шумерская религия
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Шумерская религия — это религия, которую исповедовали жители Шумера , первой письменной цивилизации, обнаруженной в письменной истории и базирующейся в древней Месопотамии , на территории современного Ирака . Шумеры широко считали своих божеств ответственными за все вопросы, касающиеся естественного и социального порядка их общества. [3] : 3–4
Обзор [ править ]
До установления царской власти в Шумере городами -государствами фактически управляли теократические жрецы и религиозные чиновники. Позже эту роль вытеснили цари, но жрецы продолжали оказывать большое влияние на шумерское общество. В ранние времена шумерские храмы представляли собой простые однокомнатные сооружения, иногда построенные на приподнятых платформах. К концу шумерской цивилизации эти храмы превратились в зиккураты — высокие пирамидальные сооружения со святилищами на вершинах.
Шумеры верили, что Вселенная возникла в результате серии космических рождений, таких как боги. Сначала Намму , первобытные воды, породили Ки (землю) и Ан (небо), которые спаривались вместе и произвели на свет сына по имени Энлиль . Энлиль отделил небо от земли и объявил землю своей собственностью. Считалось, что люди были созданы Анки или Энки , сыном Ана и Ки.
Небеса предназначались исключительно для божеств, и после их смерти считалось, что духи всех смертных, независимо от их поведения при жизни, отправлялись в Кур , холодную темную пещеру глубоко под землей, которой управляла богиня Эрешкигаль и где единственной доступной пищей была сухая пыль. В более поздние времена считалось, что Эрешкигаль правила вместе со своим мужем Нергалом , богом смерти.
Главными божествами шумерского пантеона были Ан, бог неба, Энлиль, бог ветра и бури, Анки Энки, бог воды и человеческой культуры, Нинхурсаг , богиня плодородия и земли, Уту , бог солнца и справедливости, и его отец Нанна , бог луны. Во времена Аккадской империи , Инанна богиня секса, красоты и войны, широко почиталась в Шумере и фигурировала во многих мифах, включая знаменитую историю о ее спуске в Подземный мир .
Шумерская религия сильно повлияла на религиозные верования более поздних народов Месопотамии ; элементы его сохранились в мифологиях и религиях хурритов , аккадцев , вавилонян , ассирийцев и других ближневосточных культурных групп. Исследователи сравнительной мифологии заметили параллели между историями древних шумеров и историями, записанными позже в ранних частях еврейской Библии . [ нужна ссылка ]
Поклонение [ править ]
Письменная клинопись [ править ]
Шумерские мифы передавались через устную традицию до изобретения письменности (самый ранний миф, обнаруженный к настоящему времени, « Эпос о Гильгамеше» , является шумерским). [ сомнительно – обсудить ] и написано на серии разбитых глиняных табличек). Ранняя шумерская клинопись использовалась в первую очередь как инструмент ведения записей; только в конце раннединастического периода религиозные сочинения впервые стали широко распространены в качестве храмовых гимнов хвалы. [5] и как форма «заклинания», называемая нам-шуб (префикс + «накладывать»). [6] Эти таблички также делались из каменной глины или камня, а для изготовления символов использовали небольшую кирку.
Архитектура [ править ]
В шумерских городах-государствах храмовые комплексы изначально представляли собой небольшие приподнятые однокомнатные сооружения. В ранний династический период в храмах были приподнятые террасы и несколько комнат. К концу шумерской цивилизации зиккураты стали предпочтительной храмовой структурой для религиозных центров Месопотамии. [9] Храмы служили культурными, религиозными и политическими центрами примерно до 2500 г. до н.э., с приходом к власти военных царей, известных как Лу-галс («человек» + «большой»). [6] после этого политическое и военное руководство часто размещалось в отдельных «дворцовых» комплексах.
Священство [ править ]
До прихода Лугала ( «царя») шумерские города-государства находились под фактически теократическим правительством, контролируемым различными Эн или Энси , которые служили первосвященниками культов городских богов. (Их женские эквиваленты были известны как Нин .) Жрецы несли ответственность за продолжение культурных и религиозных традиций своего города-государства и рассматривались как посредники между людьми и космическими и земными силами. Жречество постоянно проживало в храмовых комплексах и управляло государственными делами, включая крупные ирригационные процессы, необходимые для выживания цивилизации.
