Виандоты
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Канада (южный Квебек ) | 4343 ( коренная нация гурон-вендат [1] |
Соединенные Штаты ( Оклахома , Канзас , Мичиган ) | 6883, Виандотт Нэйшн, ОК) [2] |
Языки | |
английский , французский , виандот | |
Религия | |
Христианство , другие | |
Родственные этнические группы | |
другие ирокезские народы |
Народ Виандот (также Виандот , Вендат , Вадат или Гурон ) [2] Коренные народы северо-восточных лесов Северной Америки и носители ирокезского языка вайандот .
В Соединенных Штатах нация виандотов — это признанное на федеральном уровне племя со штаб-квартирой в Виандотте, штат Оклахома . [3] Существуют также организации, которые идентифицируют себя как Wyandot, в том числе Wyandot Nation of Kansas , некоммерческая организация в Канзас-Сити, штат Канзас ; и Wyandot of Anderdon Nation , некоммерческая организация в Трентоне, штат Мичиган .
В Канаде у нации гуронов-вендат есть два коренных народов резервата в Вендаке, Квебек . [4]
Виандоты возникли как конфедерация племен вокруг северного берега озера Онтарио , их первоначальная родина простиралась до Джорджианского залива озера Гурон и озера Симко в Онтарио , Канада, и занимала территорию вокруг западной части озера. В основном они происходят от древнего народа Тиононтати (или Табак/Петун), который не принадлежал к Конфедерации Гуронов (Вендатов). Однако виандот(те) имеют связи с Вендат-Гуронами через свое происхождение от Аттингнавантана, племени-основателя Гуронов. [2]
Четыре народа виандот (те) произошли от остатков тиононтати, аттигнавантана и венрохронона (венро), которые были «всеми уникальными независимыми племенами, которые объединились в 1649–1650 годах после поражения от Конфедерации ирокезов». [5]
После своего поражения в 1649 году во время длительной войны с Пятью народами ирокезов оставшиеся в живых члены конфедерации разошлись; некоторые поселились в Квебеке вместе с иезуитами , а другие были усыновлены соседними народами, такими как Тиононтати или Табак, и стали Виандотами. После этого они оккупировали территорию, простирающуюся до территории нынешних Соединенных Штатов, особенно Мичиган и северный Огайо . В 1830-х годах они были вынуждены на запад, на Индийскую территорию (Канзас и, наконец, на северо-восток Оклахомы) из-за федеральной политики США по переселению. [6] Они связаны с другими ирокезскими народами в регионе, такими как их могущественные конкуренты, пять наций ирокезов , которые занимали территорию в основном на южной стороне озера Онтарио, но также имели охотничьи угодья вдоль реки Святого Лаврентия . Они также связаны с соседними Эри , Нейтральной Нацией , Венро , Саскуэханноком и Тиононтате — все они говорят на разновидностях ирокезских языков , но являются традиционными врагами Пяти Народов Ирокезов . В разные моменты истории эти другие страны также вели торговлю и воевали друг с другом. [ нужна ссылка ]
Этимология [ править ]
В начале 17 века этот ирокезский народ называл себя вендатами, автонимом , который означает «жители полуострова» или «островитяне». Историческая территория Вендата с трех сторон граничила с водами залива Джорджиан и озера Симко . [7] Ранние французские исследователи называли этих туземцев гуронами, либо от французского huron («хулиган», «деревенский»), либо от hure («кабанья голова»). По преданию, французские моряки считали, что щетинистая прическа воинов Вендата напоминает прическу кабана . [7] Французские торговцы мехом и исследователи называли их « бон ирокезами » (добрые ирокезы).
Альтернативная этимология, предложенная Расселом Эрреттом в 1885 году, заключается в том, что это название происходит от ирокезского термина Ирри-ронон («Кошачья нация»), названия, также применяемого к нации Эри . Французы произносили это имя как Хирри-ронон , и постепенно оно стало называться Хирр-он и, наконец, записывалось в его нынешней форме — Гурон . Уильям Мартин Бошан в 1907 году согласился с тем, что Гурон, по крайней мере, был связан с ирокезским корнем «ронон» («нация»). [8]
Другие этимологические возможности происходят от алгонкинских слов ka-ron («прямой берег») или tu-ron («кривой берег»). [9] В конце 17 века элементы Конфедерации гуронов и петунов объединились и стали известны как виандот, разновидность вендата.
История [ править ]
Происхождение и организация: 1650 до г.
Ранние теории помещали происхождение Гуронов в долину Святого Лаврентия . Некоторые историки и антропологи предположили, что эти люди жили недалеко от современного Монреаля и бывших мест исторического проживания ирокезских народов Святого Лаврентия. Вендат — ирокезский язык. Исследования начала XXI века в области лингвистики и археологии подтверждают историческую связь между гуронами и ирокезами Святого Лаврентия. [10] Но все ирокезоязычные народы разделяли некоторые аспекты своей культуры, включая народ Эри , любой или все из более поздних шести народов ирокезов и саскуэханноков .
К 15 веку доконтактные виандоты занимали большую территорию от северных берегов большей части современного озера Онтарио на север до юго-восточных берегов залива Джорджиан . С этой родины они столкнулись с французским исследователем Самюэлем де Шампленом в 1615 году. Исторически они говорили на языке виандот , языке северных ирокезов . Считалось, что на момент контакта с европейцами в 1610-1620-х годах их численность составляла более 30 000 человек. [11] [ нужна страница ]
В 1975 и 1978 годах археологи раскопали большую деревню гуронов 15-го века, ныне называемую « Участок Дрейпера» , в Пикеринге, Онтарио, недалеко от озера Онтарио . В 2003 году более крупная деревня была обнаружена в пяти километрах (3,1 мили) от Уитчерч-Стоуффвилля ; он известен как « Место Мантии» и был заселен с конца 16 по начало 17 века. Он был переименован в Сайт Жана-Батиста Лене в честь награжденного солдата Вендат-Гурона Второй мировой войны. [12] [а]
Каждый из участков был окружен оборонительным деревянным частоколом , что было типично для ирокезских культур. Всего в Уитчерч-Стоуффвилле были раскопаны четыре поселения предков Вендатов . многоквартирных На большом участке Мантии было более 70 длинных домов . [б] [13] На основании радиоуглеродного датирования установлено, что он был заселен с 1587 по 1623 год. Его население оценивалось в 1500–2000 человек.
