Jump to content

шумерская религия

шумерская религия
Настенная мемориальная доска, изображающая возлияния преданных и обнаженного священника сидящему богу и храму. Ур , 2500 г. до н.э. [1] [2]

Шумерская религия — это религия, которую исповедовали жители Шумера , первой письменной цивилизации, обнаруженной в письменной истории и базирующейся в древней Месопотамии , на территории современного Ирака . Шумеры широко считали своих божеств ответственными за все вопросы, касающиеся естественного и социального порядка их общества. [3] : 3–4 

Обзор [ править ]

До установления царской власти в Шумере городами -государствами фактически управляли теократические жрецы и религиозные чиновники. Позже эту роль вытеснили цари, но жрецы продолжали оказывать большое влияние на шумерское общество. В ранние времена шумерские храмы представляли собой простые однокомнатные сооружения, иногда построенные на приподнятых платформах. К концу шумерской цивилизации эти храмы превратились в зиккураты — высокие пирамидальные сооружения со святилищами на вершинах.

Шумеры верили, что Вселенная возникла в результате серии космических рождений, таких как боги. Сначала Намму , первобытные воды, породили Ки (землю) и Ан (небо), которые спаривались вместе и произвели на свет сына по имени Энлиль . Энлиль отделил небо от земли и объявил землю своей собственностью. Считалось, что люди были созданы Анки или Энки , сыном Ана и Ки.

Небеса предназначались исключительно для божеств, и после их смерти считалось, что духи всех смертных, независимо от их поведения при жизни, отправлялись в Кур , холодную темную пещеру глубоко под землей, которой управляла богиня Эрешкигаль и где единственной доступной пищей была сухая пыль. В более поздние времена считалось, что Эрешкигаль правила вместе со своим мужем Нергалом , богом смерти.

Главными божествами шумерского пантеона были Ан, бог неба, Энлиль, бог ветра и бури, Анки Энки, бог воды и человеческой культуры, Нинхурсаг , богиня плодородия и земли, Уту , бог солнца и справедливости, и его отец Нанна , бог луны. Во времена Аккадской империи , Инанна богиня секса, красоты и войны, широко почиталась в Шумере и фигурировала во многих мифах, включая знаменитую историю о ее спуске в Подземный мир .

Шумерская религия сильно повлияла на религиозные верования более поздних народов Месопотамии ; элементы его сохранились в мифологиях и религиях хурритов , аккадцев , вавилонян , ассирийцев и других ближневосточных культурных групп. Исследователи сравнительной мифологии заметили параллели между историями древних шумеров и историями, записанными позже в ранних частях еврейской Библии . [ нужна ссылка ]

Поклонение [ править ]

Письменная клинопись [ править ]

Эволюция слова «Храм» ( шумерский : « É ») в клинописи от рельефа 2500 г. до н.э. в Уре до ассирийской клинописи около 600 г. до н.э. [4]

Шумерские мифы передавались через устную традицию до изобретения письменности (самый ранний миф, обнаруженный к настоящему времени, « Эпос о Гильгамеше» , является шумерским). [ сомнительно обсудить ] и написано на серии разбитых глиняных табличек). Ранняя шумерская клинопись использовалась в первую очередь как инструмент ведения записей; только в конце раннединастического периода религиозные сочинения впервые стали широко распространены в качестве храмовых гимнов хвалы. [5] и как форма «заклинания», называемая нам-шуб (префикс + «накладывать»). [6] Эти таблички также делались из каменной глины или камня, а для изготовления символов использовали небольшую кирку.

Архитектура [ править ]

Мемориальная доска со сценой возлияния. 2550–2250 гг. до н.э., Королевское кладбище в Уре . [7] [8]

В шумерских городах-государствах храмовые комплексы изначально представляли собой небольшие приподнятые однокомнатные сооружения. В ранний династический период в храмах были приподнятые террасы и несколько комнат. К концу шумерской цивилизации зиккураты стали предпочтительной храмовой структурой для религиозных центров Месопотамии. [9] Храмы служили культурными, религиозными и политическими центрами примерно до 2500 г. до н.э., с приходом к власти военных царей, известных как Лу-галс («человек» + «большой»). [6] после этого политическое и военное руководство часто размещалось в отдельных «дворцовых» комплексах.