Обожествленные цари [ править ]
В некоторых городах Шумера были периоды, когда их царям поклонялись как богам, и иногда эти времена распространялись на все города региона. [10]
Церемония [ править ]
Говорят, что во времена Третьей династии Ура в шумерском городе-государстве Лагаш было шестьдесят два «священника плача», которых сопровождали 180 вокалистов и инструменталистов. [11]
Космология [ править ]
Шумеры представляли Вселенную как закрытый купол, окруженный первозданным соленым морем. [12] Под земной землей, составлявшей основание купола, существовал подземный мир и пресноводный океан, называемый Абзу . Божество куполообразного небосвода звали Ан ; земля была названа Ки . Сначала считалось, что подземный мир является продолжением богини Ки, но позже возникла концепция Кур . Изначальное соленое море называлось Намму , которое стало известно как Тиамат во время и после периода Ура III . Некоторые древние шумеры верили, что соль и другие минералы живы и даже могли мыслить независимо. [13]
История создания [ править ]
Основным источником информации о шумерской мифологии творения является пролог к эпической поэме «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» , [15] : 30–33 который кратко описывает процесс творения: изначально существовало только Намму , первобытное море. [15] : 37–40 Затем Намму без отца родила Шамаша (УТУ), затем создала АН - небо и Ки - землю. [15] : 37–40 Ан и Ки соединились друг с другом, в результате чего Ки родил Энлиля , бога ветра, дождя и бури. [15] : 37–40 Энлиль отделил Ана от Ки и захватил землю как свои владения, а Ан забрал небо. [15] : 37–41
Небеса [ править ]
Древние месопотамцы рассматривали небо как серию куполов (обычно трех, но иногда и семи), покрывающих плоскую землю . [16] : 180 и место, где обитали святые звезды . [17] Каждый купол был сделан из разного вида драгоценного камня. [16] : 203 Самый нижний купол неба был сделан из яшмы и служил домом для звезд . [18] Средний купол неба был сделан из камня саггильмут и был обителью Игиги . [18] Самый высокий и внешний купол неба был сделан из камня лулуданиту и олицетворялся Аном , богом неба. [19] [18] Небесные тела также приравнивались к конкретным божествам. [16] : 203 планета Венера Считалось, что принадлежит Инанне , богине любви, секса и войны. [20] : 108–109 [16] : 203 Солнце , было ее братом Уту , богом справедливости [16] : 203 а луна была их отцом Нанна . [16] : 203 Обычные смертные не могли попасть на небеса, потому что это было жилище только богов. [21] Вместо этого, после смерти человека, его или ее душа отправлялась в Кур (позже известный как Иркалла ), темный призрачный мир , расположенный глубоко под поверхностью земли. [21] [22]
Загробная жизнь [ править ]
Загробная жизнь шумеров представляла собой темную, унылую пещеру , расположенную глубоко под землей. [22] [23] Считалось, что жители этого места продолжают «теневую версию жизни на Земле». [22] Этот мрачный домен был известен как Кур , [20] : 114 Считалось, что им управляет богиня Эрешкигаль . [22] [16] : 184 Все души отправились в один и тот же загробный мир, [22] и действия человека в течение жизни не повлияли на то, как с ним будут обращаться в будущем мире. [22]
души в Куре Считалось, что не едят ничего, кроме сухой пыли. [20] : 58 и члены семьи умершего ритуально лили возлияния в могилу умершего через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвому пить. [20] : 58 Тем не менее, существуют предположения, согласно которым сокровища в богатых могилах предназначались в качестве подношений Уту и ануннакам , чтобы покойный получал особые благосклонности в подземном мире. [23] Во времена Третьей династии Ура считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависело от того, как он был похоронен; [20] : 58 с теми, кого похоронили роскошно, будут обращаться хорошо, [20] : 58 но те, кого похоронили плохо, жили плохо, и считалось, что они преследуют живых. [20] : 58
Считалось, что вход в Кур находится в горах Загрос на Дальнем Востоке. [20] : 114 В нем было семь врат, через которые должна была пройти душа. [22] Бог Нети был привратником. [16] : 184 [20] : 86 , или посланником Эрешкигаль Суккалом , был бог Намтар . [20] : 134 [16] : 184 Галла были классом демонов, которые, как полагали, обитали в подземном мире; [20] : 85 их основной целью, судя по всему, было перетащить несчастных смертных обратно в Кур. [20] : 85 Они часто упоминаются в магических текстах. [20] : 85–86 и в некоторых текстах их семь. [20] : 85–86 В нескольких дошедших до нас стихотворениях описывается галла, утаскивающая бога Думузида в подземный мир. [20] : 86 Более поздние жители Месопотамии знали этот подземный мир под его восточно-семитским названием: Иркалла . В аккадский период роль Эрешкигаля как правителя подземного мира была возложена на Нергала , бога смерти. [22] [16] : 184 Аккадцы попытались гармонизировать это двойное правление подземным миром, сделав Нергала Эрешкигаль мужем. [22]
