Jump to content

Генри Стил Олкотт

(Перенаправлено с Генри Олкотта )
Генри Стил Олкотт
Полковник Генри Стил Олкотт
Рожденный 2 августа 1832 г.
Умер 17 февраля 1907 г. (74 года)
Национальность Американский
Образование Городской колледж Нью-Йорка
Колумбийский университет
Род занятий военный офицер
Журналист
Адвокат
Известный Возрождение буддизма
Теософское общество
Гражданская война в США
Супруг Мэри Эппли Морган
Подпись

Полковник Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 — 17 февраля 1907) — американский военный офицер, журналист, юрист, масон (член Гугенотской ложи № 448, ныне № 46), а также соучредитель и первый президент Теософского общества .

Олкотт был первым известным американцем европейского происхождения, официально принявшим буддизм . Его последующие действия на посту президента Теософского общества помогли создать ренессанс в изучении буддизма. Олкотт считается буддийским модернистом за его усилия по интерпретации буддизма через европеизированную призму.

Олкотт был крупным сторонником возрождения буддизма в Шри-Ланке , и его до сих пор чтят в Шри-Ланке за эти усилия. Вице-президент Ассоциации старых мальчиков колледжа Ананда Самита Сеневиратне сказала, что «вклад полковника Олкотта в улучшение нашей страны, нации, религии, справедливости и хорошего поведения был настолько велик, что он навсегда останется в наших сердцах». [1]

Биография

[ редактировать ]
Копия подтверждающего письма, написанного Генри Стилом Олкоттом, в котором упоминается, что он принял Панча Силу впервые в Виджаянанде Галле .

Олкотт родился 2 августа 1832 года в Ориндже, штат Нью-Джерси , и был старшим из шести детей в семье пресвитерианского бизнесмена Генри Вайкоффа Олкотта и Эмили Стил Олкотт. В детстве Олкотт жил на своего отца в Нью-Джерси . ферме [2]

В подростковом возрасте он посещал сначала колледж города Нью-Йорка , а затем Колумбийский университет . [3] где он присоединился к братству Сент-Энтони-Холл , [4] окружение известных людей. В 1851 году бизнес его отца рухнул, и ему пришлось покинуть университет.

Живя в Амхерсте, штат Огайо , Олкотт познакомился со спиритизмом родственниками, которые образовали спиритуалистический кружок после того, как увидели сестер Фокс на гастролях в Кливленде. [5] В этот период Олкотт заинтересовался исследованиями « психологии , гипноза , психометрии и месмеризма ». [6] В 1853 году, вернувшись в Нью-Йорк, Олкотт стал одним из основателей Нью-Йоркской конференции спиритуалистов. [7] Он также публиковал письма и статьи на спиритические темы в « Spiritual Telegraph» под псевдонимом «Амхерст». [8]

С 1858 по 1860 год Олкотт был сельскохозяйственным корреспондентом New York Tribune и Mark Lane Express , но иногда публиковал статьи на другие темы. Он присутствовал при Джона Брауна . казни [9]

Он также опубликовал генеалогию своей семьи, восходящую к Томасу Олкотту, одному из основателей Хартфорда, штат Коннектикут , в 1636 году.

В 1860 году Олкотт женился на Мэри Эппли Морган, дочери настоятеля прихода Тринити, Нью-Рошель, Нью-Йорк . У них было четверо детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Он служил в армии США во время Гражданской войны в США , а затем был принят на должность специального комиссара военного министерства в Нью-Йорке. Позже ему было присвоено звание полковника и переведено в военно-морское ведомство в Вашингтоне, округ Колумбия. Он пользовался большим уважением и в 1865 году, после убийства Авраама Линкольна , помогал в расследовании убийства.

В 1868 году он стал юристом, специализирующимся на страховании, доходах и мошенничестве.

Духовная материализация Сафара Али Бека, рисунок из книги Олкотта « Люди из потустороннего мира» .

В 1874 году ему стало известно о сеансах из братьев Эдди Читтендена , штат Вермонт . Его интерес пробудился, Олкотт написал статью для New York Sun , в которой исследовал Эдди Фармс. Его статья была настолько популярна, что другие газеты, такие как New York Daily Graphic , переиздали ее. Его публикация 1874 года «Люди из другого мира» началась с его ранних статей, посвященных спиритуалистическому движению.

