Jump to content

Религия в Таджикистане

Религия в Таджикистане (2020) [1]

  Ислам (97,5%)
  Неаффилированные (1,7%)
  Другие религии (0,2%)
Мечеть . в Исфаре

Ислам является преобладающей религией в Таджикистане .

Ислам был принесен в регион арабами в VII веке. С этого времени он стал неотъемлемой частью таджикской культуры. Таджикистан – светская страна, [2] однако в постсоветскую эпоху наблюдался заметный рост религиозной практики в стране. [3] Большинство мусульман Таджикистана исповедуют суннитскую ветвь ислама, а меньшая группа (в основном в Горном Бадахшане на востоке) принадлежит к шиитской ветви ислама. Русское православие является наиболее широко исповедуемой из других религий, хотя русская община значительно сократилась в начале 1990-х годов. Некоторые другие небольшие христианские группы теперь пользуются относительной свободой вероисповедания. В Таджикистане также есть небольшая еврейская община. [4]

Ислам [ править ]

Суннитский ислам , безусловно, является наиболее широко распространенной религией в Таджикистане . По данным ученых на 2022 год, население Таджикистана на 96% состоит из мусульман (в основном ханафитских суннитов с небольшим количеством исмаилитов- шиитов ). [5] Суннитская ветвь ислама имеет 1200-летнюю традицию среди оседлого населения Средней Азии, включая таджиков с некоторыми суфийскими орденами . [6] Небольшая группа меньшинства, памирцы, являются членами гораздо меньшей конфессии шиитского ислама, исмаилизма , которая впервые завоевала приверженцев в Центральной Азии в начале 10 века. Несмотря на преследования, исмаилизм выжил в отдаленных горах Памира. [4]

В советское время [ править ]

В течение семи десятилетий политического контроля советские политики не смогли искоренить исламскую традицию, несмотря на неоднократные попытки сделать это. Самая жесткая из советских антиисламских кампаний происходила с конца 1920-х по конец 1930-х годов как часть общесоюзной кампании против религии в целом. В этот период многие мусульманские функционеры были убиты, а религиозное обучение и соблюдение обрядов были резко сокращены. После вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году официальная политика в отношении ислама смягчилась. Одним из последовавших изменений стало создание в 1943 году официально санкционированной исламской иерархии для Центральной Азии — Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана . Вместе с тремя аналогичными организациями в других регионах Советского Союза с большим мусульманским населением эта администрация контролировалась Кремлем, который требовал лояльности от религиозных чиновников. Хотя ее административный персонал и структура были неадекватны для удовлетворения потребностей мусульманского населения региона, администрация сделала возможным легальное существование некоторых исламских учреждений, а также деятельность религиозных функционеров, небольшого количества мечетей и религиозного обучения. в двух семинариях в Узбекистане. [4]

В начале 1960-х годов режим Хрущева усилил антиисламскую пропаганду. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, кремлевское руководство несколько раз призывало к возобновлению усилий по борьбе с религией, включая ислам. Обычно такие кампании включали перевод мечетей в светское использование; попытки заново отождествить традиционные, связанные с исламом обычаи, с национализмом, а не с религией; и пропаганда, связывающая ислам с отсталостью, суевериями и фанатизмом. Официальная враждебность по отношению к исламу возросла в 1979 году в связи с советским военным вмешательством в соседнем Афганистане и растущей напористостью исламских возрожденцев в ряде стран. С этого времени и в раннюю постсоветскую эпоху некоторые официальные лица в Москве и Таджикистане предупреждали об экстремистской исламской угрозе, часто на основе ограниченных или искаженных доказательств. Несмотря на все эти усилия, ислам оставался важной частью идентичности таджиков и других мусульманских народов Таджикистана до конца советской эпохи и в первые годы независимости. [4]

Идентификация с исламом как неотъемлемой частью жизни разделяется городскими и сельскими, старыми и молодыми, образованными и необразованными таджиками. Однако роль, которую вера играет в жизни людей, значительно различается. Для некоторых таджиков ислам более важен как неотъемлемая часть их культурного наследия, чем как религия в обычном понимании, а некоторые таджики вообще не религиозны. [4]

В любом случае, таджики опровергли стандартное советское утверждение о том, что урбанизированная промышленная рабочая сила и образованное население не имеют ничего общего с «пережитками ушедшей эпохи», такими как ислам. Примечательным событием в конце советской эпохи и в эпоху ранней независимости стал возросший интерес, особенно среди молодежи, к сути исламской доктрины. В постсоветскую эпоху ислам стал важным элементом националистических аргументов некоторых таджикских интеллектуалов. [4]

