Книга Дзиан
Часть серии о |
Теософия |
---|
Книга Дзиан (состоящая из Станц Дзиан ) — по общему мнению, древний текст тибетского происхождения. Стансы (1888), одного легли в основу «Тайной Доктрины» из основополагающих произведений теософского движения, написанного Еленой Петровной Блаватской . Книга оказала влияние на писателей из сообществ древних астронавтов , оккультистов и НЛО . Историки и скептики отвергли « Книгу Дзиан» как мистификацию и обвинили Блаватскую в плагиате . [1] [2] [3] [4]
Заявления мадам Блаватской относительно Книги Дзиан
[ редактировать ]Мадам Блаватская утверждала, что видела рукопись Книги Дзиан во время изучения эзотерических знаний в Тибете . Она утверждала, что эту и другие древние рукописи охраняли от глаз непосвященных посвященные Оккультного Братства. Первоначально произведение, по мнению Блаватской, было написано на священном языке сензар , языке, неизвестном филологии . [3] Она написала:
- Эта первая часть эзотерических доктрин основана на Станцах, которые представляют собой записи народа, неизвестного этнологии; утверждается, что они написаны на языке, отсутствующем в номенклатуре языков и диалектов, известных филологии; Говорят, что они исходят из источника (оккультизма), отвергаемого наукой; и, наконец, они предлагаются через агентство, постоянно дискредитируемое перед миром всеми теми, кто ненавидит нежелательные истины или имеет какое-то собственное хобби, которое нужно защищать. Следовательно, можно ожидать отказа от этих учений, и его необходимо принять заранее. Никому, называющему себя «учёным» в какой бы то ни было области точных наук, не будет позволено относиться к этим учениям серьёзно. [5]
В 1909 году теософ Чарльз Вебстер Ледбитер заявил, что Книга Дзиан обладает оккультными качествами:
- Кажется, что она очень сильно намагничена , поскольку, как только человек берет страницу в руку, он видит, как перед его глазами проносится видение событий, которые она призвана изобразить, и в то же время он, кажется, слышит своего рода ритмическое описание их на своем родном языке, насколько этот язык передает заложенные в нем идеи. На его страницах нет вообще никаких слов – только символы. [6]
Другие были настроены скептически. Сообщается, что Макс Мюллер сказал, что «в этом вопросе она либо была замечательным фальсификатором, либо сделала самый ценный дар археологическим исследованиям на Востоке». [7]
Книга Дзиан и буддийские тантры
[ редактировать ]В других источниках Блаватская утверждала, что Книга Дзиан принадлежит к группе тибетских эзотерических писаний, известных как Книги Киу-Те . Блаватская писала до того, как была согласована стандартная транскрипция тибетского языка на латиницу; потребовалось Дэвиду Рейглу некоторое время, чтобы установить, что она имела в виду то, что современные ученые называют rGyud-sde (gyüde, раздел тантр), части объемистого буддийского сборника, обычно называемого Тантрами . [8]
Другие исследователи предположили, что источником является китайский даосизм или еврейская каббала . [9]
В «Разоблаченной Изиде» сама Блаватская называет Сензара «древним санскритом » (Исида, I, 440). Как отмечает Джон Алгео в своей книге, другие утверждения Блаватской о Сензаре (включая приведенную выше связь с санскритом) создают ряд загадок, которые затрудняют буквальное понимание этимологических упоминаний о языковых семьях, поскольку некоторые из них связаны с египетскими источниками, хотя все же другие все еще имеют другие корни. [10]
Стансы Дзиана в творчестве других авторов
[ редактировать ]Предполагаемые стихи из тех же Стансов Дзиана были позже опубликованы Алисой Бейли в «Трактате о Космическом Огне» в 1925 году. Бейли утверждала, что эти стихи были телепатически продиктованы ей тибетским Мастером Джвал Кулом .
