоржем Бенедите в Каире у антиквара М. Нахмана, февраль 1914 г.
Текущее местоположение Лувр , крыло Салли, комната 633.
Идентификация Е 11517 [2]

Нож Гебель эль-Арак , также Нож Джебель эль-Арак , представляет собой нож из слоновой кости и кремня, датируемый Накада II периодом египетской предыстории (3500—3200 гг. до н.э.), демонстрирующий месопотамское влияние. Нож крыле Сюлли , был куплен в 1914 году в Каире Жоржем Аароном Бенедите для Лувра , где он сейчас экспонируется в комната 633 . [3] [4] Продавец утверждал, что на момент покупки рукоятка ножа была найдена на месте Гебель-эль-Арака, но сегодня считается, что она прибыла из Абидоса .

Покупка и происхождение

[ редактировать ]

Нож Гебель эль-Арак был куплен для Лувра филологом и египтологом Жоржем Бенедите в феврале 1914 года у частного антиквара М. Нахмана в Каире . [1] Бенедит сразу же осознал исключительную сохранность артефакта, а также его архаичную дату. 1914 года он написал Шарлю Боре, тогдашнему руководителю отдела египетских древностей Лувра 16 марта , о предмете, который ему предложил ничего не подозревающий торговец. Это было:

[...] архаичный кремневый нож с ручкой из слоновой кости величайшей красоты. Это шедевр додинастической скульптуры, [...] выполненный с удивительным изяществом и элегантностью. Это работа, состоящая из множества деталей [...], и интерес к изображенному выходит даже за рамки художественной ценности артефакта. С одной стороны — сцена охоты; с другой - сцена войны или рейда. В верхней части сцены охоты [...] охотник одет в большую халдейскую одежду: его голова покрыта шапкой, как у нашего Гудеа [...], и он хватает двух стоящих против него львов. Вы можете судить о важности этого азиатского изображения [...] нам будет принадлежать один из самых важных доисторических памятников, если не больше. В окончательной, осязаемой и краткой форме это первая глава истории Египта (курсив в оригинале) . [1] [5]

Месопотамский царь на ноже Гебель эль-Арак
Ручка ножа Гебель эль-Арак из слоновой кости (задняя часть), находится в Отделе додинастических египетских древностей Лувра . [2]
Месопотамский царь в образе Повелителя животных на ноже Гебель эль-Арак наверху рукоятки, датированный примерно 3300-3200 гг. до н.э., Абидос , Египет . Это произведение искусства показывает влияние Месопотамии на Египет в ранние времена на примере отношений Древнего Египта и Месопотамии , а также состояние месопотамской королевской иконографии в период Урука . [2] [6] [7]
Аналогичный портрет вероятного царя-жреца Урука в круглой шляпе с полями и большой бородой, раскопанный в Уруке и датированный 3300 г. до н.э. Музей Лувр . [8]

На момент покупки его лезвие и рукоятка были разлучены, так как продавец не заметил, что они подходят друг к другу. [9] Позже Боре предложил восстановить нож и соединить лезвие и рукоять вместе. Это было сделано в марте 1933 года Леоном Андре, который работал в основном над объединением ансамбля и сохранением ручки из слоновой кости. [10] Последняя реставрация ножа была предпринята в 1997 году Аньес Кашио и Жюльет Леви. [1]

Провенанс

[ редактировать ]

По словам продавца, на момент покупки ножа Бенедите ручка ножа была найдена на месте Гебель-эль-Арак (جبل العركى), плато недалеко от деревни Наг-Хаммади , в 40 километрах (25 миль) к югу. из Абидоса . Однако истинное происхождение ножа указано Бенедите в его письме Боре. Он написал:

[...] продавец не подозревал, что кремень [клинок] принадлежал вместе с рукоятью, и представил его мне как свидетеля недавних находок в Абидосе . [1]

То, что нож действительно был произведен в Абидосе, подтверждается полным отсутствием археологических находок в Гебель-эль-Араке, в то время как интенсивные раскопки Эмиля Амелино , Флиндерса Петри , Эдуарда Навиля и Томаса Эрика Пита проводились в это время в Умм-эль-эль-Араке . -Кааб , некрополь додинастических и раннединастических правителей в Абидосе. [ нужна ссылка ]

