Майтрейя (Теософия)
В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( декабрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Теософия |
---|
В теософии Майтрейя Мастеров или Господь Майтрейя — это продвинутая духовная сущность и высокопоставленный член известной скрытой духовной иерархии, Древней Мудрости . Согласно теософской доктрине , одна из функций иерархии — наблюдение за эволюцией человечества; Говорят, что наряду с этой функцией Майтрейя занимает «долг Мирового Учителя». Теософские тексты утверждают, что цель этого Офиса — способствовать передаче человечеству знаний об истинной конституции и устройстве Существования. Таким образом, человечеству оказывается помощь на его предполагаемом циклическом, но всегда прогрессивном эволюционном пути. По общему мнению, один из способов передачи знаний заключается в том, что Майтрейя время от времени проявляется или воплощается в физическом мире; тогда проявленная сущность принимает на себя роль Мирового Учителя Человечества .
В начале 20 века видные теософы считали, что новое появление Майтрейи неизбежно. Подходящим кандидатом на роль физического «транспортного средства» сущности был определен тогдашний подросток Джидду Кришнамурти , и Проект Мирового Учителя для этой цели вокруг него был построен . Проект получил всемирную огласку и интерес, но также вызвал серьезные разногласия и расколы в Теософском обществе. В конце концов, в 1929 году она была демонтирована Кришнамурти, который отказался от каких-либо дальнейших отношений с ней и теософией в целом.
Теософская концепция Майтрейи имеет много общего с более ранней доктриной Майтрейи в буддизме . Однако они различаются в важных аспектах. Теософский Майтрейя был ассимилирован или присвоен множеством квази-теософских и нетеософских Нью-Эйдж и эзотерических групп и движений движений; они выдвинули свои собственные взгляды на новое появление сущности.
Развитие теософской концепции Майтрейи
[ редактировать ]Первое упоминание о Майтрейе в теософском контексте встречается в работе 1883 года «Эзотерический буддизм» Альфреда Перси Синнетта (1840–1921), одного из первых теософских писателей. [1] Концепции, описанные Синнеттом, были исправлены, развиты и значительно расширены в «Тайной доктрине» (опубликовано в 1888 г.), главном труде Елены Блаватской (1831–1891), основательницы Теософского общества и современной теософии . В нем мессианский Майтрейя связан как с буддийскими, так и с индуистскими религиозными традициями. [ нужна ссылка ] Блаватская также заявила, что в истории человечества было и будет множество мессианских случаев. [ нужна ссылка ]
Майтрейя и духовная иерархия
[ редактировать ]Вслед за работами Блаватской по этому вопросу другие теософы постепенно разработали известную духовную иерархию. Его члены представлены как хранители и проводники всего эволюционного процесса Земли. [2] известное в теософской космологии как учение о планетарных кругах. В теософии эволюция включает оккультный или духовный компонент, который считается более важным, чем соответствующая физическая эволюция. [3] Говорят, что иерархия состоит из духовных сущностей, находящихся на разных стадиях эволюции; нижние ранги населены индивидуумами, способными более или менее нормально функционировать на физическом плане, тогда как высшие известные положения занимают существа с чистейшей духовной сущностью и сознанием. [4]
Согласно более поздним теософским текстам, положение Майтрейи на нынешней стадии планетарной эволюции — это положение Бодхисатвы , что изначально было буддийской концепцией. Поскольку считается, что эта позиция соответствует возвышенному состоянию, Майтрейя может не иметь прямого или устойчивого контакта с физическим миром. На этом эволюционном уровне он, по общему мнению, находится ниже только двух других в нынешней иерархии: на ее вершине находится Санат Кумара (называемый «Владыкой мира»), за которым следует Будда. Кроме того, Майтрейя описывается как несущий, среди прочих обязанностей, полную ответственность за развитие человечества, включая его образование, цивилизацию и религию. [5]
Блаватская заявила, что некоторые члены иерархии, часто называемые «Учителями» или « Махатмами » в теософской литературе, были главными руководителями Теософского общества. Само Общество считалось результатом одного из регулярных «импульсов» иерархии, направленных на помощь эволюции Человечества. Блаватская далее прокомментировала в своей работе 1889 года «Ключ к теософии» следующий импульс, «усилия XX век», в котором должен был участвовать еще один «факелоносец Истины». В этих усилиях Теософское Общество, возможно, было готово сыграть важную роль. [6] Дополнительная информация относительно будущего импульса находилась в компетенции Эзотерической секции Теософского общества, которая была основана Блаватской и первоначально возглавлялась ею. Его члены имели доступ к оккультным инструкциям и более детальным знаниям о внутреннем порядке и миссии Общества, а также о его предполагаемых скрытых наставниках. [7]
Проявления Майтрейи
