Дж. Гордон Мелтон
Дж. Гордон Мелтон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джон Гордон Мелтон 19 сентября 1942 г. Бирмингем, Алабама , США |
Академическое образование | |
Альма-матер | Южный колледж Бирмингема , Гаррет-евангелическая богословская семинария , Северо-Западный университет |
Академическая работа | |
Дисциплина | Методисты , Религия , Новые религиозные движения , История религии Америки |
Учреждения | Университет Бэйлора |
Известные работы |
Джон Гордон Мелтон (родился 19 сентября 1942 г.) - американский религиовед, который был директором-основателем Института изучения американской религии и в настоящее время является заслуженным профессором американской истории религии в Институте исследований религии при Университете Бэйлора в Уэйко , штат Техас , где он проживает. [1] Он также является рукоположенным служителем Объединенной методистской церкви .
Мелтон является автором более сорока пяти книг, в том числе нескольких энциклопедий, справочников и научных учебников по истории американской религии, методизму , мировым религиям и новым религиозным движениям (НРД). Его области исследований включают основные религиозные традиции, американский методизм, новые и альтернативные религии, западный эзотеризм (обычно называемый оккультизмом ), а также парапсихологию , Нью-Эйдж , а также Дракулы и вампиров исследования .
Ранняя жизнь [ править ]
Мелтон родился в Бирмингеме , штат Алабама , в семье Бернума Эдгара Мелтона и Инес Паркер. В старшем классе средней школы он наткнулся на Маленькие секты в Америке книгу Элмера Т. Кларка « »; он заинтересовался как можно большим количеством чтения об альтернативных религиях. [2]
В 1964 году он окончил Южный колледж Бирмингема со степенью бакалавра. Затем он приступил к теологическому обучению в Евангелической теологической семинарии Гарретта , где получил степень магистра богословия. в 1968 году сосредоточился на истории церкви. В 1966 году он женился на Доротее Дадли, у которой была дочь Мелани. Брак закончился разводом в 1979 году. Его вторую жену зовут Сьюзи. [1]
Основные направления исследований [ править ]
антикульт светский контркульт и Христианский
В своем «Энциклопедическом справочнике культов Америки» Мелтон различал христианский контркульт и светские антикультовые движения . Он сформулировал это различие на том основании, что эти два движения действуют с совершенно разными эпистемологическими мотивами и методами. [3] Это различие впоследствии было признано такими социологами, как Дуглас Э. Коуэн и Эйлин Баркер . [4] [5]
Исследование вампиризма [ править ]
Еще во время учебы в колледже у Мелтона появился интерес к теме вампиров, которой он с тех пор занимается в свободное время. [6]
В 1997 году Мелтон, Массимо Интровинье и Элизабет Миллер организовали мероприятие в отеле Westin в Лос-Анджелесе, куда 1500 участников (некоторые были одеты как вампиры) пришли на «конкурс творческих работ, готической рок-музыки и театральных представлений». [7]
Аум Расследование Синрикё
В мае 1995 года во время расследования газовой атаки зарином в токийском метро группа, ответственная за нападение, Аум Синрикё , связалась с американской группой, известной как AWARE (Ассоциация мировых академиков религиозного образования), основанной американским учёным Джеймсом Р. Льюис , утверждая, что права человека ее членов нарушаются. [8] Льюис нанял Мелтона, адвоката по правам человека Барри Фишера и эксперта по химии Томаса Банигана. Они вылетели в Японию, путевые расходы которых оплатила компания «Аум», и объявили, что проведут расследование и представят отчет на пресс-конференциях в конце поездки. [9]
На пресс-конференциях Фишер и Льюис заявили, что Аум не могла производить зарин, с помощью которого были совершены нападения. По словам Льюиса, они определили это со своим техническим экспертом на основе фотографий и документов, предоставленных группой. [10]
Британский исследователь японских религий Ян Ридер в подробном отчете об инциденте сообщил, что Мелтон «к концу своего визита в Японию почти не сомневался в соучастии Аума» и в конце концов «пришел к выводу, что Аум действительно был причастен к нападению и другие преступления»; [8] В отчете Washington Post о заключительной пресс-конференции упоминались Льюис и Фишер, но не Мелтон. [10] Льюис, с другой стороны, поддержал свое мнение о том, что Аум был сфабрикован, и написал, что поездка, профинансированная Аумом, была организована «так, чтобы финансовые соображения не были включены в наш окончательный отчет». [11]
Ридер заключил: «Визит был с благими намерениями, и участники были искренне обеспокоены возможными нарушениями гражданских прав в результате обширных полицейских расследований и задержаний последователей». Однако это было злополучно и нанесло ущерб репутации участников. Проводя различие между позициями Льюиса и Мелтона, Ридер заметил, что как японские СМИ, так и некоторые коллеги-учёные также критиковали Мелтона. [8] Используя более сильные слова, канадский ученый Стивен А. Кент отчитал Льюиса и Мелтона за то, что они поставили под угрозу репутацию целой категории исследователей новых религиозных движений. [12]
Критика [ править ]
Научные работы Мелтона сосредоточены на феноменологии, а не теологии НРД. Некоторые христианские контркультисты критикуют Мелтона за то, что он не критикует группы, о которых он сообщает, с евангелической точки зрения, утверждая, что его неспособность сделать это несовместима с его заявлениями о явном евангелизме. Некоторые светские антикультисты, которые считают, что новые религиозные движения опасны и что ученые должны активно бороться с ними, также подвергли его критике. [13] Стивен А. Кент и Тереза Кребс, например, охарактеризовали Гордона Мелтона, Джеймса Р. Льюиса и Энсона Шупа как предвзятых по отношению к группам, которые они изучают. [14]

Публикации [ править ]
Книги [ править ]
- Бревенчатые хижины и шпили: Путь объединенных методистов в Иллинойсе (Нэшвилл, Теннесси: Parthenon Press, 1974).
