Теософия
Теософия — религия, возникшая в США в конце 19 века. Он был основан прежде всего Еленой Блаватской и черпает свое учение преимущественно из сочинений Блаватской. Отнесенное религиоведами как к новому религиозному движению , так и к части оккультного направления западного эзотеризма , оно опирается как на старые европейские философии, такие как неоплатонизм , так и на религии индийского происхождения, такие как индуизм и буддизм .
Теософия, представленная Блаватской, учит, что существует древнее и тайное братство духовных адептов , известное как Учителя , которые, хотя и существуют по всему миру, сосредоточены в Тибете . Эти Учителя, как утверждает Блаватская, обладали великой мудростью и сверхъестественными способностями, и теософы полагают, что именно они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую. Они верят, что эти Учителя пытаются возродить знание древней религии, когда-то существовавшей по всему миру и которая снова затмит существующие мировые религии . Тем не менее теософские группы не называют свою систему «религией». Теософия проповедует существование единого божественного Абсолюта . Он продвигает эманационистскую космологию, в которой Вселенная воспринимается как внешнее отражение этого Абсолюта. Теософия учит, что целью человеческой жизни является духовное освобождение, и говорит, что человеческая душа подвергается реинкарнации. после телесной смерти в соответствии с процессом кармы . Он продвигает ценности всеобщего братства и социального совершенствования, хотя и не предусматривает особых этических кодексов.
Теософия была основана в Нью-Йорке в 1875 году вместе с основанием Теософского общества Блаватской и американцами Генри Олкоттом и Уильямом Куаном Джаджем . В начале 1880-х годов Блаватская и Олкотт переехали в Индию, где основали штаб-квартиру Общества в Адьяре , штат Тамил Наду . Блаватская изложила свои идеи в двух книгах: «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» . После смерти Блаватской в 1891 году в Обществе произошел раскол: Джадж возглавил отделение Теософского общества в Америке от международной организации. При преемнице Джаджа Кэтрин Тингли теософская община под названием Ломаленд была основана в Сан-Диего . Общество, базирующееся в Адьяре, позже перешло во владение Анни Безант , при которой оно достигло наибольшего роста в конце 1920-х годов, прежде чем пришло в упадок. Теософское движение все еще существует, хотя и в гораздо меньшей форме, чем в период своего расцвета.
Теософия сыграла значительную роль в распространении знаний о религиях Южной Азии в западные страны, а также в поощрении культурной гордости в различных странах Южной Азии. Теософское учение также оказало влияние на многих выдающихся художников и писателей. Теософия имеет последователей по всему миру, и в течение 20 века у нее были десятки тысяч приверженцев. Теософские идеи также оказали влияние на широкий спектр других эзотерических движений и философий, среди них Антропософия , Церковь Вселенская и Торжествующая и Нью Эйдж .
Определение [ править ]
Основательница теософии, россиянка Елена Блаватская , настаивала на том, что это не религия, [1] хотя она и называла это современной передачей «некогда универсальной религии», которая, по ее словам, существовала глубоко в человеческом прошлом. [2] Теософские организации придерживаются мнения, что теософию не следует называть религией; [3] вместо этого они рассматривают ее как систему, охватывающую то, что они считают «существенной истиной», лежащей в основе религии, философии и науки. [4] В результате теософские группы позволяют своим членам придерживаться других религиозных взглядов. [5] в результате появились теософы, которые также идентифицируют себя как христиане, буддисты или индуисты. [6]
Ученые-религиоведы, изучавшие теософию, охарактеризовали ее как религию. [7] В своей истории теософского движения Брюс Ф. Кэмпбелл отметил, что теософия пропагандирует «религиозное мировоззрение», используя «явно религиозные термины», и что ее центральные принципы не являются однозначным фактом, а скорее основаны на вере. [8] Олав Хаммер и Микаэль Ротштейн назвали это «одной из самых важных религиозных традиций современного мира». [9] Различные ученые указывали на его эклектичный характер; Джоселин Годвин описала его как «универсально эклектичное религиозное движение». [10] в то время как ученый Дж. Джеффри Франклин охарактеризовал теософию как «гибридную религию» из-за ее синкретического сочетания элементов из различных других источников. [11] В частности, теософия была отнесена к категории нового религиозного движения . [12]
Ученые также классифицировали теософию как форму западного эзотеризма . [13] Кэмпбелл, например, назвал это «эзотерической религиозной традицией». [14] а историк Джой Диксон назвала это «эзотерической религией». [15] Точнее, это считается формой оккультизма. [16] Наряду с другими группами, такими как Герметический Орден Золотой Зари , Теософское Общество рассматривалось как часть «оккультного возрождения», которое имело место в западных странах в конце 19 века. [17] Историк религии Воутер Ханеграаф отметил, что теософия помогла заложить «существенные основы большей части эзотеризма двадцатого века». [18] Хотя теософия опирается на индийские религиозные верования, социолог религии Кристофер Партридж заметил, что «теософия в своей основе является западной. Другими словами, теософия - это не восточная мысль на Западе, а западная мысль с восточным привкусом». [19]
Этимология [ править ]
На собрании Клуба Чудес в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года Блаватская, Олкотт и Джадж согласились создать организацию, а Чарльз Сотеран предложил назвать ее Теософским обществом . [20] Прежде чем принять название «Теософское», они обсуждали различные возможные названия, в том числе Египетологическое общество, Герметическое общество и Общество розенкрейцеров. [21]
Этот термин не был новым; первоначально оно появилось в трудах ранних отцов церкви как синоним богословия . [22] Оно происходит от древнегреческого : θεός , латинизированного : theós , букв. «бог» и древнегреческий : σοφῐ́ᾱ , латинизированный : sophíā , букв. 'мудрость'; что означает «божественная мудрость», «божественная мудрость» или «мудрость Божья». [23] Его эзотерическое значение возникло в период Возрождения , возможно, возникло в 1575 году в Arbatel De Magia Veterum , латинском гримуаре и первой работе, в которой показан дуализм между тем, что он называет «антропософией» (человеческим знанием) и «теософией» (божественным знанием). [24] Впоследствии он использовался в различных эзотерических контекстах, например, филалетами и христианским мистиком Якобом Бёме . [25] В своей книге «Ключ к теософии » Блаватская утверждает, что термин «теософия» был придуман «александрийскими философами», особенно Аммонием Саккасом . [26]
Теософия Блаватской - не единственное движение, использующее термин «теософия», и это привело к научным попыткам дифференцировать различные течения. Годвин провел разделение, назвав теософию Блаватской заглавной буквой и более старую теософию Бема — строчной. [27] С другой стороны, исследователь эзотерики Воутер Дж. Ханеграаф отличал движение Блаватской от его старого тезки, назвав его «современной теософией». [28] Последователи движения Блаватской известны как теософы, а приверженцы старой традиции — теософы. [27] Вызвав некоторую путаницу, некоторые теософы, такие как С.С. Мэсси, также были теософами. [27] В первые годы существования движения Блаватской некоторые критики называли его «неотеософией», чтобы отличить его от более старого христианского теософского движения. [29] Термин « неотеософия » позже был принят в самом современном теософском движении, где он использовался – в основном уничижительно – для описания учений, продвигаемых Анни Безант и Чарльзом Вебстером Ледбитером теми, кто выступал против их нововведений. [29]
По словам религиоведа Джеймса А. Сантуччи, понимание того, что термин «теософия» означал для первых теософов, «не так очевидно, как можно подумать». [30] Термин «Теософия», используемый Олкоттом, по-видимому, применялся к подходу, который подчеркивал важность экспериментирования как средства познания «Невидимой Вселенной»; и наоборот, Блаватская использовала этот термин в отношении гнозиса относительно указанной информации. [31]
Верования и учения [ править ]