Пантеон [ править ]
Развитие [ править ]
Принято считать, что шумерская цивилизация зародилась где-то между ок. 4500 и 4000 гг. до н.э., но самые ранние исторические записи датируются примерно 2900 г. до н.э. [24] Шумеры изначально практиковали политеистическую религию, в которой антропоморфные божества представляли космические и земные силы в их мире. [16] : 178–179 Самая ранняя шумерская литература третьего тысячелетия до нашей эры идентифицирует четыре главных божества: Ан , Энлиль , Нинхурсаг и Энки . Считалось, что эти ранние божества иногда вели себя озорно по отношению друг к другу, но обычно рассматривались как участвующие в совместном творческом управлении. [25]
В середине третьего тысячелетия до нашей эры шумерское общество стало более урбанизированным. [16] : 178–179 В результате этого шумерские божества стали терять первоначальные связи с природой и стали покровителями различных городов. [16] : 179 У каждого шумерского города-государства было свое божество-покровитель. [16] : 179 который, как считалось, защищал город и защищал его интересы. [16] : 179 Были найдены списки большого количества шумерских божеств. Их порядок важности и взаимоотношения между божествами были изучены при изучении клинописных табличек. [26]
В конце 2000-х годов до нашей эры шумеры были завоеваны аккадцами . [16] : 179 Аккадцы синкретизировали своих богов с шумерскими. [16] : 179 в результате чего шумерская религия приобрела семитский оттенок. [16] : 179 Мужские божества стали доминирующими [16] : 179 и боги совершенно утратили свои первоначальные ассоциации с явлениями природы. [16] : 179–180 Люди начали рассматривать богов как живущих в феодальном обществе с классовой структурой . [16] : 179–181 могущественные божества, такие как Энки и Инанна, Считалось, что получали свою силу от главного бога Энлиля . [16] : 179–180
Главные божества [ править ]
Большинство шумерских божеств принадлежало к категории, называемой Анунна («[потомки] Ана »), тогда как семь божеств, включая Энлиля и Инанну, принадлежали к группе «судей подземного мира», известных как Ануннаки («[потомки] Анны»). Ан" + Ки ). Говорят, что во времена Третьей династии Ура шумерский пантеон включал шестьдесят шестьдесят (3600) божеств. [16] : 182
Энлиль был богом воздуха, ветра и бури. [27] : 108 Он также был главным богом шумерского пантеона. [27] : 108 [28] : 115–121 и божество-покровитель города Ниппур . [29] : 58 [30] : 231–234 Его первой супругой была Нинлиль , богиня южного ветра. [31] : 106 который был одним из божеств-покровителей Ниппура и, как полагали, проживал в том же храме, что и Энлиль. [32] Нинурта был сыном Энлиля и Нинлиль. Ему поклонялись как богу войны, земледелия и одному из шумерских богов ветра. Он был божеством-покровителем Гирсу и одним из божеств-покровителей Лагаша . «Каждый из шумерских городов имел своих богов, но признавал верховенство... Энлиля». [33]
Энки был богом пресной воды, мужского плодородия и знаний. [20] : 75 Его важнейшим культовым центром был храм Э-абзу в городе Эриду . [20] : 75 Он был покровителем и создателем человечества [20] : 75 и спонсор человеческой культуры. [20] : 75 Его главной супругой была Нинхурсаг , шумерская богиня земли. [20] : 140 Нинхурсаг поклонялись в городах Кеш и Адаб . [20] : 140
Инанна была шумерской богиней любви, сексуальности, проституции и войны. [20] : 109 Она была божественным олицетворением планеты Венера , утренней и вечерней звезды. [20] : 108–109 Главным ее культовым центром был храм Эанны в Уруке , первоначально посвящённый Ану. [35] Обожествленные цари, возможно, воспроизводили брак Инанны и Думузида со жрицами. [20] : 151, 157–158 Сведения о ее происхождении различаются; [20] : 108 в большинстве мифов ее обычно представляют как дочь Нанны и Нингаль, [34] : ix–xi, xvi но в других историях она дочь Энки или Ана от неизвестной матери. [20] : 108 У шумеров о ней сложилось больше мифов, чем о любом другом божестве. [34] : xii, xv [15] : 101 Многие мифы, связанные с ней, вращаются вокруг ее попыток узурпировать контроль над владениями других божеств. [36]
Уту был богом солнца, чьим основным центром поклонения был храм Э-баббар в Сиппаре . [37] Уту в основном считался вершателем правосудия; [16] : 184 Считалось, что он защищает праведников и наказывает грешников. [16] : 184 Нанна была богиней луны и мудрости. Он был отцом Уту и одним из божеств-покровителей Ура . [38] Возможно, он также был отцом Инанны и Эрешкигаль. Нингаль была женой Нанны, [39] а также мать Уту, Инанны и Эрешкигаль.