Описание

[ редактировать ]

Лезвие ножа изготовлено из однородного мелкозернистого желтоватого кремня , разновидности египетского кремня, называемого кремнем . Черт широко доступен в Египте и встречается в археологических записях как материал, использовавшийся в каменных орудиях от палеолита до Нового царства . [11] Клинок изготавливался из исходного камня в пять этапов: [1] [12]

  • Черновая обработка исходного камня.
  • Предварительное формирование клинка методом ударного отслаивания .
  • Полировка обеих сторон лезвия. Эта операция необходима перед отслаиванием пульсаций, см. ниже. Одна сторона лезвия была оставлена ​​полированной и не подвергалась дальнейшей обработке, таким образом, имелась гладкая шлифованная поверхность, возможно, для имитации металлического лезвия. [1]
  • Рябь-шелушение на одной стороне лезвия. Заключается в равномерном удалении длинных и тонких полос камня при параллельном отслаивании под давлением, создавая . на поверхности камня регулярный узор из волнистых волн Анализ ударных волн на поверхности лезвия показывает, что они создавались сверху вниз и слева направо, против часовой стрелки. Эта работа, вероятно, была выполнена заостренными медными инструментами. Волнистые отслаивания на этой стороне лезвия не влияют на его остроту, что указывает на то, что оно могло служить художественным целям.
  • Тонкая зазубренность края лезвия за счет микроотслаивания. Этот шаг обеспечивает остроту лезвия.

Лезвие ножа Гебель эль-Арак, как и других чешуйчатых ножей того же периода, считается высшим достижением техники изготовления инструментов из силекса. [1] [13] Специалисты по додинастическому периоду Египта , такие как Беатрикс Мидан-Рейнс, утверждают, что качество и объем работы, необходимые для создания клинка, выходят за рамки того, что требуется для функционального ножа. Таким образом, цель и ценность ножа будут художественными, а лезвие будет демонстрацией технических навыков, направленных на красоту результата. [14] Эта гипотеза подкрепляется детальным анализом износа лезвия, который показывает, что нож никогда не использовался. [15]

Вес клинка 92,3 грамма, его точные размеры следующие:

Общая длина: 18,8 см (7,4 дюйма)
Ширина лезвия в центре: 5,7 см (2,2 дюйма)
Толщина клинка в центре: 0,6 см (0,24 дюйма)
Длина лезвия внутри рукоятки: 2,8 см (1,1 дюйма)
Ширина лезвия внутри рукоятки: 3,7 см (1,5 дюйма)

Рукоять сделана из слоновой слоновьего бивня , кости а не из клыка бегемота , как считалось вначале. [1] [16] [17] Рукоять вырезана по оси бивня, о чем свидетельствует темное пятно, расположенное над головой « Хозяина Зверей », которое является кончиком мякотной полости бивня. [1] После извлечения из бивня рукоятку полировали с обеих сторон и делали выемку для размещения лезвия. Толщина рукоятки вокруг хвостовика лезвия варьируется от 2 до 3 миллиметров (0,12 дюйма), что объясняет, что слоновая кость там треснула, а некоторые части утеряны. Внизу рукояти кромка была скошена и, вероятно, получила гофр из драгоценного металла, который укреплял бы сборку рукояти с клинком. Во время покупки Бенедит сообщил, что видел следы сусального золота на нижней части ручки, но сейчас их нет. [1] Сборка подтверждает гипотезу о том, что нож был неработоспособен: хвостовик лезвия слишком короткий, а рукоятка слишком тонкая, чтобы нож мог быть практичным. [1]

Рукоять украшена богатой барельефной резьбой со сценой битвы на стороне, с которой столкнулся бы правша, и мифологическими сюжетами на другой стороне. В центре этой стороны имеется ручка , через которую можно продеть ремень. Резьба выполнялась на полированной поверхности бивня силексовым микрорезцом сверху вниз, один регистр за другим. Мастер сначала вырезал основные фигуры, а затем вырезал места их соединения, например, руки сражающихся. Глубина резьбы не превышает 2 миллиметров (0,079 дюйма). [1]

Некоторые авторы считают, что набалдашник или бобышку нужно было носить наружу, из чего следует, что сторону с набалдашником следует считать лицевой стороной, а гладкую сторону - задней. [18]