Хотя в трудах выдающихся теософов изложен ряд учений, само Теософское общество заявляет, что у него нет официальных убеждений, с которыми должны были бы согласиться все члены. Таким образом, у него есть доктрина, но она не представляет ее как догму. [32] Общество заявило, что единственным принципом, которого должны придерживаться все члены, является обязательство «сформировать ядро Всемирного Братства Человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи». [33] Это означает, что в Теософском обществе были члены, которые скептически относились ко многим или даже ко всем теософским доктринам, сохраняя при этом симпатию к его основной цели — всеобщему братству. [6]
Как заметил Сантуччи, теософия «вытекает прежде всего из сочинений» Блаватской. [34] однако поправки и нововведения были внесены и последующими теософами, такими как Анни Безант и Чарльз Ледбитер. [35] Блаватская сказала, что эти теософские доктрины не были ее собственным изобретением, а были получены от братства тайных духовных адептов, которых она называла «Учителями» или «Махатмами». [36]
Мастера [ править ]
Центральным элементом теософской веры является идея о том, что группа духовных адептов, известных как Учителя, не только существует, но и несет ответственность за создание ранних теософских текстов. [37] Для большинства теософов эти Учителя считаются настоящими основателями современного теософского движения. [38] В теософской литературе этих Учителей также называют Махатмами, Адептами, Мастерами Мудрости, Мастерами Сострадания и Старшими братьями. [38] Они воспринимаются как братство людей, высокоразвитых с точки зрения морального развития и интеллектуальных достижений. [38] Говорят, что они достигли сверхдлинной продолжительности жизни. [38] и обрести сверхъестественные способности, включая ясновидение и способность мгновенно проецировать свою душу из тела в любое другое место . [39] Это силы, которых они якобы достигли в результате многих лет тренировок. [39] По словам Блаватской, к концу XIX века их главная резиденция находилась в Гималайском королевстве Тибет . [38] Она также сказала, что эти Мастера были источником многих ее опубликованных произведений. [38]
Считается, что Мастера сохраняют древние духовные знания мира. [39] и представлять Великое Белое Братство или Белую Ложу, которая наблюдает за человечеством и направляет его эволюцию. [39] Среди тех, кого ранние теософы считали Учителями, были библейские персонажи, такие как Авраам , Моисей , Соломон и Иисус , азиатские религиозные деятели, такие как Гаутама Будда , Конфуций и Лао-цзы , а также современные люди, такие как Якоб Бёме , Алессандро Калиостро и Франц Месмер. . [39] Однако наиболее выдающимися Учителями, появившимися в теософской литературе, являются Кут Хуми (иногда пишется Кутхуми) и Мория , с которыми, по словам Блаватской, она находилась в контакте. [40] Согласно теософской вере, Учителя обращаются к тем, кто считается достойным приступить к ученичеству или ученичеству . [41] Затем ученику предстояло пройти несколько лет испытательного срока, в течение которых он должен был вести жизнь в физической чистоте, оставаясь целомудренным, воздержанным и безразличным к физической роскоши. [41] Блаватская поощряла создание изображений Мастеров. [42] Наиболее важные портреты Мастеров были созданы в 1884 году Германом Шмихеном . [43] По мнению религиоведа Массимо Интровинье , изображения Мории и Кут Хуми, созданные Шмихеном, приобрели «полуканонический статус» в теософском сообществе. [44] рассматриваются как священные предметы, а не просто декоративные изображения. [45]
Кэмпбелл отметил, что для нетеософов убеждения в существовании Учителей являются одними из самых слабых, выдвинутых движением. [37] Такие заявления открыты для изучения и потенциального опровержения, и поэтому вызов существованию Учителей подрывает теософские убеждения. [46] Идея братства тайных адептов имела долгую историю, уходящую за несколько столетий до основания теософии; такие идеи можно найти в творчестве розенкрейцеров , а также популяризировал в художественной литературе Эдвард Бульвер-Литтон . [47] Идея передачи сообщений медиуму через духовно продвинутых сущностей также была популяризирована во времена основания теософии через спиритуалистическое движение. [47]
Древняя религия мудрости [ править ]
Согласно учению Блаватской, многие мировые религии берут свое начало в универсальной древней религии, «тайной доктрине», которая была известна Платону и ранним индуистским мудрецам и которая продолжает лежать в основе каждой религии. [48] Она продвигала идею о том, что древние общества демонстрировали единство науки и религии, которое человечество с тех пор утратило, а их достижения и знания намного превосходили то, что думают о них современные ученые. [49] Блаватская также учила, что тайное братство сохраняло эту древнюю религию мудрости на протяжении веков и что члены этого братства владеют ключом к пониманию чудес, загробной жизни и психических явлений, и что, более того, эти адепты сами обладают паранормальными способностями. [50]
Она заявила, что эта древняя религия будет возрождена и распространится по всему человечеству в будущем, заменив доминирующие мировые религии, такие как христианство , ислам , буддизм и индуизм . [48] Теософия имела тенденцию подчеркивать важность древних текстов над популярными ритуалами и обычаями, присущими различным религиозным традициям. [6] Однако теософское изображение буддизма и индуизма вызвало критику как со стороны практиков ортодоксальных буддийских и индуистских традиций, так и со стороны западных исследователей этих традиций, таких как Макс Мюллер , которые считали, что теософы, такие как Блаватская, искажали азиатские традиции. [6]
Теология и космология [ править ]
Теософия продвигает эманационистскую космологию, продвигая веру в то, что Вселенная является внешним отражением Абсолюта. [51] Теософия представляет идею о том, что мир, каким его воспринимают люди, иллюзорен, или майя . [52] идея, которую он черпает из азиатских религий. [53] Соответственно, Блаватская учила, что жизнь, ограниченная восприятием этого иллюзорного мира, невежественна и обманута. [54]
Согласно учению Блаватской, каждая солнечная система во Вселенной является выражением того, что называется «Логосом» или «Солнечным Божеством». [55] Ниже этого Солнечного Божества стоят семь министров или планетарных духов, причем каждое из этих небесных существ контролирует эволюцию на определенной планете. [55] В «Тайной доктрине » Блаватская заявила, что каждая планета имеет семичастную структуру, известную как «Планетарные цепи»; они состоят не только из физического шара, но также из двух астральных тел, двух ментальных тел и двух духовных тел, перекрывающихся в одном пространстве. [56] По Блаватской, эволюция происходит по нисходящей и восходящей дугам: от первого духовного шара к первому ментальному шару, затем от первого астрального шара к первому физическому шару и далее оттуда. [57] Она сказала, что существуют разные уровни эволюции: от минерального до растительного, животного, человеческого, а затем до сверхчеловеческого или духовного. [57] На каждой планете последовательно происходят разные уровни эволюции; таким образом, когда минеральная эволюция заканчивается на первой планете и переходит к растительной эволюции, тогда минеральная эволюция начинается на второй планете. [57]
Теософия учит, что человеческая эволюция связана с планетарной и более широкой космической эволюцией. [58] В «Тайной доктрине » Блаватская отстаивала идею семи « коренных рас », каждая из которых делилась на семь подрас. [59] В космогонии Блаватской первая коренная раса была создана из чистого духа и жила на континенте, известном как «Нетленная Священная Земля». [60] Вторая коренная раса, известная как гиперборейцы, также образовалась из чистого духа и жила на земле недалеко от Северного полюса , где тогда был мягкий климат. [60] Третий жил на континенте Лемурия , который, по утверждению Блаватской, сохранился сегодня как Австралия и Рапа-Нуи. [61] Блаватская утверждала, что во время четвертого Круга Земли на планету спустились высшие существа, при этом развивались зачатки человеческих физических тел и происходило разделение полов. [62] В этот момент появилась четвертая Коренная Раса, обитающая на континенте Атлантида ; у них были физические тела, но также экстрасенсорные способности и передовые технологии. [63] Она сказала, что некоторые атланты были гигантами и построили такие древние памятники, как Стоунхендж на юге Англии, и что они также спаривались с «животными-самками», что привело к созданию горилл и шимпанзе . [62] Атланты были упадочными и злоупотребляли своей властью и знаниями, поэтому Атлантида затонула в море, хотя некоторым атлантам удалось спастись и создать новые общества в Египте и Америке. [62]