- Справочник религиозных организаций в Соединенных Штатах . Справочная библиотека социальных наук Гарланд, 91 (в соавторстве с Джеймсом В. Гейзендорфером). (Нью-Йорк; Лондон: издательство Garland Publishing, 1977). ISBN 082409882X
- Старый католический справочник (в соавторстве с Карлом Прутером ) (Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ., 1982).
- Открытое письмо о поместной церкви, Уитнессе Ли и споре между Богом и людьми (Санта-Барбара, Калифорния: Институт изучения американской религии, 1985).
- Магия, колдовство и язычество в Америке: библиография , составленная на основе файлов Института изучения американской религии (Нью-Йорк: Garland Publ., 1982), ISBN 0-8240-9377-1 . Пересмотренное издание в соавторстве с Изоттой Погги, Garland Publ., 1992.
- Опыт культа: ответ на новый религиозный плюрализм (в соавторстве с Робертом Л. Муром ), (Нью-Йорк: Pilgrim Press, 1982).
- Почему культы преуспевают там, где церковь терпит неудачу (в соавторстве с Рональдом М. Энротом ), (Элгин: Brethren Press, 1985).
- Энциклопедический справочник культов Америки . Серия религиозной информации, 7 (Исправленное и обновленное издание). Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ. 1992 [1986]. ISBN 0-8153-0502-8 .
- Биографический словарь лидеров американских культов и сект (Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ., 1986). Второе издание: Религиозные лидеры Америки: Биографический справочник для основателей и лидеров религиозных организаций, церквей и духовных групп в Северной Америке (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Gale Group . 1999. ISBN 0-8103-8878-2 .
- Энциклопедия американских религий: Религиозные вероучения: сборник более чем 450 вероучений, исповеданий, заявлений веры и краткого изложения доктрин религиозных и духовных групп в Соединенных Штатах и Канаде . Том. 1–2. (Детройт, Мичиган: Gale Research, 1988; переиздано в трех томах, Нью-Йорк: Triumph Books, 1991).
- Альманах Нью-Эйдж (совместно с Джеромом Кларком и Эйданом Келли ) (Детройт, Мичиган: Visible Ink, 1991).
- Перспективы Нового Века (под редакцией Джеймса Р. Льюиса) (Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 1992).
- Религиозные организации в США: словарь . Религиозные информационные системы, 1. Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ. 1992. ISBN 978-0-8153-0806-5 . (Перепечатка в виде электронной книги: Нью-Йорк; Лондон: Routledge, 2018).
- Ислам в Северной Америке: Справочник (под редакцией Майкла А. Кесеги). (Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ., 1992).
- Энциклопедия афроамериканских религий . Религиозные информационные системы, 9 (Переиздание). Нью-Йорк; Лондон: Рутледж. 2011 [1993]. ISBN 978-0-8153-0500-2 . (под редакцией Ларри Г. Мерфи и Гэри Л. Уорда).
- Секс, клевета и спасение: исследование семьи/детей Бога (под редакцией Джеймса Р. Льюиса) (Стэнфорд: Центр академических публикаций, 1994).
- Редактор Энциклопедии оккультизма и парапсихологии , 4-е изд. (Детройт, Ми: Гейл, 1996) ISBN 978-0-8103-5487-6 ; 5-е изд. (Гейл, 2001). ISBN 978-0-8103-9489-6
- Религия в прайм-тайм: Энциклопедия религиозного радиовещания (в соавторстве с Филипом Чарльзом Лукасом и Джоном Р. Стоуном). Орикс, 1997 год.
- В поисках просветления: Школа древней мудрости Рамты ( Beyond Words Publishing , Inc., Хиллсборо, Орегон, 1988). ISBN 1-885223-61-7
- Американские религии: иллюстрированная история (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio , 2000).
- Церковь Саентологии . Исследования современных религий, 1. Подписные книги (1 августа 2000 г.), ISBN 1-56085-139-2 , 80 стр.
