Ирредентизм
Ирредентизм одного государства – это стремление аннексировать территорию другого государства. Это желание может быть мотивировано этническими причинами, поскольку население территории этнически сходно с населением метрополии. [а] Причиной могут быть и исторические причины, например, то, что территория ранее входила в состав метрополии. [2] [3] [4] Однако трудности с применением этой концепции к конкретным случаям породили академические дебаты о ее точном определении. Разногласия касаются того, должны ли присутствовать этнические и исторические причины или они оба, и могут ли негосударственные субъекты также участвовать в ирредентизме. Еще один спор заключается в том, включены ли также попытки поглотить полноправное соседнее государство. Существуют различные виды ирредентизма. Для типичных форм ирредентизма материнское государство уже существует до того, как возникает территориальный конфликт с соседним государством. Однако существуют и формы ирредентизма, при которых материнское государство создается заново путем объединения этнической группы, разбросанной по нескольким странам. Другое различие касается того, является ли страна, которой в настоящее время принадлежит спорная территория, обычным государством, бывшей колонией или распавшимся государством.
Центральной темой исследования ирредентизма является вопрос о том, как его объяснить и что его вызывает. Многие объяснения утверждают, что этническая однородность внутри государства делает ирредентизм более вероятным. Еще одним фактором, способствующим этому, является дискриминация этнической группы на соседней территории. Тесно связанное объяснение утверждает, что национальная идентичность, основанная в первую очередь на этнической принадлежности, культуре и истории, усиливает ирредентистские тенденции. Другой подход состоит в том, чтобы объяснить ирредентизм как попытку увеличить власть и богатство. В связи с этим утверждается, что ирредентистские претензии более вероятны, если соседняя территория относительно богата. Многие объяснения также сосредоточены на типе режима и утверждают, что демократии менее склонны к ирредентизму, в то время как анократии особенно открыты для него.
Ирредентизм был влиятельной силой в мировой политике с середины девятнадцатого века. Оно несет ответственность за многие вооруженные конфликты , хотя международное право враждебно к нему, а ирредентистские движения часто не достигают своих целей. Этот термин первоначально был придуман из итальянской фразы Italia rirdenta и относился к итальянскому движению после 1878 года, претендовавшему на части Швейцарии и Австро-Венгерской империи . Часто обсуждаемые случаи ирредентизма включают аннексию Судетской области нацистской Германией в 1938 году, вторжение Сомали в Эфиопию в 1977 году и вторжение Аргентины на Фолклендские острова в 1982 году. Другими примерами являются попытки создания Великой Сербии после распада Югославии в начале 1990-х годов. и аннексия Крыма Россией в 2014 году. Ирредентизм тесно связан с реваншизмом и отделением . Реваншизм – это попытка аннексировать территорию, принадлежащую другому государству. Это мотивировано целью отомстить за предыдущую обиду , в отличие от цели ирредентизма построения этнически единого национального государства. В случае отделения территория отделяется и образует независимое государство вместо слияния с другим государством.
Определение и этимология
[ редактировать ]Термин «ирредентизм» произошел от итальянского словосочетания Italia rirdenta (неискупленная Италия). Первоначально эта фраза относилась к территории Австро-Венгрии , которая была в основном или частично населена этническими итальянцами . В частности, это относится к Трентино и Триесту , а также к Гориции , Истрии , Фиуме и Далмации в 19 и начале 20 веков. [5] [6] [7] Ирредентистские проекты часто используют термин «Великая» для обозначения желаемого результата своей экспансии, например, « Великая Сербия » или « Великая Россия ». [8] [6]
Ирредентизм часто понимается как утверждение, что территории, принадлежащие одному государству, должны быть включены в состав другого государства, потому что их население этнически похоже или потому, что оно исторически принадлежало другому государству раньше. [9] [2] [5] Было предложено множество определений ирредентизма, чтобы дать более точную формулировку. Несмотря на широкое совпадение его общих характеристик, нет единого мнения о его точной характеристике. [4] [10] Разногласия важны для оценки того, был ли ирредентизм причиной войны, что во многих случаях сложно, и разные определения часто приводят к противоположным выводам. [4] [11]
Существует широкий консенсус в отношении того, что ирредентизм — это форма территориального спора , связанная с попыткой аннексировать территории, принадлежащие соседнему государству. Однако не все подобные попытки представляют собой формы ирредентизма, и нет академического консенсуса относительно того, какие именно особенности должны присутствовать. Это касается разногласий по поводу того, кто претендует на территорию, по каким причинам они это делают и на какой объем территории претендуют. [4] [8] [12] Большинство ученых определяют ирредентизм как притязания одного государства на территорию другого государства. [4] В этом отношении есть три основных субъекта ирредентизма: (1) ирредентистское государство или родительское государство, (2) соседнее принимающее государство или целевое государство и (3) спорная территория, принадлежащая принимающему государству, часто называемая ирредента . [13] [14] Согласно этому определению, народные движения, требующие территориальных изменений со стороны негосударственных субъектов, не считаются ирредентистскими в строгом смысле этого слова. Другое определение характеризует ирредентизм как попытку этнического меньшинства отделиться и присоединиться к своей «настоящей» родине, даже если это меньшинство является негосударственным субъектом. [4]
Причина участия в территориальном конфликте - это еще один вопрос: некоторые ученые утверждают, что ирредентизм в первую очередь мотивирован этнической принадлежностью. С этой точки зрения, население на соседней территории этнически схоже, и цель состоит в том, чтобы вернуть эту территорию и объединить людей. [4] [8] Это определение подразумевает, например, что большинство пограничных споров в истории Латинской Америки не были формами ирредентизма. [12] Обычно ирредентизм определяется с точки зрения мотивации ирредентистского государства, даже если территория аннексирована против воли местного населения. [13] Другие теоретики больше сосредотачиваются на историческом утверждении о том, что спорная территория когда-то была частью прародины государства. [4] [8] Это близко к буквальному значению оригинального итальянского выражения terra rirrenta, означающего «неискупленная земля». [2] [3] С этой точки зрения этническая принадлежность людей, населяющих эту территорию, не имеет значения. Однако возможно также объединить обе характеристики, т.е. мотивация может быть либо этнической, либо исторической, либо той и другой. [4] [14] [6] Некоторые ученые, такие как Бенджамин Нойбергер, включают в свои определения географические причины. [9] [8]