Также в 1874 году Олкотт встретил Елену Блаватскую , когда они оба были на ферме Эдди. Его основополагающий интерес к спиритуалистическому движению и многообещающие отношения с Блаватской помогли ему развить духовную философию.

Олкотт продолжал выступать в качестве юриста в течение первых нескольких лет после основания Теософского общества , а также был финансовым спонсором нового религиозного движения . В начале 1875 года видные спиритуалисты попросили Олкотта расследовать обвинение в мошенничестве против медиумов Дженни и Нельсона Холмсов, которые утверждали, что материализовали знаменитый «духовный контроль» Кэти Кинг (Дойл 1926: том 1, 269–277).

В 1880 году Елена Блаватская и Олкотт стали первыми жителями Запада, получившими « Три прибежища и пять заповедей» — церемонию, посредством которой человек традиционно становится буддистом; таким образом, Блаватская была первой западной женщиной, сделавшей это. [10] Олкотт однажды описал свою взрослую веру как «чистый, примитивный буддизм», но это был уникальный вид буддизма. [11]

Теософское общество

[ редактировать ]

С 1874 года духовный рост и развитие Олькотта вместе с Блаватской и другими духовными лидерами привели к основанию Теософского общества .В 1875 году Олкотт, Блаватская и другие, особенно Уильям Куан Джадж , сформировали Теософское общество в Нью-Йорке, США. Олкотт финансово поддерживал Теософское общество в первые годы его существования и был исполняющим обязанности президента, в то время как Блаватская была секретарем Общества.

В декабре 1878 года они покинули Нью-Йорк, чтобы перенести штаб-квартиру Общества в Индию.Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года. [12] Олкотт намеревался посетить родину своего духовного лидера Будды . Штаб-квартира Общества была основана в Адьяре , Ченнаи, как Теософское общество Адьяр , а также открылась Адьярская библиотека и исследовательский центр в штаб-квартире.

Находясь в Индии, Олкотт стремился получить переводы священных восточных текстов, ставшие доступными в результате западных исследований. Его намерением было избежать вестернизированных интерпретаций, часто встречающихся в Америке, и обнаружить чистое послание текстов буддийской , индуистской и зороастрийской религий , чтобы правильно обучать жителей Запада.

Исследования и переводческие усилия Олкотта привели его к диалогу с ранними, якобы светскими антропологами и религиоведами . Он много переписывался с Максом Мюллером , задавая вопросы, связанные с его интересом к индуизму и буддизму, и делился открытиями, сделанными во время его путешествий по Южной Азии. Он также лично встречался с Мюллером и Эдвардом Бернеттом Тайлором по крайней мере один раз в Оксфордском университете . [13]

Елена Блаватская стоит позади Генри Стила Олкотта (сидит посередине) и Дамодара Маваланкара (сидит справа от него) в Бомбее, 1881 год.

Основным религиозным интересом Олкотта был буддизм, и он широко известен своей работой в Шри-Ланке . После двухлетней переписки со Шри Пияратаной Тиссой Маханаяке Теро он и Блаватская прибыли в тогдашнюю столицу Коломбо 16 мая 1880 года. [14] [15] Елена Блаватская и Генри Стил Олкотт приняли Пять обетов в Виджаянанда Вихарая, расположенном в Веливатте в Галле , 19 мая 1880 года. [16] В этот день Олькотт и Блаватская были официально признаны буддистами, хотя Олкотт отмечал, что они ранее объявляли себя буддистами, еще живя в Америке. [17]

Во время своего пребывания в Шри-Ланке Олкотт стремился возродить буддизм в регионе, одновременно собирая догмы буддизма для образования жителей Запада. Именно в этот период он написал Буддийский катехизис (1881 г.), который используется до сих пор.Теософское общество построило несколько буддийских школ на Цейлоне, в первую очередь колледж Ананда в 1886 году, колледж Дхармараджа в Канди в 1887 году, колледж Малиядева Курунегала в 1888 году, Сиддхартха Кумара Маха Видьялайя (впервые названный «Буддийской школой для мальчиков») Гампаха в 1891 году, колледж Дхармадута , Бадулла в 1891 году, колледж Махинда в Галле в 1892 году, колледж Наланда в Коломбо в 1925 году, колледж Мусеус (школа для девочек) в Коломбо и колледж Дхармасока в Амбалангоде .Олкотт также выступал в качестве советника комитета, назначенного для разработки буддийского флага в 1885 году. Буддийский флаг, разработанный при содействии Олкотта, позже был принят в качестве символа Всемирного братства буддистов и в качестве универсального флага всех буддийских традиций .