Канадский археолог Джеймс Ф. Пендергаст утверждает:
Действительно, теперь есть все признаки того, что поздние гуроны до контакта и их непосредственные предшественники развивались на отдельной родине гуронов в южном Онтарио вдоль северного берега озера Онтарио . Впоследствии они перебрались оттуда на свою историческую территорию в заливе Джорджиан , где в 1615 году с ними столкнулся Шамплен. [14]
Вендаты были не племенем, а конфедерацией четырех или более племен, говорящих на взаимопонятных языках. [15] Согласно традиции, эта Конфедерация Вендатов (или Гуронов) была инициирована Аттингнавантаном или Аттинниаоэнтеном ( «Люди Медведя»/«Нация Медведей») и Аттиненьонгнахаком или Хатингееннониаком («Люди Шнура»/«Изготовители шнуров для сетей»). "), которые заключили свой союз в 15 веке. [15] Около 1590 года к ним присоединились Арендаархонон («Люди (лежащей) скалы») и Тахонтаэнрат или Атахонтаенрат («два белых уха», то есть «люди-олени») около 1610 года. [15] Пятая группа, Атаронхронон («Люди болот»), возможно, не достигла полного членства в конфедерации. [15] и, возможно, это было подразделение Аттингнавантана. [16] [17] [18] [19]
Крупнейшее поселение Вендат и столица конфедерации, по крайней мере, во времена Жана де Бребефа и иезуитов, располагалось в Оссоссане . Однако, когда Габриэль Сагар среди них был , Киенонаскаран был главной деревней Аттингнавантан, а когда Самуэль де Шамплен и отец Жозеф Ле Карон были среди гуронов в 1615 году, деревня под названием Кархагуа столицей могла быть современный Элмвейл . Рядом с этим местом возник , Онтарио. Вендаты называли свою традиционную территорию Вендаке . [20]
Близкими родственниками народа Гуронского Конфедеракая были тиононтаты, [21] группа, говорящая на ирокезском языке, которую французы называли петун (табак) за выращивание этой культуры. Они жили южнее и были разделены на две части или группы: Оленей и Волков. [22] Учитывая, что они составили ядро племени, позже известного как виандоты, они тоже, возможно, называли себя вендатами. [23]
, другой ирокезской конфедерацией, продолжались военные действия Между ирокезскими виандотами и хауденосауни , но у виандотов были хорошие отношения с алгонкинами . [24]
Туберкулез (ТБ) был эндемичен среди гуронов, что усугублялось тесными и задымленными условиями их жизни в длинных домах. [25] Несмотря на это, гуроны в целом были здоровы. Иезуиты писали , что Гуроны эффективно использовали природные средства. [26] и были «более здоровыми, чем мы». [27]
контакт и расселение Европейский вайандотов
Самые ранние письменные описания гуронов были сделаны французами, которые начали исследовать Северную Америку в 16 веке. Новости о европейцах достигли гуронов, особенно когда Самуэль де Шамплен исследовал реку Святого Лаврентия в начале 17 века. Какой-то гурон решил пойти навстречу европейцам. Атиронта , главный вождь племени Арендархонон, отправился в Квебек и вступил в союз с французами в 1609 году.
1639 В «Отношениях иезуитов» года Гурон описывается:
Они крепкие и все намного выше французов. Единственное их покрытие — бобровая шкура, которую они носят на плечах в виде мантии; туфли и краги зимой, кисет за спиной, трубка в руке; на шеях и руках у них были бусы и браслеты из фарфора; они также подвешивают их к ушам и вокруг прядей волос. Они смазывают свои волосы и лица; они также мажут себе лица черной и красной краской.
- Франсуа дю Перон, Отношения с иезуитами , Том XV. [28]
Общая численность гуронов на момент контакта с европейцами оценивалась от 20 000 до 40 000 человек. [29] С 1634 по 1640 год гуроны были опустошены евразийскими инфекционными болезнями , такими как корь и оспа , которые были эндемичными среди европейцев. Народы Северной Америки не имели приобретенного иммунитета к этим заболеваниям и имели очень высокий уровень смертности. Эпидемиологические исследования показали, что начиная с 1634 года все больше европейских детей эмигрировали со своими семьями в Новый Свет из городов Франции, Великобритании и Нидерландов , где была эндемична оспа. Историки полагают, что болезнь передалась от детей гуронам и другим народам, часто через контакты с торговцами. [21]
Погибло так много гуронов, что они покинули многие свои деревни и сельскохозяйственные угодья. Около половины [30] от эпидемий погибло две трети населения, [29] сокращение численности населения примерно до 12 000 человек. Такие потери имели высокую социальную цену, разрушая семьи и кланы и нарушая структуру и традиции их общества. [21]
До прибытия французов гуроны уже находились в конфликте с Конфедерацией Хауденосауни (Пять наций) на юге. Как только европейские державы стали участвовать в торговле, конфликт между туземцами значительно усилился, поскольку они изо всех сил пытались контролировать прибыльную торговлю мехом и удовлетворить европейский спрос. Французы вступили в союз с гуронами, потому что они были самой развитой торговой нацией того времени. Хауденосауни имели тенденцию вступать в союз с голландцами, а затем и с англичанами, которые поселились в Олбани и в долине могавков на своей территории в Нью-Йорке.
