Jump to content

Чакра

(Перенаправлено с Чакры )

Сапта Чакра , рукопись 1899 года (вверху), иллюстрирует эзотерическое соответствие между тонкой энергией и тибетской психофизиологией. [1]

Чакры ( Великобритания : / ˈ ʌ k ə r z / , США : / ˈ ɑː k ə r z / CHUK -rez, CHAH -krez ; [2] Санскрит : चक्र , латинизировано : чакра , букв. 'колесо, круг'; Пали : чакка ) — различные фокусные точки, используемые во множестве древних медитативных практик, в совокупности называемых Тантрой , частью внутренних традиций индуизма и буддизма . [3] [4] [5]

Понятие чакры возникло в индуизме. [6] Верования в разных индийских религиях различаются: во многих буддийских текстах постоянно упоминаются пять чакр, тогда как в индуистских источниках упоминаются шесть или семь. [3] [4] [7] Ранние санскритские тексты говорят о них и как о медитативных визуализациях, сочетающих цветы и мантры, и как о физических сущностях в теле. [7] В рамках Кундалини йоги техники дыхательных упражнений , визуализаций , мудр , бандх , крий и мантр ориентированы на управление потоком тонкой энергии через чакры. [6] [8]

Современная «западная система чакр» возникла из множества источников, начиная с 1880-х годов с Е. П. Блаватской и других теософов. [9] за ней последовали книга сэра Джона Вудроффа 1919 года « Змеиная сила» и книга Чарльза Ледбитера « 1927 года Чакры» . Психологические и другие атрибуты, цвета радуги и широкий спектр предполагаемых соответствий с другими системами, такими как алхимия , астрология , драгоценные камни, гомеопатия , Каббала и Таро, были добавлены позже.

Этимология

[ редактировать ]

Лексически чакра — это индийский рефлекс древней индоевропейской формы *kʷékʷlos , откуда также «колесо» и «цикл» ( древнегреческий : κύκλος , латинизированный : kýklos ). [10] [3] [4] Он имеет как буквальный [11] и метафорическое использование, как в «колесе времени» или «колесе дхармы», например, в Ригведы , стихе 1.164.11 гимна [12] [13] широко распространен в самых ранних ведических текстах.

В буддизме , особенно в Тхераваде , палийское существительное чакка означает «колесо». [14] В центральной « Трипитаке » Будда по-разному называет «дхаммакакку», или «колесо дхармы», подразумевая, что эта дхарма, универсальная в своей защите, должна нести на себе признаки, характерные для любого временного устроения. Будда говорил о свободе от циклов самих по себе, будь то кармические, реинкарнационные, освободительные, когнитивные или эмоциональные. [15]

В джайнизме термин чакра также означает «колесо» и встречается в различных контекстах в древней литературе. [16] Как и в других индийских религиях, чакра в эзотерических теориях джайнизма, таких как теории Буддхисагарсури, означает йогический энергетический центр. [17]

Древняя история

[ редактировать ]

Слово чакра, кажется, впервые появляется в Ведах , хотя и не в смысле центров психической энергии, а скорее как чакравартин или царь, который «вращает колесо своей империи» во всех направлениях от центра, олицетворяющего его влияние и силу. [18] Иконография, популярная при изображении чакр , как утверждает ученый Дэвид Гордон Уайт , восходит к пяти символам яджны , ведического огненного алтаря: «квадрат, круг, треугольник, полумесяц и клецка». [19]

В гимне 10.136 Ригведы упоминается отшельник йог- с женщиной по имени Кунамнама . Буквально это означает «та, которая согнута, свернута кольцами», представляя одновременно второстепенную богиню и одну из многих загадок и эзотерических загадок Ригведы . Некоторые ученые, такие как Д.Г. Уайт и Георг Фейерштейн , предположили, что она может быть ссылкой на Кундалини Шакти и предшественником терминологии, связанной с чакрами в более поздних тантрических традициях. [20] [21] [22]

Каналы дыхания ( нади ) упоминаются в классических Упанишадах индуизма I тысячелетия до нашей эры. [23] [24] но не теории психоэнергетических чакр. Три классических Нади — это Ида, Пингала и Сушумна, в которых, согласно Кшурика-Упанишадам, главный канал — Сушумна. [25] Последние, как утверждает Дэвид Гордон Уайт , были представлены примерно в 8-м веке н. э. в буддийских текстах как иерархии внутренних энергетических центров, например, в Хеваджра-тантре и Чарьагити . [23] [26] Их называют разными терминами, такими как чакка , падма (лотос) или питха (холм). [23] В этих средневековых буддийских текстах упоминаются только четыре чакры, тогда как более поздние индуистские тексты, такие как Кубджикамата и Кауладьянанирная, расширили список до многих других. [23]

упоминаются В отличие от Уайта, по мнению Фейерштейна, в ранних Упанишадах индуизма чакры в смысле «психодуховных вихрей», наряду с другими терминами, встречающимися в тантре: прана или вайю (жизненная энергия) наряду с нади (артериями, несущими энергию). [21] По словам Гэвина Флуда , древние тексты не представляют теории йоги в стиле чакры и кундалини, хотя эти слова встречаются в самой ранней ведической литературе во многих контекстах. Чакра в смысле четырех или более жизненно важных энергетических центров появляется в средневековых индуистских и буддийских текстах. [27] [23]

Иллюстрация системы чакр Шайва Натх , лист 2 из Натх Чарит, 1823 год. Фонд музея Мехрангарха.

