Свобода религии в Таджикистане
этой статьи Фактическая точность может быть нарушена из-за устаревшей информации . ( август 2010 г. ) |
Свобода религии в Таджикистане предусмотрена конституцией Таджикистана . По закону страна светская. [1] Однако в последние годы уважение к свободе вероисповедания подорвано, что создает некоторые проблемы.
Политика Таджикистана отражает обеспокоенность по поводу исламского экстремизма , обеспокоенность, разделяемую большей частью населения. Правительство активно контролирует деятельность религиозных институтов, чтобы не допустить их откровенно политического характера. Политика Министерства образования Таджикистана запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использует процесс регистрации, чтобы препятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергаются преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов. Правительство Таджикистана, включая президента Эмомали Рахмона , продолжают пропагандировать политику активного секуляризма.
Некоторые основные мусульманские лидеры время от времени выражают в проповедях и статьях в прессе свое мнение о том, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство.
В 2023 году страна набрала ноль баллов из 4 по религиозной свободе; несовершеннолетним и большинству женщин запрещено посещать мечети, а религиозные группы должны быть зарегистрированы. [2]
В том же году страна заняла 44-е место в мире среди худших христианских стран; было отмечено, что менее 1% граждан являются христианами и Русская Православная Церковь признана правительством. [3]
Религиозная демография
[ редактировать ]Страна Таджикистан имеет площадь 143 000 квадратных километров (55 300 квадратных миль) и население более 7 миллионов человек, хотя точную цифру определить сложно из-за отсутствия регистрации рождений в некоторых сельских районах.
В 2020 году 97,45% населения были мусульманами (в основном суннитами), 1,67% не исповедовали религии и 0,69% были христианами; Крупнейшие немусульманские группы включают русских православных, баптистов, католиков, адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы, лютеран, бахаистов, зороастрийцев и евреев. [4]
Ситуация в начале 2000-х годов
[ редактировать ]Эта статья основана на отчете Госдепартамента США за 2007 год. Доступны более поздние отчеты. [5]
Степень соблюдения религиозных обрядов широко варьируется. В целом, активное соблюдение ислама, похоже, неуклонно растет, особенно среди ранее менее соблюдающих жителей городов. Большинство жителей-мусульман (около 87% населения) принадлежат к ханафитской школе суннитского ислама. Примерно 10% мусульман — шииты , большинство из которых — исмаилиты. Большинство исмаилитов проживают в отдаленной восточной Горно-Бадахшанской области, а также в некоторых районах южной Хатлонской области и в Душанбе столице . В 2006 году новая незарегистрированная исламская группа секты салафитов начала совершать богослужения в пятничных мечетях Душанбе, Согде и Хатлона. По оценкам, в Душанбе практикуют около 5000 салафитов без вмешательства со стороны других мусульман или правительства.
Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция Таджикистана предусматривает свободу религии, и правительство в целом уважает это право на практике; однако правительство контролирует деятельность религиозных учреждений, чтобы не допустить их откровенно политического характера или поддержки «экстремистских тенденций», а некоторые местные административные учреждения интерпретируют термин «светское государство» как требование предвзятого отношения правительства к религии.
Закон Республики Таджикистан «О религии и религиозных организациях» был принят 1 декабря 1994 года и дополнен в 1997 году. Закон обеспечивает право человека выбирать и менять свою религию и исповедовать свою религию по своему выбору. Закон также защищает право отдельных лиц на прозелитизм. Закон защищает свободу вероисповедания, но на практике правительство, включая судебную систему Таджикистана, не всегда строго обеспечивает соблюдение закона и недискриминационным образом.
Хотя официальной государственной религии не существует, Таджикистан признает два исламских праздника, Ид аль-Фитр и Иди Курбон (Ид аль-Адха), государственными праздниками.
