Национал-коммунизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Коммунизм |
---|
Коммунизм портал Портал социализма |
Национальный коммунизм — это термин, описывающий различные формы, в которых марксизм-ленинизм и социализм были приняты и/или реализованы лидерами разных стран, используя аспекты национализма или национальной идентичности для формирования политики, независимой от коммунистического интернационализма . Национал-коммунизм использовался для описания движений и правительств, которые стремились сформировать совершенно уникальный вариант коммунизма, основанный на различных национальных характеристиках и обстоятельствах, а не следуя политике, установленной другими социалистическими государствами , такими как Советский Союз . [1]
В каждом независимом государстве, империи или зависимости отношения между социальным классом и нацией имели свои особенности. Украинские коммунисты Василь Шахрай , Александр Шумский и Мазлах, а затем татарский Султан Галиев считали интересы большевистского российского государства противоречащими интересам своих стран. Коммунистические партии , пытавшиеся проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, противоречащую интересам Советского Союза, были описаны как примеры национального коммунизма; эта форма национального коммунизма отличается от коммунистических партий/движений, использующих националистическую риторику. Примеры включают Иосипа Броз Тито и его независимое руководство, которое увело Югославию от Советского Союза, Имре Надя антисоветский демократический социализм , Александра Дубчека социализм с человеческим лицом и Яноша Кадара коммунизм-гуляш . [1] [2]
Коммунистические партии, которые стремились следовать своему собственному варианту коммунизма, сочетая коммунистические/социалистические идеалы с национализмом, были описаны как национал-коммунистические. К ним относятся Социалистическая Республика Румыния под руководством Николае Чаушеску , Демократическая Кампучия под руководством Пол Пота , [3] и Северная Корея под властью Чучхе . [4] [5]
Коммунизм, каким его представляли себе Карл Маркс и Фридрих Энгельс, должен был быть интернационалистическим , поскольку ожидалось, что пролетарский интернационализм поставит классовый конфликт намного выше национализма в качестве приоритета для рабочего класса . Национализм часто рассматривался как инструмент, который буржуазия использовала для разделения и управления пролетариатом ( буржуазный национализм ) и предотвращения его объединения против правящего класса . Хотя влияние международного коммунизма было очень сильным с конца 19-го века до 1920-х годов, последующие десятилетия, начиная с социализма в одной стране и переходя в холодную войну и Движение неприсоединения , сделали национальный коммунизм более широкой политической реальностью.
Происхождение
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]В течение десятилетия 1840-х годов слово «коммунист» стало широко использоваться для описания тех, кто приветствовал левое крыло Якобинского клуба Французской революции как своих идеологических предков. [6] В 1847 году Коммунистическая лига в Лондоне была основана . Союз обратился к Марксу и Энгельсу с просьбой подготовить проект «Коммунистического манифеста» , который был принят союзом и опубликован в 1848 году. Коммунистический манифест включал ряд взглядов на роль нации в реализации манифеста. В преамбуле говорится, что «Коммунистический манифест» возник в результате того, что европейцы разных стран собрались в Лондоне, чтобы опубликовать свои общие взгляды, цели и тенденции. [7] Затем в первой главе обсуждается, как подъем буржуазии привел к глобализации и место национальных проблем. [8]
В книге «Марксизм и мусульманский мир » Максим Родинсон писал: « Классический марксизм , на этот раз верный самому Марксу, постулирует, что социалистическое государство не может быть империалистическим. Но никаких доказательств в поддержку этого тезиса не приводится». [9] По мнению Романа Роздольского : «Когда в Манифесте говорится, что у рабочих «нет страны», имеется в виду буржуазное национальное государство, а не национальность в этническом смысле. У рабочих «нет страны», потому что, по Марксу и Энгельсу, они должны рассматривать буржуазное национальное государство как машину своего угнетения, и после того, как они придут к власти, у них также не будет «страны» в политическом смысле, поскольку отдельные социалистические национальные государства будут лишь переходным этапом на пути к бесклассовому и безгосударственное общество будущего, поскольку построение такого общества возможно только в международном масштабе».
