Тенскватава
Тенскватава | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Январь 1775 г. Огайо , США |
Умер | ноябрь 1836 г. Аргентина, Канзас , США |
Место отдыха | Рядом с источником Уайт Перо , Канзас-Сити, Канзас, США |
Национальность | Шони |
Родственники | Текумсе (брат) |
Тенскватава ( / ˌ t ə n s k w ɒ t ɒ w eɪ / , ; также называемый Тенскатава , Тенскватава индейский Тенскватава или Лалаветика ) (январь 1775 — ноябрь 1836) — религиозный и политический лидер племени , известный как шауни Пророк или Пророк Шауни . Он был младшим братом Текумсе , лидера шауни. В ранние годы Тенскватава получил имя Лалаветика («Он издает громкий шум» или «Шумельщик»), но примерно в 1805 году он изменил его и превратился из несчастного юноши-алкоголика во влиятельного духовного лидера. Тенскватава осудил американцев , назвав их порождением Злого Духа, и возглавил движение очищения, которое способствовало единству коренных народов Северной Америки, отвергало аккультурацию к американскому образу жизни и поощряло своих последователей следовать традиционным образам жизни.
В начале 1800-х годов Тенскватава вместе со своими последователями сформировал общину недалеко от Гринвилля в западном Огайо , а в 1808 году он и Текумсе основали деревню, которую американцы назвали Профетстауном, к северу от современного Лафайета, штат Индиана . В Профетстауне панамериканское индейское движение сопротивления братьев выросло и теперь насчитывает тысячи последователей, а Тенскватава обеспечил духовную основу. Вместе они мобилизовали американских индейцев Северо-Западной территории для борьбы с американцами и оставались решительными в своем неприятии американской власти и аккультурации.
7 ноября 1811 года, пока Текумсе отсутствовал, Тенскватава приказал предрассветно атаковать враждебные, вторгающиеся американские военные силы, расположившиеся лагерем возле Профетстауна, что положило начало битве при Типпеканоэ . Американские индейцы отступили после двухчасового боя и покинули Профетстаун, который американцы сожгли дотла. Битва не положила конец сопротивлению американских индейцев Соединенным Штатам, но Пророк потерял свое влияние, стал изгоем и во время войны 1812 года переехал в Канаду . После того, как Текумсе был убит в битве на Темзе в 1813 году, движение сопротивления американских индейцев пошатнулось и в конечном итоге потерпело поражение. Тенскватава оставался в изгнании в Канаде почти десять лет. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1824 году, чтобы помочь правительству США переселить шауни на земли резервации в современном Канзасе . Стареющий Пророк прибыл в резервацию шауни в 1828 году и канул в безвестность. Тенскватава умер в так называемом аргентинском районе современного Канзас-Сити, штат Канзас , 1836 год.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]
Лалаветика («Он издает громкий шум» или «Шумельщик»), который, будучи взрослым, сменил свое имя на Тенскватава («Открытая дверь» или «Тот, у кого открытый рот»), был одним из братьев-тройняшек, родившихся в раннем возрасте. 1775 год - Пукешинва и Метоатаск в деревне шауни вдоль реки Мэд в западном Огайо . Одна из тройняшек умерла в течение первого года после его рождения, но Тенскватава и его выжившая тройня Кумскаукау были членами семьи, в которой было как минимум восемь детей (три дочери и пять сыновей). [ 1 ] Ранние годы Лалаэтики не показали никаких свидетельств того, что он станет могущественным духовным лидером, когда станет взрослым. Вместо этого его печальная и изолированная юность была отмечена многочисленными неудачами и алкоголизмом. [ 2 ] [ 3 ]
Отец Тенскватавы, Пукеншинва («Нечто, что падает»), был лидером подразделения Киспокота племени шауни. Он был убит, сражаясь против ополчения Вирджинии в битве при Пойнт-Плезант еще до рождения Тенскватавы. [ 4 ] Его мать, Метоатаске (или Метоатааски, что означает «[Тот, кто] откладывает яйца в песок»), как полагают, является либо Маскоги-Крик , либо Чероки , либо Шони, возможно, из подразделения Пекови и клана Черепахи. [ 5 ] [ 6 ] Метоатаске, которая была напугана американской революцией и глубоко опечалена смертью Пукеншинвы, возможно, уехала жить к своим родственникам из Крика, а затем переехала на запад вместе с Киспокотами в 1779 году, оставив Тенскватаву и его братьев и сестер на попечение их старшей сестры, Текумпеас, женатый. [ 1 ]
