Христианское контркультовое движение
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Христианское контркультовое движение или христианское антикультовое движение — социальное движение среди некоторых протестантских евангелистов и фундаменталистов. [1] и другие христианские служения («служения различения» [2] ) и отдельных активистов, выступающих против религиозных сект, которые они считают культами . [1]
Обзор
[ редактировать ]Христианский контркультовый активизм главным образом проистекает из евангелизма или фундаментализма . Контркультовое движение утверждает, что отдельные христианские секты ошибочны, поскольку их убеждения не соответствуют учению Библии . В нем также говорится, что религиозная секта может считаться культом, если ее убеждения включают отрицание любого из основных христианских учений (таких как спасение , Троица , сам Иисус как личность, служение и чудеса Иисуса , его распятие , его воскресение , Второе пришествие и восхищение ). [3] [4] [5]
Контркультовые министерства часто занимаются религиозными сектами, которые считают себя христианскими, но придерживаются убеждений, которые, как считается, противоречат учению Библии. К таким сектам могут относиться: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Церковь Объединения , Христианская наука и Свидетели Иеговы . Некоторые протестанты классифицируют католическую церковь как культ. Некоторые также осуждают нехристианские религии, такие как ислам , викка , язычество , Нью-Эйдж группы , буддизм , индуизм и другие религии, такие как религии НЛО . [ нужна ссылка ]
Контркультовая литература обычно выражает конкретные доктринальные или теологические проблемы, а также преследует миссионерскую или апологетическую цель. [6] Он представляет собой опровержение, подчеркивая учение Библии против верований нефундаментальных христианских сект. Авторы-активисты христианских контркультов также подчеркивают необходимость христианской евангелизации среди последователей культов. [7] [8] [9] Некоторые христиане также разделяют опасения, схожие с опасениями светского антикультового движения . [10] [11]
Движение публикует свои взгляды через различные средства массовой информации, включая книги, журналы и информационные бюллетени, радиовещание, производство аудио- и видеокассет , обращения по электронной почте, активные евангелизационные встречи, профессиональные и любительские веб-сайты, а также серии лекций, обучающие семинары. и контркультовые конференции. [1]
История
[ редактировать ]Предшественники и пионеры
[ редактировать ]Христиане применяли богословские критерии для оценки учений неортодоксальных движений на протяжении всей истории церкви. [12] [13] [14] оспаривали Сами Апостолы учения и утверждения различных учителей. Апостол Павел написал целое послание к Галатам , заявлявшей о своей приверженности , враждебное учению иудейской секты учению как Иисуса , так и Моисея (ср. Деян. 15 и Гал. 1 :6–10). Первое послание Иоанна посвящено противодействию ранним протогностическим культам , возникшим в первом веке нашей эры и претендующим на христианство ( 1 Иоанна 2:19 ). [ нужна ссылка ]
в Ранняя Церковь послеапостольский период была гораздо более вовлечена в «защиту своих границ от альтернативных сотериологий — либо путем определения своей собственной позиции со все большей и большей точностью, либо путем нападок на другие религии, и особенно на эллинистические мистерии ». [15] Фактически, значительная часть раннехристианской литературы посвящена разоблачению и опровержению неортодоксальной теологии, мистических религий и гностических групп. [16] [17] Ириней , Тертуллиан и Ипполит Римский были одними из первых христианских апологетов , которые занимались критическим анализом неортодоксальной теологии, греко-римских языческих религий и гностических групп. [18] [19] [20]
