Религия в Южной Осетии

Южная Осетия , частично признанное де-факто государство на Кавказе и международно считающееся частью Грузии , является преимущественно православным христианином . Значительное меньшинство составляют приверженцы осетинской традиционной религии Уацдин , которая является политеистической и берет свое начало в древней скифской религии . Синкретизм между христианством и традиционными верованиями является обычным явлением.
Христианство в Южной Осетии было впервые введено благодаря византийскому влиянию на аланов , хотя население продолжало исповедовать традиционную религию, полностью вернувшись к язычеству к позднему средневековью . Русские и грузинские миссионеры евангелизировали в регионе в XVIII и XIX веках, но в советский период религия подвергалась репрессиям. Осетинское националистическое религиозное возрождение началось в 1990-е годы, и Православная церковь Южной Осетии провозгласила свою независимость от Грузинской Православной Церкви . Юго-Осетинская Православная Церковь присоединилась к старостильному движению; он считается раскольническим по сравнению с основной православной церковью.
Уацдин , также практикуемый в Северной Осетии, является известным религиозным меньшинством в Южной Осетии. Оно отражает иранское происхождение осетин, а также более позднее христианское влияние. Поскольку осетины так и не были полностью обращены в христианство, осетинская традиционная религия оставалась заметной в южноосетинском обществе.
В столице Южной Осетии Цхинвале исторически проживало большое еврейское население, превосходящее численностью грузин и осетин в некоторых моментах. Сообщество пришло в упадок на протяжении всего советского периода, и к 1990-м годам подавляющее большинство евреев Южной Осетии эмигрировало, в основном в Россию и Израиль.
Демография
[ редактировать ]
Южная Осетия в основном населена этническими осетинами . [1] с меньшинствами грузин . [2] Большинство осетин – православные христиане. [3] Православная церковь остается видным аспектом южноосетинского общества. Традиционные языческие элементы часто синкретизируются с православным христианством. [4] Число исповедующих осетинскую традиционную религию оценить сложно, но это значительная часть населения. [5] В отличие от Северной Осетии , где мусульмане составляют значительное меньшинство, в Южной Осетии ислам отсутствует. [6] Многие этнические осетины, идентифицирующие себя как христиане или мусульмане, соблюдают традиционные ценности и ритуалы, а по всей Северной и Южной Осетии распространенность народной религии превышает практику, проводимую в церквях. [7]
История
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]Южная Осетия, как и Абхазия , исторически находилась между церковными юрисдикциями Русской Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви . [8] И Русская Церковь (через ее Грузинский экзархат ), и Грузинская Церковь исторически присутствовали в Южной Осетии, и жители региона были обращены в христианство под влиянием обеих церквей. [9] В X веке аланы (предки осетин) номинально обратились в христианство под влиянием Византии , но население в основном продолжало исповедовать традиционную этническую религию. [10] Царский режим направил к осетинам свою первую миссию в 1744 году, которая была организована для сокрытия от османских и персидских властей; для евангелизации были отправлены только грузинские священники. [11] Православные миссионеры добились ограниченного успеха в своей миссии по обращению осетин, и этот процесс завершился после большевистской революции . [12]
В советский период религиозная практика пришла в упадок, поскольку южные осетины были советизированы , а Грузинская церковь игнорировала Юго-Осетинскую автономную область . [13] В советский период в Южной Осетии не было действующих церквей; во время перестройки (в самой Грузии) была основана одна церковь недалеко от Никози для служения этническим грузинам из Южной Осетии. [14]