Тенскватава, который не был таким успешным и храбрым, как его братья, в юности потерпел неудачу «почти во всем, что он пытался». [ 7 ] Когда Чиксика, его старший брат и ведущий воин, вывел своих братьев на охоту и участие в небольших сражениях, Тенскватава остался, потому что ему не хватало компетентности как опытного охотника и воина. Тенскватава никогда не мог проявить себя как охотник или боец, как Текумсе, еще один из его старших братьев. [ 3 ] Текумсе, который был на семь лет старше, был особенно одаренным спортсменом, ставшим любимцем большей части племени. Напротив, Тенскватава был изолирован, непопулярен и подавлен отсутствием успеха. Он начал употреблять алкоголь, что еще больше понизило его самооценку и усугубило его проблемы. Он также ослепил себе правый глаз собственной стрелой, когда был моложе. [ 7 ] Одинокий и неуверенный в себе, Тенскватава пытался восполнить свои недостатки, хвастаясь и придумывая истории о том, насколько он талантлив и важен. По мере того, как он становился старше, его депрессия и алкоголизм ухудшались, из-за чего он не мог обеспечить свою жену и нескольких детей. [ 8 ]
В 1794 году девятнадцатилетний Тенскватава присутствовал в битве при Упавших Тимберс вместе с двумя своими братьями, Текумсе и Сауваусекау, но как воин он не отличился. Вместо этого Тенскватава рассматривал битву как шанс вновь влиться в племенное общество. Когда ему было под двадцать, он решил стать знахарем и поступил в ученики к целителю из племени Пенагашеа («Меняющие перья»). Однако, когда Тенскаватава не смог спасти своих людей после того, как они тяжело заболели, вероятно, гриппом , он впал в унижение и еще большую депрессию. [ 7 ] К началу 1800-х годов Тенскаватава заработал репутацию известного пьяницы среди шауни, живущих вдоль реки Уайт . [ 3 ]
Лидер движения за очищение
[ редактировать ]
В 1795 году, после битвы при Падшем Тимберсе, индейцы Старого Северо-Запада подписали Гринвиллский договор с американским правительством, по которому они согласились сдать большую часть современного Огайо. Взамен американское правительство пообещало позволить им навсегда сохранить за собой остальную часть Северо-Западной территории. Однако после 1803 года главный чиновник Северо-Запада Уильям Генри Харрисон начал оказывать давление на племена Старого Северо-Запада, чтобы те уступили больше земель к западу от линии Гринвилля. [ 9 ] Президент Томас Джефферсон и Харрисон пытались оказать давление на племена, чтобы они переняли евро-американские обычаи, особенно сельское хозяйство в европейском стиле. Они надеялись, что такая аккультурация побудит племена более охотно уступить дополнительную землю, но также считали, что они могут заставить племена аккультурироваться, оказывая на них давление, чтобы они уступили большую часть оставшейся территории. С этой целью Джефферсон призвал американских чиновников на Северо-Западе намеренно вовлечь племена региона в долги, чтобы заставить их уступить землю. Многие авторитетные вожди, такие как Черное Копытце и Маленькая Черепаха , поощряли своих последователей перенимать европейские обычаи и пытались поддерживать хорошие отношения с американским правительством. После 1803 года Харрисон убедил некоторых руководителей, выступавших за размещение, уступить большие участки земли к западу от линии Гринвилля. Американское правительство оплатило эти уступки аннуитетами, которые оно поставило под контроль руководителей, выступающих за размещение. Многие индийцы рассматривали эти выплаты как взятку руководителям, выступающим за размещение. [ 10 ]