[ редактировать ]В теософских текстах говорится, что Майтрейя имел многочисленные проявления или воплощения: на предполагаемом древнем континенте Атлантида ; как Иерофант в Древнем Египте ; как индуистское божество Кришна ; как первосвященник в Древней Индии; и как Христос в течение трех лет служения Иисуса . [8]
Новое появление Майтрейи
[ редактировать ]Анни Безант (1847–1933), другой известный и влиятельный теософ (и будущий президент Общества), также проявила интерес к этой области теософии. В течение десятилетий 1890-х и 1900-х годов вместе с Чарльзом Вебстером Ледбитером (в конечном итоге близким соратником) и другими она постепенно пришла к убеждению, что следующий импульс иерархии произойдет раньше, чем график Блаватской; эти теософы пришли к выводу, что это повлечет за собой неизбежное новое появление Майтрейи в качестве Мирового Учителя, что является монументальным событием в теософской схеме вещей. [9] Безант начала комментировать возможное скорое прибытие следующего эмиссара в 1896 году, за несколько лет до своего вступления на пост президента Общества в 1907 году. К 1909 году «грядущий Учитель» стал основной темой ее лекций и сочинений. [10]
После того как Безант стала президентом Общества, вера в скорое проявление Майтрейи приобрела значительный вес. Эта тема широко обсуждалась и стала общепринятым ожиданием среди теософов. Однако не все члены Теософского общества приняли идеи Ледбитера и Безант по этому вопросу; диссиденты обвиняли их в отходе от теософской ортодоксальности , и, наряду с другими концепциями, разработанными ими обоими, сочинения о Майтрейе были насмешливо названы нео-теософией . их оппонентами [11] Международное руководство Общества, базирующееся в Адьяре (Ченнаи), в конечном итоге преодолело протесты, и к концу 1920-х годов организация стабилизировалась, но тем временем назревали дополнительные проблемы, связанные с Мировым Учителем.
Всемирный учительский проект
[ редактировать ]В 1909 году Ледбитер встретил четырнадцатилетнего Джидду Кришнамурти (1895–1986) возле штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре и пришел к выводу, что мальчик был подходящим кандидатом на роль «средства» ожидаемого Мирового Учителя. Вскоре после этого он передал Кришнамурти под свою опеку и под опеку Общества. В конце 1909 года Безант, тогдашний президент Общества и глава его эзотерической секции, допустила Кришнамурти в оба; в марте 1910 года она стала его законным опекуном . [12] Впоследствии Кришнамурти тщательно готовили к его ожидаемой роли вероятного Мирового Учителя, и в 1911 году для поддержки его в этой миссии была создана новая организация, Орден Звезды Востока (OSE). Проект получил широкую огласку и пользовался популярностью во всем мире (в основном среди теософов). Оно также столкнулось с оппозицией внутри Теософского общества и за его пределами и привело к годам потрясений, серьезным расколам внутри Общества и доктринальным расколам в теософии. Немецкая секция, возглавляемая Рудольфом Штайнером , вышла из Общества и в конечном итоге была реорганизована в Антропософское общество . [13] Дополнительные негативные последствия произошли в 1929 году, когда Кришнамурти отказался от роли, которую теософы ожидали от него, распустил Орден Звезды и полностью отмежевался от Проекта Мирового Учителя; вскоре после этого он разорвал связи с Обществом и теософией в целом. [14] По общему мнению, эти события побудили Ледбитера заявить: «Пришествие [Майтрейи] пошло не так». [15] и нанес ущерб теософским организациям и общему положению теософии. [16]
Более поздние концепции Майтрейи
[ редактировать ]После разгрома Кришнамурти основные теософские организации и писатели стали все более молчать, по крайней мере публично, по поводу нового появления Майтрейи и возможного следующего импульса известной духовной иерархии. [17] Однако концепции Мирового Учителя, скрытой духовной иерархии и мастеров оккультной мудрости продолжали иметь сторонников. Некоторые из них были членами Теософского общества, но все чаще такие убеждения встречались среди почти теософских и нетеософских приверженцев Нью-Эйдж . [18]
Элис А. Бэйли
[ редактировать ]Основным сторонником была Алиса Бейли (1880–1949), которая покинула Теософское общество в 1920-х годах, чтобы основать квази-теософскую школу арканов. Она расширила работу Ледбитера и его христологию. [19] и назвал Майтрейю «Космическим Христом», заявив, что его Второе пришествие произойдет где-то после 2025 года. [20]
Учения Вознесенных Владык
[ редактировать ]Теософский Майтрейя занимает видное место в Учениях Вознесенных Владык . Они включают в себя оригинальную теософскую литературу, а также более поздние дополнения и интерпретации различных нетеософских комментаторов и групп, таких как « Я ЕСМЬ Деятельность» и Элизабет Клэр Профет (1939–2009). [21]
Бенджамин Creme and Share International
[ редактировать ]Бенджамин Крем (1922–2016), основатель Share International , организации, продвигающей Майтрею, [22] сделал ряд экстраординарных заявлений и предсказаний, основанных на известных телепатических посланиях Майтрейи, которые не сбылись; в результате в прессе его считали забавной фигурой. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оппенгейм 2004 ; Синнетт 1883 , стр. 144.