Еще одно разногласие касается размера территории, подлежащей аннексии. Обычно ирредентизм ограничивается попыткой инкорпорировать некоторые части другого государства. [4] В этом отношении ирредентизм бросает вызов установленным границам с соседним государством, но не бросает вызов существованию соседнего государства в целом. [15] Однако некоторые определения ирредентизма также включают попытки поглотить все соседнее государство, а не только его часть. В этом смысле претензии Южной и Северной Кореи на присоединение всего Корейского полуострова можно было бы рассматривать как форму ирредентизма. [4]
Популярная точка зрения, объединяющая многие из перечисленных выше элементов, утверждает, что ирредентизм основан на несоответствии границ государства и границ соответствующей нации . Государственные границы обычно четко разграничены как физически, так и на картах. С другой стороны, национальные границы менее осязаемы, поскольку они соответствуют восприятию группой своих исторических, культурных и этнических границ. [4] Ирредентизм может проявиться, если государственные границы не соответствуют национальным границам. Цель ирредентизма — расширить государство, чтобы установить соответствие между его границами и границами соответствующей нации. [16] [17]
Типы
[ редактировать ]Были предложены различные типы ирредентизма. Однако не все согласны с тем, что все перечисленные здесь типы представляют собой формы ирредентизма, и это часто зависит от того, какое определение используется. [4] [18] [19] По мнению политических теоретиков Наоми Чазан и Дональда Л. Горовица , существует два типа ирредентизма. Типичный случай касается одного государства, которое намеревается аннексировать территории, принадлежащие соседнему государству. нацистской Германии Претензии на Судетскую область Чехословакии . являются примером этой формы ирредентизма [8] [6] [19]
Для второго типа ранее существовавшего родительского состояния не существует. Вместо этого сплоченная группа, существующая в качестве меньшинства во многих странах, намерена объединиться, чтобы сформировать новое родительское государство. Намеренное создание государства Курдистан , объединяющего курдов, проживающих в Турции, Сирии, Ираке и Иране, является примером второго типа. Если такой проект окажется успешным только для одного сегмента, результатом станет отделение , а не ирредентизм. Так произошло, например, во время распада Югославии , когда югославские словенцы образовали новое государство Словения , а австрийские словенцы не присоединились к ним и остались в составе Австрии . [8] [19] Не все теоретики признают, что второй тип представляет собой форму ирредентизма. В этом отношении часто утверждают, что это слишком похоже на отделение, чтобы проводить различие между ними. Например, политолог Беньямин Нойбергер считает, что для ирредентизма необходимо уже существующее родительское государство. [8]
Политолог Томас Амбросио ограничивает свое определение случаями, связанными с ранее существовавшим родительским государством, и различает три типа ирредентизма: (1) между двумя государствами, (2) между государством и бывшей колонией и (3) между государством и бывшей колонией. разваленное государство. Типичный случай – между двумя государствами. Хрестоматийным примером этого является вторжение Сомали в Эфиопию . [11] [20] Во втором случае деколонизации аннексируемая территория является бывшей колонией другого государства, а не его постоянной частью. Примером может служить индонезийское вторжение и оккупация бывшей португальской колонии Восточного Тимора . [11] [21] В случае государственного распада одно государство распадается, а соседнее государство поглощает часть его бывших территорий. Так было с ирредентистскими движениями Хорватии и Сербии во время распада Югославии. [11] [22]
Пояснения
[ редактировать ]Объяснения ирредентизма пытаются определить, что вызывает ирредентизм, как он развивается и как его можно решить мирным путем. [18] Были предложены различные гипотезы, но до сих пор очень мало единого мнения о том, как объяснить ирредентизм, несмотря на его распространенность и долгую историю провоцирования вооруженных конфликтов. [6] [23] Некоторые из этих предложений можно объединить, но другие противоречат друг другу, и имеющихся доказательств может оказаться недостаточно для выбора между ними. [13] Активная тема исследований в этом отношении касается причин ирредентизма. Многие страны имеют этнических родственников за пределами своих границ. Но лишь немногие готовы участвовать в жестоких конфликтах с целью аннексии чужой территории в попытке объединить своих родственников. Исследования причин ирредентизма пытаются объяснить, почему некоторые страны придерживаются ирредентизма, а другие нет. [24] [25] Часто обсуждаемые факторы включают этническую принадлежность, национализм , экономические соображения, желание увеличить власть и тип режима . [8] [6] [23]
Этническая принадлежность и национализм
[ редактировать ]Распространенное объяснение ирредентизма основывается на этнических аргументах. [8] [6] [28] Он основан на наблюдении, что ирредентистские претензии в первую очередь выдвигаются государствами с однородным этническим населением. Это объясняется идеей о том, что если государство состоит из нескольких этнических групп , то аннексия территории, населенной преимущественно одной из этих групп, сместит баланс сил в пользу этой группы. По этой причине другие группы в штате, скорее всего, внутренне отвергнут ирредентистские претензии. Этот тормозящий фактор отсутствует для однородных состояний. Аналогичный аргумент предлагается и в пользу присоединения анклава: этнически неоднородный анклав с меньшей вероятностью захочет быть поглощенным другим государством по этническим причинам, поскольку это принесет пользу только одной этнической группе. [6] [28] Эти соображения объясняют, например, почему ирредентизм не очень распространен в Африке, поскольку большинство африканских государств этнически неоднородны. [6] Важными факторами для этнической мотивации ирредентизма являются размер доминирующей этнической группы по отношению к другим группам и ее размер в абсолютном выражении. Также имеет значение, является ли этническая группа относительно рассредоточенной или расположена на небольшой основной территории и находится ли она в политическом невыгодном положении. [25]
Объяснения, сосредоточенные на национализме, тесно связаны с объяснениями, основанными на этнической принадлежности. [6] [15] Национализм можно определить как утверждение, что границы государства должны соответствовать границам нации. [29] [30] согласно взглядам конструктивистов Например, , доминирующая национальная идентичность является одним из центральных факторов ирредентизма. С этой точки зрения, идентичности, основанные на этнической принадлежности, культуре и истории, могут легко вызвать тенденции к расширению национальных границ. Они могут оправдать цель интеграции этнически и культурно схожих территорий. С другой стороны, гражданская национальная идентичность, ориентированная больше на политическую природу, более тесно связана с ранее существовавшими национальными границами. [6]