Эти уступки земель также вызывали споры, поскольку американское правительство обычно платило племенам гораздо меньше рыночной цены земли, которую оно приобретало. Более того, Харрисон часто покупал землю у племен, которые имели на нее относительно слабые претензии, игнорируя при этом более сильные притязания других племен. [ 11 ] Тем временем евро-американские поселенцы быстро двинулись на земли, которые еще не уступили племена Старого Северо-Запада. Многие поселенцы продавали племенам алкоголь, что усугубляло проблему пьянства. [ 2 ] [ 12 ] Уступка земель, наряду с этими тенденциями, способствовала росту недовольства среди племен Старого Северо-Запада и постепенно подрывала авторитет вождей, выступавших за размещение. Таким образом, была подготовлена почва для возникновения националистического движения. [ 13 ]
Начиная с 1805 года, у Лалаветики была серия религиозных видений, которые изменили его жизнь, заставили его сменить имя на Тенскватава (что означает «Открытая дверь») и заставили его отказаться от своих старых путей. Свое первое видение он испытал в мае 1805 года, когда потерял сознание во время алкогольного ступора и считался мертвым. Неожиданно ожив, когда его тело готовили к погребению, он рассказал о мощном видении двух разных миров: один наполнен обильными благословениями для добродетельных людей, которые жили так, как задумал хозяин жизни, а другой мир был наполнен болью, невзгодами и страданиями. и террор для тех, кто отказался следовать традиционным племенным обычаям. Тенскватава стал известен как «Пророк», начал проповедовать и собрал все большее число последователей. Вскоре он стал могущественным и влиятельным духовным лидером. [ 7 ] В последующие месяцы последовали новые видения, в том числе откровения о том, что европейские захватчики с востока были «детьми злого духа». [ 14 ] [ 15 ]
Развивающееся движение очищения Пророка побудило его убедить своих последователей отказаться от европейских привычек, таких как употребление алкоголя, и вернуться к своим традиционным образам жизни. Он хотел, чтобы его народ отверг обычаи белых людей, запретив браки между индейцами и белыми, а также использование евро-американских продуктов питания, одежды и промышленных товаров. Тенскватава также призывал свой народ следовать традиционным гендерным ролям (женщины как фермеры, мужчины как охотники и воины). [ 2 ] Тенскватава оказался суровым и даже жестоким в обращении с теми, кто выступал против него и его учения. Он обвинял своих недоброжелателей и всех, кто общался с поселенцами, в колдовстве, включая индейцев, принявших христианство. Для Тенскватавы индийские ведьмы оставались наиболее активными проводниками злых духов на земле, и он стремился их выявить и уничтожить. [ 16 ] [ 17 ]
Основатель Гринвилля и Профетстауна
[ редактировать ]В 1805 году Тенскватава, который превратился в эффективного оратора и харизматического лидера своего религиозного движения, сформировал новую общину со своими последователями вдоль реки Уайт, недалеко от нынешнего Гринвилля в западном Огайо. [ 18 ] [ 19 ] Харрисон, губернатор территории Индиана , высмеял Тенскватаву как мошенника. [ 20 ] Он написал письмо делаварам, призывая их бросить вызов Тенскватаве, чтобы он «заставил солнце остановиться... или мертвых подняться из могил», добавив, что «если он сделает это, вы можете поверить, что его послали». Богом». Он также напечатал письмо в крупной газете. Тенскватава в ответ правильно предсказал, что затмение произойдет 16 июня 1806 года . Это предсказание укрепило его авторитет и унизило Харрисона. [ 21 ] [ 22 ]
Пророк ненавидел лидеров правительства Соединенных Штатов, включая Джефферсона и Харрисона. Тенскватава также выступал против некоторых вождей племен, таких как Маленькая Черепаха, и их представителей, поскольку считал, что они согласились с требованиями правительства. [ 23 ] Когда некоторые вожди племен попытались добиться компромисса и примирения с Соединенными Штатами, Тенскватава, заявив о своем повиновении Великому Духу, набросился на проамериканских сторонников и назвал их злыми предателями. [ 24 ]
В то время как Пророк продолжал проповедовать единство среди своего народа, призывая его сопротивляться правительству и образу жизни поселенцев, Текумсе начал собирать племена в Гринвилле, чтобы основать паниндийское движение сопротивления. Чиновники в Огайо были обеспокоены ростом числа последователей Пророка. По мере того, как поселенцы становились все более враждебными и планировали действовать, Тенскватаве становилось все труднее прокормить свою расширяющуюся деревню. Хотя существовало сопротивление со стороны некоторых вождей племен, таких как Маленькая Черепаха, Тенскватава решил двинуться дальше на запад и основать деревню в более отдаленном месте, чтобы еще больше дистанцировать своих последователей от поселенцев. [ 12 ] [ 25 ]
