Религия в Туркменистане
Туркмены Туркменистана преимущественно мусульмане . Государственного департамента США о Согласно отчету свободе вероисповедания в мире за 2022 год,
По оценкам правительства США, в стране 93 процента мусульмане (в основном сунниты), 9 процентов православные и 2 процента представители других религий. Существуют небольшие общины Свидетелей Иеговы, мусульман-шиитов, бахаистов, католиков, Международного общества сознания Кришны и христиан-евангелистов, включая баптистов и пятидесятников. Большинство этнических русских и армян идентифицируют себя как православные христиане и обычно являются членами Русской православной церкви или Армянской апостольской церкви. Некоторые этнические русские и армяне также являются членами более мелких протестантских групп. Есть небольшие группы мусульман-шиитов, состоящие в основном из этнических иранцев, азербайджанцев и курдов, некоторые из которых расположены в Ашхабаде, другие — вдоль границы с Ираном и в западном городе Туркменбаши. [2]
Подавляющее большинство туркмен с готовностью идентифицируют себя как мусульмане и признают ислам неотъемлемой частью своего культурного наследия. [3]
Страна Туркменистан поощряет концептуализацию «туркменского ислама» или поклонения, которое часто смешивается с почитанием старцев и святых, ритуалами жизненного цикла и суфийскими практиками. [3]
Поскольку после обретения Туркменистаном независимости наблюдался рост религиозных практик и развитие таких институтов, как муфтият и строительство мечетей, сегодня это часто регулируется. [3]
Правительство Туркменистана часто использует ислам для легитимизации своей роли в обществе, спонсируя праздничные торжества, такие как обеды - ифтары во время Рамадана и президентское паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Это спонсорство утвердило трех президентов страны (Ниязова, Гурбангулы и Сердара Бердымухамедова) как набожных туркменов, придав им ауру культурного авторитета. [3]
демография Религиозная
Страна имеет площадь 488 100 квадратных километров (188 457 квадратных миль) и официально заявленное население от 5,5 до 6 миллионов человек, хотя неофициальные источники указывают, что постоянное население не может превышать пяти миллионов. [4] Официальной статистики относительно религиозной принадлежности нет. Согласно последней опубликованной правительством переписи населения (1995 г.) [5] Этнические туркмены составляют 77 процентов населения. К этническим меньшинствам относятся узбеки (9,2 процента), русские (6,7 процента) и казахи (2 процента). Армяне , азербайджанцы и другие этнические группы составляют оставшиеся 5,1 процента. По данным неопубликованной переписи 2012 года, туркмены составляют 85,6 процента, за ними следуют 5,8 процента узбеков и 5,1 процента этнических русских. [4] Религией большинства является суннитский ислам, а русские православные христиане составляют крупнейшее религиозное меньшинство. Уровень активного соблюдения религиозных обрядов неизвестен.
После обретения независимости ислам возродился, но находится под жестким контролем. В советское время действовало всего четыре мечети; сейчас их 698. Этнические туркмены, узбеки, казахи, белуджи и пуштуны, проживающие в Марыйском велаяте, являются преимущественно мусульманами-суннитами. Есть небольшие группы мусульман-шиитов , многие из которых являются этническими иранцами , азербайджанцами или курдами, живущими вдоль границы с Ираном и в Туркменбаши .
Хотя перепись 1995 года показала, что этнические русские составляли почти 7 процентов населения, последующая эмиграция в Россию и другие страны значительно сократила эту долю. Большинство этнических русских и армян являются православными христианами. В Ашхабаде действуют 12 русских православных церквей, четыре из которых находятся в Ашхабаде . [6] Протоиерей, проживающий в Ашхабаде, возглавляет Православную Церковь внутри страны. До 2007 года Туркменистан находился под религиозной юрисдикцией Русского православного архиепископа в Ташкенте , (Узбекистан) но с тех пор находился в подчинении архиепископа Пятигорского и Черкесского . [7] В Туркменистане нет русских православных семинарий .