Пятой появившейся коренной расой были арийцы, и в то время, когда она писала, они были распространены по всему миру. [62] Она верила, что пятая Раса сменится шестой, что ознаменуется приходом Майтрейи , персонажа из буддийской мифологии Махаяны. [64] Она также верила, что человечество в конечном итоге разовьется в последнюю, седьмую коренную расу. [62] При этом она заявила, что человечество достигнет конца своего эволюционного цикла и жизнь уйдет с Земли. [65] Лахман предположил, что, читая космогонические убеждения Блаватской как буквальное изложение истории, «мы, возможно, окажем медвежью услугу». [62] Вместо этого он предположил, что это можно рассматривать как попытку Блаватской сформулировать «новый миф для современности или как огромную фантастическую научно-фантастическую историю». [62]
Майтрейя и мессианизм [ править ]
Блаватская учила, что Господь Майтрейя – фигура, которую она заимствовала из буддизма – придет на Землю как мессианская фигура. [66] Ее идеи по этому поводу были развиты Безант и Ледбитером. [66] Они говорили, что Майтрейя ранее воплощался на Земле как Кришна , персонаж индуизма. [66] Они также сказали, что он вошел в Иисуса из Назарета во время крещения последнего и что отныне Майтрейя будет известен как «Христос». [66] Безант и Ледбитер сказали, что Майтрейя снова придет на Землю, проявившись через индийского мальчика по имени Джидду Кришнамурти , которого Ледбитер встретил играющим на пляже в Адьяре в 1909 году. [66] Внедрение веры Кришнамурти в теософию было определено как милленаристский элемент. [67]
Личностное развитие и реинкарнация [ править ]
Согласно теософии, целью человеческой жизни является духовное освобождение души. [68] Человеческая личность описывается как «Эго» или «Монада» и считается, что она произошла от Солнечного Божества, к которому она также в конечном итоге вернется. [58] Человеческое существо представлено состоящим из семи частей, действующих на трех отдельных планах бытия. [69] Как представлено Синнеттом и часто повторяется в теософской литературе, эти семь частей — это Тело ( Рупа ), Жизненная сила ( Прана-Джива ), Астральное тело ( Линга Шарира ), Животная Душа ( Кама-Рупа ), Человеческая Душа ( Манас). ), Духовная Душа ( Буддхи ) и Дух ( Атма ). [58] Согласно теософскому учению, именно последние три из этих компонентов бессмертны, тогда как остальные аспекты погибают после телесной смерти. [68] Теософия учит, что Духовная Душа и Дух не находятся внутри человеческого тела рядом с другими компонентами, но связаны с ним через человеческую душу. [68]
В «Голосе безмолвия » Блаватская сказала, что внутри каждого отдельного человека есть вечная божественная грань, которую она называла «Мастером», «несозданным», «внутренним Богом» и «высшим Я». Она продвигала идею о том, что объединение с этим «высшим Я» приводит к мудрости. [54] В той же книге она сравнила прогресс человеческой души с переходом через три зала; первым было невежество, то есть состояние души до того, как она осознала необходимость соединения со своим высшим «Я». Второй — Зал обучения, в котором человек узнает о других аспектах человеческой жизни, но его отвлекает интерес к экстрасенсорным способностям. Третий — Зал Мудрости, в котором осуществляется союз с высшим «Я»; затем следует Долина Блаженства. [54] В этот момент человеческая душа может слиться с Единым. [54]
Реинкарнация и карма [ править ]
На протяжении всех своих сочинений Блаватская делала множество заявлений о возрождении и загробной жизни, и между ее ранними и поздними учениями по этому вопросу существуют расхождения. [70] Между 1870-ми годами и ок. В 1882 году Блаватская преподавала учение, названное «метемпсихоз». [70] В «Разоблаченной Изиде» Блаватская заявила, что после телесной смерти человеческая душа продвигается через более духовные планы. [71] Два года спустя она ввела идею реинкарнации в теософскую доктрину. [72] используя его для замены своей доктрины метемпсихоза. [73] В «Тайной доктрине» она заявила, что дух бессмертен и будет неоднократно воплощаться в новую, смертную душу и тело на Земле. [70] Согласно теософскому учению, человеческие души всегда будут перерождаться в человеческие тела, а не в тела каких-либо других форм жизни. [68] Блаватская заявила, что духи возродятся только через некоторое время после телесной смерти и никогда при жизни родственников умершего. [74]
Блаватская учила, что после смерти тела астральное тело какое-то время сохраняется в состоянии, называемом камалока , которое она сравнивала с подвешенным состоянием , прежде чем тоже умереть. [75] Согласно этому верованию, человек затем переходит в свое ментальное тело в царство, называемое дэвачан , которое она сравнивала с раем или раем . [75] Блаватская учила, что душа оставалась в дэвачане от 1000 до 1500 лет, хотя теософ Чарльз Вебстер Ледбитер говорил, что это было всего лишь 200. [76]
Теософия поддерживает существование кармы как системы, которая регулирует цикл реинкарнаций, гарантируя, что действия человека в одной жизни влияют на обстоятельства его следующей. [77] Таким образом, это убеждение пытается объяснить, почему в мире существуют несчастья и страдания, приписывая любое несчастье, от которого страдает человек, наказанием за проступки, совершенные им в предыдущей жизни. [78] По словам Блаватской, карма и реинкарнация «неразрывно переплетены». [79] Однако она не верила, что карма всегда была системой, управляющей реинкарнацией; она считала, что оно возникло, когда у людей развилось эго, и что однажды оно больше не понадобится. [79]
Безант и Ледбитер заявили, что они смогли исследовать прошлые жизни людей, читая записи Акаши — эфирного хранилища всех знаний Вселенной. [80] Они, например, заявляли, что достигли знаний о своих прошлых жизнях, будучи обезьяноподобными существами, жившими на Луне, где они служили домашними животными «Лунному человеку» (предшествующему воплощению Учителя Мории), его жене ( Кут Хуми) и их ребенок (Господь Майтрейя). Когда на них напали «дикари» и животные, «напоминавшие мохнатых ящериц и крокодилов», Безант пожертвовала собой, чтобы спасти Морию, и ради этого поступка совершила кармический эволюционный скачок, став человеком в своем следующем воплощении. [81]
Мораль и этика [ править ]
Теософия не выражает какого-либо формального этического учения. [82] ситуация, которая породила двусмысленность. [83] Однако оно выражало и продвигало определенные ценности, такие как братство и социальное улучшение. [83] В первые годы своего существования Теософское общество пропагандировало пуританское отношение к сексуальности, например, поощряя целомудрие даже в браке. [84]
К 1911 году Теософское общество участвовало в проектах, связанных с рядом прогрессивных политических целей. [85] В Англии существовали прочные связи между теософией и феминизмом первой волны . [85] Основываясь на статистическом анализе, Диксон отметила, что выдающиеся английские феминистки того периода имели в несколько сотен раз больше шансов присоединиться к Теософскому обществу, чем средний представитель населения страны. [86] Теософские контингенты принимали участие в феминистских маршах того периода; например, теософская группа, действующая под знаменем Всеобщего масонства, прошла маршем в рамках женского коронационного шествия в 1911 году. [85]
Ритуал [ править ]
Теософское общество не предписывало каких-либо конкретных ритуалов . своим приверженцам [3] Однако различные теософские группы установили ритуальные практики; одной из таких групп является Либеральная католическая церковь . [3] Другой пример — собрания Объединенной Ложи Теософии, которые характеризуются как имеющие «квазисакральный и квазилитургический» характер. [87]
Историческое развитие [ править ]
Американская социальная ситуация, из которой возникло Теософское общество, была периодом великих потрясений, а религиозная ситуация бросала вызов ортодоксальному христианству. Силы, которые проявились в спиритизме, включали антиклерикализм, антиинституционализм, эклектизм, социальный либерализм и веру в прогресс и индивидуальные усилия. Присутствовал оккультизм, пришедший в Америку в форме месмеризма, сведенборгианства, масонства и розенкрейцерства. Последние достижения в науке привели к 1870-м годам к возобновлению интереса к совмещению науки и религии. Существовала также надежда, что азиатские религиозные идеи смогут быть интегрированы в великий религиозный синтез.