Согласно Закону «О религии и религиозных организациях», религиозные общины должны быть зарегистрированы Департаментом по делам религий. В ноябре 2006 года правительство распустило Государственный комитет по делам религий (ГКДР) и создало Департамент по делам религий (ДРА) в Министерстве культуры. Бывший глава ГКДР сейчас является заместителем министра Министерства культуры. Официальным обоснованием регистрации является обеспечение того, чтобы религиозные группы действовали в соответствии с законом; однако некоторые религиозные группы утверждали, что практическая цель состоит в том, чтобы гарантировать, что они не станут откровенно политическими. Чтобы зарегистрироваться в DRA, национальная религиозная группа должна предоставить устав, список из не менее 10 членов и доказательства одобрения местными властями местоположения молитвенного дома, если таковой существует. Религиозным группам не обязательно иметь физическую структуру для регистрации, но без нее они не могут проводить регулярные собрания. Отдельные верующие - до 10 человек - не обязаны регистрироваться в ДРА, чтобы совершать богослужения в частном порядке.
ДРА и местные власти разделяют ответственность за регистрацию соседних мечетей и должны согласовать физическое местонахождение каждой мечети. ДРА является основным органом регистрации немусульманских групп; однако такие группы также должны зарегистрировать свое место отправления культа у местных властей. По данным DRA, местные власти могут возражать против регистрации места отправления культа только в том случае, если предлагаемое строение не соответствует санитарным или строительным нормам или если оно расположено на государственной земле или в непосредственной близости от правительственных зданий, школ или других мест. поклонения. Если местное правительство возражает против предложения, религиозная община, запрашивающая разрешение, должна предложить альтернативу. При отсутствии регистрации местные власти могут принудительно закрыть место отправления культа и оштрафовать его членов.
В последние годы не было случаев, когда ДРА постоянно отказывала в регистрации религиозным группам. Не было сообщений о том, что группы отказывались подать заявку на регистрацию, полагая, что она не будет удовлетворена; однако DRA отклонило некоторые заявки по техническим причинам, что приостановило регистрацию. Были единичные случаи отказа местных властей регистрировать религиозные группы на своих территориях, например, в городе Турсонзаде , где ДРА требовало местной регистрации филиала Свидетелей Иеговы в дополнение к их национальной регистрации.
В стране зарегистрировано 2842 мечети для ежедневных молитв. Это представляет собой снижение по сравнению с 2885 зарегистрированными мечетями в 2006 году; однако ДРА заявила, что официально не закрывала ни одну мечеть в течение отчетного периода. Так называемые «пятничные мечети» (более крупные сооружения, построенные для еженедельных пятничных молитв) должны быть зарегистрированы в ДРА. Всего зарегистрировано 262 таких мечети, не считая исмаилитских культовых сооружений. Только одна такая мечеть разрешена на 15 000 жителей в данном географическом районе. Многие наблюдатели утверждают, что это дискриминация, поскольку такого правила не существует для других религиозных групп.
Есть 19 медресе на уровне колледжей и один исламский университет. В Таджикистане разрешены частные религиозные школы, но они должны быть зарегистрированы. В 2022 году в стране не действовали медресе школьного уровня, поскольку они не соответствовали требованиям Минобразования. [5]
Закон не запрещает родителям обучать своих детей религиозным убеждениям в уединении своего дома, но существуют ограничения, запрещающие обучение детей на дому вне семьи. В 2022 году закон вводит уголовную ответственность за предоставление «несанкционированного религиозного образования» (включая онлайн-обучение) со штрафами до 5700 долларов США для поставщиков, а также штрафами для студентов. Студенты также должны иметь разрешение правительства на обучение за рубежом. [5]
Президент Рахмон продолжал решительно защищать «секуляризм» — политизированный термин, имеющий сильный оттенок «антиэкстремистского», а не «нерелигиозного». В национальных выступлениях президент предостерег от посторонних, несправедливо связывающих ислам с терроризмом. Хотя подавляющее большинство граждан считают себя мусульманами, существует значительный страх перед исламским экстремизмом как внутри правительства, так и среди населения в целом.
Поправка к конституции 1999 года разрешает существование политических партий на религиозной основе, хотя закон 1998 года, предусматривающий, что партии не могут получать поддержку от религиозных институтов, остается в силе. Два представителя религиозной партии, Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), были членами нижней палаты национального парламента; эта партия затем была запрещена как экстремистская организация.