- ^ Ледбитер 2007 , стр. 296–297.
- ^ Синнетт 1883 , «Глава IV: Мировые периоды», стр. 45–65; Блаватская 1888 , Том I: Космогенез , §§ «Наш мир, его рост и развитие», «Теософские заблуждения», «Объяснения относительно глобусов и монад», стр. 136–191 [совокупно]. Проверено 6 сентября 2022 г. - через Объединенную ложу теософов .
- ^ Ледбитер 2007 , стр. 4–5, 10, 34 и «Часть IV: Иерархия», стр. 211–301.
- ^ Ледбитер 2007 , стр. 31–32, 36, 74, 251, 277–278, «Диаграмма 8», стр. 256 и «Глава XIV: Мудрость в треугольниках», стр. 261–295. Как и другие аспекты теософии, учение о духовной иерархии Земли расширяет или интерпретирует многие буддийские и индуистские концепции в оккультных или эзотерических рамках.
- ^ Блаватская 2002 , § «Будущее теософского общества», стр. 304–307. Проверено 7 сентября 2022 г. - через Объединенную ложу теософов . «Но я должен вам сказать, что в течение последней четверти каждых ста лет предпринимаются попытки тех «Учителей», о которых я говорил, оказать заметное и определенное содействие духовному прогрессу Человечества. каждое столетие вы неизменно обнаружите, что произошло излияние или переворот духовности – или, если хотите, назовите это мистицизмом – в мире появился один или несколько человек в качестве их агентов, а также большее или меньшее количество оккультных знаний и знаний. учение раздано». (стр. 306–307).
- ^ Лютьенс 1975 , стр. 10–11; Блаватская 1931 .
- ^ Безант и Ледбитер 1913 , стр. 339, 520; Ледбитер 2007 , с. 278.
- ^ Блаватская 1888 , Том I: Космогенез , с. 470. Проверено 6 сентября 2022 г. - через Объединенную ложу теософов . «Он появится как Будда Майтрейя, последний из Аватаров и Будд, в седьмой Расе. Эта вера и ожидание универсальны по всему Востоку. Только это не в Кали-югу , в нашу нынешнюю ужасающе материалистическую эпоху Тьмы, Черный век», что когда-либо может появиться новый Спаситель человечества». [Выделено в оригинале.]
- ^ Лютьенс 1975 , стр. 11–12, 46.
- ^ Томас ок. 1930 , «Раздел I: Различия в преподавании», стр. 1–34. Получено 6 сентября 2022 г. - через Центр изучения Блаватской .
- ^ Лютиенс 1975 , стр. 20–21, 30, 40; Вуд 1964 . Рассказ очевидца «открытия» Кришнамурти и комментарии к связанным с ним событиям и противоречиям одного из близких соратников Ледбитера.
- ^ Тиллетт 1986 , Том I, «Глава 15: Конфликт из-за Кришнамурти», стр. 506–553. Информация о современных спорах относительно Кришнамурти внутри и за пределами Теософского общества.
- ^ Лютиенс 1975 , стр. 276–285. Кришнамурти стал независимым, уважаемым оратором и писателем по психологическим, духовным и философским вопросам.
