Религия в Узбекистане
Ислам является преобладающей религией в Узбекистане .
По оценкам Министерства иностранных дел Узбекистана, в 2022 году ислам исповедовали 97% населения; [1] большинство мусульман следуют ханафитской школе суннитского ислама.
Религиозность и конфессии [ править ]
Согласно Глобальному индексу религиозности и атеизма WIN-Gallup International за 2012 год, 79% респондентов из Узбекистана , принявших участие в опросе, считали себя религиозными людьми , еще 16% заявили, что они нерелигиозны , 2% убежденных атеистов и 3% проверяли нет поля для ответа. [3]
По состоянию на 1 июня 2019 года зарегистрировано 2286 религиозных организаций 16 различных конфессий. [4]
Всего 2098 мечетей и исламских организаций, 160 церквей и 28 других религиозных организаций.
Церкви, религиозные школы и центры | Н | |
---|---|---|
1 | ислам | 2098 |
2 | Корейская христианская церковь | 37 |
3 | Русская Православная Церковь | 52 |
4 | Баптисты | 23 |
5 | Пятидесятничество | 21 |
6 | Церковь адвентистов седьмого дня | 10 |
7 | иудаизм | 8 |
8 | Вера Бахаи | 7 |
9 | Костел | 5 |
10 | Новоапостольская церковь | 4 |
11 | лютеранство | 2 |
12 | Армянская Апостольская Церковь | 2 |
13 | Свидетели Иеговы | 1 |
14 | Сознание Кришны | 1 |
15 | буддизм | 1 |
16 | Церковь Голоса Божьего | 1 |
17 | Библейское общество [5] | 1 |
18 | Зороастрийская Ассамблея Узбекистана [6] | 1 |
Советская editэпоха
Государственный атеизм был официальной политикой Советского Союза и других марксистско-ленинских государств. Советский Союз использовал термин госатеизм, слоговое сокращение слов «государство» (gosudarstvo) и «атеизм» (ateizm), для обозначения политики экспроприации религиозной собственности, публикации информации против религии и официальной пропаганды антирелигиозных идей. материалы в системе образования. К концу 1980-х годов Советскому Союзу удалось ограничить религию в Узбекистане, устранив ее внешние проявления: закрытие мечетей и медресе; запрет религиозных текстов и литературы; объявление вне закона религиозных лидеров и общин, не санкционированных государством. [7]
С момента обретения независимости [ править ]
Узбекистан – светская страна, и статья 61 ее конституции гласит, что религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений. [8]
В начале 1990-х годов, с падением советской власти, большие группы исламских миссионеров, в основном из Саудовской Аравии и Турции, приехали в Узбекистан для пропаганды суфийских и ваххабитских интерпретаций ислама.
В 1992 году в городе Намангане группа радикальных исламистов, получивших образование в исламских университетах Саудовской Аравии, захватила правительственное здание и потребовала от президента Каримова объявить исламское государство в Узбекистане и ввести шариат как единственную правовую систему.
Режим, однако, одержал победу и в конечном итоге нанес жестокий удар по группировкам исламских боевиков, лидеры которых позже бежали в Афганистан и Пакистан и позже были убиты в боях против коалиционных сил. В 1992 и 1993 годах из страны были изгнаны около 50 миссионеров из Саудовской Аравии. Суфийские миссионеры также были вынуждены прекратить свою деятельность в стране. [9]
Ислам [ править ]
больше суннитов , чем шиитов мусульман- Среди жителей . Ислам пришел к предкам современных узбеков в восьмом веке, когда арабы завоевали Среднюю Азию. Первоначально ислам распространился в южных частях Туркестана , а затем постепенно распространился на север. Исламские обычаи были широко приняты правящей элитой, и они начали покровительство таким ученым и завоевателям, как Мухаммад аль-Бухари , Ат-Тирмизи , аль-Бируни , Авиценна , Тамерлан , Улугбек и Бабур . [10] В 14 веке Тамерлан построил множество религиозных сооружений, в том числе мечеть Биби-Ханым . Он также построил одно из своих лучших зданий у могилы Ахмеда Есеви , влиятельного тюркского суфийского святого , который распространял суфизм среди кочевников. Ислам также распространился среди узбеков с обращением Узбек-хана . Он был обращен в ислам под влиянием Ибн Абдул Хамида, бухарского сайида и шейха ордена Ясави . Узбек продвигал ислам среди Золотой Орды и способствовал распространению мусульманской миссионерской деятельности по всей Центральной Азии. В конечном итоге ислам позволил хану устранить межфракционную борьбу в Орде и стабилизировать государственные институты.
В советское время Москва сильно исказила понимание ислама среди населения Узбекистана и создала конкурирующие исламские идеологии среди самих жителей Центральной Азии. Правительство спонсировало официальные антирелигиозные кампании и суровые репрессии против любого намека на исламское движение или сеть, находящуюся вне контроля государства. [ нужна ссылка ] Более того, многие мусульмане подверглись интенсивной русификации . В Узбекистане конец советской власти принес не подъем исламского фундаментализма , как предсказывали многие, а скорее религиозное возрождение среди населения. В настоящее время, согласно отчету исследовательского центра Pew , население Узбекистана на 96,3% составляет мусульмане. [11]
Христианство [ править ]
До появления ислама в современном Узбекистане существовали общины восточных христиан, включая ассирийцев (исторически связанных с несторианством ) и якобитов (исторически связанных с миафизитством ). Между VII и XIV веками на территории современного Узбекистана благодаря чрезвычайным миссионерским усилиям были созданы несторианские общины.
Крупные христианские центры возникли в Бухаре и Самарканде. Среди артефактов, обнаруженных в Центральной Азии, много монет с крестами было обнаружено в окрестностях Бухары, в основном датируемых концом седьмого или началом восьмого века. Фактически, возле Бухары было найдено больше монет с христианской символикой, чем где-либо еще в Центральной Азии, что наводит на мысль, что христианство было религией правящей династии или даже государственной религией в княжестве, где чеканились эти монеты. Приводятся несколько дат назначения первого епископа в Самарканде, в том числе патриархаты Ахаи (410–415), Шилы (505–523), Йешуяба II (628–643) и Салиба-Захи (712–728).
За это время до арабского вторжения христианство стало после зороастризма второй по значимости религиозной силой на территории. Марко Поло , прибывший в Ханбалык в 1275 году, во время своих путешествий встречал несторианцев во многих местах, включая Среднюю Азию.
Поло описывает строительство великой церкви Иоанна Крестителя в Самарканде, воздвигнутой в честь обращения хана Чагатаид в христианство. После арабского вторжения несториане были обязаны платить подушный налог, взимаемый в обмен на привилегию сохранять свою религию, им было запрещено строить новые церкви и публично выставлять крест.
В результате этих и других ограничений некоторые христиане обратились в ислам. Другие факторы включали чуму, которая охватила, по крайней мере, район Йети Су около 1338–1339 годов и, вероятно, уничтожила большую часть тамошней христианской общины, а также экономические преимущества обращения в ислам для тех, кто занимается торговлей, поскольку торговля на Шелковом пути на этот раз почти полностью находилось в руках мусульман. Более того, Руй Гонсалес де Клавихо, испанский посол при дворе Тимура, упоминает христиан-несторианцев, христиан-якобитов, христиан-армян и греческих христиан в Самарканде в 1404 году. Однако последующие преследования во время правления внука Тимура Улугбека (1409–1449) привели к этот остаток полностью уничтожен. [12] [13]
После российского вторжения 1867 года в регион пришло православие: в крупных городах были построены церкви для обслуживания русских и европейских поселенцев и офицеров. Сегодня большинство христиан в Узбекистане – этнические русские , исповедующие восточное православие .
Есть также общины католиков , в основном этнических поляков . Католическая церковь в Узбекистане находится под духовным руководством Папы Римского. Различные религиозные ордена, такие как францисканцы и миссионеры милосердия Матери Терезы, присутствуют в стране и помогают в таких мероприятиях, как уход за бедными, заключенными и больными.
Список католических приходов в Узбекистане | |
---|---|
1 | Римско-католическая церковь Кафедрального собора Святого Сердца, Ташкент |
2 | Римско-католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, Самарканд |
3 | Римско-католическая церковь Святой Марии, Фергана |
4 | Римско-католическая церковь Святого Апостола Андрея Первозванного, Бухара |
5 | Римско-католический костел Святой Марии и Матери Милосердия, Ургенч |
Протестанты составляют менее 1,5% населения. [1]
Евангелическо-лютеранская церковь в Узбекистане имеет семь приходов, резиденция епископа находится в Ташкенте. По данным исследования 2015 года, некоторые верующие во Христа имеют мусульманское происхождение в стране, большинство из них принадлежат к евангелической или харизматической протестантской общине.
Иудаизм [ править ]
Число евреев в Узбекистане в 2022 году оценивалось в 5500 (около 3500 ашкенази и менее 2000 бухарских евреев ). [1] [14]
Вера Бахаи [ править ]
Вера Бахаи в Узбекистане зародилась еще при жизни Бахауллы , основателя религии. [15] проживало около 1900 бахаи Примерно в 1918 году в Ташкенте . К периоду советской политики притеснения религии общины сократились — к 1963 году во всем СССР насчитывалось около 200 бахаи. [16] Об этом периоде мало что известно, но религия снова начала расти в 1980-х годах. [17] Бахаи В 1991 году было избрано Национальное Духовное Собрание Советского Союза, но оно быстро раскололось среди бывших членов. [18] В 1994 году было избрано Национальное Духовное Собрание Узбекистана. [16] [19] В 2008 году восемь Местных Духовных Собраний бахаи или более мелких групп зарегистрировались в правительстве. [20] хотя в последнее время тоже были рейды [21] и изгнания. [22]
Индуизм [ править ]
По данным ARDA проживало 734 индуиста ; , в 2010 году в Узбекистане [23] к 2020 году они сообщили, что в стране проживает 895 индуистов. [24] У Харе Кришна есть одна группа, зарегистрированная в Узбекистане.
Буддизм [ править ]
множество буддийских На территории современного Узбекистана было найдено реликвий, что указывает на широкую практику этой религии в древние времена. Большинство реликвий найдено в местности под названием Бактрия или Тохарестан , расположенной на территории современного юго-восточного Узбекистана недалеко от границ с Таджикистаном и Афганистаном (Термез, Сурхандарьинская область).
Зороастризм [ править ]
Древнюю доисламскую религию Узбекистана – зороастризм исповедуют в стране 2500 человек. [25] По более ранним оценкам, эта цифра составляет 7000 человек. [26] [ нужен лучший источник ]
Атеизм [ править ]
Согласно Глобальному индексу религиозности и атеизма WIN-Gallup International за 2012 год, 2% респондентов, принявших участие в опросе, были «убежденными атеистами». [27]
Свобода религии [ править ]
В 2023 году страна получила ноль баллов из 4 по религиозной свободе; [28] Было отмечено, что президент смягчил некоторые законы с 2016 года. В том же году она заняла 21-е место в рейтинге худших христианских стран в мире. [29]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Отчет Госдепартамента США по Узбекистану за 2022 год
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ^ WIN-Gallup International. Глобальный индекс религиозности и атеизма. Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ "В Узбекистане около 4% населения составляют последователи Русской православной церкви – Госдеп США" .
- ^ Библейское общество Узбекистана (БГУ).
- ^ Зороастрийская ассоциация Узбекистана (УЗА)
- ↑ Советские мусульмане 23.06.1980.
- ^ Конституция Узбекистана. Часть II. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
- ^ Ислам и светское государство в Узбекистане: Государственный контроль над религией и его значение для понимания светскости.
- ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора , с. 24
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2011 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Несторианское христианство в Центральной Азии.
- ^ Сирийские надгробия в Ташкентском историческом музее.
- ^ Американский еврейский ежегодник, 2007, стр. 592.
- ^ Хассалл, Грэм (1993). «Заметки о религиях бабизма и бахаи в России и на ее территориях» . Журнал исследований бахаи . 05 (3): 41–80, 86 . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Местное Духовное Собрание Киева (август 2007 г.). «Заявление об истории Веры Бахаи в Советском Союзе» . Официальный сайт бахаи Киева . Местное Духовное Собрание Киева. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ Момен, Муджан . "Россия" . Черновик «Краткой энциклопедии веры бахаи» . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ Момен, Муджан (1994). «Туркменистан» . черновик «Краткой энциклопедии веры бахаи» . Интернет-библиотека бахаи. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 21 мая 2008 г.
- ^ Хассалл, Грэм; Всемирный Дом Справедливости. «Статистика Национальных Духовных Собраний 1923–1999» . Различные инструменты ресурсов . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ «Республика Узбекистан» . Журнал «Ислам сегодня» . 1429Х/2008 (25). Исламская образовательная, научная и культурная организация. 2008. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ Корли, Феликс (24 сентября 2009 г.). «Можно пить чай – это не запрещено» . Форум 18 . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ Корли, Феликс (16 февраля 2010 г.). «Узбекистан: Еще двое иностранцев депортированы за религиозную деятельность» . Форум 18 . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Большинство индуистских наций (2010)» . Быстрые списки > Сравнить нации > Религии > . Ассоциация архивов религиозных данных. 2010 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 29 апреля 2024 г.
- ^ Проект Джошуа, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «Сайт Ванкуверской общественной сети, страница Узбекистана» .
- ^ WIN-Gallup International. Глобальный индекс религиозности и атеизма. Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.