Этнические русские и армяне также составляют значительный процент членов незарегистрированных религиозных общин; Среди этих групп, судя по всему, все больше представлены этнические туркмены. Существуют небольшие общины следующих незарегистрированных конфессий: Римско-католическая церковь , Свидетели Иеговы , евреи и несколько евангелических христианских групп, включая «отдельные» баптисты , харизматические группы и неаффилированные, несектантские группы.
Небольшие общины баптистов , адвентистов седьмого дня , Общества сознания Кришны и веры бахаи зарегистрировались в правительстве. В мае 2005 года «Великая Благодать» Всемирная просветительская церковь Туркменистана , Международная Церковь Христа , Новоапостольская церковь Туркменистана и две группы христиан-пятидесятников смогли зарегистрироваться. Есть также Армянская апостольская церковь , Всемирная просветительская церковь «Большая благодать» , протестантская церковь «Слово жизни» .
Сообщается, что в очень небольшую общину этнических немцев , большая часть которых проживает в городе Сарас и его окрестностях , входят практикующие лютеране . около тысячи этнических поляков В стране проживает ; они в значительной степени поглощены русской общиной и считают себя русскими православными. Католическая община Ашхабада, в которую входят как граждане, так и иностранцы, собирается в часовне Апостольской нунциатуры . Иностранных миссионеров очень мало, хотя масштабы их деятельности неизвестны.
По оценкам, в 2022 году в стране проживут около двухсот евреев. [2] Большинство из них — члены семей, приехавших из Украины во время Второй мировой войны . В Туркменабате, на границе с Узбекистаном, проживают несколько еврейских семей, которые являются частью бухарской еврейской общины ханству , что является исторической отсылкой к Бухарскому , которое до российского завоевания управляло этой территорией. Синагог нет; [8] последняя синагога в советское время была превращена в спортзал. Некоторые члены общины собираются на религиозные обряды, но коллективно евреи не решили зарегистрироваться в качестве религиозной группы. Сообщений о преследованиях евреев нет.
Ислам и его история в Туркменистане [ править ]
Ислам пришел к туркменам прежде всего через деятельность суфийских шейхов, а не через мечеть и «высокую» письменную традицию оседлой культуры. Эти шейхи были святыми людьми, игравшими решающую роль в процессе примирения исламских верований с доисламскими системами верований; их часто принимали в качестве «святых покровителей» отдельных кланов или племенных групп, становясь тем самым их «основателями». Переформулирование общинной идентичности вокруг таких фигур является одним из крайне локальных явлений исламской практики в Туркменистане. [9]
В туркменскую родоплеменную структуру интегрировано «священное» племя овлат. Этнографы рассматривают овлат, шесть из которых являются активными, как обновленную форму культа предков, привнесенную суфизмом. Согласно их генеалогиям, каждое племя происходит от Мухаммеда через одного из четырех халифов. В силу своей веры в священное происхождение и духовные силы представителей овлата туркмены наделяют эти племена особым, священным статусом. В 18-19 веках племена овлат рассеялись небольшими компактными группами на территории Туркменистана. Они присутствовали и благословляли все важные общинные и жизненные события, а также выступали посредниками между кланами и племенами. Институт овлата сохраняет некоторый авторитет и сегодня. Многие туркмены, почитаемые за свою духовную силу, ведут свою родословную от овлата, и нередко, особенно в сельской местности, такие люди присутствуют на жизненных циклах и других общественных праздниках. [9]
В советскую эпоху все религиозные верования подвергались нападкам со стороны коммунистических властей как суеверия и «пережитки прошлого». Большая часть религиозного обучения и религиозных обрядов была запрещена, а подавляющее большинство мечетей было закрыто. Официальное управление мусульман Центральной Азии со штаб-квартирой в Ташкенте было создано во время Второй мировой войны для контроля за исламом в Центральной Азии. По большей части Управление мусульман функционировало как инструмент пропаганды, деятельность которого мало способствовала укреплению мусульманского дела. Атеистическая идеологическая обработка подавляла религиозное развитие и способствовала изоляции туркмен от международного мусульманского сообщества. Некоторые религиозные обычаи, такие как мусульманское погребение и мужское обрезание , продолжали практиковаться на протяжении всего советского периода, однако большая часть религиозных верований, знаний и обычаев сохранилась только в сельской местности в «народной форме» как своего рода неофициальный ислам, не санкционированный государственное Духовное управление. [9]
Религия после обретения независимости [ править ]