Структурные исследования используют несколько иной подход и фокусируются на взаимосвязи между национализмом и региональным контекстом. Они сосредоточены на противоречии между государственным суверенитетом и национальным самоопределением . [6] Государственный суверенитет – это принцип международного права , согласно которому каждое государство имеет суверенитет над своей территорией. Это означает, что государствам не разрешается вмешиваться по существу во внутренние дела других государств. [31] С другой стороны, национальное самоопределение касается права людей определять свой собственный международный политический статус . [32] Согласно структурному объяснению, акцент на национальном самоопределении может узаконить ирредентистские претензии, в то время как принцип государственного суверенитета защищает статус-кво существующих суверенных границ. Эта позиция подтверждается наблюдением, что ирредентистские конфликты гораздо чаще встречаются во времена международных потрясений. [6]
Еще одним фактором, который обычно называют силой, подпитывающей ирредентизм, является дискриминация основной этнической группы в анклаве. [33] Ирредентистские государства часто пытаются узаконить свою агрессию против соседей, представляя ее как гуманитарную интервенцию, направленную на защиту своих дискриминируемых этнических родственников. Это оправдание использовалось, например, при Армении участии в нагорно-карабахском конфликте, при участии Сербии в войне за независимость Хорватии и при аннексии Крыма Россией . [23] [18] Некоторые политические теоретики, такие как Дэвид С. Сироки и Кристофер В. Хейл, считают, что существует мало эмпирических доказательств аргументов, основанных на этнической однородности и дискриминации. С этой точки зрения они в основном используются как предлог для сокрытия других целей, таких как материальная выгода. [3] [28] [34]
Еще одним важным фактором является мировоззрение населения, населяющего присоединяемую территорию. Желание ирредентистского государства аннексировать чужую территорию и желание этой территории быть аннексированной не всегда совпадают. [35] В некоторых случаях группа меньшинства не желает быть аннексированной, как это произошло с крымскими татарами во время аннексии Крыма Россией. [35] [36] В других случаях группа меньшинства хотела бы быть аннексированной, но предполагаемое родительское государство не заинтересовано. [35]
Мощность и экономика
[ редактировать ]В различных источниках подчеркивается роль власти и экономических выгод как причин ирредентизма. Реалистические объяснения сосредоточены на балансе сил между ирредентистским государством и государством-мишенью: чем больше этот баланс сил смещается в пользу ирредентистского государства, тем более вероятными становятся насильственные конфликты. Ключевым фактором в этом отношении является также реакция международного сообщества , т.е. будут ли ирредентистские заявления терпимы или отвергнуты. [6] Ирредентизм может использоваться как инструмент или предлог для увеличения власти родительского государства. [3] [34] Теории рационального выбора изучают, как ирредентизм вызывается процессами принятия решений определенными группами внутри государства. С этой точки зрения ирредентизм — это инструмент, используемый элитами для защиты своих политических интересов. Они делают это, апеллируя к народным националистическим чувствам. Это можно использовать, например, для получения общественной поддержки против политических соперников или для отвлечения внимания от внутренних проблем. [6] [37]
Другие объяснения сосредоточены на экономических факторах. Например, более крупные государства имеют преимущества, связанные с расширением рынка и снижением на душу населения затрат на оборону . Однако у более крупного государства есть и недостатки, например, проблемы, связанные с учетом более широкого спектра предпочтений граждан . [38] [39] Основываясь на этих взглядах, утверждалось, что государства с большей вероятностью будут защищать ирредентистские претензии, если анклав является относительно богатой территорией. [34] [38]
Тип режима
[ редактировать ]Дополнительным важным фактором является тип режима как ирредентистского государства, так и соседнего государства. В связи с этим часто утверждают, что демократические государства менее склонны к ирредентизму. Одна из причин заключается в том, что демократии часто более инклюзивны к другим этническим группам. Другая причина заключается в том, что демократические страны в целом менее склонны к участию в насильственных конфликтах. Это тесно связано с теорией демократического мира , которая утверждает, что демократические страны стараются избегать вооруженных конфликтов с другими демократическими странами. Это также подтверждается наблюдением о том, что большинство ирредентистских конфликтов начинаются авторитарными режимами . [6] [33] [40] Однако ирредентизм представляет собой парадокс для демократических систем. Причина в том, что демократические идеалы, относящиеся к этнической группе, часто могут использоваться для оправдания ее притязаний, которые могут быть истолкованы как выражение народной воли к объединению. Но есть и случаи ирредентизма, исходящие в первую очередь от правительства, не пользующегося широкой поддержкой населения. [15]
По мнению Сироки и Хейла, анократические режимы с наибольшей вероятностью будут участвовать в ирредентистских конфликтах и становиться их жертвами. Это основано на идее, что они разделяют некоторые демократические идеалы, благоприятствующие ирредентизму, но им часто не хватает институциональной стабильности и подотчетности . Это повышает вероятность того, что элиты консолидируют свою власть, используя этнонационалистические призывы к массам. [33]
Важность, реакции и последствия
[ редактировать ]Ирредентизм является широко распространенным явлением и является влиятельной силой в мировой политике с середины девятнадцатого века. Оно несет ответственность за бесчисленные конфликты. Сегодня все еще существует много неразрешенных ирредентистских споров, которые представляют собой раздоры между народами. [6] [15] [43] В этом отношении ирредентизм является потенциальным источником конфликтов во многих местах и часто перерастает в военную конфронтацию между государствами. [8] [3] [17] Например, теоретик международных отношений Маркус Корнпробст утверждает, что «ни один другой вопрос, из-за которого борются государства, не является столь склонным к войне, как ирредентизм». [43] Политолог Рэйчел Уокер отмечает, что «в мире едва ли найдется страна, которая не была бы вовлечена в какую-либо ирредентистскую ссору… хотя мало кто в этом признался бы». [15] Политические теоретики Стивен М. Сайдеман и Р. Уильям Эйрес утверждают, что многие из наиболее важных конфликтов 1990-х годов были вызваны ирредентизмом, например, войны за Великую Сербию и Великую Хорватию . [25] Ирредентизм несет в себе большой потенциал для будущих конфликтов, поскольку многие государства имеют родственные группы в соседних странах. Утверждалось, что это представляет значительную угрозу безопасности человека и международному порядку . [24] По этим причинам ирредентизм стал центральной темой в сфере международных отношений . [6]
По большей части международное право враждебно ирредентизму. Например, Устав ООН призывает к уважению установленных территориальных границ и защищает государственный суверенитет. Аналогичные взгляды приняты Организацией африканского единства , Организацией американских государств и Хельсинкским Заключительным актом . [3] Поскольку ирредентистские претензии основаны на противоречивых утверждениях о суверенитете, часто бывает трудно найти работающий компромисс. [15] Мирное разрешение ирредентистских конфликтов часто приводит к взаимному признанию де-факто границ, а не к территориальным изменениям. [16] Теоретики международных отношений Мартин Гриффитс и др. утверждают, что угрозу роста ирредентизма можно уменьшить, сосредоточив внимание на политическом плюрализме и уважении прав меньшинств . [3]