Ислам выжил в Таджикистане в самых разных формах благодаря силе местного народного ислама, независимо от санкционированной Советским Союзом исламской администрации. Задолго до советской эпохи сельские жители Центральной Азии, в том числе жители территории, которая впоследствии стала Таджикистаном, имели доступ к своим святым местам. Существовали также небольшие местные религиозные школы и отдельные лица в их общинах, которых почитали за религиозные знания и благочестие. Эти элементы поддерживали религию в сельской местности, независимо от внешних событий. При советских режимах таджики использовали значительную часть этого сельского, популярного ислама для продолжения, по крайней мере, некоторых аспектов преподавания и практики своей веры после того, как деятельность городских исламских институтов была свернута. Народный ислам также сыграл важную роль в выживании ислама среди городского населения. Одной из форм этого популярного ислама является суфизм, который часто называют исламским мистицизмом и практикуется различными способами. Наиболее важной формой суфизма в Таджикистане является Накшбандия, суфийский орден, имеющий последователей даже в Индии и Малайзии. Помимо суфизма, другие формы популярного ислама связаны с местными культами и святыми местами или с людьми, чьи знания или личные качества сделали их влиятельными. [4]

Медресе в Истрашане .

К концу 1989 года возросшая терпимость режима Горбачева к религии начала влиять на практику ислама и русского православия. Религиозное обучение возросло. Открылись новые мечети. Религиозные обряды стали более открытыми, а участие возросло. Новые представители ислама появились в Таджикистане и других странах Центральной Азии. Авторитет официального Управления мусульман Центральной Азии, базирующегося в Ташкенте, в Таджикистане рухнул. Таджикистан приобрел собственную семинарию в Душанбе, положив конец зависимости от двух семинарий администрации в Узбекистане. [4]

К 1990 году главный чиновник Управления мусульман Душанбе , старший кади Хаджи Акбар Тураджонзода (занимавший этот пост в 1988-92 годах), стал независимым общественным деятелем с широким кругом последователей. В ходе фракционной политической борьбы, последовавшей за независимостью, Тураджонзода критиковал коммунистических сторонников жесткой линии и поддержал политическую реформу и официальное признание важности ислама в таджикском обществе. В то же время он неоднократно отвергал обвинения сторонников жесткой линии в том, что он добивался установления исламского правительства в Таджикистане. После победы сторонников жесткой линии в гражданской войне в конце 1992 года Тураджонзода бежал из Душанбе и был обвинен в государственной измене. [4]

Мусульмане Таджикистана также организовались политически в начале 1990-х годов. В 1990 году, когда граждане во многих частях Советского Союза формировали свои собственные гражданские организации, мусульмане из разных частей Союза организовали Партию исламского возрождения. К началу 1990-х годов рост массовой политической активности среди мусульман Центральной Азии заставил все политические партии, включая Коммунистическую партию Таджикистана, принять во внимание мусульманское наследие подавляющего большинства жителей Таджикистана. [4]

Ислам также играл ключевую политическую роль для режима, находившегося у власти в начале 1990-х годов. Старая коммунистическая гвардия вызвала внутри страны и за рубежом опасения, что мусульмане-фундаменталисты дестабилизируют правительство Таджикистана, хотя это послание было целесообразным для укрепления позиции сторонников жесткой линии против оппозиционных сил в гражданской войне. Однако режим Набиева также был готов представить себя союзником Исламской республики Иран, изображая таджикскую оппозицию неверными мусульманами. [4]

Последние события [ править ]

После советской эпохи правительство Таджикистана закрыло сотни незарегистрированных мечетей , заставив местных жителей поверить в то, что репрессии на самом деле направлены против религии ислама . [7] По имеющимся данным, некоторые мечети были разрушены, а другие превращены в салоны красоты. [7] Некоторые предполагают, что репрессии являются результатом опасений правительства по поводу того, что мечети «небезопасны» или что имамы могут не действовать «ответственно». [7]

В 2009 году Ассамблея представителей попыталась сделать ханафитскую школу суннитского ислама официальной религией в Таджикистане , но эта мера провалилась. [8] Таджикистан также отметил 2009 год как год памяти мусульманского юриста-суннита Абу Ханифы , поскольку в стране прошел международный симпозиум, в котором приняли участие научные и религиозные лидеры. [9] О строительстве одной из крупнейших мечетей в мире, финансируемой Катаром , было объявлено в октябре 2009 года. Мечеть планируется построить в Душанбе, а строительство предполагается завершить к 2014 году. [10] В 2010 году в Таджикистане прошла сессия Организации Исламская конференция, собрались делегации 56 государств-членов в Душанбе . [11]