В 1808 году Тенскватава и Текумсе основали новую деревню вдоль реки Типпекано , к северу от современного Лафайета, штат Индиана . Поселенцы назвали индийскую деревню Профетстаун в честь духовного лидера шауни. Профетстаун вскоре превратился в большую многоплеменную общину последователей Пророка, которая стала «мощным индийским городом-государством» для его духовного движения. [ 12 ] [ 26 ] Уиллиг (1997) утверждает, что Профетстаун стал крупнейшей индейской общиной в районе Великих озер и служил крупным центром индейской культуры, временным барьером для вторжения поселенцев на запад и базой для изгнания белых и их культуры из страны. территория. [ 27 ] Расположенный недалеко от слияния двух рек, Вабаша и Типпеканоэ, Профетстаун приобрел значение центрального пункта политического и военного союза, формировавшегося вокруг Текумсе, а также духовного центра движения очищения, которое Пророк основал для сохранения племенных традиций. культура. [ 28 ]
Под руководством Тенскватавы и Текумсе деревня привлекла тысячи индейцев, говорящих на алгонкинском языке . Хотя деревня переживала такие трудности, как нехватка продовольствия, эпидемии и межплеменные разногласия, Профетстаун стал межплеменным религиозным оплотом на территории Индианы для 3000 коренных американцев. [ 27 ] [ 29 ] По оценкам, конфедерацию в Профетстауне составляли 14 различных племенных групп, но большинство ее жителей происходили из племен шауни, делавэров и потаватоми . [ 12 ] Растущее сообщество также заставило поселенцев в этом районе опасаться, что Текумсе формирует армию воинов, чтобы разрушить их поселения. [ 18 ] Были также некоторые Тутело .
Одним из последствий растущего паниндийского альянса было постоянное давление со стороны Харрисона и правительства США с целью заключения договоров о уступке земель, в том числе ключевого, заключенного в 1809 году. По условиям Форт-Уэйнского договора племена в районе реки Вабаш уступила правительству США примерно от 2,5 до 3 миллионов акров земли. В то время как воины продолжали собираться в Профетстауне, Тенскватава и Текумсе, которые категорически хотели сохранить свою независимость от Соединенных Штатов, денонсировали договор. Они стали открыто враждебно относиться к тем, кто его подписал, в том числе к другим вождям племен, и начали обсуждение возможного союза с британцами. [ 30 ] [ 31 ]
Война с Соединенными Штатами
[ редактировать ]
Хотя историки разошлись во мнениях относительно того, был ли Текумсе или Тенскватава основным лидером паниндийской общины, выросшей вокруг Профетстауна, Тенскватава оставался ее духовным лидером; однако с 1808 по 1811 год его проповедь становилась все более воинственной и политической. Некоторые жители Профетстауна занервничали из-за растущей напряженности между поселенцами и местными жителями и покинули деревню, но Текумсе и Тенскватава продолжали вербовать молодых воинов, чтобы присоединиться к их движению. К 1811 году белые поселенцы в этом регионе, Харрисон и территориальное правительство Индианы были обеспокоены большим количеством индейцев, собирающихся в Профетстауне. [ 23 ] [ 32 ] После того, как продолжающиеся переговоры между Харрисоном и Текумсе в 1811 году оказались непродуктивными, Харрисон решил нанести удар первым и начал собирать свои вооруженные силы. [ 33 ]
Осенью 1811 года, когда Текумсе отправился на юг, чтобы встретиться с представителями других племен в надежде создать более крупный союз, Тенскватава остался командовать Профетстауном. Перед отъездом Текумсе два брата обсудили возможные ответы на военные действия США и согласились, что Тенскватава постарается избежать любой конфронтации во время отсутствия Текумсе. Однако Тенскватава пересмотрел свое решение после ухода Текумсе и подготовил своих воинов к борьбе с поселенцами, если они подойдут к Профетстауну. Тем временем Харрисон и его люди начали марш на север от Винсеннеса к Профетстауну и построили новый форт ( Форт Харрисон ) на договорной земле с Индией на месте современного Терре-Хот, штат Индиана , чтобы служить плацдармом для своих военных. силы. Когда армия Харрисона двинулась к Профетстауну, Тенскватава решил твердо стоять на ногах и действовать. [ 18 ] [ 34 ]