Ирредентистские движения, мирные или насильственные, редко бывают успешными. [3] Во многих случаях, несмотря на стремление помочь этническим меньшинствам, ирредентизм часто имеет противоположный эффект и в конечном итоге ухудшает условия их жизни. С одной стороны, государство, все еще контролирующее эти территории, может решить продолжить их дискриминацию в попытке уменьшить угрозу своей национальной безопасности . С другой стороны, ирредентистское государство может просто заявлять, что заботится об этнических меньшинствах, но на самом деле использовать такие заявления только как предлог для увеличения своей территории или дестабилизации противника. [3] [34]
Часто обсуждаемые исторические примеры
[ редактировать ]Появление ирредентизма связано с подъемом современного национализма и идеи национального государства, которые часто связывают с Французской революцией . [9] [8] Однако некоторые политологи, такие как Гриффитс и др. , утверждают, что явления, подобные ирредентизму, существовали и раньше. Например, частью оправдания крестовых походов было освобождение собратьев -христиан от мусульманского владычества и искупление Святой Земли . Тем не менее, большинство теоретиков рассматривают ирредентизм как более недавнее явление. Этот термин был придуман в 19 веке и связан с пограничными спорами между современными государствами. [3] [6] [44]
нацистской Германией Аннексия Судетской области в 1938 году является часто упоминаемым примером ирредентизма. В то время Судетская область входила в состав Чехословакии, но в ней проживало большинство немецкого населения. Адольф Гитлер оправдал аннексию своим утверждением о том, что судетскими немцами чехословацкое правительство плохо обращалось с . Судетская область была передана Германии после Мюнхенского соглашения в попытке предотвратить начало большой войны. [18] [45] [46]
Сомали Вторжение в Эфиопию в 1977 году часто обсуждается как пример африканского ирредентизма. Целью этого нападения было объединение значительной части сомалийского населения, проживающего в регионе Огаден, с их родственниками путем аннексии этой территории для создания Великого Сомали . Вторжение переросло в войну на истощение , которая длилась около восьми месяцев. Сомали была близка к достижению своей цели, но в конце концов потерпела неудачу, главным образом из-за вмешательства социалистических стран. [20] [47] [48]
Вторжение Аргентины на Фолклендские острова в 1982 году приводится как пример ирредентизма в Южной Америке. [49] где аргентинское военное правительство пыталось использовать национальные настроения по поводу островов, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем. [50] [51] Президент Хуан Перон воспользовался этой проблемой, чтобы уменьшить британское влияние в Аргентине, проведя реформу образования, согласно которой острова были аргентинскими. [52] и создание сильных националистических настроений по этому вопросу. [52] Война закончилась победой Великобритании примерно через два месяца, хотя многие аналитики считали военную позицию Аргентины неприступной. [53] [54] Несмотря на поражение, Аргентина официально не объявляла о прекращении боевых действий до 1989 года, и сменявшие друг друга правительства Аргентины продолжали претендовать на острова. [55] Теперь острова имеют самоуправление, а Великобритания отвечает за оборону и внешние отношения. [56] Референдумы 1986 и 2013 годов демонстрируют предпочтение населением британского суверенитета. [57] обе Великобритании [58] и Испания [59] заявила о своем суверенитете в 18 веке, а Аргентина заявляет, что острова являются колониальным наследием независимости в 1816 году. [60] [61]
Распад Югославии в начале 1990-х годов привел к появлению различных ирредентистских проектов. К ним относятся попытки Слободана Милошевича создать Великую Сербию путем поглощения некоторых регионов соседних государств, которые были частью бывшей Югославии. Одновременный аналогичный проект был направлен на создание Великой Хорватии. [11] [22]
Аннексия Россией Крыма в 2014 году является более свежим примером ирредентизма. [24] [62] [63] Начиная с 15 века н. э. , Крымский полуостров находился в составе татарского ханства . Однако в 1783 году Российская империя нарушила предыдущий договор и аннексировала Крым. В 1954 году, когда и Россия, и Украина были частью Советского Союза, он был передан из России Украине. [64] [65] Более пятидесяти лет спустя Россия заявила, что украинское правительство не поддерживает права этнических русских, населяющих Крым, используя это как оправдание аннексии Крыма в марте 2014 года. [24] [62] [63] Однако утверждалось, что это был лишь предлог для увеличения своей территории и власти. [24] В конечном итоге Россия вторглась на материковую территорию Украины в феврале 2022 года, тем самым обострив войну, которая продолжается и по сей день. [66]
Другие часто обсуждаемые случаи ирредентизма включают споры между Пакистаном и Индией по поводу Джамму и Кашмира, также претензии Китая а на Тайвань . [67] [68]
Связанные понятия
[ редактировать ]Этническая принадлежность
[ редактировать ]Этническая принадлежность играет центральную роль в ирредентизме, поскольку большинство ирредентистских государств оправдывают свою экспансионистскую программу общей этнической принадлежностью. В связи с этим цель объединения частей этноса в общее национальное государство используется как оправдание аннексии чужих территорий и начала войны в случае сопротивления соседнего государства. [9] [2] [6] Этническая принадлежность — это группа людей по набору общих признаков и сходств. Он делит людей на группы на основе таких признаков, как физические особенности, обычаи, традиции , историческое происхождение, язык , культура , религия и ценности. [69] [70] [71] Не все эти факторы одинаково актуальны для каждой этнической группы. Для некоторых групп может преобладать один фактор, как, например, в этнолингвистической , этнорасовой и этнорелигиозной идентичности. В большинстве случаев этническая идентичность основывается на наборе общих черт. [72] [73]
Центральным аспектом многих этнических идентичностей является то, что все члены имеют общую родину или место происхождения. Это место происхождения не обязательно должно соответствовать территории, где в настоящее время проживает большая часть этнической группы, в случае, если они мигрировали со своей родины. Еще одной особенностью является общий язык или диалект . Во многих случаях религия также является жизненно важным аспектом этнической принадлежности. Общая культура является еще одним важным фактором. Это широкий термин, который может включать характерные социальные институты, диету, одежду и другие практики. Часто бывает трудно провести четкие границы между людьми по признаку их этнической принадлежности. [71] По этой причине некоторые определения меньше фокусируются на реальных объективных особенностях и вместо этого подчеркивают, что этническую группу объединяет субъективное убеждение в существовании таких общих черт. С этой точки зрения общее убеждение имеет большее значение, чем степень реального существования этих общих черт. [71] [72] Примерами крупных этнических групп являются ханьцы , арабы , бенгальцы , пенджабцы и турки . [71] [74]