Появление европейского оружия и торговля мехом усилили конкуренцию и ожесточили межплеменные войны. В то время как хауденосауни могли легко получить оружие в обмен на меха у голландских торговцев в Нью-Йорке, вендаты должны были исповедовать христианство, чтобы получить оружие у французских торговцев в Канаде. Поэтому они оказались неподготовленными, когда 16 марта 1649 года военный отряд хауденосауни численностью около 1000 человек вошел в Вендаке и сжег миссионерские деревни гуронов Сент-Игнас и Сент-Луис в современном округе Симко , Онтарио, убив около 300 человек. Ирокезы также убили многих миссионеров- иезуитов , которые с тех пор были удостоены звания североамериканских мучеников . Выжившие иезуиты сожгли миссию после того, как покинули ее, чтобы предотвратить ее захват. Масштабная атака ирокезов потрясла и напугала выживших гуронов. Гуроны были географически отрезаны от торговли с голландцами и британцами Конфедерацией ирокезов, которая имела доступ к свободной торговле со всеми европейцами в этом районе, особенно с голландцами. Это вынудило их продолжать использовать каменные инструменты и оружие, такое как дубинки, луки и стрелы, каменные скребки и резаки. Это можно сравнить с практически повсеместным использованием европейских железных инструментов группами ирокезов в этом районе. Торговые пути гуронов постоянно разграблялись налетчиками, а отсутствие огнестрельного оружия препятствовало торговле гуронов с французами, по крайней мере, без французской защиты. Из-за своей незащищенности гуроны не имели такого большого опыта использования огнестрельного оружия по сравнению со своими соседями, что ставило их в невыгодное положение, когда огнестрельное оружие было у них доступно, а когда оно было доступно, их владение огнестрельным оружием делало их более крупной мишенью. за агрессию ирокезов. [31]
После 1634 г. их численность резко сократилась из-за эпидемий новых инфекционных болезней, переносимых европейцами, среди которых они были эндемичными. Ослабленные виандоты были рассеяны войной 1649 года, которую вела ирокезов Конфедерация пяти наций , или Хауденосауни , базировавшаяся тогда в основном к югу от Великих озер в Нью-Йорке и Пенсильвании . Археологические свидетельства этого перемещения были обнаружены на территории Рок-Айленд II в Висконсине . [32]
К 1 мая 1649 года гуроны сожгли 15 своих деревень, чтобы не допустить захвата их запасов, и бежали в качестве беженцев к окрестным племенам. Около 10 000 человек бежали на Гахоэндоэ (ныне также называемый Христианским островом). Большинство бежавших на остров голодали зимой, так как это было непроизводительное поселение и не могло их обеспечить. Проведя на острове суровую зиму 1649–1650 годов, выжившие гуроны переселились недалеко от Квебека , где поселились в Вендаке . Поглощая других беженцев, они стали Конфедерацией Гуронов . Некоторые гуроны вместе с уцелевшими петунами, на деревни которых ирокезы атаковали осенью 1649 года, бежали в район верхнего озера Мичиган, поселившись сначала в Грин-Бей, затем в Мичилимакинаке .
В конце 17 века Конфедерация гуронов (виандотов) объединилась с ирокезоязычной нацией тиононтати (известной по-французски как петун , также известной как табачный народ из-за их основной товарной культуры). Первоначально они могли быть отколовшейся колонией гуронов. [33] [с] к западу, чтобы сформировать исторический Виандот.
Хребет Гуронов охватывал регион от нижнего течения реки Св. Лаврентия вместе с тремя четвертями северного берега озера Онтарио до территории родственных нейтральных народов , простираясь на север с обоих концов и огибая залив Джорджиан. . Это стало их территориальным центром после их поражения и лишения владений в 1649 году. [д]
Кондиаронк [ править ]
Кондиаронк получил известность с 1682 по 1701 год как опытный дипломат и блестящий переговорщик Гурон-Вендата, известный своей умелой аргументацией. Первоначально Кондиаронк играл с французами, чтобы гарантировать, что они объединятся с гуронами-вендатами против агрессии хауденосауни-ирокезов. Позже, непосредственно перед своей смертью в 52 года, он возглавил заключительный индейский конгресс 1701 года между многими различными племенами. [35] создание Великого Монреальского мира , мирного договора между Новой Францией и 39 коренными народами Северной Америки, положившего конец Бобровым войнам .
Гуронско-британский г. 1760 договор
5 сентября 1760 года, незадолго до капитуляции Монреаля перед британскими войсками, бригадный генерал Джеймс Мюррей подписал «Договор о мире и дружбе» с вождем виандотов, проживавшим тогда в поселении Лоретт . [36] Текст договора гласит следующее:
НАСТОЯЩИЕ удостоверяют, что ГЛАВА индейского племени ГУРОНОВ, пришедший ко мне от имени Своей нации, чтобы подчиниться Его БРИТАНСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и заключить мир, был принят под моей защитой со всем своим Племенем; и отныне ни один английский офицер или сопровождающий не должен приставать к ним или мешать им вернуться в их поселение в ЛОРЕТТЕ; и их принимают на тех же условиях, что и канадцев, им разрешено свободно исповедовать свою религию, свои обычаи и свободу торговать с англичанами: - рекомендуя офицерам, командующим постами, обращаться с ними доброжелательно.
Подарено мне в Лонгёе, 5-го сентября 1760 года.
По приказу Генла Дж.А. Мюррей.
ДЖОН КОНАН,
Дай мне. Общий [37]
Договор признавал виандотов как отдельную нацию и гарантировал, что британцы не будут вмешиваться во внутренние дела племени. В 1990 году Верховный суд Канады , вынес решение по делу Р. против Сиуи , установил, что Гуронско-британский договор 1760 года все еще действителен и обязателен для канадской короны . Соответственно, соблюдение религии, обычаев и торговли виандотов выигрывает от продолжающейся канадской конституционной защиты на всей территории, часто посещаемой племенем в период заключения договора. [38]
Появление виандотов [ править ]
В конце 17 века элементы Конфедерации гуронов и петунов объединились и стали известны как виандот (или виандот), разновидность вендата. (Это название также связано с французской транслитерацией термина могавк, обозначающего табак.) [15] Западные виандоты вновь сформировались в районе южного Мичигана, но мигрировали в Огайо после того, как их союз с «Плоскоголовыми» Катавбой привел к тому, что у них возникли проблемы с их бывшим союзником Оттавой . [39]
В августе 1782 года виандоты объединили свои силы с Саймоном Гирти , британским солдатом. С 15 по 19 августа 1782 года они безуспешно осадили станцию Брайан в Кентукки (недалеко от современного Лексингтона). Они привлекли ополчение Кентукки к Лоуэр- Блю-Ликс , где виандоты разгромили ополчение во главе с Дэниелом Буном . Виандоты заняли возвышенность и окружили силы Буна.
Также в конце 1782 года виандоты объединили свои силы с шауни , сенекой и ленапе в неудачной осаде форта Генри на реке Огайо .
