Теория прогрессивного использования

Теория прогрессивного использования ( ПРУТ ) — это социально-экономическая и политическая философия, созданная индийским философом и духовным лидером Прабхатом Ранджаном Саркаром . Впервые он задумал ПРОУТ в 1959 году. [1] Его сторонники (Прутисты) утверждают, что он раскрывает и преодолевает ограничения капитализма, коммунизма и смешанной экономики. [2] [3] С момента своего создания PROUT придерживался экономически прогрессивного подхода, направленного на улучшение социального развития в мире. Это соответствует неогуманистическим ценностям Саркара, которые направлены на обеспечение «должной заботы» каждому существу на планете, включая людей, животных и растения. [1]
PROUT не был реализован ни в одной части мира, [4] хотя на эту тему есть ряд книг и статей. [5]
История
[ редактировать ]
В 1959 году Саркар начал развивать идеи Праута. В 1961 году теория была официально изложена в его книге «Ананда Сутрам» , опубликованной под его духовным именем Шри Шри Анандамурти. [6]
Для продвижения и распространения Prout был создан ряд организаций, таких как Proutist Universal, [7] Прут Глобус, [8] Институт Прута, [9] создала по всему миру ряд кооперативных сообществ и т. д. С 1980-х годов Ананда Марга в попытке предоставить идеальные модели общества, описанного в Пруте. [10]
Теория
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Праут предлагает социально-экономическую систему, которая является развитием капитализма и того, что Праут считает «в значительной степени устаревшей» системой коммунизма . [6] В рамках этой системы ресурсы будут являться коллективной собственностью , из которой будут закреплены узуфруктуарные права для использования отдельными лицами или группами лиц. Распределение товаров на рынке должно быть рациональным и справедливым, чтобы распределение благ максимизировало физическое, умственное и духовное развитие всех людей. [2] [11] Всегда должно существовать базовое распределение, гарантирующее еду, одежду, кров, образование и медицинское обслуживание (то, что теория считает минимальными требованиями для людей). [2]
Праут выступает за трехуровневый подход к организации производства . Ключевые отрасли промышленности и коммунальные предприятия будут работать без прибыли и без убытков , поскольку это ресурсы, находящиеся в доверительном управлении общества. Децентрализованная промышленность, управляемая кооперативами, обеспечит людям минимальные потребности и другие удобства жизни. Большинство экономических операций будет осуществляться через производственные и потребительские кооперативы . [12] Стимулы для людей, служащих обществу, будут финансироваться за счет излишков. [12] Сектор малого бизнеса также будет предоставлять товары и услуги на более индивидуализированной основе.
На политическом уровне Праут не одобряет национализм , хотя национальные государства могли бы сформировать мировое правительство. [12] [13] в форме конфедерации. Будет мировая конституция и билль о правах человека. [12] и для обеспечения биологического разнообразия и безопасности животных и растений. Самодостаточные социально-экономические единицы или зоны с местным управлением будут поддерживать децентрализованную экономику.
Закон социального цикла и управления
[ редактировать ]Праут принимает во внимание закон социального цикла Саркара. Он рассматривает социальный порядок как состоящий из четырех классов людей , которые циклически доминируют в обществе: шудры (рабочие), кшатрии (воины), випры (интеллектуалы) и вайшьи (приобретатели). [12]
Однако Праут не стремится к отмене этих четырех классов, поскольку рассматривает их как «... не просто как конфигурацию власти, но и как способ познания мира, как парадигму, эпистему или глубокую структуру, если хотите. " [14] Он считает, что любой человек может быть рабочим, воином, интеллектуалом или стяжателем. [15] [16]
Праут считает, что четыре класса связаны с циклическими процессами во времени. [14] Что когда класс людей борется и приходит к власти, они вызывают революцию в физическом и ментальном мире. [14] Чтобы не дать какому-либо социальному классу цепляться за политическую власть и эксплуатировать других, «духовная элита» садвипрас (этимологически печальный - правда, випра - интеллектуальный) будет определять, кто будет удерживать политическое лидерство. [12] Праут предполагает, что первые садвипра исходили от недовольных интеллектуалов и воинов среднего класса. [12]
Садвипрасы будут организованы в исполнительные , законодательные и судебные органы, которыми будет управлять Верховный совет. [12] Они будут нести ответственность за порядок доминирования в социальном порядке.