Исполнительный указ обычно запрещает государственным издательствам публиковать что-либо на арабском языке; однако некоторые делали это в особых случаях, если представляли материал на рассмотрение перед печатью. Они, как правило, не публикуют религиозную литературу в целом, но время от времени делают это, в том числе выпускают копии Корана. Не существует никаких юридических ограничений на распространение или владение Кораном, Библией или другими религиозными произведениями; однако на практике правительство ограничивает распространение христианской литературы. О каких-либо ограничениях на деятельность религиозной прессы не сообщается. ПИВТ распространяет четыре публикации, а иранское информационное агентство еженедельно транслирует радиопрограмму.
Новый проект закона о религии, внесенный ГКДР в январе 2006 года, был распространен внутри страны для рассмотрения, но не был отправлен в парламент. Закон под названием «О свободе совести, о религиозных объединениях и других [религиозных] организациях» заменит действующий закон о религии и добавит ограничения, такие как увеличение до 400 количества подписей под петицией, необходимых для создания религиозного объединения; запрет религиозного образования в частных домах; запрет на прозелитизм; запрет религиозным объединениям участвовать в политической деятельности; и запрет политическим партиям иметь религиозную идеологию (что фактически запретило бы ПИВТ). 28 июня 2007 г. представители 22 групп религиозных меньшинств, включая бахаи, католиков, баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеран, пятидесятников и других протестантских конфессий, подписали открытое письмо президенту и парламенту, в котором выразили обеспокоенность тем, что законопроект фактически поставит вне закона. группы религиозных меньшинств в стране.
В 2005 году правительство Таджикистана выпустило для средних школ учебник по истории ислама, а курс истории религий преподается в государственных школах на уровне 10-го класса. Наблюдатели интерпретировали такие навязанные правительством инструкции как способ контроля над религиозной идеологической обработкой. Президент Рахмон также заявил, что Исламский университет будет финансироваться государством, а учебная программа будет включать естественные науки и математику.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Каждую неделю правительство утверждает тему для обсуждения на пятничных службах в мечети.
Все религиозные организации должны зарегистрироваться в правительстве. В мае 2022 года Комитет по религии, регулированию традиций, праздников и церемоний (CRA) объявил, что больше не будет регистрировать новые христианские церкви.
Производство и распространение всей религиозной литературы должно осуществляться через CRA. В 2022 году они одобрили около 40% поступивших к ним материалов. Любое нарушение этого закона влечет за собой штраф в размере до 6700 долларов США. В 2022 году закрылись несколько книжных магазинов. [5]
Местные власти Турсонзаде продолжали использовать административные барьеры, чтобы помешать регистрации места поклонения Свидетелей Иеговы, несмотря на их национальную регистрацию и усилия ДРА в их пользу. [ нужна ссылка ] .
ДРА контролирует участие в хадже и накладывает ограничения на паломников («хаджи»). Таджикистан требует авиаперелетов для совершения хаджа и контролирует местных туроператоров, ссылаясь на соображения гигиены и безопасности как на причины ограничения других средств передвижения. Хаджи должны зарегистрироваться в ДРА и внести депозит в размере 2500 долларов США (8625 таджикских сомони) до отъезда. В 2007 году ДРА, очевидно, отменила предыдущую квоту на хаджи в 3500 граждан; в результате в хадже в 2007 году приняли участие 4622 гражданина по сравнению с 3450 в 2006 году и 4072 в 2005 году из общей квоты в 6000 хаджи, выделенной саудовцами.
Таджикистан продолжает проводить «аттестации» имамов [ который? ] , посредством которого проверялись все имамы на знание исламских учений и религиозных принципов.
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2018 г. ) |
[ нужна ссылка ] . Имамов могли уволить, если они не прошли тест. Правительство организовало семинар для имам-хатибов пятничных мечетей Душанбе, чтобы рассказать им о различных сектах ислама. [ нужна ссылка ]
Совета улемов 2004 года, Фетва запрещающая женщинам молиться в мечетях, остается в силе. [ нужна ссылка ] . Фетва в целом соблюдалась; однако некоторые женщины молились в небольших мечетях без каких-либо последствий. Совет улемов, якобы неправительственный орган, который контролирует и стандартизирует исламское учение, оправдывает фетву, объясняя, что в соответствии с исторической традицией страны женщины не молятся в мечетях. Некоторые считали фетву политическим шагом, вдохновленным правительством под прикрытием религиозного закона с целью ограничить доступ женщин к ПИВТ. [ ВОЗ? ] послания и их способность передавать религиозные учения своим детям [ нужна ссылка ] . Некоторые местные чиновники запретили членам ПИВТ [ ВОЗ? ] выступать в местных мечетях; однако это ограничение отражает скорее политические, чем религиозные различия. [ нужна ссылка ] .