Во время Северо-Западной Индийской войны виандоты сражались вместе с британскими союзниками против Соединенных Штатов. Под руководством Тархе они подписали Гринвильский договор 1795 года. [40]
В 1807 году виандоты присоединились к трем другим племенам – одава , потаватоми и оджибве – в подписании Детройтского договора , который привел к крупной уступке земель Соединенным Штатам. Это соглашение между племенами и территорией Мичиган (представленной Уильямом Халлом ) уступило Соединенным Штатам часть их территории в сегодняшнем Юго-восточном Мичигане и часть Огайо возле реки Моми . Племенам было разрешено сохранять на своей территории небольшие участки земли. [41] Браунстаунский договор был подписан губернатором Халлом 7 ноября 1807 года и предусматривал выплату коренным народам 10 000 долларов товарами и деньгами, а также ежегодную выплату в размере 2400 долларов в обмен на участок земли, который включал юго-восточную четверть нижнего полуострова Мичиган. [42] В 1819 году методистская церковь основала миссию виандотов в Огайо, первую миссию для коренных американцев. [43]
В 1840-х годах большинство выживших виандотов были перемещены на территорию коренных народов Канзаса в результате федеральной политики США по принудительному переселению индейцев . Используя средства, полученные за свои земли в Огайо, Виандоты приобрели 23 000 акров (93 км² земли). 2 ) земли за 46 080 долларов на территории нынешнего округа Виандотт, штат Канзас, от штата Делавэр (Ленапе). Ленапе были благодарны за гостеприимство, которое виандоты оказали им в Огайо, поскольку ленапе были вынуждены двинуться на запад под давлением англо-европейских колонистов. Виандоты приобрели более или менее квадратный участок к северу и западу от слияния рек Канзас и Миссури . [44] По договору правительства Соединенных Штатов нации виандот был предоставлен небольшой участок плодородной земли, расположенный под острым углом рек Миссури и Канзас, который они купили у Делавэра в 1843 году. Кроме того, правительство предоставило 32 «плавучих участка», расположенных на государственные земли к западу от реки Миссисипи .
В июне 1853 года Большая Черепаха , вождь вайандотов, написала в « Журнал штата Огайо» о нынешнем состоянии своего племени. В 1845 году виандоты получили за свои земли почти 127 000 долларов. Большая Черепаха отметила, что весной 1850 года вожди племен вернули предоставленную землю правительству. Они вложили 100 000 долларов из выручки в 5% государственных акций. [45] После переезда в Канзас Виандоты основали хорошие библиотеки и две процветающие субботние школы . Они находились в процессе организации подразделения «Сынов воздержания» и поддерживали значительное общество воздержания . Big Turtle прокомментировала урожайность сельскохозяйственной продукции, которая обеспечила рынку ежегодный профицит. Он сказал, что бережливость виандотов превосходит экономию любого племени к северу от линии Арканзаса . По его словам, нация виандотов была «довольна и счастлива» и имела лучшие условия жизни на территории коренных народов, чем в Огайо. [45]
К 1855 году численность виандотов сократилась до 600–700 человек. 14 августа того же года нация виандот избрала вождя. Корреспондент газеты Missouri Republican в Канзасе сообщил, что судьями на выборах были трое старейшин, которым доверяли их коллеги. В тот же день компания Wyandot выставила на продажу некоторые плавучие участки земли по цене 800 долларов. Участок состоял из 640 акров (2,6 км²). 2 ). Всего 20 480 акров (82,9 км²). 2 ) были проданы за 25 600 долларов. Они были расположены в Канзасе, Небраске и в неуказанных местах. Опросы не требовались, и название становилось полным в момент размещения. [46]
Виандоты играли важную роль в политике Канзаса. 26 июля 1853 года на собрании в доме совета Виандот в -Сити Канзас Уильям Уокер (Виандот) был избран временным губернатором территории Небраска , в которую входил Канзас. Он был избран Виандотом, белыми торговцами и внешними заинтересованными сторонами, которые хотели предвосхитить организацию территории федеральным правительством и получить выгоду от заселения Канзаса белыми поселенцами. Уокер и другие продвигали Канзас как маршрут для предлагаемой трансконтинентальной железной дороги . Хотя федеральное правительство не признало избрание Уокера, политическая активность побудила федеральное правительство принять Закон Канзаса-Небраски для организации территорий Канзаса и Небраски. [47]
В статье в «Нью-Йорк Таймс», опубликованной в октябре 1855 года , сообщалось, что виандоты были свободны (то есть были приняты в качестве граждан США) и не имели ограничений, налагаемых на другие племена. Их лидеры единогласно выступали за рабство , что означало 900 или 1000 дополнительных голосов против движения Свободного штата Канзас. [48] В 1867 году, после Гражданской войны в США , дополнительные члены были переселены со Среднего Запада на территорию Индии . Сегодня более 4000 виандотов можно найти в восточном Канзасе и северо-восточной Оклахоме . [49]
Последним известным оригинальным виандотом из Огайо была Маргарет Сероглазая Соломон , известная как «Мать Соломон». Дочь вождя Джона Грей Айса, она родилась в 1816 году и покинула Огайо в 1843 году. К 1889 году она вернулась в Огайо, когда ее записали в качестве наблюдателя на реставрацию церкви Старой миссии Виандот в Аппер-Сандаски . Она умерла в Аппер-Сандаски 17 августа 1890 года. [50] Последним чистокровным виандотом был Билл Мус Кроуфут, который умер в Аппер-Арлингтоне, штат Огайо, в 1937 году. Он заявил, что 12 семей виандотов остались. [51]
20 век до наших дней [ править ]
Археологические работы в Канаде и Соединенных Штатах выявили исконные корни виандотов на территории нынешних Канады и Соединенных Штатов. Он также предоставил данные о миграции народов и взаимодействии с другими группами коренных народов, а также с французскими и британскими колонистами. Начиная с 1907 года, на территории иезуитской миссии возле залива Джорджиан проводились археологические раскопки. С тех пор миссия была реконструирована как Святая Мария среди гуронов , живой музей, интерпретирующий историю виандотов и иезуитов; он примыкает к Храму Мучеников . Эта римско-католическая святыня посвящена десяти североамериканским мученикам .