Чакра и божественные энергии

Сияя, она держит
петля, сделанная из энергии воли,
крючок, который является энергией знания,
лук и стрелы, созданные из энергии действия.
Разделился на поддержку и поддержку,
разделенный на восемь, носитель оружия,
возникающие из чакры с восемью точками,
у нее девятикратная чакра в качестве трона.

—Йогинихрдая 53–54
(Переводчик: Андре Паду) [28]

Чакры являются частью эзотерических идей и концепций о физиологии и психических центрах, возникших в индийских традициях. [23] [29] Вера заключалась в том, что человеческая жизнь одновременно существует в двух параллельных измерениях: одном «физическом теле» ( стхула шарира ) и другом «психологическом, эмоциональном, разумном, нефизическом», оно называется « тонким телом » ( сукшма шарира ). [30] [примечание 1] Это тонкое тело представляет собой энергию, тогда как физическое тело представляет собой массу. План психики или разума соответствует плану тела и взаимодействует с ним, и считается, что тело и разум взаимно влияют друг на друга. [5] Тонкое тело состоит из нади (энергетических каналов), соединенных узлами психической энергии, называемыми чакрами . [3] Вера переросла в обширные разработки, некоторые из которых предполагали наличие 88 000 чакр по всему тонкому телу. Число основных чакр варьировалось в зависимости от традиции, но обычно оно составляло от четырех до семи. [3] [4] В буддийских учениях Ньингмапы Ваджраяны упоминаются восемь чакр, и для каждой из них существует полная йогическая система.

В индуистских и буддийских текстах говорится, что важные чакры располагаются в виде колонны вдоль спинного мозга, от его основания до макушки головы, соединенной вертикальными каналами. [5] [6] Тантрические традиции стремились овладеть ими, пробудить и зарядить энергией посредством различных дыхательных упражнений или с помощью учителя. Эти чакры также были символически сопоставлены с конкретными физиологическими способностями человека, семенными слогами (биджа), звуками, тонкими элементами (танматра), в некоторых случаях божествами, цветами и другими мотивами. [3] [5] [32]

Вера в систему чакр в индуизме и буддизме отличается от исторической китайской системы меридианов в акупунктуре . [6] В отличие от последнего, чакра относится к тонкому телу, в котором она имеет положение, но не имеет определенного нервного узла или точной физической связи. Тантрические системы рассматривают его как постоянно присутствующее, весьма актуальное и средство для психической и эмоциональной энергии. Это полезно в различных йогических ритуалах и медитативном открытии сияющей внутренней энергии ( потоков праны ) и связей разума и тела. [6] [33] Медитации мантры помогают обширные символы, , диаграммы, модели (божества и мандалы ). Практикующий шаг за шагом переходит от воспринимаемых моделей ко все более абстрактным моделям, в которых божество и внешняя мандала оставлены, а внутреннее «я» и внутренние мандалы пробуждаются. [34] [35]

Эти идеи не являются уникальными для индуистских и буддийских традиций. Подобные и пересекающиеся концепции возникли в других культурах Востока и Запада, и их по-разному называют другими именами, такими как тонкое тело, духовное тело , эзотерическая анатомия, звездное тело и эфирное тело. [36] [37] [31] По словам Джеффри Сэмюэля и Джея Джонстона, профессоров религиоведения, известных своими исследованиями йоги и эзотерических традиций:

Идеи и практики, связанные с так называемыми «тонкими телами», существовали на протяжении многих веков во многих частях мира. (...) Практически во всех известных нам человеческих культурах существует какая-то концепция разума, духа или души, отличающаяся от физического тела, хотя бы для объяснения таких переживаний, как сон и сновидения. (...) Важная часть практик тонкого тела, встречающаяся, в частности, в индийских и тибетских тантрических традициях, а также в аналогичных китайских практиках, включает в себя идею внутренней «тонкой физиологии» тела (или, скорее, тела-ума). сложный), состоящий из каналов, по которым текут те или иные вещества, и точек пересечения, в которых эти каналы сходятся. В индийской традиции каналы известны как нади , а точки пересечения — как чакры .

- Джеффри Сэмюэл и Джей Джонстон, Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом [38]

Контраст с классической йогой

[ редактировать ]

Чакра и связанные с ней верования играют важную роль в эзотерических традициях, но они не имеют прямого отношения к основной йоге . [39] По мнению индолога Эдвина Брайанта и других ученых, такие цели классической йоги, как духовное освобождение (свобода, самопознание, мокша ), «достигаются совершенно иначе в классической йоге, и физиология чакры/нади/кундалини совершенно периферийна по отношению к ней». ." [40] [41]

Количество чакр

[ редактировать ]