В протестантской традиции некоторые из самых ранних сочинений, выступающих против неортодоксальных групп (таких как сведенборгиане ) [ нужна ссылка ] можно проследить до Джона Уэсли , Александра Кэмпбелла и Принстонской теологической семинарии, богословов таких как Чарльз Ходж и Б.Б. Уорфилд . [21] [22] Первое известное использование термина «культ» протестантскими апологетами для обозначения группы, являющейся еретической или неортодоксальной, встречается в Антихристианские культы» , опубликованной в 1898 году. книге А. Х. Баррингтона « [23]
Многие из первопроходцев-апологетов были баптистскими пасторами, например И. М. Холдеман, или участниками Плимутских братьев , такими как Уильям К. Ирвин и Сидней Уотсон . [24] Уотсон написал серию дидактических романов, таких как «Сбежавшие из ловушки: Христианская наука» , [25] Околдованный спиритуализмом , [26] и «Позолоченная ложь» ( «Тысячелетний рассвет» ) , [27] как предупреждение об опасностях, исходящих от культовых групп. Использование Уотсоном художественной литературы для противодействия культам было повторено более поздними романистами, такими как Фрэнк Э. Перетти . [28] [29]
Апологеты начала двадцатого века обычно применяли слова «ересь» и «секты» к таким группам, как христадельфиане , мормоны , Свидетели Иеговы , спиритуалисты и теософы . Это нашло отражение в нескольких главах вышедшего в 1915 году многотомного труда «Основы» , где апологеты критиковали учение Чарльза Тейза Рассела , Мэри Бейкер Эдди , мормонов и спиритуалистов. [30] [31] [32] [33]
Апологеты середины двадцатого века
[ редактировать ]С 1940-х годов подход традиционных христиан заключался в том, чтобы применять значение культа таким образом, чтобы он включал в себя те религиозные группы, которые используют другие Священные Писания помимо Библии или имеют учения и практики, отклоняющиеся от традиционных христианских учений и практик. Некоторые примеры источников (с опубликованными датами, если они известны), которые документировали этот подход:
- «Миссионер сталкивается с измами» , Джон К. Мэттс, паб. 1937 (Совет американских миссий Объединенной лютеранской церкви в Америке ). ОСЛК 1982891
- Ереси древние и современные , Дж. Освальд Сандерс, паб. 1948 (Маршалл Морган и Скотт, Лондон/Зондерван, Гранд-Рапидс). ОСЛК 1055434932
- Сандерс, Дж. Освальд (1973). Культы и измы (Пересмотренная ред.). Лондон: Лейкленд. ISBN 978-0551004580 .
- Баален, Ян Карел ван (1962). Хаос культов; исследование современных измов (4-е изд. и англ. Изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Паб Eerdmans. компании ISBN 978-0802832788 .
- Разоблачение ересей , У. К. Ирвайн, паб. 1917, 1921, 1985 (Братья Луазо). ISBN 978-0872134010
- Смешение языков , К.В. Фергюсон, паб. 1928 (Доран и компания). ОСЛК 903178756
- Измы новые и старые , Юлиус Боденсик. ОСЛК 6565177
- Некоторые религии последних дней , Г.Х. Комбс. ISBN 9781150048920
Одним из первых видных апологетов контркульта был Ян Карел ван Баален (1890–1968), рукоположенный служитель Христианской реформатской церкви в Северной Америке . Его книга «Хаос культов» , впервые опубликованная в 1938 году, стала классикой в этой области, поскольку неоднократно пересматривалась и обновлялась до 1962 года. [34]
Уолтер Ралстон Мартин
[ редактировать ]Исторически одним из наиболее важных сторонников движения был Уолтер Мартин (1928–1989), чьи многочисленные книги включают в себя « Расцвет культов: вводное руководство по нехристианским культам» 1955 года и «Королевство культов» 1965 года: Анализ основных культовых систем в современную христианскую эпоху , который продолжает оказывать влияние. Он стал известен в консервативных христианских кругах благодаря радиопрограмме «The Bible Answer Man», которую в настоящее время ведет Хэнк Ханеграаф .