20 век
[ редактировать ]Милован Жилас популяризировал термин «национальный коммунизм» в своей книге «Новый класс » (1957), где он писал: «Ни одна форма коммунизма... не существует иначе, как как национальный коммунизм. Чтобы сохранить себя, она должна стать национальной. " Несколькими годами ранее бывший коммунист Манабендра Рой сказал: «Коммунизм в Азии — это, по сути, национализм, окрашенный в красный цвет». Антон Паннекук , голландский левый коммунист , и российские монархисты Николай Устрялов и Василий Шульгин заявили в 1920 году, что русские первыми национализировали коммунизм. Они обратили внимание на то, насколько большевики отличались от всех других европейских социал-демократических партий по структуре и идеологии, а также на то, что Владимира Ленина ( Большевистская партия сформированная из левого крыла Российской социал-демократической рабочей партии ) может быть считается первой национальной коммунистической партией. В марте 1918 года Ленин переименовал свою партию в Российскую коммунистическую партию. Национал-коммунизм также относится к нерусским коммунистическим течениям, возникшим в бывшей царской империи после того, как Ленин захватил власть в Октябрьской революции (1917 г.) и различным коммунистическим режимам, возникшим после 1945 г. в других частях мира.
Следуя за своими российскими коллегами, левые социалисты на Украине и в мусульманских регионах бывшей Российской империи также разработали отдельные варианты коммунизма, которые продолжались в Советском Союзе до 1928 года. Украинский и мусульманский варианты отличались друг от друга по двум пунктам: особый. Мусульмане считали, что судьба мировой революции зависит от событий в Азии, а не в Европе. Они также утверждали, что союзы с национальной буржуазией необходимы на время освободительной борьбы. Классовые разделения необходимо было игнорировать, иначе национальная буржуазия отвернулась бы от национального освобождения и вступила бы в союз со своими имперскими коллегами и, таким образом, обеспечила бы окончательный крах любой революционной борьбы и национального освобождения. В своем мусульманском варианте это был синтез национализма, коммунизма и анархизма, а также религии. Мусульманские коммунисты включали людей из групп, существовавших до русской революции , присоединившихся к Российской большевистской партии между 1917 и 1920 годами, некоторые из которых позже были Наркомнат при Иосифе наркоме Сталине . [ нужна ссылка ]
Термин «национальный коммунизм» был принят небольшим количеством французских фашистов , таких как политик Пьер Клементи . Французская национал-коммунистическая партия существовала между 1934–1944 годами и поддерживала национально-коммунистическую платформу, известную своим сходством с фашизмом , и популяризировала расовый антисемитизм . Группа также была известна своей агитацией в поддержку общеевропейского национализма и раттахизма , поддерживая контакты как в нацистской Германии , так и в Валлонии . Позже партия исключила из своего названия Национал-коммунистическую партию и переименовала себя во Французскую национал-коллективистскую партию. [10]
Партия Мурба — индонезийская политическая партия, провозгласившая себя национал-коммунистической. [11] Историк Герберт Фейт охарактеризовал профиль партии как «крайний национализм и мессианский социальный радикализм (чья зачаточная форма лишь слегка смягчалась марксистской и ленинской теорией, на которую она претендовала). признать практические трудности правительств». [12]
История
[ редактировать ]В Украине
[ редактировать ]В 1918 году книга « До Хвыли» (переведенная на английский язык как «О нынешнем положении на Украине» , под редакцией П. Потичного в 1970 году), написанная украинскими коммунистами Сергеем Мазлахом и Василием Шахраем , бросила вызов тому, что они считали господством России над Украина под властью большевиков. Предшественники украинских коммунистов, украинские левые социал-демократы, в марте 1919 года попытались возглавить начавшееся тогда на Украине массовое антибольшевистское восстание, но не смогли завоевать контроль над значительной территорией. Их основная военная сила под командованием Даниила Зеленого была разгромлена к июлю 1919 года. Столкнувшись с успешным наступлением Антона Деникина , они решили прекратить дальнейшую военную деятельность и вступить в союз с большевиками как с меньшим злом . В январе 1920 года они сформировали Украинскую коммунистическую партию , которая признала власть русских коммунистов над Советской Украиной, но критиковала большевистскую административную, культурную, политическую, партийную и экономическую централизацию. В письме, представленном в том же году Третьему Интернационалу , они расширили анализ Шахрая и Мазлаха. [13]
Другим видным украинским национал-коммунистическим движением были боротьбисты во главе с Александром Шумским . Шумский занял более пробольшевистскую позицию, чем Шахрай, когда он начал Январское восстание с целью свержения правительства УНР . Шумский также пытался свергнуть гетмана Павла Скоропадского путем революции. После создания СССР Шумский стал пропагандистом украинизации в КПСС и внес свой вклад в Коренизацию , которая выступала за продвижение языка и культуры этнических меньшинств в СССР. Шумский также был советским переговорщиком по Рижскому миру .