- Брюс Ф. Кэмпбелл, 1980 г. [88]
Теософское общество в значительной степени было создано двумя людьми: Еленой Блаватской и Генри Стилом Олкоттом. [89] Устоявшееся христианство в Соединенных Штатах испытывало трудности во второй половине девятнадцатого века в результате быстрой урбанизации и индустриализации, высоких темпов иммиграции и растущего понимания эволюционной теории , которая бросала вызов традиционным христианским представлениям об истории. [90] В разных частях страны были созданы различные новые религиозные общины, среди них Свободная религиозная ассоциация , « Новая мысль» , «Христианская наука» и «Спиритуализм» . [91] Теософия унаследовала идею – тогда популярную в Соединённых Штатах – которая подчеркивала идею свободы воли и неизбежности прогресса , в том числе на духовном уровне. [92] На это также повлияло растущее знание об азиатских религиях в Соединенных Штатах. [93]
До своего прибытия в Соединенные Штаты Блаватская имела опыт работы с эзотерическими течениями, такими как спиритуализм. [94] Именно благодаря спиритуализму Блаватская и Олькотт встретились. [88]
В 1884 году Олкотт основал первую шотландскую ложу в Эдинбурге. [95]
В 1980 году Кэмпбелл отметил, что теософские книги продаются на рекордном уровне. [89]
В Соединенных Штатах Джадж без особого успеха посвятил себя продвижению теософии. [96]
Пост-Блаватская [ править ]
При жизни Блаватская предлагала множеству разных людей стать ее преемниками. [97] Трое наиболее известных кандидатов – Олькотт, Джадж и Безант – встретились в Лондоне вскоре после ее смерти, чтобы обсудить ситуацию. [96] Джадж сказал, что он тоже был в контакте с Мастерами, и что они передали ему сообщение, в котором ему предписывалось совместно с Безант делегировать Эзотерическую секцию Общества. [98] Олкотт, однако, подозревал, что записи Мастеров, которые выпускал Джадж, были подделаны, что усугубляло напряженность между ними. [99] Безант попыталась стать мостом между двумя мужчинами, в то время как Джадж сообщил ей, что Мастера раскрыли ему заговор, который Олькотт организовал с целью ее убийства. [100] В 1893 году Безант встала на сторону Олькотта в споре и поддержала внутреннее разбирательство, которое Олькотт возбудил против Джаджа. [101] Было проведено двухэтапное расследование, в результате которого был сделан вывод, что, поскольку Общество не заняло официальной позиции относительно существования Мастеров или нет, Джаджа нельзя считать виновным в подделке документов, и ему будет разрешено сохранить свою должность. [102] Подробности этого процесса просочились журналисту Ф. Эдмунду Гарретту , который использовал их в качестве основы для своей критической книги « Изида очень сильно раскрыта» . [103] Затем Джадж объявил, что Мастера сообщили ему, что он должен взять на себя единоличный контроль над Эзотерической секцией, свергнув Безант; она отвергла его убеждения. [104] На фоне призывов Олкотта к тому, чтобы Джадж ушел в отставку, в апреле 1895 года американская секция проголосовала за выход из основного Общества. Джадж остался ее лидером, но умер в течение года. [105]
Затем Олкотт отправил Безант в Соединенные Штаты, чтобы заручиться поддержкой базирующейся в Адьяре партии. [ нужна ссылка ] Общество. В этом она добилась успеха, привлекая тысячи новых членов и открывая множество новых филиалов. [106] Безант подружилась с теософом Чарльзом Вебстером Ледбитером , и вместе они написали в соавторстве ряд книг. [107] Ледбитер вызвал споры, и возникли опасения, когда выяснилось, что он обучал мастурбации двух мальчиков . Американская секция Теософского общества выдвинула против него внутренние обвинения, хотя Безант встала на его защиту. [108] Вероятно, стремясь ограничить негативную огласку Общества, они приняли его отставку, а не исключили его. [109]
После смерти Олькотта в 1907 году он назначил Безант своей преемницей, и в июне она была избрана на эту должность подавляющим большинством голосов. [110] В первые годы своего пребывания на посту главы Общества Безант добилась резкого роста его числа, увеличив его на 50%, до 23 000. [111] Она также курировала расширение собственности Адьяра с 27 до 253 акров. [111] Безант участвовала в различных активистских мероприятиях, продвигая права женщин в Индии через Ассоциацию индийских женщин и помогая основать Центральный индуистский колледж и школу для индуистских девочек. [111] Безант также начала кампанию за гомруль в Индии, основав группу под названием «Лига самоуправления». [112] Она основала газету «Новая Индия» и, продолжая пропагандировать независимость Индии на страницах газеты во время Первой мировой войны, была интернирована на несколько месяцев. [113] Это помогло повысить ее статус в движении за независимость, и в возрасте 70 лет она была назначена президентом Индийского национального конгресса , что во многом является почетной должностью. [114]
В декабре 1908 года Ледбитер был вновь принят в Общество; это вызвало волну отставок: Сиднейский филиал отделился и образовал Независимое Теософское Общество. Ледбитер отправился в Адьяр, где встретил живущего там маленького мальчика, Джидду Кришнамурти , и объявил его следующим воплощением фигуры, называемой Мировым Учителем . Впоследствии он взял под свой контроль обучение мальчика в течение двух лет. [115] Вместе с Безант Ледбитер основал группу, известную как Орден Звезды на Востоке, для продвижения идеи Кришнамурти как Мирового Учителя. [116] Ледбитер также хотел большего количества ритуалов в теософии, и для достижения этой цели он и Дж. И. Веджвуд стали епископами Старой католической церкви . [117] Затем они отделились от него, чтобы сформировать свою собственную Либерально-католическую церковь , которая была независима от Теософского общества (Адьяр), сохраняя при этом принадлежность к нему. [118] Церковь привлекла большую часть своих членов из Общества и во многом полагалась на его ресурсы. [119] Однако в 1919 году Церковь была омрачена полицейским расследованием обвинений в том, что шесть ее священников были причастны к педофилии , и Веджвуд, который был замешан в этих обвинениях, вышел из организации. [120]
В ответ в Обществе возникло движение «Назад к Блаватской». Ее члены уничижительно отзывались о Безант и ее последователях как о приверженцах «неотеософии», возражая против верности Либеральной католической церкви Папе, а также против той известности, которую они занимали, согласно публикациям Безант и Ледбитера. [121] Главным благотворителем беспокойства внутри движения «Назад к Блаватской» была конкурирующая группа под названием « Объединенная ложа теософов» . [122] Одной из наиболее выдающихся фигур, перешедших на другую сторону, был Б.П. Вадиа . [123] Объединенная ложа теософов была основана в Лос-Анджелесе в 1909 году, когда она отделилась от Теософского общества Джаджа в Америке, стремясь свести к минимуму формальную организацию. [123] Он сосредоточился на публикации новых изданий сочинений Блаватской и Джаджа, а также других книг, которые обычно выпускались анонимно, чтобы предотвратить развитие каких-либо культов личности внутри теософского движения. [124]