- ^ Лютьенс 1975 , стр. 277–279, 315n "[страница] 278–279".
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 130; Вернон 2001 , стр. 188–189, 268–270; Шуллер 2001 .
- ^ Вернон 2001 , стр. 188–189, 268–270.
- ^ Вессингер 2013 , стр. 43–44.
- ^ Бэйли 1989 .
- ^ Бэйли 1996 .
- ^ Король 1934 ; Пророк и Пророк 1986 .
- ^ Pokorny 2021 , pp. 195–196.
- ^ Когда 1991 год . «Увы и увы, но по важному вопросу дня бедный г-н Майтрейя, похоже, довольно сильно ушиб палец на ноге. После того, как Саддам отправил свои танки через границу в августе прошлого года, Майтрейя предположил, что «мистическая сила и сила в природе заставит Ирак полностью и безоговорочно уйти из Кувейта». В ноябре его послание было недвусмысленным: «Кризис в Персидском заливе: Майтрейя с самого начала ясно дал понять, что войны не будет » ; Вечерняя почта, 1995 год . «Но дело не только в извержениях. Бенджамин Крем, базирующийся в Лондоне и пятикратный визит в Новую Зеландию в качестве посла Майтрейи, спасителя, которого, как он утверждает, ждут все религии, расширил эту связь. Джон О'Доннелл из Новозеландская сеть медитации передачи сообщила, что г-н Крем сказал ему, что землетрясение магнитудой 5,9 балла на Южном острове в пятницу, 24 ноября, было вызвано четвертым французским атомным испытанием, проведенным двумя днями ранее. Никто еще не предсказал нашествие саранчи, лягушек, мух и рек крови. или другие катастрофы для пятого и последующих испытаний»; Розенбаум 2005 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бейли, Алиса А. (1989) [первоначально опубликовано в 1957 году]. Экстернализация иерархии ( мягкая обложка ) (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Люцис. ISBN 978-0853301066 .
- —— (1996) [первоначально опубликовано в 1947 году]. Новое явление Христа ( мягкая обложка ). Нью-Йорк: Издательство Люцис. ISBN 978-0853301141 .
- Безант, Анни и Ледбитер, CW (1913). Человек: как, откуда и куда; отчет ясновидческого исследования ( твердый переплет ) (1-е изд.). Адьяр, Мадрас и Бенарес : Теософское издательство. ОСЛК 871602 .
- Блаватская, Елена (1888). Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии (переиздание в полном дословном издании). Лондон: Теософская издательская компания. OCLC 8129381 . Проверено 4 августа 2023 г. - через Теософское общество Пасадены .
- —— (1930) [первоначально опубликовано в 1892 году. Лондон: Теософское издательское общество]. «С» . Теософский глоссарий (переиздание). Лос-Анджелес: Теософская компания. стр. 71–92. OCLC 884270433 . Проверено 5 сентября 2022 г. - через Объединенную ложу теософов .
- —— (август 1931 г.). «Эзотерическая секция Теософского общества: предварительный меморандум, 1888 г.». Теософ . Том. 52. Адьяр (Ченнаи) : Теософское издательство. стр. 594–595. ISSN 0040-5892 .
- —— (2002) [первоначально опубликовано в 1889 году. Лондон: Теософская издательская компания]. Ключ к теософии (переиздание изд. 1987 г.). Лос-Анджелес: Теософская компания. OCLC 315695318 .
- Кэмпбелл, Брюс Ф. (1980). Возрожденная древняя мудрость: история теософского движения ( твердый переплет ). Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-03968-1 .
- Крем, Бенджамин (1990) [первоначально опубликовано в 1986 году]. Миссия Майтрейи (2-е изд.). Амстердам : Международный фонд Share . ISBN 978-9071484063 .
- Король, Годфри Рэй (1934). Раскрытые тайны . Чикаго: Сен-Жермен Пресс. OCLC 6785156 .
- «Киви доказывают австралийцам, что они не такие доверчивые». Вечерняя почта . Веллингтон , Новая Зеландия . 4 декабря 1995 г. ISSN 0113-9428 . ОСЛК 220471141 .
- Ледбитер, CW (2007) [первоначально опубликовано в 1925 году. Чикаго: Теософская пресса]. Мастера и путь ( мягкая обложка ) (переиздание). Нью-Йорк: Cosimo Classics. ISBN 978-1-60206-333-4 . Получено 5 сентября 2022 г. - через Google Книги .