Из-за противодействия Шумскому политике русификации сталинского режима он позже был осужден в 1927 году за свою национал-коммунистическую позицию, которую советские власти назвали «национальным отклонением». Он был арестован и привлечен к ответственности режимом в 1933 году и назван националистом и контрреволюционером, что привело к его смертному приговору в 1937 году. В 1946 году он был убит агентами НКВД по указанию Иосифа Сталина и Лазаря Кагановича во время его перевода из Киев в СаруТоби. [14]
В мусульманских регионах бывшей Российской империи (1919–1923 гг.)
[ редактировать ]Открытый конфликт между видными мусульманскими теоретиками, такими как Мирсайет Солтангалиев , с одной стороны, и Лениным и Сталиным, с другой, вспыхнул в 1919 году на Втором конгрессе Коммунистического Интернационала по поводу автономии Коммунистической партии мусульман, а также на съезде народов Востока и Первой конференции коммунистов тюркских народов Советской России, а также, что немаловажно, на X съезде большевистской партии (апрель 1921 г.). Кризис привел к чистке Коммунистической партии Туркестана в декабре 1922 года и аресту Султана Галиева в 1923 году. Галиев был первым членом большевистской партии, арестованным Сталиным. Непосредственной причиной его ареста стали комментарии к резолюциям XII съезда об уступках инородцам. Сталин был разгневан тем, что Галиев отверг его сопоставление великодержавного шовинизма с местным национализмом. Галиев отметил, что реакция на великодержавный шовинизм не является национализмом, а просто реакцией на великодержавный шовинизм. Через девять дней его арестовали.
В это время Солтангалиев, Турар Рыскулов , Нариман Нариманов и Ахмет Байтурсунов пользовались большим влиянием, особенно через Коммунистический университет трудящихся Востока , который открылся в 1921 году и действовал очень активно, пока в 1924 году его штат не был подвергнут чистке. Коммунисты извне Советский Союз, такие как Манабендра Натх Рой , Хенк Снивлит и Султан Заде , также преподавали там, формулируя аналогичные политические позиции. Среди студентов университета были Сен Катаяма , Тан Малака , Лю Шаоци и Хо Ши Мин .
Великая чистка в мусульманских республиках началась в 1928 году с казней Вели Ибраимова из Татарской коммунистической партии и Миллия Фирки, за которыми последовали лидеры «Хуммета» , Татарской коммунистической партии и Татарского союза безбожников . То же произошло и в Азербайджане, Казахстане и младобухарцах .
В Румынии (1960–1980-е гг.)
[ редактировать ]Хотя термин «национальный коммунизм» никогда официально не использовался Коммунистической партией Румынии , он использовался для описания идеологии Социалистической Республики Румыния в период с начала 1960-х по 1989 год. Георге Георгиу-Деж первоначально сделал акцент на румынском национализме , когда попыталась проводить более автономную внутреннюю и внешнюю политику, независимую от Советского Союза. Кульминацией этого стал 1964 год, когда Георгиу-Деж объявил «декларацию независимости», отказавшись от коммунистического интернационализма. [15] Преемник Георгиу-Дежа Николае Чаушеску развил это дальше, объединив марксистско-ленинские принципы и доктрины румынского национализма . В 1971 году Чаушеску своим манифестом «Июльские тезисы» провозгласил национальную культурную революцию . Национал-коммунизм в Румынии был построен вокруг культа личности Чаушеску и идеализации румынской истории , также известной как протохронизм . Главным аргументом догмата была бесконечная и единодушная борьба на протяжении двух тысячелетий за достижение единства и независимости. [16]
Частью румынского национального коммунизма была реабилитация румынских исторических деятелей, ранее осужденных коммунистическим режимом . Примеры включают историка-националиста Николае Йоргу и Иона Антонеску , фашистского дирижера. [ нужна ссылка ] . Эти деятели считались румынскими патриотами, несмотря на их сильные антикоммунистические взгляды.
Во Вьетнаме
[ редактировать ]С 1930-х годов, когда была основана Коммунистическая партия Вьетнама , многие националисты решили вступить в партию. Это примечательно, поскольку знаменует собой тот факт, что национализм рекристаллизовался в организованную систему, а не в отдельные движения борьбы, как раньше. С другой стороны, национализм во Вьетнаме существует уже давно, даже цепляясь за множество различных типов политических институтов, от феодальных государств до однопартийных государств. Таким образом, в отличие от коммунистических партий или других левых партий , Коммунистическая партия Вьетнама является националистической партией по своей природе, а идеи Хо Ши Мина часто рассматриваются как основная идеология партии. Возможно, это позволило партии заручиться поддержкой вьетнамского народа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Национальный коммунизм» . Британская энциклопедия .
- ^ Скиллинг, Х. Гордон (1984). «Кризис коммунизма в Восточной Европе: национальный и международный» . Международный журнал . 39 (2): 429–455. дои : 10.1177/002070208403900211 . JSTOR 40202342 . S2CID 147194186 .