С середины века виандоты предъявляли претензии в Соединенных Штатах из-за потери земель и отсутствия полной компенсации со стороны правительства. Федеральное правительство США учредило Суд по искам индейцев в 1940-х годах для рассмотрения жалоб, поданных различными индейскими племенами. Суд вынес решения по искам, а Конгресс выделил 800 миллионов долларов на компенсацию племенам потерь из-за нарушений договоров правительством США или потерь земель из-за поселенцев, вторгшихся на их территории. Виандоты подали земельный иск о компенсации из-за принудительной продажи их земли в регионе Огайо федеральному правительству в соответствии с Законом о переселении индейцев 1830 года , который вынудил коренных американцев переселиться к западу от реки Миссисипи на территорию, обозначенную как Индейская территория . Первоначально Соединенные Штаты платили виандотам за их землю по ставке 75 центов за акр, но земля стоила 1,50 доллара за акр. [52]
Хотя Конгресс намеревался установить крайний срок, к которому должны быть урегулированы претензии коренных народов, федеральные окружные суды продолжали рассматривать земельные иски и другие дела о компенсации. В феврале 1985 года правительство США наконец согласилось выплатить потомкам виандотов 5,5 миллионов долларов для урегулирования неурегулированного иска племени. Решение урегулировало претензии, связанные с договором, заключенному 143 года назад. В 1842 году Соединенные Штаты вынудили племя продать свои земли в Огайо по цене ниже справедливой. Представитель Бюро по делам индейцев заявил, что в июле 1985 года правительство выплатит по 1600 долларов каждому 3600 людям в Канзасе и Оклахоме, которые смогут доказать, что они являются потомками виандотов, пострадавших от переселения индейцев . [52]
В течение 20 века современные виандоты продолжали утверждать свою культуру и самобытность. 27 августа 1999 года представители обширных банд виандотов из Квебека , Канзаса , Оклахомы и Мичигана собрались на своей исторической родине в Мидленде, Онтарио . Там они официально восстановили Конфедерацию Вендат.
Есть также группы в Списке организаций, которые идентифицируют себя как индейские племена # Канзас и Списке организаций, которые идентифицируют себя как индейские племена # Мичиган , которые идентифицируют себя как потомки виандотов.
Группы вайандотов [ править ]
нации Признанные вайандотов
В Соединенных Штатах есть одна признанная на федеральном уровне нация виандотов :
- Штаб-квартира Wyandotte Nation находится в Виандотте, штат Оклахома . [53] а в 2023 году в нем было зарегистрировано 6883 участника. [2]
В Канаде есть одна первая нация виандотов :
- Нация гуронов-вендат базируется на двух заповедниках в Вендаке, Квебек , теперь в пределах города Квебек , и насчитывает около 4410 [1] члены. Они в основном католики по вероисповеданию и говорят на французском как на родном языке. Они начали пропагандировать изучение и использование языка виандот среди своих детей. На протяжении многих десятилетий основным источником дохода виандотов Квебека была продажа керамических изделий, снегоступов традиционного образца , летних и зимних мокасин и других поделок местного производства. [54]
Неопознанные группы [ править ]
Две организации, которые идентифицируют себя как индейские племена в Соединенных Штатах, идентифицируют себя как Виандот:
- Wyandot Nation of Kansas со штаб-квартирой в Канзас-Сити, штат Канзас.
- Wyandot из Anderdon Nation со штаб-квартирой в Трентоне, штат Мичиган , заявляет на своем веб-сайте, что у них 1200 членов. [55]
Несуществующие группы [ править ]
- Резервация Верхний Сандаски (1818–1842), бывшая резервация Виандотов в Огайо, США.
- Кускуски , несколько общин виандотов в Пенсильвании и Огайо, середина 18 века.
С сезона 1991 года спортивные команды Восточного Мичигана носят прозвище «Орлы». До сезона 1991 года EMU использовал название «Гуроны». EMU использовал название гуронов и индейский логотип с 1929 по 1991 год. Несмотря на многочисленные разногласия, поддержку племен гуронов в Оклахоме и Квебеке, а также гнев среди своих выпускников, EMU изменил логотип после того, как Департамент гражданских прав штата Мичиган опубликовал отчет, в котором предлагалось, чтобы все школы скиньте такие логотипы.
Культура [ править ]
Как и другие ирокезские народы, виандоты/гуроны исторически были оседлыми земледельцами, которые дополняли свой рацион охотой и рыбной ловлей. [15] Женщины традиционно выращивали несколько сортов кукурузы, тыквы и фасоли (« Три сестры ») в качестве основы своего рациона, сохраняя семена различных типов и работая над получением лучших урожаев для различных целей. Они также собирали орехи, фрукты и дикие корнеплоды, при этом приготовление этих продуктов дополнялось в основном рыбой, пойманной мужчинами. Мужчины традиционно охотятся на оленей и других животных, доступных в сезон охоты. [56] Женщины традиционно выполняли большую часть посадки, выращивания и обработки сельскохозяйственных культур, хотя мужчины помогали выполнять самую тяжелую работу по расчистке полей или, как исторически сложилось, укреплению деревень деревянными частоколами. Традиционно древесину собирали и очищали от кустарника подсечно-огневым методом. [57] Каждая семья традиционно владела участком земли, который она обрабатывала, который затем возвращался в общую собственность племени, когда отдельная семья больше не использовала его. [58]
Исторически гуроны жили в деревнях площадью от одного до десяти акров (40 000 м²). 2 ), большинство из которых были сильно укреплены и окружены высокими и прочными частоколами деревянными в два, а иногда и в три ряда для защиты от нападения противника. Они также жили в длинных домах, покрытых корой деревьев, как и другие ирокезские культурные группы, которые могли вместить двадцать или более семей в одном жилище и были разной длины, некоторые из которых достигали тридцати или сорока футов в длину. Исторически в типичной деревне или городе проживало от 900 до 1600 человек, объединенных в 30 или 40 длинных домов. [21] Деревни перемещались примерно каждые десять лет, поскольку почва становилась менее плодородной, а близлежащий лес, из которого они брали дрова, редел. [59] Гуроны вели торговлю с соседними племенами, в частности табаком, с соседними петунами и нейтральными народами. [60]