- Лютьенс, Мэри (1975). Кришнамурти: годы пробуждения ( твердый переплет ) (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру . ISBN 978-0-374-18222-9 .
- Оппенгейм, Джанет (2004). «Синнетт, Альфред Перси» . В Мэтью, Генри Колин Грей и Харрисон, Брайан (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 50: Sharp – Smiles (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 794. дои : 10.1093/ref:odnb/38637 . ISBN 978-0198614005 – через Интернет-архив .
- Покорный, Лукас (2021). «Теософский Майтрейя: о милленаризме Бенджамина Крема». В книге Покорный, Лукас и Винтер, Франц (ред.). Оккультный девятнадцатый век ( твердый переплет ). Исследования Пэлгрейва в области новых религий и альтернативной духовности (1-е изд.). Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 195–220. дои : 10.1007/978-3-030-55318-0_10 . ISBN 978-3-030-55317-3 .
- Пророк, Элизабет Клэр и Профет, Марк (1986). Майтрейя: об образе бога: исследование христости великим инициатором . Ливингстон, Монтана : Издательство Summit University Press. ISBN 978-0916766955 .
- Розенбаум, Рон (15 августа 2005 г.). «Голоса в нашей голове: где старые добрые американские странности?». Нью-Йорк обозреватель . п. 1. ISSN 1052-2948 . Гейл А136265199 .
- Шуллер, Говерт В. , изд. (2001). «Кришнамурти» . Алфей . Кэрол Стрим, Иллинойс : Самостоятельная публикация . Проверено 21 мая 2024 г.
- Синнетт, Альфред Перси (1883). Эзотерический буддизм (2-е изд.). Лондон: Трубнер и компания . ISBN 9780886971168 . OCLC 2014685 . Получено 21 мая 2024 г. - через Google Книги .
- Томас, Маргарет А. (ок. 1930) [первоначально мимеографировано ок. 1920]. Теософия или нео-теософия? (PDF) . Лондон: Самостоятельная публикация . OCLC 503841852 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2004 г. Получено 6 сентября 2022 г. - через Wayback Machine ( оригинал от стороннего поставщика ) .
- Тиллетт, Грегори Дж. (1986). Чарльз Вебстер Ледбитер 1854–1934: биографическое исследование ( докторская диссертация). Кафедра религиоведения Сиднейского университета . hdl : 2123/1623 . OCLC 271774444 .
- Вернон, Роланд (2001). Звезда на востоке: Кришнамурти: изобретение мессии ( твердый переплет ). Нью-Йорк: Пэлгрейв . ISBN 978-0-312-23825-4 – через Интернет-архив .
- Вессингер, Кэтрин (2013). «Лидеры второго поколения Теософского общества (Адьяр)» . В Хаммере, Олаве и Ротштейне, Микаэле (ред.). Справочник теософского течения ( твердый переплет ) (1-е изд.). Лейден и Бостон: Издательство Brill . стр. 33–50. дои : 10.1163/9789004235977_004 . ISBN 978-90-04-23596-0 . Получено 5 апреля 2024 г. - через Google Книги .
- Уин, Фрэнсис (27 января 1991 г.). "Полет фантазии". Дневник. Независимый . Лондон. п. 21. ISSN 0951-9467 .
- Вуд, Эрнест (декабрь 1964 г.). «Нет религии выше истины» . Американский теософ . Том. 52, нет. 12. Уитон, Иллинойс : Теософское общество в Америке . стр. 287–290. ISSN 0003-1402 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2004 г. Получено 5 сентября 2022 г. - через Wayback Machine ( оригинал от стороннего поставщика ) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Годвин, Джоселин (1994). Теософское просвещение . Серия SUNY о западных эзотерических традициях. Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0791421512 .
- Джонсон, К. Пол (1994). Мастера раскрыли: мадам Блаватская и миф о великой белой ложе (илл. ред.). Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0791420638 – По мнению этого автора, «Учителя», как их описала Блаватская, были идеализированными изображениями ее человеческих наставников. Великая Белая Ложа связана с теософской духовной иерархией.
- Мелтон, Дж. Гордон , изд. (1996). «Глава 18: Семья религий древней мудрости». Энциклопедия американских религий (5-е изд.). Нью-Йорк: Исследования Гейла . стр. 151–158. ISBN 978-0810377141 – Там же см. также «Раздел 18», стр. 717–757.