Эрешкигаль была богиней шумерского подземного мира , известного как Кур . [16] : 184 Она была старшей сестрой Инанны. [40] В более позднем мифе ее мужем был бог Нергал . [16] : 184 Привратником подземного мира был бог Нети . [16] : 184
Намму была богиней, олицетворявшей первобытные воды (Энгур), родившей Ан (небо) и Ки (землю) и первых божеств; хотя она редко упоминается как объект культа, она, вероятно, играла центральную роль в ранней космогонии Эриду, а в более поздние периоды продолжала появляться в текстах, связанных с экзорцизмом. [41] Ан был древним шумерским богом неба. Он был предком всех других главных божеств. [42] и первоначальное божество-покровитель Урука .
У большинства главных богов был так называемый суккал , второстепенное божество, служившее их визирем, посланником или привратником. [43]
Наследие [ править ]
аккадцы [ править ]
Шумеры поддерживали постоянный языковой и культурный обмен с семитскими аккадскими народами в северной Месопотамии на протяжении поколений до узурпации их территорий Саргоном Аккадским в 2340 году до нашей эры. Шумерская мифология и религиозные практики быстро интегрировались в аккадскую культуру. [44] предположительно, смешавшись с оригинальными аккадскими системами верований, которые по большей части были потеряны для истории. Шумерские божества создали аккадские аналоги. Некоторые оставались практически такими же до позднего вавилонского и ассирийского правления. Например, шумерский бог Ан создал аккадского аналога Ану; шумерский бог Энки стал Эа . Боги Нинурта и Энлиль сохранили свои оригинальные шумерские имена. [ нужна ссылка ]
Вавилоняне [ править ]
Вавилоняне - амореи завоевали господство над южной Месопотамией к середине 17 века до нашей эры. В старовавилонский период шумерский и аккадский языки сохранялись для религиозных целей; большая часть шумерской мифологической литературы, известной сегодня историкам, относится к древневавилонскому периоду. [5] либо в форме расшифрованных шумерских текстов (особенно вавилонской версии эпоса о Гильгамеше ), либо в форме шумерских и аккадских влияний в вавилонской мифологической литературе (особенно в « Энума Элиш »). Шумеро-аккадский пантеон претерпел изменения, особенно с появлением нового верховного божества Мардука . Шумерская богиня Инанна также создала аналог Иштар в старовавилонский период.