В начале 2007 года министр образования заявил, что в соответствии с новым дресс-кодом для всех государственных учебных заведений девочкам не будет разрешено носить хиджаб. [ нужна ссылка ] . Новая политика подкрепила заявление министра 2005 года о запрете хиджаба, но правительство утверждало, что это не было ни официальным законом, ни политикой. [ нужна ссылка ] . На практике многих студенток и учителей исключили из школы за ношение хиджаба; никакой официальной реакции правительства на продолжающиеся высылки не последовало [ нужна ссылка ] .
Больше не поступало сообщений о том, что местные власти запрещали мусульманкам фотографироваться для внутреннего удостоверения личности в хиджабе. [ не следует ] . В DRA заявили, что такое происходит редко, и что в каждом случае они просили органы идентификации сделать исключение. [ нужна ссылка ]
Правоохранители продолжают задерживать детей, посещающих мечети днем [ нужна ссылка ] . Эта мера была предпринята после того, как правительственные чиновники заявили, что дети должны учиться в школах, а не молиться в мечетях. [ нужна ссылка ] . Некоторые граждане [ ВОЗ? ] протестовал
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2018 г. ) |
и, по крайней мере, в одном инциденте милиция не позволила задержать детей, заблокировав полицейский фургон. [ нужна ссылка ] . Однако, по сообщениям СМИ, полиции обычно удавалось задерживать детей. [ нужна ссылка ]
Миссионеры зарегистрированных религиозных групп не ограничены законом и продолжают открыто заниматься прозелитизмом. Миссионеров не особо приветствуют в некоторых местных общинах, а некоторые религиозные группы подвергаются преследованиям в ответ на их евангелическую деятельность. Сообщений о визовых ограничениях для мусульманских миссионеров не поступало. [ нужна ссылка ]
13 июля 2006 года Муродулло Давлатов, бывший председатель ГКДР, а ныне заместитель министра культуры, курирующий ДРА, публично заявил, что комитет будет тщательно проверять Свидетелей Иеговы. действия [ нужна ссылка ] . Он сказал, что Свидетели Иеговы должны получить разрешение комитета перед ввозом религиозной литературы и предоставить образцы литературы комитету. Начиная с апреля 2007 года государственные органы запретили выпуск религиозной литературы, ввозимой Свидетелями Иеговы, несмотря на то, что группа получила разрешение и соответствующую документацию. [ нужна ссылка ] . В письменном заявлении, представленном Свидетелям Иеговы 15 июня 2007 г., ДРА заявило, что литература оказывает негативное влияние на страну, и рекомендовало властям не выпускать эту литературу. [ нужна ссылка ]
«Запрет» на печать арабской графикой [ нужна ссылка ] считалось [ кем? ] быть попыткой предотвратить публикацию экстремистской литературы, например, литературы экстремистской исламской политической организации Хизб ут-Тахрир. [ нужна ссылка ] .