В индуизме нет единого мнения о количестве чакр, поскольку концепция чакр на протяжении веков развивалась и интерпретировалась по-разному различными сектами, школами мысли и духовными традициями индуизма. В то время как некоторые традиции следуют системе семи основных чакр, другие признают дополнительные чакры или другое количество чакр. Отсутствие общепринятого стандарта привело к вариациям и разнообразию в интерпретации и понимании чакр в индуизме. В индуизме существует несколько сект, которые имеют свои собственные уникальные интерпретации и понимание концепции чакр. Вот некоторые из основных сект, которые имеют разные взгляды на чакры:

  • Бхакти-йога. В Бхакти-йоге количество чакр варьируется, но основное внимание часто уделяется сердечной чакре как центру духовной преданности.
  • Аюрведа (3): В Аюрведе есть три основные чакры, известные как «Мармы», которые считаются фокусами физической, ментальной и духовной энергий в теле.
  • Шиваизм (5): В шиваизме существует пять чакр, при этом основное внимание уделяется сердечной и коронной чакрам.
  • Тантра (6): В Тантре традиционно говорят, что существует от четырех до шести чакр, причем коронная чакра считается самой высокой.
  • Кашмирский шиваизм (6-7): В кашмирском шиваизме имеется шесть или семь чакр, основное внимание уделяется пробуждению внутренней божественной энергии.
  • Хатха-йога (7): В хатха-йоге есть семь основных чакр, но некоторые традиции хатха-йоги также признают дополнительные чакры.
  • Кундалини-йога (7): В Кундалини-йоге имеется семь основных чакр, но выделяются и дополнительные второстепенные чакры.
  • Традиция Натхов (8): В традиции Натхов имеется восемь основных чакр, при этом упор делается на пробуждение божественной энергии через эти центры.
  • Вайшнавизм (12): В вайшнавизме существует двенадцать чакр, причем упор делается на духовное восхождение через эти центры.

Классические традиции

[ редактировать ]
В медитации чакры часто визуализируются по-разному, например, в виде цветка лотоса или диска, содержащего определенное божество.

Классические восточные традиции, особенно те, которые развились в Индии в I тысячелетии нашей эры, в первую очередь описывают нади и чакру в контексте «тонкого тела». [42] Для них они находятся в том же измерении, что и реальность психики и разума, которая невидима, но реальна. В нади и чакрах течет прана (дыхание, жизненная энергия). [42] [43] Понятие «жизненной энергии» варьируется в разных текстах: от простого вдоха-выдоха до гораздо более сложной ассоциации с дыханием, разумом, эмоциями и сексуальной энергией. [42] Эта прана, или сущность, — это то, что исчезает, когда человек умирает, оставляя грубое тело. Некоторые из этой концепции утверждают, что это тонкое тело — это то, что уходит внутрь, когда человек спит. Считается, что все это достижимо, доступно для пробуждения и важно для здоровья тела и разума человека, а также для того, как он относится к другим людям в своей жизни. [42] Эта тонкая телесная сеть нади и чакр , согласно некоторым более поздним индийским теориям и многим предположениям Нью-Эйдж , тесно связана с эмоциями. [42] [44]

Индуистская тантра

[ редактировать ]

Эзотерические традиции индуизма упоминают многочисленные числа и расположения чакр, из которых наиболее распространена классическая система шесть плюс один, последней из которых является Сахасрара. [3] [4] [5] Эта семичастная система, занимающая центральное место в основных текстах хатха-йоги, является одной из многих систем, встречающихся в индуистской тантрической литературе. Индуистская тантра связывает шесть йогинь с шестью местами тонкого тела, что соответствует шести чакрам системы шесть плюс один. [45]

Ассоциация шести йогинь с местоположениями чакр в Рудраямала-тантре [45]
Место в тонком теле Йогини
1. Муладхара дакини
2. Свадхистана Ракини
3. Манипур Но
4. Вчера дюжина
5. Вишуддхи Шакини
6. Любой Спорт

Методология чакр широко развита в индуистской традиции богинь, называемой шактизмом . Это важная концепция наряду с янтрами, мандалами и кундалини йогой в ее практике. Чакра в шактистском тантризме означает круг, «энергетический центр» внутри, а также термин для групповых ритуалов, таких как чакра-пуджа (поклонение внутри круга), которые могут включать или не включать практику тантры. [46] Система, основанная на чакрах, является частью медитативных упражнений, которые стали известны как йога . [47]

Буддийская тантра

[ редактировать ]
Тибетская иллюстрация тонкого тела, показывающая центральный канал и два боковых канала, а также пять чакр.
Тибетская тханка со схемой, показывающей шесть чакр: корневую чакру, чакру половых органов, одну в пупке, одну в сердце, еще одну в горле и последнюю, расположенную на макушке. [48]

Эзотерические традиции буддизма обычно учат четырем чакрам. [3] В некоторых ранних буддийских источниках эти чакры обозначаются как: манипура (пупок), анахата (сердце), вишудха (горло) и ушниша камала (макушка). [49] В рамках линии Ньингма Мантраяны тибетского буддизма популярная концептуализация чакр с возрастающей тонкостью и возрастающим порядком выглядит следующим образом: Нирманакая (грубое «я»), Самбхогакая (тонкое «я»), Дхармакайя (причинное «я») и Махасукхайя (непричинное «я»). -двойственное Я), каждая из которых смутно и косвенно соответствует категориям во вселенной Шайва- Мантрамарги , то есть Свадхистане, Анахате, Вишуддхе, Сахасраре и т. д. [50] Однако, в зависимости от медитативной традиции, их варьируется от трех до шести. [49] Чакры считаются психо-духовными составляющими, каждая из которых имеет значимое соответствие космическим процессам и их постулируемому аналогу Будды. [51] [49]