С 1991 года исламу и религиям меньшинств было разрешено возобновить свою деятельность, хотя и под жестким контролем правительства. [10] Мечети были вновь открыты, а русским православным церквям было разрешено действовать; небольшому числу протестантских христианских церквей было разрешено зарегистрироваться и действовать. В крупных городах построены новые большие мечети, в том числе мечеть Тюркменбаши Рухи в Ашхабаде, построенная компанией Bouygues французской . Обучение исламу разрешено в одном учебном заведении – Туркменском государственном университете , в состав которого входит теологический факультет. [11]
Религия остается под контролем правительства. Муфтий назначается президентом . Ввоз религиозной литературы должен быть одобрен правительством. [2]
Комиссия США по международной религиозной свободе сообщила в 2020 году
Закон о религии 2016 года утверждает, что Туркменистан является светским государством со свободой вероисповедания. Тем не менее, он требует, чтобы религиозные группы регистрировались в Министерстве юстиции в соответствии с навязчивыми критериями (включая наличие 50 учредителей-совершеннолетних граждан), запрещает любую деятельность незарегистрированных групп, требует, чтобы правительство информировалось обо всей иностранной финансовой поддержке, запрещает богослужения в частных домах и частное религиозное образование и запрещает ношение религиозной одежды в общественных местах, за исключением священнослужителей. Вся религиозная деятельность контролируется Государственной комиссией по делам религиозных организаций и экспертизе ресурсов религиозной информации (ГКРЭИРИР), которая утверждает назначение религиозных лидеров, строительство молитвенных домов, ввоз и издание религиозной литературы, а также регистрацию все религиозные организации. Закон не определяет критерии получения одобрения SCROEERIR, что допускает произвольное правоприменение. Процесс регистрации требует от религиозных организаций предоставить правительству подробную информацию о членах-основателях, включая имена, адреса и даты рождения. Зарегистрированные общины должны перерегистрироваться каждые три года, а религиозная деятельность не разрешена в тюрьмах или в армии. [10]
Госдепартамент США сообщил в 2019 году
Конституция предусматривает свободу религии и право человека выбирать религию, выражать и распространять свои религиозные убеждения, а также участвовать в религиозных обрядах и церемониях. Конституция поддерживает разделение правительства и религии, предусматривая, что религиозным организациям запрещено «вмешательство» в государственные дела. Закон о религии требует, чтобы все религиозные организации, в том числе ранее зарегистрированные в соответствии с более ранней редакцией закона, каждые три года перерегистрировались в Министерстве юстиции (МЮ) для легальной деятельности. По сообщениям религиозных организаций, правительственные силы безопасности продолжали следить за религиозными организациями и запрещать ввоз религиозной литературы, и по-прежнему было трудно получить места дляпоклонение. [12]
В 2022 году многие религиозные группы сообщили об увеличении числа молодых людей, проявляющих интерес к религии и духовности; Говорят, что это результат взросления после советской эпохи и ответ на угрозу Covid. [2]
Синкретизм в туркменском исламе [ править ]
Российская академия наук выявила множество случаев синкретического влияния доисламских тюркских систем верований на практику ислама среди туркмен, включая размещение подношений перед деревьями. [13] Туркменское слово taňry , означающее «Бог», происходит от тюркского Тенгри , имени верховного бога в доисламском тюрко-монгольском пантеоне. [14] В туркменском языке имеется множество эвфемизмов для слова «волк» из-за поверья, что произнесение настоящего слова во время паса отары овец вызовет появление настоящего волка. [15] Некоторые бесплодные туркменские женщины вместо того, чтобы молиться за детей, наступают или перепрыгивают через живого волка, чтобы помочь себе забеременеть. Детям, рожденным впоследствии, обычно дают имена, связанные с волками; в качестве альтернативы мать может посещать святыни мусульманских святых . [16] Будущее также гадают , читая сушеный верблюжий помет специальными гадалками . [17]
Другие религии [ править ]
Христианство [ править ]
, проведенному в 2010 году, христианство является второй по величине религией в Туркменистане , на которую приходится 6,4% населения, или 320 000 человек Согласно исследованию Pew Research Center . [18] Около 5,3% или 270 000 населения Туркменистана являются православными христианами. [18]
Протестанты составляют менее 1% (30 000) населения Туркменистана. [18] также очень мало – всего около 50. Католиков в стране [19]
Армяне, проживающие в Туркменистане (менее 1%), в основном исповедуют Армянскую Апостольскую Церковь и Русскую Православную Церковь . [2]
Индуизм [ править ]
Индуизм распространялся в Туркменистане Международным обществом сознания Кришны . Индусы ИСККОН — меньшинство в Туркменистане.