В книге «Расцвет культов » Мартин дал следующее определение культа:
Под культизмом мы подразумеваем приверженность доктринам, которые явно противоречат ортодоксальному христианству и которые, тем не менее, претендуют на то, что либо ведут свое происхождение от ортодоксальных источников, либо находятся в существенной гармонии с этими источниками. Короче говоря, культизм — это любое серьезное отклонение от ортодоксального христианства по отношению к основным доктринам христианской веры. [35]
Как следует из определения Мартина, контркультовые служения концентрируются на нетрадиционных группах, заявляющих, что они христиане, поэтому главными целями были Свидетели Иеговы , Армстронгизм , Христианская наука и Церковь Объединения , а также более мелкие группы, такие как Сведенборгианская церковь . [36]
Различные другие консервативные христианские лидеры, в том числе Джон Анкерберг и Норман Гейслер , подчеркивали темы, аналогичные темам Мартина. [37] [38] Возможно, что еще более важно, многие другие известные консервативные христианские лидеры, а также многие консервативные пасторы приняли определение культа, данное Мартином, а также его понимание групп, которым он дал этот ярлык. Дэйв Бриз подытожил такое определение следующими словами:
Культ – это религиозное извращение. Это вера и практика в мире религии, которая требует преданности религиозному воззрению или лидеру, основанному на ложной доктрине. Это организованная ересь. Культ может принимать разные формы, но по сути это религиозное движение, которое искажает или искажает ортодоксальную веру до такой степени, что истина превращается в ложь. Культ невозможно определить иначе, как на основании абсолютного стандарта учения Священного Писания. [39]
Проницательность в блогах
[ редактировать ]Другие блоггеры, занимающиеся вопросами различения, говорят, что Кенне «Кен» Сильва стал пионером онлайн-служения различения. [40] Кен был баптистским пастором и вел блог проницательности Apprising. Сильва написал множество статей в блогах о Новой церкви , Движении «Слово веры» , Свидетелях Иеговы, Христианском движении геев и многих других группах. Он начал свой блог в 2005 году и писал там до своей смерти в 2014 году. [41]
Работа Сильвы проложила путь для других интернет-служений, таких как Pirate Christian Radio , группа блогов и подкастов, основанная лютеранским пастором Крисом Роузбро в 2008 году. [42] и Pulpit & Pen , блог проницательности, основанный баптистским пастором и полемистом Дж. Д. Холлом. [ нужна ссылка ]
Другая техническая терминология
[ редактировать ]С 1980-х годов термин « новые религии» или «новые религиозные движения» постепенно вошел в употребление евангелистов наряду со словом «культ» . В названиях некоторых книг используются оба термина. [43] [44] [45]
Принятие этих альтернатив слову «культ» в евангелизме частично отражает более широкое использование такого языка в социологии религии . [46]
Апологетика
[ редактировать ]Термин «контркультовая апологетика» впервые появился в протестантской евангелической литературе как самоназвание в конце 1970-х — начале 1980-х годов в статьях Рональда Энрота и Дэвида Фетчо, а также Уолтера Мартина в книге «Мартин говорит о культах» . [47] Дебаты середины 1980-х годов об апологетической методологии между Рональдом Энротом и Дж. Гордоном Мелтоном привели к тому, что последний стал уделять больше внимания в своих публикациях различению христианского контркульта от светского антикульта . [48] Эрик Пемент призвал Мелтона принять ярлык «христианский контркульт». [49] а с начала 1990-х годов эти термины вошли в широкое употребление и признаны такими социологами, как Дуглас Коуэн . [50]
Единственной существующей головной организацией внутри контркультового движения в США является EMNR (Евангелическое служение новым религиям), основанное в 1982 году Мартином, Энротом, Гордоном Льюисом и Джеймсом Бьёрнстадом. [1]
Всемирные организации
[ редактировать ]Хотя наибольшее количество контркультовых служений находится в Соединённых Штатах, они существуют в Австралии , Бразилии , Канаде , Дании , Англии , [51] Эфиопия , Германия , Венгрия , Италия , Мексика , Новая Зеландия , Филиппины , Румыния , Россия , Швеция и Украина . [ нужна ссылка ] Сравнение методов, используемых в Соединенных Штатах и других странах, обнаруживает некоторое сходство в акцентах, но также и другие нюансы в акцентах. Сходство состоит в том, что во всем мире эти министерства разделяют общую озабоченность евангелизацией людей в культах и новых религиях . Также часто существует общая нить сравнения ортодоксальных доктрин и библейских отрывков с учениями рассматриваемых групп. Однако в некоторых странах Европы и Южного полушария не всегда используются конфронтационные методы взаимодействия, а иногда пропагандируются диалогические подходы. [ нужна ссылка ]
Группа организаций, возникших в контексте устоявшейся религии, работает в более общих областях «культового сознания», особенно в Европе. Их лидерами являются богословы, и они часто представляют собой социальные служения, связанные с большими церквями.