Хурриты [ править ]
Хурриты приняли аккадского бога Ану в свой пантеон не позднее 1200 г. до н.э. Другие шумерские и аккадские божества, адаптированные в хурритский пантеон, включают Аяс, хурритский аналог Эа; Шаушка, хурритский аналог Иштар; и богиня Нинлиль , [45] чьи мифы были значительно расширены вавилонянами. [ нужна ссылка ]
Параллели [ править ]
Некоторые истории, записанные в старых частях еврейской Библии, очень похожи на истории шумерской мифологии. Например, библейский рассказ о Ное и Великом потопе имеет поразительное сходство с шумерским мифом о потопе , записанным на шумерской табличке, обнаруженной в Ниппуре . [46] : 97–101 Иудейский подземный мир Шеол по описанию очень похож на шумерский Кур , которым управляет богиня Эрешкигаль , а также вавилонский подземный мир Иркалла . Шумерский ученый Сэмюэл Ной Крамер также отметил сходство между многими шумерскими и аккадскими «пословицами» и более поздними еврейскими пословицами, многие из которых представлены в Книге Притчей . [47] : 133–135
Генеалогия шумерских божеств [ править ]
Ан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нинуурсаль | Энки родился у Наммы | Это как взросление родился у Наммы | Расстояние родился у Ураша | Хая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нинсар | Нинлиль | Энлиль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я повторяю | Видеть возможно, дочь Энлиля | Нанна | Нергал возможно, сын Энки | Нинурта возможно, рожденный от Нинурса | Баба родился у Ураша | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туман | Инанна возможно, также дочь Энки, Энлиля или Ана. | Думузид возможно, сын Энки | Цена | Нинкигал вышла замуж за Нергала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мешкиагешашер | Лугальбанда | Нинсумун | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энмеркар | Гильгамеш | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урнунгал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также [ править ]
- Древняя семитская религия - Политеистические религии семитских народов.
- Вавилонская религия - Религиозные практики Вавилонии.
- Мес — шумерское имя, данное законам богов.
- Месопотамские мифы – мифы и религиозные тексты, происходящие из Месопотамии.
- Религии древнего Ближнего Востока – Обзор древних религиозных практик на современном Ближнем Востоке
- Шумерская литература - сочинения XVIII–XVII веков до н.э.
- Зуизм - современное исландское языческое новое религиозное движение.
Ссылки [ править ]
- ^ Для лучшего изображения: [1] Архивировано 7 марта 2021 г. на Wayback Machine.
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 74 . ISBN 978-1-58839-043-1 .
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Университет. из Чикаго Пресс. ISBN 0-226-45238-7 .
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (Эрнст Альфред Уоллис) (1922). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Британский музей. п. 22 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шумерская литература» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 г. Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шумерский лексикон» (PDF) . Джон А. Холлоран. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2012 г. Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 75 . ISBN 978-1-58839-043-1 .
- ↑ Найден в земле на кладбище. Холл, HR (Гарри Реджинальд); Вулли, Леонард; Легрен, Леон (1900). Ура раскопки . Попечители двух музеев благодаря гранту Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. п. 525.
- ^ «Внутри шумерского храма» . Институт религиозных наук Нила А. Максвелла при Университете Бригама Янга. Архивировано из оригинала 07.11.2009 . Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ Вулли, К. Леонард . Шумеры . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 132. ИСБН 0-393-00292-6 .
- ^ Гелб, ЖЖ (1975). «Homo Ludens в Ранней Месопотамии». Студия Ориенталия . 46 : 43–76 – через Северную Голландию, американский Elsevier.
- ^ «Небесный свод и вода наверху» (PDF) . Вестминстерский богословский журнал 53 (1991), 232–233. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2009 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelen.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 июня 2020 г. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Крамер, Сэмюэл Ной (1961), Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры: исправленное издание , Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, ISBN 0-8122-1047-6 , заархивировано из оригинала 08 августа 2020 г. , получено 17 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Немет-Неджат, Карен Рея (1998), Повседневная жизнь в Древней Месопотамии , Повседневная жизнь, Гринвуд, ISBN 978-0313294976
- ^ Серам, CW (1967). Боги, могилы и ученые: история археологии . Перевод Гарсайда, Э.Б.; Уилкинс, Софи (2-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 317.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт, WG (2016). Джордж, Арканзас; Осима, ТМ (ред.). Древняя месопотамская религия и мифология: Избранные очерки . Восточные религии в древности. Том 15. Тюбинген, Германия: Мор Зибек. п. 118. ИСБН 978-3-16-153674-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Стивенс, Кэтрин (2013), «Ан / Ану (бог): месопотамский бог неба, одно из верховных божеств; известный как Ан по-шумерски и Ану по-аккадски» , Древние месопотамские боги и богини , Музей Пенсильванского университета, заархивировано из оригинал 02 июля 2021 г. , получено 14 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN 0-7141-1705-6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт, Дж. Эдвард (2000). Ранняя история неба . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 0-19-513009-Х . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чокси, М. (2014), «Древние месопотамские верования в загробную жизнь» , Энциклопедия всемирной истории , заархивировано из оригинала 13 июля 2021 г. , получено 23 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баррет, CE (2007). «Была ли пыль их пищей, а глина — хлебом?: Погребальный инвентарь, загробная жизнь в Месопотамии и пограничная роль Инаны/Иштар» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (1). Лейден, Нидерланды: Брилл: 7–65. дои : 10.1163/156921207781375123 . ISSN 1569-2116 . Архивировано из оригинала 05 октября 2018 г. Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Бертман, Стивен (2003). Справочник к жизни в древней Месопотамии . Факты в файле. п. 143 . ISBN 978-0-8160-4346-0 .