Список начальных школ, основанных Буддийским обществом Парама Вингнанартха полковника Хенди Стила Олкотта.

Елена Блаватская в конце концов переехала жить в Лондон, где и умерла в 1891 году, но Олкотт остался в Индии и продолжил там работу Теософского общества. Роль Олькотта в Теософском обществе по-прежнему будет оставаться президентом, но введение в должность Анни Безант положило начало новой эре движения. После его смерти Теософское общество избрало ее президентом и лидером движения.

Буддийский катехизис

[ редактировать ]

Текст «Буддийского катехизиса»

[ редактировать ]
Генри Олкотт и буддисты (Коломбо, 1883 г.)

«Буддийский катехизис» Олкотта, составленный в 1881 году, является одним из его наиболее устойчивых вкладов в возрождение буддизма в Шри-Ланке и используется там по сей день. В тексте излагаются то, что Олкотт считал основными доктринами буддизма, включая жизнь Будды , послание Дхармы , роль Сангхи . В тексте также рассматривается, как послание Будды соотносится с современным обществом. Жители Южной Азии и другие считали Олкотта сторонником буддийского возрождения. [18]

Он представлен в том же формате вопросов и ответов, который используется в некоторых христианских катехизисах . Вот несколько примеров из этого текста:

Вопрос: Вы бы назвали буддистом человека, который просто родился от родителей-буддистов?
А. Конечно, нет. Буддист — это тот, кто не только исповедует веру в Будду как благороднейшего из Учителей, в проповедуемое Им Учение и в братство Архатов , но применяет его Учения в повседневной жизни. [19]

В. Что такое Карма?
А. Причинность, действующая на моральном, а также на физическом и других планах. Буддисты говорят, что в человеческих делах не бывает чудес: что человек посеет, то он еще должен пожинать.

Вопрос: Какие еще хорошие слова были использованы для выражения сути буддизма?
А. Самокультура и всеобщая любовь. [20]

О четырех достопримечательностях и о том, как они повлияли на Будду:
26. Вопрос: Почему эти достопримечательности, столь знакомые всем, заставили его отправиться в джунгли?
А. Мы часто видим такие знаки. Он этого не сделал; и они произвели глубокое впечатление на его сознание.
27. Вопрос: Почему он тоже их не видел?
Ответ: Астрологи предсказали при его рождении, что однажды он откажется от своего королевства и станет Буддой. Король, его отец, не желая терять сына, тщательно не позволял ему видеть любые зрелища, которые могли бы навести его на человеческие страдания и смерть. Никому не разрешалось даже говорить о таких вещах с принцем. Он был почти как пленник в своих прекрасных дворцах и цветниках. Они были окружены высокими стенами; а внутри все было сделано как можно красивее, чтобы ему не хотелось идти и видеть скорбь и скорбь, какие есть в мире.
28. Вопрос: Был ли он настолько добросердечным, что его отец боялся, что он действительно может пожертвовать собой ради мира?
О: Да; он, кажется, чувствовал ко всем столь сильным людям жалость и любовь. [21]

55. Вопрос: Почему невежество вызывает страдания?
А. Потому что это заставляет нас ценить то, что не стоит ценить, скорбеть о том, о чем не следует скорбеть, считать реальным то, что не реально, а лишь иллюзорно, и проводить свою жизнь в погоне за бесполезными объектами, пренебрегая тем, что на самом деле является наиболее ценным. .

56. Вопрос: А что самое ценное?