религиозное возрождение с националистическим С 1990 года в регионе произошло подтекстом под руководством Александра Пухате , целью которого было отделение от Грузинской церкви. В 1992 году [15] Юго-Осетинская и Абхазская Православные Церкви обратились с просьбой о присоединении к Русской Православной Церкви (РПЦ), но РПЦ отклонила эти просьбы и неоднократно подтверждала каноническую юрисдикцию Грузинской Церкви над Южной Осетией и Абхазией, [16] отдавая приоритет своим позитивным отношениям с Грузинской Церковью и канонической уместности. [17] Когда Юго-Осетинская Церковь объявила о своем отделении, к ней присоединились 15 приходов. [18] а около пяти приходов остались за Грузинской церковью. [19] Грузинская церковь продолжает выполнять некоторые пастырские обязанности в Ахалгорском районе. [2] После того как РПЦ отказалась принять южных осетин в состав Московского Патриархата, в 1993 году Южноосетинская церковь присоединилась к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а в 1998 году получила статус благочинного . [20] но РПЦЗ дистанцировалась от югоосетинской церкви, когда в 2001 году начала улучшать отношения с РПЦ. В связи с этим южные осетины начали присоединяться к неканоническому старостильному Священному Синоду Сопротивления . [21] В 2005 году была создана Аланская епархия , а Синод рукоположил Пухате в сан епископа. [22] [23] В 2008 году РПЦ в очередной раз отклонила просьбу Южной Осетии о присоединении к ее юрисдикции. [24] Аланская епархия утверждает, что она является продолжением Аланской епархии , епархии в регионе, существовавшей с 10 по 16 века. Она считается отколовшейся от основной православной церкви. [25]
Традиционная религия и неоязычество
[ редактировать ]
Осетинская этническая религия, наиболее известная как Уацдин , [27] присутствует в Южной Осетии. Уацдин ориентирован на природу [28] и политеистический ; бог-творец — Сюкау , глава пантеона божеств, отражающих иранское и христианское влияние. [29] Ричард Фольц связывает осетинскую религию с религией древних скифов . [30] Осетины, будучи иранским народом , унаследовали и сохранили многие аспекты древней иранской религии; когда аланы попали под влияние Византии и Грузии, они приняли христианство, но население оставалось в основном язычником. В монгольский период аланы, позднее осетины, утратили связь с церковью, отступив в горы. Они почти полностью вернулись к язычеству, оставив лишь поверхностные аспекты христианства, такие как посвящение святынь христианским святым. [31] В 1980-е годы, накануне распада Советского Союза , многие народы, составляющие государство, пытались создать новую идентичность, в том числе осетины. Многие осетинские националисты стремились возродить более аутентичную, дохристианскую религию. [32] В начале 1990-х годов группа националистически настроенных интеллектуалов сформировала организацию « Стыр Ныхас» ( по-осетински : «Великий совет»), которая возглавляет движение возрождения, в попытке организовать осетинскую традицию по образцу других неоязыческих групп . [33] Из-за изменчивости осетинской народной религии и преобладания синкретизма с дохристианской традицией Уацдин вызвал критику со стороны христианских и мусульманских лидеров Осетии и даже пытается запретить уацдинскую литературу Русской Православной Церковью. [34]
Один из главных ежегодных ритуалов в Южной Осетии проходит в храме Усанет-дзуар ; Весной тысячи паломников отправляются в храм на вершине горы, чтобы оставить подношения Эфсати , богу охоты. Церемония посвящена легенде о том, что в предыдущие эпохи олень приносил себя в жертву на вершине горы, но олень перестал приходить, когда люди начали игнорировать традиции. Разрушенная каменная святыня может быть средневековой христианской церковью. [35] Роща Хетаг возле Алагира в Северной Осетии с начала 1990-х годов служила местом проведения общеосетинских ритуалов и считается одной из важнейших осетинских святынь. [36]
иудаизм
[ редактировать ]
