Jump to content

Теософский мистицизм

В рамках системы теософии , разработанной оккультисткой Еленой Блаватской и другими со второй половины XIX века, теософский мистицизм опирается на различные существующие дисциплины и мистические модели, включая неоплатонизм , гностицизм , западный эзотеризм , масонство , индуизм и буддизм .

Обзор учения Блаватской

[ редактировать ]

Три фундаментальных положения, изложенных в «Тайной Доктрине», таковы: [1]

  1. что существует вездесущая, вечная, безграничная и неизменная реальность, в которой дух и материя являются взаимодополняющими аспектами;
  2. что существует универсальный закон периодичности или эволюции посредством циклических изменений; и
  3. что все души тождественны универсальной сверхдуше, которая сама по себе является аспектом неизвестной реальности.

Елена Блаватская учила, что теософия не является ни откровением, ни предположением. [2] Блаватская заявила, что теософия была попыткой постепенного и верного повторного введения в теософскую литературу до сих пор скрытой науки, называемой оккультной наукой. По мнению Блаватской, оккультная наука обеспечивает описание реальности не только на физическом уровне, но и на метафизическом. Блаватская сказала, что оккультная наука сохранялась и практиковалась на протяжении всей истории тщательно отобранными и обученными людьми. [3]

Теософское общество считает, что его заповеди и доктринальные основы будут проверены, если теософ будет следовать предписанным дисциплинам для разработки метафизических средств познания, выходящих за пределы ограничений чувств. [4]

Определение и происхождение

[ редактировать ]

Теософия считалась Блаватской «субстратом и основой всех мировых религий и философий». [5] В «Ключе к теософии» она заявила следующее о значении и происхождении этого термина:

ВОПРОСНИК. Теософию и ее доктрины часто называют новомодной религией. Это религия?

ТЕОСОФ. Это не. Теософия – это Божественное Знание или Наука.
ВОПРОСНИК. Каково истинное значение этого термина?
ТЕОСОФ. «Божественная Мудрость» (Теософия) или Мудрость богов, как (теогония), генеалогия богов. Слово теос по-гречески означает бог, одно из божественных существ, но, конечно, не «Бог» в том смысле, который в наши дни придается этому термину. Следовательно, это не «Мудрость Божия», как переводят некоторые, а Божественная Мудрость, подобная той, которой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.
ВОПРОСНИК. Каково происхождение названия?

ТЕОСОФ. Оно пришло к нам от александрийских философов, которых называли любящими истину, филалефеянами, от phil — любящий и aletheia — истина. Название «Теософия» датируется третьим веком нашей эры и началось с Аммония Саккаса и его учеников, которые положили начало эклектической теософской системе. [6]

По ее словам, все настоящие любители божественной мудрости и истины имели и имеют право называться теософами. [7] Блаватская обсуждала основные темы теософии в нескольких крупных работах, включая «Тайную доктрину» , «Разоблаченную Изиду» , «Ключ к теософии » и «Голос безмолвия» . Она также написала более 200 статей в различных теософских журналах и периодических изданиях. [8] Современники Блаватской, а также более поздние теософы внесли свой вклад в развитие этой школы теософской мысли, написав работы, которые временами стремились прояснить представленные ею идеи (см. Готфрида де Пурукера ), а иногда и расширить их. [а] С момента своего создания и посредством доктринальной ассимиляции или расхождения теософия также дала начало другим мистическим, философским и религиозным движениям или повлияла на их развитие. [9]

Теософы объясняют происхождение теософии универсальным стремлением к духовному осуществлению, которое, по их утверждению, существует во всех культурах и во все времена. Согласно теософским текстам, родственные практики и философии встречаются в непрерывной цепи в Индии , но, как говорят, они также существовали в Древней Греции и на них намекают в трудах Платона (427–347 до н. э. ). [10] [11] Плотин (204–270) и другие неоплатоники.