- Книга вампиров: Энциклопедия нежити , ISBN 978-1-57859-281-4
- Энциклопедия американских религий Мелтона (8-е изд.). Детройт, Мичиган: Обучение Гейла Сенгеджа. 2009 [1978]. ISBN 978-0-787-69696-2 . ( в архиве , 1416 стр., [главный редактор])
- Культы, религия и насилие , Дэвид Бромли и Гордон Мелтон, ред., Cambridge University Press (13 мая 2002 г.), 272 стр., ISBN 0-521-66898-0
- Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . Том. 1–6. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. 2002. ISBN 1-57607-223-1 . (под редакцией Мартина Бауманна) 1200 стр. Второе издание , ABC-Clio, 2010 г., ISBN 978-1-59884-203-6 , в архиве .
- «Контркультовое мониторинговое движение в исторической перспективе» в книге « Вызов религии: очерки в честь Эйлин Баркер» , Джеймса А. Бекфорда и Джеймса Т. Ричардсона , ред. (Лондон; Нью-Йорк: Routledge, 2003), 102–113.
- Энциклопедия протестантизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: факты в архиве. 2005. ISBN 0-8160-5456-8 . (редактор)
- Воля к выбору: истоки афроамериканского методизма . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. 2007. ISBN 978-0-7425-5264-7 .
- Протестантская вера в Америке (2-е изд.). Нью-Йорк: Chelsea House/ Информационная база обучения . 2012 [2003]. ISBN 978-1-4381-4039-1 . (автор и редактор серии)
- Альманах вампиров: полная история , Visible Ink Press (5 октября 2021 г.), 736 стр. ISBN 978-1-57859-719-2
См. также [ править ]
- Список новых религиозных движений и исследователей культов
- Социологические классификации религиозных движений
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Университет Бэйлора, « Дж. Гордон Мелтон, заслуженный профессор американской истории религии. Архивировано 22 декабря 2017 г. в Wayback Machine ». Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (1998). В поисках просветления: Школа древней мудрости Рамты . Хиллсборо, Орегон: Beyond Words Publishing . п. 163.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (1992). Энциклопедический справочник культов Америки . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 335–358. Он проводит аналогичное различие в Ричардсон, Джеймс А.; Ричардсон, Джеймс Т. (2003). «Контркультовое мониторинговое движение в исторической перспективе». Сложная религия: очерки в честь Эйлин Баркер : 102–113.
- ^ Коуэн, Дуглас Э. (2003). Лжесвидетельство: введение в христианский контркульт . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger . ISBN 978-0-275-97459-6 .
- ^ Баркер, Эйлин (2002). «Практика наблюдения за культами и последствия в Европе и Северной Америке». В Дэвисе, Дерек Х.; Безье, Герхард (ред.). Международные перспективы свободы и равенства религиозных убеждений . Уэйко, Техас: Институт исследований церкви и государства Дж. М. Доусона. стр. 1–24.
- ^ Мардас, Джон (лето 2000 г.). «Интервью с Дж. Гордоном Мелтоном» . Журнал «Говори» . Том. 2 – через CESNUR .
- ^ Бидуэлл, Кэрол (23 июля 1997 г.). «Перелом гроба вампирам повсюду, клыки для воспоминаний». Лос-Анджелес Дейли Ньюс .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Читатель, Ян (апрель 2000 г.). «Стипендия, Аум Синрикё и академическая честность». Нова Религио . 3 (2): 368–82. дои : 10.1525/номер.2000.3.2.368 . ISSN 1092-6690 .
- ^ Ватанабэ, Тереза (6 мая 1995 г.). «Расследовано предполагаемое преследование культистов: Япония: Активисты США посещают Токио. Они обеспокоены обращением с сектой, подозреваемой в нападении в метро» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рид, TR (5 мая 1995 г.). «Токийский культ находит маловероятного сторонника». Вашингтон Пост .
- ^ Льюис, Джеймс Р. (1995). «Японский Вако: Аум Синрикё и затмение свободы в Стране восходящего солнца». Господствующие ветры . 2 : 52–58.
- ^ Кент, Стивен А .; Кребс, Тереза (1999). «Разъяснение спорных вопросов: ответ Мелтону, Шупе и Льюису» (PDF) . Журнал Скептик . Том. 7, нет. 1. С. 21–26 . Проверено 25 мая 2024 г. - через skent.ualberta.ca.
- ^ Латтин, Дон (1 мая 2000 г.). «Бойцы культовой войны пытаются примириться/конференция по установлению мира проводится недалеко от Сиэтла» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Кент, Стивен А .; Кребс, Тереза (1999). «Когда ученые знают грех: альтернативные религии и их академические сторонники» (PDF) . Журнал Скептик . Том. 6, нет. 3. С. 36–44 . Проверено 18 мая 2024 г.
- 1942 года рождения
- Живые люди
- Американские историки XXI века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Американские ученые-религиоведы
- Американские религиозные писатели
- Выпускники Бирмингема – Южного колледжа
- ЦСНУР
- Выпускники Гарретт-Евангелической богословской семинарии
- Авторы Британской энциклопедии
- Писатели из Санта-Барбары, Калифорния.
- Исследователи новых религиозных движений и культов
- Калифорнийский университет, факультет Санта-Барбары
- Вампиризм
- Писатели из Алабамы
- Американское объединенное методистское духовенство
- Ученые мирового христианства
- Историки из Калифорнии
- Американские писатели-мужчины научной литературы