Некоторые теоретики, такие как социолог Джон Милтон Йингер, используют такие термины, как этническая группа или этническая принадлежность , почти как синонимы нации . [75] Нации обычно основаны на этнической принадлежности, но что отличает их от этнической принадлежности, так это их политическая форма как государства или подобного государству образования. Физические и видимые аспекты этнической принадлежности, такие как цвет кожи и черты лица, часто называют расой , которую, таким образом, можно понимать как подмножество этнической принадлежности. [71] Однако некоторые теоретики, такие как социолог Пьер ван ден Берге, противопоставляют эти два понятия, ограничивая этническую принадлежность культурными особенностями, а расу — физическими особенностями. [72]
Этническая солидарность может обеспечить чувство принадлежности, а также физическую и психическую безопасность. Это может помочь людям объединиться с общей целью. [71] Однако этническая принадлежность также была источником многих конфликтов. Оно несет ответственность за различные формы массового насилия , включая этнические чистки и геноцид . Преступники обычно входят в состав правящего большинства и нацелены на группы этнических меньшинств. [71] [76] Не все конфликты на этнической почве влекут за собой массовое насилие, как и многие формы этнической дискриминации . [71]
Национализм и национальное государство
[ редактировать ]Ирредентизм часто рассматривается как продукт современного национализма, то есть утверждения, что нация должна иметь свое собственное суверенное государство. [9] [8] В этом отношении ирредентизм возник вместе с современной идеей национальных государств и зависит от нее. [15] Начало современного национализма часто связывают с Французской революцией 1789 года. Она породила различные националистические революции в Европе примерно в середине девятнадцатого века. Они часто приводили к смене династических имперских правительств. [8] Центральным аспектом национализма является то, что он рассматривает государства как образования с четко очерченными границами, которые должны соответствовать национальным границам. [15] [16] Ирредентизм отражает то значение, которое люди придают этим границам, и то, как именно они проводятся. Одна из трудностей в этом отношении заключается в том, что точные границы часто трудно обосновать, и поэтому они оспариваются в пользу альтернатив. Ирредентизм проявляет некоторые из наиболее агрессивных аспектов современного национализма. [3] Это можно рассматривать как побочный эффект национализма в сочетании с тем значением, которое он придает границам, и трудностями в их согласовании. [15] [77]
Сецессия
[ редактировать ]Ирредентизм тесно связан с сецессией. [6] [25] [78] Сецессию можно определить как «попытку этнической группы, претендующей на свою родину, выйти вместе со своей территорией из-под власти более крупного государства, частью которого она является». [78] Ирредентизм, напротив, инициируется членами этнической группы в одном штате с целью включения территорий за границей, где проживают этнически родственные люди. [78] Отделение происходит, когда часть существующего государства отделяется и образует независимое образование. Так было, например, в Соединенных Штатах , когда многие рабовладельческие южные штаты решили выйти из Союза и образовать Конфедеративные Штаты Америки в 1861 году. [79] [3]
В случае ирредентизма отколовшаяся территория не становится независимой, а сливается в другое образование. [3] [6] [15] Ирредентизм часто рассматривается как решение правительства, в отличие от отделения. [24] Оба движения являются влиятельными явлениями в современной политике, но, как утверждает Горовиц, движения за отделение гораздо чаще встречаются в постколониальных государствах. Однако он также считает, что сепаратистские движения с меньшей вероятностью добьются успеха, поскольку у них обычно очень мало военных ресурсов по сравнению с ирредентистскими государствами. По этой причине им обычно требуется продолжительная внешняя помощь, часто из другого государства. [80] Однако такая государственная политика может быть изменена. Например, правительство Индии поддерживало тамильских сепаратистов Шри-Ланки до 1987 года, но затем достигло соглашения с правительством Шри-Ланки и помогло подавить это движение. [81] [82] [83]
Горовиц считает, что важно различать сепаратистские и ирредентистские движения, поскольку они существенно различаются по своей мотивации, контексту и целям. [80] Несмотря на эти различия, ирредентизм и сепаратизм, тем не менее, тесно связаны. [6] [25] В некоторых случаях эти две тенденции могут существовать бок о бок. Также возможно, что сторонники одного движения меняют свое мировоззрение и продвигают другое. Отдает ли движение предпочтение ирредентизму или сепаратизму, определяется, среди прочего, перспективами формирования независимого государства в отличие от присоединения к другому государству. [84] Еще одним фактором является то, будет ли ирредентистское государство поддерживать идеологию, аналогичную той, которая существует на территории, намеревающейся отделиться. Ожидаемая реакция международного сообщества является дополнительным фактором, т.е. примет ли оно, допустит или отвергнет отделение или поглощение другим государством. [85]
Реваншизм
[ редактировать ]Ирредентизм и реваншизм — два тесно связанных явления, поскольку оба они связаны с попыткой аннексии территории, принадлежащей другому государству. [86] [87] [88] Они расходятся во мнениях относительно мотивации, подпитывающей эту попытку. Ирредентизм преследует положительную цель построения «большого» государства, которое соответствует идеалам национального государства. Он направлен на объединение людей, которые, как утверждается, принадлежат друг другу из-за их общей национальной идентичности, основанной на этнических, культурных и исторических аспектах. [8] [15] [86]
С другой стороны, цель реваншизма более негативна, поскольку она сосредоточена на мести за ту или иную форму обид или несправедливости, понесенных ранее. [86] [89] [90] В этом отношении оно мотивировано обидой и стремится компенсировать территориальные потери из-за предыдущего поражения. Пытаясь противопоставить ирредентизм реваншизму, политолог Анна М. Виттманн утверждает, что аннексия Германией Судетской области в 1938 году представляет собой форму ирредентизма из-за ее акцента на общем языке и этнической принадлежности. Германии Но она характеризует вторжение в Польшу в следующем году как форму реваншизма, поскольку оно оправдывается местью, призванной обратить вспять предыдущие территориальные потери. [86] Термин «реваншизм» происходит от французского слова revanche , означающего месть . [86] [88] Первоначально он использовался после франко-прусской войны для националистов, намеревавшихся вернуть утраченные территории Эльзаса-Лотарингии . [86] Саддам Хусейн оправдал иракское вторжение в Кувейт в 1990 году, заявив, что Кувейт всегда был неотъемлемой частью Ирака и стал независимым государством только благодаря вмешательству Британской империи. [91]
См. также
[ редактировать ]- Этнический национализм - политическая идеология, основанная на этнической идентичности.