Точные размеры ручки следующие:

Общая длина: 9,5 см (3,7 дюйма)
Ширина основания: 4,2 сантиметра (1,7 дюйма)
Средняя толщина: 1,2 сантиметра (0,47 дюйма)
Длина ручки: 2,0 сантиметра (0,79 дюйма)
Ширина ручки: 1,3 сантиметра (0,51 дюйма)
Толщина ручки: 1,0 сантиметра (0,39 дюйма)
Рукоять ножа из Метрополитен-музея
Ручка ножа
Схема оставшихся дизайнов
Рукоять ножа из Метрополитен-музея (26.241.1) имеет изображение, похожее на нож Гебель эль-Арак, хотя и в гораздо худшем состоянии. [19] но подтверждающий его подлинность. [20] На ней изображен корабль с поднятым носом и округлыми кораблями (спереди), колонна вооруженных солдат и ряд сидящих пленников во главе со стоящим мужчиной перед украшенным зданием (сзади). [19] Метрополитен-музей (26.241.1)

Рукоять ножа с обеих сторон украшена изящно выполненными фигурками, расположенными в пяти горизонтальных регистрах. Сторона ручки с набалдашником демонстрирует месопотамское влияние. [21] с мотивом «Повелитель животных» , очень распространенным в месопотамском искусстве, в виде фигуры в месопотамской одежде, окруженной двумя стоящими львами, символизирующими Утреннюю и Вечернюю звезды (теперь обе отождествляются с планетой Венера ). Робер дю Мениль дю Бюиссон сказал, что центральной фигурой является бог Эль . [22] Дэвид Рол отождествляет его с Мескиагкашером ( Библейский Куш ), [23] который «путешествовал по морю и сошёл на берег в горах». [24] Николя Грималь воздерживается от спекуляций по поводу личности этой неоднозначной фигуры, называя ее «воином». [25] Современные ученые обычно приписывают рельефы спины месопотамскому влиянию, а более конкретно, приписывают дизайн одетого борца месопотамским изображениям «царя-жреца» животных Повелителя периода позднего Урука . [2] [26] [7] Подобные портреты мужчин с бородами и торообразными головными уборами также встречаются на многочисленных статуэтках периода Накада I и датируются 3800-3400 гг. до н.э. [27] Эти фигурки обычно вырезаны на бивнях из слоновой кости и, по-видимому, носят длинные плащи. [27]

Боевые фигурки вооружены кремневыми ножами, дубинками, а также грушевидными булавами, которые считаются инновацией, привнесенной из Месопотамии и заменившей первоначальную египетскую дискообразную булаву . [28] Некоторые авторы предполагают, что рельефы изображают битву между воинами городов Абидос и Иераконполь , двух главных соперничающих египетских городов того периода, и что победителем стал Абидос, а присутствие месопотамского царя, сражающегося со львом, остается необъяснимым и приписываемым художественному влиянию Месопотамии. [29] Фактически, большая часть Египта стала объединенной под властью правителей Абидоса в период Накады III . [30]

На этой стороне рукоятки также имеется «ручка», перфорированный подвесной выступ , который поддерживал бы рукоятку ножа, удерживая ее в горизонтальном положении, а также мог использоваться для продевания шнура, чтобы подвешивать его к телу. орнамент.

Другой нож с очень похожей иконографией, включающей изображения воинов, пленников и почти идентичных типов кораблей, можно увидеть в Метрополитен-музее (инвентарный номер: 26.241.1). [19] Многочисленные предметы периода Накада II похожи на нож Гебель эль-Арак по стилю и содержанию. [31]

Нож Гебель эль-Арак
(подробности рельефов)

Месопотамские сцены, охота на животных

Батальные сцены

Параллели

[ редактировать ]

Некоторые темы и рисунки, видимые на ноже Гебель эль-Арак, также можно увидеть в других современных египетских произведениях искусства, таких как фреска из гробницы 100 в Иераконполисе ( ок. 3500–3200 гг. до н.э.) со сценой Мастер животных , показывающий человека, сражающегося с двумя львами, отдельные сцены боя или лодки. [42] [40] [43] [44] [45] Стилистически нож Гебель эль-Арак принадлежит к важной группе резных изделий из слоновой кости Накада II. [46]

Фреска Иераконполиса

Первая известная египетская фреска, Гробница 100, Иераконполис , культура Накада II ( ок. 3500–3200 гг. до н. э.).