Священство [ править ]

Статуэтка шумерского поклонника раннединастического периода , ок. 2800-2300 гг. до н. э.

До прихода Лугала ( «царя») шумерские города-государства находились под фактически теократическим правительством, контролируемым различными Эн или Энси , которые служили первосвященниками культов городских богов. (Их женские эквиваленты были известны как Нин .) Жрецы несли ответственность за продолжение культурных и религиозных традиций своего города-государства и рассматривались как посредники между людьми и космическими и земными силами. Жречество постоянно проживало в храмовых комплексах и управляло государственными делами, включая крупные ирригационные процессы, необходимые для выживания цивилизации.

Обожествленные цари [ править ]

В некоторых городах Шумера были периоды, когда их царям поклонялись как богам, и иногда эти времена распространялись на все города региона. [10]

Церемония [ править ]

Говорят, что во времена Третьей династии Ура в шумерском городе-государстве Лагаш было шестьдесят два «священника плача», которых сопровождали 180 вокалистов и инструменталистов. [11]

Космология [ править ]

Шумеры представляли Вселенную как закрытый купол, окруженный первозданным соленым морем. [12] Под земной землей, составлявшей основание купола, существовал подземный мир и пресноводный океан, называемый Абзу . Божество куполообразного небосвода звали Ан ; земля была названа Ки . Сначала считалось, что подземный мир является продолжением богини Ки, но позже возникла концепция Кур . Изначальное соленое море называлось Намму , которое стало известно как Тиамат во время и после периода Ура III . Некоторые древние шумеры верили, что соль и другие минералы живы и даже могли мыслить независимо. [13]

История создания [ править ]

Ранний религиозный рельеф (около 2700 г. до н.э.)
Резная фигурка с перьями. Царь-жрец в сетчатой ​​юбке и шляпе с листьями или перьями стоит перед дверью храма, символизируемой двумя огромными булавами. В надписи упоминается бог Нингирсу . Раннединастический период , около 2700 г. до н.э. [14]

Основным источником информации о шумерской мифологии творения является пролог к ​​эпической поэме «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» , [15] : 30–33  который кратко описывает процесс творения: изначально существовало только Намму , первобытное море. [15] : 37–40  Затем Намму без отца родила Шамаша (УТУ), затем создала АН - небо и Ки - землю. [15] : 37–40  Ан и Ки соединились друг с другом, в результате чего Ки родил Энлиля , бога ветра, дождя и бури. [15] : 37–40  Энлиль отделил Ана от Ки и захватил землю как свои владения, а Ан забрал небо. [15] : 37–41 

Небеса [ править ]

Древние месопотамцы рассматривали небо как серию куполов (обычно трех, но иногда и семи), покрывающих плоскую землю . [16] : 180  и место, где обитали святые звезды . [17] Каждый купол был сделан из разного вида драгоценного камня. [16] : 203  Самый нижний купол неба был сделан из яшмы и служил домом для звезд . [18] Средний купол неба был сделан из камня саггильмут и был обителью Игиги . [18] Самый высокий и внешний купол неба был сделан из камня лулуданиту и олицетворялся Аном , богом неба. [19] [18] Небесные тела также приравнивались к конкретным божествам. [16] : 203  планета Венера Считалось, что принадлежит Инанне , богине любви, секса и войны. [20] : 108–109  [16] : 203  Солнце , было ее братом Уту , богом справедливости [16] : 203  а луна была их отцом Нанна . [16] : 203  Обычные смертные не могли попасть на небеса, потому что это было жилище только богов. [21] Вместо этого, после смерти человека, его или ее душа отправлялась в Кур (позже известный как Иркалла ), темный призрачный мир , расположенный глубоко под поверхностью земли. [21] [22]

Загробная жизнь [ править ]

Отпечаток древней шумерской цилиндрической печати, изображающий бога Думузида, которого пытали в подземном мире галла - демоны.
Молитвенная сцена с Храмом.