6 ноября 1811 года, когда Текумсе все еще находился на юге , к деревне подошли военные силы Соединенных Штатов численностью около 1000 человек под командованием Харрисона. Надеясь отложить конфронтацию до прибытия дополнительных воинов, Тенскватава попросил о встрече с Харрисоном, который согласился провести переговоры. Поскольку встреча была назначена на следующий день, Харрисон и его люди разбили лагерь примерно в миле от Профетстауна. [ 34 ]
Хотя они были немного в меньшинстве и имели мало боеприпасов, силы Тенскватавы численностью от 600 до 700 человек атаковали еще до рассвета 7 ноября. лучший способ избежать битвы. Он заверил воинов, что наложит заклинания, которые сделают их невосприимчивыми к пулям и любому другому вреду, а также смутят армию Харрисона, чтобы они не сопротивлялись. Воины двинулись и начали окружать армию Харрисона, ища способ проникнуть в лагерь незамеченным. [ 35 ] После двухчасового сражения, которое стало известно как битва при Типпеканоэ , силы Тенскватавы отступили с поля боя и покинули Профетстаун, чтобы избежать захвата. 8 ноября армия Харрисона сожгла деревню дотла. Почти пятая часть сил Харрисона либо погибла, либо была ранена в бою (по данным одного источника, 188 жертв, из них 63 погибших). Харрисон заявил о сотнях погибших среди индейцев; однако фактическое число, согласно другому источнику, упало от тридцати до пятидесяти, плюс еще от семидесяти до восьмидесяти были ранены. Тенскватава, не принимавший участия в действиях на поле, остался вне досягаемости пуль США. [ 36 ] [ 37 ]
Битва не положила конец сопротивлению индейцев Соединенным Штатам, но их отступление привело к тому, что Пророк, который оказался плохим военачальником, потерял свое влияние. Некоторые из индейцев хотели убить его за поражение, но он выжил; другие стремились отомстить, совершая набеги на местные фермы и путешественников. [ 23 ] [ 38 ] Когда Текумсе вернулся на территорию Индианы, он возобновил свою роль военного лидера Индийской конфедерации, но поражение в Профетстауне положило конец его усилиям по созданию более сильного индийского союза. Тенскватава стал изгоем, и некоторые из его последователей вернулись, чтобы восстановить Профетстаун в июле 1812 года, но силы поселенческой милиции в конечном итоге вытеснили их. Пророк переехал в Канаду и стал одним из подчиненных Текумсе во время войны 1812 года. [ 39 ]
Окончание военного сопротивления индейцев США произошло в Канаде, где Текумсе и его воины участвовали в защите канадских колоний. Текумсе сражался и погиб в битве на Темзе в октябре 1813 года. [ 40 ] Тенскватава, наблюдавший за боем с позиции за британской линией, бежал верхом после первой атаки американских войск. Он оставался в изгнании в Канаде и не возвращался в Соединенные Штаты до 1824 года. [ 23 ] [ 41 ]
Спустя годы
[ редактировать ]После смерти Текумсе в 1813 году Тенскватава сохранил небольшую группу последователей, но в последующее десятилетие не занимал значительной руководящей позиции среди американских индейцев. В 1824 году по просьбе Льюиса Касса , губернатора территории Мичиган , стареющий Пророк вернулся в Соединенные Штаты, чтобы помочь федеральному правительству в его планах по переселению шауни к западу от реки Миссисипи . Тенскватава надеялся, что его участие позволит ему восстановить некоторое влияние в качестве лидера среди шауни. [ 41 ]
В 1826 году Тенскватава путешествовал через Винсеннес с группой из 500 шауни из резервации в Вапагконетте , штат Огайо, и направился на запад через реки Миссисипи и Канзас к резервации шауни в современном Канзасе. [ 42 ] Тенскватава, прибывший в Канзас 14 мая 1828 года, основал деревню под названием Профетстаун на земле резервации в аргентинском районе современного Канзас-Сити, штат Канзас . [ 43 ] [ 44 ]