протестант
[ редактировать ]- Берлине по вопросам сект и идеологии в Приходское отделение [52] (Приходское управление сект и мировоззрений) под руководством лютеранского пастора Томаса Гандоу. [53]
- Швейцарский евангелический информационный центр для церквей, сект и религий (протестантская реформатская цвинглианская информационная служба о церквях, сектах и религиях), возглавляемый цвинглианским пастором Георгом Шмидом [54]
Католик
[ редактировать ]- Саксонии Секты и в идеологии [55]
- Мировоззрения и религиозные группы Римско-католической епархии Линц , Австрия [56]
- GRIS ( Социально-религиозная исследовательская и информационная группа ), Италия [57]
православный
[ редактировать ]- Синодальная комиссия по ересям Элладской Православной Церкви [58]
- Центр религиоведения имени священномученика Иринея Лионского в России . [59]
Контекстуальная миссиология
[ редактировать ]Феномен культов также проник в дискурсы христианских миссий и богословия религий. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1980 году, когда Лозаннский комитет по всемирной евангелизации созвал мини-консультацию в Таиланде . По результатам этой консультации был подготовлен документ с изложением позиции. [60] Этот вопрос был вновь рассмотрен на Лозаннском форуме в 2004 году с еще одним документом. [61] Последняя статья использует методологию, отличную от той, которая была предложена в 1980 году.
В 1990-х годах дискуссии в академических миссиях и богословских журналах указывают на то, что возникает другая траектория, отражающая влияние теории контекстуальных миссий. Сторонники этого подхода утверждают, что апологетику как инструмент необходимо сохранить, но не поддерживают конфронтационный стиль взаимодействия. [62]
Вариации и модели
[ редактировать ]Контркультовая апологетика имеет несколько разновидностей и методов, используемых для анализа культов и реагирования на них . Различные нюансы контркультовой апологетики обсуждались Джоном А. Салибой. [63] и Филип Джонсон. [64]
Доминирующим методом является акцент на обнаружении неортодоксальных или еретических доктрин и сопоставлении их с ортодоксальными интерпретациями Библии и ранних документов вероучения. Некоторые апологеты, такие как Фрэнсис Дж. Беквит , подчеркивали философский подход, указывая на логические , эпистемологические и метафизические проблемы в учениях конкретной группы. [65] Другой подход предполагает, что бывшие члены культовых групп рассказывают свои духовные автобиографии, в которых подчеркивается опыт разочарования в группе, оставшиеся без ответа вопросы и сомнения в приверженности группе, кульминацией которых является обращение человека в евангелическое христианство . [66]
Апологеты, такие как Дэйв Хант в книге «Мир, процветание и грядущий Холокост» и Хэл Линдси в «Конечном поколении», склонны интерпретировать явления культов как часть растущих свидетельств того, что Второе пришествие Христа близко. [67] И Хант, и Констанс Камби применили модель заговора для интерпретации возникновения духовности Нью Эйдж и связали ее с предположениями об исполнившихся пророчествах, возвещающих новое пришествие Христа. [68]
Выдающиеся защитники
[ редактировать ]Люди
[ редактировать ]- Констанс Камби
- Рональд Энрот , социолог и христианский автор книг о культах и новых религиозных движениях.
- Норман Гейслер
- Дуглас Гротуис
- Дэйв Хант
- Грег Кукл
- Боб Ларсон
- Уолтер Мартин , покойный баптистский священник, ведущий радиопередачи Bible Answer Man и президент Христианского исследовательского института. Он часто использовал свое шоу для продвижения аргументов против Свидетелей Иеговы , Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и других движений. (Сейчас шоу ведет Хэнк Ханеграаф .)