Образ жизни гуронов в древности на практике был очень гендерно-специфичным. Мужчины отправлялись на войну или охотились на дичь, чтобы прокормить свой народ. Женщины шили одежду, готовили и обрабатывали дичь, занимались сельским хозяйством и воспитывали детей. [61]
Как и другие ирокезские народы, виандоты традиционно придерживались матрилинейной системы родства, при которой дети считались рожденными по линии матери, а их статус унаследовался от нее. Таким образом, ее старший брат традиционно более важен для ее сыновей, чем их биологический отец. [61]
По мере взросления дети постепенно осваивают свои роли в обществе. Оба пола учатся у взрослых, как делать определенные вещи, которые впоследствии помогут племени. Например, в детстве девочки учатся шить одежду для кукол, что учит их навыкам, необходимым для изготовления одежды для людей. Мальчикам дают миниатюрные луки, чтобы они могли попрактиковаться в охоте на очень мелкую дичь. Все маленькие дети интегрированы в общество и получают небольшие задания и обязанности в зависимости от их возраста. Мальчики сопровождают мужчин на некоторых охотничьих мероприятиях, чтобы из первых рук научиться охотиться, получить советы о том, что делать во время охоты, и развить необходимые навыки, когда они станут старше. Девочки учатся точно так же, следуя и наблюдая за тем, как женщины ведут свои повседневные дела, подражая им в меньшем масштабе. [62]
Религия [ править ]
Знахарей-гуронов называли арендиване (иногда писалось как арендиуан , арендиоване , арендиоане , арендиуане , арендиване или арендиуанне ), термин, обозначающий человека с огромной сверхъестественной силой. Арендаване диагностировали болезни , обращаясь к снам; Во время или после его снов дух, известный как оки, посещал его в форме огня, призрака или птицы (например, вороны или орла) и объяснял причину болезни и способы ее лечения. [63] Эти знахари также помогали умирающим, толкуя их сны и видения. Гуроны верили, что умирающие имели особую связь с миром сверхъестественного, и очень серьезно относились к своим снам и видениям, считая их особенно заслуживающими доверия источниками информации. Просьбы умирающих считались «неоспоримыми». [64]
Их убеждения, связанные с видениями и мечтами, вероятно, сохранились, когда гуроны начали обращаться в христианство. Несколько рассказов о христианизированных гуронах семнадцатого века на смертном одре включают видения Небес и Иисуса Христа, которые повлияли на жизнь верующих на земле. Например, в одном сообщении описывается умирающая женщина, которая просила браслет из бус у местного миссионера по имени Жан де Бребеф , потому что в предсмертном видении она узнала, что ее недавно умершая сестра получила от него такой браслет. [64]
Согласно мифологии виандотов, Иошека создал первых мужчину и женщину и научил их многим навыкам, включая все религиозные церемонии и ритуалы, умение бороться со злыми духами, целительство и использование таинства табака.
Война [ править ]
И гром и молнии его аркебузы [Шамплена] раздавались эхом в течение 150 лет. Смелым противником был ирокез. С тех пор «Пять наций» питали упорную враждебность по отношению к французам, лишь с несколькими перерывами в реальном мире.
- Уильям Брэндон, Книга американского наследия индейцев. [65]
Самуэль де Шамплен стал смертельным врагом ирокезов , когда сражался вместе с военным отрядом гуронов и алгонкинов , которые требовали, чтобы он помог им в их продолжающемся конфликте против ненавистного врага. Ирокезы считали французов врагами на протяжении почти ста лет. [66]
См. также [ править ]
Пояснительные сноски [ править ]
- ↑ Примечание. И Участок Дрейпера, недалеко от Пикеринга, Онтарио , и более крупные деревни Участка Мантии находятся на территории, которая, возможно, исторически была землями либо нейтральных людей , либо табачных людей (петунов). Каждый из этих двух народов говорил на ирокезском языке и был близким родственником гуронов. Известно, что табачный народ также занимал западный участок южного берега озера Онтарио протяженностью 65 миль (105 км). Известно, что их выжившие объединили популяцию с гуронами, которые позже превратились в вайандотов.
- ^ Некоторые ирокезские длинные дома имели длину более 100 футов (30,5 м), а обычная длина - 80 футов (24 м).
- ^ В Книге американского наследия индейцев говорится, что название виандот могло возникнуть после союза двух родственных народов, табака (петуна) и гуронов, которые объединились после вторжений и завоеваний в середине 17 века стран Лиги ирокезов с юга. Великих озер. Редакторы предполагают, что народ Табака был напрямую и тесно связан с Гуронами и, возможно, произошел от четырех основных племен Гуронов/Виандотов. [33]
- ↑ Редакторы Книги американского наследия индейцев пишут, что гуроны подверглись нападению глубокой зимой в марте 1649 года, когда ирокезы основали военный лагерь на территории гуронов. Ирокезы атаковали более чем 1000 воинов, разрушив два города гуронов и серьезно повредив большую часть третьего. Когда об этом узнали другие деревни гуронов, они запаниковали, покинули родину и двинулись на запад. В результате северный берег озера Онтарио перешел под контроль ирокезов. Они продолжили Бобровые войны , нападая и побеждая табачные, нейтральные народы и народы Эри на территории современной западной Пенсильвании и за ее пределами. [34]
- Вендлас Народ Виандот или Вендат, также называемый народом Ху-рон(он)= Нация и народ Ху-рон(он) Катти.
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нация Гуронн Вендат: Зарегистрированное население
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «История» .
- ^ «Нация Виандотов» . Совет по здоровью племен Южных равнин . 10 апреля 2017 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Индекс культурных площадей коренных народов» . Канадский музей цивилизации .
- ^ «История» . «На дне озера Гурон материализуется древняя тайна»], Scientific American, 1 июня 2021 г. - см. Озеро Гурон.
- ^ Племена эмигрантов. Виандот, Делавэр и Шони. Хронология. Ларри К. Хэнкс. Канзас-Сити, 1998 год.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Триггер (1987) , с. 27.
- ^ Фогель, Вирджил Дж. (1986). Индийские имена в Мичигане . Издательство Мичиганского университета. п. 12. ISBN 0-472-06365-0 .
- ^ Привет, Честер Эндрю; Экстайн, Норман (1959). История столетия округа Гурон, 1859–1959: яркие события за 100 лет прогресса . Харбор-Бич Таймс.