В последние годы своей жизни, когда его влияние среди шауни снизилось, Тенскватава изолировал себя от большинства племени. За несколько лет до своей смерти Тенскватава согласился позировать Джорджу Кэтлину , который нарисовал его портрет как «святого человека» шауни в традиционной одежде. [ 45 ] Тенскватава уехал в Канзас и прожил там в безвестности двенадцать лет до своей смерти. [ 43 ] [ 46 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Тенскватава умер в ноябре 1836 года в своей хижине, расположенной в аргентинском районе современного Канзас-Сити . Исторический указатель « Источник Белого Пера» , установленный в 1978 году, обозначает приблизительное местонахождение его могилы в Канзас-Сити, которая оставалась безымянной на протяжении десятилетий. [ 43 ] Наследие Тенскватавы представляло собой смесь успехов и неудач. Хотя в первом десятилетии XIX века он стал могущественным духовным лидером с сотнями последователей, его успех в этих усилиях длился всего около шести лет. Пророк превратился из несчастного юноши-алкоголика, полного неудач, во влиятельного религиозного лидера. Тенскватава проповедовал единство и помогал поднять моральный дух своего народа, побуждая его следовать традиционным образам жизни. Он также оставался решительным в своем отказе от своей семьи и власти Соединенных Штатов и приобщении к евро-американскому образу жизни. После поражения своего народа в битве при Типпеканоэ Пророк провел остаток своей жизни, пытаясь вернуть себе часть своей прежней политической власти. Тенскватава и Текумсе вместе со своими последователями не смогли добиться желаемых долгосрочных результатов. Они проиграли тяжелую и жестокую борьбу, которая лишила их земель на Северо-Западной территории, во многом из-за неустанности и широкомасштабных усилий Соединенных Штатов, но их неповиновение было благородным усилием. [ 47 ] [ 48 ]
Поскольку большинство белых американцев его эпохи были незнакомы с индейской культурой, они не понимали религиозное движение Пророка. После его смерти в 1836 году Пророку отводилась второстепенная роль. Те, кто знал Тенскватаву после 1825 года, когда он уже не имел прежнего влияния как религиозного лидера, описывали его как «поверхностного оппортуниста». Однако именно Тенскватава, а не Текумсе, обеспечил духовную основу индийского движения сопротивления на Среднем Западе в годы, непосредственно предшествовавшие войне 1812 года. [ 49 ] На территории Индиана насилие, вспыхнувшее между США и паниндийским альянсом, созданным Тенскватавой и Текумсе в Профетстауне, привело к перемещению столицы территории из Винсеннеса в Коридон, штат Индиана . Кроме того, усилия США по выселению индейцев с территории Индианы усилились после войны 1812 года и привели к их принудительному переселению в резервации на западе за Миссисипи. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Р. Дэвид Эдмундс (1985). Пророк шауни . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 29 . ISBN 978-0-8032-1850-5 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Х. Мэдисон (2014). Хузерс: Новая история Индианы . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы и Издательство Исторического общества Индианы. п. 38. ISBN 978-0-253-01308-8 .
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Р.Л. Кейтон (1996). Пограничная Индиана . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 206. ИСБН 978-0253330482 .
- ^ Джон Сагден (1997). Текумсе: Жизнь . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. п. 14 . ISBN 978-0-8050-4138-5 .
- ^ Ноэль Шютц. «Семья Текумсе и Тенскватавы» . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Сагден, Текумсе , стр. 13–16.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Х. Мэдисон и Ли Энн Сандвейс (2014). Hoosiers и американская история . Индианаполис: Издательство Исторического общества Индианы. п. 13. ISBN 978-0-87195-363-6 .
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 30–32.
- ^ Реджинальд Хорсман, Экспансия и политика американских индейцев, 1783–1812 (издательство Мичиганского государственного университета, 1967), 142–157; Джефферсон и индейцы, 221–226 гг.