Неогуманизм
[ редактировать ]Теория Праута соответствует философии неогуманизма Саркара. Философия – это переосмысление гуманизма. [17] [15] интеграция идеи единства всего живого. В нем все живые существа принадлежат к универсальной семье, заслуживающей равной заботы и уважения. [1]
Пять фундаментальных принципов
[ редактировать ]В 1962 году Праут был официально изложен в шестнадцати афоризмах (см. главу 5 « Ананда Сутрам») . [18] ). Последние пять афоризмов (5:12-16) обычно называют пятью фундаментальными принципами Прута. Эти пять принципов считаются основополагающими, поскольку было бы трудно получить четкое представление о Прауте без понимания основополагающих концепций этих принципов, взаимосвязи принципов и их соответствующих областей применения.
Пять афоризмов из Ананда Сутрамы переводятся на английский язык следующим образом: [19]
- Не должно быть накопления богатства без разрешения общества.
- Должно быть максимальное использование и рациональное распределение грубых, тонких и причинных ресурсов.
- Должно быть максимальное использование физических, умственных и духовных возможностей индивидуальных и коллективных существ.
- Между грубым, тонким и причинным применениями должна быть хорошо сбалансированная корректировка.
- Использование варьируется в зависимости от времени, пространства и формы; использование должно быть прогрессивным.
Первое представление об этих пяти принципах впервые появилось в более ранней работе Саркара « Идея и идеология» .
Рынок
[ редактировать ]Поскольку ценности и цели Праута отличаются от ценностей и целей капитализма и коммунизма , [14] [20] так же как и его экономическая структура . После тщательного анализа двух систем автор Праута утверждает, что эти философии «античеловечны» в том смысле, что они побуждают людей неустанно стремиться к материальным достижениям, таким как имя, слава и т. д.
Другая критика неолиберализма и капитализма в целом заключается в том, что централизация экономической власти в руках богатых ведет к эксплуатации масс и, в конечном итоге, к вырождению общества. [21]
Праут утверждает, что и капитализм, и коммунизм построены на шатком фундаменте, и выявляет слабые места до такой степени, что требуется новая рыночная система. [14] Он подверг резкой критике коммунизм, указав, что одна из причин, по которой эксперименты СССР с коммунизмом не увенчались успехом, вызвав в конечном итоге крах их политической структуры, заключается в том, что советские центральные плановые комитеты ( Госплан ) имели слишком много экономических решений и власти по сплочению в федерации. (см. Марксизм–ленинизм ). [22] [23]
Тем не менее, Саркар рассмотрел аспекты рыночного планирования , которые помогают создавать и поддерживать здоровую экономику. [24] Подводя итог, можно сказать, что мысль Праутиста считает, что планирование позволяет рынку защитить своих заинтересованных сторон от извилистостей неолиберальной экономики , где мотив получения прибыли играет главную роль. [25] Однако он подчеркивает, что комитет по планированию на национальном уровне должен лишь очерчивать более широкие аспекты экономического развития, оставляя детали решать плановым органам на местном уровне, где проблемы лучше понимаются и легче решаются. [26] (см. эффект масштаба ). Следовательно, такого рода нисходящее планирование предоставит сообществам, предприятиям и, в конечном итоге, работникам значительный уровень свободы решать свое собственное экономическое будущее (см. децентрализованное планирование ). [26]
Праут также утверждает, что национализация предприятий неэффективна из-за больших затрат и количества бюрократии, необходимых для поддержания работы контролируемых государством отраслей. [27] [28] Тем не менее, есть некоторые отрасли, которые следует национализировать, работая по принципу «нет прибыли и никаких потерь». [29]
Что касается распределения богатства среди населения, Саркар выступает за «оптимальное неравенство», при котором разрыв в заработной плате между более богатыми слоями общества существенно сокращается. [24] Ричард Фримен , экономист из Гарварда, отмечает, что неравенство доходов возникает из-за монополии власти и других видов деятельности с «негативными последствиями» с точки зрения социального развития. [30] Тем не менее, Праут не поддерживает полное равенство доходов, утверждая, что в обществе, где отсутствует материальная мотивация к труду, у его граждан будет потеряна готовность стремиться к финансовому успеху и преуспевать в творческом развитии промышленности и общества. Таким образом, эта теория выступает за реализацию политики, позволяющей наиболее достойным членам общества получать дополнительные льготы за дополнительные выгоды, которые они приносят обществу. Таким образом, предполагается, что коммунистический девиз « от каждого по способностям, каждому по потребностям» не может работать в реальном мире. Вместо этого Праут предлагает установить минимальную и максимальную заработную плату, примерно зависящую от ценности, которую труд каждого человека приносит обществу. Мы видим примеры попыток в этом направлении в таких компаниях, как Mondragon или Whole Foods .