В индийском языке было слово Ка-рон , прямой берег или берег, и Ту-рон , изогнутый или извилистый берег.
- ^ Стекли, Джон (осень 2012 г.). «Торговые товары и нации в словаре Сагарда: ирокезская перспектива Святого Лаврентия». История Онтарио . ЦИВ (2).
- ^ Брэндон (1961) .
- ^ Джим Мейсон, « История Стоуффвилля отражается в телевизионном документальном фильме », Stouffville Sun-Tribune , 11 июля 2012 г.
- ^ Археология мантийного памятника (AlGt-334) (PDF) (Отчет). Archaeological Services, Inc., декабрь 2012 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г .; см. также записи о стоянках родовых деревень Аврора (Старый форт) и Рэтклифф Вендат в Уитчерч-Стоуффвилле .
- ^ Пендергаст, Джеймс Ф. (зима 1998 г.). «Сбивающие с толку личности, приписываемые Стадаконе и Хочелаге». Журнал канадских исследований . 32 (4): 149–167. дои : 10.3138/jcs.32.4.149 . S2CID 141363427 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дикасон (1996) , стр. 263–65.
- ^ Триггер (1987) , с. 30.
- ^ «Наше путешествие» . Нация Виандот . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Брант-Бирюков, Кира; Брант-Терри, Гейл; Бирюков-Брант, Антон; Маракл, Карисса; Карри, Марк. «Коренные народы Торонто» (PDF) . Торонто . п. 10 . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «История региона округа Симко» (PDF) . Грузинский колледж . 17 мая 2017 г.
- ^ Сульцман, Ли (2 октября 2000 г.). «История Гуронов» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уоррик, Гэри (октябрь 2003 г.). «Европейская инфекционная болезнь и депопуляция Вендат-Тиононтат (Гурон-Петун)». Мировая археология . 35 (2): 258–275. дои : 10.1080/0043824032000111416 . JSTOR 3560226 . S2CID 161962386 .
- ^ Гаррад и Хайденрайх (1978) , с. 394.
- ^ Стекли, Джон (осень 1997 г.). «Вендатские диалекты и развитие Альянса гуронов» . Северо-восточная антропология . 54 (2): 23–36.
- ^ Макдоннелл, Майкл А. (2016). Хозяева империи: индейцы Великих озер и становление Америки . Нью-Йорк. стр. 26–30. ISBN 978-0-8090-6800-5 . OCLC 932060403 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хартни, Патрик К. (1981). «Поражения туберкулезом у выборки доисторического населения Южного Онтарио» . В Джейн Э. Бьюкстра (ред.). Доисторический туберкулез в Америке . Том. Научные статьи № 5. Археологическая программа Северо-Западного университета. стр. 141–160. ISBN 9780942118100 .
- ^ Туэйтс, Рубен Голд, изд. (1898). Отношения иезуитов и сопутствующие документы: путешествия и исследования миссионеров-иезуитов в Новой Франции, 1610–1791 гг . Том. XIII , Гуроны: 1637 год. Кливленд, Огайо: Компания братьев Берроуз. С. 103–105 .
- ^ Хайденрайх (1978) , с. 379.
- ^ Туэйтс, Рубен Голд, изд. (1896). «Письмо отца Франсуа дю Перона из Общества Иисуса отцу Жозефу Имберу дю Перону, его брату, религиозному деятелю того же Общества» . Отношения иезуитов и сопутствующие документы: путешествия и исследования миссионеров-иезуитов в Новой Франции, 1610–1791 гг . Том. XV , Гуроны и Квебек: 1638–1639. Кливленд, Огайо: Компания Burrows Brothers. п. 155.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайденрайх (1978) , с. 369.
- ^ Лабелль, Кэтрин Мэги (осень 2009 г.). « Они говорили только вздохами»: потеря лидеров и жизнь в Вендаке, 1633–1639» (PDF) . Журнал исторической биографии . 6 :1–33.
- ^ Карпентер, Роджер. «Сделать войну более смертоносной: ирокезы против гуронов в районе Великих озер, 1609–1650 гг.». Историческое обозрение Мичигана 27, вып. 2 (2001): 33–51. По состоянию на 25 февраля 2020 г. DOI: 10.2307/20173927.
- ^ Мейсон, Рональд Дж. (1986). Рок-Айленд: историческая индийская археология в бассейне северного озера Мичиган . Издательство Кентского государственного университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брэндон (1961) , стр. 189, 194.
- ^ Брэндон (1961) , стр. 182, 189.
- ^ «Уильям Н. Фентон. <курсив>Великий закон и длинный дом: политическая история Конфедерации ирокезов</italic>. (Серия «Цивилизация американских индейцев», номер 223.) Норман: University of Oklahoma Press. 1998. Стр. XXII, 786. 70 долларов США» . Американский исторический обзор . Июнь 1999 г. doi : 10.1086/ahr/104.3.893 . ISSN 1937-5239 .
- ^ Хаэнен, Корнелиус Дж. (21 августа 2014 г.). «Мюррейский договор в Лонгёе, 1760 г.» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады .
- ^ «Договор Мюррея-Гурона 1760 года» (PDF) . Обзор местных исследований . 6 (2): 131. 1990.
- ^ Р против Сиуи , 1990 CanLII 103 , [1990] 1 SCR 1025 (24 мая 1990 г.), Верховный суд (Канада)
- ^ Тупс, Эрик Дж. (2019). Черные мантии на краю империи: иезуиты, туземцы и колониальный кризис в раннем Детройте, 1728–1781 (магистерская диссертация). Университет штата Мэн.
- ^ Меч, Уайли (1985). Индийская война президента Вашингтона: борьба за старый Северо-Запад, 1790–1795 гг . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-1864-2 . [ нужна страница ]
- ^ «Договор между индейцами оттава, чиппева, виандот и потаватоми» . Всемирная цифровая библиотека . 17 ноября 1807 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «История Браунстауна - Истоки Браунстауна» . сайты.google.com . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Хронология Объединенной методистской церкви» . Генеральная комиссия по архивам и истории . Объединенная методистская церковь. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Веслагер, Клинтон Альфред (1989) [1972]. Индейцы Делавэра: история . Издательство Университета Рутгерса. стр. 399–400. ISBN 978-0-8135-1494-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Цивилизация индейцев виандот». Нью-Йорк Таймс . 1 июня 1853 г. с. 3.