- ^ Грегори Эванс Дауд, Энергичное сопротивление: борьба североамериканских индейцев за единство, 1745–1815 , Балтимор, издательство Университета Джонса Хопкинса, 116–140
- ^ Оуэнс, Роберт М. (2002). «Джефферсонианская благотворительность на местах: договоры Уильяма Генри Харрисона о передаче земель Индии». Журнал ранней республики . 22 (3): 405–435. дои : 10.2307/3124810 . JSTOR 3124810 .
- ^ Jump up to: а б с д Мэдисон и Сандвейс, с. 14.
- ↑ Тимоти Уиллиг, Восстановление цепи дружбы , 209.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , с. 38.
- ↑ Ричард Уайт отмечает, что в алгонкинской традиции «Великий Змей» пришел из моря и олицетворял злые силы. Точно так же Тенскватава объяснил, что белые люди (американские колонисты), пришедшие с восточного побережья, были порождениями Великого Змея и намеревались причинить им вред. Видеть Ричард Уайт (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 507 . ISBN 978-0-521-42460-8 .
Змей Тенскватава Ричард Уайт.
- ^ Кейтон, стр. 207–8.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Линда К. Гугин и Джеймс Э. Сент-Клер, изд. (2015). 200 человек Индианы: люди, которые сформировали более крутой штат . Индианаполис: Издательство Исторического общества Индианы. п. 346. ИСБН 978-0-87195-387-2 .
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 34.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 47–49.
- ^ Оуэнс, Молот мистера Джефферона , с. 125 - 126
- ^ Альфред А. Кейв, Пророки Великого Духа: Движения возрождения коренных американцев в восточной части Северной Америки , 2005, University of Nebraska Press, 88
- ^ Jump up to: а б с д Мэдисон и Сандвейс, с. 15.
- ^ Тимоти Д. Уиллиг (2008). Восстановление цепи дружбы: британская политика и индейцы Великих озер, 1783–1815 гг . Университет Небраски Пресс. п. 207. ИСБН 978-0803248175 .
- ^ Мэдисон, стр. 38–39.
- ^ Мэдисон, с. 39.
- ^ Jump up to: а б Тимоти Д. Уиллиг (март 1997 г.). «Профетстаун на Вабаше: исконная духовная защита Старого Северо-Запада». Историческое обозрение Мичигана . 23 (2): 115–58. дои : 10.2307/20173677 . JSTOR 20173677 .
- ^ Кейтон, стр. 209–10.
- ^ Кейтон, с. 210.
- ^ Кейтон, стр. 210–12.
- ↑ От администрации Джорджа Вашингтона до Уильяма Генри Харрисона президентской администрации попытки правительства США получить индейские земли на Старой Северо-Западной территории от многочисленных племен в конечном итоге увенчались успехом. По условиям многочисленных договоров индейцы уступили свои территориальные земли правительству США в обмен на аннуитетные выплаты и резервацию земель на западе Соединенных Штатов. В результате к 1840-м годам большинство индейцев двинулось на запад, через реку Миссисипи. Большое количество евро-американских поселенцев прибыло на бывшую территорию, контролируемую индейцами, чтобы приобрести освободившиеся земли. См. Уиллиг (март 1997 г.), «Профетстаун на Вабаше», стр. 115–158.
- ^ Гугин и Сент-Клер, ред., стр. 345.
- ^ Мэдисон, с. 41.
- ^ Jump up to: а б Эдмундс, Пророк шауни , с. 105.
- ^ Оуэн, с. 217
- ^ Кейтон, стр. 222–24.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 106–15.
- ^ Кейтон, с. 223.
- ^ Кейтон, стр. 224–25.
- ^ Мэдисон, с. 43.
- ^ Jump up to: а б Гугин и Сент-Клер, ред., стр. 347–48.
- ^ «Индейцы шауни — Вапаконета, Огайо — Винсеннес, Индиана» . Бостонский репортер и телеграф . 15 декабря 1826 г. с. 3 . Получено 18 , февраля
- ^ Jump up to: а б с «Могила Шауни Пророка и источник Белого Пера, 1836 год» (PDF) . Объединенное правительство округа Виандотт и Канзас-Сити, штат Канзас . Проверено 24 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 185.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 186.
- ^ Jump up to: а б Гугин и Сент-Клер, ред., стр. 348.