- ^ Источники Ветхого Завета: Путеводитель по религиозной мысли Ветхого Завета в контексте . Международная издательская группа «Континуум». 18 мая 2004 г., стр. 29–. ISBN 978-0-567-08463-7 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Вм. Издательство Б. Эрдманс. 2010. стр. 42–. ISBN 978-0-8028-6433-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коулман, Дж. А.; Дэвидсон, Джордж (2015), Мифологический словарь: Темы, легенды и герои от Аризоны , Лондон, Англия: Arcturus Publishing Limited, стр. 108, ISBN 978-1-78404-478-7
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1983), «Миф о шумерском потопе: обзор и исправление», Anatolian Studies , 33 , Британский институт в Анкаре: 115–121, doi : 10.2307/3642699 , JSTOR 3642699
- ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011), Введение в древнюю месопотамскую религию , Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания Уильяма Б. Эрдмана, ISBN 978-0-8028-2959-7 , заархивировано из оригинала 11 января 2023 г. , получено 27 августа 2017 г.
- ^ Привет, Уильям В. (1996), «Обзор: Энки и теология Эриду», Журнал Американского восточного общества , том. 116
- ^ Блэк, Джереми А.; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора (2006), Литература древнего Шумера , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-929633-0 , заархивировано из оригинала 11 января 2023 г. , получено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Адаб Нинлиль (Нинлиль А)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ Макинтош, Джейн ; Крисп, Питер ; Паркер, Филип; Гибсон, Кэрри; Грант, Р.Г.; Риган, Салли (октябрь 2014 г.). История мира в 1000 объектах . Нью-Йорк: ДК и Смитсоновский институт . п. 21. ISBN 978-1-4654-2289-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Волькштейн, Дайан; Крамер, Сэмюэл Ной (1983), Инанна: Царица неба и земли: ее истории и гимны из Шумера , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Harper&Row Publishers, ISBN 0-06-090854-8
- ^ Харрис, Ривка (февраль 1991 г.). «Инанна-Иштар как парадокс и совпадение противоположностей». История религий . 30 (3): 261–278. дои : 10.1086/463228 . JSTOR 1062957 .
- ^ Ванстифут, Х.Л. (1984). «Инанна/Иштар как фигура противоречия» . Борьба богов: документы Гронингенской рабочей группы по изучению истории религий . 31 . Берлин: Издательство Mouton: 225–228. ISBN 90-279-3460-6 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ «Гимн Уту (Уту Б)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Балбал Суэн (Нанна А)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Бальбала к Нанне (Нанна Б)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Нисхождение Инаны в преисподнюю» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Ф. Виггерманн, Намму. Архивировано 5 июня 2021 г. в Wayback Machine [в] Real Lexicon of Assyriology and Near Eastern Archeology, том 9, 1998, стр. 135-140
- ^ Бриш, Николь. «Анунна (Ануннаку, Ануннаки) (группа богов)» . Древние месопотамские боги и богини . Музей Пенсильванского университета. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Ф. Виггерманн, Посох Нинсубуры. Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine , JEOL 29.
- ^ «Месопотамия: Шумеры» . Университет штата Вашингтон. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г. Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ «Хурритская мифология REF 1.2» . Кристофер Б. Сирен. Архивировано из оригинала 6 июля 2004 г. Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1972). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры (Переизданная ред.). Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0812210476 .
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1956). Из Шумерских табличек . Пресс «Крылья сокола». АСИН B000S97EZ2 .
Внешние ссылки [ править ]
- Древние месопотамские боги и богини на Оракке
- Шумерские гимны из клинописных текстов в Британском музее в рамках проекта «Гутенберг» (транскрипция книги 1908 года)
- Экур: шумерская реконструктивистская церемониальная магия