А. Знать всю тайну существования и судьбы человека, чтобы мы могли оценивать не более чем их действительную ценность, эту жизнь и ее отношения; чтобы мы могли жить так, чтобы обеспечить величайшее счастье и наименьшее страдание для наших ближних и самих себя. [22]

Катехизис Олкотта отражает новую, постпросветительскую интерпретацию традиционных буддийских догматов. Как заявил Дэвид МакМэхан , «[Олкотт] объединил буддизм с научным рационализмом в скрытой критике ортодоксального христианства, но вышел далеко за рамки принципов традиционной науки, экстраполируя романтиков и трансценденталистов ». «оккультные науки» девятнадцатого века, находившиеся под влиянием [23]

Наука и теософия Олкотта

[ редактировать ]

Сочетание теософами спиритуализма и науки для исследования сверхъестественного отражало желание общества объединить религию и разум и создать рационально духовное движение. Эта «оккультная наука» внутри Теософского общества использовалась для поиска «истины» всех основных мировых религий. В ходе своих исследований Олькотт и Блаватская пришли к выводу, что буддизм лучше всего воплощает в себе элементы того, что они считали значимым во всех религиях.

Олкотт использовал научные рассуждения в своем синтезе и представлении буддизма. Это ясно видно в главе его «Буддийского катехизиса», озаглавленной «Буддизм и наука». Примечательно, что его усилия представляют собой одну из самых ранних попыток объединить научное понимание и рассуждения с буддийской религией. [24] Взаимосвязь, которую он видел между буддизмом и наукой, соответствовала его теософскому подходу, чтобы показать научные основы сверхъестественных явлений, таких как ауры, гипноз и буддийские «чудеса».

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Внешние изображения
значок изображения Открытие статуи Олкотта в Коломбо .
значок изображения Статуя Олкотта в Нью-Джерси .
значок изображения Статуя Олкотта расположена возле аудитории колледжа Дхармараджа, Канди.

Олкотт был президентом Теософского общества до своей смерти 17 февраля 1907 года.

В память о нем две главные улицы в Коломбо и Галле были названы Олькоттом Маватой. Статуи ему установлены в Галле и Коломбо. Многие другие буддийские школы, которые он помог основать или были основаны в его память, имеют памятные статуи в честь его вклада в буддийское образование. 10 сентября 2011 года статуя полковника Олкотта была открыта в буддийском храме недалеко от Принстона, штат Нью-Джерси. [25] Многие жители Шри-Ланки до сих пор с любовью вспоминают его.

Дату его смерти часто помнят в буддийских центрах и воскресных школах на территории современной Шри-Ланки , а также в теософских сообществах по всему миру. Олкотт считал себя спасителем Азии, героем-аутсайдером, который появится в конце драмы, чтобы спасти разочарованный субконтинент от духовной смерти. [26]

Попытка возродить буддизм в Шри-Ланке оказалась успешной и оказала влияние на многих местных буддийских интеллектуалов. В то время в Шри-Ланке доминировала британская колониальная власть и влияние, и многие буддисты слышали интерпретацию Олкотта послания Будды как социально мотивирующую и поддерживающую усилия по отмене попыток колониалистов игнорировать буддизм и буддийскую традицию. И это несмотря на то, что его новая интерпретация Будды соответствовала современным либеральным идеям, продвигаемым британцами в Шри-Ланке. Как писал Дэвид МакМэхан, «Генри Стил Олкотт видел в Будде фигуру, очень похожую на идеального либерального вольнодумца – человека, полного «благожелательности», «благодарности» и «терпимости», который пропагандировал «братство среди всех людей», а также уроки мужской самостоятельности». [27] Его европеизированный взгляд на Будду оказал влияние на лидеров Шри-Ланки, таких как Анагарика Дхармапала .

Олкотт и Анагарика Дхармапала были соратниками, что отражает осознание обоими мужчинами разрыва между Востоком и Западом, как видно из их представления буддизма Европе. [28] Олкотт помог финансово поддержать присутствие буддистов во Всемирном парламенте религий в Чикаго в 1893 году. Включение буддистов в парламент позволило расширить буддизм в Европе в целом и в Америке в частности, что привело к появлению других буддийских модернистских движений.