- Джош Макдауэлл , христианский писатель
- Дж. П. Морленд , Университет Биола
- Боб и Гретхен Пассантино
Организации
[ редактировать ]- Ответы в действии, [69] Боб и Гретхен Пассантино
- Индекс апологетики [70]
- Ресурсный центр апологетики, [71] Крейг Бранч
- Апологетика Пресс, [72] исполнительный директор Дэйв Миллер
- Apprising , блог Кена Сильвы
- Banner Ministries UK, Триша Тиллин
- Министерство христианской апологетики и исследований (CARM), основанное Мэтью Сликом
- Христианский исследовательский институт (CRI), основанный Уолтером Мартином
- Центр культовой осведомленности и информации [73] основан покойным Яном Грюнвельдом
- Международный центр Диалог, основанный Йоханнесом Агаардом
- Евангелическое служение EMNR новым религиям, [74] зонтичная группа для служения культам и новым религиям
- Христианская деятельность на Среднем Западе
- Министерство исследований мормонизма (Билл Маккивер)
- Пропаганда личной свободы
- Пиратское христианское радио , основанное лютеранским пастором Крисом Роузбро.
- Pulpit & Pen , блог проницательности, основанный баптистским пастором и полемистом Джей Ди Холлом.
- Reachout Trust , лидер Майкл Томас
- Проект «Духовные подделки» , президент Марк Дж. Харрис
- Stand To Reason, основанная Грегом Куклом и Мелиндой Пеннер
- Служение маяка штата Юта ( Джеральд и Сандра Таннер )
- Watchman Fellowship , основатель Дэвид Хенке, президент Джеймс К. Уокер [75]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коуэн, Делавэр, 2003. Лжесвидетельство?: Введение в христианский контркульт . Прегер.
- ^ Роберт М. Боуман, Православие и ересь: Библейское руководство по различению доктрин , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1992, стр. 10, 106–107 и 123–124.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Расцвет культов , ред. Санта-Ана: Vision House, 1978, стр. 11–2.
- ^ Ричард Абанес, Защита веры: Руководство для начинающих по культам и новым религиям , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1997, стр. 33.
- ^ Х. Уэйн Хаус и Гордон Карл, Искажение доктрины: как искажаются основные библейские истины , Даунерс-Гроув: IVP, 2003.
- ^ Гарри В. Тромпф, «Миссиология, методология и изучение новых религиозных движений», Religious Traditions 10, 1987, стр. 95–106.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Королевство культов , ред. Рави Захариас изд. Блумингтон: Бетани Хаус, 2003, стр. 479–93.
- ^ Рональд Энрот изд. Евангелизация культов , Милтон Кейнс: Word, 1990.
- ^ Норман Л. Гейслер и Рон Роудс, Когда сектанты спрашивают: популярный справочник по культовым неправильным толкованиям , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1997.
- ^ Пол Р. Мартин, Защита ваших детей от культа , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1993.
- ^ Джоэл А. МакКоллам, Карнавал душ: религиозные культы и молодежь , Нью-Йорк: Seabury Press, 1979.
- ^ Салиба, Понимание новых религиозных движений , стр. 45–74.
- ^ Гарольд О.Дж. Браун, Ереси: Образ Христа в зеркале ереси и православия от апостолов до наших дней , Город-сад: Doubleday, 1984.
- ^ JWC Wand, Четыре великие ереси: несторианская, евтихианская, аполлинарианская, арианская, Лондон: ARMowbray, 1955.
- ^ Эрик Дж. Шарп , Сравнительное религиоведение: История , Лондон: Дакворт, 1975, с. 9
- ^ Браун, Ереси , стр. 38–69.
- ^ Рональд Х. Нэш , Христианство и эллинистический мир , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1984, стр. 213–24.
- ^ Эйвери Даллес , История апологетики , Юджин: Wipf & Stock, 1999, стр. 22–58.
- ^ JKSReid, Христианская апологетика , Гранд-Рапидс: Уильям Эрдманс, 1970, стр. 36–53.