Некоторые из фигур, найденных в Иераконполисе , или фигурки врагов Палитры Быка , также датированные тем же периодом, демонстрируют сходство, например, ножны полового члена, которые носят мужчины. [48]

Похожие ножи

[ редактировать ]

Сегодня известно 17 подобных церемониальных ножей с декорированными рукоятками. [1] [51] [52] Эти ножи состоят из:

Ритуальный нож с животными
Ритуальный нож , датируемый периодом Накада III, с 227 скульптурными животными, сейчас экспонируется в Бруклинском музее .
Деталь ручки ножа с животными.
  • Ритуальный нож Бруклинского музея , обнаруженный Жаком де Морганом в Гробнице 32 в Абу-Зейдане недалеко от Эдфу , по размеру схожий с ножом Гебель-эль-Арак. Рукоять ножа, изготовленная из слоновой кости, украшена изображениями 227 животных, вырезанными в 10 регистрах с обеих сторон. [53] Фигурки плотно упакованы и полностью закрывают ручку. Они представляют собой реальных животных, все изображены примерно одинакового размера и расположены процессиями по видам: слоны (некоторые ходят на змеях), аисты , львы , ориксы и полорогие . Другие, менее распространенные животные прерывают процессии: жираф , цапля , дрофа и собака , преследующая орикса. Наконец, два электрических сома на внешнем крае ручки изображены . Единственная фигура, не являющаяся животным, — это розетка, царский символ месопотамского происхождения, встречающийся на египетских артефактах додинастического периода и до I династии , таких как булава скорпиона и палитра Нармера . [1] Украшение ручки очень похоже на украшение додинастического гребня для волос, выставленного в Метрополитен-музее . [54]
  • Нож Питта -Риверса , купленный в середине 19 века преподобным Дж. Честером у антиквара, который сообщил, что нашел его в Шейх-Хамаде, недалеко от Сохага в Верхнем Египте . Нож относится к позднему додинастическому периоду, ок. с 3300 г. до н.э. по 3100 г. до н.э., [55] и сейчас выставлен в галерее «Ранний Египет» Британского музея , комната 64, под каталожным номером EA 68512. [56] Лезвие ножа по стилю практически идентично лезвию ножа Гебель эль-Арак, хотя и немного больше. [1] Иконография рукоятки аналогична иконографии ритуального ножа , состоящего из шести рядов рельефно вырезанных изображений диких животных. К животным относятся слоны, идущие на змеях, аисты, цапли, львы, за которыми следует собака, короткорогий и длиннорогий крупный рогатый скот, возможно , шакалы , ибисы , олени , антилопы , ориксы и варварские овцы . [57] Подобные мотивы встречаются на керамике и глиняных печатях из погребальных контекстов додинастического и раннединастического периодов, особенно в Абидосе . [1] [58]
  • Нож Гебель -Тариф , датируемый периодом Накада III. [59] На одной стороне рукоятки ножа изображены две змеи, окружающие розетки. Другая сторона расположена в четыре ряда. В верхнем и втором рядах изображены сцены хищничества леопарда и льва, нападающих на козерогов. Под ними — одомашненная тяжелая охотничья собака в ошейнике, которую преследует лев или другая собака. [60] Наконец, нижний ряд представляет собой грифона и козерога. [60] Нож сейчас находится в Египетском музее под каталожным номером CG 14265. [ нужна ссылка ]

Два изношенных и потрепанных ножа можно найти в Метрополитен-музее. [61] и в Национальном археологическом музее (Франция) . [ нужна ссылка ]