В широком смысле теософия пытается примирить научные, философские и религиозные дисциплины и практики человечества в единое мировоззрение . Поскольку он в основном использует синтезирующий подход, он широко использует словарь и концепции многих философских и религиозных традиций. Однако они, как и все другие области знаний, исследуются, дополняются и объясняются в эзотерических или оккультных рамках.В зачастую тщательно продуманных изложениях всеобъемлющее мировоззрение теософии предлагает объяснения происхождения, функционирования и окончательной судьбы вселенной и человечества; поэтому ее также называли системой «абсолютистской метафизики ». [12] [б]

Методология

[ редактировать ]

По мнению Блаватской, теософия не является ни откровением , ни предположением. [с] Это изображается как попытка постепенного и добросовестного повторного введения до сих пор скрытой науки, которая в теософской литературе называется «Оккультной наукой» . По мнению Блаватской, эта постулируемая наука дает описание Реальности не только на физическом уровне, но и на метафизическом. Говорят, что оккультная наука сохранялась (и практиковалась) на протяжении всей истории тщательно отобранными и обученными людьми. [д] Теософы далее утверждают, что предписания теософии и их аксиоматическая основа могут быть проверены путем следования определенным предписанным дисциплинам, которые развивают у практикующего метафизические средства познания, выходящие за пределы ограничений чувств.Теософы обычно считают, что многие из основных теософских принципов могут в будущем быть эмпирически и объективно проверены наукой по мере ее дальнейшего развития.

Закон соответствий

[ редактировать ]

В «Тайной доктрине » Блаватская говорила об основном пункте космогонии, отраженном в древней поговорке: «Что вверху, то и внизу». Этот пункт используется многими теософами в качестве метода исследования и получил название «Закон соответствий». Вкратце, закон соответствий гласит, что микрокосм является миниатюрной копией макрокосма, и поэтому то, что находится «внизу», можно найти, часто по аналогии, «наверху».Примеры включают основные структуры микрокосмических организмов, отражающие структуру макрокосмических организмов (см. семеричные системы ниже). По аналогии можно увидеть, что продолжительность жизни человека следует тому же пути, что и времена года на Земле, и в теософии постулируется, что тот же общий процесс в равной степени применим к продолжительности жизни планеты, солнечной системы, галактики и самой Вселенной. Посредством Закона соответствий теософ стремится открыть основные принципы, лежащие в основе различных явлений, найдя общую сущность или идею и, таким образом, перейти от частностей к принципам.

Приложения

[ редактировать ]

Прикладная теософия была одной из главных причин основания Теософского общества в 1875 году; практика теософии считалась неотъемлемой частью ее современного воплощения. [и] Теософская дисциплина включает в себя практику обучения, медитации и служения, которые традиционно считаются необходимыми для целостного развития. Общества Кроме того, принятие и практическое применение девиза и трех его целей являются частью теософской жизни.Усилия по применению его принципов начались рано. Изучение и медитация обычно пропагандируются в деятельности Теософского общества , а в 1908 году была основана международная благотворительная организация по развитию служения — Теософский Орден Служения .

Терминология

[ редактировать ]

Несмотря на широкое использование санскритской терминологии в ее работах, многие теософские концепции выражены иначе, чем в оригинальных писаниях. Блаватской «Теософский глоссарий» Чтобы внести ясность в ее предполагаемый смысл, в 1892 году, через год после ее смерти, был опубликован . По словам ее редактора Джорджа Роберта Стоу Мида , Блаватская хотела выразить свою признательность четырем работам: Санскритско-китайскому словарю , Индуистскому классическому словарю , Вишну Пуране и Королевской масонской энциклопедии . [18]

Основные принципы

[ редактировать ]

Три фундаментальных положения

[ редактировать ]

Блаватская объяснила основные составляющие идеи своей космогонии в своем « шедевре Тайная доктрина» . Она начала с трех фундаментальных положений, о которых сказала:

Прежде чем читатель продолжит… ему абсолютно необходимо ознакомиться с несколькими фундаментальными концепциями, которые лежат в основе и пронизывают всю систему мышления, на которую обращено его внимание. Эти основные идеи немногочисленны, и от их ясного понимания зависит понимание всего последующего... [19]

Первое положение состоит в том, что существует одна основная, безусловная, неделимая Истина, называемая по-разному «Абсолют», «Неизвестный Корень», «Единая Реальность» и т. д. Она беспричинна и вневременна и, следовательно, непознаваема и неописуема: «Это «Бытие», а не Бытие». [ф] Однако в ОНО проявляются преходящие состояния материи и сознания, в разворачивающейся градации от тончайшего к плотнейшему, конечным из которых является физический план. [20] Согласно этой точке зрения, проявленное существование — это «изменение состояния». [г] и, следовательно, не результат творения и не случайное событие.

