Jump to content

Коммунистическая пропаганда

«Товарищ Ленин очищает землю от грязи», Виктор Дени , 1920 год.
голову в цилиндре и с носом бренди Стрелка часов с надписью «коммунизм» собирается отрезать карикатурную с надписью «Капитал», а подпись гласит: «Последний час!»

Коммунистическая пропаганда — художественная и социальная пропаганда идеологии , коммунистического коммунизма мировоззрения , коммунистического общества и интересов коммунистического движения . имеет тенденцию иметь негативный оттенок, Хотя в западном мире термин «пропаганда» в широком смысле он относится к любой публикации или кампании, направленной на продвижение какого-либо дела, и используется/использовался в официальных целях большинством коммунистически ориентированных правительств. оппонентов политических партий Этот термин может также относиться к кампании . Укорененная в марксистской мысли, пропаганда коммунизма рассматривается ее сторонниками как средство распространения их идеи просвещения людей рабочего класса и отвлечения их от пропаганды того, кого они считают своими угнетателями, что, по их утверждениям, усиливает эксплуатацию, например как религия или потребительство . Таким образом, коммунистическая пропаганда противостоит буржуазной или капиталистической пропаганде .

В «Азбуке коммунизма » большевистский теоретик Николай Бухарин писал: «Государственная пропаганда коммунизма становится в конечном итоге средством искоренения последних следов буржуазной пропаганды, восходящей к старому режиму; и это мощный инструмент для создания новой идеологии, нового образа мышления, нового взгляда на мир». [1]

Теоретическое происхождение

[ редактировать ]

Большая советская энциклопедия определяет коммунистическую пропаганду как выражение сущностного мировоззрения рабочего класса, его естественных целей и интересов, определяемых его историческим положением как социальной силы, которая в конечном итоге откроет эпоху коммунизма. [2]

Согласно коммунистической теории, история всего общества была историей классовой борьбы , и с каждой фазой этой борьбы возникает новый набор социальных отношений, которые диктуют направление развития общества и, по сути, систему производства и распределения товаров и услуг. услуги . [3] Неравномерное распределение этого излишка , возникшее в результате создания излишков во время неолитической революции , было усилено государством , которое представляло интересы правящего класса того времени. Хотя все общества и цивилизации имели свою уникальную историю развития, каждое из них проходит через шесть различных стадий экономических отношений, имеющих общие характеристики, а именно: первобытный коммунизм (общества охотников-собирателей), рабство , феодализм , капитализм , социализм и, наконец, возвращение к коммунизму в высокоразвитой форме, которое считается эпохой полной цивилизованности человечества. [4]

Соответственно, коммунистическая пропаганда служит той же цели, что и вся предшествовавшая ей пропаганда: идеологически укрепить легитимность рабочего класса (тех, кто зарабатывает на жизнь продажей своего труда) как правящего класса общества. В этом контексте основной контрпропагандой является буржуазная пропаганда или пропаганда, которая продвигает господство класса капиталистов (тех, кто зарабатывает на жизнь частной собственностью и капитальными активами). Коммунистическая пропаганда определяется как научно обоснованная система распространения коммунистической идеологии с целью воспитания, обучения и организации масс.

Большая Советская Энциклопедия выделяет следующие функции коммунистической пропаганды: [5]

  • Связь Коммунистической партии с рабочим классом и другими трудящимися. [6]
  • Включение научного социализма в рабочее движение и революционную деятельность масс.
  • Объединение и организация национальных подразделений рабочего, коммунистического и демократического движений.
  • Координация деятельности вышеуказанных движений, обмен информацией и опытом.
  • Выражение общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов.
  • Распространение оппозиции буржуазной и ревизионистской пропаганде.
  • Распространение статистических данных о социалистическом обществе (т. е. о коммунистическом государстве ).