Позже, в конце 1920-х годов, количество членов Адьярского общества достигло пика в 40 000 человек. [125] На пике своего развития Орден Звезды насчитывал 30 000 членов. [125] Сам Кришнамурти отверг эти убеждения, настаивая на том, что он не является Мировым Учителем, а затем вышел из Общества; Эффект для общества был драматичным, поскольку за ближайшие несколько лет оно потеряло треть своих членов. [126] Безант умерла в 1933 году, когда Общество перешло к Джорджу Арундейлу , который руководил им до 1945 года; деятельность группы была сильно ограничена Второй мировой войной . [127]
Джадж не оставил явного преемника на посту лидера Теософского общества в Америке, но эту позицию заняла Кэтрин Тингли , которая сказала, что она оставалась в медиумическом контакте с духом Джаджа. [128] Тингли начала международную кампанию по продвижению своей теософской группы, отправив делегации в Европу, Египет и Индию. В последней стране они столкнулись с базирующимися в Адьяре боевиками. [ нужна ссылка ] Теософское общество, и им не удалось привлечь новообращенных. [129] В 1898 году ее лидерству бросил вызов Эрнест Т. Харгроув, и когда он потерпел неудачу, он раскололся, чтобы сформировать свою собственную конкурирующую группу . [130] В 1897 году Тингли основал теософское сообщество Ломаленд в Пойнт-Лома в Сан-Диего , Калифорния. [131] Там собирались различные теософские писатели и художники. [132] при этом особое внимание уделялось развитию садоводства. [133] В 1919 году община помогла основать Теософский университет. [134] Длительные финансовые проблемы в сочетании со старением населения привели к тому, что Общество продало Ломаленд в 1942 году. [135] Между тем, смерть Тингли в 1929 году привела к тому, что Теософское общество в Америке перешло к Готфриду де Пурукеру , который способствовал сближению с другими теософскими группами в так называемом движении братства. [136]
Демография [ править ]
В течение первого столетия своего существования теософия зарекомендовала себя как международное движение. [137] Кэмпбелл считал, что с момента своего основания до 1980 года теософия приобрела десятки тысяч приверженцев. [138] Он отметил, что в последний год насчитывалось около 35 000 членов базирующейся в Адьяре организации. [ нужна ссылка ] Теософское общество (9000 из которых находились в Индии), ок. 5500 членов Теософского общества в Америке, ок. 1500 членов Международного Теософского Общества (Пасадена) и около 1200 членов Объединенной Теософской Ложи. [139] Членство в Теософском обществе достигло своего пика в 1928 году, когда оно насчитывало 45 000 членов. [140] Ложа Е.П.Б. в Окленде, Новая Зеландия, была одной из крупнейших в мире: в 1949 году она насчитывала более 500 членов. [141]
Теософские группы состоят в основном из отдельных людей, а не из семейных групп. [65] Кэмпбелл отметил, что эти члены были отчуждены от традиционных социальных ролей и практик. [65]
Как отметил Диксон, в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков Теософское общество «обращалось прежде всего к элитным, образованным слоям населения среднего и высшего среднего класса». [17] По ее словам, это была «религия для «мыслящих классов»». [17] Кэмпбелл заявил, что теософия привлекала «нетрадиционных, либерально мыслящих жителей Запада». [142] и, по словам Диксона, они были среди тех, «кто представлял собой гуманитарное сознание среднего класса, диссидентского меньшинства, которое работало во множестве параллельных организаций, критикуя доминирующие буржуазные ценности и культуру». [143]
Кэмпбелл также отметил, что теософия привлекала образованных азиатов, и особенно индийцев, поскольку она определяла Азию как центральную роль в универсальной древней религии и позволяла азиатам сохранять традиционные религиозные верования и практики в современных рамках. [51]
и наследие Прием
Хаммер и Ротштейн считали, что формирование и ранняя история Теософского общества были одной из «ключевых глав религиозной истории на Западе». [144] Теософское общество оказало значительное влияние на религию, политику, культуру и общество. [145] В западном мире это была главная сила для внедрения азиатских религиозных идей. [145] В 1980 году Кэмпбелл описал ее как «вероятно, самую важную нетрадиционную или оккультную группу прошлого века». [145] а в 2012 году Сантуччи отметил, что оно оказало «глубокое влияние на современный религиозный ландшафт». [146]
Подходя к азиатской религии с уважением и серьезно относясь к ее религиозным верованиям, Блаватская и Олкотт оказали влияние на южноазиатское общество. [147] В Индии он сыграл важную роль в движении за независимость Индии и возрождении буддизма. [145] Лидер независимости Индии Махатма Ганди подарили ему копию Бхагавад-гиты . во многом проявил интерес к индуистской культуре после того, как два теософа [148] Помимо поддержки самоуправления Индии, Безант также поддерживала самоуправление Шотландии, Уэльса и Ирландии. [149] Кэмпбелл предположил, что теософию можно рассматривать как «дедушку» движения роста азиатской духовности в 20 веке. [150] Учитывая распространение таких идей на Западе, некоторые критики сочли роль теософии в значительной степени устаревшей. [151]
Влияние на искусство и культуру [ править ]
Многие важные деятели, особенно представители гуманитарных наук и искусства, были вовлечены в теософское движение и находились под влиянием его учений. [146] Среди выдающихся ученых, входивших в Теософское общество, были изобретатель Томас Эдисон , биолог Альфред Рассел Уоллес и химик Уильям Крукс . [147]
Теософия также оказала влияние на искусство. [152] и был особенно формирующим для многих первых пионеров абстрактного искусства . [153] Развитие абстракции Хильмы аф Клинт было напрямую связано с ее работой с Теософским обществом с целью визуального представления и сохранения духовных концепций. [154] То же самое можно сказать и о русском экспрессионисте и новаторском абстрактном художнике Василии Кандинском , который интересовался теософией и теософскими идеями о цвете. [155] Голландский художник-абстракционист Пит Мондриан также находился под влиянием теософского символизма. [156]
Теософские идеи также оказали влияние на ирландское литературное движение конца 19-го и начала 20-го века, причем такие писатели, как Чарльз Джонстон , Джордж Рассел , Джон Эглинтон , Чарльз Уикс и Уильям Батлер Йейтс, проявляли интерес к этому движению. [157] Американский писатель-приключенческий фантаст Талбот Манди включал теософские темы во многие свои произведения. [158] Он отказался от своей прежней преданности христианской науке и присоединился к теософской фракции, возглавляемой Тингли, присоединившись к Обществу в 1923 году и поселившись в общине Пойнт-Лома. [159]
Русский композитор начала XX века Александр Скрябин , метафизические и мистические взгляды которого сильно повлияли на его тональную систему и композиционные произведения, заинтересовался теософией, живя в Брюсселе в 1909–10. [160] Среди других композиторов, чья музыка находилась под влиянием теософских проблем, - Густав Хольст , Луиджи Руссоло , Сирил Скотт и Эдмунд Руббра . [161] [162]
Марк Фрост считает, что теософия оказала прямое влияние на написание и создание « Твин Пикс» , который сам по себе включает в себя «белую ложу». [163]
Персонаж Обадия Арчер из Valiant Comics вселенского сериала « Арчер и Армстронг » неоднократно ссылается на теософию, антропософию, движение Фёлкиш и другие эзотерические группы, которые верят в план Акаши. Подразумевается, что Обадия Арчер является одним из вознесенных мастеров в традиции теософии. .