В Цхинвале , крупнейшем городе Южной Осетии, исторически проживала большая еврейская община, которая иногда превосходила по численности грузинскую, армянскую, [37] и осетинского населения. [38] Еврейская община Цхинвали возникла, по крайней мере, в средние века и занималась торговлей. В основном это были крепостные . [38] Еврейское население составляли в основном ашкенази , говорящие по-разному на грузинском , осетинском , русском и идише . небольшая русскоязычная община сефардов . Существовала также [39] Отношения между цхинвальскими евреями и другими этническими группами города были в основном мирными, хотя в период после большевистской революции существовала напряженность и некоторое насилие. [40] В 19 веке еврейское население города значительно выросло и стало экономически процветающим, и к 1900 году здесь было шесть синагог. [38] В 1906 году раввин Авраам Хволис основал в Цхинвале первую Талмуд-Тору , которая привлекла студентов со всего региона. Хволис также впервые для грузинских евреев организовал образование для девочек и отправил своих лучших учениц в литовские иешивы для дальнейшего обучения. На пике своего развития в 1917 году евреи были самой крупной этнической группой в Цхинвале, составляя 38,4% населения. [38]
Еврейское население Цхинвали подверглось репрессиям в 1930-х годах, и все синагоги, кроме одной, были закрыты властями. [38] Сообщество пришло в упадок на протяжении 20 века, поскольку евреи переезжали в другие места, особенно в Россию и Израиль. [41] Во время войны 1991–1992 годов все евреи города, кроме 17, бежали, а еврейский квартал был сильно поврежден. [42] Во время российско-грузинской войны 2008 года в Южной Осетии осталась только одна еврейка, пожилая женщина. Цхинвальская синагога, практически не использовавшаяся в течение десятилетий, была повреждена грузинским ракетным обстрелом, поскольку в ее подвале прятались люди. [43] [44]
Религиозная свобода
[ редактировать ]Конституция . Республики Южная Осетия гарантирует свободу вероисповедания в пределах закона, но подчеркивает важность православия и традиционных осетинских верований [45] [46] Согласно « Докладу о международной религиозной свободе за 2022 год», опубликованному Государственным департаментом США , власти Южной Осетии ограничили доступ грузинского духовенства и оказали давление на оставшиеся грузинские православные приходы, чтобы те присоединились к Русской православной церкви. Хотя Южная Осетия официально запрещает Грузинскую Православную Церковь, а также Свидетелей Иеговы , власти, как сообщается, разрешили этим группам, а также пятидесятникам , собираться в Ахалгори . [46]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фольц 2019 , с. 317
- ^ Jump up to: а б Мерабишвили и Метревели 2021 , с. 8
- ^ Грузия: топонимическая записка о Южной Осетии (PDF) (Отчет). Постоянный комитет по географическим названиям . 2007. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2024 г. Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Конрой 2015 , с. 622: «Данные недавнего опроса показывают, что примерно 60 процентов осетин являются православными, часто в сочетании с традиционными (языческими) верованиями... Православная церковь в любом случае остается важным фактором в Южной Осетии, по политическим, если не религиозным, причинам».
- ^ Фольц 2019 , с. 330: «Оценить фактическое число тех, кто исповедует осетинскую народную религию, невозможно, но очевидно, что на всей территории Северной и Южной Осетии и за ее пределами имеются многие тысячи сочувствующих».
- ^ Дзеранов 2015 , с. 11
- ^ Фольц 2019 , стр. 330–331.
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 271.
- ^ Конрой 2015 , с. 632
- ^ Фольц 2019 , с. 316
- ↑ Ходарковский 1999 , стр. 412–413.
- ^ Фольц 2019 , с. 317
- ^ Конрой 2015 , с. 632
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 274.
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 283.
- ^ Конрой 2015 , стр. 623, 629.
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 283.
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 274.
- ^ Гулиев 2012 , с. 104
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 284.
- ^ Конрой 2015 , стр. 632–633.
- ^ Конрой 2015 , с. 629
- ^ Мацудзато 2010 , стр. 286.
- ^ Гулиев 2012 , с. 104
- ^ Конрой 2015 , с. 633
- ^ Фольц 2019 , стр. 327–328.