Что касается неолиберализма, Саркар проливает новый свет на концепцию невидимой руки Адама Смита , когда отдельные производители, действующие в собственных интересах, приносят пользу сообществу в целом. Праут утверждает, что бесконтрольная экономическая элита общества нарушит справедливое обращение материальных благ внутри общества. Тогда рынку потребуются меры регулирования, чтобы создать функциональную экономическую систему. [ нужна ссылка ]
Экономическая демократия
[ редактировать ]Что касается демократии, Праут утверждает, что политической демократии недостаточно, чтобы освободить общество от эксплуатации и того, что он считает крайним неравенством доходов. [4] [24] Как утверждает Роар Бьоннес , известный прутист: «Если мы не проведем более глубокие структурные изменения – то, что мы называем изменением экономических систем – мы никогда не сможем решить такие глобальные и системные проблемы, как кризисы окружающей среды и неравенства. История продемонстрировала что политической демократии недостаточно». [24]
Таким образом, Праут выступает за экономическую демократию , в которой право принятия решений об экономическом будущем сообщества предоставляется его жителям. Экономическая демократия – не новый термин, но Саркар изобретает его заново, устанавливая четыре требования к тому, что он считает успешным. [24] [31] Первым и главным требованием является обеспечение минимальных жизненных требований всем членам общества. Во-вторых, следуя одному из пяти фундаментальных принципов, Праут утверждает, что покупательная способность каждого человека должна возрастать, заявляя, что местные жители должны будут удерживать экономическую власть над своим социально-экономическим регионом. [31] Тем не менее, в этом отношении Саркар предполагает, что, в отличие от капитализма , где производство и распределение товаров в основном определяются рыночной конкуренцией, в прутистском обществе это должно основываться на необходимости. [15] [20] Третьим требованием экономической демократии является децентрализация власти, предоставляющая свободу принятия экономических решений заинтересованным сторонам. [31] Этого можно достичь путем принятия кооперативной системы, принадлежащей работникам. [32] и за счет использования местных ресурсов (сырья и других природных ресурсов) для развития региона, а не только для экспорта. [31] Таким образом, Праут выступает за децентрализованную экономику, в которой самодостаточные экономические зоны создаются и организуются в соответствии с набором заранее определенных условий (см. Социально-экономические единицы). [24]
Праут утверждает, что это требование не выражает ксенофобских чувств, оно лишь претендует на осознание того, что не должно быть постоянного оттока местного капитала, когда природные ресурсы исследуются иностранными инвестиционными компаниями, которые извлекают активы и деньги из сообщества. [24] [33] С неогуманистической точки зрения, все люди свободны выбирать, где они хотят жить, при условии, что они объединяют свои экономические интересы с интересами местного населения.
Социально-экономические единицы
[ редактировать ]Социально-экономическая единица, или самаджа на санскрите , — это прутистская материализация коллективных усилий по созданию сильного и жизнестойкого местного сообщества , построенного на сильных чувствах солидарности и самоидентичности . [15] Саркар выделил несколько критериев для построения работающей и сплоченной социально-экономической единицы. [15] Подобно биорегионам , их цель — способствовать кооперативному развитию, переходя к децентрализованной экономике, где эти единицы являются экономически независимыми и самостоятельными. [34] Хотя они по-прежнему руководствуются национальными и федеральными руководящими принципами и законами, им следует подготовить собственный экономический план.