Система пяти чакр распространена среди Материнского класса Тантр , и эти пять чакр вместе с их соответствиями таковы: [52]

Чакры явно играют ключевую роль в тибетском буддизме и считаются важнейшим провидением тантрического мышления. И точное использование чакр во всем диапазоне тантрических садхан не дает повода сомневаться в первичной эффективности тибетского буддизма как отдельного религиозного средства, поскольку это является тем точным откровением, что без Тантры не было бы чакр, но, что более важно, без Чакр нет в тибетском буддизме. Высшие практики тибетского буддизма указывают на способность привести тонкие праны сущности в соответствие с центральным каналом и, таким образом, проникнуть в реализацию окончательного единства, а именно, «органической гармонии» индивидуального сознания Мудрости с со-достижение Всеохватывающей Любви, таким образом синтезируя прямое познание абсолютного состояния будды . [53]

По словам Самуэля, буддийские эзотерические системы сделали чакру и нади «центральными элементами своего сотериологического процесса». [54] Теории иногда, но не всегда, сочетались с уникальной системой физических упражнений, называемой йогой или « фрулхор » янтра - .

Чакры, согласно традиции Бон , обеспечивают гештальт опыта, при этом каждая из пяти основных чакр психологически связана с пятью эмпирическими качествами непросветленного сознания, шестью сферами горя. [55]

Практика ца лунг, воплощенная в линии Трулхор , освобождает первичные каналы, тем самым активируя и циркулируя освобождающую прану. Йога пробуждает глубокий разум, тем самым порождая положительные качества, присущие гештальты и добродетельные качества. В компьютерной аналогии намечается экран сознания и вызывается атрибутивный файл, содержащий необходимые положительные или отрицательные, поддерживающие качества. [55]

Говорят, что тантрическая практика в конечном итоге преобразует весь опыт в ясный свет. Практика направлена ​​на освобождение от всех негативных обусловленностей и глубокое когнитивное спасение от контроля и единства восприятия и познания. [55]

Система семи чакр

[ редактировать ]
Одна схема семи чакр выглядит следующим образом, снизу вверх: 1. Муладхара 2. Свадхистана 3. Манипура 4. Анахата 5. Вишуддхи 6. Аджна 7. Сахасрара . [4] Цвета современные. [56]

Более распространенная и наиболее изученная система чакр включает шесть основных чакр и седьмой центр, который обычно не считается чакрой. Эти точки расположены вертикально вдоль осевого канала ( сушумна нади в индуистских текстах, авадхути в некоторых буддийских текстах). [57] По словам Гэвина Флуда, эта система из шести чакр плюс «центр» сахасрары на макушке впервые появляется в Кубджикамата-тантре XI века , сочинении Каула . [58]

Именно эта система чакр была переведена в начале 20 века сэром Джоном Вудроффом (также известным как Артур Авалон) в тексте «Змеиная сила » . Авалон перевел индуистский текст « шат-чакра-нирупана», означающий исследование (нирупана) семи (шат) чакр (чакра). [59]

Чакры традиционно считаются помощниками для медитации. Йог продвигается от нижних чакр к высшей чакре, расцветающей в макушке головы, усваивая путь духовного восхождения. [60] И в индуистской традиции кундалини, и в буддийской традиции чандали чакры пронизаны дремлющей энергией, находящейся рядом с самой нижней чакрой или в ней. В индуистских текстах она известна как Кундалини , а в буддийских текстах ее называют Чандали или Туммо (тибетский: gtum mo , «жестокая»). [61]

Ниже приведены общепринятые в стиле Нью-Эйдж описания этих шести чакр и седьмой точки, известной как сахасрара, . Эта нового века версия включает в себя ньютоновские цвета радуги, которых нет ни в одной древней индийской системе. [56]

Изображение чакры Имя санскрит
(Перевод)
Расположение Количество
лепестки
Современный
цвет
Семя
слог
Описание
Сахасрара Сахасрара (Сахасрара-Р)
«Тысячелепестковый»
Корона 1000 Мульти или фиолетовый Высший духовный центр, чистое сознание, не содержащее ни объекта, ни субъекта. Когда женская Кундалини Шакти поднимается до этой точки, она соединяется с мужским Шивой , давая самореализацию и самадхи . [4] В эзотерическом буддизме он называется Махасукха, лепесток лотоса «Великого Блаженства», соответствующий четвертому состоянию Четырех Благородных Истин . [61]
Аджна или Айя Разрешение
«Команда»
Между
брови
2 Индиго Гуру-чакра, или, в понимании Нью Эйдж, чакра третьего глаза, тонкий центр энергии, где тантрический гуру касается ищущего во время ритуала инициации . Он или она приказывает пробудившейся кундалини пройти через этот центр. [4]

Соответствует верхнему даньтяню в системе цигун.