- ^ Фольц 2019 , с. 325
- ^ Фольц 2019 , стр. 325–327.
- ^ Фольц 2019 , стр. 321–322.
- ^ Фольц 2019 , с. 314, 316
- ^ Фольц 2019 , стр. 316–317.
- ^ Фольц 2019 , с. 317
- ^ Фольц 2019 , стр. 325, 327–328.
- ^ Фольц 2019 , с. 331
- ^ Фольц 2019 , стр. 323–324.
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 204–205.
- ^ Ломтадзе и Джанджгава 2018 , с. 17–18
- ^ Jump up to: а б с д и «Цхинвали» [Цхинвал]. Краткая еврейская энциклопедия (на русском языке). Том. 9. 1999. Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 г. Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Ломтадзе и Джанджгава, 2018 , стр. 19–20.
- ^ Ломтадзе и Джанджгава 2018 , с. 18
- ^ Ломтадзе и Джанджгава 2018 , с. 19
- ^ «Еврейское наследие Грузии находится под угрозой из-за разговоров о войне» . Еврейское телеграфное агентство . 25 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 г. . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ «Пустая синагога дает приют грузинской войне» . Новости Эн-Би-Си . Ассошиэйтед Пресс. 22 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 г. Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Финн, Питер (18 августа 2008 г.). «В центре конфликта южные осетины направляют свою обиду на Грузию» . Бостон Глобус . Вашингтон Пост. п. 3. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 26 февраля 2024 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Конституция» [Конституция] (на русском языке). Правительство Республики Южная Осетия. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Отчет о международной религиозной свободе: Грузия (Отчет). Управление международной религиозной свободы Государственного департамента США . 2022. Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Конрой, Кристина (осень 2015 г.). «Полупризнанные государства и неоднозначные церкви: Православная церковь в Южной Осетии и Абхазии». Журнал церкви и государства . 57 (4): 621–639. дои : 10.1093/jcs/csu029 . JSTOR 24708446 .
- Dzeranov, T. E. (2015). "История принятия ислама в Осетии (Алании)" [History of the Adoption of Islam in Ossetia (Alania)]. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук (in Russian). 12 (6).
- Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия» ». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 13 (3). дои : 10.1558/jsrnc.39114 .
- Гулиев, Эльмир (2012). «Будущее религии на Центральном Кавказе: от распада Советского Союза к новой кавказской политике» . Кавказ и глобализация . 6 (1). ISSN 1819-7353 .
- Ходарковский, Михаил (июнь 1999 г.). «О христианстве, просвещении и колониализме: Россия на Северном Кавказе, 1550–1800». Журнал современной истории . 71 (2): 394–430. дои : 10.1086/235251 .
- Ломтадзе Т.; Джанджгава, Т. (2018). «Языковая компетентность евреев Цхинвали» (PDF) . Язык и культура . 21 (6). Архивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2024 г. Проверено 26 февраля 2024 г.
- Мацудзато, Кимитака (весна 2010 г.). «Южная Осетия и православный мир: официальные церкви, греческое старостильное движение и так называемая Аланская епархия». Журнал церкви и государства . 52 (2): 271–297. дои : 10.1093/jcs/csq063 . JSTOR 23921867 .
- Мерабишвили, Гела; Метревели, Торнике (май 2021 г.). «Духовная геополитика территориальной целостности Грузии». Политическая география . 87 . дои : 10.1016/j.polgeo.2021.102374 .
- Шнирельман, Виктор А. (2002). « Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)». Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фольц, Ричард (2021). Осетины: современные скифы Кавказа . Академик Блумсбери . ISBN 9780755618453 .
- Коларуссо, Джон ; Салбиев, Тамирлан, ред. (2020). Сказания нартов: древние мифы и легенды осетин . Перевод Мэй, Уолтер. Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691211527 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с религией в Южной Осетии , на Викискладе?