Стремясь достичь максимальной эффективности использования местных ресурсов, они предлагают сделать трансграничную торговлю более сбалансированной и взаимовыгодной. [24]
Прогресс
[ редактировать ]С точки зрения Праута, прогрессивное общество нельзя измерять исключительно богатством нации или уровнем ее ВВП. Праут признает преимущества материального прогресса, но считает их недостаточными показателями развития человеческого общества. [35] В нем утверждается, что хотя прогресс, как его интерпретирует сегодня общество, имеет свои преимущества, существуют и негативные побочные эффекты, которые, если их не остановить, приносят больше вреда, чем пользы. Рональд Логан, автор книги «Новая парадигма развития», напоминает своим читателям, что хотя автомобильное и воздушное движение позволяет нам путешествовать с возрастающей скоростью, обеспечивая большое удобство для путешественников и пассажиров, оно также приводит к загрязнению воздуха, шумовому загрязнению, пробкам на дорогах, случайным смерти, отчуждение от природы и т. д. [35]
Столкнувшись с этой квазипарадоксальной ситуацией, Праут предлагает концепцию прогресса как общества, превосходящего материальное и технологическое развитие. [24] Двигаясь по принципу тройного результата , который анализирует социальные, экологические и финансовые результаты данного предприятия, Праут выступает за меру прогресса, которая включает в себя качества того, что можно было бы назвать « четвертым практическим результатом ». [14] характеризуется включением трансцендентального измерения человеческой жизни, которое фокусируется на комплексном развитии тела, разума и духа. Этот четвертый практический результат позволит обществу в целом и отдельным людям в частности развить расширенное чувство идентичности, допуская неогуманистическую волю к включению, создавая общество, в котором материальные блага не являются высшим благом жизни, и позволяя создавать пространство для людей. работать вместе в симбиотическом движении, которое стремится к индивидуальному и коллективному благополучию посредством социального, культурного и технологического развития.
Праут признает, что благополучие индивидов зависит от развития коллектива, а коллектив зависит от развития индивидов. [24] Поэтому, чтобы понять, как достичь прогрессивного общества, Саркар пытается проанализировать, что значит для человека расти и развиваться. Он заключает, что физическое и психическое развитие мало способствует прогрессу человека, поскольку они подвержены ухудшению и разложению. [36] Существует множество болезней , поражающих наше тело и разум, и даже если мы останемся свободными от них, в конечном итоге время сделает все наши физические и умственные способности бесполезными. Саркар утверждает, что единственный аспект человеческой жизни, который, кажется, не подлежит изменению с течением времени, — это ее трансцендентальная природа, «сверхэмоциональные ценности», присущие человеческому разуму и которые усугубляют многостороннее человеческое существование. [36]
«Глубочайшие истины жизни — это вечный источник вдохновения. Духовное, трансперсональное развитие — это процесс расширения сознания для связи с Бесконечным, для достижения состояния глубокого мира и счастья». [37]
С точки зрения Маслоуна , Праут защищает необходимость удовлетворения физических и умственных потребностей, прежде чем отправиться в путешествие, чтобы найти эту трансцендентную природу мира. [37] Пять фундаментальных принципов вытекают из идеи, что общество должно обеспечивать основные потребности всех людей, чтобы они могли участвовать в этом пути самопознания и достичь подлинного прогресса. По сути, прогресс в обществе — это усилия, посредством которых сообщества участвуют в удовлетворении человеческих потребностей с целью достижения трансцендентного существования. В качестве цели трансцендентность предложит четвертую цель, которая в идеале подтолкнет человеческое общество к более мирному, инклюзивному и всесторонне более прогрессивному существованию.