Как писал Стивен Протеро:

Именно Олкотт наиболее красноречиво сформулировал и наиболее очевидно воплотил разнообразные религиозные и культурные традиции, сформировавшие протестантский буддизм, который придал движению возрождения как организационную форму, так и акцент на образовании как формировании характера. Самый протестантский из всех ранних протестантских буддистов, Олкотт был лиминоидной фигурой, гриотом, который из-за своего неловкого положения между американской протестантской грамматикой своей юности и азиатским буддийским лексиконом своей взрослой жизни был способен вызвать в воображении традиционный сингальский буддизм, протестантский модернизм, столичная аристократия и академический ориентализм в совершенно новую креольскую традицию. Эту креольскую традицию Олькотт затем передал целому поколению сингальских студентов, обучавшихся в его школах. [29]

Олкотт, вероятно, единственный крупный участник возрождения сингальского буддизма в девятнадцатом веке, который на самом деле родился и вырос в протестантской христианской традиции, хотя он уже ушел из протестантизма в спиритуализм задолго до того, как стал буддистом. Протестантизм его детства является причиной того, что многие ученые называют буддийский модернизм, на который он повлиял, «протестантским буддизмом». [30]

Работает

[ редактировать ]
  • Сорго и Имфи, китайский и африканский сахарный тростник ; А.О. Мур, Нью-Йорк, 1857 г.
  • Конспекты первого курса Йельских лекций по сельскому хозяйству ; К. М. Сакстон, Баркер и компания, Нью-Йорк, 1860 г.
  • Потомки Томаса Олкотта , 1872 г.
  • Человеческие духи и элементарии ; 1875 г.
  • Люди из потустороннего мира American Publishing Co., Хартфорд, 1875 г.
  • Буддийский катехизис ; Мадрас 1881 г.
  • Теософия, религия и оккультная наука ; Нью-Йорк 1885 г.
  • Листья старого дневника (6 томов) (Нью-Йорк и Лондон: Сыновья Г. П. Патнэма, 1895 г.)
  • Индуистский катехизис Двайты ; 1886 г.
  • Золотые правила буддизма ; 1887 г.
  • Родство между индуизмом и буддизмом ; Общество Маха-Бодхи, Калькутта, 1893 г.
  • Бедный изгой ; Аддисон и компания, Мадрас, 1902 г.
  • Жизнь Будды и ее уроки ; 1912 год
  • Дух зороастризма ; 1913 год
  • Листья старого дневника: «В оккультизме: правдивая история мадам Е. П. Блаватской» ; Running Press, Филадельфия, 1975 (перепечатка); ISBN   0-914294-31-8