Все во вселенной наполнено потенциями, присутствующими в «Неизвестном Корне», и проявляется с разными степенями Жизни (или энергии), Сознания и Материи. [час]

Второе положение — это «абсолютная универсальность этого закона периодичности, притока и отлива, прилива и отлива». Соответственно, проявленное существование — это вечно повторяющееся событие на «безграничном плане»: « игровая площадка бесчисленных Вселенных, непрерывно проявляющихся и исчезающих » . [23] каждый из них «находится в отношении следствия по отношению к своему предшественнику и является причиной по отношению к своему преемнику», [24] делая это в течение огромных, но конечных периодов времени. [я]

С вышеизложенным связано третье положение: «Фундаментальное тождество всех Душ с Вселенской Сверхдушой… и обязательное паломничество каждой Души — искры первой — через Цикл Воплощения (или «Необходимости») в соответствии с Циклическим и Кармическим законом, в течение всего срока».Индивидуальные души рассматриваются как единицы сознания (Монады), являющиеся неотъемлемыми частями универсальной сверхдуши, подобно тому, как различные искры являются частями огня. Эти Монады подвергаются процессу эволюции, в ходе которого раскрывается сознание и развивается материя. Эта эволюция не случайна, а обусловлена ​​разумом и имеет определенную цель. Эволюция следует разными путями в соответствии с определенными непреложными законами, аспекты которых можно воспринимать на физическом уровне. Одним из таких законов является закон периодичности и цикличности; другой — закон кармы , или причины и следствия. [26]

Эзотерика и символизм

[ редактировать ]

В «Тайной доктрине » Блаватская процитировала Джеральда Мэсси, «наводящую на размышления аналогию между арийским, или брахманическим, и египетским эзотеризмом». Она сказала, что «семь лучей халдейского Гептакиса или Иао на гностических камнях» представляют семь больших звезд древнего мира. Египетское созвездие Большой Медведицы , семь сил стихий и индуистские «семь риши». [27] [28] Блаватская видела семь лучей ведического солнечного божества Вишну как представляющие ту же концепцию, что и «астральная жидкость или «Свет» каббалистов», и говорила, что семь эманаций нижних семи сефирот являются «первоначальными семью лучами», и «будут найдены и признаны в каждой религии». [Дж]

Теософия утверждает, что проявленная вселенная упорядочена числом семь . [29] обычное утверждение среди эзотерических и мистических доктрин и религий. Таким образом, эволюционное «паломничество» происходит циклически через семь стадий, причем три первых этапа включают кажущуюся инволюцию, четвертый — этап равновесия, а последние три — прогрессивное развитие.

Есть семь символов, имеющих особое значение для символики Общества:

  1. печать Общества
  2. змея, кусающая свой хвост
  3. гностический крест (возле головы змея)
  4. переплетенные треугольники
  5. крестсансата (в центре)
  6. булавка Общества, состоящая из переплетенных крестовин и змеи, образующих вместе «TS», и
  7. Ом (или аум ), священный слог Вед .

Печать Общества содержит все эти символы, кроме аума , и, таким образом, содержит в символической форме доктрины, которым следуют его члены. [30]

Семеричные системы

[ редактировать ]

С теософской точки зрения все основные аспекты существования проявляются в соответствии с семичастной моделью: «Наша философия учит нас, что, как в природе существует семь фундаментальных сил и семь планов бытия, так и существует семь состояний сознания, в которых человек может живи, думай, помни и существуй». [31]

Семь космических планов
[ редактировать ]

Космос состоит не только из физического плана, который можно воспринимать пятью чувствами, но существует последовательностьсемь космических планов существования , состоящих из все более тонких форм материи-энергии и в которых могут проявляться состояния сознания, отличные от общеизвестных. Блаватская описала планы согласно этим состояниям сознания. В ее системе, например, план материального и конкретного разума (низший ментальный план) классифицируется как отличный от плана духовного и целостного разума (высший ментальный план). Более поздние теософы, такие как Чарльз Вебстер Ледбитер и Анни Безант, классифицировали семь планов в соответствии с типом тонкой материи, из которой они состоят. Поскольку и высший, и низший ментальные планы имеют один и тот же тип тонкой материи, они рассматривают их как один план с двумя подразделениями. Согласно этой более поздней точке зрения, семь космических планов включают (от духовного к материальному):

  1. Ади (высший, божественный план, недоступный людям)
  2. Анупадака (сирота, также божественный план, дом божественной искры в людях, Монады )
  3. Атмический (духовный план Высшего Я человека)
  4. Буддхический (духовный план интуиции, любви и мудрости)
  5. Ментальный (имея высшие и низшие подразделения, этот план соединяет духовное с личным)
  6. Эмоциональный (личный план, который варьируется от низших желаний до высоких эмоций)
  7. Физический план (личный план, который также имеет два подразделения: плотное, воспринимаемое нашими пятью органами чувств, и эфирное, находящееся за пределами этих чувств)
Семь принципов и органов
[ редактировать ]