Прием
[ редактировать ]Праут — относительно неизвестная теория. [4]
Рави Батра был одним из первых экономистов, использовавших идеи Праута в своем бестселлере «Великая депрессия 1990 года» . Со временем эта теория привлекла внимание таких людей, как Йохан Галтунг , основатель Института исследований мира ООН, который утверждал, что «теория Саркара намного превосходит теорию Адама Смита или Маркса ». [19]
Согласно описанию Терри Ирвинга и Роуэна Кэхилла , Праут «предусматривает децентрализованную, основанную на сообществах мировую экономику самодостаточности для бедных; экономическую демократию; малый бизнес; и ограничения на накопление богатства». [6] Сохаил Инайятулла заявил, что эта философия «пытается сбалансировать потребность общества в создании богатства и росте с требованиями его распределения». [13] Дэвид Скрбина охарактеризовал Праут как «модель социального развития... которая пропагандирует подход к обществу «маленькое - красиво». [3] Преподаватель экономики Марк Фридман относит экономическую мысль Саркара к традиции монсеньора Джона А. Райана , Э. Ф. Шумахера и Германа Дейли в включении Саркаром духовных ценностей в экономические цели. [38]
Его охарактеризовали как форму «прогрессивного социализма». [10] а также «социалистическая теория». [2]
Ганс Деспейн отметил в Monthly Review , что между Праутом и теориями Дэвида Швейкарта , Гара Альперовица и Ричарда Д. Вольфа есть сходство . Особое внимание уделяется экономической демократии и кооперативам. [39]
Политические партии
[ редактировать ]Некоторые политические партии поддерживают теорию прогрессивного использования. Они есть:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Саркар, Прабхат (1992). Прутистская экономика — Беседы об экономическом освобождении . Индия: Ананда Марга. ISBN 978-81-7252-003-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Кроветто, Хелен (август 2008 г.). «Ананда Марга и применение силы». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 12 (1). Издательство Калифорнийского университета : 26–56. doi : 10.1525/nr.2008.12.1.toc . JSTOR 10.1525/№2008.12.1.26 .
- ^ Jump up to: а б Скрбина, Давид (июнь 1992 г.). «НЕОГУМАНИСТСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Ачарьи Авадхуты». Международный журнал о мире во всем мире . 9 (2): 96. По состоянию на 21 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Фридман, Марк (2008). «Прожиточный минимум и оптимальное неравенство в рамках Саркаряна» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г.
- ^ «Домашняя страница — PROUT Global — Теория прогрессивного использования» . 08.07.2020 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ирвинг, Терри; Кэхилл, Роуэн Дж . (2010). «Заговор против Ананда Марги» . Радикальный Сидней: места, портреты и буйные эпизоды . Сидней: Издательство Университета Нового Южного Уэльса . п. 316. ИСБН 9781742230931 . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ «Домашняя страница — PROUT Global — Теория прогрессивного использования» . 08.07.2020 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «ПРАУТ Глобус» . 27 мая 2011 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Уильямклейтонглассер. "Дом" . Институт ПРАУТ . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эллвуд, Роберт С. (1993). «Приложение 2: 1960-е годы и после» . Острова рассвета: история альтернативной духовности в Новой Зеландии . Издательство Гавайского университета . п. 230. ИСБН 9780824814878 . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Онвука, Ральф И.; Олайвола Абегунрин; Дханджу Н. Гиста (1985). Лагосский план действий ОАЕ/ЭКА и его дальнейшие действия . Лоуренсвилл, Вирджиния: Brunswick Publishing. п. 185. ИСБН 9780931494581 .
Однако главный вопрос не в том, кому принадлежит собственность (частному лицу или государству), поскольку в ПРОУТе вселенная является нашим общим достоянием, а в том, как собственность рационально и справедливо используется.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кроветто, Хелен (2011). «Ананда Марга, ПРАУТ и применение силы» . В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Насилие и новые религиозные движения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 9, 258–263. ISBN 9780199735631 . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Инаятулла, Сохаил (2003). «Планетарная социальная и духовная трансформация: евтопическое видение будущего П.Р. Саркара» . У Шостака, Артур Б. (ред.). Жизнеспособные утопические идеи: формирование лучшего мира . Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc., стр. 208–216. ISBN 978-0765611055 . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Инаятулла, Сохаил (2017). ПРАУТ у власти . Прутистский блок Индии.