- ^ Бенгт Хагглунд , История богословия , пер. Джин Дж. Лунд, Сент-Луис: Издательство Concordia, 1968, стр. 31–105.
- ^ Ричард Г. Кайл , Религиозная окраина: История альтернативных религий в Америке , Даунерс-Гроув: IVP, 1993.
- ^ Филип Дженкинс , Мистики и мессии: культы и новые религии в американской истории , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000.
- ^ А.Х.Баррингтон, Антихристианские культы , Милуоки: Молодой церковник / Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1898.
- ^ Дж. Гордон Мелтон , «Контркультовое мониторинговое движение в исторической перспективе», в книге « Вызов религии: очерки в честь Эйлин Баркер » , под редакцией Джеймса А. Бекфорда и Джеймса Т. Ричардсона , Routledge, Лондон, 2003, стр. 102. –113.
- ^ Сидней Уотсон (1914). Сбежавшие из ловушки: Христианская наука . Лондон: Уильям Николсон и сыновья.
- ^ Сидней Уотсон (1915). Соблазн души (Околдованный спиритизмом) . Лондон: В. Николсон и сыновья.
- ^ Сидней Уотсон (1914). Позолоченная ложь (Тысячелетний рассвет) . Лондон: В. Николсон.
- ^ Фрэнк Э. Перетти , Эта настоящая тьма , Вестчестер: Crossway, 1986.
- ^ Джеймс Р. Льюис , «Дела тьмы: оккультное очарование в романах Фрэнка Перетти» в книге «Магическая религия и современное колдовство », изд. Джеймса Р. Льюиса. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1996, стр. 339–50.
- ^ Уильям Г. Мурхед, «Рассвет тысячелетия - подделка христианства», в книге «Основы: свидетельство об истине» , том 7. Чикаго: издательство Testimony Publishing.
- ^ Морис Э. Уилсон, «Эддизм, обычно называемый «христианской наукой», в книге «Основы: свидетельство об истине» , том 9. Чикаго: издательство Testimony Publishing.
- ^ Р. Г. Макнис, «Мормонизм: его происхождение, характеристики и доктрины», в книге «Основы: свидетельство об истине », том 8. Чикаго: издательство Testimony Publishing.
- ^ Алджернон Дж. Поллок , «Современный спиритуализм, кратко проверенный Священными Писаниями», в книге «Основы: свидетельство об истине» , том 10. Чикаго: издательство Testimony Publishing.
- ^ Дж. Кван Баален, Хаос культов , 4-е изд. ред. Гранд-Рапидс: издательство William Eerdmans Publishing, 1962.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Расцвет культов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1955, стр. 11–2.
- ^ Каждое из этих движений рассматривается в отдельных главах в книге Уолтера Р. Мартина, Королевство культов , ред. ред. Рави Захариас изд. Блумингтон: Бетани Хаус, 2003.
- ^ Джон Анкерберг и Джон Велдон, Cult Watch , Юджин: Harvest House, 1991, стр. i – x.
- ^ Гейслер и Роудс, Когда спрашивают культисты , стр. 10–1.
- ^ Дэйв Бриз, Знайте признаки культов , Уитон: Виктор, 1975, 14.
- ^ Марша Уэст, «Онлайн-служения различения – новые прокаженные» http://bereanresearch.org/online-discernment-ministries-new-lepers/. Архивировано 16 мая 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Эми Сприман, «Онлайн-памятник пастору Кену Сильве» http://standupforthetruth.com/2014/10/online-memorial-pastor-ken-silva-10614/ Архивировано 22 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ «Соавторы» .
- ^ Ричард Абанес, Культы, новые религиозные движения и ваша семья , Уитон: Crossway, 1998.
- ^ Рональд Энрот изд. Путеводитель по новым религиозным движениям , Даунерс-Гроув: IVP, 2005.
- ^ Рон Роудс, Вызов культов и новых религий , Гранд-Рапидс: Зондерван, 2001.