Подобно тому, как Космос не ограничивается своим физическим измерением, люди имеют также более тонкие измерения и тела. «Семеричная природа человека» была описана Блаватской, среди других работ, « Ключ к теософии» ; в порядке убывания оно варьируется от постулируемой чисто духовной сущности (называемой «Луч Абсолюта») до физического тела. [32]

Теософское учение о конституции человека говорит о двух разных, но связанных вещах: принципах и телах. Принципы — это семь основных составляющих вселенной, обычно описываемые мадам. Блаватская следующим образом:

  1. Физический
  2. Астральный (позже названный эфирным)
  3. Прана (или витальная)
  4. Кама (животная душа)
  5. Манас (разум или человеческая душа)
  6. Буддхи (духовная душа)
  7. Атма (Дух или Я)

Эти Принципы в Человеке могут образовывать или не образовывать одно или несколько тел. Учение Блаватской о тонких телах было немногочисленным и не очень систематическим. В статье она описала три тонких тела: [33]

Линга Шарира — это невидимый двойник человеческого тела, называемый в других местах эфирным телом или двойником , и служит моделью или матрицей физического тела, которое соответствует форме, внешнему виду и состоянию своего «двойника». Линга шарира может быть отделена или спроецирована на ограниченное расстояние от тела. При отделении от тела его можно поранить острыми предметами. Когда она вернется в физическую структуру, рана отразится на физическом аналоге — явление, называемое «реперкуссия». После смерти оно отбрасывается вместе с физическим телом и в конечном итоге распадается или разлагается. Это можно увидеть над могилами как светящуюся фигуру человека, находившегося при определенных атмосферных условиях.

Майави-рупа имеет двойственные функции:«...носитель как мысли, так и животных страстей и желаний, черпающий одновременно из низшего земного манаса (ума) и Камы, элемента желания». [33]

Высшая часть этого тела, содержащая собранные при жизни духовные элементы, после смерти целиком сливается с причинным телом; в то время как нижняя часть, содержащая животные элементы, образует Кама-рупу, источник «привидений» или призраков мертвых.

Следовательно, кроме плотного физического тела, тонкими телами у человека являются:

Эти тела поднимаются на высший ментальный план. Два высших духовных Принципа — Буддхи и Атма — не образуют собственно тел, а являются чем-то вроде «оболочек».

Блаватская оказала влияние на спиритизм и связанные с ним субкультуры: «Западная эзотерическая традиция не имеет более важной фигуры в наше время». [34] Она много писала, опубликовав тысячи страниц, и о ее работе продолжаются споры. Она преподавала очень абстрактные и метафизические принципы, но также стремилась разоблачить и исправить суеверия, которые, по ее мнению, выросли в различных эзотерических религиях. Некоторые из этих утверждений являются спорными. Например, она цитирует Анны Кингсфорд и Эдварда Мейтленда книгу «Идеальный путь ». [35] «Это «Сатана, который есть Бог нашей планеты и единственный Бог», и это без всякого метафорического намека на его злобу и порочность», — писала Блаватская в «Тайной Доктрине» . «Ибо он един с Логосом». [36] Он — тот, кого «каждая догматическая религия, особенно христианская, называет [...] врагом Бога, [... но на самом деле является] высшим божественным Духом — Оккультной Мудростью на Земле. [...] Таким образом, Латинская Церковь [... и] Протестантская Церковь [... обе] борются против божественной Истины, отвергая и клевещя на Дракона Эзотерической Божественной Мудрости, всякий раз, когда они предают анафеме Гностического Солнечного Хнуфиса, Агафодемона Агатодемона Христа или Христа. Теософский Змей Вечности или даже Змей Бытия ». [37] В этом упоминании Блаватская поясняет, что тот, кого христианская догма называет Люцифером, никогда не был представителем зла в древних мифах, а, наоборот, светоносцем (что является буквальным значением имени Люцифер). По словам Блаватской, церковь превратила его в сатану (что означает «противник»), чтобы исказить дохристианские верования и вписать его в недавно сформулированные христианские догмы. Подобную точку зрения разделяют и некоторые христианские гностики, древние и современные.