- Экспансионизм - состоит из политики государств, которая предполагает территориальную или экономическую экспансию.
- Lebensraum - немецкие идеи «жизненного пространства» поселенческого колониализма (1890–1940-е годы).
- Изуродованная победа - итальянский националистический термин
- Расовый национализм - идеология, защищающая расовое определение национальной идентичности.
- Религиозный национализм - Связь между национальной идентичностью и религией.
- Сепаратизм - пропаганда отделения от большей группы.
- Отделение - формальный выход группы из политического образования.
- Явная судьба - Культурные убеждения американских экспансионистов XIX века.
- Паннационализм - национализм за пределами национальных границ.
- Филетизм - ересь этнических церковных разделений.
- Реакционный - политическая точка зрения, выступающая за возврат к прежнему состоянию общества.
- Крупный штат - уменьшенная территория некогда большего штата.
- Status quo ante bellum - латинская фраза, означающая «государство, существовавшее до войны».
- Территориальный спор - разногласия по поводу владения или контроля над землей между странами или их подразделениями.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уайт и Миллетт, 2019 , стр. 419–426.
- ^ Jump up to: а б с д Уайт и Миллетт, 2019 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гриффитс, О'Каллаган и Роуч, 2008 , стр. 175–177 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Корнпробст 2008 , стр. 8–10.
- ^ Jump up to: а б Барретт 2018 , ирредентизм .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Амбросио 2011 , стр. 1346–1348, ирредентизм.
- ^ Стиббе 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уайт и Миллетт, 2019 , с. 420.
- ^ Jump up to: а б с д и Лагасс и др. 2020 , Ирредентизм .
- ^ Уайт и Миллетт 2019 , с. 421.
- ^ Jump up to: а б с д и Уайт и Миллетт, 2019 , стр. 420–421.
- ^ Jump up to: а б Горовиц 2011 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с Сироки и Хейл, 2017 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Уайт и Миллетт, 2019 , стр. 419–420.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк и Фоверакер, 2003 , стр. 375–376 .
- ^ Jump up to: а б с Корнпробст 2008 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Хиннебуш 2002 , стр. 7–8 .
- ^ Jump up to: а б с д Амбросио 2022 .
- ^ Jump up to: а б с Горовиц 2011 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Акерманн и др. 2008а , с. 143.
- ^ Акерманн и др. 2008а , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Акерманн и др. 2008а , стр. 49, 468–471.
- ^ Jump up to: а б с Сироки и Хейл, 2017 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сироки и Хейл, 2017 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и Saideman & Ayres 2000 , стр. 1126–1144 .
- ^ Хамес 2004 , с. 36 .
- ^ Ханебринк 2018 , с. 140 .
- ^ Jump up to: а б с Сироки и Хейл, 2017 , стр. 2–3.
- ^ Хехтер 2000 , с. 7 .
- ^ Геллнер 2008 , с. 1 .
- ^ И 1945 год .
- ^ Сотрудники ЛИИ 2022 г. .
- ^ Jump up to: а б с Сироки и Хейл, 2017 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Орабатор 1981 , стр. 166–181 .
- ^ Jump up to: а б с Сироки и Хейл, 2017 , стр. 1–2.
- ^ Уокер 2022 .
- ^ Сироки и Хейл 2017 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Сироки и Хейл, 2017 , стр. 1–3.
- ^ Рейтер 2019 .
- ^ Гольдштейн 2005 , с. 133 .
- ^ Хусейн 2023 .
- ^ Jump up to: а б Корнпробст 2008 , стр. 11.
- ^ Гилман, Пек и Колби 1905 , Ирредентизм .
- ^ Ноулз 2006 , Судеты .
- ^ Акерманн и др. 2008 , стр. XXVI, 20
- ^ Кристи 1998 , с. 139 .
- ^ Тареке 2000 , с. 635–667 .
- ^ Гебель 2011 , стр. 196–197 .
- ^ Сирлин 2006 .
- ^ США. Государственный департамент 1981 , с. 162 .
- ^ Jump up to: а б Эскуде 1992 , стр. 20, 24, 27 .
- ^ Вудворд и Робинсон 1997 .
- ^ Брюне-Жайи, 2015 , с. 13 .
- ^
- Амбросио 2011 , стр. 1346–1348, ирредентизм.
- Бек 2006 , стр. 648–649.
- Акерманн и др. 2008а , стр. XXVI, 147–148.
- Вест 2002 , с. 406
- ^ Кэхилл 2010 .
- ^ Сотрудники BBC, 2013 .
- ^ Коукелл 2001 , с. 28.
- ^ Коукелл 2001 , с. 33.
- ^ Посольство в Новой Зеландии, 2023 г.
- ^ Хасан 2023 .
- ^ Jump up to: а б Бит 2021 , с. 2020 .
- ^ Андерсон 1958 , стр. 17–41 .
- ^ Солчаник 2001 , с. 165 .
- ^ Рэй 2023 , ведущий раздел.
- ^ Корнпробст 2008 , стр. 4, 7–8.
- ^ Хардинг 1988 , с. 59 .
- ^ Чандра 2012 , стр. 64, 69–70 .
- ^ Ричардсон-Буи 2003 , Этнические вариации/этническая принадлежность .
- ^ Тарас и Гангули, 2015 , 1. Этнический конфликт на мировой арене: определения.
- ^ Рэдстон и Уилсон 2020 .
- ^ Йингер 1994 , с. 11 .
- ^ Шеррер 2005 .
- ^ Корнпробст 2008 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Горовиц 2011 , с. 158.
- ^ Акерманн и др. 2008б , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Горовиц 2011 , стр. 159–160.
- ^ Горовиц 2011 , с. 162.
- ^ Сенаратне 2021 , стр. 155–194 , Шри-Ланка: практический пример.
- ^ Акерманн и др. 2008а , стр. 403–404.
- ^ Горовиц 2011 , стр. 160–161.
- ^ Горовиц 2011 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Виттманн 2016 , стр. 301–302 .
- ^ Бернетт 2020 , с. xvii .
- ^ Jump up to: а б Нолан 2002 , с. 1400 .
- ^ Маргалит 2009 , с. 69 .
- ^ Гервас 2021 , с. 151 .
- ^ Хамфрис 2005 , с. 105 .
Источники
[ редактировать ]- Акерманн, Марша Э.; Шредер, Майкл Дж.; Терри, Дженис Дж.; Апшур, Джиу-Хва Ло; Уиттерс, Марк Ф., ред. (2008б). Энциклопедия всемирной истории: Том 4 . Факты в файле. ISBN 9780816063864 .
- Акерманн, Марша Э.; Шредер, Майкл Дж.; Терри, Дженис Дж.; Апшур, Джиу-Хва Ло; Уиттерс, Марк Ф., ред. (2008). Энциклопедия всемирной истории: Том 5 . Факты в файле. ISBN 9780816063864 .
- Акерманн, Марша Э.; Шредер, Майкл Дж.; Терри, Дженис Дж.; Апшур, Джиу-Хва Ло; Уиттерс, Марк Ф., ред. (2008а). Энциклопедия всемирной истории: Том 6 . Факты в файле. ISBN 9780816063864 .
- Альба, Ричард Д. (1992). «Этническая принадлежность». В Боргатте, Эдгар Ф.; Боргатта, Мари Л. (ред.). Энциклопедия социологии . Макмиллан. ISBN 9780028970516 .
- Амбросио, Томас (2011). «ирредентизм» . В Бади, Бертран; Берг-Шлоссер, Дирк; Морлино, Леонардо (ред.). Международная энциклопедия политической науки . Публикации Сейджа. стр. 1346–1348. ISBN 9781452266497 .
- Амбросио, Томас (2022). «ирредентизм» . www.britanica.com . Проверено 29 ноября 2022 г.
- Андерсон, М.С. (1958). «Великие державы и аннексия Крыма Россией, 1783–1784 гг.» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 37 (88): 17–41. ISSN 0037-6795 . JSTOR 4205010 .
- Бэйн, Джо С. (2008). «Экономика масштаба». В Дарити, Уильям А. (ред.). Международная энциклопедия социальных наук . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028659657 .
- Барретт, Сирил (2018). «ирредентизм». Краткий Оксфордский словарь политики и международных отношений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199670840 .
- Батта, Анна (2021). Русские меньшинства в бывших советских республиках: отделение, интеграция и родина . Рутледж. п. 2020. ISBN 9781000485578 .
- Сотрудники BBC (12 марта 2013 г.). «Фолкленды: Кэмерон говорит, что Аргентина должна уважать голосование» . Новости Би-би-си . Проверено 12 марта 2013 г.
- Бек, П.Дж. (1 апреля 2006 г.). «Фолклендская война». Английский исторический обзор . CXXI (491): 648–649. дои : 10.1093/ehr/cel096 .
- Брюне-Жайи, Эммануэль (2015). Пограничные споры [3 тома]: Глобальная энциклопедия [3 тома] . Издательство Блумсбери США. п. 13. ISBN 978-1-61069-024-9 .
- Бернетт, М. Трой (2020). Национализм сегодня: крайние политические движения во всем мире [2 тома] . АВС-КЛИО. п. XVIII. ISBN 9781440850004 .
- Кэхилл, Кевин (2010). Кому принадлежит мир: удивительная правда о каждом клочке земли на планете . Нью-Йорк: Издательство Grand Central Publishing. ISBN 978-0-446-55139-7 .
- Чандра, Канчан (2012). Конструктивистские теории этнической политики . Издательство Оксфордского университета. стр. 64, 69–70. ISBN 9780199893157 .
- Кристи, Кеннет (1998). Этнический конфликт, племенная политика: глобальная перспектива . Психология Пресс. п. 139. ИСБН 9780700711185 .
- Клак, Тимоти; Поллард, Тони (2022). 1982 г. Обнаружено: проект картографии Фолклендской войны . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 2. ISBN 978-1-80327-383-9 .
- Кларк, Пол Барри; Фовейкер, Джо (2003). Энциклопедия демократической мысли . Рутледж. стр. 375–376. ISBN 9781136908569 .
- Посольство в Новой Зеландии (2023 г.). «190 лет незаконной оккупации Мальвинских островов» . enzel.cancilleria.gob.ar . Проверено 31 июля 2023 г.
- Эскуде, Карлос (1 января 1992 г.). «Образование и внешняя политика: пример Аргентины, 1908–1982» . Серия рабочих документов программы Duke-UNC по латиноамериканским исследованиям : 20, 24, 27 . Проверено 1 июля 2023 г.
- Геллнер, Эрнест (2008). Нации и национализм . Издательство Корнельского университета. п. 1. ISBN 9780801475009 .
- Гервас, Стелла (2021). Завоевание мира: от эпохи Просвещения к Европейскому Союзу . Издательство Гарвардского университета. п. 151. ИСБН 9780674259089 .
- Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия . Том. X (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид. п. 789.
- Гебель, Майкл (2011). Партизанское прошлое Аргентины: национализм и историческая политика . Издательство Ливерпульского университета. стр. 196–197. ISBN 978-1-84631-238-0 .
- Гольдштейн, Эрик (2005). Войны и мирные договоры: 1816–1991 гг . Рутледж. п. 133. ИСБН 978-1-134-89912-8 .
- Гриффитс, Мартин; О'Каллаган, Терри; Роуч, Стивен С. (2008). Международные отношения: ключевые понятия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 175–177. ISBN 9780415774369 .
- Хамес, Питер (2004). Кино Центральной Европы . Уолфлауэр Пресс. п. 36. ISBN 978-1-904764-20-5 .
- Ханебринк, Пол (2018). В защиту христианской Венгрии: религия, национализм и антисемитизм, 1890–1944 гг . Издательство Корнельского университета. п. 140. ИСБН 978-1-5017-2726-9 .
- Хардинг, Гарри (1988). Китай и Северо-Восточная Азия: политическое измерение . Университетское издательство Америки. п. 59. ИСБН 9780819165923 .
- Хасани, Энвер (01 июля 2023 г.). «ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВОМ: ОТ РИМА ДО КОСОВО» . Operationkosovo.kentlaw.edu Проверено 1 июля 2023 г.