- ^ Кирнан, Бен (2017). «Камбоджа: детонатор краха коммунизма» . Кембриджская история коммунизма . дои : 10.1017/9781316471821.006 . ISBN 9781316471821 .
- ^ Чен, Ченг; Ли, Джи-Ён (2007). «Понимание Северной Кореи» . Коммунистические и посткоммунистические исследования . 40 (4): 459–475. doi : 10.1016/j.postcomstud.2007.10.003 . JSTOR 48609679 .
- ^ Бюн, Дэ Хо (1990). Внешняя политика Северной Кореи «Чучхе» и вызов новому мышлению Горбачева (Диссертация). Университет Майами. ПроКвест 303835540 .
- ^ Фернбах, Дэвид (1973). "Введение". Политические сочинения: Революции 1848 года . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 23.
- ^ Маркс К. и Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии» . Проверено 16 августа 2012 г. - из Интернет-архива марксистов.
- ^ Маркс К. и Энгельс Ф. «Глава I. Буржуазия и пролетарии» . Проверено 16 августа 2012 г. - из Интернет-архива марксистов.
Вместо старых потребностей, удовлетворяемых производством страны, мы обнаруживаем новые потребности, требующие для своего удовлетворения продуктов далеких стран и стран. Вместо старой местной и национальной изоляции и самодостаточности мы имеем общение во всех направлениях, всеобщую взаимозависимость наций. Как она поставила страну в зависимость от городов, так она поставила в зависимость варварские и полуварварские страны от цивилизованных, крестьянские нации от наций буржуазных, Восток от Запада. ... Хотя и не по существу, но по форме борьба пролетариата с буржуазией есть сначала борьба национальная. Пролетариат каждой страны должен, конечно, прежде всего уладить дела со своей буржуазией.
- ^ Родинсон, Максим (1981). Марксизм и мусульманский мир . Книги Зеда . ISBN 978-0-85345-586-8 .
- ^ Камю и Лебур, с. 64; Гордон и др. , с. 276; Леклерк, с. 26
- ^ Фейт, Герберт . Кабинет Вилопо, 1952–1953 годы: поворотный момент в послереволюционной Индонезии . Итака, Нью-Йорк: Проект «Современная Индонезия», Программа Юго-Восточной Азии, Департамент дальневосточных исследований, Корнельский университет, 1958. с. 52
- ^ Фейт, Герберт (2009). Кабинет Вилопо, 1952–1953 годы: поворотный момент в послереволюционной Индонезии . Равноденствие. ISBN 9786028397155 .
- ^ «Меморандум Коммунистической партии Украины ко Второму конгрессу III Коммунистического Интернационала в июле-августе 1920 г.». Дебаты: Журнал современной Центральной и Восточной Европы . 17 (2): 247–262. 2009. doi : 10.1080/09651560903172282 . S2CID 218546077 .
- ^ «Ввод отображения веб-страницы» .
- ^ Бойя, Люциан (2001). История и миф в румынском сознании . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789639116979 . JSTOR 10.7829/j.ctv10tq53w .
- ^ «Переосмысление национальной идентичности после национал-коммунизма? Случай Румынии (Кристина Петреску, Бухарестский университет)» . www.eurhistxx.de. Архивировано из оригинала 05 марта 2014 г. Проверено 3 апреля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беннигсен А. Мусульманский национал-коммунизм в Советском Союзе: революционная стратегия для колониального мира (1979).
- Форд, Кристофер (2009). «Очерк истории Коммунистической партии Украины (независимцев): освободительный коммунизм 1918–1925». Дебаты: Журнал современной Центральной и Восточной Европы . 17 (2): 193–246. дои : 10.1080/09651560903172274 . S2CID 145338689 .
- Гиззатуллин Х.Г., Д.Р., Шарафутдинов Д.Р., ред., Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды (Москва, 1998).
- Мейс, Дж., Коммунизм и дилеммы национального освобождения: национальный коммунизм в Советской Украине, 1918-1933 (1983).
- Мейс, Джеймс (1993). «Национальный коммунизм» . Энциклопедия Украины . Проверено 25 ноября 2022 г.
- Росдольский Р., « Рабочие и Отечество: примечание к отрывку из «Коммунистического манифеста» , International (Лондон) 4.2 (зима 1977 г.)
- Величенко С., « Украинская антиколониалистская мысль в сравнительной перспективе », AB IMPERIO no. 4 (2012)
- То же, Картина Империализм и Национализм Красный. Украинская марксистская критика российского коммунистического правления в Украине (1918-1925) (Торонто, 2015).