Вишудха чистый
«Чистый»
Горло 16 Синий Также
(космос)
16 лепестков, покрытых шестнадцатью санскритскими гласными. Связан с элементом пространства ( акаша ). Постоянное божество — Панчавактра Шива с пятью головами и четырьмя руками, а Шакти — Шакини. [4]

В эзотерическом буддизме он называется Самбхога и обычно считается лепестком лотоса «Наслаждения», соответствующим третьему состоянию Четырех Благородных Истин . [61]

Вчера невредимый (невредимый)
"Непораженный"
Сердце 12 Зеленый Вещи
(воздух)
Внутри него находится янтра из двух пересекающихся треугольников, образующих гексаграмму , символизирующую союз мужского и женского начала и стихию воздуха ( вайю ). Главным божеством является Ишана Рудра Шива, а Шакти — Какини. [4]

В эзотерическом буддизме эта чакра называется Дхармой и обычно считается лепестком лотоса «Эссенциальной природы» и соответствует второму состоянию Четырех Благородных Истин . [61]

Соответствует среднему даньтяню в системе цигун.

Манипура Манипур (Мани-пур)
«Город драгоценностей»
Пупок 10 Желтый Баран
(огонь)
В системе медитации натх- йогов это описывается как Мадхьяма-Шакти, или промежуточная стадия самопознания. [60] Эта чакра представлена ​​в виде треугольника вершиной вниз, представляющего огонь в середине лотоса с десятью лепестками. Главным божеством является Браддха Рудра, а Лакини — Шакти. [4]
Свадхистана Свадхистана (Самоустановление)
«Где сам
установлено"
Корень
половые органы
6 Апельсин Vam
(вода)
Свадхистана изображается в виде лотоса, внутри которого находится полумесяц, символизирующий водную стихию. Главным божеством является Брахма, а Шакти — Ракини (или Чакини). [4]

В эзотерическом буддизме он называется Нирмана, лепесток лотоса «Творения» и соответствует первому состоянию Четырех Благородных Истин . [61]

Соответствует нижнему даньтяню в системе цигун.

Муладхара Муладхар (корневая основа)
"Корень"
База
позвоночник
4 Красный Лам
(земля)
спящая Кундалини Часто говорят, что здесь покоится , обернутая три с половиной, семь или двенадцать раз. Иногда ее обвивают черным лингамом Сваямбху, самым низким из трех препятствий на пути ее полного подъема (также известных как узлы или грантхи). [62] Его символизируют в виде четырехлепесткового лотоса с желтым квадратом в центре, символизирующим стихию земли. [4]

Семенной слог — Лам , обозначающий элемент земли. Все звуки, слова и мантры в своей дремлющей форме покоятся в муладхара-чакре, где Ганеша . обитает [63] в то время как Шакти – это Дакини . [64] Соответствующее животное — слон. [65]

Западная система чакр

[ редактировать ]
Положения чакр в предполагаемой связи с нервными сплетениями из книги Чарльза Ледбитера « 1927 года. Чакры»

Курт Леланд из Теософского общества в Америке пришел к выводу, что западная система чакр возникла в результате «непреднамеренного сотрудничества» многих групп людей: эзотериков и ясновидящих, часто теософов; Индологи ; исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл ; основатели Института Эсалена и психологической традиции Карла Юнга ; цветовая система книги Чарльза Ледбитера » 1927 года « Чакры ; [66] некоторые современные индийские йоги рассматривают его как традиционное знание; и энергетические целители, такие как Барбара Бреннан . [56] [67] Лиланд утверждает, что два основных элемента современной системы — цвета радуги и список качеств — не являются традиционными, впервые появились вместе только в 1977 году. [56]

Концепция набора семи чакр пришла на Запад в 1880-х годах; в то время каждая чакра была связана с нервным сплетением. [56] В 1918 году сэр Джон Вудрофф , он же Артур Авалон, перевел два индийских текста, « Шат-Чакра-Нирупана» и « Падука-Панчака» , и в своей книге «Змеиная сила» привлек внимание Запада к теории семи чакр. [68]

В 1920-х годах каждая из семи чакр была связана с эндокринной железой. [56] традиция, которая сохранилась. [69] [70] [71] Совсем недавно нижние шесть чакр были связаны как с нервными сплетениями, так и с железами. [72] Семь цветов радуги были добавлены Ледбитером в 1927 году; вариант системы 1930-х годов предлагал шесть цветов плюс белый. [56] На теорию Ледбитера повлияла книга Иоганна Георга Гихтеля 1696 года «Theosophia Practica », в которой упоминались внутренние «силовые центры». [73]

Психологические и другие атрибуты, такие как слои ауры , стадии развития, сопутствующие заболевания, аристотелевские элементы , эмоции и состояния сознания, были добавлены еще позже. [56] широкий спектр предполагаемых соответствий, таких как алхимические металлы, астрологические знаки и планеты , продукты питания, травы, драгоценные камни , гомеопатические лекарства, каббалистические сферы, музыкальные ноты, тотемные животные и карты Таро . Также был предложен [56]

Нью Эйдж

[ редактировать ]