- ^ О социологических взглядах см., например, Эйлин Баркер, Новые религиозные движения: Практическое введение , Лондон: Канцелярия Ее Величества, 1989. Джордж Д. Криссайдс, Исследование новых религий , Лондон и Нью-Йорк: Касселл, 1999. Джейкоб Нидлман и Джордж Бейкер ред. Понимание новых религий , Нью-Йорк: Seabury Press, 1981. Микаэль Ротштейн и Рендер Краненборг изд. Новые религии в постмодернистском мире , Орхус, Дания: Издательство Ааргусского университета, 2003.
- ^ Рональд М. Энрот, «Культ/Контркульт», Eternity , ноябрь 1977 г., стр. 18–22, 32–5. Дэвид Фетчо, «Раскрытие неведомого Бога: евангелизация новым религиям», Обновление: Ежеквартальный журнал о новых религиозных движениях , том 6, номер 4, декабрь 1982 г., стр.8. Уолтер Р. Мартин, Мартин высказывается о культах , ред. ред. Вентура: Vision House, 1983, стр. 124–5.
- ^ Рональд М. Энрот и Дж. Гордон Мелтон, Почему культы преуспевают там, где церковь терпит неудачу , Элгин: Братья, 1985, стр. 25–30.
- ^ Эрик Пемент, «Комментарии к Справочнику» Кейта Эдварда Толберта и Эрика Пемента, Справочник организаций по исследованию культа 1993 года , Трентон: Центр американских религий, 1993, px.
- ^ Дуглас Э. Коуэн, Лжесвидетельство? Введение в христианский контркульт , Вестпорт: Praeger, 2003.
- ^ См . Reachout Trust .
- ^ Преподобный Томас Гандоу. «Индекс – Информация и точки зрения» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ Преподобный Томас Гандоу. «Индекс – Информация и точки зрения» . Архивировано из оригинала 11 мая 2006 года . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «Релинфо» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «Секты и мировоззрения в Саксонии» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ Линцская епархия. «Линцская епархия — Интернет-портал Католической церкви Верхней Австрии» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «www.gris.org» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ: Комитеты Священного Синода – Синодальный комитет по ересям» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ "Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского - Главная" . iriney.ru . Retrieved 3 August 2022 .
- ↑ Отчет Таиланда о новых религиозных движениях. Архивировано 17 января 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Религиозная и нерелигиозная духовность в западном мире. Архивировано 17 января 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Ирвинг Хексхэм, Стивен Рост и Джон В. Морхед, изд. Встреча с новыми религиозными движениями: целостный евангелический подход , Гранд-Рапидс: Крегель, 2004. Гордон Р. Льюис, «Ответственность нашей миссии перед новыми религиозными движениями», Международный журнал пограничных миссий , том 15, номер 3, июль – сентябрь 1998 г., стр. 116.
- ^ Джон А. Салиба. Понимание новых религиозных движений . стр. 212–223.
- ^ Филип Джонсон (осень 2002 г.). «Апологетика, миссия и новые религиозные движения: целостный подход». Журнал священных племен . 1 (1): 5–220.
- ^ Фрэнсис Дж. Беквит и Стивен Э. Пэрриш, Посмотрите, как падают боги , Джоплин: College Press, 1997. Фрэнсис Дж. Беквит, Карл Моссер и Пол Оуэн, изд. Новый мормонский вызов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 2002 г.
- ^ Джеймс Р. Адэр и Тед Миллер изд. Побег из тьмы , Уитон: Виктор, 1982. Крис Элкинс, Небесный обман , Уитон: Дом Тиндейла, 1980. Джо Хьюитт, Я был воспитан свидетелем Иеговы , Денвер: Accent Books, 1979. Латейн С. Скотт, Бывшие мормоны: почему Мы ушли , Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1990.
- ↑ Дэйв Хант, Мир, процветание и грядущий Холокост: Движение Нью Эйдж в пророчествах , Юджин: Harvest House, 1983. Хэл Линдси, Терминальное поколение , Old Tappan: Флеминг Х. Ревелл, 1976.