Загробная жизнь шумеров представляла собой темную, унылую пещеру , расположенную глубоко под землей. [22] [23] Считалось, что жители этого места продолжают «теневую версию жизни на Земле». [22] Этот мрачный домен был известен как Кур , [20] : 114  Считалось, что им управляет богиня Эрешкигаль . [22] [16] : 184  Все души отправились в один и тот же загробный мир, [22] и действия человека в течение жизни не повлияли на то, как с ним будут обращаться в будущем мире. [22]

души в Куре Считалось, что не едят ничего, кроме сухой пыли. [20] : 58  и члены семьи умершего ритуально лили возлияния в могилу умершего через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвому пить. [20] : 58  Тем не менее, существуют предположения, согласно которым сокровища в богатых могилах предназначались в качестве подношений Уту и ануннакам , чтобы покойный получал особые благосклонности в подземном мире. [23] Во времена Третьей династии Ура считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависело от того, как он был похоронен; [20] : 58  с теми, кого похоронили роскошно, будут обращаться хорошо, [20] : 58  но те, кого похоронили плохо, жили плохо, и считалось, что они преследуют живых. [20] : 58 

Считалось, что вход в Кур находится в горах Загрос на Дальнем Востоке. [20] : 114  В нем было семь врат, через которые должна была пройти душа. [22] Бог Нети был привратником. [16] : 184  [20] : 86  , или посланником Эрешкигаль Суккалом , был бог Намтар . [20] : 134  [16] : 184  Галла были классом демонов, которые, как полагали, обитали в подземном мире; [20] : 85  их основной целью, судя по всему, было перетащить несчастных смертных обратно в Кур. [20] : 85  Они часто упоминаются в магических текстах. [20] : 85–86  и в некоторых текстах их семь. [20] : 85–86  В нескольких дошедших до нас стихотворениях описывается галла, утаскивающая бога Думузида в подземный мир. [20] : 86  Более поздние жители Месопотамии знали этот подземный мир под его восточно-семитским названием: Иркалла . В аккадский период роль Эрешкигаля как правителя подземного мира была возложена на Нергала , бога смерти. [22] [16] : 184  Аккадцы попытались гармонизировать это двойное правление подземным миром, сделав Нергала Эрешкигаль мужем. [22]

Пантеон [ править ]

Развитие [ править ]

Дракон Мушушу на вазе Гудеа , около 2100 г. до н.э.

Принято считать, что шумерская цивилизация зародилась где-то между ок. 4500 и 4000 гг. до н.э., но самые ранние исторические записи датируются примерно 2900 г. до н.э. [24] Шумеры изначально практиковали политеистическую религию, в которой антропоморфные божества представляли космические и земные силы в их мире. [16] : 178–179  Самая ранняя шумерская литература третьего тысячелетия до нашей эры идентифицирует четыре главных божества: Ан , Энлиль , Нинхурсаг и Энки . Считалось, что эти ранние божества иногда вели себя озорно по отношению друг к другу, но обычно рассматривались как участвующие в совместном творческом управлении. [25]

В середине третьего тысячелетия до нашей эры шумерское общество стало более урбанизированным. [16] : 178–179  В результате этого шумерские божества стали терять первоначальные связи с природой и стали покровителями различных городов. [16] : 179  У каждого шумерского города-государства было свое божество-покровитель. [16] : 179  который, как считалось, защищал город и защищал его интересы. [16] : 179  Были найдены списки большого количества шумерских божеств. Их порядок важности и взаимоотношения между божествами были изучены при изучении клинописных табличек. [26]