на другие религиозные и эзотерические Влияние группы
Бестселлеры и телешоу посвящены таким теософским концепциям, как реинкарнация и духовная эволюция; Интернет переполнен ссылками на теософские концепции, такие как человеческая аура (поиск Google в мае 2012 года дал 47 миллионов результатов) и чакры (12 миллионов результатов). Даже такие традиционные средства массовой информации, как канал National Geographic, представляют программы, посвященные архитеософским темам, таким как Атлантида и духовные тайны Египта. Термины и идеи, созданные или опосредованные представителями Теософского общества, со временем стали нарицательными, и появление теософии, таким образом, ознаменовало фундаментальное изменение в религиозной жизни бесчисленного количества людей.
- Олав Хаммер и Микаэль Ротштейн, 2013 г. [9]
Основатели многих более поздних новых религиозных движений были вовлечены в теософию. [164] Алисы Бейли Многие эзотерические группы, такие как Школа Арканов и Рудольфа Штайнера , Антропософия «напрямую зависят» от теософии. [145] Хотя он отошел от теософии, отказавшись от заявления Ледбитера о том, что он является Мировым Учителем, Кришнамурти продолжал проявлять теософское влияние в своих более поздних учениях. [165] В 1923 году бывший теософ, англо-американка Алиса Бейли , основала Школу Арканов , которая также основывалась на верованиях относительно контакта с Вознесенными Владыками. [166]
Другой бывший теософ, австриец Рудольф Штайнер, отделился от Теософского общества из-за заявлений о Кришнамурти, а затем в 1913 году основал собственное Антропософское общество , которое пропагандировало антропософию — философию, находящуюся под влиянием теософских идей. [167] Рудольф Штайнер основал Антропософское общество 28 декабря 1912 года и был исключен из Теософского общества 7 марта 1913 года. [168] Несмотря на свой уход из теософов, Рудольф Штайнер, тем не менее, до конца своей жизни сохранял живой интерес к теософии. [169]
Когда теософия вошла в фолькишское движение в Австрии и Германии конца XIX века, она синкретизировалась, образовав эклектичное оккультное движение, известное как Ариософия . [170] Самый видный ариософ, австриец Гвидо фон Лист , при создании собственной оккультной системы находился под влиянием теософских идей. [171]
В Соединенных Штатах в 1930-е годы группа I AM была основана Гаем Баллардом и Эдной Баллард; группа переняла идею Вознесенных Владык из теософии. [172] Идея Учителей — и вера в Морию и Кутхуми — также были приняты в систему верований Церкви Вселенской и Торжествующей . [173] Канадский мистик Мэнли П. Холл также назвал труды Блаватской ключевым фактором, оказавшим влияние на его идеи. [174] Теософские идеи, в том числе об эволюции Земли, повлияли на учение британского конспиролога Дэвида Айка . [175]
Хаммер и Ротштейн заявили, что теософия стала сильно влиять на «народную религиозность» и к концу двадцатого и двадцать первому векам «проникала практически в каждый уголок современной «народной» религиозной культуры» в западных странах. [9] Это оказало большое влияние на среду Нью Эйдж во второй половине двадцатого века. [176] Это сыграло важную роль в распространении веры в реинкарнацию среди жителей Запада. [177]
Научное исследование [ править ]
По теме Теософии и Теософского общества было выпущено значительное количество литературы. [178] Большинство ранних публикаций по теософии разделились на два лагеря: либо апологетические и крайне оборонительные, либо крайне антагонистические и агрессивные по отношению к движению. [150] По состоянию на 2001 год религиовед Олав Хаммер все еще мог отметить, что книги, представляющие теософские доктрины, носили в основном апологетический характер. [179] Примеры таких работ включают книгу Уильяма К. Джаджа 1893 года « Океан теософии» и книгу Роберта Эллвуда 1986 года «Теософия» . [179] Он отметил, что в большинстве этих работ теософская доктрина рассматривалась как нечто фиксированное и практически не содержало обсуждения того, как они изменились за десятилетия. [179] Многие статьи об историческом развитии движения появились также в журнале «Теософская история» . [179]
Многие ранние исследователи религии отвергли теософию как недостойную изучения; Мирча Элиаде , например, описал теософию как «отвратительный «духовный» гибридизм». [180] Академическое исследование теософского течения развивалось на пересечении двух научных направлений: изучения новых религиозных движений, возникших в 1970-х годах, и изучения западного эзотеризма. [181] Например, Блаватская представила первый том. [182] ученый-теософ Мун Ларами представляет современный перевод и беспристрастный анализ первых семи глав « Разоблаченной Изиды» .
Значительную часть исследований по теософии составляют биографии ее ведущих членов и обсуждения событий из истории Общества. [178] В отличие от значительного количества исследований, посвященных первым двум поколениям теософов, о более поздних фигурах было сделано мало. [180] Хаммер также посетовал, что, хотя исследования теософии развивались, они не были сосредоточены на переформулировке теософии Ледбитером и Безант или на развитии идей посттеософских писателей, таких как Штайнер или Бейли. [183] Хаммер и Ротштейн предположили, что «недостаток научной литературы» по теософии объясняется тем, что «влиятельные люди и учреждения» в Европе и Северной Америке считали эту религию «смехотворной», тем самым отговаривая ученых посвящать свое время ее исследованию. [180]
См. также [ править ]
Источники [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ Лахман 2012 , с. 137.
- ^ Франклин 2018 , с. 193.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 196.
- ^ Сантуччи 2012 , с. 234.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 196; Диксон 2001 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Диксон 2001 , с. 4.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38, 72; Годвин 1994b , с. XIX; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 2; Франклин 2018 , с. 192.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 72, 196.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 2.
- ^ Годвин 1994b , с. XIX.
- ^ Франклин 2018 , стр. xiv, 192.
- ^ Лоури 2019 , с. 70.
- ^ Ханеграаф 2013 , стр. 130–31.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 38.
- ^ Диксон 2001 , стр. 3, 5.
- ^ Карлсон 1993 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Диксон 2001 , с. 8.
- ^ Ханеграаф 2013 , с. 131.
- ^ Партридж 2004 , стр. 90–91.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 27–28; Мид 1980 , с. 151; Вашингтон, 1993 , стр. 53–54; Гудрик-Кларк 2004 , с. 7; Лахман 2012 , стр. 130–31, 136.
- ^ Сантуччи 2012 , с. 232.
- ^ Фэвр 1994 , с. 24.
- ^ Фэвр 1994 , с. 24; Лахман 2012 , с. 132.
- ^ Фэвр 2000 , с. 12 ; Акерман 1998 , с. 53–55 .
- ^ Вашингтон 1993 , с. 55; Гудрик-Кларк 2004 , с. 8; Лахман 2012 , с. 133.
- ^ Партридж 2013 , с. 325.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Годвин 1994 , с. xii.
- ^ Ханеграаф 2013 , с. 130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Опросник 2018 , с. 77.
- ^ Сантуччи 2012 , с. 233.