- ^ Констанс Э. Камби, Скрытые опасности радуги , Шривпорт: Хантингтон Хаус, 1983. Оценено в Эллиоте Миллере, Ускоренный курс движения Нью-Эйдж , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1989, стр. 193–206. Джон А. Салиба, Христианские ответы на движение Нью Эйдж: критическая оценка , Лондон: Джеффри Чепмен, 1999, стр. 58–63.
- ^ «Ответы в действии» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «Индекс апологетики» . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «Апологетика» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «История и верования» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «Культовая помощь и информация — Главная» . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ «EMNR - Евангелическое служение новым религиям» . Евангелическое служение новым религиям . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ Мур, Уэйвни Энн (17 сентября 2003 г.), «Фундаментальные советы» , St.
Первоисточники
[ редактировать ]- Абанес, Ричард, Культы, новые религиозные движения и ваша семья , Crossway Books, Уитон, 1998.
- Анкерберг, Джон и Джон Велдон, Энциклопедия культов и новых религий , Harvest House, Юджин, 1999.
- Энрот, Рональд (редактор), Путеводитель по новым религиозным движениям , InterVarsity Press, Downers Grove, 2005.
- Гейслер, Норман Л. и Рон Роудс, Когда спрашивают сектанты , Бейкер, Гранд-Рапидс, 1997 г.
- Хаус, Х. Уэйн, Схемы культов, сект и религиозных движений , Зондерван, Гранд-Рапидс, 2000.
- ЛеБар, Джеймс Дж. Культы, секты и новый век , Наш воскресный посетитель, Хантингтон, 1989.
- Мартин, Уолтер Р. Королевство культов , под редакцией Рави Захариаса, Бетани, Блумингтон, 2003 г.
- Макдауэлл, Джош и Дон Стюарты, Справочник по сегодняшним религиям , Томас Нельсон, Нэшвилл, 1992 г.
- Роудс, Рон, Вызов культов и новых религий , Зондерван, Гранд-Рапидс, 2001 г.
- Сир, Джеймс В. Искажение Священного Писания: Двадцать способов, которыми культы неправильно истолковывают Библию , InterVarsity Press, Downers Grove, 1980.
- Сир, Джеймс В. Вселенная по соседству, 4-е изд., InterVarsity Press, Downers Grove, 2004.
- Такер, Рут А. Другое Евангелие: культы, альтернативные религии и движение Нью-Эйдж , Зондерван, Гранд-Рапидс, 2004.
- Отчет Ватикана о сектах, культах и новых религиозных движениях , St. Paul Publications, Сидней, 1988.
История и критические оценки
[ редактировать ]- Коуэн, Дуглас Э. Лжесвидетельство? Введение в христианский контркульт (Praeger Publishers, Вестпорт, Коннектикут и Лондон, 2003).
- Энрот, Рональд М. и Дж. Гордон Мелтон, Почему культы преуспевают там, где церковь терпит неудачу (Brethren Press, Элгин, 1985).
- Дженкинс, Филип, Мистики и мессии: культы и новые религии в американской истории (Oxford University Press, Нью-Йорк, 2000).
- Джонсон, Филип, «Апологетика, миссия и новые религиозные движения: целостный подход», Священные племена: журнал христианских миссий в новых религиозных движениях , 1 (1) (2002).
- Мелтон, Дж. Гордон, «Контркультовое мониторинговое движение в исторической перспективе», в книге « Вызов религии: эссе в честь Эйлин Баркер » под редакцией Джеймса А. Бекфорда и Джеймса Т. Ричардсона (Routledge, Лондон, 2003), стр. 102–113.
- Салиба, Джон А., Понимание новых религиозных движений , 2-е издание (Alta Mira Press, Уолнат-Крик, Лэнхэм, Нью-Йорк и Оксфорд, 2003).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индекс апологетики; Контркультовое движение
- Дуглас Э. Коуэн: Профили веб-сайта христианского контркульта
- CESNUR: Обзор христианского контркультового движения Дугласа Э. Коуэна
- Контркультовое движение за религиозную толерантность
- Обсуждение Джеффом Линдсеем культов с точки зрения СПД
- Статья: Группы, выступающие против «религиозных меньшинств», связанные с «большой религией»