В «Анатомии духа» (1996) Кэролайн Мисс описала функцию чакр следующим образом: «Каждая мысль и опыт, которые вы когда-либо имели в своей жизни, фильтруются через эти базы данных чакр. Каждое событие записывается в ваши клетки…» . [74] Чакры описываются как выстроенные в восходящем столбце от основания позвоночника до макушки головы. Практики Нью-Эйдж часто связывают каждую чакру с определенным цветом. В различных традициях чакры связаны с множеством физиологических функций, аспектом сознания , классическим элементом и другими отличительными характеристиками; они не соответствуют тем, которые использовались в древнеиндийских системах. Чакры визуализируются в виде лотосов или цветов с разным количеством лепестков в каждой чакре. [56]

Считается, что чакры оживляют физическое тело и связаны с взаимодействиями физического, эмоционального и ментального характера. Они считаются локусами жизненной энергии или праны (которую веры Нью Эйдж приравнивают к шакти , ци по-китайски, ки по-японски, коуч-ха-гуф). [75] на иврите, bios на греческом и эфир на греческом и английском языках), который, как полагают, течет между ними по путям, называемым нади . Функция чакр — вращать и втягивать эту энергию, чтобы поддерживать в балансе духовное, умственное, эмоциональное и физическое здоровье тела. [76]

Рудольф Штайнер считал систему чакр динамичной и развивающейся. Он предположил, что эта система стала для современных людей иной, чем была в древние времена, и что она, в свою очередь, будет радикально иной в будущем. [77] [78] [79] Штайнер описал последовательность развития, которая начинается с верхних чакр и движется вниз, а не в противоположном направлении. Он дал советы о том, как развивать чакры посредством дисциплинирования мыслей, чувств и воли. [80] По мнению Флорина Лаундеса, «духовный ученик» может дальше развивать, углублять или повышать мыслящее сознание, делая шаг от «древнего пути» школьного обучения к «новому пути», представленному « Философией свободы » Штайнера . [81]

Скептический ответ

[ редактировать ]

Некоммерческое общество Эдинбургских скептиков заявляет, что, несмотря на их популярность, «никогда не было никаких доказательств существования этих меридианных линий или чакр». Он добавляет, что, хотя практики иногда ссылаются на «научные доказательства» в своих утверждениях, такие доказательства часто «невероятно шаткие». [82]