На протяжении большей части общественной жизни Блаватской ее работы вызывали резкую критику со стороны некоторых ученых авторитетов ее времени, например, когда она говорила, что атом делим. [38]

Скептики Елены Блаватской

[ редактировать ]

Макс Мюллер , известный филолог и востоковед, резко критиковал «Эзотерический буддизм» Блаватской. Хотя он был готов отдать ей должное из благих побуждений, по крайней мере, в начале ее карьеры, по его мнению, она перестала быть правдивой как по отношению к себе, так и к другим в своих более поздних «истерических произведениях и выступлениях». Мюллер почувствовал, что ему необходимо высказаться, когда он увидел, что Будду «опускают до уровня религиозных шарлатанов, а его учение искажают как эзотерическую болтовню». В буддизме нет ничего эзотерического или тайного, писал он, даже наоборот. «Все, что было эзотерическим, ipso facto не было учением Будды; все, что было учением Будды, ipso facto не было эзотерическим». [39] [к] Блаватская, как казалось Мюллеру, «либо была обманута другими, либо увлеклась собственным воображением», а Будда был «против самой идеи сохранения чего-либо в тайне». [40]

Критики объявили ее утверждение о существовании мастеров мудрости совершенно ложным и обвинили ее в шарлатанстве, лжемедиуме, [л] злой, шпион русских, курильщик марихуаны, плагиатор, шпион англичан, расист, [42] и фальсификатор букв. Большинство обвинений остаются недокументированными. [43] [44] [45]

В «Нью-Йорк Таймс» Эдвард Хауэр писал: «Писатели-теософы яростно защищали ее источники. Скептики изображали ее великой мошенницей ». [46]

В отчете Ходжсона 1885 года Обществу психических исследований (SPR) Ричард Ходжсон пришел к выводу, что Блаватская была мошенницей. [м] Однако в 1986 году SPR опубликовало критику эксперта по почерку Вернона Харрисона : [47] [44] «что дискредитировало решающие элементы» дела Ходжсона против Блаватской, тем не менее «теософы чрезмерно истолковали это как полное оправдание», писал Джонсон, «хотя на самом деле многие вопросы, поднятые Ходжсоном, остаются без ответа». [48]

Рене Генон написал подробную критику теософии под названием «Теософизм: история псевдорелигии» (1921), в которой утверждал, что Блаватская получила все свои знания от чтения книг, а не от каких-либо сверхъестественных мастеров. Генон указывал, что Блаватская была постоянной посетительницей библиотеки в Нью-Йорке, где она имела легкий доступ к трудам Якоба Беме , Элифаса Леви , Каббале и другим герметическим трактатам. Генон также писал, что Блаватская заимствовала отрывки из отрывков из « Канджура» и «Танджура» , переведенных эксцентричным востоковедом Шандором Корёши Чомой , опубликованных в 1836 году в двадцатом томе « Азиатских исследователей Калькутты» . [49]

К. Пол Джонсон » предполагает в своей книге «Раскрытые мастера: мадам Блаватская и миф о Великом Белом Братстве , что Мастера, с которыми мадам Блаватская, по утверждению мадам Блаватской, встречалась лично, являются идеализацией некоторых людей, которых она встречала при жизни. [34]

от 5 октября 1980 года «Разговор с мертвыми и другие развлечения» В статье Пола Цвейга в газете «Нью-Йорк Таймс» утверждается, что откровения мадам Блаватской были ложными. [50]

Роберт Тодд Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» (2003) написал, что Блаватская использовала обман, чтобы обмануть других, заставив их думать, что она обладает паранормальными способностями. Кэрролл писал, что Блаватская имитировала материализацию чашки и блюдца, а также сама писала сообщения от своих хозяев. [51]

Теософия Блаватской связана с антисемитизмом и расизмом

[ редактировать ]

Джексон Шпильфогель и Дэвид Редлс из Музея толерантности Центра Симона Визенталя анализируют расовые идеи Блаватской в ​​ее книге « Тайная доктрина» . Согласно Шпильфогелю и Редлесу, Блаватская называла одни расы высшими, а другие — низшими. Они уточняют, что Блаватская не выступала за «господство одной расы над другой» и была против насилия. Они отмечают, что работа Блаватской «способствовала развитию антисемитизма, что, возможно, является одной из причин, по которой ее эзотерические работы были так быстро приняты в немецких кругах». Они заявляют, что Блаватская «резко разграничивала арийскую и еврейскую религии» и считала, что «арийцы были самыми духовными людьми на земле». Они цитируют сочинение Блаватской в ​​«Тайной доктрине» , где говорится, что арийцы использовали религию как «вечную путеводную звезду» в отличие от иудаизма, который, по утверждению Блаватской, был основан на «простом расчете», характеризуя его как «религию ненависти и злобы по отношению ко всем и всему, что находится вне себя». " [52]