- ^ Сантуччи 2012 , стр. 233–234.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 191; Диксон 2001 , с. 4.
- ^ Диксон 2001 , стр. 3–4.
- ^ Сантуччи 2006 , с. 1114.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 191.
- ^ Джонсон 1994 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Кэмпбелл 1980 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 1980 , с. 54.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 55.
- ^ Интровинье 2018 , с. 206.
- ^ Интровинье 2018 , с. 212.
- ^ Интровинье 2018 , с. 214.
- ^ Интровинье 2018 , с. 220.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 36.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 37.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 62.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 47.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1980 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 63.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 43, 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 64.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , с. 256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , с. 255.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , стр. 255–256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лахман 2012 , с. 256.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 44–45; Лахман 2012 , с. 256.
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 223.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Опросник 2018 , с. 85.
- ^ Опросник 2018 , с. 90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1980 , с. 68.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чажес 2017 , с. 66.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38–39.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38–39; Сантуччи 2012 , с. 235.
- ^ Чажес 2017 , с. 90.
- ^ Чажес 2017 , с. 91.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 71.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 72.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 69.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 70, 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чажес 2017 , с. 72.
- ^ Опросник 2018 , с. 80.
- ^ Опросник 2018 , стр. 80–81.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 194.
- ^ Годвин 1994 , с. 348.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Диксон 2001 , с. 5.
- ^ Диксон 2001 , с. 6.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 196–197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 2.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 8.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 8–9.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 18.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 19.
- ^ Сантуччи 2006 , с. 1115.
- ^ Шоу 2018 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 104.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 103.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 104–105.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 105–106.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 106.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 107–108.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 108–109.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 110.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 110–111.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 111.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 113–114.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 114–115.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 115–116.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 116.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 119.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 122–123.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 123–124.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 124.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 119–120.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 121.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 125–126.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 126.
- ^ Опросник 2018 , с. 88.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 126; Опросник 2018 , стр. 88–89.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 126–127.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 143.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 143–144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 128.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 128, 130.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 130.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 131, 133.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 134.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 135.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 135–137.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 138.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 138–139.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 137.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 140–141.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 141–142.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 147.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 175.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 177.
- ^ Опросник 2018 , с. 86.
- ^ Равелли, Сэнди (13 ноября 2012 г.). «Теософия в Новой Зеландии» . Теософия вперед . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 94.
- ^ Диксон 2001 , с. 10.
- ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 1980 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сантуччи 2012 , с. 240.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 165.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 172.
- ^ Шоу 2018 , с. 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. VII.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 201.
- ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 10.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 169; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 10.
- ^ Башкофф, Т., редактор и др., Хильма Аф Клинт (Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 2018).
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 169–170.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 170–171.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 165–169.
- ^ Тейвс 1985 , с. 153.
- ^ Тейвс 1985 , стр. 157–159.
- ^ Мария Карлсон. « Модный оккультизм: Теософский мир Александра Скрябина. Архивировано 4 апреля 2023 г. в Wayback Machine », в журнале Американского общества Скрябина , 12:1, зима 2007–2008 гг., стр. 54–62.
- ^ Доктор Джон Алгео. «Теософия и дух времени», из журнала «Американский теософ» (1987).
- ^ Крэддак, Люсинда. Духовные измерения в музыке Эдмунда Руббры. Архивировано 10 апреля 2023 г. в Wayback Machine (2023 г.).
- ↑ На горизонте более высокие вершины: Человек, написавший «Твин Пикс», планирует стать еще более странным. Марк Фрост разговаривал с Кевином Джексоном о Шерлоке и колдунах (1992)
- ^ Сантуччи 2012 , стр. 240–241.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 148.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 150–153.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 155–158; Опросник 2018 , с. 86.
- ^ Полл, Джон (2022). Рудольф Штайнер: От теософии к антропософии (1902–1913). Архивировано 12 октября 2022 г. в Wayback Machine , European Journal of Theology and Philosophy, 2 (5): 8-13.
- ^ Полл, Джон (2018) Библиотека Рудольфа Штайнера: Книги на английском языке. Архивировано 8 февраля 2019 г. в Wayback Machine , Журнал социальных наук и наук о развитии. 9 (3): 21–46.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 22.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 23.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 1, 161–163.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 163.
- ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 163–165.
- ^ Робертсон 2016 , стр. 25, 133–134.
- ^ Диксон 2001 , с. 4; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 4.
- ^ Чажес 2017 , с. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаммер 2001 , с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хаммер 2001 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 3.
- ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , стр. 3–4.
- ^ Ларами 2020 .
- ^ Хаммер 2001 , с. 19.
Библиография [ править ]
- Окерман, Сюзанна (1998). Розенкрейцерство над Балтией: распространение розенкрейцерства в Северной Европе . Брилл. ISBN 9004110305 .
- Кэмпбелл, Брюс Ф. (1980). Возрождение древней мудрости: история теософского движения . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520039681 .
- Карлсон, Мария (1993). Нет религии выше истины: история теософского движения в России, 1875–1922 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691636337 .
- Чажес, Джули (2017). » Е. П. Блаватской «Реинкарнация в «Тайной доктрине ». Переписка: Интернет-журнал академического изучения западного эзотеризма . 5 : 65–93.
- Диксон, Джой (2001). Божественная женственность: теософия и феминизм в Англии . Исследования Университета Джонса Хопкинса в области исторических и политических наук. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-6499-2 .
- Фавр, Антуан (1994). Доступ к западному эзотерику . Серия SUNY по западным эзотерическим традициям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Фавр, Антуан (2000). Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма . СУНИ Пресс. п. 12. ISBN 9780791444368 . Франклин, Дж. Джеффри (2018). Дух имеет значение: оккультные верования, альтернативные религии и кризис веры в викторианской Британии . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 9781501715440 .
- Гарделл, Матиас (2003). Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3071-4 .
- Годвин, Джоселин (1994). Теософское Просвещение . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791421512 .
- Годвин, Джоселин (1994b). «Предисловие». В К. Поле Джонсоне (ред.). Мастера раскрыты: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. xv–xix . ISBN 978-0791420645 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2004). Елена Блаватская . Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN 978-1-55643-457-0 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195320992 .
- Хаммер, Олав (2001). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-13638-0 .
- Хаммер, Олав ; Ротштейн, Микаэль (2013). "Введение". У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Лейден: Брилл. стр. 1–12. ISBN 978-90-04-23596-0 .
- Ханеграаф, Воутер (2013). Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери Пресс. ISBN 978-1441136466 .
- Интровинье, Массимо (2018). «Живопись мастеров в Британии: от Шмихена до Скотта». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 206–226. ISBN 978-1-4724-8698-1 .
- Джонсон, К. Пол (1994). Мастера раскрыты: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791420645 .
- Джонстон, Джей (2012). «Теософские тела: цвет, форма и эмоции от современной эстетики до целительной терапии». В Кьюсаке, Кэрол; Норман, Алекс (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Том. 4. Лейден : Издательство Brill . стр. 153–170. дои : 10.1163/9789004226487_008 . ISBN 978-90-04-22187-1 . ISSN 1874-6691 .
- Лахман, Гэри (2012). Мадам Блаватская: Мать современной духовности . Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер/Пингвин. ISBN 978-1-58542-863-2 .
- Ларами, Мун (2020). Разоблачение Блаватской: Сочинения Е. П. Блаватской на современном английском языке. Том I. Лондон: ISBN компании Martin Firrell Company Ltd. 978-0993178696 .