Совершенное сходство между лезвиями этих ножей и лезвиями Гебель эль-Арак привело ученого Дайану Л. Холмс к предположению, что все ножи были изготовлены небольшим количеством мастерских в одном районе и могут быть продуктом нескольких мастеров, которые практиковали этот чрезвычайно специализированный навык на протяжении нескольких поколений. [64]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Деланж, Элизабет (2009). Египетский кинжал, известный как «Гебель эль-Арак» . Коллекция СОЛО. Париж: Лувр. ISBN  9782757202524 .
  2. ^ Jump up to: а б с д «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  3. ^ Марк, Сэмюэл (2006). От Египта до Месопотамии: исследование додинастических торговых путей (новое изд.). Издательство Техасского университета A&M. ISBN  978-1585445301 . .
  4. ^ Конференция, Столетие Уильяма Фоксвелла Олбрайта (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. п. 10. ISBN  978-0-931464-96-6 .
  5. Письмо Г. Бенедите К. Боре, Отдел египетских древностей, Лувр.
  6. ^ Купер, Джеррол С. (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. стр. 10–14. ISBN  9780931464966 .
  7. ^ Jump up to: а б Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. стр. 424–425. ISBN  9781444333503 .
  8. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  9. ^ Г. Бенедит: Нож Гебель эль-Арака, Этюд нового доисторического предмета, приобретенного Лувром , Фонд Эжена Пио, Памятники и воспоминания, XXII, 1916, стр. 1–34
  10. ^ Архив Дирекции музеев Франции, AE 16 , оценка на 31 марта 1933 г.
  11. ^ Молони, Нора. «Самые ранние свидетельства существования людей в Египте: первые инструменты». Музей египетской археологии Петри: персонажи и коллекции, под редакцией Элис Стивенсон, 1-е изд., UCL Press, Лондон, 2015, стр. 28–29. JSTOR, www.jstor.org/stable/j.ctt1g69z2n.9.
  12. ^ Келтерборн, П. (1984). «На пути к тиражированию египетских додинастических кремневых ножей». Журнал археологической науки . 11 (6): 433–53. Бибкод : 1984JArSc..11..433K . дои : 10.1016/0305-4403(84)90023-2 .
  13. ^ Кинжал из Гебель-эль-Арака , заархивировано из оригинала 16 ноября 2020 г. , получено 9 марта 2018 г.
  14. ^ Мидан-Рейнс, Беатрикс (1987). «Вклад в изучение додинастического общества: дело о ноже «Рябь-чешуйка ». Исследования Altägyptischen Kultur . 14 : 185–225.
  15. ^ Отчет C2RMF, М. Кристенсен, 1999 г.
  16. ^ Уинифред Нидлер: Додинастический и архаический Египет в Бруклинском музее , 1984, с. 37 и 153, ISBN   0872730999
  17. ^ Франсуа Поплин: Слоновая кость и огненный камень - Додинастический нож в «Гиппопотаме» Шикмима и лев Аристотеля в «Доисторическом камне» , 1992, Исследовательская лаборатория музеев Франции, стр. 187–194, ISBN   978-2-9506212-0-7
  18. ^ Уильямс, Брюс; Логан, Томас Дж.; Мурнейн, Уильям Дж. (1987). «Рукоятка ножа из Метрополитен-музея и аспекты образов фараонов до Нармера». Журнал ближневосточных исследований . 46 (4): 245. дои : 10.1086/373253 . ISSN   0022-2968 . JSTOR   544868 . S2CID   162209013 .
  19. ^ Jump up to: а б с Уильямс, Брюс; Логан, Томас Дж.; Мурнейн, Уильям Дж. (1987). «Рукоятка ножа из Метрополитен-музея и аспекты образов фараонов до Нармера». Журнал ближневосточных исследований . 46 (4): 245–285. дои : 10.1086/373253 . ISSN   0022-2968 . JSTOR   544868 . S2CID   162209013 .
  20. ^ Уильямс, Брюс; Логан, Томас Дж.; Мурнейн, Уильям Дж. (1987). «Рукоятка ножа из Метрополитен-музея и аспекты образов фараонов до Нармера» . Журнал ближневосточных исследований . 46 (4): 251. дои : 10.1086/373253 . ISSN   0022-2968 . JSTOR   544868 . S2CID   162209013 .
  21. ^ Уоттерсон, Барбара (1997). Египтяне . Блэквелл. п. 41 . ISBN  0-631-21195-0 .
  22. ^ Мениль дю Бюиссон, Робер дю (1969). «Азиатское украшение ножа из Гебель-эль-Арака» . Бюллетень Французского института восточной археологии . 68 :63–83.
  23. ^ Рол, Дэвид М. (1988). Легенда, Генезис цивилизации .