См. также

[ редактировать ]
  • Аура
  • Даньтянь — энергетический центр в китайских даосских системах.
  • Сурья Намаскар — Приветствие Солнцу, в котором каждая поза иногда связана с чакрой и мантрой.
  • Индонезийская армия , основной боевой вспомогательный корпус, известный как Кострада, использует «Чакру» в качестве своего главного боевого клича и символа.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Корни этого убеждения находятся в санкхье и веданте , которые пытаются представить постоянную душу и непостоянное тело как взаимодействующие в трех перекрывающихся состояниях: грубом теле (стхула шарира), тонком теле (сукшма шарира) и причинном теле (карана). Шарира). Эти идеи возникли для решения вопросов, касающихся природы тела и души, как и почему они взаимодействуют, когда человек бодрствует, спит и в цикле зачатие-рождение-рост-распад-смерть-возрождение. [30] [31]
  1. ^ Сапта Чакра , Британская библиотека, MS 24099.
  2. ^ Уэллс, Джон (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Пирсон Лонгман. ISBN  978-1-4058-8118-0 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Чакра: Религия , Британская энциклопедия
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 26, 30, 100–101, 265. ISBN.  978-0-7914-3067-5 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен . п. 137. ИСБН  978-0-8239-3179-8 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 102. ИСБН  978-0-8160-7564-5 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайлигерс-Зелен, Дори (1992). Система пяти чакр в Кубджикамататантре 14–16: исследование и аннотированный перевод (Диссертация). Sl: sn] OCLC   905777672 .
  8. ^ Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии . стр. 242–243. ISBN  978-1-932476-03-3 .
  9. ^ Елена Петровна Блаватская, Собрание сочинений, том. XII (Уитон, Иллинойс: Теософское издательство, 1980), 616.
  10. ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры (1-е изд.). Рутледж . п. 640. ИСБН  978-1-884964-98-5 .
  11. ^ Стаал, Фриц (2008). Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи . Книги о пингвинах . п. 34. ISBN  978-0-14-309986-4 .
  12. ^ Стаал, Фриц (2008). Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи . Книги о пингвинах . стр. 333–335. ISBN  978-0-14-309986-4 .
  13. Ригведа: Суктам 1.164 , стих ॥11॥, Ригведа, Wikisource
  14. ^ Коллинз, Стивен (1998). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета . стр. 473–474. ISBN  978-0-521-57054-1 .
  15. ^ Эдгертон, Франклин (1993). Буддийская гибридная санскритская грамматика и словарь (переиздание). Дели: Мотилал Банарсидасс . п. 221. ИСБН  81-208-0999-8 .
  16. ^ Глазенапп, Хельмут (1925). Джайнизм: индийская религия спасения . Мотилал Банарсидасс . стр. 280–283, 427–428, 476–477. ISBN  978-81-208-1376-2 .
  17. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2001). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс . стр. 426–427. ISBN  978-81-208-1778-4 .
  18. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2001). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс . п. 25. ISBN  978-81-208-1778-4 .
  19. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2001). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс . п. 555. ИСБН  978-81-208-1778-4 .
  20. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2006). Поцелуй йогини: «тантрический секс» в контексте Южной Азии . Издательство Чикагского университета . стр. 33, 130, 198. ISBN.  978-0-226-02783-8 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фейерштейн, Георг (1998). Тантра: Путь экстаза . Публикации Шамбалы. стр. 15–17. ISBN  978-0-8348-2545-1 .
  22. ^ Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . стр. 77–78 , 285. ISBN.  978-0-521-43878-0 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уайт, Дэвид Гордон. Йога на практике . Издательство Принстонского университета, 2012 г., страницы 14–15.
  24. ^ Триш О'Салливан (2010), Чакры . В: Д.А. Лиминг, К. Мэдден, С. Марлан (ред.), Энциклопедия психологии и религии , Springer Science + Business Media.
  25. ^ "Ида Пингала Сушумна, Нади" , Ученый монах , дата обращения 28 августа 2021 г.
  26. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2003). Поцелуй йогини . Издательство Чикагского университета . п. 224. ИСБН  0-226-89483-5 .
  27. ^ Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . стр. 98–100 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  28. ^ Паду, Андре (2013). Сердце йогини: Йогинихрдая, санскритский тантрический трактат . Издательство Оксфордского университета . п. 44. ИСБН  978-0-19-998233-2 .
  29. ^ Прадхан, Басант (2014). Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности: Клиническое руководство . Спрингер Верлаг . стр. 154–155. ISBN  978-3-319-09105-1 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарма, Арвинд (2006). Первичный взгляд на философию религии . Спрингер Верлаг . стр. 193–196. ISBN  978-1-4020-5014-5 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мюллер, Фридрих Макс (1899). Шесть систем индийской философии . Лонгманс . стр. 227–236 , 393–395.
  32. ^ Клостермайер, Клаус К. (2010). Обзор индуизма (Третье изд.). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100-1 238–243. ISBN  978-0-7914-8011-3 .
  33. ^ Харви, Питер (2013). Введение в буддизм: учения, история и практики, 2-е издание . Издательство Кембриджского университета . стр. 190–191, 353–357. ISBN  978-0-521-85942-4 .
  34. ^ Майер, Э.А.; Сапер, CB (2000). Биологическая основа взаимодействия разума и тела . Эльзевир . стр. 514–516. ISBN  978-0-08-086247-7 .
  35. ^ Уилке, Аннетт; Мобус, Оливер (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер . стр. 735–740. ISBN  978-3-11-024003-0 .
  36. ^ Джонстон, Джей (2010). Элизабет Бернс Коулман и Кевин Уайт (ред.). Медицина, религия и тело . Брилл. стр. 69–75. ISBN  978-90-04-17970-7 .
  37. ^ Геттлер, Кристина; Нойбер, Вольфганг (2008). Невидимые духи: изображение тонких тел в европейской культуре раннего Нового времени . Издательство «Брилл» . стр. 55–58, 294–300. ISBN  978-90-04-16396-6 .
  38. ^ Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж . стр. 1–5. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  39. ^ Ферретти, Андреа (11 июня 2021 г.). «Чакры: Руководство для начинающих по пониманию семи чакр» . Журнал йоги . Проверено 10 февраля 2022 г.
  40. ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии с идеями традиционных комментаторов . Норт Пойнт Пресс. стр. 358–364 , 229–233. ISBN  978-0-86547-736-0 .