В конце 2000-х годов до нашей эры шумеры были завоеваны аккадцами . [16] : 179  Аккадцы синкретизировали своих богов с шумерскими. [16] : 179  в результате чего шумерская религия приобрела семитский оттенок. [16] : 179  Мужские божества стали доминирующими [16] : 179  и боги совершенно утратили свои первоначальные ассоциации с явлениями природы. [16] : 179–180  Люди начали рассматривать богов как живущих в феодальном обществе с классовой структурой . [16] : 179–181  могущественные божества, такие как Энки и Инанна, Считалось, что получали свою силу от главного бога Энлиля . [16] : 179–180 

Главные божества [ править ]

Аккадская цилиндрическая печать примерно 2300 г. до н.э. или около того с изображением божеств Инанны , Уту , Энки и Исимуда. [15] : 32–33 

Большинство шумерских божеств принадлежало к категории, называемой Анунна («[потомки] Ана »), тогда как семь божеств, включая Энлиля и Инанну, принадлежали к группе «судей подземного мира», известных как Ануннаки («[потомки] Анны»). Ан" + Ки ). Говорят, что во времена Третьей династии Ура шумерский пантеон включал шестьдесят шестьдесят (3600) божеств. [16] : 182 

Энлиль был богом воздуха, ветра и бури. [27] : 108  Он также был главным богом шумерского пантеона. [27] : 108  [28] : 115–121  и божество-покровитель города Ниппур . [29] : 58  [30] : 231–234  Его первой супругой была Нинлиль , богиня южного ветра. [31] : 106  который был одним из божеств-покровителей Ниппура и, как полагали, проживал в том же храме, что и Энлиль. [32] Нинурта был сыном Энлиля и Нинлиль. Ему поклонялись как богу войны, земледелия и одному из шумерских богов ветра. Он был божеством-покровителем Гирсу и одним из божеств-покровителей Лагаша . «Каждый из шумерских городов имел своих богов, но признавал верховенство... Энлиля». [33]

Энки был богом пресной воды, мужского плодородия и знаний. [20] : 75  Его важнейшим культовым центром был храм Э-абзу в городе Эриду . [20] : 75  Он был покровителем и создателем человечества [20] : 75  и спонсор человеческой культуры. [20] : 75  Его главной супругой была Нинхурсаг , шумерская богиня земли. [20] : 140  Нинхурсаг поклонялись в городах Кеш и Адаб . [20] : 140 

Древняя аккадская цилиндрическая печать, изображающая Инанну, положившую ногу на спину льва, в то время как Ниншубур стоит перед ней, выражая почтение, ок. 2334-2154 гг. до н.э. [34] : 92, 193 

Инанна была шумерской богиней любви, сексуальности, проституции и войны. [20] : 109  Она была божественным олицетворением планеты Венера , утренней и вечерней звезды. [20] : 108–109  Главным ее культовым центром был храм Эанны в Уруке , первоначально посвящённый Ану. [35] Обожествленные цари, возможно, воспроизводили брак Инанны и Думузида со жрицами. [20] : 151, 157–158  Сведения о ее происхождении различаются; [20] : 108  в большинстве мифов ее обычно представляют как дочь Нанны и Нингаль, [34] : ix–xi, xvi но в других историях она дочь Энки или Ана от неизвестной матери. [20] : 108  У шумеров о ней сложилось больше мифов, чем о любом другом божестве. [34] : xii, xv [15] : 101  Многие мифы, связанные с ней, вращаются вокруг ее попыток узурпировать контроль над владениями других божеств. [36]

Уту был богом солнца, чьим основным центром поклонения был храм Э-баббар в Сиппаре . [37] Уту в основном считался вершателем правосудия; [16] : 184  Считалось, что он защищает праведников и наказывает грешников. [16] : 184  Нанна была богиней луны и мудрости. Он был отцом Уту и одним из божеств-покровителей Ура . [38] Возможно, он также был отцом Инанны и Эрешкигаль. Нингаль была женой Нанны, [39] а также мать Уту, Инанны и Эрешкигаль.