- ^ Jump up to: а б с д и Дайер, Брюс Дуглас. «Каковы преимущества и возможности реализации политики самообеспеченности в региональной экономике Нельсона?» (PDF) . Оклендский технологический университет .
- ^ Саркар, Прабхат Ранджан. Коротко о Пруте, том 4 . Публикации Ананда Марги.
- ^ Тауси, Майкл. «Биопсихология сотрудничества» (PDF) . п. 40.
- ^ Анандамурти, Шри Шри (1962). Ананда Сутрам . Джамалпур: Публикации Ананда Марги. ISBN 978-8172520274 .
- ^ Jump up to: а б Бьоннес, Рев (2012). Принципы сбалансированной экономики: введение в теорию прогрессивного использования . ПРАУТ Научно-исследовательский институт. ISBN 9780985758509 .
- ^ Jump up to: а б Оппенгейм, Мэтт. «Голос трансформации Паниматцалама: письменный проект коренных народов майя для молодежного активизма» (PDF) . Университет Северной Аризоны . п. 144.
- ^ Саркар, Прабхат (1986). Коротко о ПРАУТЕ, часть 12 . Публикации Ананда Марги.
- ^ Серрано, Франклин; Мазат, Нума. «Анализ советского экономического роста с 1950-х годов до распада СССР» (PDF) . Центрос Раффа . п. 3.
- ^ Харрисон, Марк. «Является ли командная экономика нестабильной? Почему рухнула советская экономика?» (PDF) . Университет Уорика .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бьоннес, Рев; Севаэргра, Кэролайн (2016). Рост новой экономики . Книги внутреннего мира. ISBN 9781881717539 .
- ^ Гиста, Дханджу; Тауси, Майкл. «Самостоятельное региональное развитие» (PDF) . Сайт Prout.org . п. 7.
- ^ Jump up to: а б Логан, Рональд. «Блочное планирование» .
- ^ Саркар, Прабхат (1959). Человеческое общество. Часть 1. Публикации Ананда Марги.
- ^ «Почему национализация вышла из моды в Британии» . Экономист .
- ^ Саркар, Прабхат (1986). Коротко о Пруте, том 4, часть 21 . Публикации Ананда Марги.
- ^ Томас, Эдсолл (2014). «Справедливое неравенство» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Саркар, Прабхат Ранджан (1992). Прутистская экономика: беседы об экономическом освобождении . Публикации Ананда Марги. ISBN 9788172520038 .
- ^ Гринберг, Брайан (1985). Рабочий и сообщество: реакция на индустриализацию в американском городе девятнадцатого века, Олбани, Нью-Йорк, 1850–1884 гг . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-046-5 .
- ^ Шумахер, Э.Ф. (1973). Маленький красивый . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-091630-5 .
- ^ Гиста, Дханджу; Тауси, Майкл (1991). «Самостоятельное региональное развитие» (PDF) . Научно-исследовательский институт Прута.
- ^ Jump up to: а б Логан, Рональд (2005). ПРАУТ – Новая парадигма развития . Публикации Ананды Сева. ISBN 978-1892345042 .
- ^ Jump up to: а б Саркар, Прабхат Ранджан (7 ноября 2011 г.). «Что такое прогресс» . ПРАУТ Глобус .
- ^ Jump up to: а б «Новое определение социального прогресса» . ПРАУТ Глобус . 30 октября 2012 г.
- ^ Фридман, Марк (март 2008 г.). «Прожиточный минимум и оптимальное неравенство в рамках Саркаряна» (PDF) . Обзор социальной экономики . 66 (1): 93–111. CiteSeerX 10.1.1.502.5963 . дои : 10.1080/00346760701668479 . S2CID 19706138 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г. Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Ежемесячный обзор | Это глупая система» . Ноябрь 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). «ПРАУТ (основан в 1959 г.)» . В Мелтоне, Дж. Гордон (ред.). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 335. ИСБН 9780816075645 . Проверено 19 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Институт ПРАУТ
- Институт ПРАУТ Венесуэлы
- prout.org
- ABCD ПРАУТА Бангараштры (на бенгали)
- Прожиточный минимум и оптимальное неравенство в концепции Саркаряна на JSTOR