- Хехтер, Майкл (2000). Сдерживание национализма . Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 9780198297420 .
- Хиннебуш, профессор международных отношений и средней политики Раймонд (2002). Внешняя политика государств Ближнего Востока . Издательство Линн Риннер. стр. 7–8. ISBN 9781588260208 .
- Горовиц, Дональд Л. (2011). «13. Ирредентас и отделения: смежные явления, пренебрегаемые связи». В Корделле, Карл; Вольф, Стефан (ред.). Справочник Routledge по этническим конфликтам . Рутледж. стр. 158–168. ISBN 978-0203845493 .
- Хамфрис, Р. Стивен (2005). Между памятью и желанием: Ближний Восток в тревожный век . Издательство Калифорнийского университета. п. 105. ИСБН 978-0-520-24691-1 .
- Хусейн, Муртаза (9 марта 2023 г.). «Война в Украине только начинается» . Перехват .
- Ноулз, Элизабет (2006). «Судетская область». Оксфордский словарь фраз и басен . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198609810 .
- Корнпробст, Маркус (2008). Ирредентизм в европейской политике: аргументация, компромисс и нормы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521895583 .
- Лагасс, Поль; Гольдман, Лора; Хобсон, Арчи; Нортон, Сьюзен Р., ред. (2020). «Ирредентизм». Колумбийская электронная энциклопедия (6-е изд.). Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780787650155 .
- Закон, Ян (2008). «Этническая принадлежность». В Дарити, Уильям А. (ред.). Международная энциклопедия социальных наук . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028659657 .
- Сотрудники ЛИИ (2022 г.). «Самоопределение (международное право)» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Маргалит, Авишай (2009). О компромиссах и гнилых компромиссах . Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН 9781400831210 .
- Коукелл, Мэри (2001). История Фолклендских островов . Нельсон. ISBN 978-0-904614-55-8 .
- Наварро, Армандо (2015). Мексиканская и латиноамериканская политика и стремление к самоопределению: что необходимо сделать . Лексингтонские книги. п. 536. ИСБН 9780739197363 .
- Нолан, Катал Дж. (2002). Гринвудская энциклопедия международных отношений: MR . Издательская группа Гринвуд. п. 1400. ISBN 9780313323829 .
- Орабатор, ЮВ (1981). «Ирредентизм как предлог: случай Западной Сахары» . Журнал Исторического общества Нигерии . 11 (1/2): 166–181. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41857111 .
- Рэдстон, Сюзанна; Уилсон, Рита (2020). Переводя миры: миграция, память и культура . Рутледж. ISBN 9780429655999 .
- Рэй, Майкл (22 июля 2023 г.). «Российско-украинская война» . www.britanica.com .
- Райтер, Дэн (2019). «Теория демократического мира» . Оксфордские библиографии . Издательство Оксфордского университета . Проверено 23 декабря 2022 г.
- Ричардсон-Буи, Деборале (2003). «Этническая вариация / этническая принадлежность». В Понцетти, Джеймс Дж. (ред.). Международная энциклопедия брака и семьи . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028656724 .
- Сайдеман, Стивен М.; Эйрес, Р. Уильям (2000). «Определение причин ирредентизма: логит-анализ данных меньшинств, подвергающихся риску, за 1980-е и 1990-е годы» . Журнал политики . 62 (4): 1126–1144. дои : 10.1111/0022-3816.00049 . ISSN 0022-3816 . JSTOR 2647868 . S2CID 144804873 .
- Сенаратне, Калана (2021). «Шри-Ланка: пример». Внутреннее самоопределение в международном праве: история, теория и практика . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–194. ISBN 9781108484404 .
- Шеррер, Кристиан П. (2005). Шелтон, Дина (ред.). Энциклопедия геноцида и преступлений против человечества . Справочник Макмиллана. ISBN 9780028658506 .
- Сирлин, Эсекьель (2006). «Национальные призывы последней диктатуры» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2009 года . Проверено 7 февраля 2010 г.
- Сироки, Дэвид С.; Хейл, Кристофер В. (январь 2017 г.). «Внутри ирредентизма: глобальный эмпирический анализ: внутренний ирредентизм». Американский журнал политической науки . 61 (1): 117–128. дои : 10.1111/ajps.12271 .
- Солчаник, Роман (2001). Украина и Россия: постсоветский переход . Роуман и Литтлфилд. п. 165. ИСБН 978-0-7425-1018-0 .
- Стиббе, Мэтью (2018). «Итальянский ирредентизм» . 1914–1918 — онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны . Проверено 15 декабря 2022 г.
- Тарас, Раймонд; Гангули, Раджат (2015). «1. Этнический конфликт на мировой арене: определения» . Понимание этнического конфликта . Рутледж. ISBN 9781317342823 .
- Тареке, Гебру (2000). «Возвращение к Эфиопско-сомалийской войне 1977 года» . Международный журнал африканских исторических исследований . 33 (3): 635–667. дои : 10.2307/3097438 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 3097438 .
- ООН (1945). Устав ООН .
- Соединенные Штаты. Государственный департамент (1981). Документы, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов . Издание Государственного департамента. Типография правительства США. п. 162 . Проверено 1 июля 2023 г.
- Уокер, Шон (25 сентября 2022 г.). « «Способ избавиться от нас»: крымские татары осуждают российскую мобилизацию» . Хранитель . Проверено 5 декабря 2022 г.
- Уэст, Жаклин, изд. (2002). Южная Америка, Центральная Америка и Карибский бассейн, 2003 г. Тейлор и Фрэнсис. п. 406. ИСБН 978-1-85743-138-4 .
- Уайт, В. Джордж; Миллетт, Брюс (2019). Кобаяши, Одри (ред.). Международная энциклопедия человеческой географии . Эльзевир. стр. 419–426. ISBN 9780081022962 .
- Виттманн, Анна М. (2016). Разговор о конфликте: насыщенный язык геноцида, политического насилия, терроризма и войны . АВС-КЛИО. стр. 301–302. ISBN 9781440834257 .
- Вудворд, Сэнди ; Робинсон, Патрик (1997). Сто дней: Мемуары командира Фолклендской боевой группы . Издательство Военно-морского института. п. 72. ИСБН 978-1-55750-652-8 .
- Йингер, Джон Милтон (1994). Этническая принадлежность: источник силы? Источник конфликта? . СУНИ Пресс. п. 11. ISBN 9780791417973 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 840.