Власти Исфары продолжают ограничивать частные школы арабского языка (в том числе те, которые дают частное исламское обучение) [ нужна ссылка ] на основе прошлых сообщений о том, что в одной из таких школ находился подозреваемый террорист [ ВОЗ? ] [ нужна ссылка ] . Ограничения на домашнее исламское образование остаются в силе. Хотя эти ограничения в первую очередь вызваны политическими соображениями [ нужна ссылка ] , они влияют на религиозное обучение. [ нужна ссылка ]
По неподтвержденным данным, правительство Таджикистана пыталось ограничить влияние двух популярных исламских ученых. [ ВОЗ? ] останавливая мусульман за пределами районов ученого [ где? ] от прихода в свои мечети для поклонения [ нужна ссылка ] , запрещая им становиться членами ПИВТ [ ВОЗ? ] [ нужна ссылка ] . и конфискацию аудио- и видеокассет с их проповедями в общественных магазинах в 2006 году. Правительство продолжает проверять аудио- и видеокассеты на наличие экстремистских и антиправительственных материалов. [ нужна ссылка ]
В Таджикистане нет комплексной стратегии в отношении беженцев . Супруги-христианские беженцы из Ирана, иранка и афганец, остаются в Таджикистане, обжалуя отказ в переселении [ нужна ссылка ] . Страна не предоставила этой паре полный статус беженцев по международным стандартам. [ нужна ссылка ] . Международные организации и местные НПО [ который? ] сообщают, что преследование беженцев по религиозным мотивам уже не так распространено, как раньше. Вместо этого религиозные беженцы сталкиваются с теми же проблемами, что и политические беженцы, например: резолюции, ограничивающие территории, где могут селиться беженцы, теми, кто находится за пределами крупных городов; запреты на регистрацию беженцев, прошедших через третью страну по пути в Таджикистан; и невозможность зарегистрировать свой статус в стране на период более шести месяцев.
Правительство города Душанбе предъявило обвинения церкви Грейс Сун Мин и назначило судебное заседание. Власти города утверждают, что участок, принадлежащий церкви, не соответствует архитектурным стандартам [ нужна ссылка ] . В 2001 году городские власти подали на церковь в суд, пытаясь конфисковать то же здание, утверждая, что оно принадлежит городу. Церковь доказала право собственности на здание и сохранила его за собой. [ нужна ссылка ]
2 апреля 2007 года представители городской власти Душанбе закрыли религиозный праздник Свидетелей Иеговы, на котором присутствовало более 1000 человек. Чиновники запретили группе организовываться в больших количествах без разрешения местного правительства. [ нужна ссылка ]
Земельный спор по поводу единственной синагоги в Душанбе остается нерешенным, а частично разрушенное здание все еще функционировало как синагога . Муниципальные власти частично снесли синагогу вместе с несколькими мечетями и административными зданиями в феврале 2006 года, поскольку она находилась посреди запланированной парковой зоны. [ нужна ссылка ] . Руководители города и еврейской общины не смогли достичь подходящего компромисса по поводу переноса синагоги или поиска альтернативного решения. Городские власти предложили землю для новой синагоги, но заявили, что не могут предоставить компенсацию за здание, ссылаясь на «отделение церкви от государства».
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]Правительство Таджикистана сообщило, что в 2006 году 61 человек был задержан и осужден как члены ХТ. Члены ХТ могут быть приговорены к тюремному заключению на срок до 12 лет. Некоторые предполагали, что правительство использовало ярлык ХТ для ареста оппозиции, в том числе представителей интеллигенции и учителей.
До 2007 года в Таджикистане несколько раз временно задерживали и допрашивали представителей различных христианских конфессий. Правительственные чиновники обвиняли некоторых таджиков в предательстве ислама после обращения в христианство. Во время допросов правительственные чиновники устно оскорбляли и угрожали христианам. Дважды в апреле и мае 2007 года правительственные чиновники якобы избивали члена организации «Свидетели Иеговы», которого они привели на допрос.
В 2006 году местные власти Кайроккума из Министерства внутренних дел, прокуратуры и Государственного комитета национальной безопасности временно задержали и допросили двух членов организации «Свидетели Иеговы» за обсуждение Библии с местными жителями. Власти оскорбляли членов организации и угрожали изнасиловать и убить их, если они продолжат проповедовать в Кайроккуме. После пяти часов допроса участников отпустили. Представители ГКНБ официально сообщили организации Свидетели Иеговы, что ее члены были задержаны из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность, и разрешения местных властей на проповедь в Кайроккуме.
6 декабря 2006 года Худжандский городской суд признал члена ПИВТ Мухторджона Шодиева виновным и приговорил его к девяти месяцам тюремного заключения за подстрекательство к насилию и призывы к свержению правительства Таджикистана. Шодиев и ПИВТ утверждали, что обвинения были ложными и политически мотивированными.