  41. ^ Сайман, Стефани (2010). Тонкое тело: история йоги в Америке . Фаррар, Штраус и Жиру . стр. 72–74 . ISBN  978-1-4299-3307-0 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж . стр. 5–8, 38–45, 187–190. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  43. ^ Снодграсс, Адриан (1992). Символизм Ступы . Мотилал Банарсидасс . стр. 317–319. ISBN  978-81-208-0781-5 .
  44. ^ Джохари, Хариш (2000). Чакры: энергетические центры трансформации . Внутренние традиции . стр. 21–36. ISBN  978-1-59477-909-1 .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайт, Дэвид Гордон (2003). Поцелуй йогини . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 221–229. ISBN  0-226-89483-5 .
  46. ^ Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета . стр. 96–97, 101–123. ISBN  978-0-19-534713-5 .
  47. ^ Потт, Филипп Х. (2013). Йога и Янтра: их взаимосвязь и значение для индийской археологии . Спрингер Верлаг . стр. 8–12. ISBN  978-94-017-5868-0 .
  48. ^ Хантингтон, Джон К.; Бангдел, Дина (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. стр. 232–233. ISBN  978-1932476019 .
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Олсон, Карл (2009). Исторический словарь буддизма . Пугало Пресс . п. 78. ИСБН  978-0-8108-6317-0 .
  50. ^ Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж . п. 40, таблица 2.1. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  51. ^ Маккензи, Рори (2007). Новые буддийские движения в Таиланде: к пониманию Ват Пхра Дхаммакая и Санти Асоке . Рутледж . стр. 108–109. ISBN  978-1-134-13262-1 .
  52. ^ Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Круг блаженства: буддийское медитативное искусство , Serindia Publications, Inc., 2003, стр. 231.
  53. ^ Гьяцо, геше Келсанг (2014). Ясный свет блаженства: Руководство по тантрической медитации . Камбрия, Англия: Публикации Тарпы . Каналы, Ветры и Капли. ISBN  978-1-910368-03-9 . OCLC   904051195 . Десять дверей расположены вдоль центрального канала следующим образом:... точка между бровями... верхушка черепа... около задней части горла... между двумя грудями... пупочный канал. колесо ...
  54. ^ Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж . п. 38. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ринпоче, Тензин Вангьял (2002). Марк Далби (ред.). Исцеление с помощью формы, энергии и света: пять элементов в тибетском шаманизме, тантре и дзогчене . Итака, Нью-Йорк: Снежный лев . стр. 84–85. ISBN  1-55939-176-6 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Лиланд, Курт (2017). «Радужное тело: как возникла западная система чакр» . Журнал «Квест» . 105 (2 (весна 2017 г.)). Теософское общество в Америке : 25–29.
  57. ^ Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж. стр. 39–42. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  58. ^ Флуд, Гэвин (2006). Тантрическое тело: тайная традиция индуистской религии . ИБТаурис . п. 157. ИСБН  978-1845110123 .
  59. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2003). Поцелуй йогини . Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 221. ИСБН  0-226-89483-5 .
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Банерджиа, Акшая Кумар (1983). Философия Горакхнатха с Горакша-Вачаной-Санграхой . Мотилал Банарсидасс . стр. 175–184. ISBN  978-81-208-0534-7 .
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Сэмюэл, Джеффри ; Джонстон, Джей (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж . стр. 40–42. ISBN  978-1-136-76640-4 .
  62. ^ Браун, К. Маккензи (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотация и комментарий . Олбани (Нью-Йорк): Пресса Государственного университета Нью-Йорка. п. 195. ИСБН  978-0-7914-3940-1 .
  63. ^ Тигунаит, Раджмани (1999). Раскрытие Тантры: Соблазнение сил материи и духа . Издательство Гималайского института. п. 87. ИСБН  9780893891589 .
  64. ^ Мамфорд, Джон (1988). Экстаз через тантру (Третье изд.). Ллевеллин по всему миру . п. 72. ИСБН  0-87542-494-5 .
  65. ^ Минделл, Арнольд; Штернбэк-Скотт, Сиса; Гудман, Бекки (1984). Тело мечты: роль тела в раскрытии себя . Тейлор и Фрэнсис . п. 38. ISBN  0-7102-0250-4 .
  66. ^ Ледбитер, Чарльз Вебстер (1972) [1927]. Чакры . Теософское издательство . ISBN  978-0-8356-0422-2 .
  67. ^ Лиланд, Курт (2016). Радужное тело: история западной системы чакр от Блаватской до Бреннана . Лейк-Уорт, Флорида: Ibis Press. ISBN  978-0-89254-219-2 . OCLC   945949596 .
  68. ^ Вудрофф, сэр Джон (2000). Змеиная Сила . Дуврские публикации . стр. 317 и далее. ISBN  978-0486230580 .
  69. ^ Гардинер, Филип; Осборн, Гэри (2006). Сияющие: раскрыто самое могущественное тайное общество в мире (переработанное и обновленное издание). Лондон: Уоткинс. стр. 44–45. ISBN  1-84293-150-4 .
  70. ^ Джудит, Анодея (1999). Колеса жизни: Руководство пользователя по системе чакр . Публикации Ллевеллина. п. 20. ISBN  9780875423203 .
  71. ^ «Джон Ван Аукен: Мистика – Интерпретация Откровения» . Edgarcayce.org. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 5 марта 2015 г.
  72. ^ Стерджесс, Стивен (1997). Книга йоги: практическое руководство к самореализации . Рокпорт, Массачусетс: Element Books . стр. 19–21. ISBN  1-85230-972-5 .
  73. ^ «Археософское общество – основано Томмазо Паламидесси» . www.archeosofica.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года.
  74. ^ «Библиотека Мисс: Чакры» . Мисс . Проверено 5 марта 2015 г.
  75. ^ Блаватская, Елена (1892). Теософский словарь . Кротона .
  76. ^ Нефф, Дио Урмилла (1985). «Великий спор о чакрах» . Журнал йоги (ноябрь – декабрь 1985 г.): 42–45, 50–53.
  77. ^ «GA010: Глава I: Астральные центры» . Фремонт, Мичиган . Проверено 5 марта 2015 г.
  78. ^ «Содержание — GA 10. Посвящение и его результаты (1909 г.) — Архив Рудольфа Штайнера» .
  79. ^ «GA010: Инициация и ее результаты» . Фремонт, Мичиган . Проверено 5 марта 2015 г.
  80. ^ Рудольф Штайнер, Как познать высшие миры
  81. ^ Лаундс, Флорин (2000). Оживление чакры сердца: фундаментальные духовные упражнения Рудольфа Штайнера (2-е изд.). Лондон: Софийские книги. ISBN  1-85584-053-7 .
  82. ^ «Чакры» . Эдинбургское общество скептиков. 17 января 2019 года . Проверено 9 февраля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e601fefcd07eb0da9f8dd89d30b622a4__1721580600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/a4/e601fefcd07eb0da9f8dd89d30b622a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chakra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)