Первой целью основанного ею Теософского общества является «Сформировать ядро ​​Вселенского Братства Человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи», и в ее трудах также есть ссылки, подчеркивающие единство человечества: «все люди имеют духовно и физически одно и то же происхождение» и что «человечество по существу имеет одну и ту же сущность». [53] Крэнстон процитировал Блаватскую, говорящую, что на самом деле не существует низших или низкосортных рас, потому что все они представляют собой одно общее человечество. [54]

Блаватская утверждала, что человечество эволюционировало через ряд стадий, называемых коренными расами , причем нынешняя арийская раса является пятой коренной расой (из семи). Коренные расы не относятся к этническим группам. Они представляют собой эволюционные стадии, в которых участвует все человечество, причем каждая новая Коренная Раса является более развитой, чем предыдущая. Она учила, что ранняя стадия эволюции произошла в Атлантиде во время Четвертой коренной расы. Арийская коренная раса была тогда лишь еще одним шагом в эволюционном прогрессе, и в конечном итоге ее вытеснила более духовная коренная раса, Шестая. [55]

Что касается концепции расы , определенной – в сравнительно более ограниченной форме – антропологией , социологией и другими дисциплинами, Блаватская не поощряла превосходство какого-либо человека или группы, продвигая идею общего происхождения и судьбы всего человечества и устанавливая принцип всеобщего братства как первая цель Теософского общества. [56] Она также провозгласила религиозную терпимость и инклюзивность, заявив: «Теософы в совокупности уважают Библию так же, как и священные писания других людей, находя в ней те же вечные истины, что и в Ведах , Зенд -Авесте , Трипитаках и т. д. ." [57] И наоборот, австрийско-немецкий ультранационалист Гвидо фон Лист и его последователи, такие как Ланц фон Либенфельс , позже выборочно смешали части оккультной философии Блаватской с националистическими и фашистскими идеями; эта система мышления стала известна как Ариософия . Некоторые исследователи, прослеживая связи между ариософией и теософией, заявляли, что последняя опирается главным образом на «интеллектуальные изложения расовой эволюции». [58] Однако в «Ключе к теософии » Блаватская заявила, что «Общество является филантропической и научной организацией, занимающейся пропагандой идеи братства на практическом, а не на теоретическом уровне». [59]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые из более поздних работ оказались в центре внимания или способствовали оживленным дискуссиям среди ведущих сторонников теософии и иногда приводили к серьезным доктринальным спорам. См. Неотеософию .
  2. Блаватская заявила, что в практическом плане ее теософское изложение касалось только «нашей планетной системы и того, что видно вокруг нее». [13] «Имейте в виду, что данные Стансы касаются только Космогонии нашей собственной планетной Системы и того, что видно вокруг нее.... Тайные учения относительно Эволюции Вселенского Космоса не могут быть даны.... Более того Учителя открыто говорят, что даже высочайшие Дхьяни-Коганы никогда не проникали в тайны за пределы тех границ, которые отделяют миллиарды Солнечных систем от «Центрального Солнца», как его называют. Поэтому то, что дано, относится только к нашему. видимый Космос...» Однако некоторые из ее утверждений по этому поводу были неясными или противоречивыми, и она часто подчеркивала: «Все во Вселенной следует аналогии: «Что вверху, то и внизу » . [14]
  3. ^ «Вера — это слово, которого нет в теософских словарях: мы говорим «знание, основанное на наблюдениях и опыте». Однако есть та разница, что, хотя наблюдения и опыт физической науки приводят учёных к примерно такому же количеству «работ» гипотез, поскольку есть умы, способные их развивать, наше знание соглашается добавлять к своим знаниям только те факты, которые стали неоспоримыми и которые полностью и абсолютно доказаны. У нас нет двух убеждений или гипотез по одному и тому же предмету». [15]