Эрешкигаль была богиней шумерского подземного мира , известного как Кур . [16] : 184  Она была старшей сестрой Инанны. [40] В более позднем мифе ее мужем был бог Нергал . [16] : 184  Привратником подземного мира был бог Нети . [16] : 184 

Намму была богиней, олицетворявшей первобытные воды (Энгур), родившей Ан (небо) и Ки (землю) и первых божеств; хотя она редко упоминается как объект культа, она, вероятно, играла центральную роль в ранней космогонии Эриду, а в более поздние периоды продолжала появляться в текстах, связанных с экзорцизмом. [41] Ан был древним шумерским богом неба. Он был предком всех других главных божеств. [42] и первоначальное божество-покровитель Урука .

У большинства главных богов был так называемый суккал , второстепенное божество, служившее их визирем, посланником или привратником. [43]

Наследие [ править ]

аккадцы [ править ]

Ассирийский каменный рельеф из храма Нинурты в Калху , изображающий бога с молниями, преследующего Анзу , укравшего Таблицу судеб из святилища Энлиля. [20] : 142  ( Памятники Остина Генри Лейарда в Ниневии , 2-я серия, 1853 г.)

Шумеры поддерживали постоянный языковой и культурный обмен с семитскими аккадскими народами в северной Месопотамии на протяжении поколений до узурпации их территорий Саргоном Аккадским в 2340 году до нашей эры. Шумерская мифология и религиозные практики быстро интегрировались в аккадскую культуру. [44] предположительно, смешавшись с оригинальными аккадскими системами верований, которые по большей части были потеряны для истории. Шумерские божества создали аккадские аналоги. Некоторые оставались практически такими же до позднего вавилонского и ассирийского правления. Например, шумерский бог Ан создал аккадского аналога Ану; шумерский бог Энки стал Эа . Боги Нинурта и Энлиль сохранили свои оригинальные шумерские имена. [ нужна ссылка ]

Вавилоняне [ править ]

Вавилоняне - амореи завоевали господство над южной Месопотамией к середине 17 века до нашей эры. В старовавилонский период шумерский и аккадский языки сохранялись для религиозных целей; большая часть шумерской мифологической литературы, известной сегодня историкам, относится к древневавилонскому периоду. [5] либо в форме расшифрованных шумерских текстов (особенно вавилонской версии эпоса о Гильгамеше ), либо в форме шумерских и аккадских влияний в вавилонской мифологической литературе (особенно в « Энума Элиш »). Шумеро-аккадский пантеон претерпел изменения, особенно с появлением нового верховного божества Мардука . Шумерская богиня Инанна также создала аналог Иштар в старовавилонский период.

Хурриты [ править ]

Хурриты приняли аккадского бога Ану в свой пантеон не позднее 1200 г. до н.э. Другие шумерские и аккадские божества, адаптированные в хурритский пантеон, включают Аяс, хурритский аналог Эа; Шаушка, хурритский аналог Иштар; и богиня Нинлиль , [45] чьи мифы были значительно расширены вавилонянами. [ нужна ссылка ]

Параллели [ править ]

Некоторые истории, записанные в старых частях еврейской Библии, очень похожи на истории шумерской мифологии. Например, библейский рассказ о Ное и Великом потопе имеет поразительное сходство с шумерским мифом о потопе , записанным на шумерской табличке, обнаруженной в Ниппуре . [46] : 97–101  Иудейский подземный мир Шеол по описанию очень похож на шумерский Кур , которым управляет богиня Эрешкигаль , а также вавилонский подземный мир Иркалла . Шумерский ученый Сэмюэл Ной Крамер также отметил сходство между многими шумерскими и аккадскими «пословицами» и более поздними еврейскими пословицами, многие из которых представлены в Книге Притчей . [47] : 133–135 

Генеалогия шумерских божеств [ править ]

Ан
Нинуурсаль Энки
родился у Наммы
Это как взросление
родился у Наммы
Расстояние
родился у Ураша
Хая
Нинсар Нинлиль Энлиль
Я повторяю Видеть
возможно, дочь Энлиля
Нанна Нергал
возможно, сын Энки
Нинурта
возможно, рожденный от Нинурса
Баба
родился у Ураша
Туман Инанна
возможно, также дочь Энки, Энлиля или Ана.
Думузид
возможно, сын Энки
Цена Нинкигал
вышла замуж за Нергала
Мешкиагешашер Лугальбанда Нинсумун
Энмеркар Гильгамеш
Урнунгал