Уфолог Десмонд Лесли в значительной степени опирался на Станцы Дзиана : в своих трудах [11] и предположил, что изначально они были произведены на затерянном континенте Атлантида . Писатель НЛО Фрэнк Эдвардс считал, что Книга Дзиан поддерживает идею древних астронавтов. [3]
Швейцарский писатель Эрих фон Деникен утверждал, что исследовал часть содержания книги и ее предполагаемую историю, сообщая необоснованные слухи о том, что первая версия книги появилась еще до Земли и что избранные люди, которые просто прикоснутся к книге, получат видения того, что она описывает. [12] [13] Другие древние писатели-астронавты и теософы утверждали, что Книга Дзиан возникла на другой планете. [14]
Ссылки на Стансы существуют в произведениях Лавкрафта , например, в его рассказе «Призрак тьмы». [15] Однако Лавкрафт не верил, что Стансы имеют какую-либо фактическую основу, и использовал их лишь как материал для своих художественных книг. [16]
Критика источников Стансов Дзиана
[ редактировать ]Востоковед Уильям Эммет Коулман предпринял полную интерпретацию произведений Блаватской. [2] [17] [18] , сделанные Е.С. Уилсоном Он обнаружил, что ее основными источниками были переводы Вишну-пураны ; Александра Винчелла « Мировая жизнь: или Современная геология» ; Доннели Игнатиуса «Атлантида: Допотопный мир» (1882); и другие современные научные и оккультные работы, незаконно заимствованные из плагиата и, по его собственному мнению, использованные ошибочно, что свидетельствует о поверхностном знакомстве с обсуждаемыми предметами. [2] Далее он утверждал, что она взяла по крайней мере часть своих Станц Дзиан из Гимна Творения в старой санскритской Ригведе . Коулман пообещал выпустить книгу, в которой будут раскрыты все источники Е.П.Б., включая источник слова Дзиан . [2] Причина, по которой книга Коулмана так и не появилась, заключается в том, что «Коулман потерял свою библиотеку и свои записи во время землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году и умер три года спустя, так и не написав свою книгу». [2]
Рене Генон утверждал, что Блаватская основала « Книгу Дзиан» на фрагментах тибетских «Канджура» и «Танджура» , опубликованных в Калькутте в двадцатом томе «Азиатских исследований» в 1836 году. [4]
Историк Рональд Х. Фритце отмечает, что:
[Блаватская] утверждала, что получила от нее информацию во время транса, в котором Учителя Махатм Тибета общались с ней и позволяли ей читать древнюю Книгу Дзиан. Книга Дзиан предположительно была составлена в Атлантиде с использованием утраченного языка сензар, но трудность состоит в том, что ни один исследователь древних языков ни в 1880-х годах, ни после этого не встретил ни малейшего мимолетного упоминания о Книге Дзиан или языке сензар. [19]
Джейсон Колавито отверг книгу как мистификацию и отметил, что «даже после того, как скептики разоблачили ее Книгу Дзиан как мошенничество, ее последователи продолжали утверждать ее реальность». [20]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Робертс, CE Беххофер . (1931). Таинственная мадам: Жизнь мадам Блаватской . Джон Лейн. п. 207
- ^ Перейти обратно: а б с д и Л. Спраг де Камп . Затерянные континенты : тема Атлантиды в истории, науке и литературе (Нью-Йорк: The Gnome Press Inc., 1954; перепечатка: Dover Publications, 1970), стр. 57-58.
- ^ Перейти обратно: а б с Кондон, Эдвард . (1970). Научное исследование неопознанных летающих объектов . Вижн Пресс Лимитед. стр. 496-497
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Брюс Ф. (1980). Возрождение древней мудрости: история теософского движения . Издательство Калифорнийского университета. п. 41. ISBN 0-520-03968-8
- ^ Тайная Доктрина, Том. 1 , стр. xxxvii Стансы, которые, как (...) говорят, исходят из источника (оккультизма), отвергаемого наукой;
- ^ "Комментарий К.В. Ледбитера 1909 года" . jasoncolavito.com. Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Элвин Бойд Кун. Теософия: современное возрождение древней мудрости (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1939), глава VIII, стр. 195.
- ^ Дэвид и Нэнси Рейгл. Секретные книги Блаватской (Сан-Диего: Книжная полка волшебников, 1999).
- ^ Николас Гудрик-Кларк . Елена Блаватская (Беркли: North Atlantic Books, 2006).
- ^ Алгео, Джон (1988). Тайна загадочного языка . Центр теософской истории. ISBN 978-0-948753-08-4 .
- ↑ Десмонд Лесли и Джордж Адамски: Летающие тарелки приземлились , Лондон: Вернер Лори, 1953.
- ^ Эрих фон Деникен. Боги из космоса (Нью-Йорк: Bantam Books, 1972), стр. 137.
- ^ Лингеман, Ричард Р. (1974). «Бытие Эриха фон Деникена» . nytimes.com. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ «Тайна раскрыта: почему Л. П. Лавкрафт и Эрих фон Дэникен думали, что инопланетяне написали «Стансы Дзиана» . jasoncolavito.com. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Призрак тьмы
- ^ Хармс, Дэниел. (2003). Файлы Некрономикона: правда о легенде Лавкрафта . Книги Вайзера. п. 98. ISBN 1-57863-269-2
- ^ «Источники сочинений мадам Блаватской Уильяма Эммета Коулмана» .
- ^ Уильям Эммет Коулман, «Источники сочинений мадам Блаватской», в книге Всеволода Сергеевича Соловьева , Современная жрица Исиды , Приложение C, стр. 353-366 (Лондон: Longmans & Co., 1895). Доступно для бесплатной загрузки [1]
- ^ Фритце, Ронал Х. (2009). Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии . Книги реакции. стр. 43-44 . ISBN 978-1-86189-430-4 .
- ^ Колавито, Джейсон. (2005). Культ инопланетных богов: Лавкрафт и внеземная поп-культура . Книги Прометея. п. 45. ISBN 9781591023524
Ссылки
[ редактировать ]- Рейгл, Дэвид и Нэнси. Секретные книги Блаватской . Сан-Диего: Книжная полка Wizards, 1999. ISBN 0-913510-76-9 (см. также [2] ).