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джаявардана, Рувини. «Новаторская легенда буддийского образования в Шри-Ланке» . Ежедневные новости . Проверено 23 сентября 2023 г.
  2. Джанет Кершнер , Семья Олкоттов. Архивировано 18 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Вспоминая Х.С. Олкотта
  4. ^ Руководство Бэрда по братствам американских колледжей ...: информация и многое другое с сайта Answers.com на www.answers.com
  5. ^ Протеро, Стивен Р. (1996). Белый буддист: Азиатская одиссея Генри Стила Олкотта . Издательство Университета Индианы. п. 22. ISBN  9780585109503 . OCLC   946214562 .
  6. ^ Протеро, Стивен. Белый буддист . п. 23.
  7. ^ Протеро, Стивен. Белый буддист . п. 23.
  8. ^ Листья старого дневника Олкотта, стр. 322 ; Амхерст, «Слово к медиумам», Spiritual Telegraph , 27 октября 1855 г.
  9. ^ Олкотт, Генри С. (1875), «Как мы повесили Джона Брауна» , в Бруме, Джон ; Элдеркин, Джон (ред.), Lotos Leaves , Бостон: Уильям Ф. Гилл, стр. 233–249.
  10. ^ Текущие перспективы буддизма: Буддизм сегодня: проблемы и глобальные измерения , Мадхусудан Сакья, Cyber ​​Tech Publications, 2011, стр. 244
  11. ^ Протеро, Стивен. «Генри Стил Олкотт и протестантский буддизм» стр.285.
  12. ^ Объединенная хронология писем Махатм - Предисловие
  13. ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 122–123. ISBN  978-0-226-40336-6 .
  14. ^ Ранатунга, округ Колумбия (2001). «Это спорное столкновение» . Санди Таймс . Проверено 20 января 2015 г.
  15. ^ Кавиратне, WTJS (2004). «Первая буддийская школа в Шри-Ланке – Пияратхана Видьялая в Додандуве полуразрушена и находится под угрозой закрытия» . Ежедневные новости (Шри-Ланка) . Проверено 20 января 2015 г.
  16. ^ Оливейра, Педро. «БИО» . КВЛ Мир.
  17. ^ Олкотт в Колдуэлле (2000)
  18. ^ Протеро, Стивен. «Генри Стил Олкотт и протестантский буддизм» стр.283
  19. ^ Олкотта Буддийский катехизис , стр. 2.
  20. Олкотта Буддийский катехизис , стр. 38.
  21. ^ Олкотта Буддийский катехизис , стр. 18.
  22. ^ Олкотта Буддийский катехизис , стр. 27.
  23. ^ МакМахан, Дэвид Л. Создание буддийского модернизма США: Oxford University Press, 2008. 95.
  24. ^ МакМахан, Дэвид Л. Создание буддийского модернизма США: Oxford University Press, 2008. 99.
  25. Статуя Эда Абдилла Олкотта открыта в Нью-Джерси. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Протеро, Стивен. «Генри Стил Олкотт и протестантский буддизм» стр.295
  27. ^ МакМахан, Дэвид Л. Создание буддийского модернизма США: Oxford University Press, 2008. МакМахон 95.
  28. ^ МакМахан, Дэвид Л. Создание буддийского модернизма. США: Издательство Оксфордского университета, 2008. Стр. 95.
  29. ^ Протеро, Стивен. «Генри Стил Олкотт и протестантский буддизм», стр. 296/297.
  30. ^ Протеро, Стивен. «Генри Стил Олкотт и то, что ученые называют «протестантским буддизмом».» Журнал Американской академии религии 63.2 (лето 1995 г.): 281–302. База данных религии ATLA с ATLASerials. ЭБСКО. Норлин, Боулдер, Колорадо. 27 апреля 2009 г., стр. 283
  • Колдуэлл, Дэниел Х. (редактор) Эзотерический мир мадам Блаватской: взгляд на жизнь современного сфинкса , Quest Books, 2000. ISBN   0-8356-0794-1 , ISBN   978-0-8356-0794-0 .
  • Дойл, Артур Конан. История спиритуализма. Нью-Йорк: GH Doran, Co. Том 1: 1926 г. Том 2: 1926 г.
  • Гурюге, Ананда WP наконец-то свободен в Паради , Отхаус, Блумингтон, Индиана, 1998 г.
  • Гугурге, А. (январь 2007 г.). «Генри Стил Олкотт в Шри-Ланке: дань уважения столетию смерти». Теософская история , 13(1), 10–13. Получено 27 апреля 2009 г. из базы данных ATLA Religion с базой данных ATLASerials.
  • Из живых фонтанов буддизма , Коломбо, Министерство культуры, 1984 г.
  • Возвращение к праведности , Коломбо, Министерство культуры, 1965/1991 гг.
  • Киллингли, Д. (1998, апрель). «Белый буддист: азиатская одиссея Генри Стила Олкотта». Международный журнал индуистских исследований , 2 (1), 153–154. Получено 27 апреля 2009 г. из базы данных ATLA Religion с базой данных ATLASerials.
  • Кун, Элвин Бойд. 1930. Теософия: современное возрождение древней мудрости . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
  • Мотвани, Кевал: полковник Х.С. Олкотт, забытая страница американской истории ; Ганеш, Мадрас, 1955 г. (английский)
  • Мерфет, Ховард: «Молот на горе», жизнь Генри Стила Олкотта (1832–1907) ; Теософское издательство, Уитон, 1972; ISBN   0-8356-0210-9
  • Протеро, Стивен Р.: Белый буддист: Азиатская одиссея Генри Стила Олкотта ; Издательство Университета Индианы, Блумингтон, 1996; ISBN   0-253-33014-9
  • Протеро, Стивен Р.. «Генри Стил Олкотт и протестантский буддизм». Журнал Американской академии религии 63: 281–302.
  • Уильямс, Гертруда Марвин. Жрица оккультизма, мадам Блаватская . Нью-Йорк: А. А. Кнопф, 1946 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a6de22f53ecf75b847cec5375584ccb__1721013720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/cb/3a6de22f53ecf75b847cec5375584ccb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henry Steel Olcott - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)