- ^ Кейтон, с. 225.
- ^ Мэдисон, с. 44.
- ^ Эдмундс, Пророк шауни , стр. 186, 190.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Кейтон, Эндрю Р.Л. (1996). Пограничная Индиана . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253330482 .
- Комиксы Делла (1956). Бен Боуи и его горцы . Том. 7. Западная полиграфическая и литографическая компания.
- Эдмундс, Р. Дэвид (1985). Пророк шауни . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1850-5 .
- Эдмундс, Р. Дэвид. (1983). «Текумсе, Пророк шауни и американская история: переоценка». Западный исторический ежеквартальный журнал . 14 (3): 261–76. дои : 10.2307/969620 . JSTOR 969620 . (Утверждает, что Пророк был гораздо важнее Текумсе.)
- 200 человек Индианы: люди, которые сформировали более крутой штат . Индианаполис: Издательство Исторического общества Индианы. 2015. С. 346–48. ISBN 978-0-87195-387-2 .
- Мэдисон, Джеймс Х. (2014). Хузерс: Новая история Индианы . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы и Издательство Исторического общества Индианы. ISBN 978-0-253-01308-8 .
- Мэдисон, Джеймс Х. и Ли Энн Сандвейс (2014). Hoosiers и американская история . Индианаполис: Издательство Исторического общества Индианы. стр. 13–16. ISBN 978-0-87195-363-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Оуэнс, Роберт М. (2007). Молот г-на Джефферсона: Уильям Генри Харрисон и истоки политики американских индейцев . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-3842-8 . * Шютц, Ноэль. «Семья Текумсе и Тенскватавы» .
- «Индейцы шауни — Вапаконета, Огайо — Винсеннес, Индиана» . Бостонский репортер и телеграф . 15 декабря 1826 г. с. 3 . Получено 18 , февраля
- «Могила Шауни Пророка и источник Белого Пера, 1836 год» (PDF) . Объединенное правительство округа Виандотт и Канзас-Сити, штат Канзас . Проверено 24 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Семья Текумсе и Тенскватавы» . Проверено 25 мая 2017 г.
- Сагден, Джон (1997). Текумсе: Жизнь . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 978-0-8050-4138-5 .
- Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42460-8 .
- Уиллиг, Тимоти Д. (март 1997 г.). «Профетстаун на Вабаше: исконная духовная защита Старого Северо-Запада». Историческое обозрение Мичигана . 23 (2): 115–158. дои : 10.2307/20173677 . JSTOR 20173677 .
- Уиллиг, Тимоти Д. (2008). Восстановление цепи дружбы: британская политика и индейцы Великих озер, 1783-1815 гг . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0803248175 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кейв, Альфред А. (зима 2002 г.). «Пророк шауни, Текумсе и Типпекано: пример исторического мифотворчества». Журнал ранней республики . 22 (4): 637–74. дои : 10.2307/3124761 . JSTOR 3124761 .
- Эккерт, Аллан В. (1993). Печаль в нашем сердце: жизнь Текумсе . Петух. ISBN 9780553561746 .
- Эдмундс, Р. Дэвид (2006). Текумсе и поиски индийского лидерства (2-е изд.).
- Йортнер, Адам (2012). Боги Профетстауна: битва при Типпекано и священная война за американскую границу .
- Том, Джеймс Александр , «Пантера в небе», исторический роман с участием Текумсе и Тенскватавы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Племена эмигрантов. Архивировано 28 февраля 2013 г. в Wayback Machine . wyandotte-nation.org (pdf)
- Поле битвы, Индиана
- Скала Пророка
- Биография в онлайн-словаре канадской биографии
- Циклопедия американской биографии Эпплтона . 1900. .
- 1775 рождений
- 1836 смертей
- Похороны в Канзасе
- Индиана в войне 1812 года
- Индейская история Индианы
- История коренных американцев Канзаса
- Индейские лидеры
- Индейские активисты трезвости
- Американские активисты трезвости
- Коренные американцы в Индиане
- Коренные американцы в войне 1812 года
- Пророки
- Религиозные деятели коренных народов Северной Америки
- Люди шауни 18 века
- Люди шауни XIX века
- Текумсе
- Охотники на ведьм
- Лидеры шауни