- ^ «Индейцы виандот проводят выборы — их земельные претензии» . Нью-Йорк Таймс . 24 августа 1855 г. с. 2.
- ^ Боуз, Джон П. (2007). Изгнанники и пионеры: восточные индейцы на западе Транс-Миссисипи . Издательство Кембриджского университета. п. 183 . ISBN 978-0-521-85755-0 .
- ^ «Дела в Канзасе» . Нью-Йорк Таймс . 2 октября 1855 г. с. 2.
- ^ «Карманный справочник с иллюстрациями народов индейцев Оклахомы» (PDF) . Комиссия Оклахомы по делам индейцев. 2011. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2012 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Хау, Генри (1898). Исторические сборники Огайо в двух томах, Энциклопедия штата . Том. II. Цинциннати, Огайо: CL Krehbiel & Co., стр. 900–902 .
- ^ https://uahistorytrail.upperarlingtonoh.gov/bill-moose-memorial/
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Индейцы виандот выиграли компенсацию в размере 5,5 миллионов долларов» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 11 февраля 1985 года . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ «Том 73, номер 66, страница 18553» (PDF) . Федеральный реестр . 4 апреля 2008 года . Проверено 26 февраля 2009 г. – 73 ФР 18553
- ^ «Главная страница» . Нация Гуронн-Вендат . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Главная страница» . Виандот из Anderdon Nation . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Хайденрайх (1978) , с. 378.
- ^ Хайденрайх (1978) , стр. 380, 382–383.
- ^ Хайденрайх (1978) , с. 380.
- ^ Хайденрайх (1978) , с. 381.
- ^ Хайденрайх (1978) , с. 385.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Экстелл (1981) , с. 8.
- ^ Экстелл (1981) , с. 42.
- ^ Тукер, Элизабет (июль 1991 г.). Этнография индейцев гуронов, 1615-1649 гг . Издательство Сиракузского университета. стр. 91–92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Симан, Эрик Р. (июнь 2001 г.). «Чтение сцен на смертном одре индейцев: этноисторический и репрезентативный подходы». Журнал американской истории . 88 (1): 17–47. дои : 10.2307/2674917 . JSTOR 2674917 .
- ^ Брэндон (1961) , с. 187.
- ^ Хобар, Линда Лакур (2008). Тайна истории . Том. III: Возрождение, Реформация и рост наций. Яркие идеи Пресс. [ нужна страница ]
Общие ссылки [ править ]
- Экстелл, Джеймс (1981). Индийские народы Восточной Америки: документальная история полов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-502741-9 .
- Брэндон, Уильям (1961). Элвин М. Джозефи (ред.). Книга американского наследия индейцев . Американское наследие – Саймон и Шустер. стр. 174–219. ISBN 9780070012745 .
- Дикасон, Олив (1996). «Гурон/Виандот» . У Фредерика Э. Хокси (ред.). Энциклопедия североамериканских индейцев . Хоутон Миффлин. стр. 263–265 . ISBN 978-0-395-66921-1 .
- Гаррад, Чарльз; Хайденрайх, Конрад Э. (1978). «Хиононтататеронон (Петун)» . В Брюсе Триггере (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 15, северо-восточные индейцы. Смитсоновский институт. стр. 394–397. ISBN 978-0-1600-4575-2 .
- Хайденрайх, Конрад Э. (1978). «Гурон» . В Брюсе Триггере (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 15, северо-восточные индейцы. Смитсоновский институт. стр. 368–388. ISBN 978-0-1600-4575-2 .
- Лабелль, Кэтрин Маги (2013). Рассредоточены, но не уничтожены: история народа вендат семнадцатого века . ЮБК Пресс. ISBN 978-0-7748-2556-6
- Сагард, Габриэль (1865) [1632]. страны гуронов, расположенной в Америке к Сладкому морю, на последних границах Новой Франции, называемой Канадой: со словарем языка Великое путешествие гуронов в последних пределах Новой Франции, известной как Канада: со словарем гуронов язык ] (на французском языке). Полет. I. Париж: Библиотека Тросс.
- Сагард, Габриэль (1865) [1632]. страны гуронов, расположенной в Америке к Сладкому морю, на последних границах Новой Франции, называемой Канадой: со словарем языка Великое путешествие гуронов в последних пределах Новой Франции, известной как Канада: со словарем гуронов язык ] (на французском языке). Полет. II. Париж: Библиотека Тросс.
- Триггер, Брюс Г. (1969). Гуроны-фермеры Севера . Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Триггер, Брюс Г. (1987). Дети Аатаэнцича: история народа гуронов до 1660 года . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-0627-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кларк, Питер Дуентейт (1870). Происхождение и традиционная история виандоттов: и очерки других индейских племен Северной Америки . Хантера, Роуз и Ко. Торонто: ISBN 9780665006692 .
- Хайденрайх, CE (10 октября 2018 г.). «Гурон-Вендат» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады.
- Сиуи, Жорж Э. (1999). Гурон-Вендат: Наследие Круга . ЮБК Пресс. ISBN 978-0-7748-0715-9 .
- Тукер, Элизабет (1991). Этнография индейцев гуронов, 1615-1649 гг . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2526-1 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Виандот ». энциклопедия Британская Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 861.
- Джонс, Артур Эдвард (1910). « Индейцы-гуроны ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 565–583.
- Рейнольдс, Фрэнсис Дж., изд. (1921). « Гуроны ». Новая энциклопедия Кольера . Том. 5. Нью-Йорк: Компания PF Collier & Son. п. 88.
Внешние ссылки [ править ]
Официальные сайты племен
- Виандотт Нэйшн , Виандотт, Оклахома
- Гурон-Вендат Нэйшн , Вендаке, Квебек
Непризнанные группы
- Виандоты из Канзаса
- Виандот из Андердон Нэйшн , Мичиган
Другой
- Словарь гуронов Сагарда - самый ранний и один из наиболее полных словарей гуронского языка.
- Музей Гурон-Вендат , Вендаке, Квебек
- Виандотт в Керли
- «Пир мертвецов» , Эрик Р. Симан, Берфруа , 2 августа 2011 г.
- История Гурона