Как общая черта любой пропаганды и ее аналога, цели и методы коммунистической пропаганды настраиваются в соответствии с целевой аудиторией. Самая широкая классификация целей: [7]

  • Внутренняя пропаганда коммунистических государств
  • Внешняя пропаганда коммунистических государств
  • Пропаганда сторонников коммунистов за пределами коммунистических государств

Более подробный список будет

  • Члены коммунистической партии и других групп, поддерживающих коммунизм. Коммунистическая пропаганда часто направлена ​​на людей, которые уже поддерживают коммунизм, с целью укрепить их приверженность делу и мотивировать их работать для достижения целей движения.
  • Население в целом. Коммунистическая пропаганда также часто направлена ​​на население в целом с целью убедить людей поддержать коммунизм и побудить их присоединиться к коммунистической партии или другим коммунистическим организациям.
  • Противники коммунизма. Коммунистическая пропаганда также может быть направлена ​​на людей, выступающих против коммунизма, с целью повлиять на их мнение и убедить их поддержать идеологию.
  • Другие страны: Коммунистическая пропаганда также может быть направлена ​​на людей в других странах с целью продвижения идеологии и обеспечения поддержки коммунистических движений в этих странах.

Более подробную классификацию конкретных целей (рабочие, крестьяне, молодежь, женщины и т. д.) можно найти в документах Коммунистической партии, обычно представляемых на съездах Коммунистической партии. [7]

В целом, главная цель коммунистической пропаганды — распространить идеологию коммунизма и заручиться поддержкой движения как внутри страны, где она распространяется, так и на международном уровне.

Использование марксистской идеологии

[ редактировать ]

Создание Советского Союза было представлено как важнейшее поворотное событие в истории человечества, основанное на марксистской теории исторического материализма . Эта теория определила средства производства как главные детерминанты исторического процесса. Они привели к созданию социальных классов , а классовая борьба стала «двигателем» истории. Социокультурная эволюция обществ должна была неизбежно прогрессировать от рабства через феодализм и капитализм к коммунизму. Более того, Коммунистическая партия Советского Союза стала главным действующим лицом истории как «авангард рабочего класса», согласно развитию этой теории Владимиром Лениным . Таким образом, неограниченная власть лидеров Коммунистической партии провозглашалась столь же непогрешимой и неизбежной, как и сама история. [8] Из этого также следовало, что всемирная победа коммунистических стран неизбежна.

Классовая борьба играла центральную роль в социальной политике СССР и социалистических стран, каждая из которых конституционно определяла превосходство рабочего класса в диктовке развития общества в направлении коммунизма. Репрессиям подвергались и другие классы, интересы которых были враждебны интересам рабочего класса. В первую очередь это касалось капиталистов, включая всех, кто зарабатывал на жизнь частным владением собственностью или капитальными активами. , возник неокапиталистический класс В СССР, основанном на классовом союзе рабочих и крестьян, к 1930-м годам в результате новой экономической политики, введенной после окончания гражданской войны . Среди крестьян этот новый класс (называемый кулаками ) накопил непропорционально большие богатства посредством купеческой торговли и практики мелкого капитала. При Иосифе Сталине правительство начало репрессировать против кулаков , сопротивление чему было встречено жестокими репрессиями, что можно было бы назвать второй гражданской войной. Кулаки, сопротивлявшиеся обобществлению своего имущества, а также все, кто сотрудничал с ними или боролся за них, наказывались лишением свободы, высылкой в Сибирь , или даже расстрел. Лев Копелев , лично участвовавший в акциях против лишенных еды жителей села за сотрудничество с кулаками, объяснил свою мотивацию: [9]

Было мучительно все это видеть и слышать. А еще хуже принять в этом участие.... И я уговорила себя, объяснила себе. Я не должен поддаваться изнурительной жалости. Мы осознавали историческую необходимость. Мы выполняли свой революционный долг. Мы добывали хлеб для нашего социалистического Отечества. Для пятилетнего плана . Нашей целью было всеобщее торжество коммунизма, и ради этой цели было позволительно все – лгать, воровать, уничтожать сотни тысяч и даже миллионы людей... всех, кто стоял на пути.

Насилие, которое характеризовало насильственную коллективизацию сельского хозяйства в Советском Союзе, в конечном итоге закончилось в последние годы 1930-х годов поражением кулаков и их гибелью. К 1950-м годам сельское хозяйство было полностью коллективизировано, и крестьянство прекратило свое существование, поскольку все сельскохозяйственные рабочие имели такое же важное социальное отношение к своим средствам производства, что и другие промышленные рабочие, что делало их частью рабочего класса.