См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Для лучшего изображения: [1] Архивировано 7 марта 2021 г. на Wayback Machine.
  2. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 74 . ISBN  978-1-58839-043-1 .
  3. ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Университет. из Чикаго Пресс. ISBN  0-226-45238-7 .
  4. ^ Бадж, Э. А. Уоллис (Эрнст Альфред Уоллис) (1922). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Британский музей. п. 22 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шумерская литература» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 г. Проверено 22 июня 2009 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шумерский лексикон» (PDF) . Джон А. Холлоран. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2012 г. Проверено 23 июня 2009 г.
  7. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 75 . ISBN  978-1-58839-043-1 .
  8. Найден в земле на кладбище. Холл, HR (Гарри Реджинальд); Вулли, Леонард; Легрен, Леон (1900). Ура раскопки . Попечители двух музеев благодаря гранту Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. п. 525.
  9. ^ «Внутри шумерского храма» . Институт религиозных наук Нила А. Максвелла при Университете Бригама Янга. Архивировано из оригинала 07.11.2009 . Проверено 22 июня 2009 г.
  10. ^ Вулли, К. Леонард . Шумеры . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 132. ИСБН  0-393-00292-6 .
  11. ^ Гелб, ЖЖ (1975). «Homo Ludens в Ранней Месопотамии». Студия Ориенталия . 46 : 43–76 – через Северную Голландию, американский Elsevier.
  12. ^ «Небесный свод и вода наверху» (PDF) . Вестминстерский богословский журнал 53 (1991), 232–233. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2009 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  13. ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
  14. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelen.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 июня 2020 г. Проверено 25 марта 2020 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Крамер, Сэмюэл Ной (1961), Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры: исправленное издание , Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, ISBN  0-8122-1047-6 , заархивировано из оригинала 08 августа 2020 г. , получено 17 июня 2017 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Немет-Неджат, Карен Рея (1998), Повседневная жизнь в Древней Месопотамии , Повседневная жизнь, Гринвуд, ISBN  978-0313294976
  17. ^ Серам, CW (1967). Боги, могилы и ученые: история археологии . Перевод Гарсайда, Э.Б.; Уилкинс, Софи (2-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 317.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт, WG (2016). Джордж, Арканзас; Осима, ТМ (ред.). Древняя месопотамская религия и мифология: Избранные очерки . Восточные религии в древности. Том 15. Тюбинген, Германия: Мор Зибек. п. 118. ИСБН  978-3-16-153674-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
  19. ^ Стивенс, Кэтрин (2013), «Ан / Ану (бог): месопотамский бог неба, одно из верховных божеств; известный как Ан по-шумерски и Ану по-аккадски» , Древние месопотамские боги и богини , Музей Пенсильванского университета, заархивировано из оригинал 02 июля 2021 г. , получено 14 октября 2017 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN  0-7141-1705-6
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт, Дж. Эдвард (2000). Ранняя история неба . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN  0-19-513009-Х . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чокси, М. (2014), «Древние месопотамские верования в загробную жизнь» , Энциклопедия всемирной истории , заархивировано из оригинала 13 июля 2021 г. , получено 23 апреля 2021 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баррет, CE (2007). «Была ли пыль их пищей, а глина — хлебом?: Погребальный инвентарь, загробная жизнь в Месопотамии и пограничная роль Инаны/Иштар» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (1). Лейден, Нидерланды: Брилл: 7–65. дои : 10.1163/156921207781375123 . ISSN   1569-2116 . Архивировано из оригинала 05 октября 2018 г. Проверено 27 октября 2017 г.
  24. ^ Бертман, Стивен (2003). Справочник к жизни в древней Месопотамии . Факты в файле. п. 143 . ISBN  978-0-8160-4346-0 .
