Осетинский национализм
Осетинский национализм — это этническая националистическая идеология, пропагандирующая осетинскую национальную идентичность, осетинский язык и культуру .
История
[ редактировать ]Осетинская национальная мифология прослеживает происхождение осетин от первых иранцев , достигших Кавказского региона, древних скифов , прибывших на Северный Кавказ в 8 веке до нашей эры. Другие утверждают, что осетины произошли от сарматов , прибывших в регион пять лет назад. столетия спустя. [1] Различные осетинские ученые считают аланов предками современных осетин. [2]
Осетинская национальная идеология уходит корнями в произведения осетинского ученого и поэта XIX века Косты Хетагурова , которого обычно считают основателем осетинской литературы. Хетагуров со своими последователями провели рестандартизацию осетинской письменности с целью объединения всех групп, говорящих на осетинском языке. Их национальная идеология называлась фарн , они отстаивали самобытность осетинского народа и считали православную веру . его важной особенностью [3]
Начинающийся распад Советского Союза в 1980-х годах спровоцировал проекты формирования идентичности среди многих входящих в него стран. В Осетии, как и в других странах, это означало восстановление «подлинной национальной религии», восходящей к дохристианским временам. Возрождение осетинской народной религии как организованного религиозного движения первоначально получило официальное название Эцэг Дин (Ацэг Дин, «Истинная вера») в 1980-х годах группой националистических интеллектуалов, которые в начале 1990-х годов составили жреческое движение Стыр Ныхас («Великий Совет»). [4]
По мнению Виктора Шнирельмана , в осетинском случае определенные традиции сохранились с непрерывной преемственностью и возродились в сельской местности. Это контрастирует и взаимодействует с городским и более интеллектуальным движением, которое разработало систематическое возрождение религии, связанное с этническим национализмом и оппозицией как русскому , так и грузинскому православию, воспринимаемому как иностранное, и исламу , исповедуемому соседними тюркскими и кавказскими странами. этнических групп и небольшого меньшинства осетин. [5] По мнению ученого Сергея Штыркова, интеллектуальные проекты по разработке « этнической религии » для осетин относятся к началу ХХ века, и именно с советской атеистической антирелигиозной «яростной борьбой с осетинским язычеством» в 1950-х годах эта идея снова пришлась по душе осетинским интеллектуалам. По его мнению, именно советский антирелигиозный активизм вытеснил древние местные практики из сферы «этнической традиции» в сферу «религии» в сознании осетинского народа. [6]
Осетинский национализм сыграл значительную роль в 1980-х и 1990-х годах, вызванный этническими конфликтами за земли и ресурсы с ингушами Северной Осетии в приграничном Пригородном районе , а также ирредентизмом в Южной Осетии , территории, исторически являющейся частью Грузии . Во время распада Советского Союза осетинский национализм стал политической силой в Южной Осетии, чему способствовала поддержка Россией сепаратистских движений в бывших советских республиках, включая Грузию. В конце 1980-х годов была создана осетинская националистическая организация «Адамон Нихас» («Голос народа»). [7] В сентябре 1990 года Юго-Осетинская автономная область провозгласила независимость от Грузии, что привело к Первой югоосетинской войне , в которой победили осетинские националисты.
Во время российско-грузинской войны осетинским националистам помогали российские вооруженные силы против правительства Грузии, поскольку конфликт принял высокую интенсивность. После войны независимость Южной Осетии-Алании была признана Российской Федерацией . Победа российских и осетинских войск также привела к массовому изгнанию этнических грузин, проживающих в Южной Осетии-Алании. Всего не менее 20 000 грузин . из Южной Осетии насильственно перемещены [8]
Особенностью осетинских националистов является то, что они являются ярыми русофилами, отчасти потому, что Россия в царскую, советскую, а затем и федеральную эпоху всегда защищала продвижение осетинской идентичности. Так, во время российско-украинской войны южноосетинские националисты приняли участие во вторжении России на Украину в 2022 году. [9]
Осетинский национализм также предполагает признание Эгдау , набора культурных и социальных норм осетин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Х. Хьюсен, «Осетины», в «Современной энциклопедии российской и советской истории», том. 26 (Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1982), стр. 26. 136. 56. Ю. С. Гоглуйти, Южная Осетия (Цхинвали, 1993), особ. п. 25.
- ^ Шнирельман, Виктор (2006). «Политика имени: между консолидацией и разделением на Северном Кавказе» (PDF) . Акта Славика Японика . 23 : 37–49.
- ^ «Южные осетины Владикавказской связи» . Евразийнет . 27 декабря 2006 г.
- ^ Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия» » . Журнал по изучению религии, природы и культуры . 13 (3): 314–332. дои : 10.1558/jsrnc.39114 . S2CID 213692638 . п. 325
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 202–207: «С рубежа 1980-х годов рост неоязычества наблюдается в Среднем Поволжье, в Северной Осетии-Алании и в Абхазии. Языческие традиции никогда не исчезали там полностью. и, в отличие от славянских и прибалтийских регионов, не было необходимости слишком много выдумывать, опираясь на книги, так как там почти все ресурсы были нетронуты. Таким образом, в этих регионах интерес к язычеству развивался в двух разных средах: во-первых, в сельской местности с ее неразрывной преемственностью традиционных народных верований, а во-вторых, в урбанизированных районах, где местные высокосекуляризованные интеллектуалы начали конструировать новую синтетическую религию, чтобы преодолеть кризис идентичности. В последнем случае это было проявлением. местного этнического национализма, противостоящего русскому православию как «религии эксплуататоров». [...] Современное неоязычество состоит из двух разных ветвей — одной из «книжных» подходов, искусственно культивируемых урбанизированными интеллектуалами, потерявшими свои связи. с народной традицией, а другой, более аутентичный, представляет собой сельское движение, основанное на преемственности, уходящей корнями в далекое прошлое. Первый доминирует среди русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян и может быть определен как «изобретение традиции», по мнению Эрика Хобсбаума (1983). Более сложную картину можно наблюдать среди этнических групп Среднего Поволжья, а также среди осетин и абхазов, где обе тенденции взаимодействуют друг с другом».
- ^ Штырков 2011 , стр. 239–240.
- ^ Мариетта Кинг. Институт исследований мира и политики безопасности (IFSH) Гамбургского университета (ред.). «Грузинско-югоосетинский конфликт» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2014 г.
- ^ «Статья от 28 августа 2008 года: Грузия предупреждает об этнических чистках в Южной Осетии. AP – дальний свет» . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Югоосетинские войска воюют на стороне России на Украине» . Евразийнет . 29 апреля 2022 г. Проверено 20 сентября 2023 г.