  24. ^ Столбец III списка шумерских царей, 1-5
  25. ^ Грималь, указ. соч. , с. 36
  26. ^ Купер, Джеррол С. (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. стр. 10–14. ISBN  9780931464966 .
  27. ^ Jump up to: а б с д Хендрикс, Стэн; Адамс, Барбара; Фридман, РФ (2004). Египет у его истоков: исследования памяти Барбары Адамс: материалы международной конференции «Происхождение государства, додинастический и раннединастический Египет», Краков, 28 августа - 1 сентября 2002 г. Издательство Питерс. п. 894. ИСБН  978-90-429-1469-8 .
  28. ^ Ислер, Мартин (2001). Палки, камни и тени: строительство египетских пирамид . Университет Оклахомы Пресс. п. 42. ИСБН  978-0-8061-3342-3 .
  29. ^ Джозефсон, Джек. «Накада IIд, Рождение Империи» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте : 166–167.
  30. ^ Томпсон, Джейсон (2008). История Египта: с древнейших времен до наших дней . Американский университет в Каире Press. п. 18. ISBN  978-977-416-091-2 .
  31. ^ Джозефсон, Джек. «Накада IIд, Рождение Империи» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте : 165–175.
  32. ^ Камил, Джилл (1996). Древние египтяне: жизнь в эпоху пирамид . Американский университет в Каире Press. п. 21. ISBN  978-977-424-392-9 .
  33. ^ Jump up to: а б Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. п. 424. ИСБН  978-1-118-32509-4 .
  34. ^ Jump up to: а б «Нож Джебель-эль-Арака, ... демонстрирующий иконографию под влиянием Месопотамии, изображающую царя, управляющего двумя львами, и льва, нападающего на рогатое животное сзади» в Божар, Филипп (2019). Миры Индийского океана: глобальная история . Издательство Кембриджского университета. п. xv-xvi, иллюстрация II б). ISBN  978-1-108-42456-1 .
  35. ^ «Самые важные домашние собаки, узнаваемые по ошейникам» в Сокровища Лувра: От четвертого тысячелетия до нашей эры до зари Возрождения . Патнэм. 1966. с. 15.
  36. ^ Jump up to: а б Хендрикс, Стэн; Ример, Хайко; Фёрстер, Франк; Дарнелл, Джон К. «Позднедодинастические / раннединастические наскальные сцены охоты на берберийских овец в западной пустыне Египта. От поимки диких животных до женщин из «Дома акации» » . Животные пустыни в Восточной Сахаре : 189-244.
  37. ^ Jump up to: а б с Кинг, Леонард Уильям (1918). Легенды Вавилона и Египта в связи с еврейской традицией . Издательство Оксфордского университета. стр. 14–15. ISBN  9783748182030 .
  38. ^ Джозефсон, Джек. «Накада IIд, Рождение Империи» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте : 166.
  39. ^ Jump up to: а б с Конференция по случаю столетия Уильяма Фоксвелла Олбрайта (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. п. 14. ISBN  978-0-931464-96-6 .
  40. ^ Jump up to: а б с д Шоу, Ян (2019). Древнеегипетская война: тактика, вооружение и идеология фараонов . Открытые дорожные медиа. п. 22. ISBN  978-1-5040-6059-2 .
  41. ^ Изображение аналогичной лодки с высоким носом: Порада, Эдит (1993). «Почему цилиндрические печати? Выгравированные камни цилиндрической печати Древнего Ближнего Востока, с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Художественный вестник . 75 (4): 566, изображение 8. doi : 10.2307/3045984 . ISSN   0004-3079 . JSTOR   3045984 .
  42. ^ Кейс, Хамфри; Пейн, Джоан Кроуфут (1962). «Гробница 100: Украшенная гробница в Иераконполисе». Журнал египетской археологии . 48:17 . дои : 10.2307/3855778 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3855778 .
  43. ^ Кемп, Барри Дж. (2007). Древний Египет: Анатомия цивилизации . Рутледж. п. 94. ИСБН  978-1-134-56389-0 .
  44. ^ Бесток, Лорел (2017). Насилие и власть в Древнем Египте: образ и идеология до Нового царства . Рутледж. п. 94. ИСБН  978-1-134-85626-8 .
  45. ^ Jump up to: а б Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. п. 424. ИСБН  978-1-118-32509-4 .