  25. ^ Источники Ветхого Завета: Путеводитель по религиозной мысли Ветхого Завета в контексте . Международная издательская группа «Континуум». 18 мая 2004 г., стр. 29–. ISBN  978-0-567-08463-7 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  26. ^ Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Вм. Издательство Б. Эрдманс. 2010. стр. 42–. ISBN  978-0-8028-6433-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коулман, Дж. А.; Дэвидсон, Джордж (2015), Мифологический словарь: Темы, легенды и герои от Аризоны , Лондон, Англия: Arcturus Publishing Limited, стр. 108, ISBN  978-1-78404-478-7
  28. ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1983), «Миф о шумерском потопе: обзор и исправление», Anatolian Studies , 33 , Британский институт в Анкаре: 115–121, doi : 10.2307/3642699 , JSTOR   3642699
  29. ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011), Введение в древнюю месопотамскую религию , Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания Уильяма Б. Эрдмана, ISBN  978-0-8028-2959-7 , заархивировано из оригинала 11 января 2023 г. , получено 27 августа 2017 г.
  30. ^ Привет, Уильям В. (1996), «Обзор: Энки и теология Эриду», Журнал Американского восточного общества , том. 116
  31. ^ Блэк, Джереми А.; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора (2006), Литература древнего Шумера , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-929633-0 , заархивировано из оригинала 11 января 2023 г. , получено 20 сентября 2017 г.
  32. ^ «Адаб Нинлиль (Нинлиль А)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  33. ^ Макинтош, Джейн ; Крисп, Питер ; Паркер, Филип; Гибсон, Кэрри; Грант, Р.Г.; Риган, Салли (октябрь 2014 г.). История мира в 1000 объектах . Нью-Йорк: ДК и Смитсоновский институт . п. 21. ISBN  978-1-4654-2289-7 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Волькштейн, Дайан; Крамер, Сэмюэл Ной (1983), Инанна: Царица неба и земли: ее истории и гимны из Шумера , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Harper&Row Publishers, ISBN  0-06-090854-8
  35. ^ Харрис, Ривка (февраль 1991 г.). «Инанна-Иштар как парадокс и совпадение противоположностей». История религий . 30 (3): 261–278. дои : 10.1086/463228 . JSTOR   1062957 .
  36. ^ Ванстифут, Х.Л. (1984). «Инанна/Иштар как фигура противоречия» . Борьба богов: документы Гронингенской рабочей группы по изучению истории религий . 31 . Берлин: Издательство Mouton: 225–228. ISBN  90-279-3460-6 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
  37. ^ «Гимн Уту (Уту Б)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  38. ^ «Балбал Суэн (Нанна А)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  39. ^ «Бальбала к Нанне (Нанна Б)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  40. ^ «Нисхождение Инаны в преисподнюю» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 17 июня 2017 г.
  41. ^ Ф. Виггерманн, Намму. Архивировано 5 июня 2021 г. в Wayback Machine [в] Real Lexicon of Assyriology and Near Eastern Archeology, том 9, 1998, стр. 135-140
  42. ^ Бриш, Николь. «Анунна (Ануннаку, Ануннаки) (группа богов)» . Древние месопотамские боги и богини . Музей Пенсильванского университета. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 17 июня 2017 г.
  43. ^ Ф. Виггерманн, Посох Нинсубуры. Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine , JEOL 29.
  44. ^ «Месопотамия: Шумеры» . Университет штата Вашингтон. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г. Проверено 22 июня 2009 г.
  45. ^ «Хурритская мифология REF 1.2» . Кристофер Б. Сирен. Архивировано из оригинала 6 июля 2004 г. Проверено 23 июня 2009 г.
  46. ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1972). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры (Переизданная ред.). Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  0812210476 .
  47. ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1956). Из Шумерских табличек . Пресс «Крылья сокола». АСИН   B000S97EZ2 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be7f8291d97e96c35c58f6f43e3c98b1__1718871480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/b1/be7f8291d97e96c35c58f6f43e3c98b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sumerian religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)