Поляризованные ценности

[ редактировать ]

Коммунистическая пропаганда, хотя и несколько видоизмененная со времен разрядки , сосредоточена вокруг ряда поляризованных дихотомий: достоинств коммунистического мира и пороков капиталистического мира, таких как: [7]

  • коммунисты за мир; капиталисты за войну
  • коммунисты за взаимное сотрудничество; капиталисты за принудительную эксплуатацию
  • коммунисты за демократию; капиталисты за олигархию

Еще одна поляризация была сосредоточена на реальной и предполагаемой сущности различных терминов, таких как « свобода », « демократия », «демократия ». [ нужна ссылка ] часто противопоставляя, например, «буржуазную демократию» против «истинной демократии» или « народной демократии ». Последний термин встречается в выражении «страны народной демократии» применительно к тому, что называют « коммунистическими государствами ». на Западе [10]

Самокритика

[ редактировать ]

Согласно Жака Эллюля книге «Пропаганда: формирование мужских взглядов», полная пропаганда может быть достигнута только тогда, когда она способна победить противника или, по крайней мере, интегрировать его в новую систему взглядов, созданную пропагандой. Это было достигнуто советской пропагандой посредством самокритики своих оппонентов, чтобы заставить врага режима заявить, оставаясь при этом врагом, что режим был прав, а любая оппозиция преступна. [11] Враг принимает их осуждение как справедливое и в результате тоталитарной пропаганды становится сторонником режима.

Означает

[ редактировать ]
Коммунистическая пропаганда на Кубе

Коммунистическая пропаганда распространяется разными способами: от традиционных до современных. Наиболее распространенной формой коммунистической пропаганды является использование газет, журналов и книг. [12] Они используются для распространения политических посланий и идеологий среди общественности, а также для распространения новостей и информации о состоянии страны. Коммунистические лидеры также часто используют силу публичных выступлений, чтобы донести свое послание до масс. Это можно сделать посредством митингов и выступлений, а также посредством телевидения, радио и других средств массовой информации. Помимо традиционных методов, коммунистическая пропаганда также распространяется через социальные сети. Такие платформы, как Twitter , Facebook , Instagram и YouTube, используются для распространения политических сообщений и идеологий. Этого можно добиться, создавая контент, поддерживающий линию партии, или используя платформу для распространения новостей об успехах партии. Кроме того, социальные сети можно использовать для обмена изображениями и видео, поддерживающими убеждения партии. Другой распространенный метод распространения коммунистической пропаганды — использование плакатов, баннеров и произведений искусства. [13] Их можно размещать в общественных местах, таких как парки, скверы и университеты . Поступая таким образом, можно увидеть и распространить коммунистические послания и идеологии среди более широкой аудитории. Наконец, коммунистическая пропаганда распространяется также с помощью фильмов, музыки и литературы. Фильмы и музыка используются для создания чувства ностальгии , а литература может использоваться для распространения политических посланий и идеологий. Кроме того, фильмы и музыку можно использовать для демонстрации успехов партии и поощрения людей присоединиться к ее делу.

Коммунистические руководства

[ редактировать ]

За 1938–1953 годы История ВКП(б). Краткий курс был обязательным объяснением советской идеологии. Книга была переведена на многие языки.

Коммунистическая периодика

[ редактировать ]

Коммунистические государства печатали ряд периодических изданий либо исключительно для распространения за границей, либо в версиях, адаптированных для зарубежной аудитории. Хотя основной вклад внесли Советский Союз и коммунистический Китай, свою долю внесли и другие коммунистические государства. Приведенные ниже списки относятся к началу 1960-х годов, составленные Дж. Клюзом. Список содержит в основном названия на английском языке, но многие из этих журналов редактировались на многих языках. [7]

Советский Союз

[ редактировать ]

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]

(Неполный список)

Радиовещание

[ редактировать ]

В статье 1952 года «Коммунистические передачи в Италию» сообщалось, что по состоянию на июнь 1952 года общая продолжительность коммунистического радиовещания в Италию составляла 78 часов в неделю по сравнению с 23 часами «Голоса Америки» и BBC , отмечая, что Италия занимала ключевое место в мире. Позиция в конфликте между Востоком и Западом того времени. Эти передачи исходили не только из Москвы, но и из стран советского блока , а также из ложных радиостанций «подпольного сопротивления», вероятно, расположенных внутри советского блока, а не на Западе. [14]

Кино и сцена

[ редактировать ]

Советские лидеры считали кино важным инструментом пропаганды (см. Кино Советского Союза ). Советские фильмы помогли создать легенды революции: «Броненосец «Потемкин» , «Октябрь: десять дней, которые потрясли мир» , «Конец Петербурга» . Роман Кармен был военным оператором и кинорежиссером, одной из самых влиятельных фигур в документальном кино . «Обыкновенный фашизм» (Обыкновенный фашизм, он же «Ночь мыслей или Триумф над насилием» ) (1965) Михаила Ромма описал тоталитарную пропаганду на примере нацизма .