В апреле 2020 года в рамках усилий по предотвращению пандемии коронавируса в Таджикистане , несмотря на отсутствие подтвержденных случаев заболевания в Таджикистане, президент Рахмон призвал мусульман страны отказаться от поста в Рамадан, заявив, что пост сделает людей более восприимчивыми к инфекционным заболеваниям. [12] [13]

Христианство [ править ]

Следующей по величине религиозной общиной является русское православие , исповедуемое русскими меньшинствами Таджикистана. Собор Душанбе в Святого Николая служит православной общине. К концу советской эпохи в Таджикистане также проживало небольшое количество людей, принадлежащих к другим христианским конфессиям, включая католиков (первоначально большинство из них были немцами по происхождению, но также были и таджики), адвентистами седьмого дня и баптистами. Существовало также небольшое армянское меньшинство, большинство членов которого исторически принадлежало к Армянской Апостольской (Григорианской) церкви.

Римский католицизм [ править ]

Территория Таджикистана образует миссию sui iuris . Согласно последним данным Annuario Pontificio , в Таджикистане при населении более 7,1 миллиона человек проживают 326 католиков. В Таджикистане три прихода.

Другие религии [ править ]

Другие религиозные группы включали зороастрийцев , буддистов. [14] и небольшое количество евреев и бахаи . Число приверженцев этих религий меньшинств, вероятно, резко сократилось в 1990-е годы из-за волны эмиграции из Таджикистана в начале периода независимости. [4]

Свобода религии [ править ]

Конституция предусматривает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. [15]

В последние годы статус уважения свободы вероисповедания ухудшился. Политика правительства отражала обеспокоенность по поводу исламского экстремизма, обеспокоенность, разделяемую большей частью населения. Правительство активно контролировало деятельность религиозных учреждений, чтобы не допустить их откровенно политического характера. Официально зарегистрированных мечетей не было закрыто, хотя правительство закрыло несколько незарегистрированных мечетей, молельных комнат и медресе, а также затруднило процесс регистрации для создания новых мечетей. Политика Министерства образования запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использовало процесс регистрации, чтобы воспрепятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергались преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов.

По состоянию на 2013 год Таджикистан был уникальным явлением в мире, поскольку лицам младше 18 лет было запрещено публично исповедовать религию, включая посещение мечетей. [16] Правительство не разрешает женщинам входить в некоторые мечети. [17] Кроме того, правительство накладывает строгие ограничения на посещение хаджа и, как сообщается, преследует верующих, насильно сбривая им бороды после задержания. [16]

В 2023 году страна получила ноль баллов из 4 по религиозной свободе. [18]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Религии в Таджикистане» .
  2. ^ Конституция Таджикистана
  3. ^ «Таджикистан – Религия» . Countrystudies.us . Проверено 6 мая 2020 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Библиотека Конгресса США http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/tjtoc.html Эта статья включает текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  5. ^ Отчет 22 Госдепартамента США
  6. ^ Средняя Азия и Кавказ. «СА& Пресс® АБ» . Проверено 14 февраля 2015 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с [ мертвая ссылка ] Правительство Таджикистана. нацелен на нелицензированные мечети : Мир
  8. ^ «Ханафитская школа признана официальной религией Таджикистана» . Тренд . 5 марта 2009 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  9. ^ «Сегодня исполняется 18 лет независимости и успехов Таджикистана» . СегодняЗаман . Проверено 14 февраля 2015 г.
  10. ^ Дэниел Бардсли. «Катар платит за гигантскую мечеть в Таджикистане» . Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  11. ^ «Высшая исламская организация провела встречу министров иностранных дел в Душанбе» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . 18 мая 2010 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
  12. ^ «Таджикистан, свободный от коронавируса, не советует поститься в Рамадан» . Джакарта Пост . 23 апреля 2020 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
  13. ^ «Таджикистан, свободный от коронавируса, не советует поститься» . Деловой регистратор . 24 апреля 2020 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
  14. ^ «Библиотека Университета Вирджинии, страница свободы вероисповедания» . Архивировано из оригинала 29 августа 2006 г.
  15. ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Как президент Таджикистана продлил свой срок – пожизненно» .
  17. Веб-сайт Freedom House, получено 3 августа 2023 г.
  18. Веб-сайт Freedom House, получено 3 августа 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c49599b68004c88b8626a9194887a4f0__1719472980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/f0/c49599b68004c88b8626a9194887a4f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Tajikistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)