  46. ^ Джозефсон, Джек. «Накада IIд, Рождение Империи» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте .
  47. ^ Jump up to: а б Кейс, Хамфри; Пейн, Джоан Кроуфут (1962). «Гробница 100: Украшенная гробница в Иераконполисе». Журнал египетской археологии . 48 : 5–18. дои : 10.2307/3855778 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3855778 .
  48. ^ «Пенис - ножны, распространенные на статуэтках Иераконполиса, которые Баумгартель не обсуждал (Квибелл, Иераконполис I, пожалуйста. VII - VIII, X), встречаются у обеих групп воинов на рукоятке ножа Гебель эль Арак (...) а также Bull Palette» в Журнал Американского исследовательского центра в Египте . Американский исследовательский центр в Египте. 1988. с. 36.
  49. ^ Джозефсон, Джек. «Накада IIд, Рождение Империи» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте : 169–170.
  50. ^ Драйер, Гюнтер. «Царская скульптура додинастического и архаического периодов» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте .
  51. ^ Э. Г. Дрейер : «Мотив и датировка der dekorierten prädynastischen Messergriffe», в «Искусстве Древней Египетской империи » , Материалы конференции, организованной Службой культуры в Лувре 3 и 4 апреля 1998 г., 1999 г., стр. 197–226, ISBN   978-2110042644
  52. ^ Уайтхаус, Х. (2002). «Украшенная рукоять ножа из «Главного хранилища» в Иераконполисе». Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение . 48 : 425–46.
  53. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 9 марта 2018 г.
  54. ^ См . онлайн-каталог МЕТ.
  55. ^ С. Квирк и Эй Джей Спенсер: Книга Британского музея Древнего Египта , Темза и Гудзон, 1996, ISBN   0500279020 .
  56. Нож Питта-Риверса. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine на сайте Британского музея.
  57. ^ Черчер, CS (1984). «Зоологическое исследование рукоятки ножа из слоновой кости из Абу Зайдана». В Нидлер, Уинифред (ред.). Додинастический и архаический Египет в Бруклинском музее . Музей. ISBN  0872730999 . .
  58. ^ Хартунг, Ульрих (1998). «Додинастическая печать разворачивается с кладбища U в Абидосе (Умм эль-Кааб)». Объявления Каирского отделения Немецкого археологического института (MDAIK) . 54 : 187–217.
  59. ^ Джеймс Эдвард Кибелл: Архаические предметы в общем каталоге египетских древностей Каирского музея , 1904 г., доступно в Интернете без авторских прав.
  60. ^ Jump up to: а б Джон Бэйнс : Символические роли фигур собак на ранних памятниках , Archéo-Nil: Revue de la société pour l'études des Cultures prepharaoniques de la Valley du Nile, 3, 57–74, 1993. Доступно в Интернете.
  61. ^ Уильямс, Брюс; Логан, Томас Дж.; Мурнейн, Уильям Дж. (1987). «Рукоятка ножа из Метрополитен-музея и аспекты образов фараонов до Нармера». Журнал ближневосточных исследований . 46 (4): 245–285. дои : 10.1086/373253 . S2CID   162209013 .
  62. ^ Jump up to: а б Оноре, Эммануэль (январь 2007 г.). «Самая ранняя глиптика с цилиндрической печатью в Египте: от Великой Месопотамии до Накады» . Х. Ханна Ред., Препринты Международной конференции по наследию регионов Накада и Кус, Том I.
  63. ^ Изображение ножа из музея Петри, Университетский колледж (16294)
  64. ^ Холмс, Дайан Л. (1989). Додинастические каменные индустрии Верхнего Египта: сравнительное исследование каменных традиций Бадари, Накады и Иераконполя . Кембриджские монографии по африканской археологии. Том. 33. Оксфорд: Британские археологические отчеты. п. 15. ISBN  0860546012 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грималь, Николя-Кристоф (1992). История Древнего Египта . Оксфорд: Блэквелл. стр. 29 и далее. ISBN  0-631-19396-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 414be44add5d5ff37f56e3a09670f4c6__1722365400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/c6/414be44add5d5ff37f56e3a09670f4c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gebel el-Arak Knife - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)