В 2007 году высокопоставленный офицер разведки и перебежчик из Восточного блока Ион Михай Пачепа заявил, что в феврале 1960 года Никита Хрущев санкционировал тайный план (известный как «Место 12 ») по дискредитации Ватикана из-за его сильной антикоммунистической позиции, с Папа Пий XII как главная цель. [15] [16] [17] [18] В рамках этого плана генерал Иван Агаянц , начальник отдела дезинформации КГБ , якобы создал план будущей пьесы « Заместитель» , которая, хотя и является вымышленной, претендует на то, чтобы поставить под сомнение моральную достоверность понтифика в отношении Холокост . [15] [17] [19] [20]

Международные организации, конгрессы и фестивали

[ редактировать ]

Во время « холодной войны» Всемирные фестивали молодежи и студентов проводились, за некоторыми исключениями, в столицах коммунистических государств и были мощным инструментом коммунистической пропаганды. [7]

Образование

[ редактировать ]

Образование в коммунистических государствах включало значительный объем идеологической обработки , как в рамках специальных политико-философских курсов, так и в правильно составленных курсах общего образования: истории, географии, мировой литературы и т. д. Советскую идеологию преподавали в Советском Союзе по трем дисциплинам: научный коммунизм , марксизм-ленинизм (в основном в форме ленинизма ) и коммунистическая политическая экономия и был введен как часть многих курсов, например, преподавания взглядов Маркса или Ленина на темы науки или истории. Советский формат образования был навязан (с переменным успехом) другим государствам-сателлитам. [21]

Культура и искусство

[ редактировать ]
Статуя Мао Цзэдуна в Шэньяне

С первых дней существования первого коммунистического государства, Советской России , искусство было признано мощным средством пропаганды и находилось под строгим контролем и цензурой во всех коммунистических государствах. Предпочтительными темами были Ленин и Иосиф Сталин , хотя почти все изображения и памятники Сталину были удалены и/или уничтожены после его смерти в 1953 году.

Кукрыниксы были тремя пропагандистскими карикатуристами / карикатуристами , нападавшими на всех врагов Советского Союза.

Финансовые средства

[ редактировать ]

Дж. Клюс приводит немецкие, французские и британские оценки начала 1960-х годов по сумме денег, потраченных в мире на коммунистическую пропаганду и политическую деятельность в некоммунистическом мире, которые оцениваются примерно в 2 миллиарда долларов, т. е. около 2 долларов на человека за пределами страны. коммунистические государства, причем основными спонсорами являются Советский Союз и Китайская Народная Республика. [7]

Восприятие на Западе

[ редактировать ]
Дверь газеты La Clarte , еженедельной коммунистической газеты, запертой полицией на замок в Монреале , Квебек, Канада, 1937 год.

Основные аспекты коммунистической идеологии, такие как насильственные средства достижения ее целей (революция), отмена частной собственности и враждебность к религии, противоречили традиционным ценностям западного мира и встречали сильную оппозицию, включая попытки сделать коммунистическую идеологию пропаганда незаконна в некоторых штатах. Например:

  • В 1937 году в канадской провинции Квебек был принят « Закон о висячих замках », который позволял полиции предотвращать использование любых помещений для пропаганды коммунизма или большевизма. Верховный суд Канады отменил Закон о висячих замках как неконституционный в 1957 году. [22]
  • В 1962 году американский штат Луизиана принял закон, признающий коммунистическую пропаганду подрывной деятельностью. [23] и заявил, что «сознательное, умышленное и намеренное распространение, распространение или хранение коммунистической пропаганды в штате Луизиана для любого лица является уголовным преступлением, за исключением конкретных исключений, предусмотренных ниже». [24]

Конкретные примеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Цензура:

  1. ^ Nikolai Bukharin , Yevgeny Preobrazhensky The ABC of Communism (1969 translation: ISBN   0-14-040005-2 ), Глава 10: Коммунизм и образование.
  2. ^ Академия наук (1981). Большая советская энциклопедия . Советская энциклопедия.
  3. ^ Карл Маркс, Фридрих Энгельс (21 февраля 1848 г.). Манифест Коммунистической партии .
  4. ^ Энгельс, Фридрих (1880). Социализм: утопический и научный .
  5. ^ Пропаганда [Пропаганда]. Большой Советской Энциклопедии [ Большая советская энциклопедия ] (на русском языке).
  6. ^ На коммунистическом и советском языке «рабочий класс» — это класс промышленных рабочих, тогда как «другие трудящиеся» включают в себя другие «неэксплуатационные» классы.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Джон К. Клюс (1964) Методы коммунистической пропаганды , напечатано в США Прегером и в Великобритании.
  8. ^ Дэвид Саттер . Эпоха бреда: упадок и падение Советского Союза , издательство Йельского университета , 2001, ISBN   0-300-08705-5
  9. ^ «Размышления о разоренном веке», страницы 93-95.
  10. ^ Джон Коннелли (2000), с. 48
  11. ^ Эллул, Жак (1965). Пропаганда: формирование мужских настроений , с. 13.Пер. Конрад Келлен и Джин Лернер. Винтажные книги, Нью-Йорк. ISBN   978-0-394-71874-3 .
  12. ^ Руководство SAGE по пропаганде . Пол Бэйнс, Николас Дж. О'Шонесси, Нэнси Сноу. Лондон. 2020. ISBN  978-1-5264-8623-3 . OCLC   1131871904 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  13. ^ Руководство SAGE по пропаганде . Пол Бэйнс, Николас Дж. О'Шонесси, Нэнси Сноу. Лондон. 2020. ISBN  978-1-5264-8623-3 . OCLC   1131871904 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ «Коммунистические передачи в Италию» , Гарольд Мендельсон и Вернер Дж. Канман, The Public Opinion Quarterly, Vol. 16, № 4, Специальный выпуск по исследованиям в области международных коммуникаций (зима 1952–1953 гг.), Стр. 671–680.
  15. ^ Jump up to: а б Пачепа, Ион Михай, Нападение Москвы на Ватикан: КГБ сделал разложение церкви своим приоритетом. Архивировано 6 октября 2011 г., в Wayback Machine National Review Online, 25 января 2007 г.
  16. Минделл, Синди, Папа Пий XII: аргументы за и против канонизации. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine , The Jewish Ledger, 25 ноября 2008 г.
  17. ^ Jump up to: а б Фоллен, Джон, КГБ и заговор с целью очернить «нацистского папу» , The Times, 18 февраля 2007 г.
  18. ^ Попшечны, Джозеф, ХОЛОДНАЯ ВОЙНА: Как Москва выставила Папу Пия XII пронацистским. Архивировано 16 октября 2009 г. в Wayback Machine , News Weekly, 28 апреля 2007 г.
  19. ^ Кроу, Дэвид, Холокост: корни, история и последствия. [ постоянная мертвая ссылка ] , с. 371, Вествью Пресс, 2008 г.
  20. ^ Помогал ли Папа Пий XII евреям? Маргарита Маркионе, 2007 г. ISBN   0-8091-4476-X стр. 37
  21. ^ См. Джона Коннелли (2000).
  22. ^ «Закон о висячем замке» . История прав человека Канады . Доминик Клеман . Архивировано из оригинала 11 октября 2015 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
  23. ^ §390.1 , Кодекс Луизианы (1962)
  24. ^ §390.2 , Кодекс Луизианы (1962)

Источники

[ редактировать ]
  • Джон Коннелли (2000) «Пленный университет: советизация восточногерманского, чешского и польского высшего образования, 1945–1956», ISBN   0-8078-4865-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гарри Ходжкинсон (1955) Doubletalk (название в США: Язык коммунизма ), Pitman Publishing
  • Ганс Кох (1959) Теория, тактика, технология мирового коммунизма. Сборник цитат от Маркса до Хрущева , Ильмгауверлага, Пфаффенхофена-на-Ильме.
  • Патрик Конли (2012) Журналист-партизан , Метрополь, Берлин, ISBN   978-3-86331-050-9
  • (на польском языке) Ева Матковска (2012) Пропаганда в ГДР. СМИ и литература , Видавниктво унив. Вроцлавского, Вроцлав, ISBN   978-83-229-3288-9
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 082fda035233689ce2959d5df0ccb7c2__1718072160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/c2/082fda035233689ce2959d5df0ccb7c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Communist propaganda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)