Представитель ИСККОН сообщила Госдепартаменту США , что преследования со стороны чиновников уменьшились после регистрации ее группы. В октябре 2006 года в рамках общей ежегодной тюремной амнистии бывший президент Ниязов освободил заключенную в тюрьму последовательницу ИСККОН Сепер Аннаниязову, которая была приговорена к семи годам тюремного заключения в ноябре 2005 года за незаконное пересечение границы в 2002 году.
Вера Бахаи [ править ]
в Вера Бахаи Туркменистане возникла еще до прихода России в регион, когда этот регион находился под персидским влиянием. [20] К 1887 году община бахаи, бежавших от религиозного насилия в Персии, основала религиозный центр в Ашхабаде . [20] В то время как Вера Бахаи распространялась по Российской империи [21] и привлекло внимание ученых и художников, [22] Община бахаи в Ашхабаде построила первый Дом поклонения бахаи , избрала одно из первых местных административных учреждений бахаи и стала научным центром. Однако в советский период религиозные преследования привели к почти исчезновению общины бахаи. Тем не менее бахаи, переехавшие в регионы в 1950-х годах, действительно идентифицировали людей, все еще придерживающихся этой религии. После распада Советского Союза в конце 1991 года общины бахаи и их административные органы начали развиваться во всех странах бывшего Советского Союза. [23] В 1994 году Туркменистан избрал свое собственное Национальное Духовное Собрание; [24] однако законы, принятые в Туркменистане в 1995 году, требовали для регистрации 500 взрослых религиозных приверженцев в каждом населенном пункте, и ни одна община бахаи в Туркменистане не могла удовлетворить этому требованию. [25] По состоянию на 2007 год религия все еще не достигла минимального числа приверженцев для регистрации. [26] и отдельные люди видели, как в их домах совершали обыски в поисках литературы бахаи . [27]
Свобода религии [ править ]
Свобода религии гарантируется статьей 11 Конституции Туркменистана . Однако, как и других прав человека, на практике его не существует. бывшего президента Сапармурата Ниязова Книга духовных писаний « Рухнама » навязывается всем религиозным общинам. По данным Форума 18 , несмотря на международное давление, власти жестко репрессируют все религиозные группы, а правовая база настолько жесткая, что многие предпочитают существовать в подполье, а не преодолевать все официальные препятствия. протестантские христианские Пострадали приверженцы, а также такие группы, как Свидетели Иеговы , Бахаи и Международное общество сознания Кришны . [2] Свидетелей Иеговы штрафовали, заключали в тюрьму и подвергали избиениям за свою веру или за то, что они отказывались от военной службы по убеждениям; [10] [28] в 2022 году они сообщили об отсутствии арестов, но отметили, что правительство продолжает призывать их на военную службу и не предоставляет льгот для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям. [2]
за 2009 год В докладе ЦРУ о свободе вероисповедания в Туркменистане говорится:
«Обследование книжных магазинов в центре Ашхабада с целью проверки наличия Корана , священной книги мусульман , выявило, что в государственных магазинах книга практически отсутствовала, за исключением редких случаев подержанных экземпляров. Единственное другое место, где Коран можно было найти. Куплены можно было в иранском книжном магазине и у частного книготорговца. Во время посещения иранского магазина продавец объяснил, что для ввоза и продажи Корана в Туркменистане магазину необходимо одобрение Президентского совета по делам религии, в котором преобладают мусульмане. Для общества недоступность Корана для покупки кажется аномалией. Строгий контроль властей за доступностью религиозной литературы , в том числе исламской , подчеркивает неуверенность государства в том, какое влияние может оказать неограниченная религиозная практика на текущий статус. Кво в туркменском обществе... В целом у большинства туркмен есть Коран на арабском языке . Даже если они не умеют читать по-арабски, считается, что наличие священной книги защищает семью от. дома зло и несчастье . Для объяснения Корана большинство людей полагаются на имамов , которые назначаются Советом по делам религии на национальном, провинциальном, городском и районном уровнях. Нехватка выбора Корана на знакомом языке не оставляет людям иного , кроме как обратиться к назначенным государством имамам за «правильной» интерпретацией книги, что является еще одним признаком политики правительства по строгому контролю над религиозной жизнью в стране». [ нужна ссылка ]
В 2023 году страна получила ноль баллов из 4 по религиозной свободе; [29] Было отмечено, что ограничения ужесточились с 2016 года. В том же году он занял 26-е место в мире с худшими местами для христиан. [30]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Всемирная книга фактов» . ca-barometer.org . 2 ноября – 24 декабря 2022 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Религия и светское государство в Туркменистане – Документ Шелкового пути» . Институт политики безопасности и развития . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гобл, Пол (10 февраля 2015 г.). «Неопубликованные данные переписи населения дают редкий и неприукрашенный взгляд на Туркменистан» . Фонд Джеймстауна.
- ^ Результаты каждой последующей переписи населения остались неопубликованными.
- ^ "Православие в Туркменистане / Приходы" (in Russian).
- ^ "Православие в Туркменистане / История и современность" (in Russian).
- ^ Веб-сайт Всемирного еврейского конгресса, сообществ . страница
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларри Кларк, Майкл Турман и Дэвид Тайсон. «Туркменистан». Страновое исследование: Туркменистан (Гленн Э. Кертис, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (март 1996 г.). В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Глава о Туркменистане – Годовой отчет за 2020 год» (PDF) . Комиссия США по международной религиозной свободе. 2020.
- ^ «ТГУ О нас» . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ «ОТЧЕТ о международной религиозной свободе в Туркменистане за 2019 год» (PDF) . Госдепартамент США. 2019.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 22–23.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 143–144.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 151–152. Demidov cites the Turkmen proverb, "Gurt agzasan, gurt geler" (Mention the wolf, the wolf comes), in explaining why the original Turkic word for wolf, böri , is virtually never used.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 155–156.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. p. 356.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Религии в Туркменистане | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «Туркменистан, Статистика по епархиям, по католическому населению [католическая иерархия]» . Catholic-hierarchy.org . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Момен, Муджан . «Туркменистан» . Черновик «Краткой энциклопедии веры бахаи» . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ Местное Духовное Собрание Киева (2007). «Заявление об истории Веры Бахаи в Советском Союзе» . Официальный сайт бахаи Киева . Местное Духовное Собрание Киева. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Смит, Питер (2000). «Толстой, Лев» . Краткая энциклопедия веры бахаи (иллюстрировано, переиздание). Оксфорд: Публикации Oneworld . п. 340. ИСБН 1-85168-184-1 . Проверено 20 октября 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Хассалл, Грэм; Фазель, Сина. «100 лет Веры Бахаи в Европе» . Обзор исследований бахаи . Том. 1998, нет. 8. С. 35–44.
- ^ Хассалл, Грэм; Всемирный Дом Справедливости. «Статистика Национальных Духовных Собраний 1923–1999» . Различные инструменты ресурсов . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Вагнер, Ральф Д. «Туркменистан» . Краткое изложение ссылок на веру бахаи в отчетах Государственного департамента США о правах человека за 1991–2000 годы . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 25 мая 2008 г.
- ^ Госдепартамент США (14 сентября 2007 г.). «Туркменистан – Международный отчет о свободе вероисповедания 2007» . Управление электронной информации, Бюро по связям с общественностью . Проверено 21 мая 2008 г.
- ^ Корли, Феликс (1 апреля 2004 г.). «Туркменистан: религиозные общины теоретически разрешены, но подвергаются нападкам на практике?» . F18Новости .
- ^ «В Туркменистане сажают Свидетелей Иеговы за их веру» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2014 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.