26 июля 2006 года Турсонзадевский городской суд признал виновным и оштрафовал члена организации «Свидетели Иеговы» за проведение религиозного образования без разрешения. Свидетельница утверждала, что она проводила частное обсуждение Библии с другим взрослым у себя дома. Дело было передано в Верховный суд, который оставил в силе решение городского суда от 13 сентября 2006 года и обязал свидетеля выплатить штраф в размере 29 долларов США (100 таджикских сомони).
4 мая 2006 года член ПИВТ Садулло Марупов упал с третьего этажа полицейского участка в Исфаре, городе на севере Согдийской области, известном своими сильными исламскими корнями. Официальные лица заявили, что Марупов покончил жизнь самоубийством; однако члены ПИВТ опровергли официальное заявление и заявили, что полиция убила Марупова и пытала его во время предыдущего задержания. Официальные лица утверждали, что Марупов был членом Баята, группы, которую правительство назвало экстремистской, хотя некоторые наблюдатели сомневаются, что Баят вообще существует. Правительство арестовало трех охранников по этому делу и впоследствии освободило их, наложив административный штраф.
В отличие от предыдущих лет, в последнее время (до 2007 г.) сообщений об арестах высокопоставленных мусульман не поступало.
Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания
[ редактировать ]Постепенно чиновники приостановили действие запрета 2001 года на использование громкоговорителей в мечетях, введенного мэрией Душанбе. Запреты, очевидно, не основывались на какой-либо центральной директиве. Власти города Душанбе разрешили мечетям использовать громкоговорители при условии, что звук будет направлен внутрь мечети. Мечети в Согдийской и Хатлонской областях открыто использовали громкоговорители, направленные в сторону от мечети, для ежедневного призыва к молитве, не подвергаясь при этом судебному преследованию.
В течение отчетного периода женщинам все чаще разрешалось фотографироваться в хиджабе для официального удостоверения личности, особенно для участия в хадже. Некоторые женщины также смогли посещать мечеть, не подвергаясь задержанию или судебному преследованию.
Таджикистан также ослабил «запрет» на печать арабской графикой государственными издательствами. Правительство разрешило печать материалов, представленных директору издательства, если они были представлены на рассмотрение до печати и не представляли угрозы.
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Мусульманские лидеры время от времени выражают мнение, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство, и жалуются, что законы и правила отдают предпочтение религиозным меньшинствам. Хотя большинство граждан считают себя мусульманами и большинство жителей не настроены антиисламски, существует широко распространенный страх перед исламским экстремизмом, который ощущает как правительство, так и население в целом. Некоторые граждане, в том числе и правительство Таджикистана, интерпретируют светское государство как светское государство, в котором не должно быть религиозных практик. Некоторые группы меньшинств сообщили об инцидентах, возможно, связанных с религиозной дискриминацией.
18 августа и 14 сентября 2006 г. неизвестные бросали бутылки с зажигательной смесью в синагогу в Душанбе, поджигая части здания. 14 сентября Русская православная церковь в Душанбе также подверглась атаке с помощью коктейля Молотова. Министерство внутренних дел расследовало эти инциденты, но правительство никого не привлекло к ответственности.
Раввин синагоги Душанбе сообщил о взломе в его дом в августе 2006 года. Неизвестные ворвались в местную церковь 11 марта 2007 года. Соответствующие религиозные группы подозревают, что взломы связаны с религиозными убеждениями групп. но мотив остается неизвестным. Министерство внутренних дел расследовало это дело, но ни один подозреваемый не был арестован.
В 2020-е годы
[ редактировать ]В докладе правительства США о свободе вероисповедания в Таджикистане за 2022 год выражается обеспокоенность по поводу ограничений на участие женщин и несовершеннолетних в религиозных службах, а также ограничений на религиозное образование молодежи. [6] В 2024 году правительство Таджикистана приняло новый закон о запрете хиджаба, объявив его «иностранной одеждой»; Детские празднования праздника Ид также были запрещены. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Таджикистан: никакого хаджа, никакого хиджаба и сбрейте бороду» .
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 3 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 3 августа 2023 г.
- ^ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 3 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Таджикистан» . Госдепартамент США. 2022.
- ^ «Таджикистан с мусульманским большинством запрещает хиджаб в рамках многолетней кампании против общественной религиозности» . Печать . 21 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США. Таджикистан: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .