Интегральный национализм
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
Часть серии о |
Интегрализм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Национализм |
---|
![]() |
Из серии «Политика». |
Монархия |
---|
![]() |
![]() |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Декабрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Интегральный национализм ( фр . nationalisme intégral ) — разновидность национализма. [1] [2] [3] которая возникла во Франции 19-го века , была теоретизирована Шарлем Моррасом и в основном выражалась в ультрароялистских кругах « Французского действия» . Учение также называется Maurrassisme .
Фундаменты [ править ]
и упадок упадок Национальный
Интегральный национализм стремился стать контрреволюционной доктриной, обеспечивающей национальную доктрину, которая могла бы обеспечить территориальную сплоченность и величие французского государства. Его мировоззрение основывалось на нескольких заповедях. Во-первых, метод: принцип « Политика прежде всего! », то есть что националистические, политические католические и монархические движения должны сосредоточить свои усилия на изменении политического и конституционного порядка, а не признавать победу радикального республиканизма и вытеснять свою деятельность в социальные или культурные занятия. Во-вторых, убежденность в том, что Просвещение в целом и Французская революция в частности нарушили традиционный общественный договор: Моррас считал, что, подчеркивая верность культурному и политическому национальному государству, они стерли старый патриотизм, основанный на верности более «органическим» принципам. такие единицы, как семья , мелкие платежи и монархия. Наконец, моральный компонент: Моррас считал, что французское общество начала двадцатого века соскользнуло с Золотой век превратился в период упадка и коррупции, воплощенный военным поражением 1870-1871 годов и культурным столкновением в связи с делом Дрейфуса .
По его мнению, французское национальное сообщество пережило период своего геополитического величия при абсолютистском режиме Людовика XIV, когда религия и политика были слиты воедино под абсолютной властью монарха. Моррас обвинил французский национальный упадок в свержении культурной и политической системы Ancien Régime , ее замене революционной и романтической формой либерализма, рожденной Французской революцией (известной как радикализм ), и последовавшем за этим столетии политического и конституционного конфликта. после 1789 года. Таким образом, Моррас воображал, что внедрение таких идей в политическую жизнь могло произойти только под влиянием внешних влияний: масонов , протестантов , евреев и иностранцев (которых он называл « метиками »). [4] Вместе эти четыре общины, по мнению Морраса, представляли собой «анти-Францию» и никогда не могли быть интегрированы во французскую нацию.
Порядок, разум, классицизм, власть и свобода [ править ]
В поисках восстановления конституционного, политического и культурного порядка Старого режима Моррас выступал за политическую систему, основанную на сильной власти, вере во врожденный разум естественного закона и отказе от хаотического романтизма и модернизма в пользу упорядоченные классические эстетические ценности . [5] Его философские влияния включали Платона и Аристотеля , Данте и Фому Аквинского , Огюста Конта и Жозефа де Местра . Его историческое влияние варьируется от Сент-Бева до Фюстеля де Куланжа, Ипполита Тена и Эрнеста Ренана . Но якобинский централизм французского государства также огорчал его: как провансальский регионалист , он выступал за центральное государство, которое уступало бы традиционным местным или региональным привилегиям, утверждая, что только старая монархия могла найти этот баланс.
Таким образом, в поисках сплоченности идеализированного национального сообщества политический проект Морраса вращался вокруг трех основных осей:
- Политически: возвышение национальных интересов и вместе с этим исключение из национального сообщества протестантов, евреев, масонов и иностранцев, которые считаются по своей сути «нефранцузскими» (« только Франция »);
- Институционально — система, призванная сбалансировать уважение к местным культурным особенностям и политическим свободам ( pays réel , или «истинная страна») с всеобъемлющими интересами государства (то есть монархии);
- В моральном отношении преобладающая роль должна быть отведена католической церкви как объединяющему культурному элементу, источнику социального порядка и идеологическому агенту центрального государства.
Характеристики [ править ]
Позитивистский национализм [ править ]
Интегральный национализм стремится восстановить естественные законы, наблюдая факты и опираясь на исторический опыт, даже если он не может противоречить метафизическим оправданиям , которые составляют истинную основу христианства; ибо позитивизм, для «Французского действия», никоим образом не были доктриной объяснения, а лишь методом установления; именно заметив, что наследственная монархия является режимом, наиболее соответствующим природным, историческим, географическим и психологическим условиям Франции, Моррас стал монархистом: «Естественные законы существуют», — писал он; «Верующий человек поэтому должен считать забвение этих законов нечестивым небрежением. Он уважает их тем более, что называет их делом вечного Промысла и добра». [ нужна ссылка ]
Контрреволюционный национализм [ править ]
Национализм Морраса должен быть неотъемлемым, поскольку, по его мнению, монархия является частью сущности французской нации и традиций. Роялизм — это целостный национализм, потому что без короля все, что националисты хотят сохранить, сначала ослабнет, а затем погибнет. [6]
национализма Децентрализация
Моррас — противник наполеоновской централизации. Он считает, что эта централизация, приводящая к этатизму и бюрократии (присоединяясь, таким образом, к идеям Жозефа Прудона ), присуща демократической системе. Он утверждает, что республики существуют только благодаря централизации, и только монархии достаточно сильны для децентрализации. Моррас осуждает коварное использование государством слова «децентрализация», которое позволяет ему деконцентрировать свою власть, одновременно обеспечивая себе престиж свободы. Какой смысл создавать университеты в провинции, если государство все равно контролирует их централизованно? [7]
Социальный национализм [ править ]
Несмотря на размеренную и осторожную поддержку, которую он оказал Прудоновскому кружку , кружку интеллектуалов, созданному молодыми монархистами, враждебными либеральному капитализму и призывающими к союзу с революционным синдикалистским движением, вдохновленным Жоржем Сорелем , [8] Шарль Моррас защищал социальную политику, близкую к политике Рене де ла Тур дю Пен ; Моррасу не нравится Жоржу Сорелю и Эдуару Берту систематический процесс буржуазии, в котором он видит возможную поддержку. [9] В классовой борьбе Моррас предпочитает, как и в Англии, предлагать такую форму национальной солидарности, краеугольным камнем которой может стать король.
Неэкспансионистский национализм
Моррас враждебно относится к колониальной экспансии, побуждаемой республиканскими правительствами, которая отвлекает от мести Германии и распыляет ее силы; более того, он враждебен якобинской и республиканской политике ассимиляции, направленной на навязывание французской культуры народам с их собственной культурой. Как и Лиоте, он считает, что Францию необходимо заставить любить Францию, а не навязывать французскую культуру во имя абстрактного универсализма. [10]
Эта последняя концепция привлекает к нему расположение элит колонизированных народов; Ферхат Аббас , например, является алжирским маврикийцем: он является основателем L'Action Algerienne, органа, заявляющего о интегральном национализме. [11] Это движение борется за принятие конкретных предложений: все они в направлении местной и организованной демократии, единственной формы демократии, за которую выступал Моррас, потому что, по его мнению, она является единственной по-настоящему реальной: автономия местных и региональных корпораций коренных народов. , автономия в социальном и экономическом регулировании, всеобщее избирательное право на муниципальных выборах, широкое представительство корпораций, коммун, знати и местных вождей, образующих ассамблею с французским правительством.
Если он был враждебен колониальной экспансии, Моррас тогда был враждебно настроен по отношению к жестокой ликвидации Французской колониальной империи после Второй мировой войны, что наносило ему ущерб как интересам Франции, так и интересам колонизированных народов. [ нужна ссылка ]
Нерасистский национализм [ править ]
Национальная теория Морраса отвергает мессианизм и этнизм, присущие немецким националистам, унаследовавшим Фихте . [12] Нация, которую он описывает, соответствует политическому и историческому значению Ренана в книге « Что такое нация?» , к живым иерархиям, которые Тэн описывает в «Происхождении современной Франции» , к дружбе, описанной Боссюэ. [13] По сути, Моррас предложил форму гражданского национализма, которая была агрессивно исключающей: как и республиканский гражданский национализм левых, он стремился создать национальное сообщество из несопоставимых языковых и региональных этнических групп французского государства - бретонцев и эльзасцев, басков и Корсиканцы, окситанцы, фламандцы и т. д.; он отличался от республиканцев тем, что устанавливал критерии национального сообщества на традиционалистских основаниях: католицизм, аграрность и историческое правление при французской монархии. Таким образом, он принял иное направление, чем расовый или этнолингвистический национализм немецких радикальных правых, но закончился такой же степенью яростной ксенофобии и антисемитизма , поскольку некоторые этнические, языковые или религиозные сообщества считались принадлежащими французской нации, но не другие.
Влияние в других странах [ править ]
Моррас и «Французское действие» оказали влияние на различных мыслителей, заявляющих о контрреволюционном, антипросветительском и христианском (в основном католическом) национализме во всем мире.
В Великобритании за Моррасом следили и восхищались писатели и философы, а также несколько британских корреспондентов, ученых и редакторов журналов. В 1917 году с ним заключил контракт Хантли Картер из New Age и The Egoist . [14]
Его стихи были переведены и опубликованы в Великобритании, где у Морраса много читателей среди Высшей церкви англиканства и консервативных кругов. [15] Среди его читателей есть Т. С. Элиот . Элиот нашел причины своего антифашизма в Моррасе, чей антилиберализм является традиционалистским, чтобы принести пользу определенной идее монархии и иерархии. «Музыка внутри меня» , включающая в переводе основные части «Внутренней музыки» , будет опубликована в 1946 году под руководством графа Г.В.В. Потоцкого из Монталька, директора и основателя The Right Review. [16] [17]
Украинский национализм XIX и начала XX веков в основном был либеральным или социалистическим, сочетая украинское национальное сознание с патриотизмом и гуманистическими ценностями. [ нужна ссылка ] Напротив, националисты, возникшие в Галиции после Первой мировой войны, как и в остальной Европе, приняли форму национализма, известную как «интегральный национализм». [18] [номер 1] Согласно этой идеологии, нация считалась высшей абсолютной ценностью, более важной, чем социальный класс, регион, личность, религия и т. д. С этой целью членам Организации украинских националистов (ОУН) было предложено « прорваться во все сферы национальной жизни», такие как институты, общества, деревни и семьи. Политика рассматривалась как дарвиновская борьба между нациями за выживание, делающая конфликт неизбежным и оправдывающая любые средства, которые могли бы привести к победе одной нации над нацией других. В этом контексте сила воли рассматривалась как более важная, чем разум. [19] а война прославлялась как выражение национальной жизнеспособности.
Интегральный национализм стал мощной силой в большей части Европы в 1920-е и 1930-е годы. Концептуализация этой идеи ОУН была особенной во многих отношениях. Поскольку Украина не имела гражданства и была окружена более могущественными соседями, акцент на силе и войне должен был выражаться в террористических актах, а не в открытой войне, а незаконность прославлялась. Поскольку у украинцев не было государства, которому они могли бы поклоняться или служить, упор был сделан на «чистый» национальный язык и культуру, а не на государство. Существовала разновидность фантастического романтизма , в которой бесхитростное украинское неприятие разума было более спонтанным и искренним, чем циничное неприятие разума немецкими или итальянскими интегральными националистами. [20]
ОУН рассматривала Украинскую греко-католическую церковь как соперника и осуждала католических лидеров как информаторов полиции или потенциальных информаторов; Церковь отвергла интегральный национализм как несовместимый с христианской этикой. Конфликт между ОУН и Церковью утих в конце 1930-х годов. [21]
В Португалии правил Антониу де Оливейра Саласар страной с 1932 по 1968 год и восхищался Моррасом. Хотя он и не был монархистом, он потворствовал смерти Морраса в 1952 году. [22] Интегральный национализм иногда считался одним из источников вдохновения режима Салазара в Португалии и режима Франсиско Франко в Испании . Оба лидера уважали Морраса, но не претендовали на него, создавая федералистскую или роялистскую систему. В Испании Моррас и его целостный национализм оказали большое влияние на националистических и католических правых в первой половине двадцатого века. Первоначально так было с политическим течением, известным как «мавризм» (в честь консервативного лидера Антонио Мауры ) в 1910-х и начале 1920-х годов. Во времена Второй Испанской республики интегральный национализм Морраса оказал главное влияние на ультрамонархистов во главе с Хосе Кальво Сотело , основавшим контрреволюционный журнал Acción Española (1931–36) и его партийно-политическое продолжение Renovación Española (1933–36 ). 37). Идеи Морраса также оказали влияние на национальный католицизм Франко. [23] [24]
В Югославия Королевстве Дмитрий Льотич и его Югославское национальное движение ( Збор ) находились под сильным влиянием идей Морраса. Льотич находился под влиянием, когда учился во Франции и посещал различные встречи.
В Мексике Хесус Гуиса-и-Асеведо по прозвищу «Маленький Моррас» и историк Карлос Перейра находились под влиянием Морраса.
В Перу Хосе де ла Рива-Агуэро и Осма находился под влиянием Морраса. Великий перуанский реакционный мыслитель восхищался его монархической доктриной и встретился с ним в 1913 году.
В Аргентине аргентинский военный Хуан Карлос Онгания , как и Алехандро Агустин Лануссе , участвовал в «Курсильос де ла Кристиандад», а также доминиканцы Антонио Имберт Баррера и Элиас Вессин-и-Вессин , военные противники восстановления Конституции 1963 года. .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дэвид Браун, Современный национализм , Routledge, 2003, стр. 68.
- ↑ Совсем недавно Питер Альтер обсуждал интегральный национализм в своей книге «Национализм» (1985).
- ^ Интегральный национализм — один из пяти типов национализма, определенных Карлтоном Хейсом в его книге 1928 года «Историческая эволюция современного национализма».
- ^ Моррас, Шарль (1949). Для молодого француза .
- ^ Шарль Моррас, хаос и порядок , Стефан Джоканти , цитируется Лораном Дандрие , Текущие ценности , 15 сентября 2006 г. [1] . Архивировано 14 ноября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 181.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 111.
- ^ Жеро Пумаред, «Круг Прудона или невозможный синтез», Mille neuf cent: Revue d'histoire Intellectual, № 12, 1994, стр. 78.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 237.
- ^ Тереза-Шарль Валлен, «Алжирский национализм и национализм Морраса», EM, 3, 1974, стр. 37.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 303.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 180.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 182.
- ^ Стефан Джоканти, Моррас – Хаос и порядок, изд. Фламмарион, 2006, с. 412.
- ^ Дэвид Леви, «Моррас и британская интеллектуальная жизнь», EM, 3, стр. 107-113.
- ^ Т. С. Элиот, «Триумфальный марш», Сборник Pems , 1909–1962, Фабер, 1963, стр. 140.
- ^ Т. С. Элиот или Мир в пыли , изд. Латте, 2002, с. 199-204.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тревор Эрлахер (2014). «Рождение украинского «активного национализма»: Дмитрий Донцов и неортодоксальный марксизм накануне Первой мировой войны, 1883–1914» . Современная интеллектуальная история . 11 (3): 519–548. дои : 10.1017/S1479244314000171 . S2CID 144888682 .
- ^ Orest Subtelny . (1988). Ukraine: A History. Toronto: University of Toronto Press. pp.441–446.
- ^ Армстронг, Джон (1963). Украинский национализм . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 20–22.
- ^ Мирослав Шкандрий.(2015). Национальная демократия, ОУН и донцовизм: три идеологических течения в украинском национализме 1930–40-х годов и их общая миф-система». Коммунистические и посткоммунистические исследования 1–8.
- ^ Стефан Джоканти , Моррас – Хаос и порядок , изд. Фламмарион, 2006, с. 500.
- ^ Гонсалес Куэвас, Педро Карлос (30 апреля 2001 г.). «Идеологические традиции испанских крайне правых». Испания . 61 (207): 99–141. дои : 10.3989/hispania.2001.v61.i207.308 . ISSN 1988-8368 .
- ^ Университет Саламанки, выпуски (20 декабря 2013 г.). «Индекс» . Изучите историю. Современная история . 35 :1. дои : 10.14201/11405 . ISSN 0213-2079 .