- Лоури, Элизабет (2019). «Эти любовники не из этого мира: секс, согласие и риторика обращения в рассказах похищенных». В Дэрриле Кэтрин; Джон В. Морхед (ред.). Паранормальные явления и популярная культура: постмодернистский религиозный ландшафт . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 68–77. ISBN 978-1-138-73857-7 .
- Мид, Мэрион (1980). Мадам Блаватская: Женщина, стоящая за мифом . Нью-Йорк: Патнэм. ISBN 978-0-399-12376-4 .
- Партридж, Кристофер (2004). Том «Переочарование Запада». 1: Альтернативная духовность, сакрализация, популярная культура и оккультура . Лондон: T&T Clark International. ISBN 978-0567084088 .
- Партридж, Кристофер (2013). «Потерянный горизонт: Е. П. Блаватская и теософский ориентализм». У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Лейден: Брилл. стр. 309–333. ISBN 978-90-04-23596-0 .
- Поллер, Джейк (2018). « «Под гламуром»: Анни Безант, Чарльз Ледбитер и нео-теософия». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 77–93. ISBN 978-1-4724-8698-1 .
- Робертсон, Дэвид Г. (2016). НЛО, теории заговора и новый век: тысячелетний заговор . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-350-04498-2 .
- Сантуччи, Джеймс А. (2006). «Теософское общество». В Воутер Ханеграаф (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден: Брилл. стр. 1114–1123. ISBN 978-90-04-15231-1 .
- Сантуччи, Джеймс А. (2012). "Теософия". У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 231–246. ISBN 978-0521145657 .
- Шоу, Майкл (2018). «Теософия в Шотландии: восточный оккультизм и национальная идентичность». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 23–40. ISBN 978-1-4724-8698-1 .
- Тейвс, Брайан (1985). «Философия в популярной художественной литературе: Талбот Манди и Теософское общество». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 67 (2): 153–186. дои : 10.2307/41171147 . JSTOR 41171147 .
- Тромпф, Гарри В.; Бернауэр, Лорен (2012). «Производство утраченных цивилизаций: теософские концепции в литературе, визуальных средствах массовой информации и популярной культуре». В Кьюсаке, Кэрол; Норман, Алекс (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Том. 4. Лейден : Издательство Brill . стр. 99–131. дои : 10.1163/9789004226487_006 . ISBN 978-90-04-22187-1 . ISSN 1874-6691 .
- Вашингтон, Питер (1993). Бабуин мадам Блаватской: теософия и появление западного гуру . Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-56418-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Беднаровский, Мэри Фаррелл (1980). «Вне мейнстрима: женская религия и женщины-религиозные лидеры в Америке девятнадцатого века». Журнал Американской академии религии . 48 (2): 207–231. дои : 10.1093/jaarel/XLVIII.2.207 . JSTOR 1462703 .
- Бергундер, Майкл (2014). «Эксперименты с теософской истиной: Ганди, эзотерика и глобальная религиозная история». Журнал Американской академии религии . 82 (2): 398–426. дои : 10.1093/jaarel/lft095 .
- Бевир, Марк (1994). «Запад поворачивается на Восток: мадам Блаватская и трансформация оккультной традиции». Журнал Американской академии религии . 62 (3): 747–767. дои : 10.1093/jaarel/LXII.3.747 . JSTOR 1465212 .
- Бевир, Марк (2003). «Теософия и истоки Индийского национального конгресса» . Международный журнал индуистских исследований . 7 (1): 99–115. дои : 10.1007/s11407-003-0005-4 . JSTOR 20106850 . S2CID 54542458 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 13 декабря 2020 г.
- Брайсон, Мэри Э. (1977). «Метафоры свободы: теософия и ирландское литературное возрождение». Канадский журнал ирландских исследований . 3 (1): 32–40. дои : 10.2307/25512386 . JSTOR 25512386 .
- Чарджес, Джули (2012). «Метемпсихоз и реинкарнация в разоблаченной Изиде ». Теософская история . 16 : 128–150.
- Чарджес, Джули (2016). «Блаватская и монотеизм: к историзации критической категории». Журнал религии в Европе . 9 (2–3): 247–275. дои : 10.1163/18748929-00902008 .
- Диксон, Джой (1997). «Сексология и оккультизм: сексуальность и субъективность в новую эпоху теософии». Журнал истории сексуальности . 7 (3): 409–433. JSTOR 4629636 .
- Хаммер, Олав (2009). «Раскол и консолидация: случай теософского движения». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Священные расколы: как разделяются религии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 196–217.
- Ханеграаф, Воутер (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004106956 .
- Ханеграаф, Воутер Дж. (2017). «Теософское воображение». Переписка: Интернет-журнал академического изучения западного эзотеризма . 5 :3–39.
- Киркли, Эвелин А. (1998). « Равенство полов, но…»: Женщины в теософии Пойнт-Лома, 1899–1942». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 1 (2): 272–288. дои : 10.1525/номер.1998.1.2.272 . JSTOR 10.1525/nr.1998.1.2.272 .
- Крафт, Сив Эллен (2002). « «Смешивать или не смешивать»: синкретизм/антисинкретизм в истории теософии». Нумен . 49 (2): 142–177. дои : 10.1163/156852702760186754 . JSTOR 3270480 .
- Лавуа, Джеффри Д. (2012). Теософское общество: история спиритуалистического движения . Универсал-Издательство. ISBN 9781612335537 .
- Нойфельдт, Рональд (1986). «В поисках утопии: карма и возрождение в теософском движении». В Рональде В. Нойфельдте (ред.). Карма и возрождение: постклассические разработки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Протеро, Стивен (1993). «От спиритуализма к теософии: «возвышение» демократической традиции». Религия и американская культура: журнал интерпретации . 3 (2): 197–216. JSTOR 1123988 .
- Протеро, Стивен (1995). «Генри Стил Олкотт и «протестантский буддизм» ». Журнал Американской академии религии . 63 (2): 281–302. дои : 10.1093/jaarel/LXIII.2.281 . JSTOR 1465402 .
- Протеро, Стивен (1996). Белый буддист: Азиатская одиссея Генри Стила Олкотта . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Сантуччи, Джеймс А. (2008). «Понятие расы в теософии». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 11 (3): 37–63. дои : 10.1525/номер.2008.11.3.37 . JSTOR 10.1525/№2008.11.3.37 .
- Скотт, Дж. Бартон (2009). «Чудо-публика: теософия, христианство и дело Кулона». История религий . 49 (2): 172–196. дои : 10.1086/649525 . JSTOR 10.1086/649525 . S2CID 161606445 .
- Ван Вормер, Стивен Р.; Гросс, Дж. Тимоти (2006). «Археологическая идентификация своеобразного образа жизни: раскопки и анализ свалки Теософского общества, Сан-Диего, Калифорния». Историческая археология . 40 (1): 100–118. дои : 10.1007/BF03376717 . JSTOR 25617318 . S2CID 141573487 .
- Виницкий, Илья (2006). «Где похоронен Бобок: Теософские корни «фантастического реализма» Достоевского ». Славянское обозрение . 65 (3): 523–543. дои : 10.2307/4148662 . JSTOR 4148662 . S2CID 163253453 .
Внешние ссылки [ править ]
- Центр изучения Блаватской - онлайн-архив Блаватской
- Теософская история - веб-сайт, связанный с независимым рецензируемым журналом. одноименным
- Современная теософия - большая коллекция статей по теософии.
- Онлайн-библиотека теософии - связана с Объединенной ложей теософов , Феникс, Аризона.
- Интернет-литература о теософии - связана с Теософским обществом Пасадены.
- Библиотека и ресурсы Theosophy Network
- День Белого Лотоса - фильм о Теософском обществе в Нью-Йорке, Лондоне и Адьяре (Индия)