  4. ^ «Это непрерывная запись, охватывающая тысячи поколений Провидцев, чей соответствующий опыт был сделан для проверки и проверки традиций, передаваемых устно от одной ранней расы к другой, об учениях высших и возвышенных существ, которые наблюдали за детством Человечества. ...Что на протяжении долгих веков «Мудрецы» Пятой Расы... проводили свою жизнь в обучении, а не в обучении ... Проверяя, проверяя и проверяя в каждой области природы традиции прошлого. независимые видения великих адептов, то есть людей, которые развили и усовершенствовали свои физические, умственные, психические и духовные организации до максимально возможной степени, ни одно видение одного адепта не принималось до тех пор, пока оно не было проверено и подтверждено видениями, полученными таким образом. выступать в качестве независимого свидетельства – других адептов и многовекового опыта». [16]
  5. ^ «Общество - это филантропическая и научная организация, занимающаяся пропагандой идеи братства на практическом, а не на теоретическом уровне. Стипендиатами могут быть христиане или мусульмане, евреи или парсы, буддисты или брахманы, спиритуалисты или материалисты, это не имеет значения; но каждый член должен быть либо филантропом, либо ученым, исследователем арийской и другой древней литературы, либо студентом-психологом. Короче говоря, он должен помочь, если может, в достижении хотя бы одной из целей. программы». [17]
  6. ^ «Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный ПРИНЦИП, о котором невозможны любые предположения, поскольку он превосходит силу человеческого представления и может быть затмеваем только любое человеческое выражение или сравнение». [19]
  7. ^ «Расширение «изнутри вовне»... не намекает на расширение из небольшого центра или фокуса, но, безотносительно к размеру, ограничению или площади, означает развитие безграничной субъективности в столь же безграничную объективность... …Это подразумевает, что это расширение, не являющееся увеличением размера — ибо бесконечное расширение не допускает увеличения, — было изменением состояния». Проявленное существование в теософии часто называется «Иллюзией» из-за его концептуального и фактического отличия от единственной Реальности. [21]
  8. ^ «Все во Вселенной, во всех ее царствах, СОЗНАТЕЛЬНО: то есть наделено сознанием своего рода и на своем собственном плане восприятия. Мы, люди, должны помнить об этом, потому что мы не воспринимаем никаких знаков, которые мы можем распознать. — о сознании, скажем, в камнях, мы не имеем права говорить, что там не существует никакого сознания . Не существует такой вещи, как «мертвая» или «слепая» материя, как не существует «Слепого» или «Бессознательного» Закона». . [22]
  9. ^ Блаватская утверждает, что каждый полный цикл длится 311 040 000 000 000 лет. [25]
  10. ^ Блаватская, Елена Петровна (1893). Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии . Том. 1 (Оригинал изд. Гарвардского университета). Теософское издательское общество. стр. 129–130 , 523, 573–4. ISBN  9781417911042 .
  11. ^ Ответ Синнетта и ответ Мюллера см. в статьях Sinnett 1893 и Müller 1893b .
  12. По словам Рэнди, ее «сообщения часто были в виде маленьких кусочков бумаги, которые падали с потолка над ней. Она привлекла к движению многих видных деятелей, проводя эти эффективные развлечения». [41]
  13. По словам Рэнди, SPR раскрыла ее методы и оборудование, которые «были показаны как средства, с помощью которых она создавала письменные послания от своих махатм, и выяснилось, что она обманула ученицу, наняв актера с муляжом бородатой головы». и струящийся костюм, изображающий Кут Хуми. [41]
  1. ^ Sellon 1987 v. II, p. 245-246
  2. ^ Блаватская 1889 с. 3–4, 7–12, 87
  3. ^ Блаватская 1888а
  4. ^ Эллвуд, Роберт С. (1986). Теософия: современное выражение веков . Теософское издательство. стр. 14, 16–17, 22. ISBN.  978-0-8356-0607-3 .
  5. ^ Блаватская 1918 , с. 304: «Теософия»
  6. ^ Блаватская 1962 , с. 1–4.
  7. ^ Блаватская 1918 , стр. 304–305: «Теософы».
  8. ^ «Статьи Блаватской» . Блаватская.нет. Архивировано из оригинала 25 мая 2014 г. Проверено 14 мая 2014 г.
  9. ^ Мелтон 1990 , стр. xxv – xxvi.
  10. ^ Платон. Федр   . Бенджамин Джоуэтт – через Wikisource . Мы заточены в теле, как устрица в своей раковине
  11. ^ Платон (1871) [оригинал ок. 347-8 до н. э.]. Федон   . Бенджамин Джоуэтт – через Wikisource . . Весь труд с подзаголовком «О душе» имеет сходство с теософским изложением.
  12. ^ Вакофф 1998 .
  13. ^ Блаватская 1888a , с. 13.
  14. ^ Блаватская 1888a , с. 177.
  15. ^ Блаватская 2002 , стр. 3–4, 7–12, 87.
  16. ^ Блаватская 1888a , стр. xxxviii, 272–273.
  17. ^ Блаватская 2002 , с. 19.
  18. ^ Зиркофф 1967–1968 .
  19. ^ Jump up to: а б Блаватская 1888а , с. 14.
  20. ^ Блаватская 1888a , стр. 35–85.
  21. ^ Блаватская 1888a , стр. 62–63.
  22. ^ Блаватская 1888a , с. 274.
  23. ^ Блаватская 1888a , с. 17.
  24. ^ Блаватская 1888a , с. 43.
  25. ^ Блаватская 1888a , с. 206.
  26. ^ Блаватская 1888a , стр. 274–275.
  27. ^ Блаватская 1888a , с. 227.
  28. ^ Мэсси , цитируется по Блаватской (1888a , стр. 227) [ нужна полная цитата ] . Неясно, какую работу Мэсси цитировала Блаватская.
  29. ^ Блаватская 1888a , с. 36.
  30. ^ Нилакант 1886 .
  31. ^ Блаватская 2002 , с. 89.
  32. ^ Блаватская 2002 , стр. 90–93.
  33. ^ Jump up to: а б Блаватская 1888в .
  34. ^ Jump up to: а б Джонсон 1994 .
  35. ^ Kingsford & Maitland 1919 , цитируется по Блаватской (1888a).
  36. ^ Блаватская 1888a , с. 234.
  37. ^ Блаватская 1888a , с. 294.
  38. ^ Блаватская 1888a , с. 244.
  39. ^ Мюллер 1893 .
  40. ^ Мюллер 1902 .
  41. ^ Jump up to: а б Рэнди 2006 .
  42. ^ Ньюман 2005 .
  43. ^ Блаватская 1925 , стр. 134–139 ​​и др..
  44. ^ Jump up to: а б Харрисон 1997 .
  45. ^ Ключ к теософии, 2-е. ред. 1890, с. 39
  46. ^ Хауер 1995 .
  47. ^ Общество психических исследований 1986 .
  48. ^ Джонсон 1994 , с. 3.
  49. ^ Генон, Рене (2004). Теософия: история псевдорелигии Перевод Элвина Мура-младшего; Сесил Бетелл. София Переннис. стр. 100-1 82–89. ISBN  9780900588808 .
  50. ^ Цвейг, Пол. «Разговор с мертвыми и другие развлечения», The New York Times , 5 октября 1980 г.
  51. ^ Кэрролл, Роберт Тодд. Словарь скептика , 2003, с. 376.
  52. ^ Шпильфогель, Джексон ; Редлс, Дэвид (1997). «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные источники» . Мультимедийный учебный онлайн-центр Музея толерантности . Центр Симона Визенталя . Проверено 4 мая 2012 г.
  53. ^ Блаватская 1962 , Раздел 3.
  54. ^ Крэнстон 1999 , с. 400.
  55. ^ Блаватская 1888. Том II: Антропогенез. Архивировано 29 апреля 2019 г. в Wayback Machine . Финикс, Аризона : Объединенная ложа теософов . 2005. Проверено 29 января 2011 г. Весь том представляет собой подробное описание теософских доктрин эволюции человечества и связанных с ними тем. ( Ссылки на чакры : стр. 465, 466, 483, 546).
  56. ^ Блаватская 1889. «Цели общества», стр. 39–41. Уитон, Мэриленд : Интернет-теософская библиотека. Проверено 12 января 2011 г.
  57. ^ Блаватская 1966 «Необуддизм», стр. 478–511 [контекст на стр. 341]. Гронинген, Нидерланды : katinkahesselink.net. Проверено 29 января 2011 г.
  58. ^ Шпильфогель, Джексон; Дэвид Редлс (1986). «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные источники» . Ежегодник Центра Симона Визенталя . 3 . Глава 9. ISSN   0741-8450 . Проверено 22 августа 2007 г.
  59. ^ Блаватская 1889 «Чем не является современное теософское общество», стр. 16–20 [контекст на стр. 19. Курсив в оригинале]. Уитон, Мэриленд : Интернет-теософская библиотека. Проверено 12 января 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0d1be2dcf7a987886380215f6a928cf__1715693280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/cf/b0d1be2dcf7a987886380215f6a928cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theosophical mysticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)